РОССИЯ НЕ СОБИРАЕТСЯ ПРИОБРЕТАТЬ УКРАИНСКИЕ ТАНКИ

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 6/2008, стр. 17-18

РОССИЯ НЕ СОБИРАЕТСЯ ПРИОБРЕТАТЬ УКРАИНСКИЕ ТАНКИ

Мнение специалистов «Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения» (г. Нижний Тагил) по поводу публикаций статей А. Тарасенко «Бронетанковая техника Украины. Итоги, потенциал, перспективы...» в журнале «Техника и вооружение» №12/2007г., №1, 4/2008 г.

Россия, имея лучший танк Т-90, налаженное бронетанковое производство на крупнейшем заводе мира - Уралвагонзаводе, прекрасную репутацию своих изделий на мировом рынке вооружений и плотно упакованный на годы портфель иностранных заказов на поставку танков, изготовляемых на УВЗ, располагает и демократическими СМИ, публикующими альтернативные мнения.

Цель статей А. Тарасенко нам ясна - реклама танка Т-84. Способ достижения цели - «очернение» танков российского конкурента через средства печати России, имеющих многих читателей в разных странах. Расчет основан на том, что публикация в российской печати негативной информации о танках Т-90 подразумевает признание этой информации объективной и правдивой. Поэтому мы вынуждены дать комментарии к некоторым высказываниям автора этого материала.

1. Автоматизированная система управления огнем (СУО) танковым вооружением была разработана специализированными предприятиями Министерства оборонной промышленности СССР по ТТЗ Генерального заказчика в интересах трех предприятий, занятых производством танков Т-64, Т-72 и Т-80, т.е. она не является «изобретением» создателей танка Т-80У/УД. Действительно, эта СУО появилась на «восьмидесятке» раньше, чем на Т-90, так как в стране в 1970-1980-х гг. имелся недостаток производственных мощностей на оптических заводах, выпускающих последние модификации прицелов (1Г42, затем 1Г46). Тем более это обстоятельство сказывалось на обеспечении потребностей Уралвагонзавода, изготавливавшего танки в количестве, превышавшем их суммарное производство всеми странами в мире. Руководством отрасли был установлен порядок, предусматривающий внедрение новых комплексов на тагильские танки в последнюю очередь, после их установки на Т-64 и Т-80. Танкостроители получали их в готовом виде. Разработчикам требовалось «закомпоновать» комплексы в боевое отделение своих танков. У Т-90 и Т-80 конструкции сборочных единиц, размещаемых в боевых отделениях, были совершенно различными из-за коренных отличий механизма заряжания танка Т-80 (полностью заимствованного у харьковского танка Т-64), и оригинального автомата заряжания танка Т-90, разработанного У КБТМ.

Так что заимствовать тагильчанам от СУО танка Т-80 было нечего.

Вместе с тем, в процессе серийного производства на Уралвагонзаводе танков Т-55, Т-62, Т-72Б и Т-90 Уральское КБ Трансмаш совместно с предприятиями-соисполнителями выполнили ряд разработок и внедрили в серийное производство такие системы, как:

- комплексы управляемого вооружения (КУВ) «Бастион», «Шексна», «Свирь», ставшие прообразом КУВ «Рефлекс» с прицелом 1Г46;

- стабилизатор вооружения 2Э42-2 «Жасмин», впоследствии с незначительными доработками перекочевавший на танк Т-80;

- комплекс оптико-электронного подавления «Штора», который был отработан на танках Т-72Б и Т-90. Полностью заимствован создателями танка Т-80;

-тепловизионный прицел «ЭССА», в настоящее время стал устанавливаться после Т-90 также в Т-80У

Таким образом, системы управления огнем и другие специальные системы советских, а впоследствии - российских танков создавались и продолжают создаваться как плоды коллективного труда танковых и оптико-электронных КБ.

Присвоение заслуг в этом вопросе одному из КБ по меньшей мере некорректно.

Тревогу А. Тарасенко о «непригодности к использованию» СУО танка Т-90С в Индии из-за перегрева не разделяет руководство Министерства обороны этой страны.

В 2007 г. Республика Индия заключила контракт с Россией на дополнительную поставку Уралвагонзаводом крупной партии танков Т-90С и уведомила российскую сторону о том, что по планам Министерства обороны поставки танков Т-90С будут и впредь наращиваться.

В заявках на поставку Уралвагонзаводом партии танков в 2008 г. приведена такая оценка Т-90С и СУО: «... Т-90С -ракетно-пушечный танк нового поколения, оснащенный для выполнения задач в современных условиях ведения боя. Танк оснащен современной автоматической системой управления огнем 1А45, которая может эффективно использоваться как для главного, так и вспомогательного вооружения, включая ракеты. Она обеспечивает высокую степень попадания, как во время движения танка, так из стационарного положения. Система состоит из дневной аппаратуры наведения и приборов наведения на цель в ночных условиях на основе системы измерения дальности до цели с использованием лазерного дальномера, датчиков и баллистического вычислителя, который осуществляет сбор всех данных, поступающих от различных датчиков, и автоматически задает пушке необходимый угол прицела и смещение по азимуту для выбранного боеприпаса...»

Эта, безусловно, положительная, оценка танка Т-90С основана не только на результатах полигонных испытаний. По сведениям В. Мясникова [«Атака недорогих танков»// НВО. - 2004, №31 (391)], СУО танка Т-90С уже успела «отлично показать себя в танковых боях на индо-пакистанской границе». Надо полагать, что танку Т-90С противостояла не устаревшая бронетанковая техника вооруженных сил Пакистана.

2. Пакистан несколько лет добивался положительного решения Правительства России по заявкам на поставку в эту страну отечественных танков. Вероятно, по политическим мотивам Пакистану в этом было отказано. И только тогда он обратился за помощью к Украине, справедливо полагая, что боевые характеристики Т-80УД (Т-84) должны быть близки к характеристикам российских танков. Не подлежит сомнению, что заключенный контракт с Индией на поставку танков Т-90С поддержал бронетанковое производство на УВЗ. А бронетанковое производство Украины обязано своим возрождением заключенному контракту с Исламской Республикой Пакистан на поставку в эту страну танков Т-80УД (Т-84), чему способствовала занятая Россией позиция - не навредить сложившимся дружественным отношениям с Республикой Индия.

3. Утверждение о том, что Т-90С уступает Т-84 по стойкости пассивной защиты на 10-15%, имеет в 1,2-1,5 раза большую эффективную поверхность рассеяния (ЭПР), примерно в 1,2 раза больший тепловой контраст в ИК-диапазоне и более уязвим от средств поражения с головками самонаведения, остается на совести автора. Мы убеждены в обратном. Не указывая источник указанных параметров, можно приводить любые цифры.

Заметим, что все передовые страны, производящие танки, решительно пытаются отказаться от разбронирования кормы, добиваясь ее сплошного бронирования, как это выполнено на танках Т-72 и Т-90С. С этой целью организуется перенос на уровень крыши отверстий для выпуска в атмосферу нагретых газов силовой установки (двигателя и системы охлаждения). Эта тенденция ярко обозначилась на Международной выставке вооружений EUROSATORY-2006. К этому решению конструкторы «Леопардов» и «Леклерков» пришли, изучив опыт применения танков в городских условиях.

На танках Т-84, Т-80 и М-1 «Абраме» реализовать защиту кормовой проекции не удастся из-за невозможности организации криволинейных каналов больших сечений с поворотом потока на 90° в существующих габаритах танков и высокой чувствительности двигателей к возрастанию сопротивлений в трассах выпуска газов.

4. Кичиться тем, что по мощности и надежности в условиях пустыни при повышенных температурах окружающей среды двигатель 6ТД-2 значительно превосходит двигатель В-84 (хочется добавить за А. Тарасенко «и В-92С2») не стоит.

Двигатель 6ТД-2 является самым теплонапряженным серийным дизелем в мире, что снижает его надежность. Ресурс украинскихдизелей ниже 4-тактных российских дизелей, устанавливаемых в танки Т-72, Т-90, Т-90С, особенно при эксплуатации в регионах с высокой запыленностью воздуха. Среди дизелей, изготавливавшихся в СССР для ВГМ - ресурс двигателей типа 6ТД в этих условиях эксплуатации являлся самым низким. При всей длительности доводки двухтактных дизелей и систем силовой установки танков типа Т-64 не удалось достичь приемлемых характеристик надежности, равных характеристикам уральских танков с 4-тактным дизелем. И в одном из интервью в марте 2006 г. хорошо осведомленный в вопросах разработки бронетанковой техники в ведущих странах мира первый заместитель руководителя Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) С.А. Маев сообщил, что из-за низкой эксплуатационной надежности танков Т-64 дальнейшая их модернизация в России осуществляться не будет. Эти танки подлежат утилизации.

Двигатель 6ТД-2 весьма чувствителен к изменению внешних условий эксплуатации. Эффективные показатели этого двигателя (мощность, удельный расход топлива) резко ухудшаются при повышении температуры окружающего воздуха, подъеме танка в горы, при работе двигателя на частичных характеристиках. Также двигатели типа 6ТД имеют низкий коэффициент приспособляемости 1,15-1,2(УВ-92С2 - до 1,3).

Повышенная мощность харьковского двигателя (1200 л .с.) по сравнению с челябинским В-92С2 (1000 л .с.) является вынужденной мерой, так как на всех официальных сравнительных войсковых испытаниях украинские танки с двигателями мощностью до 1000 л.с. проиг-рывали тагильским с двигателями 840 л.с. в средней скорости (на равнинной местности до 7%. а в условиях жаркого климата, когда темпе-ратура окружающего воздуха достигала +40°С. этот проигрыш составлял до 15-17%) и путевых рас-ходах топлива (расход топлива был выше на 20-22%). Нет преимуществ по эксплуатационно-техническим показателям и при движении этих танков в горах.

Причины этого: более крутое снижение мощности и экономичности у 6ТД-2 по сравнению с двигателями типа В-84 (В-92С2) на режимах частичных характеристик; повышенный расход воздуха, что требует увеличения затрат мощности на привод агрегатов наддува. Последнее является главной причиной худшей топливной экономичности двухтактных дизелей в сравнении с 4-тактными, особенно на режимах частичных характеристик.

По мнению отраслевых институтов России - ВНИИТМ и НИИИД, «...применение сложных компоновочных схем дизелей (Н-образных, W-образных и др.), разработка которых была связана, в основном, со стремлением увеличить габаритную мощность дизеля за счет увеличения плотности его компоновки, не выдержало проверки временем. Предпочтение должно быть отдано классической V-образной схеме». Двухтактный дизель сложной кинематической схемы оказался тупиковой ветвью эволюции дизелей ОБТ.

Эжекционная система охлаждения танка типа Т-64, по исследованиям ВНИИТМ, проигрывает вентиляторной системе охлаждения танка типа Т-72 по скорости снижения температуры охлаждающей жидкости и эффективности отвода тепла при снижении нагрузки двигателя в 1,5-2 раза, а также по затратам мощности на съем тепла.

Обеспечение заданного расхода воздуха через радиаторы требует существенного поджатия газов в соплах эжекторов и повышения сопротивления на выпуске двигателя, что отрицательно сказывается на надежности двухтактных дизелей.

На недостаточную эффективность системы охлаждения танков типа Т-64 обращено внимание в публикации Э. Вавилонского, О. Кураксы и В. Неволина «Ответ оппонентам» («ТиВ» №3/2008, глава 6). Дополнительно ее недостатки подтверждаются двумя фактами:

- необходимостью эксплуатации двигателя при температуре охлаждающей жидкости (воды) 130°С (у двигателя В-92С2 максимальная допустимая температура - 120°С, кратковременно- 125°С);

- применением устройств ограничения подачи топлива (со снижением мощности двигателя) с целью исключения перегрева двигателей типа 6ТД уже при температуре окружающей среды выше 27°С [(30-3)°С]

На двигателе В-92С2 никаких ограничителей мощности нет.

За весь семилетний период эксплуатации танков Т-90С в Республике Индия на Уралвагонзавод не поступали замечания, квалифицируемые как отказы двигателя по «перегреву» или «пылевому износу».

Замкнутый воздушный тракт системы охлаждения танка Т-84 отличают малая кратность обмена воздуха в МТО, высокая теплонапряженность агрегатов и узлов, находящихся в плохо вентилируемом объеме, и повышенная пожароопасность МТО.

Повышенной пожароопасности МТО способствует быстрое старение резинотехнических деталей, снижающее их надежность и срок службы. При этом возрастает вероятность разгерметизации топливных и маслотру-бопроводов.

Ходовая часть танка Т-84, заимствованная у танка Т-80У, имеет все недостатки, описанные в вышеуказанной публикации трех авторов («ТиВ» №5, глава 16).

Украина доказала работоспособность своих танков в условиях Пакистана, заключив с этой страной контракты на поставку танков Т-80УД (Т-84). Это еще более подчеркивает нашу уверенность в том, что у индийских танков Т-90С в этих регионах мира (Пакистан, Афганистан и соседние страны) конкурентов нет.

P.S. Публикации о танке Т-84 в российской печати окажут, безусловно, плохую услугу танкостроителям Украины, так как вынудили специалистов УКБТМ обозначить часть недостатков танка Т-84. Впрочем, может быть, в других странах найдутся потенциальные покупатели этих танков, ведь Россия не собирается их приобретать.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации