КОРЕЙСКО-РОССИЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ВОЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Вестник Академии военных наук, №1, 2005. стр. 47-48

КОРЕЙСКО-РОССИЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ВОЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Доктор ЧО НАМ ХУН,

научный сотрудник

Корейского института

оборонных исследований

Корейско-российское сотрудничество в военной технологии практически началось с 1995 г. Именно в этом году корейская и российская стороны договори-лись о проекте «Бурый медведь» по приобретению рос-сийского оружия в счет погашения долгов. По этому проекту в Корею была поставлена российская военная техника на общую сумму 750 миллионов долларов, ко-торая сейчас успешно применяется для военных учений и для дислокации в районе возможных боевых действий.

В 1997 г. стороны заключили корейско-российский договор о сотрудничестве в области военной техноло-гии, оборонной промышленности и военной техники. Это способствовало созданию необходимых условий для совместной разработки военной техники, ее при-обретения, экспорта и контроля над ее качеством. Кро-ме того, с 1998 г. Корея и Россия начали техническое сотрудничество для разработки корейского портатив-ного зенитного управляемого оружия, управляемого оружия средней дальности «земля-воздух», что обозна-чает начало настоящего военно-технического сотруд-ничества. Этому способствовал совместный корейско-российский Комитет по оборонной технологии.

Необходимость активизации корейско-российско-го сотрудничества в области оборонной технологии ди-ктуется следующими факторами.

Во-первых, Корея и Россия имеют взаимодополняю-щую структуру военной промышленности, поэтому сот-рудничество дает обеим странам прекрасную возмож-ность восполнить недостающие стороны. Россия обла-дает высокоразвитой технологией, в то время как Корея обладает рядом ноу-хау. Корея превосходит Россию в электрической, электронной и информационной сфе-рах, а Россия превосходит Корею в фундаментальной технологии, технологии по тестированию и по оценке.

Во-вторых, корейско-российское сотрудничество в военной промышленности связано с эффектом рычага. Раньше Корея внедряла передовую технологию в ос-новном из США. Однако очень важно найти несколько источников передовой технологии, чтобы быть вполне готовым к будущей неопределенной ситуации и вос-пользоваться эффектом рычага в отношениях с евро-пейскими странами и США. В то же время Россия, ук-репляя отношения с РК, может усилить свое влияние на Корейском полуострове.

В-третьих, корейско-российское сотрудничество может привести к созданию нового рынка. Поставляя в Корею свое вооружение, в котором Россия держит от-носительное превосходство над Кореей, Россия может надеяться на дальнейшее продвижение на корейский рынок через материальное и техническое обеспечение. Кроме того, в случае совместной разработки новой си-стемы вооружения мы можем поставлять ее в бывшие республики СССР и в третьи страны.

Несмотря на вышеуказанные выгоды и даже необ-ходимость, сегодня корейско-российское сотрудниче-ство в области оборонной технологии находится в весьма нелегком положении. Это можно объяснить тем, что у обеих стран своя история, культура, обычаи и традиции взаимоотношений. Попытаемся проанали-зировать факторы, которые препятствуют корейско-российскому сотрудничеству в области военной техно-логии и промышленности.

Во-первых, можно сказать о нетерпеливости обеих стран. Корейско-российское сотрудничество в основ-ном проводилось в небольшом объеме вокруг опреде-ленной технологии, т.е. Корея хотела внедрить техно-логию в области управляемого оружия. Однако корей-ское правительство слишком настаивало на приобретении передовой технологии, что вызвало не-гативную реакцию с российской стороны. В то же вре-мя Россия в основном пристрастилась к извлечению экономических выгод, что помешало системному осу-ществлению сотрудничества.

Во-вторых, к сказанному можно прибавить негиб-кость обоих правительств. Прошлые наши совместные проекты были вынуждены проходить очень длинную административную процедуру. Например, второму про-екту «Бурый медведь» потребовалось 2 года от момента внесения предложения до заключения меморандума о взаимопонимании. А проекту по разработке зенитного управляемого оружия потребовалось 9 месяцев.

В-третьих, можно сказать о нехватке «окон» для осуществления сотрудничества между двумя странам. В настоящий момент с корейской стороны этот вопрос курируют 4 корейских военных атташе в посольстве РК в Москве и один представитель Корейского института по исследованиям естественных наук. А с российской стороны этим вопросом занимаются 4 военных атташе. Иными словами, для того, чтобы вести более активное сотрудничество, не хватает кадров.

В-четвертых, еще можно упомянуть о нехватке средств. Для проведения корейско-российского сот-рудничества нужно вложение достаточно больших средств с корейской стороны. А в настоящее время средства, выделенные на корейско-российское сотруд-ничество в военной технологии, весьма малы.

Вот один из уроков, который следует извлечь из опыта сотрудничества в области военных технологий. Проект приобретения боевых самолетов нового поко-ления (Проект F-X) является первым, в котором рос-сийское предприятие приняло участие в тендерах с другими конкурентами при корейском крупномас-штабном проекте по приобретению оружия. В этом проекте были заинтересованы российский Су-35, аме-риканский F-15K, французский Рапал и европейский Euro-Fighter. В то время из-за различий в системе, культуре и образе мышления Корея и Россия испытали немалые трудности в проведении переговоров.

Мы думаем, что такие трудности есть смысл внима-тельно проанализировать.

Пока у России не было опыта рыночной экономи-ки, порой, не понимая процедуру проекта, российская сторона выражала протест. В результате российское предприятие предоставило в 10, 20 раз меньше доку-ментов, нежели другие страны-конкуренты.

После того, как Россия проиграла в конкуренции, она посчитала, что на этом тендере она выполняла все-го лишь функцию «массовки», и потому некоторое вре-мя корейско-российские отношения были охлаждены. Мы думаем, что все это произошло от недостаточного взаимодоверия и непонимания системы другой страны. Под влиянием принципа «центрального распреде-ления ресурсов» российское вооружение с самого на-чала было проектировано по принципу автоматическо-го уничтожения после использования в течение опре-деленного времени. Например, в отличие от самолетов западных стран, которые переоснащаются после ис-пользования в течение определенного времени, Су-35 после использования в течение определенного време-ни автоматически уничтожается, а не переоснащается. Кроме того, когда корейская сторона подняла вопрос о материальном и техническом обеспечении, то Россия предложила заранее закупить у них боеприпасы и зап-части на 30 лет вперед, чего Корея не могла принять.

Также можно сказать об отличии в системе мате-риального и технического обеспечения. Корейская система обеспечения ориентирована на американ-скую модель, поэтому даже когда мы закупаем рос-сийское оружие, мы вскоре сталкиваемся с проблемой содержания и управления этим оружием. Итак, пока не решится проблема материального и техниче-ского обеспечения вооружения, Корее очень затруд-нительно закупать российское оружие.

Что же надо предпринять, на наш взгляд, для ус-пешного развития корейско-российского сотрудниче-ства в области оборонных технологий?

Во-первых, нужно формировать взаимное понима-ние и доверие. Самым первым этапом могут быть об-мены специалистами, т.е. необходимо укреплять взаи-модоверие через большие и заранее запланированные обмены специалистами из военных и оборонных кру-гов. Кроме того, нужно почаще проводить научные конференции или симпозиумы, тем самым формируя общественное мнение о необходимости осуществле-ния сотрудничества в этой области и понимания обо-ронной системы другой страны.

Во-вторых, перед тем, как начать полномасштаб-ное сотрудничество, следует отобрать надежные сфе-ры для его проведения. Для этого нужно создать Центр по корейско-российскому военно-техническо-му сотрудничеству и провести совместные проекты по отбору конкретных сфер сотрудничества. В РК уже открывались такие центры, в которых ведется актив-ное сотрудничество с Россией.

В-третьих, мы предлагаем провести совместную разработку определенной системы вооружения и орга-низовать ее производство с целью передачи передовой технологии, которую хочет получить Корея. При этом Корея использует информационную, электронную тех-нологии и маркетинговое ноу-хау, а Россия применяет технологии радара, сверхзвукового полета и оптиче-скую. Сотрудничество будет идти в форме совместных инвестиций. С учетом нехватки средств у российской стороны Корея вложит инвестиции в виде наличных, а Россия вложит инвестиции в виде технологий и кадров. В-четвертых, для обеспечения активного сотрудни-чества в оборонной промышленности, обе страны должны улучшить соответствующие условия. Корея испытывает большую трудность в связи с тем, что в России слишком много заинтересованных ведомств, что очень усложняет саму процедуру. Обе страны долж-ны найти негативные факторы путем совместного ис-следования и приложить усилия для их ликвидации на правительственном уровне.

В связи с этим сейчас актуальной, в частности, ста-ла проблема заключения договора о защите авторских прав в военных технологиях в рамках корейско-российского сотрудничества. Заключен договор о защите авторских прав в научных технологиях в гражданском секторе, а по просьбе российской стороны сейчас идет рассмотрение вопроса о заключении соответствующе-го договора в военной области. В настоящее время ко-рейское правительство принимает меры для реформы системы приобретения вооружения с целью сокраще-ния сроков приобретения и эффективного проведения проектов. Самой важной из них является создание при Министерстве обороны особой службы по приобрете-нию вооружения, специально занимающейся вопро-сом приобретения вооружения, которым ныне занима-ются различные ведомства.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации