Заметки с выставки IDEX-2005

Техника и вооружение № 8/2005 стр. 21-22

Заметки с выставки IDEX-2005

Владимир Щербаков

С 12 по 17 февраля 2005 г. столица Объединенных Арабских Эмиратов город Абу-Даби принимал очередную, уже седьмую по счету, международную выставку International Defence Exhibition and Conference (IDEX). Данному мероприятию в ОАЭ уделяется очень большое внимание, поэтому проводится оно под патронажем Президента ОАЭ и Верховного главнокомандующего ВС ОАЭ шейха Халифы бин Зайда аль-Найяна. Что же касается участников выставки, то они стремятся не столько удивить всех научно-техническими достижениями, сколько заинтересовать богатые страны Персидского залива конкретными образцами ВВТ.

На этот раз в выставке приняли участие 905 компаний и организаций из 50 государств мира. Одно из центральных мест на выставке занимал российский павильон. Под эгидой ФГУП «Рособоронэкспорт» свою продукцию представили около 40 предприятий, компаний и организаций. Количество образцов ВВТ превысило 500 единиц, однако на открытой статичной стоянке присутствовало ограниченное число машин: БМП-3 да и несколько автомобилей КамАЗ. В основном, конечно, на стендах российских участников были представлены образцы ВВТ и техники двойного назначения, которые уже достаточно хорошо известны широкому кругу специалистов, но потенциальным заказчикам были предложены и варианты модернизации ранее поставленных советских и российских вооружений и совершенно новые изделия.

Российское «супероружие»

Здесь речь пойдет об оперативно-тактическом ракетном комплексе «Искандер-Э», который буквально совсем недавно наделал столько шуму. На выставке же IDEX-2005 данному комплексу была посвящена отдельная экспозиция. Впрочем, не только всей системе в целом, но и отдельным ее составляющим, таким, например, как головка самонаведения ракеты, разработанная специалистами московского Центрального научно-исследовательского института автоматики и гидравлики (ЦНИИАГ). Она придает ракете исключительно высокую для систем такого класса точность: круговое вероятное отклонение составляет всего лишь 20 м. А весит она только 20 кг и может быть подготовлена к работе в течение 5 мин. Для комплекса «Искандер-Э» коллектив ЦНИИАГ разработал также машину управления и станцию обработки данных, которые смонтированы на шасси автомобилей повышенной проходимости КамАЗ. Обмен данными между ними осуществляется с использованием оптико-волоконного кабеля и радиосвязи. Имеются в системе и локальные компьютерные сети с высокой степенью защищенности от помех и постороннего проникновения и т.п.

Например, станция обработки и обмена данными обслуживается всего двумя военнослужащими и в автоматическом режиме может собирать разведывательную информацию, поступающую от космических и воздушных средств разведки, выдает данные целеуказания и осуществляет подготовку других данных с выдачей их непосредственно на ракеты комплекса. Машина управления обладает способностью фактически в автоматическом режиме осуществлять работу всего комплекса. Ее обслуживают четыре оператора, которые имеют возможность в течение 10 мин полностью подготовить комплекс к стрельбе.

Немного об автомобилях

Достаточно большие экспозиции представили на стендах и открытых выставочных площадках компании, которые разрабатывают и производят грузовики различных «весовых категорий». Среди них известные российскому читателю марки «Татра» и КамАЗ и более экзотичные, такие как, например, грузовики индийской компании «Ашок Лейланд» (Ashok Leyland), структурно входящей в состав крупной промышленной группы «Хиндуджа Груп» (Hinduja Group) и принимающей участие в выставке впервые. Начало 2005 г. оказалось удачным для компании, которая получила заказ на поставку 3322 грузовиков марки «Стэльон» (Stalion) с колесной формулой 4x4 для нужд Ирака. Контракт стоимостью 45 млн. долл. США был подписан с руководством ООН (причем это было сделано еще до начала активной фазы американской операции в этой стране). Это на сегодня крупнейший заказ на автомобили подобного класса, который получила какая-либо компания из Индии.

На нынешней выставке индийская компания продемонстрировала две свои разработки: уже упоминавшийся армейский грузовик «Стэльон» и автомобиль повышенной проходимости HMV (High Mobility Vehicle), который может быть использован для доставки грузов и личного состава, в том числе и в тяжелых условиях пустыни. Причем на базе последней модели можно быстро создавать различные варианты: цистерны для перевозки различных жидкостей, ремонтно-эвакуационные машины, мобильные госпитали и походные кухни.

Другим интересным экспонатом автомобильной секции выставки стал, без сомнения, военный внедорожник с колесной формулой 4x4 NIMR, производство которого налажено на заводе компании «Бин Джабр Груп» (Bin Jabr Group), находящейся в столице ОАЭ городе Абу-Даби, и на мощностях иорданской государственной компании KADB (King Adullah Design Bureau). Причем данный проект осуществляется «под покровительством» известной в регионе корпорации «Эдвансд Индастриз оф Арабиа» (Advanced Industries of Arabia, или ALA). По словам короля Иордании Абдаллы II, эта модель внедорожника имеет большой потенциал и ее производство очень важно для обеих стран, поскольку возможности NIMR позволяют использовать данный автомобиль для решения широкого круга задач - от сугубо военных до миротворческих и полицейских.

В настоящее время осуществляется контракт на поставку различным ведомствам Иордании пяти тысяч машин марки NIMR. Что касается перспективных планов, ожидается, что в ближайшие 3-4 года в общей сложности будет поставлено до 3500 машин в арабские и не арабские страны, за исключением Израиля. Интересно, что эмиратская компания решила не останавливаться на достигнутом и в ходе упомянутой выставки заключила соглашение с индийской промышленной группой «Вектра» (Vectra Group) по вопросу организации лицензионной сборки автомобилей марки NIMR на территории Индии для внутреннего рынка страны. В дни работы IDEX-2005 был подписан и контракт с ВС ОАЭ на поставку автомобилей NIMR (4x4).

Основной моделью является автомобиль NIMR с колесной формулой 4x4, оснащенный дизельным двигателем и специально разработанной системой охлаждения и кондиционирования, что позволяет эффективно использовать данную машину в трудных условиях пустыни. Однако в настоящее время разработана и другая модификация этой же марки - автомобиль повышенной проходимости с колесной формулой 6x6. На нем установлен 6-ци-линдровый дизельный двигатель MTU (как и на первой модели) мощностью 280 л.с. Считается, что новая машина получит широкое распространение в различных силовых и других ведомствах стран Залива.

Известная австралийская компания Tenix, специализирующаяся на разработке и выпуске бронированных автомобилей и других подобного рода техники и оборудовании, представила на выставке свою новую разработку - бронированные панели и двери для установки на легковых автомобилях типа «седан» в качестве средства обеспечения личной безопасности. К настоящему времени подобные комплекты уже имеются на выпускаемых этой компанией автомобилях марки S600, закупленных силами безопасности и полицией Кувейта. Эти машины оснащены системой MARS (Mobile Adjustable Ramp System), которая позволяет быстро приспосабливать автомобили к меняющимся условиям обстановки и варьировать степень их защищенности.

Немецкие бронемашины спецназначения

Одно из центральных мест на открытой выставочной площадке немецкого павильона занимал бронеавтомобиль «Фукс» (Fuch, в переводе с немецкого «лисица»). Причем демонстрировался не просто БТР, который также имеется в данном многочисленном немецком бронированном семействе, а специальная машина для бактериологической, радиационной и химической разведки. В настоящее время в этом регионе аналогичные машины имеют только вооруженные силы Кувейта и Саудовской Аравии, инженерные войска которой оснащены 36 «Фуксами». По информации, ставшей известной в ходе выставки, ВС ОАЭ заключили предварительное соглашение о приобретении 22 таких бронемашин у немецкой компании «Рейнметалл Лэндсистемс» (Rheinmetall Landsystems) на общую сумму 768 млн. дирхам (около 209,8 млн. долл. США). Десять единиц из этой партии, которая в случае успешного завершения переговоров между сторонами начнет поступать в войска в 2007 г., предназначены для сухопутных войск, а остальные 12 - для подразделений национальной гвардии ВС ОАЭ. Завершить поставки планируется до 2010 г. Есть данные, что ВС Омана заключили соглашение о поставке 50 БТР «Фукс», но пока неизвестна затребованная ими модификация. К началу 2005 г. немецкая компания-производитель поставила уже 1450 бронеавтомобилей семейства «Фукс», в том числе таким заказчикам, как Германия, США, Великобритания, Норвегия и Голландия.

Хотелось бы отметить, что в один из дней работы IDEX-2005 представители ФГУП «Рособоронэкспорт» объявили об успешном завершении испытаний нового двухместного боевого модуля АУ-220М с 57-мм автоматической пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом (находится справа от пушки), который будет устанавливаться на модернизированном плавающем танке ПТ-76Б, а также ряде других образцов легкой бронетехники советского и российского производства, например на БМП-2, БТР-80 и БТР-90. Предусмотрена даже возможность размещения этого боевого отделения по требованию заказчика и на широко распространенном в мире американском БТР Ml 13. Также АУ-220М может использоваться на различных типах надводных кораблей.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации