БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ НАЧИНАЕТСЯ С БЕЗОПАСНОСТИ ГРАНИЦ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 4(05)/200

НА РУБЕЖАХ ГОСУДАРСТВА

И.Е. ЕПИФАНОВ,

заслуженный деятель науки РФ,

доктор военных наук, профессор,

действительный член АВН

БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ НАЧИНАЕТСЯ С БЕЗОПАСНОСТИ ГРАНИЦ

Как известно из сообщений средств массовой информации, 30 сентября 2003 года состоялось заседание Совета безопасности страны, на котором были рассмотрены проблемы, накопившиеся в пограничной сфере. Примечательно, что, во-первых, это уже второе заседание за последние четыре года и, во-вторых, на заседание были привлечены все ведомства, имеющие отношение к границе в той или иной степени. Сам этот факт уже свидетельствует об остроте накопившихся проблем и необходимости их решения в интересах достижения должной безопасности в пограничной сфере.

Справедливости ради следует сказать, что Россия, начиная с образования СНГ, является наиболее активным проводником новых идей и предложений в охране границ Содружества, в реализации пограничной безопасности. Пограничное ведомство России проводит большую работу с аналогичными структурами государств СНГ. Без преувеличения можно сказать, что в пограничной сфере получены наиболее значительные достижения в сфере взаимодействия государственных структур стран СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ. Но еще более важным представляется успешное решение проблемы безопасности границ в рамках Единого экономического пространства, создаваемого Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной.

В современных условиях обстановка на внешних границах государств-участников Единого экономического пространства носит напряженный характер, а в ряде регионов (Среднеазиатском и Кавказском) по-прежнему остается значительной вероятность провоцирования пограничных, в том числе вооруженных, конфликтов.

Существенное влияние на развитие обстановки оказывают пограничные угрозы, в том числе: наличие международного терроризма; проявление религиозного экстремизма; усиление неконтролируемой миграции через границы государств-участников Единого экономического пространства; рост хищений природных ресурсов; активизация трансграничной организованной преступности, включая контрабанду через границы наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления террористических актов, иных противоправных действий; активизация разведывательно-подрывной и иной враждебной деятельности с территории сопредельного государства иностранных спецслужб и используемых ими организаций.

На наш взгляд, имеются проблемы общего значения, оказывающие отрицательное влияние на обстановку на внешних границах государств-участников Единого экономического пространства.

Первостепенную важность для государств-участников приобретает проблема борьбы с нелегальным проникновением наемников и боевиков на территорию стран для проведения террористических акций. Действия боевиков на территории России и других государств-участников Единого экономического пространства ведут к росту социально-политической напряженности в приграничных районах и дестабилизации обстановки в странах.

Общей для государств-участников Единого экономического пространства была и остается проблема борьбы с незаконной миграцией, зачастую трансграничной, когда граждане третьих стран проникают на территорию одного из государств-участников с целью дальнейшего перемещения в страны Европы, Израиль и другие государства на постоянное место жительства. Ее основными негативными аспектами становятся усиление преступности, распространение опасных заболеваний, расширение подпольного рынка труда, приводящие к подрыву экономики стран и дестабилизации отношений среди населения приграничной территории.

Значимой проблемой общего характера, требующей объединения усилий государств-участников Единого экономического пространства, является проблема противодействия контрабанде (незаконному обороту) наркотиков.

Как известно, основные потоки контрабанды наркотиков направляются из Центрально-Азиатского региона, преимущественно из Афганистана, и создают опасность для населения не только Казахстана, но и России, Беларуси и Украины.

На развитие обстановки на границах государств-участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество, оказывают влияние не только общие проблемы, но и проблемы регионального характера, которые целесообразно учитывать в пограничной политике стран Единого экономического пространства. Наибольшую значимость имеют следующие проблемы (применительно к конкретному участку внешней границы).

Граница России с Норвегией. Правительство Норвегии обеспокоено усилившейся незаконной миграцией и контрабандой наркотиков через границу с Россией. В соответствии с ранее принятой программой с норвежской стороны усиливается охрана границы с Россией, ужесточается пограничный контроль, сокращается доступ в норвежские порты рыбной продукции российских рыболовецких судов.

Граница России с Финляндией. Выборгское направление российско-финляндской границы активно используется международными криминальными организациями в качестве канала различной контрабанды, включая наркотики. Правительство Финляндии уделяет большое внимание совершенствованию системы охраны границы с Россией. Ежегодно выделяются значительные финансовые средства на совершенствование технического обеспечения охраны границы. Наибольшее количество средств направлено на обустройство пограничных отрядов юго-востока страны и на побережье Финского залива. В некоторых пунктах пропуска устанавливается новая система контролирующих средств (видеокамер и др.).

Границы России и Беларуси со странами Балтии (Эстонией, Латвией и Литвой). Пограничная политика стран Балтии носит явно выраженный прозападный характер и направлена не только на борьбу с незаконной миграцией, контрабандной деятельностью, коррупцией среди своих сотрудников, но и на ужесточение мер пограничного режима по отношению к российским гражданам, отказ от пунктов упрощенного пропуска на границах с государствами-участниками Единого экономического пространства, введение разовых виз, ограничение выбора самих пунктов пропуска и др. Так, департамент пограничной охраны Эстонии ужесточил порядок упрошенного въезда в Россию и выезда из нее жителей эстонского приграничья. Руководством департамента планируется ликвидировать пункты упрощенного пропуска, как основного канала (по мнению эстонских законодателей) проникновения в приграничье преступных элементов.

Оснащается современными техническим средствами охраны латвийский участок границы. Создается бригада речных сторожевых кораблей. Вместе с тем тяжелая экономическая обстановка в стране вынуждает руководство Латвии замедлить или частично отказаться от выполнения ранее намеченных планов усиления своей восточной границы.

Литовское руководство уделяет значительное внимание совершенствованию охраны восточной границы и повышению уровня технического оснащения пограничных подразделений: служебные мобильные телефоны, другие новшества.

Страны Балтии получают практическую помощь от стран-участниц Шенгенского соглашения, направленную на становление и развитие их собственных пограничных структур. Приоритетными направлениями считаются: совершенствование технического оснащения пограничных структур прибалтийских стран, обучение личного состава их пограничных служб, обмен опытом охраны границы, проведение консультаций и другие мероприятия.

Следовательно, усиление охраны границ стран Балтии с государствами-участниками Единого экономического пространства напрямую связано с пограничной политикой стран Шенгенского соглашения.

Границы России и Беларуси с Польшей. Основным фактором, определяющим пограничную политику польского руководства, является интеграция страны в западноевропейские военно-политические и экономические структуры. В то же время функционеры из Евросоюза отмечают недостаточную готовность Польши к взаимному сотрудничеству. Особые нарекания со стороны Евросоюза вызывает политика Польши на ее восточной границе и недостаточное ее обустройство. Ряд стран Европы (в первую очередь Испания и Франция) негативно относятся к вступлению Польши в Евросоюз, считая, что она не в состоянии в ближайшее время ввести режим пересечения границы в соответствии с Шенгенским соглашением из-за «прозрачности» ее восточной границы для преступных элементов, мигрантов в Европу и, наоборот, ее «закрытости» для простых туристов.

В связи с этим польские власти в сотрудничестве со странами Евросоюза принимают меры к повышению уровня охраны своей границы с государствами-участниками СНГ, которая фактически становится внешней границей Евросоюза на Востоке.

Восточная граница Польши интенсивно укрепляется и приводится к стандартам западноевропейских границ: строятся новые границы; совершенствуются элементы инфраструктуры пунктов пропуска; оборудуются КСП; устанавливаются сигнализационные датчики; строятся автомобильные дороги; на вооружение принимается малая авиация и вертолеты, оснащенные аппаратурой для ведения разведки и охраны границы в ночное время; внедряются современные технические средства охраны границы и связи; увеличивается численность подразделений пограничной стражи, совершенствуется их оргструктура; вводятся органы собственной безопасности и оперативной охраны для негласного наблюдения и слухового контроля.

Таким образом, основными тенденциями развития обстановки на внешних северо-западных и западных границах государств-участников Единого экономического пространства являются:

усиление влияния западных военно-политических и экономических структур на формирование пограничной политики сопредельных государств;

расширение масштабов разведывательной и иной подрывной деятельности западных спецслужб против Беларуси и России;

укрепление и совершенствование охраны границ государств Балтии и Польши с государствами-участниками Единого экономического пространства в соответствии со стандартами западноевропейских государств и др.

На внешних границах Украины наиболее актуальной остается проблема борьбы с незаконной миграцией, которая, по мнению руководства этого государства, становится реальной угрозой национальной безопасности. Вследствие этого в приграничных районах страны растет преступность, расширяется торговля наркотиками, контрабанда валютой, нефтепродуктами, другими материальными средствами и различными товарами. Все это ведет к подрыву экономики Украины.

Обстановка на южном участке границ Азербайджана оказывает влияние на российско-азербайджанскую границу. Азербайджанско-иранский участок границы сохраняет максимальную «прозрачность». Усилия по его охране предпринимает в основном иранская сторона. Именно эти условия и определяют обстановку на данном участке границы. Преступные группировки международного характера успешно налаживают здесь каналы транспортировки незаконных мигрантов, оружия, боеприпасов и другой контрабанды из стран Малой Азии и Ближнего Востока в сторону России и государств-участников Единого экономического пространства. Сохраняющиеся очаги территориальных, межэтнических, межклановых и иных противоречий, незавершенные вооруженные конфликты создают напряженную обстановку в Кавказском регионе в целом, угрожают государствам-участникам Единого экономического пространства усилением социальной напряженности.

На внешних границах Казахстана обстановка сложная и зависит не только от деятельности пограничного ведомства этой страны, но и от состояния охраны границ южных соседей, особенно Туркменистана. На туркмено-иранском участке граница достаточно «открыта». Нарушители вполне могут воспользоваться принятым в государстве законом, который предоставляет право на пребывание в стране всем лицам, пересекшим границу. На туркмено-афганском участке охрана границы фактически не осуществляется. Через границу из Афганистана могут проникать беженцы, незаконные мигранты. Под видом беженцев границу пересекают миссионеры от ваххабизма и международные террористы, агенты спецслужб сопредельных и других стран, наркодельцы и наркокурьеры, контрабандисты. Примечательно, что лица пересекшие границу Туркменистана транзитом, следуют дальше на север в Казахстан и Россию.

Обстановка южных границ Киргизстана и Узбекистана также отрицательно влияет на внешние границы Казахстана. На китайском участке границы Киргизстана обстановка сложная из-за проникновения незаконных мигрантов, трансграничного перемещения наркотиков и другой контрабанды. Афганский участок границы Узбекистана отличается от других напряженной обстановкой. Длительная гражданская война между талибами и правительственными войсками в Афганистане привела к тому, что через афганскую границу в Узбекистан постоянно переходят беженцы - этнические узбеки, проникают незаконные мигранты, перемещаются наркотики, другая контрабанда.

На афганском участке границы Таджикистана постоянно пресекаются попытки нарушения границы лицами, причастными к торговле наркотиками. По сообщению российских средств массовой информации за 9 месяцев этого года российские пограничники задержали на таджикско-афганском участке границы 4,5 тонны наркотических средств.

На казахстанско-китайском участке границы складывается напряженная обстановка из-за возможных вооруженных действий сепаратистов из Синьцзян-Уйгурского автономного округа КНР.

Все эти факторы отрицательно влияют на социально-экономическую обстановку в Казахстане, а фактическая прозрачность российско-казахстанской границы активно используется наркодельцами, противоправными элементами и незаконными мигрантами, среди которых представители почти всех регионов планеты, для проникновения в Россию, Беларусь, на Украину и далее в страны Европы.

На границе России с Монголией находятся несколько источников обострения обстановки. Китайские преступные группировки, смыкаясь с монгольскими и российскими, пытаются наладить каналы подпольной миграции через Монголию в другие государства-участники Единого экономического пространства. Кроме того, нарушается пограничный режим местным населением. Через границу, в основном минуя пункты пропуска, не прекращаются попытки переправы наркотиков, скота и другой контрабанды.

Обстановка на границе России с Китаем сложная. Одна из главных причин этого в том, что северо-восток КНР охвачен безработицей. Поэтому местные китайские власти не препятствуют незаконной миграции своих граждан за границу, чтобы частично уменьшить проблему занятости населения.

Обстановка на российско-корейском участке границы складывается под влиянием ряда факторов: наличия на территории свободной экономической зоны; усиления пограничного режима со стороны корейских пограничных структур; непрекращающейся незаконной миграции из КНДР; интенсивной контрабанды и др.

На границе России с Японией обстановка напряженная вследствие прежде всего сохраняющихся территориальных притязаний Японии к России, причем эти притязания становятся все более настойчивыми. Обстановка на российско-японском (морском) участке границы периодически обостряется по причинам нарушений японскими промысловыми судами режима и правил добычи морепродуктов во внутренних водах и в исключительной экономической зоне России.

На морском участке границы России с США обстановка осложняется тем, что на этом участке продолжаются нарушения режима государственной границы и исключительной экономической зоны, контрабандная и иная противоправная деятельность, расхищения морских биологических ресурсов в территориальном море и исключительной экономической зоне России.

Таким образом, обстановка на внешних границах государств-участников Единого экономического пространства отличается напряженностью различного уровня. Наиболее опасно она развивается в Среднеазиатском и Кавказском регионах и имеет тенденцию периодического обострения, что существенным образом влияет на состояние, формы и способы охраны государственных границ.

Состояние охраны внешних границ государств-участников Единого экономического пространства мало удовлетворяет требованиям достижения высокой степени их защищенности. Существующая система охраны внешних границ государств-участников по разным причинам не обеспечивает достаточно эффективного совместного решения задач, стоящих перед пограничными ведомствами этих государств. Совместные действия пограничных ведомств недостаточно скоординированы и не всегда обеспечены в финансовом, материальном, техническом, кадровом и нормативно-правовом аспектах.

Практика свидетельствует о том, что состояние охраны внешних границ государств-участников Единого экономического пространства во многом зависит от того, насколько рационально будут расположены на охраняемом участке имеющиеся силы и средства; в какой степени используются их возможности; как организовано между ними взаимодействие и достигнута реализация важнейших принципов охраны государственной границы.

Первоосновой системы охраны государственной границы в соответствующем приграничном регионе является группировка войсковых сил и средств. Именно ее построение реально выступает в качестве исходной материальной базы для формирования всех остальных элементов системы охраны границ государств-участников Единого экономического пространства.

В то же время создание группировки войсковых сил и средств пограничных ведомств государств-участников Единого экономического пространства является наиболее сложным вопросом в формировании системы охраны внешних границ в конкретном приграничном регионе. Это обусловливается рядом объективных причин: большим объемом одновременно выполняемых пограничным формированием задач; недостатком сил и средств для их решения; значительной протяженностью охраняемого участка и его физико-географическими особенностями

Следует учитывать также особенности обстановки, трудно предсказуемый характер вероятных действий нарушителей в приграничном регионе по направлениям и разную степень отношения приграничного населения к охране границ и воинам-пограничникам. Все это создает дополнительные трудности в распределении имеющихся в приграничном регионе войсковых сил и средств.

В приграничных регионах целесообразно шире привлекать к охране государственной границы силы и средства других субъектов пограничной политики: соединений и частей министерств обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, а также таможенного, миграционного и других ведомств. Не исключается также использование для этой цели на добровольной основе, в том числе по договору, специальных военизированных формирований - подразделений пограничной стражи, отрядов (групп) самообороны и добровольных народных дружин из местного приграничного населения.

Важное значение в охране границ государств-участников Единого экономического пространства принадлежит системе оперативных сил и средств. Практика свидетельствует, что основное внимание при ее создании сосредоточивается обычно на прикрытии во взаимодействии с территориальными органами безопасности и внутренних дел районов железнодорожных и автобусных станций, морских, речных и авиационных портов, других районов (пунктов), где наиболее вероятно появление нарушителей границы, а также вероятных маршрутов их движения в сторону границы и в тыл охраняемого участка.

Накопленный опыт показывает, что при создании в приграничном регионе системы охраны государственной границы необходимо учитывать имеющиеся в нем силы и средства не только пограничного ведомства, но и других субъектов пограничной политики. Взаимодействующие с пограничными объединениями, соединениями и частями территориальные органы безопасности, органы, соединения и части министерств внутренних дел, общевойсковые соединения и части министерств обороны, дислоцирующиеся на приграничной (приморской) территории, оказывающие помощь в охране государственной границы, должны обязательно вписываться в создаваемую общую систему охраны государственной границы. Важно, чтобы пункты их дислокации, районы несения боевой службы и боевого дежурства, маршруты выдвижения к ним, а также решаемые в порядке взаимодействия задачи были согласованы и органически входили в построение охраны государственной границы в соответствующем приграничном регионе.

В качестве перспектив развития системы охраны внешних границ государств-участников Единого экономического пространства можно предложить следующие направления:

приведение финансирования пограничных ведомств государств-участников в соответствие с решаемыми ими законодательно закрепленными задачами;

появление в обозримом будущем в качестве важнейшего нового самостоятельного элемента системы охраны государственной границы единой автоматизированной системы освещения обстановки в пограничном пространстве государств-участников;

повышение роли системы оперативных сил и средств в охране государственных границ государств-участников;

создание в пограничных ведомствах государств-участников Единого экономического пространства сопрягаемых систем управления, технического и тылового обеспечения и др.

Развитие пограничных отношений между государствами-участниками Единого экономического пространства оказывает значительное влияние на решение задач охраны их внешних границ. По вопросам охраны внешних границ имеется целый ряд специальных двусторонних и многосторонних договоров, соглашений, других актов, функционирующих в правовом поле государств-участников. Вместе с тем следует подчеркнуть, что ныне действующие соглашения в сфере охраны внешних границ государств-участников, договоры и соглашения между ними по вопросам охраны внешних границ требуют постоянного совершенствования.

На наш взгляд, для решения задач защиты государственных интересов в пограничном пространстве государств-участников Единого экономического пространства целесообразно сформировать постоянно действующую систему обеспечения пограничной безопасности внешних границ, которая бы являлась как неотъемлемой составной частью системы обеспечения коллективной безопасности этих стран, так и национальной безопасности каждого входящего в него государства.

При разработке такой системы (перенос основных усилий на охрану внешних границ государств-участников) можно было бы взять за основу положения и принципы известного Шенгенского соглашения, действующего в Западной Европе с 1985 года, поскольку в нем наиболее удачно согласуются идеи пограничной интеграции, усиления охраны внешних границ при сохранении национальных пограничных (миграционных, таможенных) ведомств. «Прозрачность» общих границ, предусматриваемая Шенгенским соглашением, не наносит ущерба национальной безопасности ни одному из государств, поскольку главные усилия в противодействии незаконному проникновению нелегалов, запрещенных для ввоза грузов и материалов, перенесены на внешние границы стран этой группы.

Эти и другие особенности Шенгенского соглашения дают основание предлагать подобную (или сходную с ней) систему охраны и контроля внешней границы для государств-участников Единого экономического пространства. Исключением здесь, видимо, могут быть лишь те участки границы, которые оказываются либо в районах с нестабильной военно-политической обстановкой, либо в зонах вооруженных конфликтов.

В связи с изложенным для формирования системы охраны внешних границ государств-участников Единого экономического пространства целесообразно отнести:

необходимость совместной охраны отдельных участков внешней границы государств-участников;

координацию совместных усилий пограничных ведомств государств-участников в охране внешних границ;

совершенствование системы охраны границ государств-участников коллективными усилиями на основе двусторонних и многосторонних договоренностей;

единый подход к формам и способам охраны внешних границ государств-участников Единого экономического пространства со стороны их пограничных ведомств, в основу которого целесообразно положить научно обоснованную потребную надежность повседневной охраны границы на различных участках, сбалансированность состава сил и средств и адекватность их действий.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации