Музеи линии Мажино в Северном Эльзасе

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 2/2008, стр. 50-52

Музеи линии Мажино в Северном Эльзасе

Михаил Петров

Окончание. Начало см. в «ТиВ» № 5,7,10,12/2007

Часть 5

В заключительной части цикла мы «посетим» еще одну артиллерийскую крепость - gross ouvrage Shoenenbourg (Шоненбург), расположенную рядом с городом с таким же названием, которая уже неоднократно упоминалась в предыдущих частях. Она была замыкающим сооружением такого типа в составе основной линии Мажино на северном участке границы Франции с Германией и Люксембургом.

Построена крепость была в 1930- 1935 гг., гарнизон ее насчитывал 620 человек, из них 20 офицеров. Вместе с сооружениями Хаттена, Лейтенхайма, Оберроедерна (с которых началось наше «путешествие») и крепостью Хоквальд она входила в состав укрепленного сектора Хагуенау (6-я крепостная бригада) укрепленного района Лаутер. Под огнем неприятеля крепость находилась с 15 мая по 1 июля 1940 г. Первый раз немцы обстреляли ее, чтобы отвлечь внимание французов от своего наступления через Бельгию, в обход основной линии Мажино. После этого вместе с другими крепостями Шоненбург обстреливал немецкие позиции в этом районе. При этом использовалась не только штатная крепостная артиллерия, но и старые 120-мм орудия на колесных лафетах, установленные на открытых позициях. В июне 1940 г. огонь Шоненбурга сыграл большую роль в срыве наступления немецкой 246-й пехотной дивизии, пытавшейся прорваться от пограничного города Виссембурга (Wissembourg) на юг между Шоненбургом и Оберроедерном. Обстрелы из орудий калибром до 420 мм и налеты бомбардировщиков большого ущерба крепости не нанесли. Потери в живой силе составили несколько человек ранеными, два солдата погибли. Гарнизон держался еще пять дней после перемирия, заключенного между Францией и Германией, пока не получил прямой приказ высшего французского командования.

Как и крепость Four a Chaux рядом с городом Лембах (в 10 км к северо-западу), о которой рассказывалось в предыдущей части цикла, Шоненбург является типичным gross ouvrage линии Мажино. Состоит из тыловой части (входы для боеприпасов и для солдат, основная казарма, энергоцентр) и передовой части (командный пункт и боевые блоки) с типовым набором отделений, оборудования и вооружения. Однако абсолютно одинаковых крепостей не было. Кроме того, Шоненбург имел свой состав вооружения в боевых блоках: №3 и №4 - башни с двумя 75-мм пушками, №5 - башня с двумя 81-мм минометами. В блоках №1,2,6 размещались пулеметная башня (со спаренной 7,5-ммустановкой) и два пехотных каземата с пулеметными «спарками» и 47-мм противотанковыми пушками.

К сожалению, из боевых блоков Шоненбурга мы посетим только №3 с установкой спаренных 75-мм пушек, как и в Four a Chaux. Какие типовые сооружения и агрегаты в Шоненбурге представлены лучше, чем в Four a Chaux, частично было сказано в статье про нее. Впрочем, обо всем по порядку.

Подъезжая к музею, первое, что вы увидите - сварной металлический шлагбаум времен войны, за ним - площадь перед входом для боеприпасов (entree des munitions - ЕМ, он же блок №7). В центре площади на остатках узкоколейной железной дороги стоят две железнодорожные платформы, доставлявшие грузы в крепость; их локомотив можно увидеть внутри входного тоннеля ЕМ; слева от входа установлен памятник защитникам линии Мажино.

Сразу за входной решеткой находится касса, здесь покупаем билет и, сказав что мы - русские, получим путеводитель на русском языке. На первой его странице предостережения: длительность маршрута 2 ч, 135 ступенек вверх и вниз, 3 км ходьбы, температура 12°С, рекомендуется теплая одежда; если сердце слабое или клаустрофобия, лучше отказаться. Настроившись на мини экстрим, подготовив «к бою» фото- и видеоаппаратуру, идем вперед!

Сам ЕМ по устройству аналогичен ЕМ Four a Chaux. Но в Шоненбурге можно не только увидеть упомянутый локомотив, но и побывать в огневой камере «самообороны» крепости со сменными установкой спаренных пулеметов и 47-мм пушкой в одной бойнице.

Что касается входа для солдат (entree des hommes - EH, он же блок Музеи линии Мажино в Северном Эльзасе№8, а рядом с ним находится энергоцентр) , он принципиально отличается не только от EH Four a Chaux, но и от всех казематов линии Мажино, увиденных мною. Вход внутрь осуществляется не через бронированную дверь во фронтальной стене, а по лестнице под землю перед стеной. Бронеколпаки находятся не на крыше, а вмонтированы в бетонное «тело» каземата. Осмотреть его мы можем только снаружи, до или после нашего «подземного похода», под землей мы не дойдем до него 150 м плюс 30 с лишним метров вверх.

Изучив входной тоннель и огневую камеру ЕМ, направляемся в зону разгрузки, здесь стоит пара вагонеток подземной узкоколейки. Далее внутрь ведут две бронированные двери, за ними находятся два лифта грузоподъемностью 2,5 и 5 т. Они, судя по всему, работают до сих пор, но только в служебных целях или для подъема-спуска посетителей в инвалидных колясках. Мы же спустимся на уровень минус 30 м по лестнице, идущей вокруг меньшего лифта.

Наверху вагонетки из зоны разгрузки к лифтам толкались вручную. Под землей мы сразу увидим еще одну достопримечательность: подземная узкоколейка Шоненбурга электрифицирована, как, впрочем, в большинстве крепостей линии Мажино. Около лифтов стоит небольшой вагонеточный поезд с двухосным электровозом марки Vetra. Вес электровоза 5,3 т, ширина колеи 60 см, длина 4,1м, высота по фонарям 1,75 м, максимальная скорость движения 8,3 км/ч. Напряжение питания 600В подавалось через токосъемники от протянутого под сводом галереи силового кабеля. Это военное метро функционирует и сейчас, но опять - только в служебных целях. Во время войны оно перевозило исключительно грузы, личный состав передвигался по крепости пешком.

Идем дальше. После короткого прямого участка галерея совершает небольшой изгиб, здесь находится бронированная дверь, рядом с ней - блокгауз внутренней защиты: комната с амбразурой для ручного пулемета, простреливающего прямой участок отсюда до лифтов.

Пройдя еще немного, попадем в начало главной галереи, соединяющей тыловую и передовую части крепости. Здесь находится тыловой вокзал с еще одним поездом вагонеток с электровозом. Но сначала побываем в казарме и энергоцентре. К ним и к входу для солдат ведет узкая галерея,вагонетки с грузами здесь толкались вручную.

Как было сказано в статье про Four a Chaux, энергоцентр Шоненбурга представлен полнее и красочнее. То же самое можно сказать и про казарму. Начнем хотя бы с того, что в спальнях для рядовых (четыре комнаты по 36 мест в три яруса) на полках висят солдатские котелки, разложены каски. На кухне для солдат расставлена посуда, на продовольственном складе стоят банки с продуктами, в том числе стеклянные с «соленьями». На стене коридора казармы закреплены двухместные откидные столики, за ними обедали солдаты. Для офицеров было отдельное помещение со своей кухней и санузлом, рядом жил комендант крепости. Унтер-офицеры питались из одного котла с рядовыми, но принимали пищу в своей столовой рядом с унтер-офицерскими спальнями. Есть также в казарме Шоненбурга «уголок политинформации» с газетным стендом и пост полиции («особый отдел» по-нашему) с камерой для арестованных.

Теперь об энергоцентре. Интересно, что из 620 человек гарнизона крепости 70 были высококвалифицированными электриками. Здесь находятся:

- мастерская с верстаками, станками и гаечными ключами;

- машинный зал: четыре дизель-генератора мощностью 160 кВт каждый, два - рабочих, два - резервных;

- тяговая подстанция: два трансформатора преобразования тока 440В в 600В (440/600В) и два трансформатора 440/3000В;

- хранилище с запасом топлива и масла на три месяца

(типовой состав источников электроэнергии больших крепостей линии Мажино);

- фильтровентиляционный зал: система труб и вентиляторов, которые всасывали и распределяли по крепости воздух с улицы от входа для солдат, выводили наружу отработанный воздух и выхлопные газы дизелей; батаМузеи линии Мажино в Северном Эльзасерея с 28 фильтрами (цилиндры темно-красного цвета со слоями активированного угля и фильтровальной бумаги) на случай газовой атаки;

- четыре цистерны с водой для охлаждения дизель-генераторов, общим объемом 200 тысяч литров; вода, нагретая в рубашках охлаждения дизелей, использовалась для отопления казармы с помощью теплообменников.

Кроме того, на территории казармы была насосная станция питьевой воды с артезианским колодцем глубиной 117 м.

Изучив тыловую инфрастуктуру жизнеобеспечения крепости, возвращаемся на тыловой вокзал и идем примерно километр по главной галерее в передовую часть. Но прежде чем попасть на командный пункт, в самой галерее тоже увидим много чего интересного:

- секретный аварийный выход и минная камера (о них рассказывалось в статье про Four a Chaux);

- колодец входа 20-киловольтного кабеля для получения электроэнергии от внешних источников национальной энергетической системы Франции. В целях безопасности 7 км до входа в сооружение кабель шел на глубине 2 м под землей;

Музеи линии Мажино в Северном Эльзасе

Музеи линии Мажино в Северном Эльзасе

- скважина для входа жгута из 38 телефонных кабелей;

- в середине главной галереи есть бронедверь, это вход в галерею для слива использованной воды, которая стекала сюда из разных концов крепости по дренажным каналам под действием силы тяжести. Размеры этой «канализационной трубы» таковы, что по ней мог проползти человек, это позволяло использовать ее в качестве еще одного запасного выхода. Длина ее 238 м;

- место, где находился морг. Кроме того, здесь располагалась военная почта.

Командный пункт в Шоненбурге имеет более развитую структуру, чем в Four a Chaux, и включает девять отсеков. Во многих помещениях КП Шоненбурга воссоздана обстановка тех времен: рабочие места офицеров, их помощников, связистов, на стенах - рабочие карты, схемы, таблицы подготовки данных для стрельбы. А в двух комнатах на стенах вывешены... репродукции и фотографии карикатурных картинок, в том числе с изображением Микки Мауса (Уолт Дисней создал его как раз в то время). Их рисовали солдаты на стенах в разных местах крепости от нечего делать во время «странной войны» с сентября 1939 по май 1940 г.

Осмотрев все это, вокзал на передовой (с очередным составом вагонеток и электровозом) и пожарный бассейн, расположенные в конце главной галереи, идем в зону боевых блоков. Поезд с вокзала ехал по галерее к блоку №2. К блокам №5 и №6 ведет узкая галерея, вагонетки сюда толкали вручную. Мы пройдем по ней до блока №5, после чего обойдем вокруг блока №4 по его нулевому уровню и побываем в блоке №3, обстановка которого воссоздана почти полностью.

Музеи линии Мажино в Северном Эльзасе

Музеи линии Мажино в Северном Эльзасе

Как уже говорилось, в нем размещена башенная установка спаренных 75-мм пушек. Именно здесь, в Шоненбурге, можно увидеть как отдельные экспонаты установку пушек на лафете и механизм подачи снарядов к ней. Напомню, что «вживую» они находятся внутри самой орудийной башни вне зоны доступа посетителей.

На нулевых уровнях блоков №4 и №3 в части помещений бывших складов боеприпасов оборудованы музейные залы, в одном из которых представлены в качестве отдельных экспонатов агрегаты и приборы электрооборудования, в другом - образцы артиллерийских и пулеметных систем вооружения сооружений линии Мажино. Здесь и дизель-генераторы, и трансформаторы, и контрольно-измерительные и коммутационные приборы, и 135-мм гаубица, и 81-мм миномет (оба на лафетах, правда, не для башенной, а для казематной установки) и различные боеприпасы. Рядом с «артиллерийским» залом представлены также образцы снарядов, которыми немцы обстреливали крепости.

А помимо «электрического» зала есть тут еще одно «настоящее» сооружение. Это подстанция на передовой. Сюда поступал ток напряжением 3000В с тыловой подстанции, перерабатывался в напряжение 440В и распределялся по боевым блокам.

Когда все это изучено, возвращаемся туда, откуда пришли: по главной галерее - к лифту для боеприпасов, по лестнице вокруг него - к входу для боеприпасов, затем - на улицу. Говорим «спасибо этому дому, пойдем к другому». К какому именно... Я считаю, что северо-восточный участок линии Мажино мною «взят». Надеюсь, в один из последующих отпусков заняться «освоением» музеев северного участка, вплоть до границы с Бельгией. Там, судя по рекламе, тоже есть на что посмотреть (например, здесь, в Эльзасе, не представлен такой тип сооружений, как малые крепости - petit ouvrage).

P.S. Режим работы музея gross ouvrage Shoenenbourg (Шоненбург): с мая по сентябрь - каждый день, в октябре и апреле - по субботам, воскресеньям и праздникам. С понедельника по субботу: с 14 до 16 часов, в воскресенье - с 9.30 до 11 и с 14 до 16 часов.

Напоминаю про температуру внутри - 12°С.

Добираться до города Шоненбург и до самого музея, как обычно, автотранспортом, по карте и указателям.

Музеи линии Мажино в Северном Эльзасе

Краткое описание организационной структуры линии Мажино см. в «ТиВ» №5/2007г.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации