ТАНКИ ДВОЙНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 02/2005 стр. 46-48

ТАНКИ «ДВОЙНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Семен Федосеев

Проблемы, связанные с подготовкой, проведением и обеспечением крупнейшей десантной операции Второй мировой войны «Оверлорд» по высадке в Нормандии, потребовали множества новых технических решений в различных областях, в том числе новых специальных бронированных машин.

Серьезную ставку командование союзников делало, в частности, на плавающие танки типа DD (Duplex Drive - «двойного управления», имелось в виду управление на суше и на плаву). Поскольку было ясно, что даже при превосходстве в воздухе и мощном огне с моря полностью уничтожить подготовленную германскую оборону на берегу не удастся, танки DD должны были высадиться с первой волной десанта и стать главным средством непосредственной огневой поддержки как для пехоты, так и для инженерных подразделений и различных инженерных машин.

Сама система DD, как и большинство технических новинок, примененных при высадке в Нормандии, была британским детищем. Работы над ней начали еще в 1941 г. - битва за Англию была выиграна, пора было планировать уже высадку союзников на французском берегу Ла-Манша. За основу взяли идею военного инженера Николаса Штраусслера, венгра по происхождению, работавшего в Англии и известного рядом оригинальных разработок в области бронетанковой техники. Работу контролировал генерал-майор П. Хоббарт, командир 79-й бронетанковой дивизии, сформированной для испытаний и применения специальных машин. Придать танку плавучесть предполагалось за счет складного брезентового кожуха, который крепился на раму, приваренную по периметру корпуса машины, и в развернутом виде образовывал подобие понтона, водоизмещения которого хватило бы для поддержания танка на плаву. Движителем на плаву должен был служить гребной винт, приводимый от двигателя танка. Для поворота руля лодочного типа с места механика-водителя использовалась специально проложенная тросовая система.

В июне 1941 г. один легкий 7,6-тонный танк Мк VII (впоследствии эта модель получила имя «Тетрарх») в опытном порядке оснастили съемным гребным винтом и складным кожухом плавучести. Испытания плавающего танка в бассейне показали практическую применимость идеи Штраусслера. Более того, система позволяла придать плавучесть и более тяжелым танкам, и для дальнейших испытаний выбрали пехотный танк Мк III «Валентайн». Первоначально заказали 450 комплектов «Валентайн» DD.

Разработку комплекта окончили в июне 1942 г., и фирма «Метрополитэн-Кэммел Кэрриедж энд Вэгон Ко Лими-тед» (один из производителей танков «Валентайн») переоборудовала соответствующим образом 625 танков модификаций III и VIII массой 17,8-18,6 т с 6-фунтовой (57-мм) пушкой и XI с 75-мм пушкой. «Валентайн» отличался неплохим бронированием, однако уже к концу 1942 г. безнадежно устарел из-за своей низкой скорости и маленькой башни, не позволявшей установить более тяжелое вооружение. Поэтому ожидать от него эффективной огневой поддержки при высадке на подготовленное к обороне побережье не приходилось, и изготовленные «Валентайны» DD использовались в основном для обучения экипажей и для отработки техники высадки. Подготовку вели у Инстоу (Северный Девон) и Инверури (Шотландия, учебный и испытательный центр амфибийных операций) , испытания танков DD вели и у Гас-порта. «Валентайн» Мк IX DD планировали отправить на Дальний Восток, но 105 машин попало в британские войска в Италии (из них 75 боевых и 30 учебных), а в конце 1944 г. несколько штук в качестве учебных - в Индию,

В опытном порядке в 1942 г. комплект DD установили на американский средний танк МЗ (МЗЕ4). Оказалось, что система вполне пригодна и для таких громоздких машин, а для той роли, которая отводилась новому боевому средству, требовался именно средний танк. От идеи установки комплекта DD на танки «Кромвель» и «Черчилль» отказались (хотя «Черчилли» стали отличной базой для различных инженерных машин, которые потом и прикрывали танки DD).

Основными как для американских, так и для британских войск к этому времени стали американские средние танки М4 «Шерман» нескольких модификаций. «Шерман» был одним из лучших танков Второй мировой войны, и его использование в первой волне десанта было предпочтительнее. Неудивительно, что с апреля 1943 г. начались работы по приспособлению оборудования DD на танки «Шерман», которые велатаже фирма «Метрополитэн-Кэммел».

Корпус танка герметизировали до высоты надгусеничных полок. Складной брезентовый кожух плавучести разворачивался накачкой воздуха из баллона в гибкие резиновые трубки, составлявшие каркас кожуха, и фиксировался распорками в виде шарнирных рам, образуя короб на каркасе высотой около 2 м и обеспечивая достаточное водоизмещение. Передняя часть кожуха благодаря форме рамы напоминала корабельный нос. Сама машина оказывалась при этом ниже поверхности воды, над которой оставалось около 1 м «чистого борта» кожуха. В корме машины ниже кожуха устанавливались два съемных трехлопастных гребных винта с приводом через конические шестерни от осей вращающихся направляющих колес танка, они обеспечивали танку на плаву на спокойной воде скорость в 4 узла (7,48 км/ч, на «Ва-лентайне» DD гребной винт приводился особым валом трансмиссии). На плаву часть экипажа находилась на броне, подавая команды механику-водителю. Для надежного обеспечения воздухом обитаемого объема танки снабжались аппаратами Дэвиса. После выхода на сушу воздух из труб выпускался, кожух складывался, гребные винты поворачивались вверх, чтобы не цеплять грунт. В таком виде танк был готов к бою.

Переделали танки модификаций М4А2 и М4А4 (в британской армии именовались соответственно «Шерман» III и V). Оба танка несли броню толщиной 76-38 мм, 75-мм пушки. 33-тонный М4А2 имел дизельный двигатель в 375 л. с. и скорость на суше до 45 км/ч (видимо, поэтому он так интересовал и американцев, и англичан), 35-тонный М4А4 - соответственно карбюраторный двигатель в 425 л.с. и скорость до 38 км/ч. В танки DD переделывали и «Шерманы Файрф-лай» - британские модификации с более мощной 76-мм пушкой, имевшей больше шансов в борьбе с бронированными огневыми точками, чем американские 75-мм пушки. По сравнению с другими вариантами придания плавучести среднему танку комплект DD был компактнее, дешевле, позволял спустить с десантных средств флота вторжения в одной волне больше танков и обеспечивал танку возможность без помех вступать в бой после выхода на берег, быстро спустив воздух из трубок кожуха и убрав распорки: сложенный кожух высотой около 0,35 м не мешал ни управлению танком, ни повороту башни. На некоторых танках впереди каркаса ставился жесткий нос, к тому же, защищавший кожух спереди. О стрельбе на плаву, конечно, не шло и речи, хотя был разработан вариант установки на верхней раме кожуха двух дистанционно управляемых 7,62-мм пулеметов М1919А4 «Браунинг». Комплект плавучести мог выйти из строя даже от шальной пули, так что расчет делался в значительной степени на массу десантных средств (возвышавшийся над водой кожух напоминал с берега простую десантную лодку) и внезапность.

Некоторые разработки, связанные с танками DD и их применением в десантной операции в Нормандии, не вышли из стадии опытов. Среди них: плавающий БТР «Шерман» V DD - танк М4А4 со снятой башней и установкой вместо нее грибовидной крыши, предназначенный для высадки пехоты непосредственно вместе с танками DD; «Шерман» III DD, на который по бокам крепились авиационные пусковые установки JATOG №5 Мк I для разрушения ракетами береговых барбетов; «Шерман Топи» с поплавками спереди и сзади в дополнение к оборудованию DD для повышения плавучести и продольной остойчивости; «Шерман» DD Mk II с механическим приспособлением «Джи-нандит» для укладки впереди машины тканевого дорожного покрытия (мата с жесткими поперечинами) для преодоления илистых грунтов. Для танков DD разработали и испытали оборудование BELCH с отдельным насосом, которое создавало вокруг развернутого кожуха водяную завесу. Предполагалось, что эта завеса предохранит танки от огневод-ных заграждений (которые немцы, кстати, не применили), а также защитит машины на плаву от прицельного обстрела. Успели заказать 120 комплектов этого оборудования, но ставить их на танки не стали - они мешали свертыванию кожуха после выхода на берег.

К маю 1944 г. танки «Шерман» DD имели британские, канадские и американские танковые части - в американских танковых батальонах первой волны, например, ими оснастили по две роты. В войсках аббревиатуру DD шуточно расшифровали как «Дональд Дак» - в честь популярного мультипликационного утенка. В «День Д» (день высадки в Нормандии) их высаживали во всех секторах. Предполагалось, что, сойдя с десантных судов в воду, они будут двигаться примерно в 1 км позади передовых десантных катеров, чтобы выйти на берег сразу со штурмовыми пехотными и инженерными подразделениями. Но выдержать порядок высадки и обеспечить должные условия действий, конечно, не удалось.

В самом тяжелом для американцев (по потерям) секторе «Омаха» 32 танка 741-го танкового батальона спустили с самоходных десантных барж в 5,5 км от берега, три так и не сошли с аппарелей судов, до границы воды добрались только два. Из спущенных на воду утонули 27 танков: брезентовые кожухи срывались волнами, из-за качки «хлебали» воду. Танки DD 743-го батальона предпочли высадить уже у самого берега вместе с неплавающими машинами, оборудованными для преодоления глубоких бродов (правда, восемь танков DD потеряли вместе с судном).

В другом американском секторе «Юта» из 30 спущенных на воду в 4,5 км от берега «Шерманов» DD 70-го танкового батальона затонул только один, еще четыре сразу потеряли от огня противника.

В британском секторе «Годд» два полка (Ноттингемширский лейб-гвардии и 7-й Королевский гвардейский драгунский) из-за сильного волнения также предпочли высадить танки DD у самого берега. В секторе «Суорд» из 40 танков DD 18-го гусарского полка на берег удачно вышел 31 (хотя выход на илистый берег везде был непростым делом), причем половина - с первой же волной пехоты.

На участке «Нан» британского сектора «Джуно» высаживались танки DD 10-го канадского танкового полка. Также пострадав от волнения, они вышли много позже подразделений пехоты и не смогли вовремя подавить огневые точки противника. На другом участке сектора «Джуно» несколько удачнее действовали танки DD 6-го канадского полка. Но, несмотря на все потери, генерал Эйзенхауэр позже писал о плавающих танках: «Врядли штурмовые войска могли просто закрепиться на берегу без помощи этого оружия».

Танки DD применялись в Европе и позднее, при форсировании Рейна в марте 1944 г. По опыту испытаний и боевого применения вносились усовершенствования. В комплектах DD Mk I по требованиям войск усилили верхнюю раму кожуха, ввели самозапирающиеся шарниры внутренних распорок, увеличили высоту кожуха в носовой и кормовой частях. В комплекте DD Mk II воздушный баллон для накачки резиновых трубок заменили насосом: 120 таких комплектов в конце 1944 г. заказали для установки на имеющиеся танки DD. Оборудование DD ставилось и на более поздние модификации танка. Так, к концу 1945 г. появилась американская модификация «Шермана» DD Mk III для использования британскими и (ограниченно) американскими войсками, причем среди переделываемых были танки с подвеской типа HVSS с горизонтальными пружинами и 76-мм пушкой (в британской армии именовались «Шерман» IIIAY). Создали и комплект навесных 6-мм бронещитков для защиты от повреждений сложенного кожуха. Всего, согласно приводимым в литературе данным, в танки DD переоборудовали от 573 до 693 танков «Шерман» (293 М4А2 и 400 М4А4, включая модификации «Файрфлай»). Разработанные же самими американцами плавсредства для танков М4 в виде сбрасываемых жестких понтонов применялись на островах Тихого океана.

Идея разворачиваемого перед входом в воду и быстро сворачиваемого на берегу кожуха плавучести пригодилась для ряда послевоенных танков и бронемашин: складной кожух по периметру корпуса можно увидеть и на американских воздушно-десантном танке «Шеридан», БМП М2 и БРМ МЗ «Брэдли», и на шведском безбашенном танке STRV-103В, и на британских плавающем танке FV101 «Скорпион» и БТР «Спартан». Англичане пытались ставить его и на танк «Центурион» , и на «Виккерс» Mkl, принятый потом в Индии как «Виджаянта».

Литература

1. БушеЖ. Бронетанковое оружие в войне. М., Издательство иностранной литературы, 1956.

2. Нерсесян М.Г., Каменцева Ю.В. Бронетанковая техника армий США, Англии и Франции. М., Воениздат, 1958.

3. Петров А. Специальные английские и американские танки "ДЦ" и "КДЛ" // Танкист 1947 №4.

4. Хастингс М. Операция "Оверлорд". М., "Прогресс", 1989.

5. Эйзенхауэр Д. Крестовый поход в Европу. М., "Воениздат", 1980.

6. Chamberlain P., Ellis С. British and American Tanks of WWII. Cassell & Company, 1969.

7. Fletcher D. The Universal Tank. British Armour in the Second World War. Part 2 London HMSO 1993.

8. Kutta T.J. British Funny Tanks of WWII // Military Technical Journal, 1996, №6.

9. Zaloga S., Balin G. D-Day TankWarfare. Hong Kong, Concord Pablications, 1994.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации