НАЗРЕЛА ПОРА ПЕРЕМЕН В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫМИ СФЕРАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вестник Академии военных наук, №4, 2005, стр.104-114

НАЗРЕЛА ПОРА ПЕРЕМЕН В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫМИ СФЕРАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.Б. РАДИН,

ректор Академии национальной безопасности,

обороны и правопорядка;

Э.Г. ШЕВЕЛЕВ,

заслуженный деятель науки РФ,

доктор военных наук, профессор,

действительный член АВН

Современное состояние российского государства емко и правдиво охарактеризовано в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации: «Мы стоим перед лицом серьезных угроз. Наш экономический фундамент, хотя и стал заметно прочнее, но все еще неустойчив и слаб. Политическая система развита недостаточно. Государственный аппарат - малоэффективен. Большинство отраслей экономики - неконкурентоспособны. При этом численность населения продолжает падать. Бедность отступает крайне медленно. Международная обстановка остается сложной. Конкуренция в мировой экономике не снижается. Вокруг нас - страны с развитой экономикой. Надо прямо сказать: они оттесняют Россию там, где можно, с перспективных мировых рынков, а их видимые экономические преимущества дают повод для роста геополитических амбиций».

Но и рецепт борьбы с перечисленными «заболеваниями» очевиден: необходимы «крутые перемены» в подготовке государственного аппарата, управляющего жизненно важными сферами государственной деятельности.

Остановимся лишь на двух из них: на сфере обеспечения экономической безопасности и на сфере морской деятельности России. Подчеркнем - обе они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Их последовательное рассмотрение с единых системологических позиций может стать хорошей иллюстрацией действенности современных научных подходов и методов к, казалось бы, неразрешимым проблемам экономического, политического и военного возрождения Российской Федерации. Начнем с того, что проблеме обеспечения экономической безопасности политическим и военным руководством России до последнего времени безосновательно, отводилась лишь вспомогательная роль по отношению к проблеме обеспечения военной безопасности. И лишь в наши дни экономические интересы России становятся все более важными и значимыми по сравнению с политическими и военными. Отметим: в мире возникает все более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств и интересов крупных транснациональных корпораций1. При этом существенно изменилось понимание условий для применения вооруженных сил. Если раньше основанием для принятия подобных решений чаще всего служило наличие прямой военной угрозы, то сейчас военная сила все чаще применяется для обеспечения экономических интересов той или иной страны, что, с одной стороны, объективно расширяет сферу внешнеполитической востребованности военной силы, а, с другой стороны, придает исключительное значение разработке с единых методологических позиций концептуальных подсистем обеспечения экономической безопасности (концепции, доктрины, стратегии).

Концепция национальной безопасности России на начальном этапе своего зарождения исходила из того, что важнейшей составной частью общей проблемы ее обеспечения является оборонная безопасность с учетом необходимой защищенности российского государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В современных условиях глобализации мирохозяйственной системы такой важнейшей составной частью национальной безопасности закономерно становится сама экономическая безопасность. При этом, как и ранее концепция национальной безопасности в целом, она представляет собой политический документ, содержащий систему официальных взглядов на место и роль России в современном мире, ее национальные ценности, интересы и цели, силы, средства и способы предупреждения и отражения внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности, а также на основы организации и принципы функционирования системы обеспечения национальной безопасности.

Концепции национальной безопасности Российской Федерации с преимущественным выделением в ее составе составляющей обеспечения военной безопасности до настоящего времени отводилась роль основы для разработки единой (комплексной) стратегии обеспечения национальной безопасности, включающей в свой состав стратегии обеспечения национальной безопасности в различных жизненно важных сферах государственной деятельности. Однако в современных условиях череда гигантских потрясений международной обстановки, волнами прокатившаяся по миру, заставляет интеллектуальную и научную мысль усомниться во многих, казалось бы, сущностно наполненных истинах, понятиях, категориях, постулатах. В наши дни все более явственно проявляется новый, более стройный, более здравый, более гармоничный каркас, сердцевиной которого выступает геоэкономическая платформа мирового взаимодействия, цементируемая целевой установкой на совместное формирование и гармоничное перераспределение мирового дохода. Если через эту призму взглянуть на многие опорные понятия современного мира, то многие из них либо теряют свой смысл, либо приобретают новую сущность. Наиболее ярко это проявляется в научной категории «национальная безопасность» и ее важнейшей в наши дни составляющей - «экономической безопасности».

Среди основных приоритетов обеспечения экономической безопасности России в кризисных условиях в обязательном порядке должны присутствовать: прекращение нелегального вывоза капитала, обеспеченность продовольствием, ликвидация внешнего долга, стимулирование и защищенность инвестиционного процесса, остановка опасной регионализации страны, интеграция в мировую хозяйственную систему (МХС).

Эти частные, но важные интересы России расположены в указанном ряду по возрастающей шкале их стратегического значения и по нисходящей шкале возможностей их реализации. Суммарно к долгосрочным интересам России в целях обеспечения экономической безопасности следует отнести следующие:

1. Насущная необходимость превращения внешнеэкономических связей из фактора дестабилизации в средство смягчения обстановки и преодоления экономического кризиса, стимулирования прогрессивных структурных преобразований сельского хозяйства, проведения экономической реформы в направлении устойчивого развития с учетом нового геополитического, геостратегического и геоэкономического положения России.

2. Точное определение и постоянная коррекция внешнеэкономических приоритетов долговременной экономической политики России и обеспечения стратегической устойчивости ее экономических, политических и научно-технических связей с отдельными странами и группами стран.

3. Восстановление традиционных внешнеэкономических связей и международного научно-технического сотрудничества России в зонах ее преобладающих интересов. Углубление и расширение спектра взаимовыгодного сотрудничества с рядом промышленно развитых стран.

4. Защита национального рынка и отечественного производства от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных государств средствами разумного протекционизма и импортозамещения.

5. Стабильное обеспечение экономики и обороны России сырьевыми, энергетическими, инвестиционными, научно-интеллектуальными и технологическими ресурсами из всех возможных источников, включая внешнеэкономические связи.

6. В перспективе - значительное повышение конкурентоспособности национального производства и равноправная экономическая эффективная интеграция в мировую хозяйственную систему на основе политики стимулирования экспорта высокотехнологичной наукоемкой продукции и глубокого участия в международном разделении труда.

7. Активизация участия России в международных инициативах путем развития многостороннего научно-технического сотрудничества в рамках глобальных проектов с использованием форм и механизмов мировой практики.

Представляется необходимым подчеркнуть, что при разработке проблем обеспечения национальной безопасности исключительно важно учитывать не только собственно экономические интересы, но и задачи обеспечения военно-стратегической стабильности и оборонной достаточности, а также социально-политического равновесия страны, информационной и экологической безопасности. Сущность современного системологического подхода к проблемам национальной безопасности, в частности, к проблемам, возникающим в таких жизненно важных сферах государственной деятельности, как экономическая безопасность, оборонное строительство, военное сотрудничество заключается в переходе от морфологического уровня использования системного подхода при разработке проблем национальной безопасности к более высоким - функциональному и информационному, в разрешении проблемных ситуаций созданием и организацией эффективного функционирования единой высокоразвитой интеллектуальной сложной системы обеспечения экономической безопасности (СОЭБ).

Необходимая эффективность СОЭБ должна быть обеспечена с позиций реализации системологического подхода путем придания ей необходимых функциональных свойств: «интеллекта», «управляемости», «наблюдаемости», «организованности», «скрытности», «устойчивости функционирования», «возможностей выполнения свойственных ей задач».

Применительно к боевым системам (БС), создаваемым для обеспечения военной безопасности в современных формах применения вооруженных сил (включая силы и средства вооруженной борьбы, в том числе в Мировом океане), каждое из перечисленных функциональных свойств достаточно подробно раскрыто в специальной литературе2. Однако, в связи с происходящей в наше время революцией в обучении, следует особо подчеркнуть исключительную значимость интеллекта СОЭБ для возрождения Российской Федерации в условиях глобальных трансформаций5. В силу деформирующего воздействия характера и последствий хода экономических реформ изменения в образовательной среде сосредоточили внимание научной общественности более всего на решении проблем обеспечения экономической безопасности. Главный лейтмотив современной революции в образовании: «XXI век - начало новой земной цивилизации, возникающей из процессов глобализации, информатизации, автоматизации, инновационной экономики, в корне меняющих роль человека в производстве, а вместе с этим меняющих роль образовательной и научной среды в жизни общества».

Основная всепоглощающая тенденция - формирование мира со свободными торговыми отношениями между странами, ведущее к возрождению личности, ее интеллектуальной мощи и ответственности, возникающие возможности создания новых совершенных систем управления и их широкомасштабного использования для разрешения сложных проблем обеспечения экономической безопасности и национальной безопасности в целом.

Китаю, сумевшему ранее других стран мира «запустить» образовательную революцию, уже сегодня пророчат будущие колоссальные успехи, прогнозируя рост его экономики к 2025 году до 25% от всей мировой экономики (США - 20%, Индии - 13%). «Секретным оружием» Китая называют 51 млн. китайцев, живущих за пределами страны. В сумме их финансовые активы составляют около 2 триллионов долларов. Однако основой являются достижения в области образования. В этой связи приданию СОЭБ перечисленных функциональных свойств и их планируемому опережающему развитию закономерно отводится ведущая роль в системе обеспечения экономической и в целом национальной безопасности. Перечисленные особенности системологического подхода позволяют существенно повысить адекватность моделирования анализируемых процессов функционирования проблемосодержащих и проблеморазрешающих систем обеспечения безопасности, и на этой основе создать и реализовать новые, более совершенные механизмы разработки рекомендаций по защите и реализации национальных интересов России с целью осуществления необходимого эффективного государственного управления развитием обстановки при обеспечении экономической безопасности. Другая важная специфическая особенность деятельности в рассматриваемых жизненно важных сферах деятельности заключается в том, что они в силу своей сложности и многоплановости, требуют заблаговременного создания и функционирования по единому замыслу и плану интеллектуальной системы обеспечения экономической безопасности.

Надежное и эффективное функционирование СОЭБ в сфере обеспечения экономической безопасности предполагает, прежде всего, заблаговременную разработку концепции, доктрины и стратегии экономической безопасности с целью придания СОЭБ необходимых основных функциональных свойств. Действительно, оборонительная стратегия уже не отвечает требованиям сегодняшней экономической ситуации. Необходим переход от стратегии «выживания» к стратегии «развития». Иначе возможно отставание оборонно-промышленного комплекса от требований времени и мировой рыночной ситуации, задач военной реформы и национальной безопасности, что приведет к опасным угрозам: критическому физическому и моральному износу основных производственных фондов; деградации научно-технического и интеллектуального потенциала оборонных отраслей и ослаблению их научной и технологической базы; потере потенциала для выпуска современных и перспективных видов вооружения и военной техники.

При этом, по мнению отечественных специалистов и ученых, переориентация ОПК с концепции «выживания» на концепцию «развития» может быть осуществлена только на базе инновационной модели, прежде всего, в экспортно-ориентированном секторе, аккумулирующем в себе современные технологические инновации. Инновационная деятельность выступает средством достижения конкурентных преимуществ оборонных предприятий военно-промышленного комплекса России и, прежде всего, его экспортно-ориентированного сектора. Именно инновационная деятельность может обеспечить высокие показатели экономической эффективности ОПК, способствовать подъему российской экономики в целом.

В Концепции экономической безопасности должны содержаться: система взглядов на обеспечение экономической безопасности страны; национальные цели и национальные интересы в экономической сфере; причины формирования и условия реализации этих целей; выявленные и возможные угрозы их реализации; четко сформулированные общие направления обеспечения национальных интересов и достижения национальных целей. Доктрина экономической безопасности должна раскрывать сущность, содержание и пути реализации политики экономической безопасности России в различных условиях развития обстановки, служить основой для формирования государственной политики в области обеспечения экономической безопасности. Применительно к обеспечению экономической безопасности под стратегией следует понимать, прежде всего, формирование генерального направления обеспечения экономической безопасности на длительный период времени, в рамках которого определяются объекты, цель и задачи такого обеспечения, а также предлагаемая система конкретных мер по решению задач и достижению сформулированных национальных целей. Схема создания и развития перечисленных концептуальных систем экономической безопасности может быть пояснена рис. 1, на котором приведена схема развития концептуальных подсистем экономической безопасности: концепции, доктрины и стратегии. Представляется исключительно важным их постоянное совершенствование и развитие как органических составных частей (показаны курсивом) соответственно концепции национальной безопасности Российской Федерации, доктрины национальной безопасности и Стратегии национальной безопасности. На рис.1 показаны также органы, принимающие участие в их разработке, место и роль международно-правового обеспечения экономической безопасности при защите и реализации национальных интересов по направлению защиты и реализации национальных интересов в Мировом океане.

НАЗРЕЛА ПОРА ПЕРЕМЕН В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫМИ СФЕРАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важной предпосылкой для создания СОЭБ стали разработка и утверждение Президентом России Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации4, ориентированной на реализацию осуществляемых государством экономических преобразований в ближайшие три-пять лет. Она развивает и конкретизирует соответствующие положения разрабатываемой концепции национальной безопасности с учетом национальных интересов в области экономики.

Цель Государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором были бы созданы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внешних и внутренних угроз. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной как во внутригосударственном, так и в международном плане: защиты гражданских прав населения, повышения уровня и качества его жизни; эффективного решения внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов; активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.

Россия имеет широкие возможности для обеспечения своей экономической безопасности. Даже самая строгая и придирчивая оценка национального богатства России, включая материальные активы и природные ресурсы, позволяет оценить его в 670 трлн. 614 млрд. рублей, что в пересчете по официальному курсу составляет около 24 трлн. долл5. По разведанным запасам минерального сырья она занимает ведущее место в мире. В начале третьего тысячелетия на долю России, по оценкам специалистов, приходилось: 64,5% мировых разведанных запасов апатитов; 35% - природного газа; 32% - железа; 31% - никеля; 29% - бурых углей; 27% - олова; 21% - кобальта; 16% - цинка; 14% - урана; 13% - нефти; 12% - свинца; 11% - меди. Россия располагает одними из крупнейших в мире запасами золота, алмазов, изумрудов, платины и платиноидов, наиболее активно используемых в промышленной разработке6. По совокупному природному потенциалу на душу населения Россия по-прежнему опережает ведущие промышленно развитые страны мира: США - в 2-3 раза; Германию - в 5-6 раз; Японию - в 18-20 раз. Обладая огромной территорией, Россия является абсолютным лидером по ее площади, приходящейся на душу населения. Имея благоприятное геополитическое положение между наиболее динамичными регионами мирохозяйственной системы - Западной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, она способна внести значительный вклад в увеличение грузопотоков с Запада на Восток, с Севера на Юг и обратно через российскую территорию, что поможет стране вернуть статус транспортной державы мира. По оценкам специалистов, от предоставления транспортных транзитных услуг Россия могла бы ежегодно иметь дополнительно от 3 до 5 млрд. долл. валютной выручки.

Важнейшее биосферное значение имеет обширность территории России, значительная часть которой слабо затронута или не затронута вообще хозяйственной деятельностью. При размерах территории в 17 млн. кв. км площадь земель незатронутых и слабо затронутых хозяйственной деятельностью составляет в России 7,5 млн. кв. км. В Канаде такие территории составляют - 6,4 млн. кв. км, в Китае - 2,1 млн. кв. км.

Вместе с тем Россия продолжает оставаться неспособной реализовать свои возможности для преодоления охватившего ее системного кризиса, обеспечения национальной безопасности и укрепления авторитета в межгосударственных отношениях. Не усвоена нами простая истина: на Западе никто не желает возрождения экономической мощи России и ее выхода на мировой рынок со своей продукцией, способной конкурировать с продукцией западных фирм. Исторический опыт свидетельствует о том, что сильные иностранные государства постоянно проводили политику, направленную на ослабление российского государства и его раскол, что и было достигнуто в 1991 году. Видимо теперь (уже в XXI-м веке) будет поставлена задача по закреплению этого раскола: лишению России ее оставшихся союзников и затем - раздробление Российской Федерации на ряд небольших государств.

С этих позиций в 1995 году перед высшим руководством российского государства угрожающе встали проблемы будущего страны: какой путь развития избрать? Стоит ли полностью доверять иностранным советникам, которые под видом благих намерений следования курсом демократических реформ загоняли страну в экономический тупик? Каким образом завершить успешную и полную интеграцию России в мировое сообщество? Анализ проблем, стоящих перед страной, закономерно приводит к решению о необходимости разработки полного набора концептуальной системы экономической безопасности Российской Федерации.

Как становится все более очевидным, при относительно самостоятельном, вынужденно изолированном рассмотрении любой жизненно важной сферы государственной деятельности, такой методологический подход оказывается относительно удобным в целях последующей интеграции ее безопасного развития. Последовательно по данному пути прошли отечественные специалисты и ученые при разработке концептуальных систем восстановления и развития морской деятельности. Ими практически разработаны и доведены до утверждения Президентом Российской Федерации официальные документы «Национальная морская политика» и «Морская доктрина Российской Федерации». В результате пришло новое понимание значимости для России характерных для последних лет геоэкономических потерь и их влияния на возможные целесообразные направления ее возрождения и развития. Основной внутренний вызов безопасности страны по-прежнему связан с незавершенностью и нестабильности структур демократических институтов и управления. В области экономической безопасности этим и объясняется незавершенность начавшихся преобразований, слабость рыночных институтов экономики, сохранение убыточных экономических отношений с внешним миром, основанных на импорте высокотехнологичных машин, оборудования, товаров народного потребления в обмен на экспорт топливно-энергетических ресурсов, возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Устранение перечисленных недостатков в условиях характерной для нашего времени глобализации мирохозяйственной системы становится возможным лишь при разработке и последовательном претворении в жизнь стратегии геоэкономической интеграции России в мировую экономическую систему. В чем ее суть и почему она стала необходима?

На протяжении многовековой истории российского государства его выдающиеся царствующие особы, великие политические и царствующие деятели, «не щадя живота своего», отвоевывали или откупали (при возможности) приморские территории и выходы к морю, осваивали ресурсы и пространства Мирового океана, закономерно видя в этом будущее своих детей и внуков, великое предназначение и место россиян и России в безопасном развитии Евразии и человеческой цивилизации в целом. В итоге их многовековой и многотрудной деятельности был создан некогда великий и могучий Союз Советских Социалистических Республик, являвшийся великой морской державой и до недавнего времени (по историческим меркам) возглавлявший блок стран - участниц Варшавского Договора. Распад Советского Союза привел к значительным геоэкономическим потерям, негативно повлияв, в первую очередь, на морскую деятельность Российской Федерации, фактически подведя ее к рубежу необратимого распада и создав реальные угрозы безопасному развитию страны. Основными из них являются следующие7:

1. Ограничение выхода России к ресурсам и пространствам Мирового океана, магистральным морским международным коммуникациям, особенно в Балтийском и Черном морях. Российскую Федерацию оттеснили на северо-восток евразийского материка от основных торгово-экономических контрагентов, от благоприятных для жизни и морской деятельности районов.

2. Около 50% портово-прибрежной инфраструктуры осталось в других государствах СНГ. Почти 40% внешнеторговых морских перевозок России обслуживают порты стран Балтии и Украины. Доля российских экспортно-импортных грузов в общем объеме перевалки через порты стран Балтии составляют 70...80%, доходы этих стран от выполнения такой работы превышают 30% от их валового национального продукта, а связанные с этим потери России - более 2,0 млрд. долл. США ежегодно.

3. Резкое изменение не в пользу России соотношения военно-морских сил: сегодня во всех основных регионах Мирового океана группировки ВМФ России в количественном отношении уступают зарубежным в 2,5...4,0 раза, а к 2010 году общее соотношение кораблей России и стран НАТО может составить 1:10. К 2010 году в боевом составе ВМФ России может остаться около 80 кораблей, у стран НАТО - более 800 кораблей. В наши дни в целях демонстрации военного присутствия и оказания силового давления США и НАТО на постоянной основе развернуто в различных районах Мирового океана более 130 надводных кораблей, 13 атомных ракетных и 12-15 атомных многоцелевых подводных лодок;

4. Усиливающееся экономическое, политическое и международно-правовое давление на Россию с целью ее вытеснения из активной морской деятельности. По западному периметру постсоветского пространства расположились страны, стремящиеся использовать неблагоприятную для России геополитическую ситуацию в целях получения для себя политических, экономических и иных выгод (аналогично на Востоке - Япония и Китай; на Юге - Турция и Иран).

5. Расширение неконтролируемого и безнаказанного доступа к природным морским ресурсам России, резкое возрастание иностранного влияния на морскую деятельность России. Ежегодный экономический ущерб в этой области для России составляет миллиарды долларов США.

Опасность перечисленных угроз значительно усиливается негативными внутренними факторами, прежде всего сложной социально-экономической обстановкой, ослаблением до недопустимого уровня государственного управления, поддержки, регулирования и контроля в сфере морской деятельности.

Объективный и всесторонний анализ рассматриваемых «геоэкономических потерь» России представляется исключительно важным для понимания ситуации не только в постсоветском пространстве, но и в мире в целом.

По мнению отечественных специалистов и ученых, многих из уже состоявшихся потерь можно было бы избежать, если своевременно на государственном уровне провозгласить геоэкономические интересы России, в ясной и четкой форме согласовать с партнерами - основными игроками на мировой хозяйственной арене (странами «семерки») национальные геоэкономические устремления и плацдармы, экономические границы, зоны экономического влияния8.

Представляется серьезной стратегической ошибкой и то, что нами не осуществляется контроль за исполнением государственными органами рекомендаций, содержащихся в посланиях по национальной безопасности Президента Российской Федерации, обращениях Совета безопасности РФ и других документах. Например, до настоящего времени затягивается предусмотренный Посланием по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному собранию на 1996-2000 гг. переход от торгово-посреднической к воспроизводственной модели внешнеэкономических связей, не реализована идея создания геоэкономического атласа мира в электронной форме, способного стать важным инструментом обеспечения принятия органами власти грамотных решений с целью реализации СГВР.

В наши дни в связи глобализацией мирохозяйственной системы идет геоэкономический передел мира. Высокими темпами осуществляется закрепление мировых хозяйственных структур (прежде всего, энергетических и военно-экономических) в Казахстане, Азербайджане, Грузии, Армении, Прибалтике).

Не имея транснациональных хозяйственных структур и практически не участвуя в этом процессе, Россия автоматически становится объектом геоэкономической экспансии.

В экономической области главный внешний вызов обусловлен тем, что позитивный и необходимый для возрождения России процесс «открытия» ее экономики при отсутствии надлежащей экономической политики сопровождается ослаблением экономической самостоятельности Российской Федерации, деградацией ее технологического и промышленного потенциала, закреплением за ней топливно-сырьевой ориентации в мировой экономике.

К решению возникающих в этой связи задач российское государство должно готовить специалистов новой формации, которые будут формировать и принимать решения по развитию национальной экономики, по разработке и обоснованию с единых методологических позиций концепций, доктрин, стратегий, программ в жизненно важных сферах государственной деятельности, таких, как защита и реализация национальных интересов в Мировом океане, оборонное строительство, военное сотрудничество, профессиональная переподготовка кадров, которая по этим направлениям должна осуществляться в ведущих образовательных учреждениях страны (ВАГШ ВС РФ, Военно-морская академия, РАГС при Президенте РФ, АНХ при Правительстве РФ и других) по специальности 061000 - «Государственное и муниципальное управление» со специализациями - «Геоэкономика и глобалистика», «Национальная морская стратегия», «Государственное управление морской деятельностью».

Одним из перспективных инструментов в решении перечисленных выше задач в условиях глобализации мирохозяйственной системы становится ускоренно формируемая в последние годы стратегия геоэкономической интеграции России в мировую экономическую систему, ставящая целью прорыв к формированию мирового дохода и его перераспределению путем развития национальной морской деятельности и вынесения интернационализированных воспроизводственных ядер на территории дружественных России стран. Объективно совпадающие интересы членов мирового сообщества в формировании эффективной системы международной безопасности, в налаживании экономических, культурных и научных связей становятся в этих условиях важнейшими предпосылками для перехода от старого конфронтационного к новому партнерскому мировому порядку. В этой связи резко обострилась необходимость не только разработки и принятия новой национальной внешнеэкономической доктрины, но и создания эффективного стратегического арсенала ее реализации, способного обеспечить переход России от торгово-посреднической к геоэкономической (производственно-инвестиционной) модели развития, что потребует создания специфических организационно-функциональных и координирующих структур10. Их главной задачей должно стать своевременное и целенаправленное оказание содействия геоэкономическому возрождению России, его ориентации на приоритетные научно обоснованные направления развития. Одним из таких направлений в современных условиях является ускоренное развитие морской деятельности Российской Федерации, защита и реализация ее национальных интересов в Мировом океане.

Наличие мощного морского потенциала является для Российской Федерации объективной необходимостью, важнейшим условием интеграции российского государства в мирохозяйственную систему с целью обеспечения национальной безопасности, укрепления авторитета в межгосударственных отношениях. В основе реализации внешнеэкономической доктрины с позиций геоэкономики лежит прорыв к формированию и перераспределению мирового дохода. Под мировым доходом понимается доход в мировом измерении от внешне-экономической деятельности, получаемый при реализации товаров и услуг, произведенных в рамках интернационализированных воспроизводственных циклов (ядер), транснациональных экономических структур с использованием всех видов национальных ресурсов, в том числе и ресурсов стран, не признанных в качестве участников этих циклов (ядер), и предназначенный для расширенного интернационализированного воспроизводства. Стратегия геоэкономической интеграции России в мирохозяйственную систему на основе развития национальной морской деятельности и реализации ресурсов и пространств Мирового океана (рис.2). Стратегия геоэкономического возрождения России предусматривает ее геоэкономическую интеграцию в мирохозяйственную систему путем целенаправленного изменения товарно-вещественной структуры (объекта общения) и организационных структур (субъектов общения), ориентируемых на широкомасштабное участие российского государства в формировании и распределении мирового дохода и получение значительного эффекта от участия в деятельности трансграничных воспроизводственных систем.

При этом сбыт «единичного товара» отдельными российскими фирмами сопровождается прибылью, реализуемой на мировом рынке. Сбыт «товара-группы» крупными объединениями (корпорациями) сопровождается получением ассортиментной сверхприбыли. Выход на мировой рынок сбыта производственно-коммерческих агломераций (ПКА) с «товаром-предприятием» (объектом) и его реализация обеспечивает получение долговременного экономического эффекта. Выход на мировой рынок сбыта объединений с участием государственных институтов с «товаром-программой» и ее реализация обеспечивают долговременный геоэкономический, военно-стратегический и политический эффект.

Схема (рис. 2) сознательно ориентирована на Северный Ледовитый океан, поскольку современные коммуникационные средства все более «приближают» прибрежные арктические регионы России к промышленным центрам, вовлекая их в общие процессы интеграции и глобализации. Ценность арктических пространств определяется, во-первых, их масштабами в сочетании с их расположением и, во-вторых, природными богатствами, равно как и инфраструктурой, созданной трудом человека. Присутствие военного компонента США и НАТО в Арктике менее значительно, чем в других регионах, а широкомасштабная военная деятельность затруднена сложными гидрометеорологическими условиями.

Отметим: общению стран на внешнеэкономической арене присущи: выработка своего стратегического арсенала приемов и правил; осознание ими определенных закономерностей в эволюции конкурентной борьбы и происходящего в наши дни перехода от торговых войн к геоэкономическим.

Характерным для геоэкономических войн становится нанесение ущерба невоенными средствами и методами по заранее разработанной стратегии оперирования в геоэкономическом пространстве с использованием высоких геоэкономических технологий. В условиях глобализации мирохозяйственной системы любая национальная экономика может стать жертвой геоэкономической экспансии, для которой характерны свои средства, приемы, формы, способы и методы борьбы, такие, как тщательно завуалированный механизм перелива национального и мирового дохода, кредитный удар, разрушение экономических инфраструктур, деформация социально-экономической структуры. Мирохозяйственная арена в наши дни не оставляет безнаказанной ни одну национальную экономику, которая не «догадывается» о возможных средствах и приемах геоэкономической борьбы. Следует особо подчеркнуть и то, что обсуждаемая в настоящее время геоэкономическая модель развития России, ставящая целью комплексный выход в мировую хозяйственную систему фирм и компаний сопряженных отраслей и перераспределение мирового дохода11 требует для своей реализации восстановления и дальнейшего развития на государственном уровне морского потенциала страны и активизации ее морской деятельности.

Результаты выполненных за последние годы исследований в рамках Федеральной целевой программы «Мировой океан»12 наглядно показывают, что именно морскому потенциалу страны должна быть отведена роль стратегического ресурса в ее будущем геоэкономическом возрождении, что предполагает надежную защиту и полномасштабная реализацию национальных интересов России в Мировом океане. Возникающие при разработке данных проблем вопросы требуют, прежде всего, создания соответствующих концептуальных систем морской деятельности и их непрерывного совершенствования и развития: концепции национальной морской политики; морской доктрины Российской Федерации и национальной морской стратегии (показаны на рис.1 курсивом). На рисунке показаны органы, принимающие участие в их разработке, а также место и роль международно-правового обеспечения национальной морской деятельности в создании нормативно-законодательной базы обеспечения защиты и реализации национальных интересов России в Мировом океане.

НАЗРЕЛА ПОРА ПЕРЕМЕН В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫМИ СФЕРАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С позиций геоэкономического подхода кардинальным образом меняются роль и место военного фактора во внешней политике. Характерные представления о ведении войн с применением только силовых методов уходят в условиях глобализации мирохозяйственной системы в прошлое, на смену им приходят (и уже ведутся!) еще более опасные геоэкономические войны, сопровождаемые серьезными подвижками в геоэкономической картине мира.

Новая воспроизводственная структура мира выстраивается развитыми западными странами с учетом доступности необходимых для их дальнейшего беспрепятственного развития сырьевых и интеллектуально-ресурсных богатств других стран. Вооруженным силам США и НАТО отводится при этом важная роль по защите и реализации подобной схемы. При таком взгляде на происходящие в настоящее время события совершенно по-новому звучит мотивация к расширению НАТО на Восток и планируемых Пентагоном США масштабных перегруппировок войск и военно-морских сил13. В процессе анализа отечественными специалистами и учеными возможных последствий подобного развития обстановки для России приходит все более глубокое понимание российской общественностью, специалистами и учеными недопустимости раздельного проведения реформ в экономической и военной сферах деятельности, крайней необходимости вплетения геоэкономической составляющей в военную сферу при разработке национальной доктрины и стратегии возрождения российского государства.

Реакция политического и военного руководства на складывающуюся в современных условиях обстановку для России должна формироваться на базе военно-экономического симбиоза с поиском совершенно новых, нетрадиционных подходов к разработке и разрешению проблематики национального возрождения российского государства. С этих позиций геоэкономическому подходу к национальному развитию Российской Федерации и стратегии его реализации в современных условиях закономерно отводится все более важная роль в деятельности российских ученых, специалистов и представителей органов власти, ответственных за будущее страны. С позиций предлагаемого методологического (геоэкономического!) подхода создание (или конструирование) национальной доктрины долговременного развития и обоснования стратегического арсенала ее реализации требует, прежде всего, осознания происходящей на рубеже веков хозяйственной транснационализации, выделения из глобального пространства и глубокого, раздельного рассмотрения и изучения его основных подпространств: геоэкономического, геополитического, геостратегического.

Вычленение из глобального пространства перечисленных основных подпространств становится обязательным для познания присущих им законов и закономерностей, для понимания новой роли внешней политики и военной ее компоненты.

При разработке фундаментальных основ национальной доктрины долговременного развития и стратегического арсенала ее реализации сторонниками геоэкономического подхода рекомендуется руководствоваться рядом принципиально новых положений. Подчеркивается, в частности, что всеобъемлющая глобализация стирает грань между внутренней и внешней средой деятельности, между внутренней и внешней политикой, а всемирные глобальные потоки и процессы в экономико-финансовой, экономико-производственной, социальной, политической, военной и других сферах становятся в наши дни важнейшими ориентирами развития любого национального государственного образования.

Поистине ключевой проблемой в современных условиях становится совершенствование и развитие профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов для управления жизненно важными сферами государственной деятельности. Отметим, что выполненными ранее работами СОПС с участием РАГС при Президенте РФ и других организаций была разработана, в частности, Сводная образовательная программа профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих: «Национальная морская стратегия и государственное управление морской деятельностью». Однако предполагаемая подготовка слушателей по ней в РАГС при Президенте РФ так и не начата. Рекомендуемые кафедры для проведения занятий так и не созданы.

Необходимость в подготовке кадров по «Национальной морской стратегии» и «Государственному управлению морской деятельности» не исчезла и, по оценкам отечественных специалистов и ученых, продолжает нарастать. В связи с этим работы в данном направлении были продолжены, по их результатам были подготовлены два новых раздела программы: первый раздел (15 тем) - «Геоэкономическая стратегия возрождения России в условиях глобализации мирохозяйственной системы»; второй раздел (15 тем) - «Стратегия государства по защите и реализации национальных интересов России в Мировом океане». По каждой из тем первого и второго разделов программы могу планироваться различные формы теоретических или практических занятий (лекции, семинары, практические занятия, собеседования с демонстрацией кинофильмов и др.).

С целью осуществления контроля за разработкой и реализацией стратегии интеграции России в мирохозяйственную систему на основе развития национальной морской деятельности и реализации ресурсов и пространств Мирового океана представляется целесообразным создать в Администрации Президента РФ - Главное управление безопасного развития морской деятельности, возложив на него организацию профессиональной переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров и специалистов для государственного управления морской деятельностью в целях защиты и реализации национальных интересов в Мировом океане. Подготовку кадров для управления морской деятельностью и реализации стратегии интеграции России в мировую экономическую систему предлагается осуществлять на базе ВАГШ ВС РФ, Военно-морской академии, РАГС при Президенте РФ, АНХ при Правительстве РФ, Академии национальной безопасности, обороны и правопорядка АБОП, создав с этой целью единый государственный механизм 3-х этапной реализации Морской доктрины Российской Федерации, способный осуществлять руководство и управление национальной морской деятельностью, разработкой и выполнением законов, указов, постановлений и программ изучения, освоения и использования ресурсов и пространств Мирового океана с целью экономического возрождения российского государства, обеспечения национальной безопасности и укрепления авторитета России в межгосударственных отношениях.

Учитывая особую важность морской деятельности, уже на первом этапе реализации Морской доктрины Российской Федерации целесообразно сформировать на всех уровнях управления государством (Администрация Президента Российской Федерации, аппарат Совета Безопасности РФ, аппарат Правительства РФ, Совет Федерации, Государственная дума) органы разработки и проведения морской политики РФ; в федеральных органах исполнительной власти (МИД, Минэкономразвития, Минобрнауки и др.) проблематику, связанную с морской деятельностью, выделить в самостоятельные направления; в руководящие органы приморских регионов ввести заместителей по вопросам, связанным с морской деятельностью в регионе.

С целью обеспечения формирования национальной системы широкомасштабной переподготовки и повышения квалификации научно-преподавательских и руководящих кадров в области морской деятельности для органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, создать в Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и в Академии национальной безопасности, обороны и правопорядка проблемно-ориентированные кафедры «Глобалистики и национальной морской стратегии».

В заключение считаем необходимым подчеркнуть, что реализация в той или иной форме предлагаемых мер и мероприятий не может дальше откладываться. По нашему мнению, времени для колебаний и сомнений в выборе политики обеспечения национальной безопасности России уже нет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации. МО РФ, 2003. С. 1.

2. Системология национальной безопасности России: современное состояние и перспективы развития. Шевелев Э.Г., ВАГШ ВС РФ. 2004.

3. Революция в обучении. Научить мир учиться по новому. Горден Драйден, Джанетт Вос. М., ПАРВИНЭ, 2003. С. 67, с. 429-442.

4. Одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 года, №608.

5. Коммерсант №70, 13 сентября 2000 г., стр.7.

6. Национальный доклад «Стратегические ресурсы России». Инф.-аналит.материалы.М.,1996. С.35.

7. Стратегия государства по защите и реализации национальных интересов России в Мировом океане. В.Куроедов, докт. дисс. МО РФ, МНК, М.,2000.

8. Глобалистика. Теория, методология, практика. Учебник для вузов. Э.Кочетов. Изд-во НОРМА, М., 2002. С. 96.

9. Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства. Кочетов Э.Г. Учебник по курсу «Мировая экономика». М., Изд-во БЕК, 2002. с. 431-473.

10. Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.М.,1996.

11. Геоэкономика (Освоение мирового экономического пространства). Э.Г.Кочетов. Учебник по курсу «Мировая экономика».М., Изд. БЕК., 1999. с. 78-81.

12. Военно-стратегические интересы России в Мировом океане. В.И.Куроедов. Мировой океан. ВИНИТИ., 2000, Вып.1, с. 91-100.

13. Пентагон: глобальная передислокация. Независимая газета. 6 июня 2003. С. 9.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации