ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ

Вестник Академии военных наук, №2, 2005. стр. 169-172

ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ

Генерал-майор запаса

В.Г. ЕЛЮШКИН, доктор технических наук,

профессор, действительный член АВН

Принятые Государственной Думой поправки в Закон «Об обороне», предусматривающие приме-нение Вооруженных Сил внутри государства, по существу, означают признание террористических войн в спектре военных угроз России.

Природа и характер этих войн к настоящему времени определены и уже подтверждаются, в том числе и нашей реальностью. Война организуется сетевыми децентрализованными структурами си-лами небольших по количеству боевых отрядов, с использованием для управления ими информаци-онно-коммуникационных технологий. Военные действия представляют собой множество про-странственно-распределенных операций, различа-ющихся по содержанию и составу участников. От-сутствует географически конкретный и достаточно постоянный театр военных действий. Успех воен-ных операций зависит от исхода сражений не на широких просторах, а в мегаполисах и городах. Применение армии в этих условиях потребует но-вых подходов не только к способам ведения боевых действий, но и к обеспечению силовых ведомств. Без этого дело сведется к перекладыванию на пле-чи военных ответственности за неизбежные собст-венные потери и прочие «неприятные» издержки - жертвы среди мирного населения и разрушение ин-фраструктуры его жизнеобеспечения.

Ведение контртеррористической войны - принципиально новый вид боевого искусства. Вместо рубежей и районов обороны появляются объекты террористического нападения - города, элементы инфраструктуры, источники техноген-ных и природных катастроф и т.п. Вместо массиро-ванного применения крупных войсковых группи-ровок - действия отдельных подразделений, при-меняющих специальную тактику, в которой успех определяется преимущественно возможностями отдельного бойца и т.п. В этих условиях потребует-ся принципиально новая система управления, поз-воляющая иметь организационное превосходство над необычным противником и обеспечивать не только эффективную организацию специальных опера-ций, но и возможности прогнозирования террори-стических нападений и их упреждение.

Создание такой системы, в основе которой ле-жит применение информационных технологий, невозможно без организации соответствующего информационного и, в том числе, геоинформаци-онного обеспечения силовых ведомств. Его основ-ной целью должно являться получение данных не только о местности в виде электронных карт. Это задача существующей системы топогеодезического обеспечения войск. Особенности же контртерро-ристической войны потребуют использования до-полнительной информации (об объектах инфра-структуры городов и населенных пунктов, наличии опасных техногенных и природных процессов, фи-зико-географических свойствах территорий и т.п.), необходимой для всестороннего анализа обстанов-ки и возможных вариантов проведения операции, не только в пространстве театра военных действий или территории, но и в пространстве объекта, на котором может проводиться операция.

И эти данные существуют, но находятся они в разных ведомствах и структурах. Однако их созда-ние осуществляется без необходимой координа-ции, сведения об их составе, содержании и место-положении для других ведомств малодоступны, степень готовности данных для использования в информационных технологиях управления низкая. Причина - отсутствие геоинформационного обес-печения силовых ведомств в виде целостной системы управления формированием и использованием геоин-формационных ресурсов на федеральном уровне, уста-новленной как нормативно - правовыми актами, так организационными мероприятиями. Неодно-кратные попытки создать аналогичную систему оказались безуспешными по ряду причин.

Главная из них - «ведомственный сепаратизм». Свое влияние оказывает также и нежелание брать на себя ответственность за качество функциониро-вания системы в целом. Тем более, что такие воз-можности предоставляются существующим до на-стоящего времени распределением полномочий между ведомствами, когда ими решаются отдель-ные задачи, не увязанные с конечным результатом. Так, например, Минобороны, отвечая за формиро-вание, в частности, картографических ресурсов на зарубежные территории, отвечает и за обеспечение войск, планируемых для применения, в том числе на своей территории. Другие ведомства, формируя в процессе своей деятельности аналогичные ин-формационные ресурсы на территорию России, за обеспечение войск, понятно, не отвечают. В ре-зультате войска получают не то, что надо, а то, что есть. Причем это то, на что затрачиваются значи-тельные, в том числе, бюджетные ресурсы.

Другой причиной отсутствия целостной систе-мы геоинформационного обеспечения федераль-ного уровня является сохраняющиеся с прошлого века стереотипы обеспечения систем управления различного назначения информацией о местно-сти, когда основным источником такой информа-ции являлись топографические карты. В результа-те возможности, предоставляемые современной геоинформатикой для эффективного управления, в полном объеме не используются. В лучшем слу-чае используется ее терминология. Например, карты, в том числе и электронные, называют «гео-информационными данными», а имеющиеся сис-темы обеспечения этими картами органов управ-ления различного назначения - «геоинформаци-онными» и т.п. При этом не принимается во внимание, что геоинформатика, в том числе и во-енная, - это получение и использование в систе-мах управления различного назначения данных о пространственно-распределенных процессах в гео-графической, природной, социально-экономической и других средах. А это уже не только карты. Как следствие такого подхода к геоинформационному обеспечению систем управления различного на-значения остаются не изученными его закономер-ности и характер. Не определены задачи и необхо-димая инфраструктура этого вида обеспечения, а также стратегия их реализации в условиях ограни-ченных ресурсных возможностей государства.

Ограниченность подходов к использованию геоинформатики в системах управления в условиях «ведомственного сепаратизма» привела к сущест-венному отставанию в области разработок отечест-венных информационных технологий, применяе-мых в геоинформационных системах (ГИС). Име-ющийся в России интеллектуальный потенциал для решения приоритетных задач, в том числе обеспечения информационной безопасности госу-дарства, распыляется. Попытки отдельных ве-домств решать задачи своими силами или исполь-зуя зарубежные разработки, только увеличивают существующее отставание.

Это относится, в том числе, и к ГИС военного назначения. В настоящее время они имеют слабые возможности, в основном ориентированы на ото-бражение информации и решение ряда картометрических задач. Используемая в ГИС структура ор-ганизации и использования данных морально ус-тарела, что существенно ограничивает потенциал их развития. По оценкам специалистов, их уровень соответствует зарубежным ГИС, применяемым для решения аналогичных задач в начале 90-х го-дов прошлого века. Вместе с тем при наличии ор-ганизованного геоинформационного обеспечения такого отставания можно было избежать. Сущест-вует закономерность - состав и уровень задач, ре-шаемых ГИС, определяют объемы и состав геоин-формационного обеспечения. В свою очередь раз-витость и возможности геоинформационного обеспечения определяют требования к составу и уровню задач, которые должны быть реализованы в разрабатываемых ГИС. Иными словами, чем раз-витее ГИС, тем более высокие требования предъя-вляются к составу и качеству их геоинформацион-ного обеспечения. И наоборот. Чем слабее геоин-формационное обеспечение, тем ниже могут быть требования к уровню разрабатываемых ГИС. Так, при обеспечении ГИС только электронными кар-тами в полном объеме решаются демонстрацион-ные и отдельные картометрические задачи. После-дующее дополнение картографической информа-ции, например, навигационной, географической, гидрометеорологической и другой информацией создает условия для расширения перечня решае-мых в ГИС задач - от отображения динамики из-менения боевых порядков до оценки воздействия природных и техногенных свойств местности на боевые действия и т.п. Требуемым же уровнем раз-вития ГИС военного назначения должна являться их способность предоставить командиру любого уровня, вплоть до тактического, возможность контролиро-вать боевое пространство и принимать правильное решение в сложной динамической обстановке, упре-ждая намерения противника.

Сегодня «ведомственный сепаратизм» привел к тому, что сложившаяся (т. е. существующая, а не требуемая) система геоинформационного обеспе-чения не способна к самоорганизации и саморегу-лированию. Несмотря на усилия, предпринимае-мые на протяжении многих лет, до настоящего вре-мени так и не решена задача создания единого геоинформационного пространства для силовых ведомств и государства в целом. За проблему фор-мирования единого геоинформационного про-странства уже взялись общественные организации. Правительству предлагается разработанная анало-гично применяемой в США модель организации геоинформационных ресурсов для беспрепятст-венного доступа любого пользователя. Объясняет-ся это потенциально высокой рыночной стоимо-стью оптимально организованных и доступных геоинформационных ресурсов, что, безусловно, должно быть использовано для развития экономи-ки. Вместе с тем реализация этих предложений, направленных на потребности рынка, несмотря на заявленные цели, приведет к дезинтеграции гео-информационных ресурсов государства, а интересы обеспечения силовых ведомств, участвующих в контртеррористических операциях, в лучшем слу-чае, будут учитываться в последнюю очередь. Поэ-тому сегодня представляется необходимым при-нять следующий комплекс мер, исключающих или уменьшающих влияние «ведомственного сувере-нитета» на геоинформационное обеспечение сис-тем управления в государстве.

Во-первых, для межведомственной координа-ции формирования геоинформационных ресурсов, организации обеспечения ими не только силовых ведомств, но и органов управления государства должна быть создана специальная структура со ста-тусом Федеральной службы. Учитывая приоритеты обороны и безопасности государства и необходи-мость эффективной координации усилий ведомств, производящих геоинформационные ресурсы, дан-ная структура должна подчиняться либо Председа-телю Правительства, либо министру обороны.

Во-вторых, вместо государственного заказа на раздельное выполнение геодезических и картогра-фических работ в интересах социально-экономи-ческого развития государства и в интересах национальной обороны и безопасности государства не-обходимо ввести государственный заказ на единое геоинформационное обеспечение органов управления государства, в том числе силовых ведомств. Это по-зволит не только сконцентрировать ресурсы, но и обеспечить адресную ответственность за достиже-ние конечной цели.

В-третьих, разработать необходимую норма-тивную правовую основу функционирования систе-мы геоинформационного обеспечения органов управ-ления государства с приоритетом интересов его обороны и безопасности.

И последнее. Создание современной системы геоинформационного обеспечения силовых ве-домств и органов управления государства, против которого может быть развернута террористическая война, потребует трудного выбора. Либо решиться и расчистить путь для создания нового, но сущест-венно расширяющие боевые возможности войск в контртеррористической войне вида обеспечения, либо готовиться к дополнительным потерям, кото-рые отныне станут неизбежными. И такой опыт альтернатив у нас уже есть.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации