ТЫЛ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЙ АРМИИ, ЕГО РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 2(19)/2007
СТРАНИЦЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ
Генерал-майор В.Н. КОЗЕЛЬСКИЙ,
кандидат военных наук, доцент
Полковник М.А. БОБРОВ,
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник, профессор АВН
ТЫЛ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЙ АРМИИ, ЕГО РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Изучая опыт Великой Отечественной войны, важно учитывать все ее уроки не только в сфере руководства, подготовки и осуществления замыслов военных действий, но и в области обеспечения этих действий всеми силами и средствами.
Роль тыла в войне неоднократно подчеркивалась великими военными мыслителями и видными военачальниками прошлого, и убедительнейшим доказательством значимости тыла в вооруженном противоборстве явилась Великая Отечественная война, которая стала самым тяжелым испытанием в истории нашей Родины и потребовала огромного напряжения сил всей страны.
Для авиации ее тыл всегда играл важную роль в успешном и эффективном ведении боевых действий авиационными соединениями и частями.
Опыт войны с белофиннами в 1939-1940 гг. вскрыл серьезные недостатки в организации авиационного тыла, основными из которых были его громоздкость и малая подвижность авиационно-технических частей, излишняя привязанность частей авиационного тыла к органам материального обеспечения сухопутных войск. Действовавшая система управления тылом затрудняла оперативность и автономность принятия решений по организации тылового обеспечения авиации.
Основу войскового авиационного тыла в те годы составляли авиационные базы, которые в условиях боевой обстановки показали себя малоэффективными. Достаточно сказать, что для перевозки одной такой базы железнодорожным транспортом требовалось 6-7 воинских эшелонов по 70-75 вагонов в каждом. Можно было только представить масштабность подобных мероприятий.
В связи с этим весной 1940 г. была проведена некоторая реорганизация авиационных баз. Но она практически не решила проблему повышения их мобильности. Поэтому в соответствии с Постановлением правительства от 10 апреля 1941 г. было принято решение о введении новой организационной структуры. Территория западных приграничных военных округов разбивалась на 36 районов авиационного базирования (РАБ). Каждый район предназначался для обеспечения трех-четырех авиационных дивизий. Авиационная база подчинялась непосредственно начальнику района; в состав базы входило 3-4 батальона аэродромного обслуживания (БАО) - по количеству авиаполков в дивизии. БАО представлял собой отдельную авиационно-техническую часть, предназначенную для непосредственного обеспечения боевых действий одного-двух авиационных полков. Командир батальона подчинялся непосредственно командиру базы, а в оперативном отношении - командиру полка. Характерно, что функции батальона аэродромного обслуживания военного времени были шире функций современного обато, т.к. в его состав входили подразделения связи, метео, зенитного прикрытия, оповещения и связи, аэрофотослужбы.1
Вновь созданная структура авиационного тыла была значительным шагом вперед. Войсковой тыл стал более гибким и подвижным. Реорганизацию тыла планировалось завершить к 1 августа 1941 г. Но начавшаяся война не позволила завершить организационную перестройку тыла в назначенные сроки, что в значительной мере затрудняло управление частями и учреждениями тыла. Не хватало личного состава и техники для укомплектования вновь формируемых частей и восстановления потерь. В результате на 1 августа 1941 г. из 601 батальона аэродромного обслуживания 343 (около 60 %) были небоеспособными и 49 (8%) - частично небоеспособными.
Количество батальонов аэродромного обслуживания (бао) по ВС фронтов и прифронтовых военных округов показано в таблице 1.
С первых дней Великой Отечественной войны выявились не только сильные, но и слабые стороны новой организации тыла ВВС.
К началу войны в центральном аппарате Военно-воздушных сил самостоятельной службы тыла не было. Распоряжения по организации и работе тыла ВВС фронтов и военных округов исходили непосредственно от штаба Военно-воздушных сил Красной Армии, в составе которого был отдел Тыла (5-й). Этому отделу никакие органы тыла не подчинялись и, естественно, он не мог в полной мере руководить деятельностью тыла ВВС.
Существовавшее в то время Управление заказов и технического снабжения поддерживало связь с промышленностью и непосредственно занималось снабжением ВВС фронтов и военных округов авиационно-техническим имуществом и авиационными боеприпасами.2
С началом войны стало совершенно ясно, что такая организация управления тылом ВВС не отвечает требованиям оперативного управления тылом. Поэтому приказом НКО СССР от 19 августа 1941 г. была учреждена должность начальника тыла ВВС, который подчинялся непосредственно Командующему Военно-воздушными силами Красной Армии.3
Опыт войны показал, что Управление авиационной базы является ненужным промежуточным звеном между районом авиационного базирования и батальонами аэродромного обслуживания. Оно не способствовало, а затрудняло управление батальонами. Кроме того, уже в первые дни войны выявилась острая необходимость в увеличении количества БАО, наличия в составе районов авиационного базирования складов для обеспечения частей материальными средствами и своего автотранспорта. Поэтому директивой заместителя Наркома обороны от 24 августа 1941 г. была проведена новая реорганизация органов тыла, согласно которой более четко определились задачи района авиационного базирования, изменилась его структура.
В результате организация и возможности войскового звена авиационного тыла значительно улучшились. Основной тыловой частью в авиации стал батальон аэродромного обслуживании. Он мог в сжатые сроки перемещаться с одного аэродрома на другой и обеспечивать любые авиационные полки: бомбардировочные, истребительные, штурмовые, разведывательные.
В 1942 г. произошла новая реорганизация центральных управлений Военно-воздушных сил, в том числе и тыла ВВС. В результате начальнику тыла ВВС были подчинены следующие управления: устройства тыла (с 1943 г. штаб тыла), аэродромного строительства, технического снабжения, импортное; отделы (в последующем управления): эксплуатации спецавтотранспорта и средств механизации, снабжения горючим, общевойскового снабжения, а также центральные авиационные склады.4
Таким образом, уже в первом периоде войны тыл Военно-воздушных сил оформился как самостоятельная система, имеющая свои соединения, части, органы управления, материального, инженерно-аэродромного, технического и медицинского обеспечения. Эта система полностью себя оправдала, успешно выдержала испытания военного времени и просуществовала без особых изменений до конца войны. Осуществлялись лишь частичные организационно-штатные мероприятия и продолжался процесс совершенствования технического оснащения тыловых частей в интересах повышения их производственных возможностей.
Основные усилия авиационного тыла в войне были направлены на решение задач инженерно-аэродромного и материального обеспечения боевых действий.
Важнейшей задачей для советских Военно-воздушных сил в начале и в ходе войны было обеспечение строительства и реконструкции аэродромов, необходимых для развертывания авиационных группировок с учетом перевооружения авиации на новую авиационную технику.
Советское правительство вопросу строительства и реконструкции аэродромов уделяло серьезное внимание. Выполнение этой задачи перед началом войны было организовано в соответствии с постановлениями СНК СССР от 8 и 10 апреля, а в ходе начавшейся войны - согласно постановлений ГКО СССР от 9 июня, 15 июля и 15 сентября 1941 г.
В Военно-воздушных силах основными производственными единицами по подготовке аэродромов были отдельные инженерно-аэродромные батальоны и аэродромно-технические роты. За годы войны ими было построено и восстановлено около 6 тыс. аэродромов на территории действующих фронтов, а с учетом Дальнего Востока и ВВС внутренних военных округов - более 8,5 тыс.
Одновременно с подготовкой летных полей было построено около 40 тыс. земляных обвалований для самолетов, более 7 тыс. командных пунктов, свыше 30 тыс. землянок, около 3 тыс. складов и других объектов.
Для выполнения задач по аэродромному строительству, кроме сил и средств ВВС военных округов и фронтов, широко использовались организации Главного управления аэродромного строительства НКВД, созданного Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 марта 1941 г. Этими организациями было построено в 1941 г. 513 аэродромов, в том числе 138 с искусственными взлетно-посадочными полосами.5
Конкретные показатели об объеме аэродромного строительства для ВВС военных округов и фронтов в 1941 г. приведены в таблице 2.
Из этой таблицы видно, что в отдельных военных округах было построено в течение 1941 г. новых аэродромов в 2-3 раза больше по сравнению с запланированным на этот год, а всего было построено аэродромов за 1941 г. почти в 2 раза больше, чем было их на 22 июня 1941г., а аэродромов с ИВПП - в 6 раз (к началу войны их было 23, а вновь построено 138). Уместно заметить, что в первые месяцы войны 1515 аэродромов остались на временно оккупированной территории. Однако авиация серьезных затруднений с обеспечением аэродромами в этот период не испытывала.
Большая работа проводилась по маскировке базирования авиации за счет проведения мероприятий по маскировке объектов на действующих аэродромах и особенно за счет создания широкой сети ложных аэродромов. Об эффективности этих мероприятий свидетельствуют следующие примеры. В 1943 г. противником из общего количества свыше 60 % ударов было произведено по ложным аэродромам 16-й воздушной армии, что дало возможность значительно снизить потери наших самолетов на земле. К началу Львовско-Сандомирской операции во 2-й воздушной армии было подготовлено 33 ложных аэродрома, в том числе девять ночных. Благодаря мероприятиям по оперативной маскировке, проведенным в этом объединении, противник не смог вскрыть подлинной группировки нашей авиации. В июне и первой половине июля 1944 г. фашистская авиация совершила 87 % налетов на ложные аэродромы этой армии и только 13 % - на действующие.
В ходе войны планирование и организация подготовки аэродромов на территории фронта осуществлялись непосредственно командованием воздушной армии. Задачи эксплуатации и совершенствования аэродромов в ходе операции выполнялись по решениям командования районов авиационного базирования. Особое внимание уделялось совершенствованию технического оснащения инженерно-аэродромных частей и методов скоростного строительства аэродромов.
Следует заметить, что в наступательных операциях, проводившихся в высоких темпах, инженерно-аэродромные части не всегда справлялись со своевременной подготовкой необходимого количества аэродромов. В результате имели место случаи, когда на одном аэродроме базировалось несколько авиационных полков, а отставание авиации от сухопутных войск, особенно в период распутицы, когда полеты самолетов с грунтовых аэродромов становились невозможными, достигали десятков и даже сотен километров. В этих условиях принимались неотложные меры по ускоренному строительству упрощенных искусственных ВПП с использованием местных и подручных строительных материалов: грунтогравийных, грунтощебе-ночных, грунтошлаковых и даже деревянных и кирпичных.
В ходе войны был получен также определенный опыт по укладке аэродромных покрытий из металлических плит и по подготовке весной 1945 г. участка автострады Берлин - Бреслау для полетов двух истребительных авиаполков.
Сложными были условия материального обеспечения боевых полетов, особенно в начальном периоде войны.
В годы Великой Отечественной войны авиационно-технические части обеспечили 3 млн 124 тыс. боевых самолетовылетов фронтовой и дальней авиации. При этом было израсходовано более 1 млн т авиационных боеприпасов и более 1 млн 700 тыс. т авиационных ГСМ. Эти объемы работ пришлось выполнять при сравнительно низкой укомплектованности частей автомобилями. Так, например, в период с 1 марта 1943 г. по 1 января 1945 г. средняя укомплектованность БАО автомобилями различного назначения составляла 65-68 %, а их техническая готовность 80-86 %.6
На автомобильные части и подразделения РАБов и БАО в годы войны легло выполнение наиболее сложных и ответственных задач. Своевременный подвоз вооружения, боеприпасов, материальных средств являлся гарантом успешного ведения авиационными частями и соединениями боевых действий и выполнения поставленных боевых задач.
Особенно тяжело было доставлять материальные средства по ледовой трассе Ладожского озера. 27 ноября 1941 г. по указанию начальника тыла ВВС Ленинградского фронта автомобильные части и подразделения 6-го и 96-го районов авиационного базирования включились в эти перевозки. 1000 автомобилей и около 1200 человек были выделены для работы на трассе.
За время существования «Дороги жизни» только автоколонны 6-го района авиационного базирования перевезли в Ленинград 3778 т горюче-смазочных материалов, 90 т боеприпасов, 357 авиационных моторов, 90 т продовольствия и около 1400 т других грузов. Кроме того, для населения города и частей Красной Армии было доставлено 11 500 т продовольствия и эвакуировано около 4000 человек.7
128 дней напряженной работы на ледовой трассе - это один из примеров героической работы тыловых органов Красной Армии, в том числе и Военно-воздушных сил.
За годы войны в трудных условиях боевой обстановки личный состав частей авиационного тыла делал все возможное по обеспечению боеспособности и успешных боевых действий авиационных соединений и частей.
В любых условиях боевой обстановки и погоды личный состав инженерно-аэродромных частей выполнял свои задачи по восстановлению, изысканию и строительству аэродромов. Нередко им приходилось вступать и в бой с противником, а иногда вести продолжительные бои совместно с сухопутными войсками. Так, например, в 1941 г. при обороне Тихвина отличилась 44-я рота отдельного инженерно-аэродромного батальона. Она совместно с сухопутными войсками на своем участке героически отражала атаки превосходящих сил противника. За проявленную отвагу и мужество почти весь личный состав роты был награжден орденами и медалями. Позднее роте было присвоено почетное звание гвардейской. Орденом Красного Знамени награжден 24-й оаиб, участвовавший в героической обороне Керчи. Многие инженерно-аэродромные батальоны награждены орденом Красной Звезды.
В ходе стремительного наступления наших войск авиационные полки зачастую базировались в непосредственной близости от окруженных группировок противника. При этом на отдельных аэродромах, в районах которых группировки фашистов пытались вырваться из окружения, создавалась сложная обстановка. В этих случаях личный состав авиационных и авиационно-технических частей вел бои с группировками фашистов на земле. Так, например, в Белорусской операции личным составом частей тыла 4-й воздушной армии при обороне аэродромов было убито 974, ранено и захвачено в плен 1833 немецких солдата и офицера.8
Советское правительство высоко оценило самоотверженный труд личного состава тыла Военно-воздушных сил. Десятки тысяч воинов были награждены орденами и медалями. За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками орденом Красного Знамени награждены 38, 80 и 96-й районы авиационного базирования, 265, 464, 469 и 691-й батальоны; орденом Александра Невского - 55, 476 и 492-й батальоны аэродромного обслуживания. Орденом Красной Звезды награждены восемь районов авиационного базирования, 64 батальона аэродромного обслуживания, девять отдельных инженерно-аэродромных батальонов, десять отдельных автотранспортных батальонов и другие части авиационного тыла.
За годы Великой Отечественной войны накоплен огромный опыт работы тыла Военно-воздушных сил по обеспечению боевых действий авиации в сложных условиях боевой обстановки. Этот опыт является частицей общего вклада в советскую военную науку. О нем важно помнить при решении конкретных вопросов совершенствования боевой готовности тыла к выполнению задач по обеспечению боевых действий авиационных соединений и частей в условиях современной войны. При этом надо помнить не только успешные примеры, обеспечившие великую Победу, но также недостатки и просчеты, приводившие к неоправданным потерям.
Анализируя роль тыла в достижении победы в Великой Отечественной войне, уместно вспомнить высказывание Маршала Советского Союза Г.К. Жукова в его выступлении на военно-научной конференции ГСВГ в ноябре-декабре 1945 г. Он говорил, что материальное обеспечение и подготовка тыла к обеспечению операции - «это самый сложный вопрос подготовки операции». Актуальность этих слов не только не утратила своего значения в настоящее время, а наоборот, неизмеримо возросла.
Таким образом, анализ опыта работы тыла ВВС в годы Великой Отечественной войны позволил выявить следующие основные принципы его функционирования:
- максимальное соответствие организационной структуры и системы тылового обеспечения ВВС в мирное время предусматриваемой на военное время;
- постоянная высокая боевая готовностью тыла,его способность в любых условиях обстановки и в установленные сроки развернуться и приступить квыполнению поставленных задач по обеспечению боевых действий авиационных соединений и частей;
- сосредоточение основных усилий тыла на обеспечении авиационных соединений и частей, выполняющих главные задачи;
- устойчивое тыловое обеспечение авиационных соединений и частей за счет эшелонированного построения тыла, своевременное наращивание его усилий в зависимости от обстановки, поддержание в установленных размерах запасов материальных средств; своевременное проведение мероприятий по восстановлению боеспособности частей и учреждений и по обеспечению высокой живучести всей системы тылового обеспечения.
- повышение оперативности управления тылом на базе широкого внедрения электроники и средств автоматизации.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. ЦАМО РФ, ф.35, оп.11285, д.9, с.1-3.
2. ЦАМО РФ, ф.35, оп.929391, д.1, лл.18-23.
3. ЦАМО РФ, ф.35, оп.11285, д.38, лл. 193-194.
4. 1941 год - опыт планирования и применения Военно-воздушных сил. Уроки и выводы. (По материалам ВНК, посвященной 70-летию СА и ВМФ). М., ЦОТИ ВВС, 1989. -С.84.
5. ЦАМО РФ, ф.35, оп.11285, д.542, лл.70-78.
6. Роль Военно-воздушных сил в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. (По материалам IX ВНК ВВС). М., МО СССР, 1986. - С. 136-137.
7. Там же, с. 138.
8. 1941 год - опыт планирования и применения Военно-воздушных сил. Уроки и выводы. (По материалам ВНК, посвященной 70-летию СА и ВМФ). М., ЦОТИ ВВС, 1989. -С.78.