Какая ПВО нужна России

Вестник Академии военных наук № 3-2003г (95-98)

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Какая ПВО нужна России?

Генерал-лейтенант запаса Г.П.Куприянов,

кандидат военных наук, старший научный сотрудник, профессор АВН

Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов последних лет («Буря в пустыне» 1991 г., «Лиса в пустыне» 1998 г., «Шок и трепет» 2003 г. в районе Персидского залива (Ирак), «Решительная (союзническая) сила» 1999 г. (Югославия), антитеррористическая операция «Несокрушимая свобода» 2001г. (Афганистан) показывает, что средства воздушно-космического (воздушного) нападения стали играть решающую роль в достижении целей войны, а главным театром военных действий становится воздушно-космическая сфера, в которой будут развертываться решающие собы-1ия вооруженного противоборства воюющих сторон. При этом воздушно-космическая сфера рассматривается как среда, через которую и в которой реализуют свои возможности мощнейшие средства универсального назначения, способные н любых военных конфликтах как комплексно, так и самостоятельно решать тактические, оперативные и стратегические задачи.

Анализ и прогноз тенденций развития средств вооруженной борьбы показывает, что в современных условиях и в ближайшей перспективе основную военную опасность для Российской Федерации, с точки зрения потенциальных возможностей нанесения удара по ключевым Объектам, будут составлять прежде всего средств воздушно-космического (воздушного) нападения, в зоне досягаемости которых находится Ю 25% объектов нашей страны, а при запуске крылатых ракет «Томахок» с надводных кораблей и подводных лодок - до 45%.

Исходя из этого, задачи, стоящие перед совиной системой ПВО, обусловливают необходимость создания уже в мирное время группировки войск (сил), способных обеспечить охра-И) Государственной границы Российской рации в воздушном пространстве, а с началом войны - прикрытие от внезапных ударов с ivxa важнейших военных и народнохозяйственных объектов, стратегического развертывания Вооруженных Сил и группировок войск и флота.

И отличие от выполнения наступательных за-решение которых можно обеспечить за счет переброски соответствующих сил в зону конфликта, охрана границ в воздушном пространстве, которая должна осуществляться как в мирное, так и в военное время, требует постоянного наличия достаточно большого количества сил ПВО на всей территории страны, о чем сегодня говорить не приходится.

Так, силами Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства обеспечивается создание сплошного радиолокационного поля на средних и больших высотах вдоль Государственной границы Российской Федерации только в Западном регионе, над остальной территорией страны поле носит очаговый характер. Полностью не обеспечивается радиолокационный контроль полетов вдоль государственной границы и использование воздушного пространства на северном направлении и в ряде районов Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Боевой состав и дислокация истребительной авиации (ИА), зенитных ракетных войск (ЗРВ) позволяют решать задачи только мирного времени, да и то далеко не в полном объеме.

Анализ причин и содержания региональных военных конфликтов с учетом стран НАТО, и в первую очередь США, позволяет достаточно надежно определить действительные политические цели военных операций США и прогнозировать возможность их повторения в отношении России. При этом, оценивая все факторы, определяющие причины и способы ведения войны против Российской Федерации, можно сделать следующие выводы по содержанию военных конфликтов с участием России:

во-первых, - крупномасштабная война против России маловероятна;

во-вторых, - военные действия против России в основном будут ориентированы на снижение функциональных возможностей государства по ведению вооруженной борьбы, т.е. подрыв экономики, развал системы государственного и военного управления, психологическое подавление населения;

в-третьих, - удельный вес задач группировок вооруженных сил противника по захвату отдельных территорий России, очевидно, будет снижен. Действия группировок сухопутных войск противника будут ограничены блокированием района конфликта, удержанием спорных территорий;

в-четвертых, - как следствие второго и третьего основу крупномасштабной войны против России с участием США (НАТО) составит воздушная кампания. В дополнение к ней в обязательном порядке будут проведены информационно-психологическая операция, а также серия радиоэлектронных ударов. В рамках воздушной кампании следует ожидать, наряду с применением авиации, массированных ударов с использованием высокоточного оружия (ВТО) большой дальности.

Таким образом, состояние системы противовоздушной обороны России и ее соответствие степени военной угрозы (исходя из анализа военных конфликтов последнего десятилетия) вызывают по меньшей мере тревогу.

Проведенный анализ тенденций развития и применения авиационных средств за рубежом показывает, что у России нет альтернативы быстрому воссозданию способности ВВС и ПВО успешно отражать массированные воздушные удары по наиболее важным объектам административного и военного управления, инфраструктуры и промышленным центрам. Поэтому дальнейшее снижение эффективности ПВО России чревато созданием /грозы национальной безопасности государства от применения авиационных средств уже в ближайшие лет.

В этих условиях повышение надежности ПВО становится одной из приоритетных задач строительства и реформирования Вооруженных Сил.

Полемика последних лет в средствах массовой информации и на различном уровне в недрах Министерства обороны Российской Федерации (после объединения ВВС и ПВО в один вид Вооруженных Сил - ВВС) в большей степени показывает негативную сторону вопроса - низкое состояние системы ПВО России, но не дает ответа на вопрос: «Какая ПВО нужна России в ближайшее время» и что для этого надо предпринять?

В настоящее время идея прикрытия в мирное время всей территории страны, всех объектов военного и хозяйственного назначения (пунктов управления, административно-политических и промышленных центров, узлов коммуникаций, предприятий, в первую очередь ядерной и химической промышленности, группировок войск и т.д.) практически не осуществима из-за отсутствия сил и средств (их нет в достаточном количестве и номенклатуре ни в ВВС, ни в войсковой ПВО ВС РФ). Оперативные объединения, созданные после объединения ВВС и ПВО, -армии ВВС и ПВО также решать в полном объем, эту задачу в зоне ПВО не в состоянии: нет единой системы управления, нет опыта боевого применения, особенно в области интеграции с войск*. ПВО ВС РФ, армейской авиацией, силами ПВ флота.

Какая ПВО нужна России

Одним из путей решения данной проблемы, на наш взгляд, с учетом экономических трудное/ и настоящего времени, является повышение эффективности существующей объектовой и зональной ПВО по перехвату аэродинамических и баллистических целей в широком диапазоне высот и скоростей, для чего потребуется объединить силы и средства ПВО всех видов в эшелонированную информационно-боевую систему.

На начальном этапе ее создания, на наш взгляд. вместо территориальной системы ПВО (которая в настоящее время, как видно из приведенного выше анализа, и так практически отсутствует) надо перейти к локальной (региональной) системе ПВО (причем без всяких материальных затрат), основу которой будет составлять группировка сил и средств ПВО на стратегическом направлении. Основу группировки сил и средств ПВО на стратегическом направлении составят армия ВВС и ПВО. фронтовой и армейский комплект сил и средств ПВО военных округов, а на приморских направлениях - и силы ПВО флота.

Количество локальных (региональных) группировок сил и средств ПВО должно быть определено Генеральным штабом ВС РФ совместно с ГК ВВС и начальником войсковой ПВО ВС РФ. Количество сил и средств ПВО в группировке будет определяться важностью стратегического направления. «

Как показывают расчеты, в локальную (региональную) систему ПВО целесообразно включить следующие компоненты (рис.1).

Какая ПВО нужна России

Как следует из рис.1, разведывательно-информационный компонент в составе 2-3 ртбр (3-4 ртп) из состава армии ВВС и ПВО, войск ПВО военного округа предназначается для создания сплошного радиолокационного поля вдоль границ стратегического направления и в его глубине в целях своевременного обнаружения средств воздушного нападения и оповещения о нем войск и объектов.

Воздушный компонент (передовой авиационный эшелон) в составе 2-3 истребительно-авиацинных полков из состава армии ВВС и ПВО предназначается для перехвата и уничтожения средств воздушного нападения в любых метеоусловиях, днем и ночью на дальних рубежах и в зоне совместных действий с ЗРВ.

Основной (боевой) компонент в составе 2-3 зрбр (4-5 зрп) - предназначается для поражения и уничтожения средств воздушного нападения противника при прикрытии важнейших административно-политических центров и узлов коммуникаций, органов государственного и военного управления, группировок войск, а также борьбы с баллистическими и оперативно-тактическими ракетами на конечном участке траектории их полета.

Мобильный резерв - на базе войсковой ПВО ВС РФ в составе 2-3 зрбр (3-4 зрп) предназначается для уничтожения средств воздушного нападения при прикрытии группировок войск и объектов, а также усиления группировок ПВО на угрожаемых направлениях своего стратегического направления или на другом стратегическом направлении. Для переброски сил и средств мобильного резерва на угрожаемое направление из состава ВА ВГК (ВТА) должны быть выделены 1-2 полка ВТА.

Примерный состав группировки сил и средств ПВО на стратегическом направлении будет включать 6-9 боевых соединений (зрбр, ртбр) и 2-3 иап, при включении в ее состав бригад и полков различного назначения или 12-16 полков различного назначения.

В этой группировке зрбр (зрп) армии ВВС и ПВО, войсковой ПВО ВС РФ составят основу нестратегической ПРО на стратегическом направлении.

Принцип и организация управления разновидовой группировкой авиации и ПВО на стратегическом направлении приведены на рис.2.

Создание группировок сил и средств ПВО по локальному (региональному) признаку, при существующем дефиците материальных и денежных средств, позволит сосредоточить основные усилия ПВО на наиболее важных, ключевых направлениях и объектах (с точки зрения военных угроз), что позволит с высокой эффективностью выполнять задачи на данном стратегическом направлении.

Локальная (региональная) система ПВО по мере наращивания сил и средств (поставка нового вооружения и военной техники) интегрируется в единую систему ПВО России и войдет составной частью в систему ВКО.

С чего же надо сейчас начинать? По нашему мнению, с создания единой системы управления авиацией и ПВО на стратегическом направлении (реально, а не на бумаге) с использованием существующей технической базы армии ВВС и ПВО, войсковой ПВО ВС РФ, армейской авиации, так как для создания и внедрения единой АСУ потребуется (по оценкам экспертов) не менее 10-15 лет при соответствующем финансировании.

' Журнал «Военная мысль», - М.: 2001, №3, с.65.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации