Комплексы М-1, М-2, И-20 вызывающая самостоятельность
ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 9/2008, стр. 20-25
Комплексы М-1, М-2, И-20: вызывающая самостоятельность
Развитие идеи вооружения подводных лодок баллистическими ранетами
Часть X*
Павел Качур
См. «ТиВ» №4,5,7,8/2004 г.,
№3-8,10-12/2005 г., №1,5,6,12/2006 г.,
№3,7,8,10/2007г.
№8/2008 г.
Подводные лодки-ракетоносцы ВМС Франции
Экспериментальная ракетная подводная лодка «Жимнот»
Для отработки подводного старта баллистических ракет М-1 использовалась новая опытовая подводная лодка (Q-251). Ее корпус был заложен еще в 1956 г. под создание ракетной атомной подводной лодки (Q-244), но затем в связи с отсутствием АЭУ строительство приостановилось.
С началом программы создания собственных атомных ракетных подводных лодок в 1962 г. на судостроительной верфи в Шербуре на базе корпуса подводной лодки Q-244 началось строительство дизель-электрической подводной лодки Q-251, которая предназначалась для использования в качестве экспериментальной для отработки запусков баллистических ракет из-под воды.
Лодку Q-251 оборудовали четырьмя пусковыми трубами для экспериментальных баллистических ракет. Пусковые установки были сконструированы по образцу пусковых установок для американской ракеты «Пола-рис». Пусковые трубы разместили позади боевой рубки по две с каждого борта.
В марте 1964 г. на судоверфи в Шербуре подводная лодка Q-251, получившая название «Жимнот», была спущена на воду. В следующем году ее приняли в состав ВМС Франции.
Запуски первых экспериментальных ракет MSBS (с натурной первой ступенью и макетом второй, а затем с обеими натурными ступенями) с подводной лодки «Жимнот» были осуществлены в 1967-1968 гг. Одновременно эта лодка использовалась и для испытания инерциальных навигационных систем и счетно-решающих устройств, разрабатываемых для атомных подводных лодок-ракетоносцев. В ходе отработки инерциальной навигационной системы потребовалось провести серию экспериментов с имитацией незначительных изменений положения погруженной лодки и передачей точных угловых данных от гироплатформы инерциальной навигационной системы лодки к гироплатформе системы наведения ракет.
Первоначально испытательные запуски предполагалось проводить на принадлежащем ВМС Франции полигоне на островах Туамоту (Тихий океан) . Однако в действительности запуски производились с погруженной подводной лодки в районе о. Леван (Средиземное море); район падения макетов головных частей выделили вблизи Азорских островов.
Позже, в 1976-1979 гг., опытовая подводная лодка «Жимнот» прошла переоборудование на верфи в Шербуре. Это было вызвано тем, что разрабатываемые во Франции новые баллистические ракеты М-4 с разделяющейся головной частью при такой же длине, как и М-1 или М-2, имели больший диаметр и большую массу. В ходе переоборудования были установлены новые пусковые трубы.
Атомная ракетная подводная лодка «Редутабль»
К работам над проектом атомной подводной лодки-ракетоносца (Q-252) ВМС Франции приступили лишь в 1960 г. Необходимо отметить, что конструктивно-компоновочные схемы подводных лодок, как и баллистических ракет MSBS, во многом повторяли технические решения, использованные в проекте ВМФ США «Поларис».
Прочный корпус лодки Q-252 был разделен на семь отсеков. В первом (от носовой оконечности) размещались торпедные аппараты, запас торпед и часть жилых помещений, во втором - центральный пост, каюты офицеров. В третьем отсеке находились шахтные пусковые установки и системы, обеспечивающие обслуживание и старт ракет. В четвертом и шестом отсеках располагались вспомогательные механизмы, в пятом - реактор, в седьмом - главный турбозубчатый агрегат, турбогенераторы и гребной электродвигатель. Вертикальный и кормовые горизонтальные рули образовывали кормовую крестообразную оконечность, носовые горизонтальные рули располагались на ограждении рубки. На участках корпуса, подвергающихся наиболее высоким напряжениям, толщина плит достигала 76 мм.
Каждая пусковая труба размещалась на упругой подвеске в цилиндрическом стакане. В корпусе лодки над стаканом имелся люк, закрываемый крышкой. В пусковой трубе ракета была заключена в защитный кожух, состоящий из нескольких секций. При запуске ракета выбрасывалась из пусковой трубы лодки-ракетоносца «Редутабль» сжатым воздухом вместе с кожухом, который направлял и предохранял ее при движении в воде. На остальных ПЛАРБ применялась парогазовая система выбрасывания. Она включала в себя небольшой РДТТ с пиротехническим воспламенительным устройством. Истекающие газы, проходя через резервуар с водой, превращали ее в пар. Парогазовая смесь разрывала диафрагму в нижней части резервуара и по каналу поступала под ракету, выталкивая ее из трубы. Резервуар с упомянутым РДТТ был заключен в контейнер со стенкой толщиной в несколько сантиметров. Включение РДТТ первой ступени производилось над водой по команде системы управления полетом. Расчетное время, необходимое для запуска всех 16 ракет MSBS, составляло 15 мин. Команды на подводную лодку передавались через Центр на о. Рош-Дувр.
В состав ГЭУ входили ядерный реактор PWR с водяным охлаждением (разработки Комиссариата по атомной энергии), главный турбозубчатый агрегат, два турбогенератора, вырабатывающих энергию для главного электромотора. Мощность ГЭУ составляла 20000 л.с. В качестве теплоносителя-замедлителя в реакторе использовалась вода, находящаяся под давлением 100 атм и нагреваемая до 300°С. Устанавливалась и вспомогательная энергетическая установка (четыре дизель-генератора мощностью 850 kW), способная в случае выхода из строя (ГДУ) обеспечить возвращение корабля на базу. Как и все западные подводные ракетоносцы, французские лодки получили один гребной винт. Для улучшения маневренных качеств субмарины на малом ходу в носовой части было смонтировано подруливающее устройство.
Радиоэлектронное и гидроакустическое оборудование в сочетании с системами управления стрельбой обеспечивали решение всего круга задач, стоящих перед экипажем. Для определения местоположения корабля использовались инерциальные навигационные системы, уход которых составлял не более 0,001 град/ч, и зенитный перископ (в случае ориентировки по звездам). Лодка оснащалась системой акустических и электромагнитных детекторов. Информация, поступающая от этих детекторов, обрабатывалась двумя вычислительными машинами и выдавалась на экран индикатора боевой установки. На основании этой информации определялся наиболее безопасный маршрут для ПЛАРБ. На лодке имелись также устройства для создания помех средствам обнаружения, используемым в системе ПЛО противника.
С учетом опыта эксплуатации первых двух ПЛАРБ часть оборудования, узлов и механизмов последующих ракетоносцев была модернизирована. Связь с лодками осуществляла созданная на территории Франции специальная радиостанция, работающая на сверхдлинных волнах. Связь с ПЛАРБ обеспечивалась даже в том случае, если они находились в самых отдаленных областях земного шара.
Водоизмещение лодки составляет около 8000 т в надводном положении (осадка 10 м) и 9000 т в погруженном положении, длина- 128 м, ширина - 10,6 м, скорость - 16 узлов в надводном и 25 узлов в погруженном положении. Глубина погружения (максимальная) - от 300 до 500 м. Экипаж 135 чел. (в том числе 15 офицеров, 78 старшин и 42 старших матроса и матроса).
Все французские БРПЛ запускаются с подводной лодки, находящейся на глубине до 30 м, при скорости хода ПЛАРБ не более трех узлов. На глубине старта производится наддув шахты воздухом для выравнивания давления с забортным, после чего открывается крышка шахты и ракета стартует с лодки, прорывая при этом водонепроницаемую резиновую мембрану. Первая ракета может быть подготовлена к старту за 20 мин, а последующие - в течение 15-20 с. Ракеты из пусковых установок выстреливаются парогазовым способом. Компенсация крена лодки при запуске ракет обеспечивается заполнением освобождающихся пусковых труб соответствующим количеством воды, а удержание лодки на заданной глубине - водометным устройством, выпускающим струи вертикально вверх. Включение двигателя первой ступени и приведение в боевое положение взрывателя боеголовки ракеты происходит после ее выхода из воды.
Для целей самообороны от надводного и подводного противника субмарины оснащены четырьмя торпедными аппаратами калибра 550 мм с запасом противолодочных и многоцелевых торпед. Наведение на цель обеспечивала система управления торпед-ной стрельбой. Позже на борту ПЛАРБ появились УР «Экзосет», что значительно повысило боевые возможности ракетоносцев по поражению надводного противника.
Решение правительства Франции о начале строительства ПЛАРБ было принято в марте 1963 г. Головная подводная лодка-ракетоносец Q-252 в серии была заложена 30 марта 1964 г. на верфи военно-морского арсенала в Шербуре. Эта верфь специализирована на строительстве подводных лодок. Так, начиная с 1938 г. на ней было построено свыше 70 субмарин.
В постройке головная ПЛАРБ находилась около восьми лет. Из них на верфи - пять лет. Подводная лодка S611, получившая название «Реду-табль», была спущена на воду 29 марта 1967 г., в достройке на плаву находилась полтора года. Строительство корабля, отработка систем и механизмов, а также морские испытания, включая практические стрельбы ракетами, продолжались до середины 1971 г. Затраты на строительство АПЛ «Редутабль» составили 2,4 млрд. франков.
Поскольку в Шербуре имеелся только один стапель, приспособленный для строительства таких ПЛАРБ, то закладку на стапеле и сборку последующего корабля можно было начать лишь после спуска на воду предыдущего ракетоносца. Временной промежуток между закладкой на стапеле и спуском на воду составляет 30 месяцев. Однако опыт, накопленный за время работы по строительству ПЛАРБ «Редутабль», позволил сократить сроки ввода в строй последующих лодок этого класса до 5-6 лет.
Ракетный отсек ПЛАРБ типа «Редутабль». |
ПЛАРБ «Редутабль» после спуска на воду (верфь в Шербуре, 1967 г.). |
ПЛАРБ «Редутабль» у стенки верфи в Шербуре.
27 апреля 1968 г. начались ходовые испытания лодки «Редутабль». 25 июля 1969 г. в районе Шербурской верфи состоялось первое статическое погружение ПЛАРБ. Погружение было «статическим» потому, что лодка под водой не перемещалась. При этом через каждые 10 см проверялось положение лодки. Глубина погружения лодки составляла лишь несколько метров.
В ходе испытаний, проведенных со 2 июня по 8 ноября 1969 г., «Редутабль» с автономным питанием от АЭУ прошла свыше 18000 км и пробыла в погруженном положении более 1000 ч. Из района, прилегающего к испытательному ракетному центру в департаменте Ланды, в направлении зоны приема (в районе Азорских островов) с лодки было запущено более 20 макетов ракеты MSBS без ядерной боеголовки. Результаты испытаний показали хорошую работу бортовых систем лодки, в частности, АЭУ, навигационного и звукометрического оборудования. Тем не менее ПЛАРБ «Редутабль» возвращали на судоверфь, чтобы на стапеле исправить недостатки, выявленные в конструкции. Полтора года потребовалось для отработки задач перед вводом ПЛАРБ «Редутабль» в боевой состав. После тренировочного автономного похода на боевое патрулирование ракетоносец вошел в состав ВМС Франции.
«Редутабль», переданная флоту в декабре 1971 г. (в январе 1972 г. лодка вышла на боевое патрулирование), вооружалась БРПЛ М-1. Эта субмарина стала первым кораблем ВМС Франции, оснащенным ядерным оружием, и положила начало французским морским стратегическим силам сдерживания. К августу 1974 г. ПЛАРБ «Редутабль» совершила 10 патрульных плаваний, т.е. провела в море около 900 суток (в том числе 750 в погруженном положении). В 1975 г. лодку завели в док в Бресте для профилактического ремонта и перезарядки реактора, а также для перевооружения на ракеты М-2. С апреля 1976 г. лодка снова начала патрульное плавание.
ПЛАРБ «Редутабль» на ходовых испытаниях в море. |
ПЛАРБ «Редутабль» на церемонии ввода в состав ВМС Франции. |
Постройка других французских атомных подводных ракетоносцев была завершена (соответственно): S610 «Террибль» («Terrible») - в 1973 г., S612 «Фудруайян» («Foudroyant») -в 1974 г., S613 «Индомптабль» («Indomptable») - в 1976 г., S614 «Тон-нан» («Le Tonnant») - в 1980 г.
ПЛАРБ «Террибль» в начале 1976 г. после 13 патрульных плаваний была заведена в док в Бресте, где она, в частности, была перевооружена ракетами М-20. Летом 1977 г. лодка вновь начала патрульные плавания.
ПЛАРБ «Фудруайян» по состоянию на конец 1976 г. совершила восемь патрульных плаваний. Она была заведена в док после выхода оттуда лодки «Террибль», где получила на вооружение ракеты М-20.
ПЛАРБ «Индомптабль» вышла в свое первое патрульное плавание в начале января 1977 г. Она несла ракеты М-20. Кроме того, на ней был установлен ядерный реактор, использующий малообогащеный (3%) уран, что позволяло эксплуатировать реактор без перезарядки в течение всего срока службы подводной лодки, который составляет 25 лет.
Несколько позднее все эти лодки (кроме «Редутабль») были вооружены трехступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами М-4 с дальностью полета 5300 км (2860 миль). Подводная лодка «Редутабль» выведена из боевого состава флота в 1991 г.
Подводные лодки-ракетоносцы ВМС Франции
ПЛАРБ «Редутабль» в военно-морской базе Брест.
Эксплуатация комплексов ПЛАРБ ВМС Франции
Базирование французских атомных подводных лодок-ракетоносцев осуществлялось в пункте Иль-Лонг (близ Бреста), а также в Рош-Дувре (также близ Бреста). Недостаточная дальность полета ракет ограничивала зону патрулирования эскадры лодок акваторией северной части Атлантического океана и Северного моря или северо-восточной части Средиземного моря. Эта эскадра составляла морские стратегические силы Франции.
Стоянка, обслуживание и обеспечение эскадры французских ПЛАРБ в межпоходовые периоды осуществлялась в пункте базирования Иль-Лонг, построенном в мае 1969 г. на одноименном острове в районе главной военно-морской базы Брест. Комплекс на о. Лонг состоял из четырех функциональных зон с различным режимом. В «красной» (ракетной) зоне (в центре острова) находились хранилища двигателей баллистических ракет и бункеры для ядерных боеголовок. «Желтая» (техническая и портовая) зона (в северной части острова) имела два сухих крытых дока, в районе которых располагались цехи для выполнения текущего ремонта и причальные сооружения. Более сложные работы выполнялись в главном арсенале Бреста. В «синей» зоне размещались административные подразделения и оборонительные сооружения базы. Жилые, бытовые, культурно-развлекательные и другие подобные здания и сооружения были сосредоточены в «белой» зоне. На базе имелась автономная электростанция. Доставленные на базу ступени, отсеки и блоки ракет извлекались из контейнеров и проходили проверочные испытания. Собранные ракеты помещались в защитные кожухи и с помощью портального крана опускались в пусковые трубы подводных лодок.
Комплекс Рош-Дувр представляет собой центр подготовки экипажей ПЛАРБ. Центр подготовки был оборудован тренажерами, позволяющими отрабатывать действия по управлению ПЛАРБ и ее оружием в условиях, имитирующих лодочные.
ПЛАРБ типа «Редутабль» обслуживались двумя сменными экипажами по 135человек: «синим» и «красным», находящимися на борту поочередно примерно по 100 суток. Кроме того, для каждой пары лодок был сформирован подменный («зеленый») экипаж, также состоящий из 135 человек. Таким образом, на одну лодку приходилось почти 350 человек. Экипажи комплектовались из военнослужащих корабельного состава ВМС по добровольному принципу. Все офицеры (командир, специалисты и инженеры, врач) и примерно половина старшин подбирались из лиц, имеющих опыт службы на подводных лодках. Все кандидаты в состав экипажа ПЛАРБ проходили обязательное обучение на специальных подготовительных курсах в Шербурской школе по военному применению атомной энергии, а офицерам, кроме того, давалась дополнительная подготовка в области ядерной энергии. Личный состав ракетных подразделений и подразделений управления проходил помимо подготовительных курсов годичное обучение на действующих ПЛАРБ и на береговых тренажерах в военно-морской базе Брест.
При нахождении ПЛАРБ на боевом патрулировании члены ее экипажа в течение суток 8 ч находились на вахте, 8 ч отводилось им для сна, а остальное время личный состав был занят разнообразными видами деятельности, в том числе и неслужебными. Лодка могла находиться в автономном плавании в течение 2-3 месяцев. В целях борьбы с монотонностью длительного подводного плавания применялись меры для создания впечатления смены дня и ночи, разнообразные меню по дням недели, по воскресеньям объявлялась выходная форма одежды, проводились развлекательные мероприятия и т.д. Находясь на боевом патрулировании, члены экипажа имели возможность получать известия от своих семей. После возвращения ПЛАРБ с боевого патрулирования экипажу предоставлялся отпуск, после чего следовал курс межпоходовой боевой подготовки в военно-морской базе Брест.
Брест являлся операционной базой океанских стратегических сил Франции. Главный командный пункт командующего океанских стратегических сил располагался в Уле, в 10 км от Парижа. Там же находится главный передающий радиоцентр ВМС. Океанские стратегические силы имеют также собственную сверхдлинноволновую радиолинию для связи ПЛАРБ с основными передатчиками в Росне, который функционирует с 1970 г. Для обеспечения живучести управления станция Росне связана как с главным, так и с запасным командными пунктами океанских стратегических сил.
В 1976 г. на оснащение французских морских ядерных сил поступила БРПЛ третьего этапа М-20 с термоядерными боеголовками. По своему техническому уровню она была значительно совершенней своих предшественниц. М-20 постепенно вытеснила более ранние образцы ракет на трех ПЛАРБ, вошедших в боевой состав флота до 1975 г. Два последних в серии ракетоносца получили не только новые ракеты, но и ядерные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем. С вводом в строй подводных лодок S613 «Индомптабль» (1976 г.) и 3614«Тоннан» (1980г.) Франция вышла на третье место в мире по мощи морских ядерных сил. В составе национальной ядерной «триады» морской компонент стал играть решающую роль. Морские СЯС располагали 55% всех стратегических носителей ядерных боеприпасов Франции. Из пяти ПЛАРБ четыре постоянно находились в боеготовом состоянии, а одна из них-на боевом патрулировании в готовности к немедленному пуску ракет.
Основным способом боевого применения ПЛАРБ считался массированный ядерный удар. В качестве возможных объектов поражения рассматривались административно-промышленные центры, военно-морские и авиационные базы, порты, транспортные узлы и крупные группировки войск. Запуск ракет MSBS производится только после получения предварительного, а затем окончательного приказа президента Франции.
Продолжительность автономного плавания лодки составляла два-три месяца (430000 ч), после проводился технический осмотр лодки и ракет. Общее число плаваний превысило 30. Через каждые два-три года службы лодки типа «Редутабль» становились на профилактический ремонт.
С 1983 г. на верфи в Бресте начались циклы регламентного ремонта ранее созданных подводных лодок-ракетоносцев и проходило перевооружение их устаревших баллистических ракет MSBS М-1, М-2 и М-20 на новый тип баллистических ракет MSBS M-4, оснащенных головными частями типа MIRV с шестью боеголовками.
Перевооружение четырех ракетоносцев типа «Редутабль» на БРПЛ М-4 или М-4С (отличается типом ядерного заряда боеголовки и несколько увеличенной дальностью полета) проводилось с 1987 г. Эти работы велись в период планового ремонта субмарин. Потребовалось переделать ракетные шахты и заменить часть навигационного, гидроакустического и связного оборудования и систем. В 1993 г. на четвертой ракетной лодке закончили все испытания, и она вышла в море. Это позволило успешно эксплуатировать ракетоносцы до начала XXI века, после чего их заменили ПЛАРБ класса «Фудруайян». Первенца же подводного ракетоносного флота Франции «Редутабль» вывели в резерв в конце 1991 г.
ПЛАРБ «Редутабль» в сухом доке.
После вывода из состава ВМС первого французского атомного подводного ракетоносца «Редутабль» с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту развернулась кампания за сохранение его в истории для будущих поколений соотечественников. Последовало решение превратить лодку в корабль-музей и открыть его для доступа многочисленных посетителей. Это единственный в своем роде и первый в мире музей, основой которого является атомная субмарина.
Несмотря на значительную сумму предстоящих затрат, городов, желавших разместить музей, во Франции нашлось предостаточно, среди которых наиболее вероятными кандидатами были Брест и Шербур. Однако предпочтение все же было отдано Шербуру, главным образом благодаря тому, что именно он является родиной первого французского атомного подводного ракетоносца с баллистическими ракетами на борту.
В ходе своей эксплуатации «Редутабль» провел в походах в общей сложности около 11 лет, прошел расстояние, равное многократным походам вокруг земного шара или 3,3 раза от Земли до Луны. Подводный корабль трижды модернизировался, на нем проходили свою службу 20 командиров.
После переоборудования и выполнения всех необходимых работ «Редутабль» встала в сухой док в Шербуре на судоверфи «Арсенал». Здесь произвели ремонт первой ПЛАРБ Франции. После вырезки реакторного отсека и замены его имитатором субмарину переоборудовали в музей и вмонтировали в комплекс зданий старого морского вокзала Шербура в качестве музея морской техники. В 2001 г. она получила статус музея и ныне принимает посетителей. Неплохой пример для подражания!
Некоторые сведения о ПЛАРБ ВМС Франции