ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ И ЕЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 4(05)/200

ГЕОПОЛИТИКА И ОБОРОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Генерал армии А.В. КВАШНИН

ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ И ЕЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений. Произошла смена парадигмы национальной безопасности, что в свою очередь обусловило необходимость по-новому рассмотреть место и роль России в мировом сообществе, систему ее национальных интересов, возможности и пути их достижения с учетом изменившихся тенденций в развитии военно-политической обстановки и геополитической обстановки в мире.

1. Роль и место России в мировом сообществе

После Второй мировой войны главной особенностью геополитического положения в мире являлось противостояние двух противоположных изолированных социально-экономических систем. Отношения между ними основывались на провозглашенных принципах мирного сосуществования и сотрудничества государств независимо от характера их общественного строя.

Советский Союз являлся неотъемлемой составной частью биполярной системы мирового порядка, установившегося после Второй мировой войны.

Послевоенное мирное урегулирование обеспечивало правовые гарантии незыблемости границ государств и их территорий. Совету Безопасности ООН, ведущим державам мира неизменно удавалось ввести события в русло мирного политического переговорного процесса.

В результате роспуска организации Варшавского Договора и Совета экономической взаимопомощи, вывода советских войск из европейских социалистических стран система границ советского государства, сложившаяся после Второй мировой войны, оказалась поломанной. Российская Федерация сохранила 80% бывшей территории СССР. Изменились и морские границы России. Она потеряла морское побережье в Прибалтике, на Украине, в Грузии, ряд современных морских портов, важнейших военно-морских баз на Балтийском и Черном морях.

Россия вступила в новый этап мирового развития, который характеризуется острейшими социально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями. Конец биполярной блоковой системы привел и к окончанию стратегической стабильности мира. Международная и региональная безопасность смещаются от более ясных вопросов войны и военной политики к менее определенным и более сложным политическим, финансово-экономическим, этнонациональным, демографическим и другим проблемам. В силу этого политика обеспечения национальной безопасности смещается от направления по линии «Восток-Запад» к многосторонним и многочисленным вызовам, исходящим из разных регионов.

После глобальных трансформаций, сопровождавших Россию с начала 90-х годов XX столетия, она оказалась в совершенно новой архитектуре международных отношений, которые характеризуются значительными сложностями и проблемами. По своей сути сложившийся миропорядок принципиально мало чем отличается от того, с которым приходилось сталкиваться России на протяжении своей многовековой истории. Все та же настороженность в отношении нашей страны, то же стремление любой ценой уменьшить ее роль и влияние на протекание мировых процессов, вытолкнуть Россию на периферию мирового развития и использовать лишь в качестве инструмента при разрешении споров между другими государствами, претендующими на статус великодержавности. Между тем история не раз показывала, что любые попытки унизить Россию, игнорировать ее интересы или проводить политику, не считаясь с особенностями страны, историей, культурой и ментальностью народа, могут привести только к дестабилизации в мире.

Факт сокращения российского пространства, безусловно, очевиден. Но тем не менее Россия продолжает оставаться огромным геополитическим образованием, включенным в тесные связи со многими народами и культурами евразийского пространства. При этом важно отметить (рис.1), что современная Россия занимает не просто полуокраинное положение по отношению к мировым центрам, как это было до Первой мировой войны, или положение одного из двух полюсов в биполярной системе послевоенного мироустройства (после Второй мировой войны), а срединное пространство между Европой, Азиатско-Тихоокеанским регионом и мусульманским миром. Одновременно она выступает центром притяжения стран постсоветского пространства, составляя тем самым ось новой группировки народов и государств.

С точки зрения географического положения, Россия была и остается важным связующим звеном, своеобразным мостом между прагматической цивилизацией Запада и традиционно живущим вековыми обычаями Востоком.

Исторически сложилось так, что для России характерны, с одной стороны, черты европейского, а с другой - азиатского государства. В соответствии с этим положением практически во всех мировых политических и социально-экономических экспериментах Россия выполняет особую роль первопроходца и одновременно является едва ли не главным звеном, удерживающим мировое сообщество от хаоса и катастроф. Для нее, исходя из ее географического положения, исторически характерно быть участником всех основных мировых и региональных процессов и событий. В мировом историческом процессе России не может быть отведена роль простого наблюдателя и статиста: она была и остается мировой державой, своеобразным гасителем мировых войн и катаклизмов.

Достаточно взглянуть на политическую карту, чтобы убедиться в том, что уже сам пространственный масштаб России обрекает ее на статус мировой державы, занимающей особое, уникальное место в геостратегической структуре.

Она находится в центре мировой цивилизации и любые региональные конфликты, где бы они ни возникали: на Западе, Востоке или Юге, в отличие от стран Западной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и США, касаются национальных интересов России, не говоря о конфликтах мирового масштаба. Поэтому на протяжении многих веков, от походов Чингис-Хана и Батыя, Наполеона и Гитлера, Россию постоянно втягивали в войны и вооруженные конфликты, в ходе которых решалась не только ее судьба, но судьба всей мировой цивилизации.

В целом Россия по меньшей мере «тремя фасадами» выходит на окружающее геополитическое пространство: западным, обращенным к евроамериканскому миру, южным, обращенным к весьма разнородному исламскому миру, и восточным - к Азии и к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Поэтому интерес для России представляют Европейский, Ближневосточный, Средневосточный, Центрально-Азиатский, Азиатско-Тихоокеанский регионы, а также ближнее зарубежье. Не только для России, но и для мирового баланса сил в целом большое значение имеют отношения по линиям: Россия - страны Европейского союза; Россия - НАТО; Россия - США; Россия - Китай; Россия - Япония; Россия - страны Ближнего Востока; Россия - СНГ и др. И на западном, и на восточном, и на южном направлениях внешняя и, следовательно, военная политика России приобретают стратегическое измерение как в ее отношениях с соседними странами и регионами, так и в их отношениях с ней.

Нет сомнения и в том, что пока на одной седьмой части земного шара Россия существует в качестве полноправного субъекта международного права, самодостаточного и сильного государства, она будет существенным образом влиять на ход мирового исторического процесса.

Из этого исходит внутренняя и особенно внешняя политика России, которая осуществляется с позиций великой мировой державы и понимания народом собственной роли в мировом сообществе.

Россия - крупнейшее по размерам территории государство мира. Здесь сосредоточены огромные природные ресурсы. По объему разведанных запасов минерального сырья Россия занимает ведущее место в мире. В середине 90-х годов валовая потенциальная стоимость разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых оценивалась в 29 трлн долл., а прогнозный потенциал - в 140 трлн долл. РФ располагает самыми крупными в мире разведанными запасами природного газа, большими запасами нефти, каменного угля, золота, алмазов, платины.

Вместе с тем территория страны - это и пространственный базис деятельности. Усилиями многих поколений в России был создан огромный экономический и научный потенциал. Здесь сосредоточены человеческие ресурсы, люди, обладающие уникальными и разнообразными интеллектуальными способностями и знаниями.

Однако максимально эффективно воспользоваться всем этим потенциалом пока не удалось. В результате распада СССР Россия вернулась к границам примерно 17-18 вв. Она потеряла практически все свои геополитические зоны влияния, так называемые «защитные оболочки», в которых в настоящее время происходит дальнейшая геополитическая переориентация бывших союзников и постсоветских государств на иные центры силы. По периметру границ РФ возникла дуга нестабильности, охватившая практически все независимые государства. В худшем случае речь может пойти о возможном образовании новой буферной зоны из государств на Юго-Востоке.

Вместе с тем Россия сохранила выходы в Черное и Балтийское моря. На 20,3 тыс. километров сухопутных границ приходится 38,2 тыс. километров морских границ. Таким образом, Россия, несмотря на увеличение континентальности своей территории, продолжает оставаться морской державой, что создает благоприятные предпосылки для дальнейшего развития мировых торгово-экономических связей.

В целом, несмотря на переживаемые трудности, Россия является одним из крупных государств мира с многовековой историей и традициями, продолжает играть с учетом ее геополитического положения, значительного научно-технического и военного потенциалов важную роль в мировых процессах.

Происходит интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми кругами. Объективно сохраняется общность интересов России с другими государствами по многим проблемам международной безопасности, включая содействие нераспространению оружия массового уничтожения, урегулирование и предотвращение вооруженных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экономических проблем глобального характера, в том числе безопасности.

Современная РФ сохранила более 4/5 территории СССР, имеет немногим более половины его населения. Общий объем российского ВВП в 2002 г. составил около 70 %. от уровня 1990 г.

Можно предполагать, что в ближайшие 15-20 лет вследствие обнажения заложенных в глобализации мирового сообщества противоречий, неизбежно проявится неравномерность в развитии мировой экономики, всплеск нестабильности, причем не только в хозяйственной сфере. При этом одной из серьезных проблем на пути самореализации России является также то, что глобализация несет в себе угрозу потери национальной идентичности не только на уровне государства и общества, но и конкретной личности, так как уже сейчас в нашей стране наблюдается обезличивание человека, потеря им духовных, мировоззренческих ориентиров, хаотизация сознания и самосознания. Вместе с тем глобализация - объективный процесс, который Россия не может игнорировать. Представляется, что РФ может и должна извлечь выгоды из глобализации.

Для России наиболее приемлема роль самостоятельного суверенного субъекта мировой политики, связующего звена и арбитра между Западом и Востоком. Ее геополитическое положение, тысячелетняя история и природные ресурсы позволяют претендовать именно на эту роль.

Однако возрождение России в XXI веке должно произойти на пути объединения национально-самобытного и глобального. Программа возрождения России должна опираться на долгосрочную стратегию, адекватную социально-экономическим, историческим и геополитическим реалиям России, а также особенностям современного мирового развития.

Наиболее актуальными задачами развития России являются:

сохранение РФ как суверенного государства в его нынешних границах;

построение эффективной экономики с акцентом на решение социальных задач;

формирование демократического гражданского общества с опорой на национальные традиции.

Исходным пунктом стратегии социально-экономического развития является признание того обстоятельства, что геополитические реалии требуют в качестве базового условия существования самой российской государственности в ее нынешних границах становления России в качестве одного из центров экономического роста, а, следовательно, и силы. Отсюда стратегическими приоритетами является развитие науки, образования, культуры, здоровья населения.

Для достижения этих целей чрезвычайно важно определить возможности, которыми располагает Россия. Планирование будущего РФ - это вопрос реального определения ее возможностей.

У России имеются благоприятные возможности для реализации программы социально-экономического развития. Она обладает уникальной природно-ресурсной базой, высококвалифицированными трудовыми и интеллектуальными кадрами, высокотехнологичными производствами, особенно в аэрокосмической и оборонной отраслях, значительным научно-техническим потенциалом и высокой культурой.

При этом необходимо также учитывать, что потеря Россией почти четверти территории привела к превращению страны в северную державу, две трети суши которой находятся в областях Крайнего Севера и приравненных к ним, где затраты, связанные с обеспечением электроэнергией и теплом, в несколько раз превышают аналогичные показатели европейских стран.

ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ И ЕЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Негативным образом будут сказываться на социально-экономическом развитии РФ инерция экономической динамики прошедшего десятилетия, связанная с резким сокращением ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, а также разрыв сложившихся ранее внутрихозяйственных и международных экономических и научно-технических связей, построенных на кооперации производства.

Очевидно, что необходимо принимать в расчет «сопротивление внешней среды» возможному социально-экономическому росту России и «внутреннее сопротивление» (криминализацию, коррумпированность и неэффективность управленческого аппарата и т. д.).

Серьезным образом будут сказываться на темпах развития нашей страны этнические и социальные конфликты, моральная усталость (если даже не психологическая деградация) населения.

Наконец, большой проблемой будет оставаться поиск инвестиционных ресурсов, достаточных для выхода на минимально необходимые параметры достижения стратегических целей.

Несмотря на имеющиеся серьезные проблемы, как собственный, так и зарубежный исторический опыт свидетельствует о принципиальной возможности того, что Россия сумеет выйти из кризиса и стать одной из великих держав в XXI веке.

Поэтому представляется, что важнейшей предпосылкой решения стоящих перед Россией задач является укрепление ее государственности. Это, в частности, предполагает, что нынешнему этапу развития России соответствует просвещенный, правовой тип государственного управления с экономикой смешанного типа. Такой тип государства и экономики позволит эффективно управлять ресурсами и социальными процессами и в конечном итоге преодолеть кризис и его последствия.

Очевидно, что интересам России как государства, так и ее народа в наибольшей степени отвечал бы такой вариант развития, когда РФ смогла бы быстро перейти к экономике западноевропейского типа, к созданию развитой и эффективной демократии, в полной мере войти в сообщество развитых стран с эффективными демократическими институтами, не поступаясь своими национальными интересами, идентифицировать свои интересы с ними. Осуществление этого сценария может стать возможным в том случае, если успешным глубоким внутренним преобразованиям в России будет способствовать благоприятная международная обстановка.

Учитывая, что без преодоления демографического кризиса по-новому «обустроить Россию» будет просто некому, чрезвычайно необходимо сосредоточить усилия государства и общества на решении следующих задач:

развитие трехдетной семьи, как основы выхода из депопуляции;

преодоление сверхсмертности и увеличение продолжительности жизни;

решение проблем здоровья населения и всесторонняя поддержка семейно-брачных отношений.

В условия глобализации, когда более чем существенную роль в мировой экономике и политике играют транснациональные корпорации, одна из важнейших задач состоит в создании и укреплении таких структур в России, которые были бы способны эффективно конкурировать на мировом уровне и защищали бы общенациональные интересы1.

Преодоление кризиса в России невозможно без укрепления ее Вооруженных Сил как важнейшего фактора не только сдерживания агрессии, предотвращения кризисов, но и укрепления стабильности, повышения доверия народа к государству в целом.

Вместе с тем модернизация армии необходима для принятия серьезных решений в области геоэкономики2. Последняя предполагает переход на преимущественно экспортно-ориентированную модель развития внешнеэкономических связей, способную со временем дать России рычаги влияния на мировые тенденции и процессы.

Кризисное положение, в котором оказались вместе со всей страной Вооруженные Силы, требует сохранения, при максимально возможном сокращении офицерского корпуса и основных элементов системы его подготовки и развития научно-технического потенциала, производственных мощностей и, наконец, реформирования Вооруженных Сил в соответствии с новыми условиями.

Таким образом, в результате действия непреодолимых исторических обстоятельств современная Россия временно оказалась в числе «второразрядных стран мира». Однако российская парадигма все же заключается в том, что Россия даже в современном ее состоянии остается великой мировой и евразийской державой. В этом действительно одна из главных, но не единственная особенность России. Также нет сомнения в том, что пока Россия, занимающая одну седьмую часть земного шара, существует в качестве полноправного субъекта международного права, самодостаточного и сильного государства, она будет существенным образом влиять на ход мирового исторического процесса в качестве гаранта мира и достойной для примера культуры общемирового масштаба.

Казалось бы, это известные всем истины. Но поскольку задача современной России состоит в преодолении очередного рубежа на пути к качественно новому состоянию, а проблема выбора направления дальнейшего развития государства представляется одной из важнейших, разработка долгосрочных стратегических планов развития России является весьма актуальной.

Народу России присуща традиционная система собственного миропонимания, приоритетов, моральных ценностей и даже милитаризованное сознание. Эта система сложилась исторически под воздействием особенностей быта в процессе расширительного движения от географического центра расселения к периферии, в результате преодоления естественных, крайне негативных условий и под воздействием множества разнообразных факторов.

Пока нет никаких оснований считать, что во многом своеобразное российское миропонимание и отечественный исторический опыт стерты из народной памяти, что навсегда исчезло национальное сознание народа, а Россия потеряла свой исторически определенный идеал. Также нет причин говорить о необходимости и возможности полной замены национальной российской идеологии общемировыми ценностями. Именно поэтому российские ценности существенно отличаются и будут отличаться от ценностных установок цивилизованного Запада и традиционного Востока. Российский народ имеет несколько иные понятия о цели жизни и российской культуре, которые по существу и формируют национальные интересы и государственные приоритеты в политике.

Национальные интересы Российской Федерации

В начале XXI века перед Россией открылись новые возможности и перспективы развития, основанные на изменившихся ценностных установках и ориентирах, воспринятых не только высшими органами центральной власти, но и субъектами федерации, общественными, научными и другими организациями и объединениями.

Создание новой России предполагает определение долговременных стратегических задач и приоритетов в осуществлении национальной политики, разработку концептуального документа, в котором на основе анализа и оценки положения нашей страны в современном мире, внутренних и внешнеполитических тенденций ее развития формулировалась бы система национальных интересов и целей, возможностей их достижения, определялись и обосновывались ключевые направления обеспечения национальной безопасности в XXI веке по всем векторам огромного российского пространства.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ в январе 2000 г., явилась первой попыткой выделить национальную безопасность в одну из главных проблем российского общества. В ней сформулированы в системном виде интересы личности, общества и государства, определены основные угрозы этим интересам в различных сферах жизнедеятельности, даны важнейшие направления предотвращения и нейтрализации угроз.

В Концепции отмечается, что национальные интересы России носят долгосрочный характер и определяют основные цели на ее историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней, внешней, в том числе военной политики государства. Национальные интересы России в значительной мере обусловлены ее геополитическим фактором. Специфика геополитического положения России, о чем говорилось выше, состоит в том, что она занимает срединное место между двумя великими мировыми цивилизациями - восточной и западной, что делает ее своего рода «хранителем» мирового баланса сил.

В силу сложившегося положения первоочередные задачи России в области обеспечения безопасности состоят в естественном сохранении своих исторических рубежей и отстаивании национальных интересов, обеспечении надежной защищенности своего территориального пространства.

Национальная безопасность России в XXI веке все теснее будет увязываться с безопасностью глобальной и региональной. При этом, сточки зрения национальных интересов, военная безопасность все меньше рассматривается в чистом виде: она неразрывно связана и неотделима от всех других аспектов национальной безопасности - экономической, социальной, политической, информационной, экологической и других.

Национальные интересы отражают объективные потребности народов Российской Федерации в самосохранении и развитии, высшие приоритеты государства и всего общества, осознанные и выраженные в виде целевых установок. Эти потребности в свою очередь определяются не только геополитическим положением государства, но и историческими традициями, национальными ценностями, образом жизни людей, а также проявлением факторов, влияющих на национальную безопасность.

Россия должна исходить из того, что ее политика, в том числе военная, определяется прежде всего сугубо собственными национальными интересами и ценностями. Осознавая свои интересы, Россия как великая держава должна не только решительно отстаивать, но и стремиться сочетать их с интересами других стран и народов.

Анализ различных зарубежных концепций в области национальной безопасности показывает, что во многих странах, в том числе и в США, понимание категории национальных интересов сводится главным образом к внешним национальным интересам, и, соответственно, стратегия национальной безопасности направлена на их достижение. Тем самым в системе национальной безопасности доминирует ее внешнеполитический, геополитический компонент.

На мой взгляд, такой подход является односторонним, игнорирующим наличие в каждой стране самых различных внутренних проблем, оказывающих значительное влияние на стабильность государства и безопасность его граждан. На том или ином этапе исторического развития эти внутренние проблемы могут выйти на первый план и стать приоритетными в обеспечении национальных интересов, как это имеет место в настоящее время в России и многих других странах СНГ. В национальных интересах воплощен разум народа и государства, заключающийся в правильном понимании как их собственной природы самобытности, так и особенностей и характера внешнего окружения.

Каждая страна последовательно стремится к достижению и защите своих национальных интересов Для этого разрабатывается стратегия, готовятся определенные планы, осуществляются конкретные практические акции политического, экономического, военного и иного характера. Но они нередко затрагивают национальные интересы других стран, задач которых в свою очередь своевременно определит степень возможного ущемления своих национальны интересов указанными действиями и принять меры недопущению этого.

Существуют постоянные базовые национальны интересы для каждого государства. К ним можно от нести: государственный суверенитет, территориальную целостность, социально-политическую стабильность общества, конституционный строй, стратегическую и региональную стабильность в систем мирового сообщества, свободный доступ к жизненно важным экономическим и стратегическим зонам коммуникациям и другие.

К числу базовых интересов страны также относится наращивание важнейших видов ресурсов, а на это основе - экономической, финансовой, научно-технической, военной и другой мощи государства, усиление его геополитического влияния, повышение уровня благосостояния населения, культурный, интеллектуальный, нравственный прогресс общества.

Содержание национальных интересов России должно определяться прежде всего спецификой ее геополитического положения, национально-культурными и цивилизационными особенностями населения, внутриполитической и социально-экономической ситуацией, а также международным авторитетом страны.

Таким образом, содержание национальных интересов государства имеет объективный характер. Однако трактуются они субъектами - конкретными руководителями, лидерами государств по-своему. В зависимости от своих собственных взглядов и позиций они по-разному исполняют роль выразителей национальных интересов, определяют приоритетность целей, силы, средства и механизмы решения внутренних и внешних задач. При этом в большинстве стран в роли основных субъектов - выразителей национальных интересов выступают мощные финансовые группы. Главными объектами их интересов и устремлений в начале XXI века будут природные ресурсы, рынки сбыта готовой продукции и важнейшие транспортные коммуникации.

Национальные, в том числе базовые интересы нередко ущемляются или могут быть ущемлены конкретными действиями каких-либо других государств или их коалиций. Например, угроза интересам территориальной целостности какого-то государства совершенно необязательно может быть связана с вооруженной агрессией и захватом какой-либо части его территории. Классические войны прошлого столетия в XXI веке могут расцениваться как анахронизм. В современных условиях имеются самые различные, иногда открытые, а иногда замаскированные (непрямые, скрытые) способы и средства не только нарушить территориальную целостность страны, но и полностью ее разрушить. Ярким и показательным примером этого способа действий явились события, которые привели к разрушению Югославии, а в будущем это может произойти, на мой взгляд, и с Афганистаном, и Ираком.

Важно отметить, что процесс осознания различных национальных интересов страны в каждом случае имеет свои сложности. Одни интересы очевидны, как, например, необходимость предотвращения расширения НАТО к границам России. Другие бывают сложнее. Например, определение степени участия России в контртеррористической операции против талибов в Афганистане или в миротворческой деятельности в Косово.

Национальные интересы России не ограничиваются в пространстве. Они в значительной мере определяются многосторонним воздействием внутренних и внешних факторов, которые в свою очередь подвержены временной зависимости. Например, для Российской Федерации на период до 2020 г. на глобальном уровне приоритетными национальными интересами могут стать:

возрождение Россией статуса великой державы;

активное и полноправное участие в построении такой системы международных отношений, в которой она занимала бы место, в наибольшей степени соответствующее ее статусу великой державы;

предотвращение, локализация и прекращение войн и вооруженных конфликтов, представляющих угрозу международной и региональной безопасности, полноценное участие наравне с другими странами в процессе миротворчества;

защита окружающей среды на глобальном уровне, предотвращение мировых экологических катастроф;

борьба с терроризмом, наркобизнесом, незаконным вывозом и торговлей оружием и другими видами международной преступности.

На региональном и субрегиональном уровнях жизненно важными интересами России на прогнозируемую перспективу могут быть:

обеспечение стабильного и безопасного международного окружения территории государства, а также продвижение и закрепление военно-политических и экономических позиций России на мировой арене на основе использования механизмов регионального сотрудничества;

развитие всесторонних взаимовыгодных связей с новыми независимыми государствами, особенно на постсоветском пространстве и участие в развитии интеграционных процессов между ними на основе взаимных интересов;

урегулирование этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве;

обеспечение безопасности внешних границ СНГ;

урегулирование статуса и положения российских войск, размещенных за пределами России;

обеспечение прав русскоязычного населения в странах «ближнего зарубежья».

В условиях сложной военно-политической обстановки особое значение приобретает механизм реализации национальных интересов. Какие подходы, принципы права, политики и морали будут приоритетными при достижении этих интересов? События последних лет показывают, что на первом плане в большинстве случаев оказываются прагматические интересы, достигаемые при помощи силы и не ограничиваемые какими-либо нормами и принципами морали, не говоря уже о так называемых общечеловеческих ценностях. Главное различие в достижении интересов состоит в том, что одни - ведущие и обладающие большой военной мощью государства стремятся к максимальной реализации всех своих интересов в кратчайшие сроки, другие - средне- и слаборазвитые страны добиваются этого по частям и постепенно. Одни пытаются достичь своих национальных интересов путем активной, а другие - «ползучей» экспансии. Одни идут для этого по пути укрепления национальной геополитической силы (Китай, Индия, Иран), другие - по пути создания новых коалиций (Украина, Узбекистан, другие государства СНГ, страны Балтии и т. д.). Внутри этих и уже сложившихся коалиций (НАТО, ЕС, ОБСЕ и др.) происходит постоянная скрытая или явная борьба за лидерство как в самих коалициях, так и в важнейших регионах мира (например, передел сфер влияния на постсоветском пространстве, на Среднем и Ближнем Востоке).

Во второй половине XX века стало очевидно, что борьба за передел мира может вестись не только с применением военной силы, но и путем финансовой, экономической, культурно-идеологической, информационно-психологической экспансии. На рубеже тысячелетий главным видом экспансии продолжает оставаться территориальная борьба за сырьевые ресурсы суши и моря, за биоресурсы, то есть, по большому счету, за выживание. Поэтому в наше время под экспансией понимаются, как правило, какие-либо территориальные приобретения или установление военно-политических сфер влияния.

Территориальные приобретения в большинстве случаев имеют долгосрочный характер, это расширение «жизненного пространства». В конце второго тысячелетия Россия объективно стала страной, притягивающей интересы целого ряда государств как сопредельных, так и дальнего зарубежья, стремящихся проводить в отношении ее политику экспансии в различных формах и проявлениях. В настоящее время в силу ряда причин экспансия против России имеет в основном «мягкий характер». Иные ее формы могли бы вызвать осуждение со стороны мирового сообщества, усиление патриотических настроений и готовности к сопротивлению российских граждан.

Важно иметь в виду и то обстоятельство, что Россия по-прежнему обладает самым грозным оружием, составляющим основу ее военной мощи - ракетно-ядерным. Однако по мере обострения и глобализации ресурсного кризиса, прежде всего энергоносителей, демографических, экологических и других проблем, в практике международных отношений будет преобладать скорее всего жесткий вариант территориальной экспансии.

Из правильного понимания всего спектра национальных интересов России как великой державы -глобальных, региональных и субрегиональных следует, что их защита является и условием, и средством обеспечения национальной безопасности нашего государства, сохранения его целостности, независимости, стабильности, способности к эффективному функционированию и устойчивому развитию. Это и является главным смыслом, сутью национальной безопасности России, как и любого государства, любого общества, а формы и способы отстаивания национальных интересов будут определяться расстановкой военно-политических сил в мире и их внешней политикой, обусловленной внешними противоречиями.

Литература;

1. Кочетов Э.Г. Геоэкономика (Освоение мирового экономического пространства). М.: Изд-во БЕК, 1999. С. 254.

2. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 224.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации