О ПЕРЕХОДЕ К МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ (СОПРЯЖЕННОЙ) УНИФИЦИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 1(14)/2006
Генерал армии В.И. ИСАКОВ,
начальник Тыла ВС -
заместитель министра обороны РФ
О ПЕРЕХОДЕ К МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ (СОПРЯЖЕННОЙ) УНИФИЦИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Одним из приоритетных направлений военного строительства и развития военной организации в последние пять лет по решению Совета безопасности Российской Федерации от 9 ноября 2000 г. был определен переход Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов к межведомственной (сопряженной) унифицированной системе тылового обеспечения.
Для выполнения этой задачи Минобороны России совместно с другими заинтересованными ведомствами подготовило План основных мероприятий, который 19 февраля 2002 г. утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации (№ 212-р).
В его основу был положен принцип поэтапной реализации переходных мероприятий с целью сохранения устойчивости работы интегрируемых систем тылового обеспечения.
Основным содержанием первого этапа (2002 - 2003 гг.) стало проведение интеграционных мероприятий по наиболее подготовленным направлениям, второго (до 1 января 2006 г.) - завершение создания межведомственной системы, которая бы соответствовала задачам, составу и структуре военной организации государства.
К настоящему времени Министерство обороны и другие органы исполнительной власти практически завершили выполнение предусмотренных Планом переходных мероприятий:
-
организовано совместное стратегическое и оперативное планирование тылового обеспечения на военное время;
-
ежегодно разрабатывается и доводится до других войск план тылового обеспечения их воинских частей и учреждений;
-
изданы совместные приказы об особенностях тылового обеспечения соединений, воинских частей и подразделений других войск;
-
по службам тыла силами Минобороны России осуществляется обеспечение материальными средствами соединений и воинских частей других войск, в том числе дислоцированных на Крайнем Севере;
-
медицинское обеспечение войск организовано по территориальному принципу в границах во-
военных округов и флотов по существующим зонам ответственности;
-
подготовка офицерских кадров и младших специалистов по тыловым специальностям для всех войск осуществляется в вузах и учебных воинских частях Минобороны России;
-
сформирован Центр (заказов и поставок материальных и технических средств Тыла ВС РФ), который проводит совместные конкурсы однотипной продукции, а контроль ее качества и приемка осуществляется военными представительствами Минобороны России.
Например, в текущем году на единых конкурсах было размещено около 93 % объемов гособоронзаказа по однотипной продукции для всех силовых структур: продовольствия, горюче-смазочных материалов, вещевого имущества.
Для сравнения: в прошлом году этот показатель составлял 7 %.
Преимущества централизации и связанной с ней единой для всех политикой ценообразования видны на следующем примере.
В мае, в ходе совместного конкурса на поставку вещевого имущества, цена за один комплект зимнего обмундирования была снижена на 80 рублей (с 1 300 до 1 219,3), а общая сумма 600 тысяч комплектов - почти на 50 млн рублей. И это только по одному конкурсу и одному наименованию.
Так что экономический эффект от интеграционных мероприятий очевиден.
При этом следует учесть, что они осуществляются в рамках текущего финансирования, выделенного на содержание Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. То есть, без дополнительных затрат из федерального бюджета.
В процессе дальнейшего перехода к Межведомственной системе тылового обеспечения предусмотрена оптимизация воинских перевозок в интересах всех войск, воинских формирований и органов.
На сегодняшний день организация их планирования и выполнения возложена на два федеральных министерства (Минобороны России и МВД России). Их центральные и линейные органы военных сообщений размещены в 40 городах, на одних и тех же железнодорожных станциях, а зачастую - в одних и тех же зданиях.
Выработано совместное решение:
на первом этапе (до конца 2006 г.) - организационно объединить военно-транспортные структуры на железных дорогах и станциях;
на втором этапе (I кв. 2007 г.) - создать в Центре единый орган управления воинскими перевозками с передачей ему бюджетных средств на финансирование воинских перевозок в интересах всех войск, а с января 2008 года - приступить к работе в единой системе.
Ожидаемая экономия денежных средств в результате этого составит более 22,5 млн рублей в год.
Аналогичная ситуация имеет место при организации медицинского обеспечения. На сегодня действует сеть лечебных заведений Минобороны России, ФСБ России, МВД России, Спецстроя России. При этом в ряде гарнизонов дислоцируются по 2 - 3 разноведомственных военных госпиталя, имеющих загруженность коечного фонда ниже нормативной.
В целях оптимизации инфраструктуры медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов предусмотрено:
-
расформировать семь военных госпиталей ФОИВ, в том числе: ФСБ России - 4; Минобороны России - 2; Спецстрой России - 1;
-
в двух госпиталях сократить коечный фонд (Минобороны России, ФСБ России).
В перечисленных городах останется одно, наиболее оснащенное медицинское учреждение, в котором независимо от ведомственной принадлежности будут проходить лечение все военнослужащие и остальной прикрепленный контингент, имеющий законодательное право на бесплатное лечение в военно-медицинских учреждениях.
А финансовые взаиморасчеты будут осуществляться в Центре.
План мероприятий по оптимизации системы воинских перевозок и инфраструктуры медицинской службы Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов согласован руководителями всех заинтересованных министерств и ведомств и будет представлен министром обороны Президенту Российской Федерации.
При его согласии мы безотлагательно приступим к реализации спланированных мероприятий.
Конечно, потребность в интеграции ведомственных систем тылового обеспечения появилась не на пустом месте. Впервые об этом серьезно задумались еще в первую чеченскую кампанию. Прежде чем разработать План основных переходных мероприятий, была организована научная проработка различных вариантов и обликов Межведомственной системы тылового обеспечения. В том числе с участием членов Академии военных наук.
Полученные результаты позволили выявить и спрогнозировать вероятные риски, учесть их в дальнейшей работе, что в итоге положительным образом повлияло на конечный результат.