Комплексы И-1, М-2, М-20 вызывающая самостоятельность
ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 8/2008, стр. 41-46
Комплексы И-1, М-2, М-20: вызывающая самостоятельность
Развитие идеи вооружения подводных лодок
баллистическими ракетами
Часть X*
Павел Качур
См. «ТиВ» №4,5,7,8/2004г.,
№3-8,10-12/2005 г.,
№ 1,5,6,12/2006г., №3,7,8,10/2007г.
Становление морских стратегических ядерных сил Франции
Идея создания комплекса баллистических ракет с ядерной головной частью, размещаемых на подводных лодках как «средство сдерживания вероятного противника», во Франции возникла в первой половине 1950-х гг., т.е. практически одновременно с разработкой аналогичной идеи в СССР и США.
Попытки практического воплощения проекта подводной лодки с баллистическими ракетами на борту были осуществлены в начале 1958 г., когда на государственной верфи в Шербуре уже шло строительство первой атомной субмарины, хотя ВМС Франции не имели определенной программы развития подобных комплексов с учетом реальных возможностей, материальных ресурсов и научно-технической базы. Прежде всего, отсутствовала пригодная для размещения на подводной лодке твердотопливная ракета, и не было соответствующей атомной энергетической установки (АЭУ) для подводной лодки. Так, к проектированию первой атомной подводной лодки-ракетоносца (Q-244) приступили в 1954 г., а в 1956 г. уже состоялась закладка этой субмарины на верфи в Шербуре. Однако через год по причине трудностей, возникших при создании атомного реактора на природном уране для главной энергетической установки (ГЭУ), строительство подводной лодки было временно приостановлено. Потребовалось проведение комплекса научно-исследовательских работ с затратой дополнительного времени и денег. В конце концов, проект первой атомной лодки был снят со строительства, работы приостановлены, и подводная лодка достраивалась с обычной энергетической установкой.
Тогда же исследовательский центр в Кадахаре (Французский Алжир) приступил к работам над АЭУ на береговых стендах. Одновременно, в 1960 г. во Франции, отвергнувшей предложения США об оказании помощи в завершении строительства ракетоносца в трехлетний срок и о поставках ракетных комплексов подводного базирования типа «Поларис А-1», началось формирование собственных стратегических баллистических ракет атомных подводных лодок. Французское правительство рассчитывало справиться с возникшими трудностями своими силами.
В течение 1960- 1963 гг. были проведены общие инженерно-технические исследования, после чего приступили к разработке двухступенчатой твердотопливной ракеты MSBS (Мег Sol Balistique Strategique - твердотопливная баллистическая стратегическая ракета морского базирования). По сути, ВМС Франции понадобилось почти десять лет, чтобы наконец-то сформулировать свою потребность в подобных комплексах.
Первые проблемы внесли некоторые колебания и в умы французских военных относительно путей строительства стратегических ядерных сил. По мнению французских стратегов, принятая во Франции программа вооружения подводных лодок ракетами должна была обеспечить следующие преимущества:
- возможность постоянного совершенствования ракет в сравнительно большом периоде времени, чему способствовал тот факт, что французские конструкторы на первых же моделях стали использовать твердотопливные двигатели. Не будь такой возможности, ВМФ Франции пришлось бы полагаться на поставку усовершенствованных ракет другими государствами (например, США);
- более позднее окончание сроков годности ядерных реакторов на подводных лодках и твердотопливных двигателей на ракетах.
Окончательное решение о создании системы ракетно-ядерного оружия морского базирования было принято только в 1963 г. Военное руководство Франции, формируя собственные стратегические ядерные силы, основной упор решило сделать на их морской компонент. Учитывая прогноз развития технологий и американский опыт, решено было наращивать боевую мощь атомных ракетоносцев постепенно.
В этом плане, хотя эффективность французских ракет MSBS как фактора сдерживания может быть поставлена под вопрос, их разработка, несомненно, способствовала повышению престижа французских ракетостроителей.
Развитие морских стратегических ядерных сил Франции в XX веке
Успехи в области ракетостроения, достигнутые французскими учеными и конструкторами во второй половине 1960-х гг., позволили создать собственную БРПЛ, получившую обозначение М-1. Они в какой-то мере стали стимулом в развертывании работ по строительству французских ПЛАРБ.
По замыслу, планируемые к постройке в течение десяти лет пять ПЛАРБ должны были оснащаться более совершенными ракетами по мере их поступления на вооружение. В соответствии со вторым пятилетним планом развития вооруженных сил страны (1966-1970) предусматривалось выделить финансовые средства на строительство трех ракетоносцев. В 1967 г. Министерство обороны Франции официально объявило о решении построить и четвертую атомную ракетную лодку, а в 1971 г. - пятую.
ПЛАРБ «Редутабль» (в январе 1972 г. впервые вышла на боевое патрулирование), переданная флоту в 1971 г., и следующая за ней «Тер-рибль» несли БРПЛ М-1. Ракета оснащалась моноблочной ядерной головной частью мощностью 0,5 Мт и имела дальность полета до 2600 км.
В марте 1972 г. по решению правительства все новые атомные ракетные подводные лодки должны были включаться в состав вновь сформированного стратегического морского командования (СМК). Его штаб разместился в Уйи (пригороде Парижа). Командующий СМК в оперативном отношении подчинялся начальнику штаба вооруженных сил, а по административным вопросам - начальнику штаба ВМС.
В 1974 г. на вооружение была принята БРПЛ М-2, являвшаяся дальнейшим развитием М-1. Третья лодка, получившая наименование «Фудруайян» (в сентябре 1974 г. она вышла на боевую службу), первой получила ракеты М-2.
Организация работ по созданию баллистических ракет МСЯС Франции
До 1970 г. головной организацией по серийному производству боевых ракет MSBS являлся SEREB (Societe d'etudes et de realisation d'engines ballistiques - Центр по изучению и разработке баллистических ракет), субподрядчиками - объединения Nord Aviation (первая ступень ракеты) и Sud Aviation (вторая ступень и головная часть ракеты). В 1970 г. SEREB слился с Nord Aviation и Sud Aviation, образовав корпорацию Aerospatiale, которая стала головной организацией по разработке, производству, сборке и испытаниям ступеней, корпусов РДТТ, стабилизаторов, юбок, ГЧ и боеголовок MSBS. Отдел баллистических ракет и космических аппаратов корпорации Aerospatiale располагал на 1972 г. пятью центрами:
- Центр в Пюто являлся штаб-квартирой корпорации (позже был переведен в Ле-Мюро);
- Центр в Ле-Мюро (в 30 км от Парижа) руководил производством металлических корпусов РДТТ. Штат Центра насчитывал 2200 человек: 800 - в сфере управления, 400 - в технических отделах и 1000 - на производстве;
- Центр в Аквитании (заводы в Ис-сане, Сен-Медаре и Эллане) отвечал за производство неметаллических корпусов РДТТ. Он также проводил моделирование систем оружия, готовил техническую документацию на системы управления и вел исследования в области ГЧ. Работы Центра были скоординированы с деятельностью объединения SEP (Европейское общество по разработке двигателей) и SNPE (Национальный центр по разработке твердотопливных ракет), а также центра САЕРЕ (Центр сборки и испытаний двигателей и ракет);
- Центр в Курбевуа осуществлял руководство исследованиями в области материалов, конструкции и динамики, изготовлял испытательное оборудование, разрабатывал абляционные материалы, слоистые конструкции с сотовым заполнителем и смолы, армированные волокнами;
- Центр в Канне создавал аналоговые и цифровые вычислительные устройства, а также оборудование для моделирования полета. Центр также возглавлял работы по системам наведения и автопилотам, курировал разработку наземного оборудования.
Субподрядчиком корпорации Aerospatiale являлось объединение SEP, которое образовалось в результате слияния фирмы Nord, Центра SNECMA (Национального центра по изучению и разработке авиационных двигателей) и объединения SEPR (Общества по изучению реактивного движения). Принадлежащий SEP Центр в Бордо располагал тремя основными базами: в Бланкфоре осуществлялось производство основных узлов РДТТ; в Эллане - опытное производство и изготовление сложных элементов для ракет, а также производство феноль-ных смол, кремнийорганических соединений, полиэфиров и эластомеров для ГЧ; в Сен-Медаре находился завод твердого топлива (здесь осуществлялось снаряжение топливом и окончательная сборка РДТТ под контролем представителей Ракетного управления) . Испытания двигателей проводились в Истре.
Производством радиоэлектронного и наземного оборудования для ракет MSBS занимались фирмы LCT, EMD, SAT, SECRE, СИ, CSEE, SINTRA и др.
В связи с созданием головных частей с несколькими боеголовками Франция проводила ядерные испытания на своем полигоне на атолле Муроруа в южной части Тихого океана. Впоследствии проводились только подземные испытания, для которых была подготовлена соответствующая площадка.
Баллистические ракеты подводных лодок ВМС Франции 1970-х гг.
Работы, связанные с созданием стратегических баллистических ракет, во Франции начались в 1960 г. Программа разработки ракет предусматривала создание единой двухступенчатой ракеты, которую можно было бы приспособить для запуска как из наземной вертикальной пусковой шахты, так и из пусковой трубы подводной лодки. Однако на начальной стадии проектирования и проведения общих инженерно-технических исследований стало очевидным, что вариант ракеты для запуска с подводой лодки должен иметь значительно меньшие габариты. В связи с этим в 1962 г. французское правительство приняло решение отказаться от создания межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования в связи с трудностями размещения таких ракет на территории Франции и разработать баллистические ракеты (MSBS), предназначенные для запуска с атомных подводных лодок (SNLE). Первую из таких субмарин первоначально планировалось ввести в строй в 1967 г. Стоимость разработки ракеты MSBS оценивалась в сумму около 400 млн. долл.
Основной задачей создававшегося комплекса БРПЛ ВМС Франции являлось сдерживание стратегических сил вероятного противника. Согласно предварительным требованиям ВМС Франции, двухступенчатая твердотопливная ракета MSBS должна была иметь дальность полета 2300-3500 км и нести боеголовку с тротиловым эквивалентом ядерного заряда 0,2 Мт. В дальнейшем предполагалось увеличить тротиловый эквивалент ядерного заряда до 1 Мт. Ракеты рассчитывались на запуск с глубины до 30 м.
В 1964 г. завершилась отработка техники подводного запуска ракеты. Испытания ракет проводились в Ракетном испытательном центре ВМС Франции, расположенном близ г. Тулона. Для отработки запуска с подводных лодок в 1965 г. задействовалась экспериментальная подводная лодка «Жимнот».
В 1970-х гг. во Франции было разработано и принято на вооружение три модели ракет MSBS: M-1 (1971 г.), М-2 (1974 г.) и М-20 (1978 г.).
Баллистическая ракета подводных лодок М-1
Ракета MSBS создавалась на базе двухступенчатой твердотопливной баллистической ракеты «Сапфир», которая разрабатывалась специально для отработки двигателей, системы управления, системы разделения ступеней, головных частей и других узлов баллистических ракет (в том числе и MSBS). В 1961 г. были выделены ассигнования на изучение проблем, связанных с подводным запуском ракет MSBS. В 1962 г. начались лабораторные гидродинамические испытания масштабных моделей.
Проектные работы над MSBS M-1 стартовали в 1963 г. Новизна решаемых задач и отсутствие опыта у разработчиков обусловили значительный срок проектных работ. В 1964- 1965 гг. были осуществлены запуски масштабных и натурных макетов MSBS со стационарной подводной установки, а в 1966 г. - запуски макетов с подводной лодки «Жимнот». По конфигурации, конструкции и массе макеты были аналогичны ракете MSBS. В 1967 г. на полигоне Центра CEL, расположенном на Атлантическом побережье Франции, начались запуски экспериментальных образцов ракеты MSBS М-1.
MSBS М-1 создавалась с использованием узлов и агрегатов, предназначенных для ракеты «Сапфир», и тех же технологий, что и наземная БРСД S-2, за исключением второй ступени, разработанной специально.
Ракета стартовой массой 18 т была выполнена по двухступенчатой схеме. Диаметр корпуса ракеты - постоянный, составлял 1,5 м, общая длина - 10,4 м. Хотя М-1 представляла собой аналог ракеты SSBS наземного базирования, но была более совершенна: она имела меньшую длину и более мощную боеголовку.
MSBS М-1 состояла из первой ступени Р-10 (РДТТ 904 с топливным зарядом Ют), соединительного отсека, второй ступени Р-4 (РДТТ «Рита» с топливным зарядом 4 т), переходного отсека (отсека системы наведения) и ядерной головной части конической формы. Первая ступень была заимствована от ракеты SSBS, а вторая ступень Р-4 создавалась заново.
Корпус маршевого двигателя первой ступени, предложенного фирмой SNECMA, был изготовлен из специальной стали. РДТТ имели по четыре поворотных сопла (разработки SERP), отклонение которых осуществлялось гидравлической системой. Тяга РДТТ достигала 45 т. Двигатель выходил на режим полной тяги в течение 20 мс. Температура в камере сгорания составляла 3500°С. Гарантийный срок хранения РДТТ - несколько лет. Французское смесевое твердое топливо в ракетах MSBS было подобно топливу, применяемому в ракетах США.
РДТТР-10 1-й ступени MSBS М-1. |
РДТТ «Рита-1» И-й ступени MSBS M-1. |
Оно называлось «изолан» и состояло из перхлората аммония, алюминиевого порошка и полиуретанового связующего.
Корпус РДТТ второй ступени (создан объединением Nord Aviation) - стеклопластиковый из усовершенствованного стекловолокна марки Е2 с удельным весом 2 г/см3 и удельной прочностью в 1,8 раз большей, чем у металлических материалов, используемых для изготовления корпусов ракетных двигателей. РДТТ снабжался одним жестко закрепленным соплом с графитовым вкладышем в критическом сечении. Закритическая часть сопла выполнялась из слоистого материала, армированного угольным волокном. Общий запас смесевого топлива обеспечивал полет на дальность до 2600 км.
РДТТ развивал тягу 18 т (в пустоте) , продолжительность работы двигателя на режиме полной тяги составляла 55 с. Управление по тангажу и рысканию на участке работы РДТТ второй ступени обеспечивалось впрыском жидкости в закритическую часть сопла. Впрыск фреона осуществлялся через 12 отверстий, расположенных группами по три отверстия на угловом расстоянии 90° по окружности сопла. Фреон хранился в тороидальном баке. Система подачи фреона вытес-нительная. Управление по крену на участке работы РДТТ второй ступени осуществлялась двумя небольшими РДТТ. Отсечка двигателя по достижении ракетой расчетной скорости проходила в течение 1 мс, для чего использовались шесть отверстий для реверса тяги, расположенные в верхнем днище.
РДТТ «Рита-1» (вид на сопло). Виден тороидальный бак для хранения фреона.
Инерциальная система управления ракеты М-1 задействовалась на активном участке траектории и вырабатывала команду на отделение головной части. Ее характеристики позволяли достичь точности стрельбы (КВО) в пределах 2,3 км. В качестве исполнительных органов системы управления использовались поворотные сопла маршевых двигателей.
В системе наведения ракеты использовались серийные образцы цифровой вычислительной машины и инерционного измерительного блока на основе интегральных схем и микромодулей. Техническим заданием предусматривались следующие требования:
- уход гироскопов не более 1 град/ч;
- точность акселерометров несколько десятитысячных д;
- точность измерения углов при грубой ориентации - ±8 угловых минут, при точной ориентации - ±10 угловых секунд.
- отклонение температуры гироскопов и акселерометров от расчетной величины не более нескольких десятых градусов Цельсия.
Ракета оснащалась моноблочной термоядерной головной частью мощностью 0,5 Мт с высокообогащенным TJ235 Yio мнению военных, этого было достаточно, чтобы наносить удары по крупным площадным целям, какими являлись крупные административно-промышленные центры.
Испытания ракет MSBS
В 1961 г. правительство Франции выделило ассигнования на изучение проблем, связанных с подводным запуском ракет MSBS. На эти средства в следующем году начались лабораторные гидродинамические испытания масштабных моделей ракеты, проводившиеся в Согре (близ Гренобля) и в Тулоне.
Монтаж ГЧ на MSBS M-1.
Масштабные модели в 1/20, 1/9 и 1/3 натуральной величины использовались, соответственно, для испытаний в вакуумных камерах, отработки запуска из-под воды с применением масштабных моделей пусковых труб и выбрасывания из пусковых труб сжатым воздухом. Еще один полигон был возведен в районе г. Бискаррос, расположенном на юго-западе Франции.
Испытания с использованием натурных моделей (без двигателей) первоначально проводились в Ле-Канье (близ Тулона). Модели выбрасывались из пусковой трубы наземной установки для проверки эффективности диафрагмы, закрывающей сверху пусковые трубы ракет MSBS M-1 на подводной лодке. В 1964 г. проводились запуски натурных макетов ракеты MSBS из пусковой трубы подводной установки, находившейся на номинальной глубине погружения. Подводные испытания элементов конструкции баллистической ракеты М-1 проводили специалисты Ракетного испытательного центра ВМС Франции (близ Тулона). Некоторые натурные модели, получившие название «Дофин», несли водяной балласт. После выхода модели на поверхность вода выливалась, и модель вылавливалась для повторного использования. Масштабные модели использовались также для исследования управления ракетой MSBS при возникновении аэродинамической неустойчивости в полете.
Летно-конструкторские испытания (ЛКИ) ракеты М-1 начались в 1966 г. и проводились в три этапа.
Первый этап (1966-1968 гг.) предусматривал проверку эксплуатационных характеристик ракет и изучение возможности их запуска из-под воды. На этом этапе прошло девять запусков экспериментальных ракет М-112, состоящих из натурной первой ступени (Р-10) и макетной второй ступени, а также два запуска одноступенчатых ракет М-011. Первые два запуска ракеты М-112 (во второй половине апреля 1966 г.) проводились на полигоне Хаммагир (Алжир). Один запуск считается частично успешным, другой неудачным. Последующие четыре запуска ракеты М-112 (1967 г.) были проведены с экспериментальной подводной лодки «Жимнот». Все четыре запуска считаются успешными. Запуски ракет М-011 (1967-1968 гг.) осуществлялись с подводной установки. Оба запуска считаются успешными. Экспериментальную платформу для запуска ракет из-под воды создали в Шербурском арсенале ВМС Франции.
Второй этап ЛКИ (1968 г.) включал проведение испытаний второй ступени и ГЧ. На этом этапе испытывались экспериментальные ракеты М-112 с работающим двигателем первой ступени и макетом второй и М-012, состоящие из обеих натурных ступеней. Первоначально было произведено четыре запуска с наземной установки на стартовом полигоне Испытательного центра в Ландах. Два запуска считаются успешными, один - частично успешным и один - неудачным. Затем запуски ракет М-012 с работающими двигателями первой и второй ступеней стали проводиться с подводной лодки «Жимнот», находящейся в погруженном положении.
Третий этап ЛКИ (1969- 1970 гг.) предусматривал проведение трех серий запусков экспериментальных ракет М-013, причем эта модель была наиболее близка к боевому варианту. Имелось два варианта М-013: M-013V предназначалась для испытаний при различных условиях запуска, а М-013С служила для испытаний с различной полезной нагрузкой. Первая серия включала запуски ракет M-013V при бурном море, вторая серия - запуски ракет М-013С с целью испытаний электронного оборудования взрывательного устройства и системы стабилизации боеголовки.
В экспериментах с предсерийными образцами ракеты участвовала подводная лодка «Жимнот», имевшая четыре пусковые трубы. Все пять стрельб производились из одной трубы, вторая была запасной, третья и четвертая служили для хранения ракет. Отмечалось, что при испытаниях хорошо работала пневматическая система выбрасывания ракет из пусковых труб, ракеты сохраняли устойчивость на подводном участке траектории, запуск и работа двигателя проходили без отклонений от расчетных режимов.
При пятом запуске 18 июля 1969 г. экспериментальный вариант M-013V был запущен с погруженной подводной лодки «Жимнот» неподалеку от Ландского испытательного центра. Согласно официальным данным, ракета поразила цель у Азорских островов на расстоянии около 2065 км. По состоянию на 3 апреля 1971 г. с подводной лодки «Жимнот» произвели семь запусков ракет MSBS модели М-013, в том числе три запуска из погруженного положения. Все запуски прошли успешно. Это позволило приступить к следующей серии испытаний - запускам ракет MSBS с ПЛАРБ «Редутабль». Третья серия предусматривала запуски в 1971 г. учебно-тренировочных моделей ракеты с ПЛАРБ «Редутабль», находившейся в погруженном положении в Бискайском заливе. Станция слежения за ракетами на среднем участке траектории была развернута на Азорских островах (по договоренности с Португалией). Кроме того, при испытаниях использовалась станции слежения, оборудование которых размещалось на кораблях «Анри Пуанкаре» и «Генратт».
«Анри Пуанкаре» представлял собой модифицированный танкер водоизмещением 22000 т. На нем смонтировали радиолокатор «Беарн», обеспечивающий на расстоянии 4000 км определение положение цели с точностью лучше ±3 м. Корабль оснащался также средствами стабилизации и гашения вибраций.
После испытаний и отработки ракета MSBS М-1 была принята на вооружение в 1971 г. и установлена на ПЛАРБ «Редутабль» и «Террибль» (по 16 ракет на каждой). Командование французских ВМС заказало около 50 ракет М-1 (включая ракеты для учебных стрельб).
Корабль слежения «Анри Пуанкаре».
Французские БРПЛ запускались с подводной лодки, находящейся на глубине до 30 м. Первая ракета могла быть подготовлена к старту за 20 мин, а последующие в течение 15-20 с. Ракеты из пусковых установок выстреливались парогазовым способом. По своим боевым характеристикам MSBS могли надежно поражать площадные цели. Руководство морских СЯС рассматривала БРПЛ М-1 в качестве переходных, что обусловило относительно короткий срок их эксплуатации. Уже в 1976 г. во время планового ремонта первой ПЛАРБ началась замена М-1 на более совершенные образцы. До конца 1979 г. все БРПЛ этого типа были сняты с вооружения.
Баллистическая ракета подводных лодок М-2
Разработка ракеты MSBS M-2 началась в конце 1960-х гг. и одобрена Министерством вооруженных сил Франции в начале 1971 г. Она преследовала цель увеличения дальности полета баллистических ракет подводных лодок. Рост дальности полета до 3000 км был достигнут, в основном, за счет увеличения стартовой массы второй ступени («Рита-2») и увеличения длины ракеты (до 10,7 м), поскольку возможность большего увеличения длины ракеты MSBS ограничивалась габаритами пусковых труб на подводных лодках. Поэтому удлинение второй ступени было частично компенсировано уменьшением длины отсека системы наведения и соединительного отсека между ступенями. Кроме того, была применена новая конструкция сопла, частично утопленного в корпусе РДТТ. Корпус был изготовлен методом намотки усовершенствованного стекловолокна марки Р вместо марки Е2 (на РДТТ «Рита-1»), что дало 30%-ный выигрыш в весе. Двигатель «Рита-2» снаряжался топливом «буталан», обеспечивающим более высокий удельный импульс, чем топливо «изолан». Для воспламенения топливного заряда использовалась «микроракета», снаряженная быстрогорящим топливом.
Отсечка тяги двигателя обеспечивалась путем вышибания заглушек, закрывающих выходные отверстия шести труб для реверса тяги.
На ракете М-2 фреон для управления по тангажу и рысканию хранился в хвостовой юбке второй ступени в двух симметрично расположенных цилиндрических бачках, продольная ось которых была перпендикулярна продольной оси ракеты. Для управления по крену служили два верньерных РДТТ. Хвостовая юбка второй ступени стеклопластиковая. Она изготавливалась способом намотки как единое целое с корпусом РДТТ. К юбке пристыковывался переходник, соединяющий ее с передней юбкой первой ступени. Переходник выполнялся из обычных легких сплавов и служил для размещения оборудования системы управления и системы разделения ступеней.
Вдоль корпуса обеих ступеней с противоположных сторон шли два гаргрота для электрокабелей. В местах погружения кабелей в юбки ступеней предусматривались концевые обтекатели, предохраняющие кабели от нагрева и механических повреждений.
Стартовая масса MSBS М-2 составила 19 т. За счет увеличения запаса топлива на второй ступени этой ракеты до 6 т удалось довести дальность полета до 3200 км. Применение более совершенных и имеющих меньшую массу приборов в системе управления несколько улучшило точность стрельбы (КВО - до 2 км).
Создание усовершенствованной ракеты М-2 потребовало некоторой модернизации проверочно-пускового и вспомогательного оборудования системы управления стрельбой. Первоначальный заказ составлял 100 ракет М-2. Новая БРПЛ М-2 поступила на вооружение французских подводных лодок в 1974 г. Ракеты М-2 первой получила третья лодка, названная «Фудруайян» (в сентябре 1974 г. она вышла на боевую службу), а затем «Индом-табль». Позже ракеты М-2 заменили М-1 на подводных лодках «Ре-дутабль» и «Террибль» (при этом на лодках не потребовалось никакой модификации пусковых труб).
Система управления вектором тяги РДТТ «Рита-2». |
Схема MSBS М-20. |
По своим боевым характеристикам ракеты М-1 и М-2 могли надежно поражать площадные цели. С вводом в боевой состав третьей ПЛАРБ морские СЯС Франции практически сравнялись по числу носителей с бомбардировочной авиацией, в то же время превосходя ее по суммарной мощности ядерных боеприпасов и надежности доставки их к целям. Районы для боевого патрулирования французских ракетных подводных лодок выбирались в акваториях Норвежского моря и Восточной Атлантики.
Баллистическая ракета подводных лодок М-20
В 1977 г. на оснащение французских морских ядерных сил поступила БРПЛ третьего этапа, которая получила обозначение М-20. По своему техническому уровню она была несколько совершенней своих предшественниц. Новая ракета представляла собой своеобразный гибрид французских баллистических ракет морского и наземного базирования.
М-20 была выполнена двухступенчатой с последовательным расположением маршевых ступеней. Первая ступень осталась такой же, что и у М-2, а вторая ступень и головная часть целиком заимствовались от БРСД S-3. Корпус РДТТ второй ступени изготавливался из стекловолокна и имел одно неподвижное утопленное сопло. Применение нового конструкционного материала позволило достичь экономии массы ракеты. Управление полетом на этапе работы двигателя осуществлялось путем впрыска фреона в закритическую часть сопла.
Значительным доработкам подверглась инерциальная система управления. Она была оснащена электронным вычислительным блоком, а гиростабилизированная платформа - блоком скоростных гироскопов. В результате КВО при стрельбе М-20 составило 900 м. Появилась возможность проводить переприцеливание ракет на заранее определенные цели.
Пуск из-под воды MSBS М-20.
Мощная моноблочная термоядерная головная часть MR-60 мегатонного класса, кроме боевого заряда и его автоматики, содержала комплекс средств преодоления противоракетной обороны. Причем ее разработчики ориентировались на характеристики советской системы ПРО. Повысилась надежность и эффективность ядерного зарядного устройства.
БРПЛ М-20 постепенно вытеснила более ранние образцы ракет на трех ПЛАРБ, вошедших в боевой состав флота до 1976 г. На двух новых лодках их установили сразу. Как и М-1 /М-2, эта ракета предназначалась для поражения крупных площадных целей. В эксплуатации БРПЛ М-20 находились до конца 1980-х гг.
Окончание следует