О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 1(14)/2006
Генерал армии Ю.Н. БАЛУЕВСКИЙ,
начальник Генерального штаба ВС РФ
О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уважаемые товарищи!
Изменения в мировой политике после окончания «холодной войны», резкое возрастание угрозы международного терроризма, а равно и продолжающаяся глобализация поставили Россию в положение страны, которая должна была заново определить свое место на мировой арене, роль и влияние на процессы, происходящие в мире.
Должен обратить ваше внимание, что с 2000 года Российская Федерация занимает сугубо прагматическую внешнеполитическую позицию. Общегосударственные интересы Российской Федерации формируются на внеидеологической основе и видоизменяются и корректируются в зависимости от конкретной ситуации. Только при таком подходе к внешнеполитическим задачам страна может сделать упор на решении экономических и различных внутренних проблем.
На состоявшемся 28 июня с.г. заседании Совета безопасности Российской Федерации, посвященном перспективам развития военной организации государства до 2015 года, Президентом России были определены основные задачи и приоритеты военного строительства, подчеркнуто, что важнейшей задачей является переход к этапу нарастающего развития всех компонентов военной организации, к развитию на основе долгосрочной стратегии.
Сегодня нужны новые взгляды на военное строительство в Российской Федерации. Это:
первое - отказ от принципа «симметрии», т.е. стремления любой ценой сохранить количественный паритет;
второе - строительство ВС и военной организации в целом необходимо строить на основе
«асимметрии» с определением приоритетов, обеспечивающих реальное сдерживание угроз (стратегические силы сдерживания, разведка и управление, соединения и части постоянной готовности, высокоточное оружие и др.);
третье - главной сегодня становится «обратная задача» - поиск путей максимизации эффективности применения ВВТ и военной силы в целом в пределах ограничений в ресурсах, в первую очередь - экономических;
четвертое - сбалансированное развитие ВС как системы в целом по 3 основным подсистемам:
-
боевые войска (силы);
-
средства и силы управления;
-
силы и средства обеспечения.
На национальную безопасность Российской Федерации, развитие сил и средств ее обеспечения оказывают существенное влияние геополитические и геостратегические условия.
Геополитические условия:
-
повышение «экономизации» внешнеполитических приоритетов государств, в результате чего расширяется сфера востребованности военной силы для обеспечения экономических интересов;
-
активизация деятельности ряда государств, направленной как на поддержание дезинтеграционных процессов в России и СНГ, включая попытки вмешательства в их внутренние дела, так и на ослабление экономической самостоятельности нашей страны.
Геостратегические условия:
-
закрепление долговременного иностранного военного присутствия и наращивание военного потенциала в регионах традиционных национальных интересов Российской Федерации;
-
незавершенность делимитации и обустройства государственной границы на фоне расширения «зоны нестабильности» в приграничных с Россией территориях, что в значительной степени затрудняет эффективное противодействие международной организованной преступности, наркоторговле, незаконному обороту оружия и миграции населения.
В современных условиях угроза прямой военной агрессии против РФ в традиционных формах минимальна. Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях и усиливаются потенциальные угрозы.
Внешние угрозы:
- сохранение в ряде республик бывшего СССР существующих и потенциальных очагов вооруженных конфликтов;
- территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;
- расширение военных блоков в ущерб безопасности России;
- распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления ОМУ и средств его доставки.
Внутренние угрозы (что не менее опасно сегодня!):
-
недостаточно высокие темпы роста экономики страны и благосостояния ее населения;
-
проявления политического экстремизма, сепаратизма, направленные на дезорганизацию эффективного функционирования органов государственной власти и управления;
-
достаточно высокая вероятность техногенных и экологических аварий и катастроф, обусловленных изношенностью инфраструктуры и производственных фондов.
Трансграничные угрозы (которые мы ранее не учитывали в полном объеме):
-
деятельность националистических, религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя Российской Федерации, ее территориальной целостности и против безопасности граждан;
-
международный терроризм, ставящий перед собой не только политические, но и военные цели, с проведением масштабных вооруженных акций;
-
подготовка и проведение против Российской Федерации информационных (информационно-технических) и психологических акций и действий.
Таким образом, основным итогом продолжающихся перемен вокруг России в современном мире является то, что биполярный мир на наших глазах превращается в многополярный с региональными лидерами на его полюсах. Обостряется борьба за мировое лидерство между этими полюсами.
Что делать России в этой ситуации?
Самое главное - прочно стать на ноги экономически, выйти из любой зависимости (политической, экономической) от ведущих государств Запада. Национальная безопасность государства напрямую связана с решением данной задачи.
Это позволит практически реализовать формулу, отвечающую статусу России в мире и нашим национальным интересам: равноправное партнерство при поддержании на уровне разумной достаточности потенциала сил и средств обеспечения обороны и безопасности государства.
Из сказанного можно сделать следующие основные выводы.
1. Сегодня и на перспективу до 2015 года геополитические и геостратегические условия обеспечения безопасности Российской Федерации, вызовы, риски и угрозы отличаются от тех, которые были вчера.
В условиях расширения спектра угроз безопасности и их проявления в новых (в том числе несиловых) формах возрастает влияние фактора неопределенности, который объективно выдвигает новые требования к развитию и применению сил и средств обеспечения безопасности нашего государства.
-
В настоящее время потребности военной организации, ориентированные на вчерашние задачи (крупномасштабная обычная или ядерная война), вошли в явное противоречие с финансовыми, экономическими, демографическими и иными возможностями государства.
-
Необходим системный подход к обеспечению безопасности России, принципиально новые методы управления военным строительством.
Эти выводы обусловливают необходимость проведения эффективных и асимметричных мер по нейтрализации существующих и прогнозируемых вызовов и угроз, определения новых задач, форм и способов применения всех составляющих системы обеспечения безопасности государства.
В настоящее время деятельность Министерства обороны Российской Федерации, подведомственных ему федеральных служб и федерального агентства осуществляется в рамках полномочий, определенных новыми положениями об этих федеральных органах исполнительной власти, утвержденными Президентом Российской Федерации в 2004 г.
В рамках проводимой административной реформы в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществлен комплекс мероприятий по совершенствованию структуры органов военного управления:
во-первых, упорядочены роль и место каждого органа в системе управления Вооруженными Силами. При этом эффективность военного управления обеспечивается деятельностью Министерства обороны Российской Федерации как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление Вооруженными Силами и Генеральным штабом - как структуры Министерства обороны, отвечающей за стратегическое планирование, обеспечение координации и управления, а также организацию взаимодействия с другими войсками, воинскими формированиями и органами в мирное и военное время;
во-вторых, органы военного управления, в первую очередь Генеральный штаб, освобождены от несвойственных им функций, которыми они были перегружены в последние годы. Излишествующие распорядительные обязанности и управление обеспечивающими организациями отвлекали высшие органы военного управления от решения задач по планированию применения и строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное и объективную необходимость повышения боеспособности Вооруженных Сил, других войск и органов, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, на основе прогнозируемых макроэкономических показателей развития страны на период до 2015 года в решении Совета безопасности Российской Федерации определены пути выхода из создавшегося положения.
В основу планирования военного строительства на период до 2015 года предлагается положить военно-политический вывод о том, что опасность развязывания крупномасштабной войны против Российской Федерации минимальна, а в качестве базового направления модернизации военной организации определить поэтапную ее трансформацию в систему сил и средств обеспечения безопасности государства.
При этом основными задачами сил и средств обеспечения безопасности государства определить:
-
своевременное вскрытие угрожающего развития внешне- и внутриполитической обстановки для территориальной целостности и политической независимости Российской Федерации;
-
обеспечение стратегического и регионального сдерживания от развязывания агрессии против России;
-
создание условий для безопасной экономической деятельности;
-
охрана и защита государственной границы;
-
предотвращение и пресечение террористической деятельности;
-
предупреждение экологических, техногенных и других чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий.
Реализуемость этих задач может и должна быть достигнута качественным (а не количественным!) ростом и сбалансированным развитием сил и средств обеспечения безопасности государства в пределах ресурсных возможностей с четким определением приоритетов, обеспечивающих реальное сдерживание внешних и внутренних угроз.
Достижение этой цели предлагается осуществить на основе следующих пяти принципов:
-
Системный подход к обеспечению безопасности государства;
-
Комплексирование задач, сил и средств для их выполнения;
-
Оптимальное сочетание военной и иных видов государственной службы;
-
Оптимизация структуры и численности Вооруженных Сил, других войск и органов;
-
Создание единых (сопряженных, унифицированных) систем управления, обеспечения и подготовки кадров.
Изменения в положении нашей страны (внешние и внутренние) обусловливают необходимость четкого определения приоритетов в военном строительстве с целью надежного обеспечения ее безопасности.
В первую очередь речь должна идти о ядерных силах, системах их информационно-разведывательного обеспечения и управления. Ибо великодержавный статус России определяется сегодня и на перспективу в значительной мере ее ядерным потенциалом.
Если Россия не будет иметь ядерные силы, способные в значительной степени нивелировать отставание от ведущих стран мира в таких системах обычных вооружений, как ВТО (кстати, практически сопоставимых по цене с ядерным оружием!), все наши разговоры о безопасности государства будут бесполезными.
Наиболее важными приоритетными направлениями военного строительства сегодня являются следующие.
В первую очередь - сохранение на минимально достаточном для стратегического и регионального сдерживания уровне потенциала ядерных сил России. Состав этих сил определен и утвержден указом Президента Российской Федерации. Он достаточен для обеспечения безопасности государства с опорой на ядерное оружие не только в настоящее время (при довольно скромных наших возможностях в оснащении современным обычным вооружением), но и в обозримом будущем.
Приоритетом в развитии Вооруженных Сил Российской Федерации предлагается считать и совершенствование ВВС с перераспределением общих объемов финансирования в пользу развития противовоздушной, а в перспективе воздушно-космической обороны.
Предлагается качественная модернизация Вооруженных Сил: при одновременном сокращении мобилизационной базы и дальнейшем развитии соединений и частей постоянной готовности, разведки, связи и РЭБ, достижении в них оптимального соотношения боевых и обеспечивающих войск (сил) с целью создания самодостаточных группировок на стратегических направлениях.
Кроме доложенных предложений по модернизации военной организации государства определены конкретные меры, направленные на оснащение сил, средств и органов обеспечения безопасности государства современными системами ВВСТ, а также на поддержание их в готовности к применению.
Это модернизация, разработка и принятие на вооружение новых образцов ВВСТ. Это и создание научно-производственного задела для обеспечения перевооружения Вооруженных Сил, других войск и органов.
При этом качественные показатели Вооруженных Сил, других войск и органов должны соответствовать утвержденным Президентом Российской Федерации 11 марта 2003 года Основам военно-технической политики Российской Федерации на период до 2015 года.
В рамках строительства Вооруженных Сил продолжается совершенствование системы государственного и военного управления Российской Федерации на мирное и военное время, в основу идеологии которого Министерством обороны положены следующие принципы:
-
Аккумулирование усилий объединений и соединений видов и родов войск Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации в регионе под руководством одного командующего (главнокомандующего) для решения всего комплекса задач по нейтрализации угроз военной безопасности государства как в мирное, так и в военное время.
-
Создание надвидовых и подведомственных органов управления, объединяющих под единым руководством перечисленные объединения, другие войска, воинские формирования и органы Российской Федерации.
-
Дифференцированное разграничение функций административно-хозяйственного и оперативного руководства в стратегическом и оперативно-стратегическом звеньях управления. При этом в оперативном (армия) и тактическом (дивизия, бригада) звеньях управления структуру управления предусматривается сохранить неизменной.
Подчеркну, Генеральный штаб понимает всю сложность и ответственность предлагаемых преобразований. При этом главным и определяющим требованием является - не потерять управление войсками (силами), максимально сохранить структуру Вооруженных Сил и подготовленные военные кадры.
И здесь мы вправе рассчитывать на более плодотворное сотрудничество с Академией военных наук.
За десять лет своего существования Академия военных наук показала себя авторитетным общественным объединением, вносящим весомый вклад в решение важнейших вопросов обеспечения военной безопасности государства. Вместе с тем нам представляется, что есть резервы более эффективного использования богатейшего научного потенциала академии.
Происходящие изменения как в мире, так и в стране требуют нового творческого подхода к их осмыслению, проведения глубоких системных исследований. Генеральный штаб вправе рассчитывать на помощь и поддержку военных ученых в решении проблем, связанных с перспективами строительства и развития ВС, систематизацией форм и способов применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации, управлением объединенными группировками войск (сил) на СН (ТВД) и всей жизнедеятельностью войск.
В вопросах обеспечения военной и в целом национальной безопасности России члены академии могли бы сосредоточить свои усилия на определении геополитических и геостратегических условий обеспечения безопасности страны в настоящее время и на период до 2015-2020 гг. При этом особое внимание целесообразно уделить анализу расширяющегося спектра угроз безопасности и их проявлению в новых, в т.ч. несиловых формах. Необходимы поиск и обоснование эффективных асимметричных мер по нейтрализации существующих и прогнозируемых угроз безопасности страны.
В части строительства и развития Вооруженных Сил отмечу, что существующая система планирования строительства ВС нуждается в ее дальнейшем совершенствовании в целях приведения в соответствие с современными требованиями. Одним из направлений является реализация принципов программно-целевого планирования в строительстве и развитии ВС РФ. Мы ждем от академии разработки цельной взаимоувязанной методологии планирования строительства и развития Вооруженных Сил на основе программно-целевых методов. Это позволит рационально распределять выделяемые на нужды обороны ассигнования, исходя из задач, стоящих перед ВС, и разработать прагматичные целевые программы, обеспеченные ресурсами.
Начавшийся эксперимент по переходу от системы окружного (фронтового) руководства войсками (силами) на стратегических направлениях к руководству межвидовой региональной группировкой войск (сил) региональным органом военного управления требует нового подхода не только к вопросам совершенствования системы управления ВС, но и пересмотра устоявшихся взглядов на вопросы применения группировок войск (сил).
Актуальной остается проблема создания оптимальных группировок войск (сил) постоянной готовности на стратегических направлениях.
Создание таких группировок войск (сил) и связанные с этим изменения в системах комплектования, технического оснащения, тылового и технического обеспечения, боевой и оперативной подготовки являются сложной и многоплановой задачей, решение которой по силам коллективу Академии военных наук.
Не менее сложной является проблема обеспечения стратегической мобильности войск (сил). Именно от ее решения в большой степени будет зависеть успех мероприятий по подготовке и ведению войсками (силами) военных действий в начальном периоде войны.
Мы также рассчитываем на глубокую проработку учеными академии вопросов, связанных с организацией и осуществлением мероприятий территориальной обороны. Необходима научно обоснованная концепция территориальной обороны.
Происходящие изменения в характере вооруженной борьбы и военных конфликтов в целом, I расширение террористической деятельности различных организаций заставляют по-новому взглянуть на положения учения о войне и армии. В этой работе необходимо более полно отразить новые явления войны и оборонные проблемы, возникающие в современных условиях и могущих возникнуть в будущем. Рассматривать их нужно с общегосударственной точки зрения.
Как видите, задачи стоят сложные, требующие координации усилий и взаимодействия научных потенциалов как государственных, так и общественных структур, и надеюсь, что потенциал академии будет в полной мере задействован в их решении.