НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ВОЙСК И ОБЪЕКТОВ НА ЗАПАДНОМ НАПРАВЛЕНИИ

Вестник Академии военных наук, №2, 2005. стр. 147-149

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ВОЙСК И ОБЪЕКТОВ НА ЗАПАДНОМ НАПРАВЛЕНИИ

Полковник О.В. ОРЕХОВ

Изучение и анализ нормативно-правовых актов, научных трудов, опыта повседневной практики и мероприятий оперативной подготовки в области обеспечения безопасности в воздушно-космической сфере показывает, что до настоящего времени недостаточно проводится исследований, как по общим, так и частным вопросам проблемы защиты войск и объектов на Западном направлении. Отсутствуют долговременные практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию противовоздушной обороны в условиях изменения геополитического пространства и воздействия новых угроз безопасности Российской Федерации, в том числе и в воздушно-космической сфере.

Созданная группировка авиации ОВС НАТО на Западном ТВД по своим количественно-качественным показателям превосходит группировку авиации и войск (сил) ПВО в Центральной зоне ПВО в 2,5- 4 раза. В случае развязывания военных действий это превосходство обеспечивает войскам НАТО необходимые условия для успешного решения задач по поражению группировки авиации и войск (сил) ПВО Центральной зоны ПВО на земле и в воздухе, важнейших элементов системы управления и инфраструктуры, с последующим завоеванием господства в воздухе.

Состав группировки авиации и войск (сил) ПВО в Центральной зоне ПВО должен определяться такими условиями достижения целей начального периода войны, как срыв (отражение) воздушной наступательной операции на Западном ТВД и завоевание господства в воздухе, защита наиболее важных объектов и группировок войск от ударов с воздуха.

Наукой доказано и практикой подтверждено, что для успешного ведения борьбы за завоевание господства в воздухе необходимо иметь превосходство в силах и средствах не менее, чем в 1,5 раза, в то время как группировка авиации и войск (сил) ПВО, которая может быть создана к началу войны, меньше требуемой.

Прикрытие объектов в границах Центральной зоны ПВО осуществляется в общей системе ПВО Российской Федерации силами Командования специального назначения (КСпН), ОА РКО (ОН), войсками ПВО МВО.

В Центральной зоне ПВО создана такая группировка сил и средств, зенитных ракетных, истребительных авиационных и радиотехнических соединений и частей, которая позволяет реально обеспечить прикрытие в мирное время порядка 85% объектов.

Проведенное в рамках общего сокращения численности и состава Вооруженных Сил Российской Федерации сокращение сил и средств, выполняющих задачи по ПВО, повлекшее за собой изменение дислокации радиотехнических и зенитных ракетных войск, а также системы базирования истребительной авиации, привели к тому, что на сегодня эффективность созданной системы ПВО составляет около 25% от требуемой.

Главные объекты обороны - г. Москва и Центральный промышленный район (ЦПР) практически не прикрываются от возможных ударов не только перспективных, но и существующих средств воздушного нападения блока НАТО1. Даже после проведения мобилизационных мероприятий эффективность системы ПВО г. Москвы и ЦПР может увеличиться незначительно.

В приграничных районах группировка радиотехнических войск создает радиолокационное поле с высотой нижней границы 500-1000 м. Состояние истребительных авиационных и зенитных ракетных полков, несущих боевое дежурство, характеризуется низкой исправностью техники. Противоракетная оборона объектов г. Москвы и Московского промышленного района обеспечивается системой ПРО г. Москвы только с пониженными характеристиками

Созданная система управления войсками и силами ПВО Центральной зоны ПВО позволяет выполнять возложенные на нее задачи только мирного времени, а с ее наращиванием в угрожаемый период - задачи военного времени, но не способна обеспечивать управление всеми силами и средствами, ведущими борьбу с ракетным и авиационным оружием противника.

Как в этих условиях, на базе имеющихся средств, повысить эффективность защиты войск и объектов на Западном направлении?

Дальнейшее развитие противовоздушной и противоракетной обороны Центрального района необходимо осуществлять в рамках общей системы воздушно-космической обороны Российской Федерации с учетом развития средств воздушно-космического нападения противника, состояния и возможностей войск (сил) ПВО по прикрытию объектов, постепенному приданию им возможностей по нестратегической противоракетной обороне.

Система ПВО-НПРО Центральной района, одновременно являясь элементом общей системы вооруженной борьбы с СВКН, должна существовать как единая система разновидовых и разнородных группировок войск, сил и средств ПВО-НПРО с рациональным распределением их усилий в интересах прикрытия от ударов СВКН группировок войск, важнейших объектов Вооруженных Сил, экономики и инфраструктуры г. Москвы и Центрального промышленного района.

Разработанными Генеральным штабом мерами по увеличению эффективности защиты Центрального района при создании системы ПВО-НПРО предполагается обеспечить:

согласованное развитие разновидовых и разнородных средств и систем ПВО-НПРО и возможность их эффективного функционирования в соответствующих подсистемах комплексной системы ПВО-НПРО на СН при выполнении задач разведки, информационного обеспечения, навигации, поражения, подавления, управления и обеспечения;

единую ответственность за организацию и ведение борьбы со средствами воздушного нападения, централизованное управление и комплексное применение разновидовых войск, сил и средств ПВО-НПРО, мер активной и пассивной защиты объектов ВС и экономики страны от ударов СВКН противника;

сосредоточение усилий на наиболее опасных направлениях и обороне важнейших объектов в зонах фактической досягаемости средств воздушного нападения противника, возможность оперативного наращивания группировки ПВО-НПРО за счет применения резервов, переброски сил и средств с других направлений и из внутренних регионов страны;

совместное решение задач ПВО в рамках ОС ПВО.

В целях выполнения задачи противовоздушной обороны Центрального района представляется необходимым:

во-первых, все войска и силы, выполняющие задачи по прикрытию войск и объектов, уже в мирное время ввести в состав Объединенного командования авиации и ПВО, в котором Командование специального назначения может являться базовым органом управления. (Аналог - ОК авиации и ПВО, создаваемые на других направлениях, но с учетом особенностей статуса и выполняемых задач).

Это обусловлено созданием единообразной системы управления силами авиации и ПВО на всех стратегических направлениях; способствует реализации требований интеграции ударных, оборонительных и обеспечивающих сил в многофункциональную систему, действующую под единым руководством;

во-вторых, необходимо уточнить приоритетность прикрытия на мирное время важнейших объектов обороны, определенных Указом Президента Российской Федерации, с учетом положений Военной доктрины, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, опыта войн и военных конфликтов последних лет и угрозы нанесения ударов с воздуха с террористическими целями.

Оборону объектов, не имеющих зенитного ракетного и авиационного прикрытия, целесообразно осуществлять в рамках общих мероприятий в системе территориальной обороны силами соответствующих частей и подразделений Сухопутных войск, Внутренних войск МВД.

С целью совместного решения задач ПВО с силами территориальной обороны предусмотреть на военное время формирование в составе частей и подразделений Сухопутных войск и Внутренних войск МВД специальных подразделений прикрытия (групп, взводов, отделений, расчетов), вооруженных ПЗРК и ЗРПК типа «Тунгуска», «Панцирь», «Багульник» и ЗАК, типа ЗСУ-23-4 «Шилка», ЗУ-23-2, С-60 и мобильными средствами связи и передачи данных;

в-третьих, предусмотреть мероприятия по созданию и заблаговременному развертыванию основных элементов системы управления, обеспечивающих своевременное оповещение о действиях воздушного противника, постановку боевых задач и контроль их состояния. В ходе проводимых в последние годы КШУ и КШТ практически подтверждена способность системы С-50 по выдаче на систему А-135 информации (целеуказаний) о потенциальных носителях аэробаллистических ракет (АБР) и получении в обратном направлении целеуказаний по аэробаллистическим целям.

По информации с КП системы С-50 в автоматизированном режиме на КП системы А-135 поступают сообщения с целеуказаниями по самолетам - потенциальным носителям аэробаллистических ракет, после чего система А-135 переходит на боевой режим работы и, в свою очередь, выдает целеуказания по целям, классифицируемым как АБР, для системы С-50 с целью их последующего огневого поражения зенитными ракетными дивизионами Командования специального назначения. На начальном этапе приемлемо осуществлять неавтоматизированное управление в существующей системе связи, органов и пунктов управления. В дальнейшем создать специализированные средства АСУ и связи в рамках единой АСУ военного округа (фронта);

в-четвертых, к прикрытию группировок войск и объектов экономики от ударов с воздуха дополнительно привлечь силы РЭБ, войск РХБЗ и инженерных войск, которыми заблаговременно в мирное время подготавливаются силы и средства для скрытия демаскирующих признаков обороняемых объектов путем изменения их конфигурации и ввода противника в заблуждение.

Таким образом, эффективность ведения боевых действий с СВКН противника возможно повысить за счет комплексного применения по единому замыслу и плану сил КСпН, войск ПВО, разведки, РЭБ, инженерных войск, войск РХБЗ военного округа (фронта) и Космических войск, дислоцирующихся в границах ответственности Западного фронта и военного округа (на военное время).

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Шлыков В.А. Некоторые взгляды на совершенствование и развитие войск противовоздушной обороны. // Вестник АВН №3 2004 г.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации