ВОЙСКА СВЯЗИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Генерал-полковник

Вестник Академии военных наук, №4, 2004. стр. 91-95

ВОЙСКА СВЯЗИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Генерал-полковник

Е.А. Карпов

В соответствии с существующими взглядами основным предназначением войск связи является выполнение задач обеспечения связи и автоматизированной обработки информации при управлении войсками путем создания (развертывания), эксплуатации, совершенствования и развития действующих систем связи и АСУ, усиления и наращивания систем связи при переводе Вооруженных Сил с мирного на военное время, развертывания, эксплуатации и восстановления полевых систем связи при проведении операций, обеспечения безопасности и всестороннего обеспечения связи и АСУ.

Задачи связи решаются в каждой части, соединении, объединении, учреждении Вооруженных Сил. Поэтому в любом из воинских формирований создается своя система связи и необходимы свои подразделения, части и соединения связи. В целом же войска связи ВС РФ представляют собой совокупность соединений, частей, учреждений, узлов связи и подразделений различного назначения, организационно входящих в состав Генерального штаба, Главного командования видов ВС, командования родов войск, специальных войск, объединений, соединений, частей и учреждений ВС РФ.

Роль, место и значение войск связи в Вооруженных Силах прежде всего определяются объективными законами и закономерностями вооруженной борьбы, положениями Военной доктрины Российской Федерации. Важнейшими закономерностями вооруженной борьбы являются зависимость успешности боевых действий от организованности войск и управления ими, эффективности системы управления войсками и оружием от эффективности каждой из входящих в нее подсистем, в том числе и системы связи.

По своему содержанию военное управление включает в себя выполнение следующих основных функций: создание (организацию) соответствующих систем и подсистем управления; сбор, обработку, отображение и хранение, обновление и передачу информации (данных) об исходной и текущей обстановке; организацию и поддержание связи; принятие необходимых решений и доведение задач до подчиненных; планирование действий - операции, боя, боевого применения войск; подготовку и передачу подчиненным объектам управления необходимых распоряжений, приказов и указаний; координацию действий подчиненных объектов управления, организацию и поддержание взаимодействия между ними и с объектами других систем; организацию управления комплексами разведки и поражения; организацию контроля над выполнением отданных подчиненным объектам распоряжений, приказов и указаний; руководство добыванием, сбором и обработкой, отображением и хранением, обновлением и передачей информации об объектах огневого поражения противника; руководство боевым применением соответствующих сил и систем и другие. Из приведенного перечня функций управления видно, что большинство из них осуществляется с помощью различных средств связи и автоматизации и выполняется войсками связи соответствующих объединений и соединений.

Система управления (в том числе военная) представляет собой целостную совокупность органов, пунктов, объектов и средств управления.

Качество управления войсками характеризуется уровнем реализации боевых возможностей войск и определяет эффективность управления ими. В связи с этим основным критерием эффективности управления войсками является степень использования возможностей войск при решении различных задач в процессе подготовки и ведения боевых действий.

Изложенные теоретические положения подтверждаются всей историей развития войск связи Российской армии, многочисленными примерами как из обычной, повседневной деятельности войск, так и из их боевой деятельности.

История войск связи берет свое начало со времен выдающегося государственного деятеля и военачальника Петра I, когда он, создавая регулярную армию и флот, прекрасно понимал важность и необходимость организации управления действующей армией, использования средств связи. Впервые в «Уставе воинском...», изданном в 1716 г., вопросам управления и связи посвящено несколько специальных глав, определивших и законодательно закрепивших перечень должностных лиц в области связи, их количество и функциональные обязанности. Именно эти положения в дальнейшем положили начало процессу создания и развития войск связи. В 1778 г. была сформирована первая специальная часть связи - Ямской казачий полк, а 2 (13) февраля 1796г. - фельдъегерский корпус.

Качественно новый период становления войск связи начался с внедрения в Российскую армию средств электросвязи. В 1851 г. появились первые военные подразделения телеграфной связи, а к 1893 г. общее число телеграфных парков достигло семнадцати. С изобретением радио в русской армии появились первые части искрового беспроволочного телеграфа.

В ходе Первой мировой и Гражданской войн в России непрерывно росло количество частей и подразделений связи, оснащенных различными средствами передачи информации. Внедрение электрических средств связи привело к значительному сокращению цикла управления войсками. Если в Крымской войне 1853-1856 гг. распоряжения русского Верховного командования доводились до действующей армии за 5-6 суток, то с применением средств электросвязи такая задача стала решаться за несколько часов. В то время это вызвало настоящую революцию в теории и практике управления войсками и оказало существенное влияние на характер и способы вооруженной борьбы. Уже данный пример показывает влияние военной связи на управление войсками и способы ведения войны, их зависимость от состояния военной связи и возможностей войск связи.

В Красной Армии создание частей и подразделений связи началось одновременно с формированием ее боевых частей. При этом они включались не в состав инженерных войск, как это было в старой русской армии, а непосредственно в штаты стрелковых и кавалерийских соединений (частей), что подчеркивало их особую роль в обеспечении управления войсками.

Отдельные радио- и телеграфные подразделения объединялись в комплекты войск связи армий и фронтов. Окончательно вопрос о выделении войск связи в самостоятельные специальные войска решился 20 октября 1919 г., когда приказом Реввоенсовета Республики учреждалось Центральное управление полевой связи Красной Армии, а также отделы (отделения) связи в штабах фронтов, армий, дивизий и бригад, на которые возлагалось руководство частями связи и ответственность за обеспечение управления войсками. Этот день и считается днем рождения войск связи.

В предвоенные годы были проведены мероприятия по укреплению войск связи. К 1941 г. войска связи выросли численно, начали оснащаться техникой нового поколения и имели в своем составе хорошо подготовленные командные кадры. Все это создавало условия для выполнения задач по обеспечению управления войсками и силами флота в суровые годы Великой Отечественной войны. Однако разобщенное руководство государственной и военной связью не обеспечивало необходимой оперативности в выполнении задач управления в начале войны. Поэтому Государственный Комитет Обороны принял решение об объединении руководства государственной и военной связью. Благодаря принятым мерам на основных стратегических и операционных направлениях стали строиться дополнительные магистральные линии и стационарные узлы, начали создаваться подвижные узлы связи. Для ускорения доставки в войска боевых и служебных документов и улучшения почтового обслуживания личного состава действующей армии были созданы специальные авиационные части связи, приняты решительные меры по устранению недостатков в использовании радиосвязи.

Войска связи в ходе войны росли как количественно, так и качественно. Были созданы войска связи РВГК, правительственной связи, военно-восстановительные части Народного комиссариата связи, увеличились комплекты частей и подразделений связи, обеспечивающих управление Военно-воздушными силами и войсками П ВО страны, налажено снабжение войск средствами связи. Интересы управления войсками в операциях потребовали решения и других неотложных проблем. Среди наиболее важных из них следует назвать разработку основ организации связи Генерального штаба с фронтами и армиями, а также связи взаимодействия между различными видами Вооруженных Сил, родами войск, соседними фронтами и армиями, основных направлений повышения живучести систем связи и принципов эксплуатационного прикрытия линий и узлов связи в условиях сильного огневого воздействия противника и многих других.

Последовательное улучшение организационной структуры и технической оснащенности соединений и частей связи, непрерывное совершенствование способов их применения, повышение профессионального мастерства руководящего состава и специальной выучки личного состава войск связи способствовали выполнению задач по обеспечению непрерывного управления войсками в ходе Великой Отечественной войны. Полученный в ходе войны богатейший опыт организации связи, оснащения войск техникой и ее использования в боевых условиях явился прочным фундаментом дальнейшего строительства и совершенствования войск связи. Опыт боевого применения войск связи в годы Великой Отечественной войны убедительно показал, что успехи проведения операций и боев зависят от управления войсками, а управления войсками - от состояния, технической оснащенности, возможностей и степени подготовленности войск связи.

В послевоенные годы значение военной связи неизмеримо возросло. Развитие средств вооруженной борьбы, появление ракетно-ядерного оружия привели к значительным качественным изменениям в характере проводимых операций, к возрастанию требований к управлению войсками и оружием.

Одной из важнейших задач, стоящей перед войсками связи, особенно в послевоенном периоде, были разработка и внедрение современной техники связи, способной обеспечить управление войсками в новых, более сложных условиях ведения боевых действий, совершенствование организационной структуры и повышения уровня боевой готовности и боеспособности войск связи. В течение 50-80-х гг. были разработаны и реализованы три системы вооружения войск связи и началась разработка четвертой. В 70-е гг. принята в эксплуатацию система спутниковой связи, в войска связи поступили комплексы аппаратных для полевых узлов связи пунктов управлений дивизий, армий, фронтов. Непрерывно совершенствовались боевая подготовка и тактика боевого применения войск связи. В результате к началу XXI века появилась реальная возможность создавать разветвленные многоканальные системы связи с применением средств и комплексов радио-радиорелейной, тропосферной, спутниковой и проводной связи.

Качественное и своевременное выполнение поставленных задач должно обеспечивать должностным лицам возможность успешного управления войсковыми формированиями и, в конечном счете, достижение целей проводимых боевых операций. Особенно это важно на современном этапе, когда крайне необходимо, чтобы органы управления всегда находились в боевой готовности и по этому параметру опережали войска.

Между тем, как отметил министр обороны РФ С.Иванов в недавнем выступлении «...прежняя концепция обычных войн как ограниченных, так и крупномасштабных претерпевает значительные изменения. Поэтому мы должны в корне изменить наше представление о том, что такое современный вооруженный конфликт и как в нем достигается победа». Важнейшее отличие будущих войн от прошлых заключается в том, что в них главные усилия воюющих сторон сосредоточиваются не на уничтожении живой силы и боевой техники, а на выводе из строя систем управления войсками и оружием, прежде всего систем связи как наиболее уязвимых элементов. Поэтому важнейшей формой ведения современной войны и операций является информационная операция, которая включает в себя специальную операцию по целенаправленному выводу из строя системы управления нашими войсками.

Решение проблем организации и обеспечения управления войсками и оружием зависит от состояния и эффективности функционирования войск связи в целом и системы военной связи в частности.

Система связи по существу является технической основой управления войсками, важнейшим элементом, определяющим эффективность применения войск (сил) и оружия, и представляет собой важнейшую составную часть военной инфраструктуры, обеспечивающей информационный обмен между различными органами управления.

Система связи должна обеспечивать командованию Вооруженных Сил возможность в масштабе времени, близком к реальному, реагировать на изменения военно-политической и оперативно-стратегической обстановки в мире, своевременно и гарантированно доводить решения и приказы на применение Вооруженных Сил.

Войска связи Вооруженных Сил РФ, являясь специальными войсками, предназначены для развертывания и эксплуатации систем связи и обеспечения управления войсками (силами) во всех видах их повседневной и боевой деятельности. На них также возлагаются задачи по развертыванию и эксплуатации средств связи и автоматизации на пунктах управления, техническому обеспечению связи и АСУ, проведению технических мероприятий по обеспечению безопасности связи.

Необходимо отметить, что задачи, решаемые войсками связи в условиях современной боевой обстановки, существенно отличаются от академических вариантов.

Анализ опыта боевого применения войск связи в «горячих точках» последних лет выявил необходимость радикального пересмотра некоторых взглядов и теоретических положений руководящих документов по связи, считавшихся бесспорными. Так, война в Афганистане показала, что требования к системе связи не могут и не должны быть директивно закреплены в качестве равноценных. Степень их значимости по этапам операции (боя) меняется, и в этой связи исключительно важное значение приобретает личный боевой опыт и интуиция начальника связи.

Так, вопреки устоявшемуся мнению, определявшему в качестве основного свойства системы военной связи устойчивость ее функционирования, опыт проведения совместных операций показал, что доминирующим показателем эффективности системы военной связи является ее своевременность - способность быстро устанавливать связь и обеспечивать обмен информацией в любой обстановке, включая интенсивное противодействие противника.

В частности, боевой опыт последних лет, а также ряд теоретических исследований вопросов организации связи в совместных специальных операциях выявил настоятельную необходимость решения следующих вопросов в масштабе всех силовых министерств и ведомств, участвующих в той или иной степени в проведении совместной операции:

1. Совершенствование юридической нормативной базы по вопросам организации связи взаимодействия.

2. Заблаговременная разработка для каждого региона планирующих и распорядительных документов для различных вариантов состава объединенной группировки федеральных сил и развития событий (оперативной обстановки).

3. Заблаговременная подготовка офицеров-связистов для оперативных групп ОГ, убывающих на пункты управления взаимодействующих объединений (соединений, частей).

4. Введение в штат частей и соединений связи специальных подразделений, имеющих средства связи для оперативных групп, а также регулярное проведение совместных тренировок с личным составом подразделений связи ОГ силовых министерств и ведомств.

5. Согласование поставок новой техники связи в войсковые формирования силовых министерств и ведомств на предмет их сопряжения со средствами связи, находящимися на вооружении МО РФ.

Анализ опыта ведения боевых действий и организации связи при проведении совместной специальной операции по разоружению и ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики позволил сформулировать ряд выводов, основным из которых является необходимость обязательного учета всех факторов, влияющих на действия войск при выполнении ими боевых задач, а именно:

наличие Объединенной группировки войск различной ведомственной принадлежности;

наличие единой системы управления силами и средствами, привлекаемыми для проведения операции;

ведение боевых действий на территории субъекта Российской Федерации;

ограниченное время, отводимое на подготовку операции, создание и развертывание группировок войск.

Опыт ведения боевых действий и организации связи в локальных войнах и конфликтах со всей убедительностью свидетельствует о справедливости выводов, сделанных еще во время Великой Отечественной войны, о возрастании роли и значения войск связи в управлении войсками, повышении требований к связи и войскам связи, о том, что нет и быть не может устоявшихся раз и навсегда форм, методов и шаблонов в организации связи. Успешное решение задач связи в современной операции и бою может быть достигнуто только при соответствующем оснащении войск связи необходимыми средствами связи и автоматизации, укомплектованности соединений и частей связи, их высокой подготовленности и полевой выучке.

Развитие военного искусства на современном этапе связывается с увеличением пространственного размаха, динамичности и маневренности боевых действий, участием в них большого количества разнородных сил, с быстрым переходом от одних форм боевых действий к другим. Это приводит к значительным трудностям в управлении войсками. Все более резко проявляется противоречие между необходимостью сбоpa, обработки и анализа большого объема информации о состоянии и действиях своих войск и противника, с одной стороны, и жесткими сроками, отводимыми на принятие необходимых и обоснованных решений, с другой. Кроме того, анализ существующего комплекта документов, разрабатываемых в органах управления, показывает, что за последние годы их общее количество резко возросло, а оснащенность пунктов управления средствами связи и автоматизации не обеспечивает их доставку и обработку в заданные сроки. В то же время условия и характер проведения современных операций требуют обеспечивать управление войсками практически в режиме реального времени. С учетом этого значительно ужесточаются требования к военной связи и войскам связи.

Основными направлениями решения указанной проблемы считаются создание и внедрение автоматизированных систем управления войсками, разработка, создание и внедрение новых средств, комплексов и систем связи в различных звеньях управления на основе использования передовых информационно-телекоммуникационных технологий. Предусматривается переход военных систем связи на цифровые методы передачи и коммутации сообщений, дальнейшая интеграция средств связи и автоматизации на всех уровнях, что приведет к дальнейшему повышению роли и значения войск связи в управлении войсками.

Система управления ВС предъявляет все более высокие требования к связи, исходя из тех задач, которые приходится и предстоит решать Вооруженным Силам. При этом основные усилия должны быть сосредоточены на максимальном использовании науки, передовых технологий в области электроники, связи и вычислительной техники в формировании качественно нового облика системы связи ВС, повышении ТТХ комплексов, средств связи и автоматизации управления, подготовке высококлассных специалистов по обслуживанию техники связи и автоматизированного управления.

На современном этапе развития перед нами остро стоит задача интеграции отдельных подсистем управления ВС РФ, оснащенных разнотипными автоматизированными системами и комплексами, которые зачастую не сопрягаются между собой.

По моему твердому убеждению, средства автоматизации, связи и РЭБ должны быть в единой системе, обеспечивающей выполнение задач подсистем управления, пронизывать все уровни управления, до солдата включительно и базироваться на современные информационные и телекоммуникационные технологии.

Главной целью формирования и развития АСУ, связи и РЭБ в системе вооруженной борьбы является повышение эффективности системы управления Вооруженными Силами на всех уровнях при решении задач сдерживания и отражения агрессии против России и ее союзников с применением обычного и ядерного оружия.

Развитие системы связи как составной части инфраструктуры управления ВС должно быть нацелено на создание интегрированного комплекса организационно и технически совместимых систем, решающих задачи обеспечения устойчивого оперативного информационного обмена как в мирное, так и в военное время в условиях жесткого информационного противоборства с противником.

Решение вышеуказанных и ряда других проблем по развитию системы и войск связи Вооруженных Сил РФ планируется осуществить в процессе реализации Государственной программы вооружения и развития Вооруженных Сил (в том числе системы и войск связи) в перспективе.

Необходимо отметить, что развитие войск связи на современном этапе происходит в нелегких условиях становления российской государственности, вызванных целым рядом причин экономического, политического и социального характеров.

Несмотря на трудное экономическое положение страны, руководство войсками связи делает все возможное для поддержания и совершенствования средств управления и связи.

Выработанные направления научно-технической политики и активное проведение работ по дальнейшему их совершенствованию и созданию новых средств связи и АСУ на базе новейших достижений науки в области электроники, вычислительной техники, телекоммуникаций позволят привести системы связи в соответствие с новыми способами ведения войны и операций и обеспечить их способность поддерживать информационный обмен в системах управления в условиях ведения противником спецоперации по выводу их из строя. Это приведет к более эффективному применению войск и оружия за счет повышения устойчивости управления войсками как в мирное, так и военное время и, в конечном счете, повысит оборонную мощь страны в целом.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации