Дидактические проблемы военного образования в современных условиях.

Вестник Академии военных наук № 3-2003г (113-118)

Дидактические проблемы военного образования в современных условиях.

Б.П. Груздев, заслуженный

деятель науки РФ,

доктор военных наук, профессор,

действительный член АВН

В недалеком прошлом военное образование базировалось на достаточно устоявшихся взглядах на характер войн. Несколько поколений военных руководителей формировались на основе изучения оборонительных операций и боевых действий по отражению агрессии противника с последующим проведением контрнаступательных и наступательных операций в крупномасштабной войне. Изменялись показатели этих операций и боевых действий, способы их ведения, однако сохранялся присущий им общий типовой характер.

В последние годы резко расширился диапазон видов и разновидностей вооруженной борьбы.

В военной доктрине Российской Федерации подчеркивается, что «в современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против РФ и ее союзников снижена». Вместе с тем указывается, что могут быть локальные, региональные, крупномасштабные войны как с применением оружия массового поражения, так и с применением только обычных средств ведения вооруженной борьбы. Предполагается, что возможные войны будут иметь ярко выраженный воздушно-наземно-морской характер и отличаться большой скоротечностью, избирательностью, высокой степенью поражения высокоточными средствами, маневренностью войсками (силами) и огнем. Ожидается широкое применение десантов, сил специальных операций и диверсионных групп.

Получили развитие различные формы вооруженных конфликтов (внутренние, международные, приграничные). Появились новые формы применения вооруженных сил, в том числе совместным специальные, контртеррористические, миротворческие операции, операции по поддержанию и восстановлению мира.

Возникла необходимость создания объединенных Группировок войск (сил) в составе соединений и частей Вооруженных Сил и других войск, выделения специально назначенных соединений и частей для выполнения задач по поддержанию и восстановлению мира, для включения в состав смешанных воинских формирований СНГ.

Соответственно значительно увеличилось количество задач, которые могут быть возложены на Вооруженные Силы, при этом одни и те же соединения и части могут предназначаться для решения различных задач в войнах разного масштаба и вооруженных конфликтах.

Очевидно, трудно рассчитывать на более узкую специализацию общевойсковых соединений и частей для выполнения определенного круга типовых задач.

Серьезно расширился диапазон взглядов на характер войн будущего - от бесконтактных боевых действий с принципиальным уменьшением роли «солдатского сапога» до подтверждения основных характеристик типовых операций и боевых действий. Войскам необходимо овладевать большим набором способов действий с различным противником и в различных условиях.

Очевидно, все новые положения военного искусства найдут отражение в боевых уставах и других руководящих документах и будут положены в основу подготовки офицеров в военных учебных заведениях.

Существует мнение, что в основу новых уставных документов и, соответственно, в основу учебных программ, как и прежде, следует положить изложение «традиционных» форм и способов вооруженной борьбы, а «неклассические» варианты, в том числе боевые действия в вооруженных конфликтах, рассматривать в качестве особых условий, в которых реализуются типовые положения. Многие склонны считать характерные черты нетрадиционных боевых действий особенностями по сравнению с типовыми вариантами. При этом сохраняется тенденция нормирования многих положений уставных документов применительно к устоявшимся традиционным боевым действиям.

Увеличение форм и способов вооруженной борьбы обостряет противоречие между требованием формирования у военных руководителей профессиональных умений управлять войсками в любых условиях, при различных формах и способах применения войск, с одной стороны, и существующим дидактическим подходом к образовательной деятельности в пределах установленных сроков обучения в ввузах - с другой.

В течение длительного времени делаются попытки разрешить это противоречие путем дополнительного включения в учебные программы новых актуальных положений военного искусства. Например, переоценка способов перехода в наступление обусловила увеличение учебного времени на отработку вопросов перехода в наступление (контрнаступление) из непосредственного соприкосновения с противником различными способами - после перегруппировки, со сменой войск. В учебной программе присутствует тематика встречного боя, форсирования водных преград, отхода и др. Усиление внимания к маневренной обороне также привело к включению в учебные программы соответствующих занятий.

В том или ином объеме рассматриваются различные способы передвижения войск - на большие расстояния, в предвидении вступления в бой или без него, комбинированным способом, своим ходом.

Дополнительное учебное время потребовалось для изучения тематики по вооруженным конфликтам, в том числе по боевым действиям в городе и в горно-лесистой местности.

Увеличение роли Вооруженных Сил в борьбе с терроризмом также требует соответствующей корректировки учебных программ.

Высказывается мнение о том, что в учебные программы военных институтов следует включить изучение логики, религиоведение, расширить изучение истории, права.

Поступало предложение2 о включении в учебный процесс военных академий и университетов новой дисциплины «Теоретические основы военной науки».

Безусловно, офицер XXI века должен быть широко образованным человеком. Вместе с тем простое увеличение количества изучаемых предметов и тем фактически предполагает экстенсивный путь военного образования.

В пределах заданной продолжительности обучения в ввузах новая тематика может включаться в учебные программы, естественно, только за счет сокращения учебного времени на изучение других вопросов.

Основную часть оперативно-тактической и тактико-специальной подготовки офицеров составляет изучение тематики оборонительных, наступательных действий, передвижения войск в типовых условиях, установленных уставными документами. Новая тематика во многих случаях включается в учебную программу в виде дополнительных разделов, отдельных лекций и практических занятий, как правило, под рубрикой особенностей.

В результате «многотемья» учебных программ некоторые актуальные и перспективные вопросы военного искусства рассматриваются на уровне ознакомления, не обеспечивающем формирование профессиональных умений военных руководителей управлять войсками при выполнении возможных разнообразных задач.

Зачастую, если не в большинстве случаев, выпускник ввуза попадает в условия, в которых бегло изученные «особенности» становятся основным содержанием его деятельности.

Эта проблема особенно характерна для военных академий и университетов с двухлетним сроком обучения. В военных институтах подготовка офицеров на первичные офицерские должности может базироваться на сравнительно ограниченном наборе способов действий подразделений в различных войнах и вооруженных конфликтах. Действия взвода, роты, батареи во многих боевых ситуациях могут иметь достаточно типовой характер, отраженный в уставных документах, хотя уже применение батальонов в составе смешанных тактических групп в совместных специальных операциях далеко не всегда было типовым.

Еще большим разнообразием, трудно поддающимся нормированию, будет отличаться применение общевойсковых частей, соединений и объединений, в масштабе которых строится обучение в военных академиях и университетах.

Обучение, построенное на основе уставных документов, отражающих прежде всего взгляды на подготовку и ведение классических боевых действий с нормированными показателями, так или иначе будет способствовать формированию мышления, привязанного к уставным нормативам. Офицеру, прошедшему такую школу обучения, трудно приспосабливаться к различным многочисленным особенностям и особым условиям. Это подтверждается опытом применения советских войск в Афганистане и Объединенной группировки войск на начальных этапах боевых действий на Северном Кавказе.

Разработка уставных положений применительно к различным новым разновидностям боевых действий, безусловно, создает необходимые предпосылки для подготовки войск, но не снимает проблему качества обучения офицеров в ввузах в интересах формирования военных руководителей, способных управлять войсками в различной обстановке.

Необходимо также учитывать исторический опыт, который показывает, что в большинстве случаев положения уставов, по которым готовились вооруженные силы, особенно количественные нормативы, с началом войны не подтверждались. Характерным примером может служить приказ Народного комиссара обороны СССР, отменивший в начале 1942 года довоенный Боевой устав пехоты, «как устаревший и наносящий вред Красной Армии».

В конечном итоге пожелания о творческом применении изученного, а во многих случаях просто заученного, набора узаконенных положений в конкретных условиях не могут быть выполнены, если офицером не осознаны общие причинно-следственные связи явлений, определяющих механизм творческого применения этих положений.

Очевидно, не следует отказываться от дальнейшего изучения целесообразности возвращения к трехлетнему сроку обучения в военных академиях и университетах. Вместе с тем в любом случае необходимо изыскивать пути совершенствования подготовки офицеров к разнообразным боевым действиям, которые получают практическую реализацию уже в настоящее время.

Исторический опыт показывает, что при всех кардинальных изменениях в военном деле и появлении принципиально новых способов вооруженной борьбы сохраняются ее важнейшие принципы.

В конце XIX века известный русский военный ученый и педагог ГА. Леер обобщил и систематизировал принципы военного искусства, сформированные в XVIII-XIX веках3. Сопоставление этих принципов с современными принципами общевойскового боя подтверждает соответствие их сущности при естественном изменении некоторых формулировок (табл. 1).

Представляется целесообразным разработать, научно обосновать и положить в основу подготовки офицеров закономерности, принципы, способы действий, характерные для войн различного масштаба и вооруженных конфликтов. Следовало бы изучить, в какой мере способы действий, рекомендуемые для крупномасштабной (региональной) войны, могут использоваться в вооруженных конфликтах, и наоборот, установить приемлемость способов действий, характерных для вооруженных конфликтов, в войнах различного масштаба. Тогда, возможно, многие положения, рассматриваемые как особенности, как исключения из правил, могли бы изучаться по единой тематике. Появляется возможность формирования у офицеров более цельного взгляда на сложный характер боевых действий будущего вместо создания набора многочисленных разнообразных и постоянно разрастающихся особенностей.

Очевидно, всегда будут оставаться специфические положения, характерные только для конкретных форм и способов вооруженной борьбы, и эти наиболее важные положения должны присутствовать в учебных программах. Вместе с тем задача военного образования - дать базовую подготовку, сформировать мышление военного руководителя, способного гибко реагировать на разнообразную обстановку.

Конкретные особенности, определяемые условиями ТВД, характеристиками потенциального противника на данном направлении, структурой и составом подчиненных войск, необходимо осваивать в ходе боевой, оперативной, послевузовской подготовки на основе базового образования.

Следовало бы изучить возможность усвоения целого ряда положений гуманитарных и социально-экономических дисциплин в процессе изучения теории и практики повседневной деятельности войск, оперативного искусства и тактики. Изучение логики может быть продуктивным при естественном включении ее положений в процесс овладения обучаемыми методиками управленческой деятельности, прежде всего при оценке обстановки и принятии решения, планировании боевых действий, организации взаимодействия.

Управленческая направленность подготовки общевойсковых командиров, предусмотренная Государственным образовательным стандартом, обусловливает необходимость уточнения и дальнейшего развития дидактических основ преподавания оперативно-тактических и тактико-специальных дисциплин в ввузах. Подготовка офицеров по специальности «Управление воинскими частями и подразделениями» предполагает уточнение как содержательной, так и методической составляющих образовательного процесса.

В настоящее время оперативно-тактическая и тактико-специальная подготовка начинается с изучения теории тактики и оперативного искусства с последующим переходом к практической части обучения.

Основу теоретической подготовки составляет изучение положений тактики и оперативного искусства, изложенных в учебниках, учебных пособиях, лекциях и построенных в основном на базе руководящих (уставных) документов. Изложение этого материала дается, как правило, в описательной, репродуктивной форме. В современных учебниках по оперативно-тактической и тактико-специальной подготовке обоснованно уделяется большое внимание понятийному аппарату, систематизированное изложение которого формирует основу оперативно-тактических знаний. Раскрытие таких понятий, как район, участок, полоса обороны, полоса наступления, боевой порядок, построение обороны, боевая задача и т.д., действительно создает сумму знаний, необходимых профессиональному военному руководителю. Излагаются определения понятий, их предназначение, требования к ним, нормативные данные.

Дидактические проблемы военного образования в современных условиях.

Традиционный лекционный курс по оперативно-тактической и тактико-специальной подготовке в основном является переложением материала учебников. Такой подход к лекционному курсу наглядно отражает получившее широкое распространение требование к военным руководителям, как носителям конкретных конечных знаний, выраженных в цифрах и формулировках, при значительно меньшем интересе к способам формирования этих знаний. У обучаемых создается законченная система знаний изучаемого вопроса, однако законченность в данном случае в значительной степени носит внешний характер и выражается набором характеристик, описывающих конкретное явление. Материал лекций, так же как и материал учебников, не содержит управленческого аспекта и является только набором теоретических знаний, необходимых для обучения офицеров, но недостаточных для формирования руководителя.

Безусловно, офицер обязан знать теоретическое содержание изучаемой темы, однако принципиальное значение для формирования мышления военного руководителя имеет способ получения знаний.

Репродуктивный характер изложения теоретического материала в учебниках и лекциях обусловливает отсутствие в нем управленческой направленности и не обеспечивает начала формирования военного руководителя.

Описательный характер теоретического курса приводит к тому, что только с началом практических занятий обучаемые приступают к непосредственному овладению специальностью - формированию умений по управлению войсками. Многим обучаемым трудно преодолеть разрыв между теорией и практикой. Зачастую теоретические положения, построенные на уставных документах, в ходе практических занятий механически переносятся на конкретную обстановку, что в конечном итоге формирует шаблонное мышление.

Направленность на формирование у офицеров качеств руководителя делает целесообразным построение теоретической подготовки на основе содержания и методики управленческой деятельности офицера, естественно, без ущерба для научного содержания учебной дисциплины. При оценке обстановки, принятии решения, планировании боевых действий и их обеспечения военный руководитель должен вскрыть противоречивую сущность обстановки, определить пути и способы разрешения противоречий в виде решения и плана действий.

Построение теоретической подготовки на основе содержательной составляющей алгоритма деятельности военного руководителя позволяет максимально сблизить изучение теории с практической подготовкой, так как усвоение теоретических положений идет через процесс познания, характерный для практической работы должностного лица. При этом излагаются те же теоретические положения, что и в общепринятых «классических» учебниках и лекциях.

Разработка теоретических учебных материалов по схеме управленческой деятельности должностных лиц позволяет четко определить объем знаний, необходимых данной категории обучаемых, избавиться от избыточной информации, избежать пробелов в ее изложении. Например, в учебнике и лекциях по тактике, в соответствии с общей схемой оценки обстановки командиром, изложение материала по контрнаступательным действиям после отражения вторжения противника целесообразно начинать с теоретического анализа противника с таким расчетом, чтобы обосновать его состояние и характер действий, при которых создаются условия для перехода в контрнаступление (табл. 2). Далее следовало бы рассмотреть возможности противника по созданию обороны. При этом целесообразно обращать особое внимание на такие характеристики противника, в противоречие с которыми будут вступать соответствующие показатели наших войск (укомплектованность войск противника, его возможности по огневому поражению в обороне; время, необходимое противнику для создания оборонительной группировки и инженерного оборудования местности и др.). Именно выделение конкретных противоречивых характеристик противника и наших войск, выводящих в дальнейшем на проблему, является наиболее важной и сложной задачей.

Затем в теоретической постановке анализируется состояние и характер действий наших войск, акцент также делается на характеристики, определяющие возможности перехода в контрнаступление (укомплектованность наших войск, возможности создания ударных группировок, необходимое для этого время, обеспеченность материальными средствами и др)

Дидактические проблемы военного образования в современных условиях.

Далее следует аналитически сопоставить соответствующие противоречивые характеристики противника и наших войск. При этом, возможно, не обязательно придерживаться одной последовательности изложения: анализ противника - анализ наших войск и последующее их сопоставление. Целесообразно взаимное последовательное «попарное» сравнение соответствующих взаимосвязанных характеристик, то есть можно сделать, например, сравнительный анализ возможностей противника по созданию обороны и возможностей наших войск по упреждающему созданию ударных группировок и обеспечению материальными средствами.

В любом случае должна быть сформулирована проблема (или набор проблем) как противоречие между потребностями для достижения успеха контрнаступления и имеющимися возможностями. Например, противоречие между необходимостью не допустить создания противником обороны, с одной стороны, и потребным временем для перегруппировки наших войск и обеспечения их материальными средствами - с другой; между потребностями в создании необходимого для наступательных действий соотношения сил и наличием и укомплектованностью наших войск.

Очень важно, чтобы набор противоречий охватывал основные стороны такого сложного явления, как контрнаступление после отражения вторжения.

Сравнительный теоретический анализ противоречивых аспектов изучаемого вопроса направляет мышление обучаемых на поиск путей разрешения противоречий. Из сопоставления возможностей противника по созданию обороны и возможностей наших войск по подготовке к наступательным действиям может быть осуществлен переход к осознанному пониманию соответствующих принципов, способов перехода в контрнаступление, порядка создания ударных группировок, порядка доукомплектования войск, обеспечения боеприпасами и горючим и др. Именно такая принципиальная перестройка познавательного процесса, когда, например, способы и порядок перехода в контрнаступление не провозглашаются как узаконенные в начале изложения материала, алогически выводятся из его противоречивой сущности, и является важнейшей предпосылкой формирования самостоятельного творческого мышления. Обучаемые, воспитанные на такой методике, в практической деятельности также будут стремиться анализировать причины и следствия, а не просто «отталкиваться» от нормативов.

Офицер XXI века - это военный руководитель с нешаблонным мышлением, творческая личность, прежде всего в области военного искусства, с высокими морально-психологическими качествами. Это специалист-профессионал, не ограниченный набором положений, предписанных уставными документами, осознавший, а не просто заучивший закономерности и принципы боевых действий и способный на этой основе управлять войсками в разнообразных условиях обстановки.

Примечания.

1 А.В. Липаткин. Военный специалист по остаточному принципу. «Независимое военное обозрение», № 14,2003.

2 Тюшкевич С.А. Необходимое условие развития военной науки. «Военная мысль», № 3, 2000.

3 Леер Г.А. Метод военных наук. - СПб.: 1894.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации