ВИЗЕЛЬ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТАНКЕТКИ
ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 12/2008, стр. 30-34
«ВИЗЕЛЬ»: ВОЗВРАЩЕНИЕ ТАНКЕТКИ
Семен Федосеев
О боевом применении БДМ «Визель»
К моменту завершения поставки модификации «Визель» А1 началась реорганизация бундесвера объединенной Германии по программе «Структура-5». На основе воздушно-десантных бригад и полков армейской авиации начали формировать аэромобильные соединения, в это лее время создавались силы быстрого реагирования. Воздушно-десантная бригада (вдбр) к 1995 г. имела на вооружении 46 БДМ «Визель» TOW A1 и 30 «Визель» МК20 А1, при этом в составе каждой противотанковой роты имелось девять «Визелей» TOWA1 и шесть «Визелей» МК20 А1. Для переброски такой роты могли использоваться восемь вертолетов CH-53G или четыре самолета С-160. Кроме того, 16 БДМ «Визель» TOW вошли в противотанковую роту 23-й горно-пехотной бригады (также включается в аэромобильные силы). 25-я вдбр включалась в состав национальных аэромобильных сил, она же предназначалась для выделения в состав миротворческих сил ООН. 27-ю вдбр и 31-ю механизированную бригаду в 1993 г. переформировали в 31-ю вдбр и через год включили в состав многонациональной аэромобильной дивизии «Центр» сил быстрого реагирования НАТО. 26-я вдбр прямо передавалась в СБР НАТО.
Первой «заграничной командировкой» машин «Визель» стало участие германского контингента в операции UNOSOM-2 в Сомали, куда «голубые каски» ФРГ прибыли летом 1993 г. Хотя аэромобильных операций здесь не проводилось, из всех бронемашин бундесвера, по мнению германских специалистов, «Визель» А1 по своей компактности и подвижности наиболее подходила для решения задач патрулирования и разведки. После агрессии НАТО против Югославии в 1999 г. германский контингент вошел в Косово в составе KFOR, здесь БДМ «Визель» А1 (как и в Сомали - в обоих вариантах) также использовались для патрулирования дорог. Впрочем, мира в Косово натовские силы, как известно, не принесли.
«Визель-2»
Еще в процессе разработки «Визель» было предложено создать ее более вместительную модификацию с удлиненной на один опорный каток ходовой частью. В начале 1990-х гг. НАТО все больше стало утверждать свое влияние «миротворческими» операциями. Принцип неприменения вооруженных сил Германии за рубежом перестал быть обязательным, понадобилось расширить возможности боевых машин сил быстрого реагирования.
В середине 1994 г. «МаК Системз Гезельшафт» (г. Киль) представила прототип БДМ «Визель-2», разработанный в инициативном порядке. Позднее «Мак Системз» была поглощена «РейнметаллЛандсистем» (входит в «Рейнметалл ДеТек АГ»).
БДМ «Визель-2» сохранила схему компоновки с расположением МТО в передней части корпуса слева, места механика-водителя справа от МТО и боевым (десантным) отделением в кормовой части. Несколько изменился корпус машины. Верхний лобовой лист продолжен назад, так что люк механика-водителя выполнен уже в нем. Перед люком механика-водителя установлены три перископических смотровых блока, средний может заменяться бесподсветным прибором ночного видения. Позади механика-водителя в выступающей рубке с верхним люком размещается командир. В кормовом листе корпуса выполнена двустворчатая дверь.
В ходовой части с каждого борта добавлены четвертый опорный каток и второй поддерживающий ролик, длина опорной поверхности увеличилась до 2,43 м, амортизаторы установлены на первых и вторых узлах подвески.
«Визель-2» получила дизельный двигатель «Фольксваген-Ауди»-TDI коммерческого типа, снабженный турбонаддувом и развивающий мощность 109 л.с, автоматическую трансмиссию ZF LSG 300/4 (на опытных машинах предполагалось опробовать и электрическую трансмиссию), гидростатический механизм поворота. Гидромеханическая трансмиссия включает: автоматическую планетарную коробку передач со встроенной гидродинамической передачей, механизм поворота, собранный в одном корпусе с коробкой передач, и два бортовых редуктора. Коробка передач имеет два режима работы - для движения по шоссе и по пересеченной местности - и обеспечивает четыре скорости переднего и две заднего хода. Механизм поворота представляет собой двойной управляемый дифференциал, на концах валов которого установлены тормоза, сервосистема управления поворотом и тормозами - гидростатическая. Радиус поворота - 4-6 м. Электронная система управления позволяет «приспосабливать» работу двигателя и трансмиссии к боевому весу машины (в зависимости от модификации) и условиям движения. Установлены новые гусеницы «Диль Тип 622» с увеличенным ресурсом. Запас хода увеличен до 550 км за счет увеличения емкости топливного бака. Бортовая сеть имеет напряжение 24 вольта, питается от двух 12-вольтовых аккумуляторных батарей емкостью 45 А-ч каждая.
Видно стремление создать семейство БДМ, в чем-то напоминающее советское БМД-БТР-Д, хотя в основе лежат разные подходы. Стоит отметить, что семейство «Визель» более приспособлено для тактических (вертолетных) десантов. Вертолет СН-53 может транспортировать в грузовой кабине две машины «Визель-2», одна «Визель-2» может перебрасываться на внешней подвеске вертолетом CH-53G или СН-47. В 1994 г. бундесвер заключил с «Рейнеметалл Ландсистем» контракт на поставку 32 БДМ «Визель-2» в течение 2005-2007 гг.
При той же аэротранспортабельности и подвижности «Визель-2» дополняет машины «Визель» А1. «Визель-2» может перебрасываться теми же самолетами и вертолетами, но количество перебрасываемых машин в среднем на одну меньше: соответственно, в грузовой кабине С-160 «Трансалл» - можно перебросить 3 машин, С-130 «Геркулес» - 2, вертолета CH-53G - 1. При этом увеличенный почти вдвое обитаемый объем позволил выполнить на базе «Визель-2» семейство десантных машин различного назначения. Среди них - боевая разведывательная машина, легкий БТР, транспортная, санитарно-эвакуационная, командно-штабная машины, самоходный 120-мм миномет, машина радиационной и химической разведки.
БРМ «Визель-2» оснащена комплексом разведывательного оборудования, включающим лазерный дальномер, тепловизионную и телевизионную камеры и установленным на выдвигающейся мачте, аппаратурой спутниковой навигации, вооружена пулеметом.
Командно-штабная машина на шасси «Визель-2».
БТР имеет вместимость 6 человек, как и БРМ, вооружен 7,62-мм пулеметом MG3 над вращающейся башенкой командира машины в средней части корпуса. Боекомплект пулемета - 500 патронов. По периметру командирской башенки установлены 8 перископических смотровых блоков.
Представленная в 1998 г. КШМ «Визель-2» с экипажем из 3 человек оснащается станциями информационно-управляющей системы HERGIS (разработки компаний «Сименс», «Сема Групп» и «ИнфоДас») с 7-дюймовыми дисплеями, двумя радиостанциями УКВ и одной KB диапазона и аппаратурой спутниковой навигации. Такую машину предложили и в качестве передового пункта разведки и управления огнем артиллерии, вооружив ее для самообороны вынесенной установкой пулемета. Боекомплект пулемета - 200-500 патронов.
Транспортная машина на шасси «Визель-2» грузоподъемностью в 1,0 т предложена, прежде всего, в качестве транспортера боеприпасов и может перевозить, например, 20 выстрелов к 120-мм миномету или 150 к 81-мм. Также она может перевозить 22-27 20-литровых канистр с топливом или водой.
Самоходный миномет на шасси «Визель-2» и его компоновка. |
Санитарно-эвакуационная машина на шасси «Визель-2» (SanTrp).
Санитарно-эвакуационная машина «Визель-2» (SanTrp) была продемонстрирована в 1997 г. и заинтересовала бундесвер. Машина имеет увеличенный корпус с большой комовой дверью, экипаж из 2 человек, в кормовой части корпуса можно разместить одного лежачего (на носилках) и двух сидячих раненных, в другом варианте - двух лежачих раненных (в два яруса) и одного сидячего либо четырех сидячих. Кроме медицинского оборудования и средств оказания первой помощи, поставляемых германской фирмой «Бинц», машина может оснащаться подогревателем для воды, ФВУ и кондиционером.
«Визель-2» предложена и в качества тягача-транспортера для 81-мм или 120-мм миномета, снабженного колесным ходом. Расчет и боекомплект миномета (20 выстрелов для 120-мм или 75 для 81-мм) перевозится внутри корпуса.
Самоходный миномет, представленный компанией «Рейнметалл Ландсистем», имеет экипаж (расчет) 3 человека. 120-мм дульнозарядный миномет с противооткатными устройствами монтируется открыто в корме корпуса «Визеля-2». В корме также смонтированы два откидных домкрата-сошника. В походном положении и для заряжания ствол миномета опускается в горизонтальное положение, что позволяет расчету производить заряжание миномета, оставаясь под прикрытием брони. Для ускорения подготовки данных для стрельбы и повышения ее точности машина оборудована бортовым компьютером и комплексной навигационной системой. Скорострельность - 3 выстрела за 20 с, дальность стрельбы имеющимися штатными минами - до 6,3 км, перспективной миной с увеличенным сменным зарядом - до 8 км, возимый боекомплект - 20 выстрелов. На том же шасси может быть выполнена транспортно-заряжающая машина.
Шасси «Визель-2» оказалось более удобным для продолжения работ над комплексом «ПВО поля боя» или «легкой системой ПВО» (LeFlaSys - Leichtes Flugabwehr System), рассчитанным на применение силами быстрого реагирования. Комплекс разрабатывался по заказу бундесвера фирмой STN «Атлас Электроник» с 1995 г.; в 1997 г. был представлен в составе трех машин - самоходного ЗРК, самоходной станции разведки и управления огнем и машины наблюдения. Первые две выполнены на шасси «Визель-2», последняя - на шасси автомобиля «Мерседес-Бенц Вольф» (4x4, автомобиль рассчитан на парашютное десантирование с самолета). Затем была представлена машина командира батареи UF/BF - также на шасси «Визель-2».
Самоходный ЗРК ближнего действия, получивший название «Оцелот» (проходил испытания уже в 2001 г.), нес в кормовой части дистанционно управляемую поворотную пусковую установку (аналогичную испытывав-шейся на «Визеле» А1), на которой могут размещаться четыре ЗУР в ТПК от ПЗРК «Стингер». Предлагаются также варианты установки ЗУР от ПЗРК «Игла-1» (оставшиеся от ННА ГДР комплексы используются в бундесвере для обучения) и RBS-70. Дальность стрельбы - до 6 км. Углы поворота пусковой установки по горизонтали - 360°, по вертикали - от -10 до + 70°, для транспортировки ЗРК «Оцелот» вертолетом СН-53 пусковая установка может опускаться. Перезаряжание установки - вручную.
ЗРК «Оцелот» оснащен также системой ориентирования Gyro MK20 BGT, аппаратурой спутниковой навигации GPS PLGR AN-PSN, аппаратурой радиосвязи SEM 93 VHF, британской пассивной системой предупреждения о воздушных целях ADAD «Тэйлс Оптроникс» (дальность обнаружения цели типа «самолет» - до 18 км, «вертолет» - до 8 км). Это позволяет комплексу действовать самостоятельно без целеуказания со стороны. Расчет ЗРК состоит из механика-водителя и командира. Боевая масса ЗРК «Оцелот» - 4 т.
Самоходная станция разведки и управления огнем оснащена трехкоординатной РЛС сантиметрового диапазона HARD производства шведской «Эриксон Микровэйв Системз» с дальностью обнаружения цели до 20 км, представляющей собой усовершенствованный вариант РЛС шведского ЗРК RBS90, аппаратурой опознавания «свой-чужой» MSR 200 ХЕ и аппаратурой связи. Информация о целях автоматически передается на ЗРК по цифровым каналам связи. Расчет станции - 2 человека (включая механика-водителя).
Каждая батарея системы LeFlaSys должна включать машину командира батареи и три взвода, в каждом - один пункт управления и пять самоходных ЗРК «Оцелот». Для более раннего обнаружения воздушных целей и передачи данных о них по цифровому каналу связи батарее может придаваться машина наблюдения.
Всего было заказано 67 машин данного комплекса на шасси « Визель-2 »: 50 самоходных ЗРК, 10 станций разведки и управления и 7 машин командира батареи с окончанием поставок в 2003 г. К производству привлекли концерн «Краусс-Маффей Вегман». Машины для первого взвода были поставлены в начале 2001 г.
На рынке этот комплекс ПВО ближнего действия представлен под обозначением ASRAD. Греция заказала его на шасси автомобиля «Хаммер», Финляндия - на шасси автомобиля «Унимог 5000» и с ЗУР комплекса RBS-70(ASRAD-R).
«Рейнметалл Ландсистем» представила инженерную разведывательную машину на шасси «Визель-2», оборудованную аппаратурой для разведки водных преград и минных полей, зарядами разминирования, ФВУ и вооруженную пулеметом. С учетом энерговооруженности шасси может быть создана и десантная БРЭМ.
БДМ «Визель-2» также послужила основой для разработки безэкипажных роботизированных машин. Французы на этом шасси построили демонстрационный образец «Сирано», призванный продемонстрировать саму возможность создания подобной машины. Сама «Рейнметалл Ландсистем» в 1996 г. представила несколько опытных машин: комплекс PRIMUS (фирмы «Еадс Дорнье»), включающий роботизированную машину с видеокамерой и лазерным сканером (действующим на расстоянии до 50 м) для обзора местности, цифровой навигационной системой, модулем автономного движения, управления и принятия решений и самоходный пункт дистанционного управления (на таком же шасси «Визель»); машину, сочетающую автономную роботизированную систему управления нового поколения с дистанционным управлениям по проводам и предназначенную для работ в опасной зоне, разминирования и т.п. Машины представлялись в виде платформ для монтажа различного рабочего оборудования, разведывательной аппаратуры или вооружения. В виде роботизированной может быть выполнена и машина «Визель-2» ARGUS (была представлена в виде макета), оборудованная выдвижной платформой с аппаратурой обнаружения и наблюдения фирмы STN «Атлас Электроник», комплексом средств управления для выполнения функций разведки, патрулирования, снабжения, а также аппаратурой спутниковой навигации, радиоаппаратурой с цифровым каналом связи, вспомогательным генератором.
Тактико-технические характеристики «Визель» TOW A1/MK20 А1
Вариант ЗРК с комбинацией ЗУР комплексов «Игла-1» и RBS-7O на шасси БДМ «Визель» А1. |
Инженерная разведывательная машина на шасси «Визель-2». |
«Малые» и «легкие»
Хотя формированию и развитию сил быстрого реагирования и аэромобильных соединений уделяется большое внимание во многих странах, найти аналог БДМ «Визель» в других странах трудно. От советских (российских) БМД и БТР-Д она отличается как по «весовой категории», так и по назначению. Среди гусеничных машин близко к «Визель» подходит шасси ЕЕ-Т4 бразильской компании «Энжеса» массой 3,6 т с передним расположением 125-сильного двигателя и скоростью хода до 75 км/ч. ЕЕ-Т4 также предлагалась в варианте БРМ с пулеметом или пушкой, самоходного ПТРК или миномета, однако осталась опытной.
Близкое по назначению 4,5-т гусеничное шасси VRX-5000 было разработано во Франции также для воздушно-десантных частей. Из серийных машин можно упомянуть французский плавающий легкий бронеавтомобиль МП «Панар» - еще одно возвращение «старого типа» бронемашин (вспомним советские Д-12 и БА-20 в составе десантов). Полноприводный (4x4) МП массой 3,6 т поступил на вооружение в 1990 г. в качестве разведывательного и носителя оружия для сил быстрого реагирования, поставлялся в ряд стран. Итальянская «ОТО-Мелара» разработала колесные бронемашины того же назначения класса 2,5-3 т, турецкая «Отокар» выпускает бронемашину «Акреп» массой 3,6 т. В целом же современные «танкетки» - БДМ «Визель» и ее увеличенный вариант «Визель-2» - остаются уникальным семейством.
Тактико-технические характеристики «Визель-2»
Литература и источники
1. Василии Н.Я., Гуринович А.Л. Зенитные ракетные комплексы. -Минск: Попурри, 2002.
2. Зарубежное военное обозрение, 1988, №10; 1991, №11; 1997, №3; 1999, №9; 2004, №5.
3. Сообщения ИТАР-ТАСС, 25.08.04.
4. Foss C.F. Jane's. Tanks. Recognition Guide. - HarperCollins Publishers, 1996.
5. Armada Inernational, 2001, №4.
6. International Defence Review, 1984, №12.
7. Jane's Defence Weekly, 1998, 22.07.
8. Kampftruppen, 1986, №7.
9. McNab C. Military Vehicles. - London: Grange Books, 2003.
10. PC Week, 1999, 9-15 февр.
11. Sheibert M. Waffentrdger Wiesel 1 // Waffen-Arsenal. Band 136. - Podzun-Pallas-Verlag GmbH, Friedberg, 1992.
12. Soldat und Technik, 2002, №9.
13. The Directory of Modern Military Weapons. Edited by C. Bishop. - London: Greenwich Editions, 1999.
14. Tracked & Wheeled Light Armoured Vehicles // - IDR, 8/1986.
15. Wehrtechnik, 1993, №2; 1994, №2,7; 1995, №1; 1996, №5,8.
16. Armoured Weapon Carrier WIESEL. Проспект KRUPP-MAK.