ОРУЖИЕ НЕЛЕТАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЯ БУДУЩЕГО
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 4(21)/2007
ВООРУЖЕНИЕ, ВОЕННАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА
Генерал-майор В.М. БУРЕНОК,
начальник ФГУ «46 ЦНИИ Минобороны России»,
доктор технических наук, профессор,
действительный член АВН;
В.Ю. КОРЧАК,
кандидат технических наук,
старший научный сотрудник;
С.С.СМИРНОВ
ОРУЖИЕ НЕЛЕТАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЯ БУДУЩЕГО
Мир в наступившем третьем тысячелетии неудержимо меняется. В нем просматриваются различные, иногда взаимоисключающие, геополитические, экономические и военные интересы. Но при этом основой системы взаимоотношений по-прежнему остается урегулирование вопросов мира и войны, которая, согласно классическому определению немецкого военного теоретика и историка Карла фон Клаузевица (1780-1831 гг.), «есть продолжение политики другими, насильственными средствами»1. С появлением оружия нелетального действия (ОНД) война как метод достижения цели становится более гуманной.
В предлагаемой читателям статье сделана попытка рассмотреть этот перспективный вид оружия со следующих позиций: конкурентоспособность, инновации, техническое регулирование.
Для удобства восприятия читательской аудиторией в статье последовательно рассматривается ряд вопросов, связанных с созданием и применением ОНД:
- преимущество, способность решать новые задачи;
- понятие оружия нелетального действия и основные направления его создания;
- нормативная правовая база, регламентирующая разработку и применение ОНД;
- межведомственная координация работ по созданию оружия нелетального действия.
Преимущество, способность решать новые задачи
Анализ событий последних десятилетий показывает, что в мире сформировалась устойчивая тенденция создания и апробации в военных конфликтах различной интенсивности оружия ближайшего будущего, которой придерживаются ведущие в военно-техническом отношении мировые державы. Об этом свидетельствуют приведенные в таблице 1 ретроспективные данные2, показывающие возрастание за последнее десятилетие масштабов использования новых, нетрадиционных форм и способов ведения боевых действий.
Это, с одной стороны, является велением времени, диалектическим поиском новых средств поражения, а с другой - ответом на вызовы международного терроризма. Именно второй аспект подталкивает государства к изысканию нетрадиционных мер самозащиты и применению оружия, которое может выборочно использоваться в городах и в местах большого скопления людей, не нанося серьезного вреда окружающей среде и не ассоциируясь с большими потерями в живой силе и технике. Таким оружием в XXI веке, бесспорно, выступает оружие нелетального действия. Именно в этом проявляется его конкурентоспособность по отношению к традиционным средствам поражения, если рассматривать в качестве высшей ценности человеческую жизнь.
При этом конкурентоспособность ОНД проявляется только в узком спектре его применения - при проведении контртеррористических и миротворческих операций в среде мирного населения, необходимостью сохранения жизни которого и обусловлено использование данного вида оружия, специфическими особенностями которого являются:
- гуманность воздействия (предполагает временное выведение из строя живой силы, вооружения и военной техники, объектов инфраструктуры, при котором, как правило, не наблюдаются летальные исходы);
- достаточность воздействия (действует в отношении объектов, включая людей, выбранных для поражения, и в том объеме, которого достаточно для решения поставленных задач);
- адекватность воздействия (нанесение поражения противнику такими силами и средствами, которые равновесны возникшей угрозе).
Естественно, что при ведении боевых действий против регулярных войск противника ОНД не может служить альтернативой традиционным средствам поражения, но может их дополнять.
Понятие оружия нелетального действия и основные направления его создания
Общепринятое в современной военно-технической литературе определение трактует ОНД как оружие, предназначенное для временного вывода из строя живой силы, вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) и объектов инфраструктуры при сведении к минимуму летальных исходов, необратимых расстройств здоровья людей, а также значительного физического разрушения материальных средств и загрязнения окружающей среды.
На основе анализа имеющихся публикаций об ОВД3,4.5 можно предложить следующую его классификацию по видам воздействия (рис. 1):
- оружие, основанное на кинетических воздействиях;
- оружие, основанное на воздействии различ-ными видами излучений (световое, лазерное, сверхвысокочастотное, электромагнитное и др.);
- оружие, основанное на воздействии физико-химических композиций;
- оружие, основанное на электрошоковых воздействиях;
- оружие, основанное на акустических воздействиях;
- оружие, основанное на биотехнических воздействиях;
- оружие, основанное на комбинированных видах воздействия.
Принцип действия и возможные последствия применения основных видов ОНД приведены в табл. 2. Как следует из таблицы, практически все разновидности ОНД являются продуктом высо-ких технологий. Они предполагают использование излучения различной физической природы или нанотехнологических химических и лекарственных соединений. Возвращаясь к позициям, рассматриваемым в статье, это - именно те инновации, которые внесут коррективы в практику ведения будущих войн и вооруженных конфликтов, а также специальных операций (в том числе в режиме мирного времени), поскольку наблюдаемые ныне тенденции в способах применения войск, специальных подразделений и ВВСТ в вооруженных конфликтах низкой интенсивности и контртеррористических операциях свидетельствуют о возрастании роли оружия нелетального действия. По этой причине можно с уверенностью говорить о возрастании интереса к его разработке и принятию на вооружение, а с течением времени - и формированию соответствующего сегмента на международном рынке вооружений. Более того, страны, занявшие лидирующее положение на этом рынке развяжут активную кампанию по продвижению своей «продукции», основным аргументом в второй станет гуманность применения такого оружия. При этом неизбежно начнется кампания осуждения стран, ведущих боевые действия традиционным оружием, обладающим большой разрушительной силой и приводящим к крупным людским потерям.
В этой связи следует отметить, что в отличие от России на вооружении армий ряда стран НАТО уже имеются или близки к принятию образцы такого высокотехнологичного оружия, как ОНД (рис. 2). Это - еще один побудительный мотив для России, традиционно отстаивающей в Совете Безопасности ООН принципы гуманизма в международных отношениях, к активизации работ по созданию отечественного оружия нелетального действия. Существующие в оборонном промышленном комплексе Российской Федерации научно-технический и производственно-технологический заделы позволяют в уже достаточно короткие сроки создать ряд образцов ОНД перечисленных выше типов. В частности, при создании ОНД, основанного на кинетических воздействиях, должен быть в полной мере задействован научно-технологический задел в области стрелкового оружия и боеприпасов, по многим позициям (конструкционные материалы, элементы конструкций и др.), не уступающий мировому уровню. Основой создания ОНД, использующего физико-химические композиции (химические составы для временного вывода из строя и дезориентации живой силы, физико-химические композиции для вывода из строя подвижных узлов и механизмов, систем наблюдения и вентиляции, энергетических систем и двигателей ВВТ противника), являются результаты фундаментальных, поисковых и прикладных исследований в области материаловедения и химии, полученные научно-исследовательскими организациями РАН, промышленности и Высшей школы в работах как оборонной, так и гражданской направленности.
Одновременно с разработкой ОНД необходимо создавать средства защиты, обеспечивающие:
- обнаружение факта применения ОНД и идентификацию его воздействующих факторов;
- индивидуальную и групповую защиту личного состава от нетрадиционных поражающих факторов ОНД противника;
- нейтрализацию последствий воздействия поражающих факторов ОНД противника на личный состав, вооружение и технику;
нейтрализацию последствий воздействия поражающих факторов ОНД на объекты инфраструктуры;
- физическую защиту особо важных объектов (светоакустические средства, СВЧ-технологии).
При этом одним из необходимых условий получения реальных результатов в максимально короткие сроки является скоординированная работа всех заинтересованных организаций и ведомств по созданию ОНД и ритмичное финансирование исследований и разработок.
Нормативная правовая база, регламентирующая разработку и применение оружия нелетального действия
Международные соглашения, регламентирующие разработку и применение оружия, участником которых является Российская Федерация
В настоящее время Российская Федерация является участником ряда международных соглашений, запрещающих или ограничивающих применение отдельных видов вооружения. Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации международные нормативные правовые акты и соглашения являются неотъемлемой частью российской правовой системы, и, следовательно, при разработке и применении оружия нелетального действия должны быть учтены вводимые ими условия и ограничения.
Основные международные нормативные правовые акты, регламентирующие разработку, производство, применение и легитимность различных видов оружия, приведены в табл. 3f,g,h,i. Из таблицы видно, что по некоторым видам оружия нелетального действия накладываются ограничения на их создание и применение.
Сравнительный анализ международных нормативных правовых актов о правах человека, Конституции Российской Федерации и российского законодательства, а также методов и путей использования оружия нелетального действия позволяет признать применение такого оружия правомерным. Его применение причиняет существенно меньший, по сравнению с традиционным ВВСТ, ущерб человеку, а также окружающей инфраструктуре и природной среде.
Отечественная нормативная правовая база, регламентирующая создание и применение оружия нелетального действия
Анализ нормативной правовой базы Российской Федерации, регламентирующей оборот, разработку и применение различных видов оружия (табл. 4)j-20, показывает, что в настоящее время в отечественном законодательстве отсутствует определение оружия нелетального действия как такового. Тем не менее, под определение «оружие» подпадают все виды оружия нелетального действия. Поэтому разработка и применение ОНД регламентируется действующим в Российской Федерации законодательством, распространяющимся на обычное вооружение. Это не совсем корректно, поскольку, с одной стороны, существенно усложняет как процедуру допуска организаций различной ведомственной принадлежности к участию в разработке ОНД, так и сам процесс разработки и испытаний, а что касается применения такого оружия - то отождествление порядка применения обычного и нелетального оружия делает бессмысленным само существование последнего.
Наиболее четко создание и применение ОНД регламентировано в нормативных правовых актах правоохранительных органов и специальных служб России. В них вместо термина «оружие нелетального действия», как правило, используется понятие «специальные средства (воздействия)». В частности, Закон «О милиции», принятый Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г., в редакции 2002 г. предоставляет милиции право иметь «специальные средства» и использовать их в соответствии с действующим законодательством. В 1991 г. Совет Министров Российской Федерации принял «Правила использования милицией специальных средств». Кроме того, правила использования специальных средств регулируются федеральными законами об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, о Внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и рядом других. Однако эта регламентация практически касается только тривиальных средств, применяемых для разгона и усмирения агрессивно настроенных демонстрантов и отдельных граждан: слезоточивый газ, водометные пушки, резиновые дубинки и т.п. В то же время ОНД - это более широкий и сложный класс оружия, регламентация создания и применения которого требует более тщательной отработки нормативной правовой базы.
Порядок принятия на вооружение в правоохранительных органах и специальных службах спецсредств определяется совместным приказом МВД России, ФСБ России и Минздрава России 1996 г. «О создании межведомственной экспертной комиссии по образцам вооружения и специальным средствам». Порядок же принятия на вооружение Вооруженных Сил Российской Федерации оружия нелетального действия по существующему законодательству должен соответствовать процедуре принятия на вооружение традиционного вооружения.
Применение специальных средств Вооруженными Силами РФ в мирное время и в ситуациях, не указанных в законе «О чрезвычайном положении», не регламентировано.
Поэтому в проектах вновь разрабатываемых законов необходима четкая регламентация того, чем могут вооружаться ВС РФ и в каких ситуациях они могут применять специальные средства. Более того, одновременно с этим необходима регламентация случаев, когда возможность использования традиционного оружия полностью исключена и должно применяться исключительно ОНД. В этом случае должно регламентироваться и применение отдельных типов такого оружия. Одновременно, в целях детализации порядка применения ОНД, требует уточнения содержание целого ряда нормативных актов Минобороны России и положений соответствующих воинских уставов.
Межведомственная координация работ по созданию оружия нелетального действия
Существенным элементом, оказывающим влияние на развитие оружия нелетального действия в нашей стране, является межведомственная координация исследований и разработок, выполняемых в рамках научно-технологических программ по заказу различных федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) - Минобороны России, МВД России, ФСБ России, Минюста России и др. Это, прежде всего, обусловлено традиционно низким финансированием исследований, проводимым в данной области.
Предметом регулирования отношений при этом, в первую очередь, являются такие аспекты межведомственной координации исследований и разработок по созданию оружия нелетального действия, как:
- разграничение функциональной направленности ведомственных научно-технологических программ;
- обоснование и установление взаимоувязанных приоритетов в развитии оружия нелетального действия;
- научно-методическая и нормативно-правовая регламентация механизма взаимной увязки программных мероприятий;
- организация межведомственного информационного обмена результатами научных исследований и технологических разработок в области оружия нелетального действия;
- обеспечение трансфера знаний и технологий;
- обеспечение межведомственной стандартизации и унификации разработок, их кодификации и каталогизации (единой терминологии, принципов модульного проектирования, единых интерфейсов, открытой архитектуры и др.);
- нормативно-правовое регулирование распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности в области ОНД, полученные в рамках ведомственных научно-технологических программ.
При этом можно выделить два уровня межведомственной координации исследований и разработок по созданию оружия нелетального действия:
- на уровне заказчиков-координаторов ведомственных научно-технологических программ, в роли которых выступают Минобороны России, МВД России, ФСБ России, Минюст России и другие федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ);
- на уровне базовых научно-исследовательских организаций перечисленных ведомств, осуществляющих сопровождение соответствующих программных мероприятий.
С учетом мировой практики основную роль в обеспечении координации работ в области создания критических технологий, связанных с ОНД, должны играть организации, осуществляющие независимую экспертизу программ и планов в данной области, а также их взаимную увязку. В нашей стране роль подобной организации может быть отведена ныне создаваемому по решению Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации при 46 ЦНИИ Минобороны России Межведомственному центру управления развитием базовых и критических технологий.
Важная роль в процессе координации на межведомственном уровне отводится организации выставочной деятельности и проведению конференций по обмену результатами, полученными в рамках ведомственных научно-технологических программ. Для решения этой задачи могут быть задействованы возможности постоянно действующего демонстрационно-выставочного комплекса, созданного также при 46 ЦНИИ Минобороны России.
Кроме того, для доведения информации о результатах выполнения научно-технологических программ представляется целесообразным расширить практику разработки перечней технологий, материалов, унифицированных модулей и типовых составных частей, рекомендуемых для применения в процессе разработки, модернизации, эксплуатации и ремонта перспективных образцов вооружения и военной техники, в том числе нелетального. В последние годы такая практика широко используется в Минобороны России. При этом распространение идеологии формирования подобных перечней не требует существенных затрат и способствует:
- повышению оперативности доведения информации до разработчиков ВВСТ;
- повышению степени внедрения разработок в ВВСТ и предотвращению дублирования разработок;
- сокращению номенклатуры предметов снабжения;
- повышению уровня унификации и стандартизации ВВСТ;
- повышению качества и надежности ВВСТ.
В заключение хотелось бы затронуть проблему финансирования мероприятий по межведомственной координации в области ОНД, которая является достаточно сложной, поскольку в действующих программных документах ассигнований на ее осуществление не предусмотрено. В этой связи представляется целесообразным задействовать для получения дополнительных финансовых средств возможности внебюджетных фондов, которые могут быть созданы в ФОИВ в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 г. № 1156 «Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок».
Решение перечисленных проблем позволит вывести процесс межведомственной координации программных мероприятий, связанных с созданием оружия нелетального действия, на качественно новый уровень и достичь лидирующих позиций в развитии соответствующих технологий на мировом рынке.
Таким образом, создание оружия нелетального действия является для нашей страны крайне важной задачей. Научно-технический и оборонно-промышленный комплексы России обладают заделом, который позволяет решить ее в достаточно короткие сроки. Для этого необходима скоординированная работа всех заинтересованных министерств и ведомств, направленная не только на решение технических и технологических проблем, но и на ликвидацию пробелов в нормативной правовой базе, регламентирующей разработку, принятие на вооружение и применение данного вида оружия.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. К. фон Клаузевиц. О войне. В 2 т. - М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: Terra Fantastica, 2002.
2. Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Агентство «Военинформ» Министерства обороны Российской Федерации, 2003.
3. Горшков А. Иррегулярная война в Ираке: проблемы США и коалиция. Создаются новые формы и
методы силовой борьбы с терроризмом.// Независимое военное обозрение. - №18, 2006.
4. Полежаев А.П., Савелий М.Ф. Терроризм и антитеррористические меры (организация, методы и средства). Вопросы и ответы. - М.: Объединенная редакция МВД России, 2003. - 160 с.
5. Basic Research Needs for Countering Terrorism. Department of Energy, Office of Basic Energy Science Workshop, Gaithersburg, March, 2002.
6. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. 1996.
7. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. 1976.
8. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. 1980.
9. Конвенция о запрещении разработки, произ водства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсического оружия и об их унич тожении, 1972.
10.Федеральный закон № 61-ФЗ «Об обороне», М., 1996.
11.Федеральный закон «О статусе военнослужащих», М., 2001.
12.Федеральный закон № 130-93 «О борьбе с терроризмом», М., 2003.
13.Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Воениздат, 1994.
14.Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Воениздат, 1994.
15.Указания по военной токсикологии. М., Воениздат, 1975.
16. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. Ст.5086.
17. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. С. 2964.
18. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №6. С. 711.
19. Российская милиция. Законы, указы, постановления. М., 1993. С. 167-173.
20. Правовые основы деятельности МВД России. Т. 1.М., 1996. С. 530.