К ВОПРОСУ О РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ, ПРИМЕНЯВШЕЙСЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Вестник Академии военных наук, №1, 2005. стр. 95-97

К ВОПРОСУ О РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ, ПРИМЕНЯВШЕЙСЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

B.M. ЗАРЕЦКИЙ,

доктор исторических наук,

профессор

Важнейшим слагаемым грандиозной победы, одержанной советским народом в годы Великой Отечественной войны над фашистскими захват-чиками, является исход бескомпромиссной борь-бы за господство в воздухе, развернувшейся над огромными пространствами восточной Европы. Эту борьбу выиграли ВВС Красной Армии. К со-жалению, вокруг этого очевидного факта, под-твержденного главным достигнутым результатом - разгромом противника, нередко возникают так называемые особые мнения. Поэтому вернемся еще раз к событиям 60-летней давности.

Основным средством, использовавшимся обеими сторонами в ходе борьбы за господство в воздухе, являлись истребители. В составе гер-манской авиации в годы Второй мировой войны находилось 104 пилота, на счетах каждого из ко-торых было засчитано более 100 побед в воздухе. Среди самых результативных значатся: Э. Хартман - 352 победы, Г. Баркгорн - 301, Г. Ралль -275, О. Китцель - 267... Ближе других к этим летчикам по достигнутым результатам, стоят со-ветские истребители: И. Кожедуб - 62 сбитых са-молета, А. Покрышкин - 59, Н.Гулаев - 57, Г. Речкалов - 56. Разница в этих цифрах, если не обра-щать внимание на их происхождение, несколько притушевывает блеск советских асов, затрудняет понимание того, как же все-таки был разгромлен столь умелый и сильный противник, как гитле-ровские люфтваффе.

Действительно, разгромить их было непросто. Советская истребительная авиация, развернутая у западных границ в июне 1941 г., на 75,8% была представлена самолетами И-16 и И-153, которые, несмотря на неоднократные модернизации,я зна-чительно уступали по своим данным последним сериям германского Me-109. Они имели невысо-кую горизонтальную скорость, недостаточную ма-невренность в вертикальной плоскости. Пушеч-ное вооружение несли лишь 10% из них, осталь-ные располагали пулеметами калибра 7,62 мм. Как использовали эту технику?

Первыми в ходе Великой Отечественной вой-ны звания Героя Советского Союза были удостое-ны летчики-истребители П. Харитонов, С. Здоровцев и М. Жуков. Ситуации, в которых они проявили себя, были очень схожими. Так, напри-мер, командир истребительного авиазвена младший лейтенант Здоровцев вечером 28 июня на И-16 вступил в поединок с вражеским бомбардиров-щиком. Показывая хорошую стрелковую подго-товку, Здоровцев пулеметными очередями уничтожил обоих стрелков вражеского бомбардиров-щика, но далее пулемет сказался бесполезным: 7,62-мм пули прошивали насквозь дюралюмини-евый фюзеляж и крыло «Юнкерса», не влияя на аэродинамические характеристики самолета, плющились о бронеспинки летчиков не причиняя им вреда. Израсходовав боекомплект, летчик ре-шил идти на таран: подойдя вплотную сзади к бомбардировщику, он ударом винта своего само-лета отрубил ему руль направления. Но и этого оказалось мало - пришлось таранить второй раз и выводить из строя руль глубины. Только после этого вражеский самолет пошел к земле.

Показательно, что за три первых месяца войны только летчики, прикрывавшие Ленинград, 30 раз применяли этот опасный для собственной жизни чисто русский прием. В дальнейшем, когда новая материальная часть позволяла летчикам реализовывать их возможности, таран применялся реже. Теперь следует вспомнить о заявлениях, в ко-торых говорится, что наша страна явилась чуть ли не агрессором, развязавшим Вторую мировую войну. Конечно, это не так. Даже поверхностное знакомство с историей развертывания Воору-женных Сил СССР указывает на то, что слишком поздно было начато формирование новых соеди-нений в ответ на нарастание военной угрозы. За-кон о всеобщей воинской обязанности был при-нят только в сентябре 1939 г., после начала Второй мировой войны. В это время в Германии под ружьем стояло 3,3 млн. человек, а в СССР только 1,8 млн. (при этом мы не принимаем во внимание армии других европейских государств, среди ко-торых союзников у Советского Союза не было).

В отношении авиации необходимо отметить, что к 22 июня 1941 г. план формирования новых полков был выполнен лишь на 18%.

Положение усугублялось особенностями орга-низационной структуры ВВС, принятой накану-не Великой Отечественной войны. В соответст-вии с ней часть истребительных авиаполков нахо-дилась в составе обще-войсковых армий, образуя армейскую авиацию. Последняя составляла 50,5% всей фронтовой авиации. Оставшиеся силы

О проблемах подсчета рейтинга воздушных асов периода Второй мировой войны истребителей были сведены в авиационные диви-зии, находившиеся во фронтовых группах.

Эта ситуация создавала определенные трудно-сти в осуществлении централизованного управле-ния силами истребителей. Она еще более осложнилась с началом боевых действий в связи с поне-сенными потерями. О потерях начального периода Великой Отечественной войны следует сказать особо. Замалчивание их до недавнего времени не позволяло оценить истинное величие подвига со-ветских летчиков, оказавшихся перед необходимо-стью вести борьбу в воздухе с численно превосхо-дившим их грозным противником.

Как известно, вторжение немецко-фашист-ских войск началось одновременно с нанесением внезапных массированных ударов авиации про-тивника, усилия которой сосредотачивались глав-ным образом на уничтожении советской авиации на аэродромах. В первый же день войны воздейст-вию было подвергнуто 66 аэродромов, на которых базировалось более двух третьих сил фронтовой авиации. При большой скученности и отсутствии укрытий на аэродромах было уничтожено до 800 самолетов, что составило 70,4% от общего количе-ства боевых потерь за первые сутки.

Там, где советские истребители успевали взле-теть, они оказывали достойное сопротивление противнику. Общеизвестно трагическое положе-ние, создавшееся в первый день войны в ВВС За-падного фронта, в котором было потеряно 47% са-молетного парка. Но мы практически не вспоми-наем о том, что 8-я и 11-я смешанные авиадивизии этого округа, относившиеся к армейской авиации, первой принявшей удар, уничтожили в общей сложности 120 боевых машин врага, из числа напа-давших, а сами потеряли в воздухе 108 самолетов. То есть боевые потери этих соединений были меньше тех, которые понес противник, несмотря на те преимущества, которые были обеспечены ему внезапностью нападения.

Истребительная авиация несла не только пря-мые потери от воздействия противника. В ходе ма-невра вглубь страны, порою плохо организован-ного, терялись неисправные самолеты, подлежав-шие простому ремонту в полевых условиях, уничтожались на месте запасы боеприпасов и ГСМ. На главных направлениях действий против-ника по врагу было использовано лишь до 20% имевшихся боеприпасов; остальные уничтожа-лись при отходе. Так сложилась ситуация, когда боевая зарядка самолетов не соответствовала зада-нию, когда в авиационных частях скопились лет-чики, которым не на чем было летать; их называ-ли «безлошадными» и значительная часть из них отправлялась в пехоту.

Тем не менее самоотверженность и боевое мас-терство тех, кто противостоял воздушным армадам врага в первые годы войны, сделали свое дело.

Если сравнивать сумму боевых потерь, то цифры говорят в пользу советских летчиков; немцы поте-ряли на советско-германском фронте 52 850 само-летов, боевые потери ВВС КА составили 36 232 са-молета. Добавим к этому потери ДВА, авиации ПВО и ВМФ - тогда получим примерно равные цифры. А вот если учтем при подсчете и небоевые потери, - вот тогда-то выигрыш и будет на стороне немецко-фашистской авиации.

В числе общих потерь ВВС КА боевые, по име-ющимся на сегодня цифрам, составляют около 42%; остальные 58% относятся к небоевым поте-рям. Лично мое мнение - цифра боевых потерь за-вышена; много небоевых потерь, связанных с ха-латностью, небрежностью, нарушениями элемен-тарных требований «сваливали» на воздействие врага просто для того, что бы не попасть под суд военного трибунала.

Соотношение боевых потерь в самолетах на советско-германском фронте по годам Великой Отечественной войны

Годы войны

Боевые потери ВВС КА

Боевые потери ВВС Германии

Соотношение боевых потерь

19

8055

4200

1.9:

1942

7279

11550

1:1.58

19

9129

15200

1:1.66

194

7787

17500

1:2.

1945

3949

4400

1:1.

Итого:

36199

52850

1:1.45

У немцев в этом отношении была более благо-получная обстановка. Помимо приведенных фак-торов, это объясняется и тем, что немецкие летчи-ки в большинстве своем к началу Великой Отече-ственной войны имели хорошую выучку и солидные боевые счета, приобретенные в Польше, странах западной Европы и на Балканах. Даже по-сле 1941 г. своих летчиков из летных школ немцы выпускали с налетом 450 часов. В действующих эс-кадрах люфтваффе молодым летчикам давали воз-можность еще налетать часов по 200, а потом уж направляли на боевую работу.

А что у нас? Когда, наконец, эвакуированная на восток промышленность стала давать необхо-димую фронту массу самолетов, не оказалось со-ответствующего ей количества летчиков. Офице-ры ВВС, досрочно выпущенные из летных школ в начале войны, как и «безлошадные» летчики, в большинстве своем находились в составе Сухопут-ных войск; бывшие летчики-инструкторы С. Суп-рун, И. Клещев и многие другие великолепно вое-вали в боевых полках. Но авиаучилища без кур-сантов-выпускников и инструкторского состава оказались в критическом состоянии. Здесь кроет-ся разгадка того, почему выпускники Чернигов-ской школы летчиков-истребителей в 1942 г. име-ли общий налет в 34 часа, в том числе на боевом «Яке» - 7 часов; у выпускников Черногорской школы налет составлял 13 часов. По свидетельству генерала А.В. Ворожейкина и в 1943 г. молодые летчики имели налет в 20-25 часов, да еще 5 на бо-евых самолетах.

Не следует упускать из виду и то, что росту бое-вых счетов немецких асов в немалой степени спо-собствовало то, что в отличие от наших пилотов им дозволялось на протяжении всей войны вести сво-бодную охоту, т.е. вступать в бой при благоприятных условиях. Советским истребителям обстанов-ка не давала возможности заботиться о своем имидже. Например, 27 августа 1941 г., прикрывая войска и технику на станции Мга, семь И-16 под командованием младшего лейтенанта Е.И. Нови-кова атаковали группу в 25 пикирующих бомбар-дировщиков Ю-87, прикрываемых 12 Ме-109. Лет-чики вступили в бой с задачей не увеличивать свои боевые счета, а заставить противника отказаться от выполнения боевого задания - что и было сделано. Таких случаев можно привести множество, и под-считать количество сбитых вражеских самолетов в такой обстановке было очень сложно без соответ-ствующих средств объективного контроля.

Кстати, соизмеримые цифры боевых потерь и существенная разница в боевом счете советских и немецких асов заставляют обратиться и к приня-той системе подсчета одержанных побед. Отечест-венная историография этим пока не занималась. Поэтому обратимся к результатам исследований, проведенных в других странах.

Итак, система подсчета уничтоженных самоле-тов противника не была единой во всех армиях, и ее положения менялись в ходе войны. Однако до самого 1945 г. на личный счет наших истребителей заносились лишь победы, подтвержденные участ-никами данного боя и наземными наблюдателями. Имеются сведения и о постановке задачи партиза-нам по проверке факта уничтожения немецкого самолета в том или ином районе оккупированной противником территории, хоть надо думать, им было не до того. К тому же, наши асы не считали самолеты, уничтоженные в составе группы или со-вместно с новичками, т.к. тем надо было самоут-верждаться. А сколько таких «подач» было сделано со стороны А. Покрышкина, Г. Речкалова, А. Глин-ки и других мастеров воздушного боя? Массу при-меров об этом можно найти в воспоминаниях лет-чиков-истребителей, защищавших Сталинград, Москву, Ленинград, Кубань и Заполярье.

Немцы по-другому подходили к оценке действий истребителей. Так, еще в довоенных трудах отме-чается, что в Испании сбитый группой самолет за-писывается на счет каждого участника сбившей его группы, - поди определи, чья очередь добила воз-душную цель, когда атаковывали ее всей группой поочередно и непрерывно, построившись в круг. В работе англичан Р. Толивера и Т. Констабле «Хари-до», изданной в Лондоне в 1968 году указывается, что в в 1940-1941 гг. летчику-истребителю люф-тваффе за уничтожение многомоторного самолета противника засчитывалось столько воздушных побед, сколько двигателей имел сбитый самолет. Там же свидетельствуется, что принуждение про-тивника к выходу из боя засчитывалось как одер-жанная победа. Все это характеризует немецкий рационализм и, в общем-то, правильно, но при сопоставлении результативности воздушных бой-цов не должно учитываться.

Не является гарантией точности подсчета сбитых самолетов даже наличие на борту истре-бителя такого средства объективного контроля, как фотокинопулемет. Дело в том, что он рабо-тал, пока была нажата гашетка. Как только ору-жие смолкало, съемка прекращалась, поэтому довольно часто судьба обстреливаемого остава-лась невыясненной. В этих случаях, если резуль-таты съемки показывали попадание в жизненно важный орган самолета, тот считался уничто-женным. Существовали у немцев и определен-ные «нормы» по типам воздушных целей - коли-чество попавших в цель снарядов или пуль, по которым считали, сбита она или нет. Для совет-ского истребителя И-16 такая норма составляла 5 попаданий из 20-миллиметровой пушки. Одна-ко известны сотни и тысячи случаев, свидетель-ствующих о фантастической живучести этого са-молета, особенно если он был в руках умелого летчика и под присмотром заботливого техника. Тем более сомнительна возможность установле-ния такой «нормы» для бронированного штур-мовика - легендарного Ил-2.

В случаях, если фотокинопулеметы отказыва-ли, подсчет осуществлялся самим пилотом. За-падные исследователи, когда речь заходит о ре-зультативности летчиков люфтваффе, часто при-меняют фразу «по утверждению летчика». Например, известный немецкий ас Г. Марсель (156 воздушных побед) по своему докладу I сен-тября 1942 г. сбил в северной Африке 17 англий-ских самолетов. Однако англичане в тот день по-теряли на всех фронтах только 15 самолетов.

Мы не стремимся принизить или охаять бое-вые способности наших бывших противников. Но факты - вещь серьезная! А они говорят о том, что завоеванное, несмотря на качество немецких асов, усилиями советских летчиков к 1943 году превосходство в воздухе до конца войны сохраня-лось, в том числе и благодаря большой убыли не-мецких летчиков и авиационной техники.

А теперь вернемся к тому, с чего мы начали. Правда о войне и горькая, и величественная очень нужна сегодня прежде всего новому поколению Россиян и русских авиаторов. Им есть чем гор-диться, какие традиции хранить, чью славу приум-ножать. Мужество и мастерство воздушных асов России не подвергается сомнение.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации