МУЗЕЙ БЛИНДАЖА ЛИНИИ МАЖИHO

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 8/2005 стр. 15-18

«МУЗЕЙ БЛИНДАЖА» ЛИНИИ МАЖИHO

Михаил Петров

Городок Хаттен на северо-востоке Франции расположен примерно в 35 км севернее Страсбурга, скорее, даже не городок, а «одноэтажный» поселок городского типа. Вроде бы, ничем не примечательный. Но известен он не только тем, что находится рядом со знаменитым городом. Примерно в 20 км восточнее пролегает нынешняя граница Франции и Германии, а в конце 1930-х гг. здесь проходила знаменитая линия Мажино. В 1940 г., когда Франция пала под ударами вермахта, ее укрепления, как известно, особой роли не сыграли, немцы просто обошли их через Бельгию. Но зато в январе 1945 г. в районе Хаттена разыгралось кровопролитное сражение между американскими и немецкими войсками. После почти двухнедельных боев американцы были вынуждены отступить, и освободили Хаттен только в марте 1945 г. Но речь в статье пойдет не об этих событиях, а как раз о линии Мажино, фрагмент которой в предместье Хаттена сохранился. Сейчас здесь расположился музей под названием Musee de l'Abri de Hatten.

Когда вы пройдете через кассу, вам откроется небольшая экспозиция французских военных грузовых автомобилей 1950- 1970-х гг. F594WML фирмы SIMC А представлен в трех вариантах: два бортовых грузовика с тентами (4x4 и 4x2, грузоподъемность 4,5 т) и F569WML-передвижная вулканизационная мастерская в кузове-фургоне (типаКУНГа). Имеются два MH600BS фирмы Marmon 1965 и 1973 г. (4x4). Хотя обе машины с тентами, судя по имеющимся табличкам, одна из них - обычный грузовой автомобиль многоцелевого назначения грузоподъемностью 3,5 т, другая - передвижная авторемонтная мастерская. Здесь же можно увидеть санитарный цельнометаллический Renault TP3 (полноприводная машина грузоподъемностью 1,5 т). Среди этих «французов» «затесался» западногерманский полноприводный lastkraft-wagen (грузовой автомобиль) Unimog S404B фирмы Mercedes-Benz (грузоподъемность 1,5 т).

За грузовиками расположилась целая коллекция различных... асфальтовых катков, насчитывающая примерно вдвое больше экспонатов. Самое главное и интересное, что машины расположены не «плечом к плечу» за загородкой, как это обычно делается в большинстве музеев, а стоят свободно, и посетитель может осмотреть их со всех сторон. Хотя дверцы кабин заперты и посидеть за рулем, конечно, нельзя, но приподнять задние шторки тентов и заглянуть внутрь кузова можно.

Центральное место в экспозиции музея занимает сам l'Abri - по-французски, по-немецки - der Unterstand (таблички в музее на двух или на трех языках: французском, немецком и английском) . Так вот, Unterstand в переводе означает «убежище», «блиндаж», именно это слово фигурирует в названии музея. Это и есть тот самый сохранившийся фрагмент линии Мажино. Автор в фортификационной терминологии разбирается плохо и назвал это сооружение просто бункером. Думаю, что специалисты, посмотрев фотографии, дадут ему более правильное определение. Здесь размещался пункт наблюдения и корректировки артиллерийского огня (музей, как, впрочем, и сам городок Хаттен, расположен на холме, и отсюда хорошо просматривается вся окрестность), а ныне оборудован один из павильонов музея, воспроизводящий сооружения линии Мажино.

Бетонная стена бункера ощетинилась бронированными бойницами, перед ней - ров шириной около метра.

Внутрь сооружения ведут две бронированные двери. Войдя в любую из них, приходится сразу же повернуть по коридору в сторону: прямо напротив двери в стене коридора оборудована бойница, через которую предполагалось вести огонь по солдатам противника, прорвавшимся к входам в бункер. На стенах коридоров, ведущих от дверей внутрь помещения, развешены планы бункера, карта района боевых действий в январе 1945 г., фотография и биография самого А. Мажино, военного министра Франции, по инициативе которого и была в 1929- 1934 гг. построена линия укреплений. Кроме того, Мажино был инициатором введения различных социальных льгот для военнослужащих.

Снаружи бункер «венчают» два бронированных колпака со стеклоблоками, изнутри снизу к ним ведут шахты с лестницами, по которым можно подняться внутрь колпаков и на несколько минут почувствовать себя артиллерийским наблюдателем - защитником линии Мажино. На левом фланге бункера воссоздана пулеметная точка: в бойнице в шаровой установке размещен 7,5-мм пулемет «Гочкис» обр. 1922/23, рядом стоит манекен солдата-пулеметчика, правда, от посетителей их отгораживает стекло. Помимо этого в бункере реконструированы помещения штаба, узел связи, казарма, кухня, столовая, санчасть, склады боеприпасов и продовольствия, котельная, электростанция, системы вентиляции и внутреннего энергоснабжения и т.д.

В коридорах и помещениях расставлены предметы воинской амуниции, образцы стрелкового оружия воевавших здесь армий, имеется даже немецкий мотоцикл «Цундапп» KS600 с манекенами мотоциклистов. Есть также манекены других солдат, вроде бы до сих пор выполняющих свои боевые обязанности: радист принимает (или передает) сообщение, повар готовит на плите обед... Некоторые помещения отгорожены от коридоров стеклянными или канатными загородками, но в большинство можно зайти, «пощупать» оборудование, так что посетитель музея de lr Abri может целиком и полностью окунуться в обстановку одного из сооружений линии Мажино. Есть и действующий кинозал, где демонстрируют различные документальные фильмы о Второй мировой, правда, на французском языке.

На самой дальней от входа площадке между двумя советскими «вертушками» Ми-8 стоит командный пункт SKP Garant на базе автобуса Garant 30K, выпускавшегося в ГДР во второй половине 1950-х гг. Предназначался он для обслуживания старта самолетов Як-18, который, как известно, является спортивно-пилотажным, поэтому и окрашен автобус, в отличие от большинства экспонатов музея, не в цвет хаки, а в «гражданскую» заметную красно-белую клеточку. Ми-8, рядом с которыми он стоит, несут опознавательные знаки NVA ГДР (Nationale Volksarmee - Национальная Народная Армия ГДР).

Чуть поодаль от этого «мини-аэродрома» установлена советская спаренная зенитная установка ЗУ-23 на низкорамном двухосном прицепе 2-ПН-4 с откинутыми бортами. При этом сам прицеп и лафет установки закрыты маскировочной сетью, словно на боевой позиции. Кроме того, зенитка, SKP Garant и вертолеты стоят не на асфальте, а на траве или на щебенке, что вместе с растущими прямо на площадке музея деревьями создает имитацию полевых условий. Авиационная техника (опять-таки советская) представлена помимо трех Ми-8 (третий стоит чуть поодаль) реактивным фронтовым бомбардировщиком Як-28, причем с красными звездами советских ВВС. Очевидно, остался от Западной группы войск.

Вся эта техника открывает серию площадок экспозиции под названием Espace Guerre froide (по-французски), Kalter Krieg Einrichtungen (по-немецки), что в переводе означает «Обстановка (или оборудование) холодной войны». Прошу на меня не обижаться сотрудников музея в Кубинке, Центрального музея Вооруженных сил, Музея на Поклонной горе, которые я посещаю минимум раз в год, но именно здесь, во французском Хаттене, мне удалось со всех сторон осмотреть... БРДМ. Очень уж мне нравится эта машина, как, впрочем, и последовавшая за ней БРДМ-2, и другие боевые колесные и гусеничные разведывательные машины. Но ведь советская бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ была своего рода этапной, первой в своем классе, и на момент своего создания (1957) аналогов в мире не имела. Эта машина имела герметичный водоизмещающий корпус, двигатель размещался в его передней части. В средней и кормовой частях находилось боевое отделение, в котором были места командира, механика-водителя и трех разведчиков. Для движения на плаву служил расположенный в корме водомет, позволявший перемещаться со скоростью 9 км/ч - довольно приличной для амфибийных машин. Шестицилиндровый бензиновый двигатель ГАЗ-40П мощностью 90 л.с. на шоссе разгонял 5,6-тонную машину до 90 км/ч. Для повышения проходимости по пересеченной местности помимо четырех основных колес (все ведущие) в средней части машины были смонтированы четыре дополнительных колеса, опускавшиеся с помощью гидроцилиндров. Вооружалась БРДМ установленным на вертлюге 7,62-мм пулеметом СГМБ, с 1962 г. - ПКТ. Именно такая машина (с пулеметом Калашникова) и установлена на площадке Musee de l'Abri de Hatten.

В экспозиции музея она как бы охраняет границу - рядом с ней расположено несколько будок-контейнеров, воспроизводящих КПП на границе между ГДР и ФРГ. О том, что это именно германо-германская граница, свидетельствует большая (в два человеческих роста) стела с гербом и флагами Социалистической Германии и... фрагмент Берлинской стены!

Советская автомобильная техника представлена несколькими автомобилями, причем не обычными бортовыми грузовиками многоцелевого назначения, а специальными машинами. Это топопривязчик на базе «буханки» УАЗ-452, радиофургоны Р118, Р137 на базе ГАЗ-66 и ЗиЛ-131 и несколько машин на базе трехосных «Уралов-375» и «-4320»: РАС кругового обзора П18, транспортно-заряжающая машина 2Т6 ЗРК «Круг».

Наиболее примечательным представителем другого лагеря «холодной войны» - НАТО - является французский четырехосный бронеавтомобиль Panhard EBR75. Эта машина, появившаяся в середине 1950-х гг., отличается целым рядом примененных на ней оригинальных технических решений, начиная с общей компоновки. 13-тонный бронеавтомобиль оборудован двумя одинаковыми постами управления (основным и кормовым), и коробкой передач с реверсом: он может с одинаковыми скоростями (до 100 км/ч) ехать как вперед, так и назад, а в состав экипажа (помимо командира и наводчика) входят два водителя. Все восемь колес ведущие, но колеса передней и задней осей оборудованы обычными пневматическими шинами и имеют независимую пружинную подвеску. Средние колеса вместо шин оснащены металлическими бандажами с развитыми грунтозацепами и используются только при движении по пересеченной местности, а при движении по шоссе поднимаются с помощью гидроцилиндров. Двигатель бензиновый 12-цилиндровый (с горизонтально-оппозитным расположением цилиндров) мощностью 200 л.с. установлен под полом боевого отделения в центре машины. Основное вооружение - 75-мм пушка и спаренный 7,5-мм пулемет - установлено в «качающейся» башне FL-11 от французского легкого танка АМХ-13. Такую башню отдельно также можно увидеть в музее рядом с бункером. Установлена она на специальном постаменте, сваренном из стальных профилей, так что к ней можно не только подойти, но и изучить ее устройство изнутри, разумеется, только визуально. С техникой периода Второй мировой войны можно ознакомиться в павильоне под названием Grand Hall - Великий зал. С улицы в «зал» ведет небольшой коридорчик, похожий на вход в полевое укрытие - блиндаж или землянку. Пройдя по этому коридорчику, вы сразу же увидите американский бронеавтомобиль М20 - командно-штабной вариант трехосного М8 Greyhound. Если дальше осматривать экспозицию «по часовой стрелке», то первым перед вами предстанет французский легковой автомобиль Renault RA (1935) - того же класса, что и наша «эмка». Немецкую автомобильную технику представляют два personenkraftwagen: корытообразный kubelwagen (немецкий неполноприводный «джип») VW82 (1940) и легковой Mercedes 170VA (1939). Имеется также немецкий полугусеничный мотоцикл-тягач Kettenkrad НК-101 (Sd.Kfz.2). Из американской техники того периода кроме уже упомянутого М20 есть полугусеничные бронетранспортеры МЗ: в колонну выстроились счетверенная 12,7-мм зенитная пулеметная установка М16 и обычный БТР, послуживший после войны прототипом первого серийного советского трехосного бронетранспортера БТР-152. За ними стоит 2,5-тонный полноприводный грузовой автомобиль GMC-CCKW-353 с металлической кабиной, именно его черты (а отнюдь не «Студебекера»US6) угадываются в знаменитом советском послевоенном грузовике ЗиС-151 и последовавшем за ним ЗиЛ-157. Как известно, в Красной Армии кроме «Виллисов» (стоит здесь же рядом с GMC), «Студебекеров», GMC большой популярностью пользовался джип-«тяжеловес» «Додж-3/4» (грузоподъемность 3/4 т). Он здесь демонстрируется в трех модификациях: базовый грузопассажирский WC51, командирский WC56 с металлическими вырезами в бортах вместо дверей, санитарный цельнометаллический фургон WC54.

В экспозиции находится и американская амфибия М29 Weasel ранних выпусков. Легкий гусеничный транспортер длиной чуть более трех метров, способный перевозить помимо водителя четырех солдат или полтонны груза. М29 оснащался широкими резинометаллическими гусеницами шириной около 60 см при ширине машины около 1,67 м, что обеспечивало малое давление на грунт и, соответственно, высокую проходимость по бездорожью, болотистой местности и по глубокому снегу. В то же время корпус прямоугольной формы, абсолютно не свойственной плавающим машинам, и отсутствие специального водоходного движителя обеспечивали неважную плавучесть, поэтому на машинах поздних выпусков на носу и корме устанавливались дополнительные водоизмещающие емкости.

Среди артиллерийских систем, находящихся в Великом зале, можно выделить советские 76-мм дивизионную пушку ЗиС-3, 57-мм противотанковую ЗиС-2, немецкие 75-мм противотанковую РАК-40 и знаменитую 88-мм зенитку «восемь-восемь», которая в начале Великой Отечественной была единственным артиллерийским орудием, способным на любых дистанциях бороться с советскими танками Т-34 и КВ.

Но, в отличие от экспозиции на улице и в бункере, в Великом зале экспонаты отгорожены от зрителя не только низкой решетчатой загородкой, но и колючей проволокой, так что любители нарушать правило «Проход запрещен» могут на себе испытать, каково было пехотинцам при штурме проволочных заграждений. За заграждением выставлены также различные предметы воинской амуниции: патронташи, противогазы, фляги, дальномеры и стереотрубы, телефонные аппараты и радиостанции, снарядные ящики, мины, гранаты и прочие боеприпасы, стрелковое оружие, станковые пулеметы, минометы, образцы заграждений из мешков и т.д. При этом пистолеты-пулеметы и карабины демонстрируются не сами по себе, а надеты на многочисленные манекены солдат.

Есть в музее Hall des Maquettes, где представлены модели различных образцов бронетанковой техники всех стран-участниц Второй мировой войны в основном «автобронетанковом» масштабе 1/35. Но главное - это разрезные макеты основных сооружений и систем всей линии Мажино! Так что вместе с «живым» ее фрагментом - бункером (l'abri) - посетитель Musee de Г Abri может получить исчерпывающее представление о линии Мажино.

Судя по всему, существует музей недавно. И, пожалуй, не меньше техники, чем в экспозиции, находится в запаснике и в мастерской. Да, в музее есть своя мастерская, где стоит техника всех времен и народов, разных классов и назначений, и где энтузиасты - сотрудники музея - «доводят» старые образцы до «нужной кондиции». И при этом автору беспрепятственно удалось побывать в этой мастерской, понаблюдать за работой и, разумеется, посмотреть, какие экспонаты ждут посетителей музея в ближайшем будущем. Среди них, например, бундесверовский легкий «транспортер переднего края» Kraka.

В общем, будете по каким-нибудь делам в Страсбурге или на юго-западе Германии (города Штутгарт, Баден-Баден, Кель) - возьмите напрокат автомашину, выезжайте на трассу А35 (от Страсбурга на север) и высматривайте указатель Sortie 57. Съезжаете с трассы на запад, едете и смотрите на немногих развилках и перекрестках указатели Hatten, затем следуйте указателям Musee de l'Abri. Сначала вы увидите стоящий на постаменте американский средний танк М4 «Шерман», это музей Casemate ESCH на месте еще одного подземного фрагмента линии Мажино. Экспозиция музея примерно идентична экспозиции бункера Musee de l'Abri. И если вы его увидели, значит, «верной дорогой идете, товарищи», проезжаете еще несколько сот метров - и увидите парковку. Это и есть Musee de l'Abri. Платите в кассу 5 евро с человека - и вперед. Уверен, не пожалеете!

Выражаю глубокую благодарность моему отцу Ландману Игорю Семеновичу, а также Ушакову Михаилу Александровичу, ОсетровуВасилию Сергеевичу и Маеву Тимофею Марковичу.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации