МИКРОВОЛНОВАЯ АТАКА

«ВПК», №40(57), 2004 г.

МИКРОВОЛНОВАЯ АТАКА

НОВОЕ ОРУЖИЕ ПРОТИВ РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ

Михаил РАСТОПШИН

кандидат технических наук

К сожалению, в Российской армии "удельный вес современных образцов вооружений составляет менее 20%" ("ВПК" № 12, 2003 г). Отсутствие у наших ВС автоматизированных систем управления войсками тактического, стратегического звена, современного дальнобойного высокоточного оружия в обычном снаряжении и многого другого, заставляет задать вопрос: а что именно входит в эти 20% "современных образцов"? Думается, что присутствие в данной группе того или иного оружия определялось исходя из соответствия его ТТХ условиям современного боя. Но учитывалось ли при этом развитие зарубежных систем противодействия? Совет безопасности РФ и Минобороны еще в 2000 г. подтвердили глубокий кризис системы вооружения и отечественного ОПК. С тех пор мало что изменилось. Очевидно, что большая часть отечественного радиоэлектронного вооружения (радиолокационные станции; системы связи, наведения и управления; космические и авиационные средства; системы ПВО, ПРО и др.) считается современным. Однако имеющиеся результаты функционирования российских экспериментальных образцов микроволнового оружия (табл.) свидетельствуют о резком снижении эффективности упомянутых радиоэлектронных средств, в которых слабое звено - интегральные схемы, микроэлектроника. Поражающим воздействием при этом являются радиоизлучения на рабочих частотах объекта поражения, но в 1000 раз большей мощности излучения за время, измеряемое наносекундами. Эффективность поражения радиоэлектронных устройств при этом может изменяться от ухудшения функционирования системы до вывода из строя. Поражение радиоэлектронных систем зависит от мощности источника микроволнового излучения и расстояния до него.

Микроволновое оружие более эффективно, чем существующие системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Действие системы РЭБ ограничивается подавлением только в момент работы системы противника при условии заблаговременного определения ее параметров излучения. При выключенной системе РЭБ противник возвращается к прежнему режиму работы. Микроволновое оружие, в отличие от системы РЭБ, воздействует на объект поражения и выводит его из строя независимо от того, включено оно или выключено.

СЛАБОЕ ЗВЕНО

В первую очередь, объектами поражения микроволновым оружием могут быть внешние элементы радиоэлектронного оборудования, например, систем управления вооружением с фазированными антенными решетками (ФАР) для самолетов "МиГ" и "Су", а также ЗРК средней дальности ПВО Сухопутных войск "Куб", "Бук" и др.

Сегодня МиГ-31 считается непревзойденным истребителем-перехватчиком. Требование одновременной работы БРЛС этой машины по многим целям предопределило использование в ней антенны с электронным сканированием, реализованным в ФАР. Благодаря ФАР МиГ-31 стал обладать новым качеством - способностью продолжать обзор пространства при наведении своих ракет на самолет противника. Но входящие в состав ФАР полупроводниковые элементы затруднительно защищать от воздействия микроволнового оружия.

МиГ-31 может действовать по информации с комплекса автоматического управления, как в режиме командного наведения, так и в полуавтоматическом режиме в одиночном полете или в составе группы до 4-х перехватчиков с автоматической передачей данных и распределением цели между членами группы. Такой вариант боевого применения позволяет группе МиГ-31 из 4-х самолетов контролировать воздушное пространство шириной 900 км. После встречи этой группы с двумя (тремя) самолетами противника с микроволновым оружием (с дальностью действия 500 км) может быть выведена из строя не только ФАР, но и ракеты Р-33Е с радиолокационными и инфракрасными ГСН.

Обнаружение неисправностей в системе ФАР после воздействия микроволнового оружия потребует создания тестирующей аппаратуры, что усложнит технологию обслуживания. Одновременно ремонт и восстановление ФАР в боевых условиях вряд ли возможны после поражения микроволновым оружием.

Недавно завершилась модернизация комплекса разведки и контроля стрельбы "Зоопарк", предназначенного для обнаружения по выстрелу позиций минометов, артиллерии, определения стартовых позиций тактических ракет противника и обеспечения стрельбы своих средств. Но данный комплекс включает радиолокационную станцию с ФАР, которая практически не защищена от воздействия микроволнового оружия.

Представленные примеры свидетельствуют о том, что с появлением микроволнового оружия современные системы с РЛС, имеющие ФАР, становятся уязвимыми За рубежом (США, Великобритания, Швеция и др.) уделяется большое внимание развитию микроволнового оружия. Следует принять во внимание, что ВС США планируют с помощью микроволнового оружия решать следующие задачи: подавление систем ПВО и ПРО; дезорганизация боевого управления и связи ВС противника; обеспечение защиты своих объектов от ВТО.

ГЛАВНАЯ ОПАСНОСТЬ

Многочисленные заявления высокопоставленных чиновников о том, что закупки ВВТ начнутся после 2007 г., с одной стороны, свидетельствуют о стратегической потере темпов перевооружения нашей армии ("ВПК" № 7, 2004 г.). С другой стороны, у налогоплательщика, по ряду причин, нет уверенности в том, что ВС получат новые перспективные образцы вооружения, поскольку утрачена способность создавать многие из них, что следует из заявлений ведущих специалистов ОПК об "утере" сотен технологий производства ВВТ. Отсутствие новых образцов в российской системе вооружений предопределяет ее уязвимость в условиях превосходства НАТО в области высоких технологий.

Появление лазерного, микроволнового, инфразвукового оружия окажет большое влияние на способы и формы ведения войны. Лазерное оружие, создающее зону сплошного облучения, представляет серьезную угрозу для оптикоэлектронных средств танков и БМП. Размещенное в боевых порядках микроволновое оружие способно выводить из строя РЛС, средства радиосвязи и РЭБ.

Серьезная опасность на поле боя для живой силы, особенно на этапе подготовки наступления, может возникнуть при использовании инфразвукового оружия, обладающего широким спектром воздействия на человеческий организм. В настоящее время США тратят на разработку психофизического оружия средства, сопоставимые с затратами на космические программы.

Лазерное, микроволновое, инфразвуковое и другие виды вооружений резко повышают боевые возможности ВС, но требуют коренных изменений их структуры, состава, а также тактики боя.

По большому счету оценку состояния системы российского вооружения дал заместитель министра обороны Алексей Московский (см. "ВПК" № 9, 2004 г.): "Закупки же сложных финальных образцов по-прежнему осуществляются в единичных количествах, что не позволяет окончательно приостановить общий процесс деградации существующей системы вооружения".

К настоящему времени имеющиеся старые заделы в военно-технической области исчерпаны. По этой причине вызывает сомнение качество принятых в 1996-2003 гг. на вооружение 370 новых образцов. В 2004 г. запланировано принятие еще 250 образцов ВВТ. Суммарная цифра принятых на вооружение ВВТ к концу 2004 г. - 620 единиц - впечатляет, но отвечают ли эти образцы требованиям новой системы вооружения - остается под вопросом. Эти сомнения обусловлены, например, следующим фактом. Известно, что в 2000 г. предприятия Российского агентства по обычным вооружениям (РАВ) сдали на вооружение одну БМП, два комплекса инженерных средств обеспечения мобильности войск, три средства экипировки военнослужащих, два тренажера. Принимая во внимание, что в РАВ вошли предприятия бывшего Министерства оборонной промышленности, его успехи за 2000 г. выглядят весьма скромно.

Излишняя закрытость принятых на вооружение образцов не способствует повышению их качества.

ТРЕТЬЯ ГПВ

В настоящее время создается третья Государственная программа вооружения на период 2006-2015 гг. (ГПВ-2015), действие которой в период 2006-2010 гг. совпадает с функционированием второй ГПВ-2010. Такая ситуация на фоне провала первой ГПВ-2005 вызывает сомнение в качестве планирования развития вооружений. Одновременное функционирование второй и третьей ГПВ в период 2006-2010 гг. наводит на мысль о недостаточной проработке основ второй ГПВ, что непозволительно для такого уровня государственных документов.

Разработка ГПВ и других руководящих документов по развитию вооружений - необходимое, важное и ответственное мероприятие. При этом можно отметить, что недостатка в их количестве не ощущается. А вот ощутимых результатов в реализуемости планирования пока нет.

Основой политики развития отечественного вооружения является обеспечение боеспособности СЯС на этапе перевооружения армии. Но целевая государственная программа серийного производства ракетного комплекса "Тополь-М" в 2003 г. была профинансирована только на 30% ("ВПК" № 31, 2004 г.). Если к этому добавить ежедневно возникающие чрезвычайные ситуации по срыву выполнения работ соисполнителей МИТ и неспособность государственных структур обеспечить исполнение программ, то Россию с 80% старых вооружений без "Тополей" ничего хорошего не ожидает.

Дальнейшая деградация системы российского вооружения и ОПК недопустима. В этом плане следует принять самые решительные меры.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации