БРОНЯ И КРЫЛЬЯ НА ЛАДОНИ

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 02/2005 стр. 25-27

БРОНЯ И КРЫЛЬЯ НА ЛАДОНИ

Виктор Бакурский

Свершилось! После трехлетнего перерыва в Москве вновь проводится выставка-конкурс стендовых моделей-копий, организованная Московским клубом стендового моделизма (МКСМ) совместно с Центральным музеем Вооруженных сил России. На сей раз выставка, посвященная 60-летию Победы, проводилась в здании музея в специально выделенном просторном и светлом зале.

В тот момент, когда данная заметка была сдана на верстку, до окончания работы выставки оставалось еще две недели. Две группы жюри (отдельно по гусенично-колесной технике и авиации) еще только приступили к работе, поэтому о результатах конкурса судить рано.

Традиционно наибольший интерес как у самих участников выставки, так и у случайных посетителей вызывали диорамы. Качество их исполнения было различным, но со стороны было заметно, что у детей, пришедших в музей Вооруженных сил и неожиданно оказавшихся на выставке стендовых моделей, популярностью пользовалась диорама Артема Барабана «Штурм Грозного», на которой был представлен танк Т-72, прорывающийся по улицам разрушенного города. Фоном ему служили не только руины, но и сожженные БМП и БРДМ. Видимо, эта тема современному подрастающему поколению гораздо ближе, нежели события 60-летней давности.

Зато другие диорамы, посвященные периоду Великой Отечественной, были выполнены на более высоком уровне.

Так, на диораме «Чужой среди своих» москвича Василия Гончарова молено было видеть обгоревшую «тридцатьчетверку» со снесенной башней, мимо которой пробирались бойцы Красной Армии. Сквозь башенный погон и сорванные створки моторного отсека хорошо просматривались все «внутренности» танка. А столь странное название диорамы объяснялось тем, что танк-то был с крестами. Трофейный.

Еще одна диорама Гончарова представляла собой пару танков Pz.IV, экипажи которых загружали свои боевые машины снарядами.

Несколько диорам продемонстрировал Владимир Демченко из Ростова-на-Дону, среди которых выделялась «Высота 65,5». На этой диораме изображалась атака Т-26 и Т-28 в зимних условиях.

Очень забавно выглядела работа Григория Киселева «Весна». Мы уже привыкли к тому, что на диорамах традиционно изображаются танки, или идущие в атаку, или уже сгоревшие, или застрявшие в непролазной грязи. Здесь же, действительно, буквально повеяло весной. Танк Т-34 лишь создавал фон. А главная тема сценки - танкист, прогуливающийся с девушкой.

В этот раз на конкурс было представлено очень много моделей танков.

Как и во время проведения предыдущих мероприятий подобного рода, и в этот раз на выставке выделялись модели Ильи Переяславцева. Не буду торопить события, но думаю, что одна из его «пантер» однозначно окажется среди призеров.

Кстати, в этот раз у Ильи появились и серьезные конкуренты. Главным соперником также стала «Пантера», выполненная Романом Бухаловым из Твери. А вот самое «живое» впечатление произвела модель Юрия Соколова - тоже «Пантера», но только в зимней окраске.

Постоянные участники конкурсов хорошо знакомы с картонными моделями Александра Лагутина. В этот раз Александр не участвовал в конкурсе, но, тем не менее, представил на выставку несколько своих моделей, среди которых особое внимание привлекали Т-35 и Pz.IV. И хотя видишь эти картонные танки уже не первый раз, все равно не перестаешь восхищаться талантом наших моделистов.

Не подумайте, что на выставке были одни лишь «тигры» и «пантеры». Здесь в миниатюре был представлен практически весь парк бронетехники Красной Армии и наших союзников. Просто обо всех моделях рассказать невозможно, а упомянуть хочется лишь самые лучшие.

А еще стоит отметить работы юных участников конкурса, особенно ребят из клуба «Авиатор» из Ханты-Мансийска. Очень неплохо смотрелись «Тигр» Романа Выдащенко (13 лет) и М26 «Першинг» Саши Шушарина (15 лет). А танковые транспортеры с «Леопардом» и «Шерманом» Дениса Мотошина (15 лет) можно было считать почти диорамами.

Что касается наиболее интересной покраски, то тут можно было бы выделить Диму Вороного (14 лет), представившего модель плавающего транспортера LVT «Аллигатор».

Ребята из Ханты-Мансийска привезли немало и моделей самолетов. Среди них можно отметить F-89 «Скорпион» Леши Шушарина , ЕН-101 Нади Горбатюк и Ju 52 Дениса Тырникова.

Уж коли мы заговорили о летательных аппаратах, то сразу хочу отметить, что, на мой взгляд, такого интересного собрания моделей самолетов давно уже не было. В этом отношении прежде всего повезло тем посетителям, которые просто пришли посмотреть на выставку. Так, если в разделе бронетехники было немало моделей Т-34, KB, «пантер» и т.п., отличавшихся лишь качеством изготовления, то среди самолетов повторяющиеся типы нужно было еще поискать.

Еще одной особенностью авиационного раздела стало разделение на два конкурирующих масштаба: 1:72 и 1:48.

Впрочем, на этот раз «отличились» и любители мало популярного в нашей стране масштаба 1:32. В отдельной витрине соседствовали такие производящие впечатление модели, как МиГ-3 А. Седуна, И-16 А. Шерстянкина, «Зеро» и пара «мессеров» М Колпакова, Р-12 Е. Баранова и др. О том, как будет жюри оценивать эти модели, судить не берусь. Выделить лучшую из них очень трудно. Ощущение такое, что все они сделаны одной рукой. Бывает же такое.

Зато в масштабе 1:72 и 1:48 для членов жюри - полное раздолье. Даже непосвященный в таинства стендового моделизма посетитель с ходу отличит работу одного автора от другого. Что уж говорить о тех, кто участвует в работе выставки не один год. Достаточно было лишь беглого взгляда на яркие, выделяющиеся четкими контрастными линиями расшивки модели Р-47, F-18, F-l, T-6 и Т-28, чтобы безошибочно угадать работу москвича Максима Гуменюка. Конечно, из-за этого его маленькие самолетики получаются не совсем похожими на настоящие «живые» машины, но от этого они не смотрятся хуже. Я бы сказал, что такое исполнение - классика музейной модели. На этих копиях видны все самые важные элементы конструкции самолета. Во всяком случае, столь своеобразная технология покраски не каждому по силам. Тем более что качество изготовления каждой модели безукоризненное.

Впрочем, впервые нечто похожее появилось и в масштабе 1:48. Необычно эффектная покраска «под Гуменюка» выделяла среди других экспонатов модели Михаила Старченко (Ла-7, Не-280, Та-183, Но-229). Правда, непомерно сильные «потертости» и «загрязнения» придавали этим моделям совершенно неестественный вид. Однако и подобное творчество имеет право на жизнь. Во всяком случае, созерцание этих самолетиков вызывало явное удовольствие у всех присутствующих на выставке.

А вот самым «живым» из всех летательных аппаратов в масштабе 1:48, на мой взгляд, был «Спитфайр» Михаила Никольского из Волоколамска. Модель не претендовала на участие в конкурсе, так как была собрана и покрашена ради удовольствия всего за один вечер. Но вот среди десятков других моделей самолетов периода Второй мировой войны, разделивших с ней одну из витрин, выделялась весьма заметно.

А вот что касается серьезных работ, претендующих на призовые места в масштабе 1:48, то хочется отметить Ме-410 Анатолия Величко и, конечно же, серию моделей Сергея Яхонтова. Здесь и раскапотированные «Спитфайры» и МС-202, и полностью самодельные ЛаГГ-3, Ла-5, МиГ-3 и Як-1, причем ЛаГГ-3 и Як-1 кроме качественного изготовления поражают еще и исключительно «естественной» окраской.

Говоря о моделях масштаба 1:48, нельзя не сказать о моделях современных самолетов МиГ-23, МиГ-29, МиГ-31, Су-24 и Су-33, представленных Сергеем Захаровым из Новокуйбышевска. Все они выполнены из стеклопластика и являются разборными. При этом в собранном виде обнаружить места стыка отдельных деталей практически невозможно, ведь они совпадают с местами технологического членения реального самолета. Отдельные элементы конструкции моделей выполнены подвижными. Так, у Су-33 складываются крыло и стабилизатор, выдвигается штанга заправки топливом. У Су-24 поворачиваются консоли крыла. При этом синхронно отклоняется стабилизатор и поворачиваются подкрыльевые пилоны. О таких «мелочах», как открывающиеся панели фонаря пилотской кабины и ее внутренняя начинка, и говорить не приходится. А еще модели просто изумительно покрашены. Описать их невозможно. Это нужно видеть.

Что касается масштаба 1:72, то в этой номинации также было немало интересного. Достаточно было посмотреть на Сопвич F.1 без обшивки, вышедший из-под руки уже упоминавшегося М.Гуменюка.

А еще на выставке были представлены целые тематические коллекции. К примеру, Павел Колесников выставил модели всех самолетов, созданных в КБ им. Лавочкина - от ЛаГГ-3 до Ла-250. Эдуард Чукашов показал серию самолетов периода Первой мировой войны, а Иван Кудишин с моделями самолетов времен Второй мировой войны вообще буквально захватил целых две витрины.

Что же касается наиболее впечатляющих моделей в этом масштабе, то стоило бы назвать даже не самолеты, а вертолеты Ми-8 и Ка-27 от Евгения Касьяненко. Ну а «гвоздем» 72-го масштаба почти все посетители выставки называли модель Ту-154, оснащенную АНО, подсветкой салона и кабины пилота. Да что говорить, если даже каждая лопатка двигателя была сделана как отдельный элемент. Эту сложнейшую полностью самодельную модель изготовил Дмитрий Колесник.

К сожалению, на всех конкурсах стендового моделизма, проводимых МКСМ, выставляется очень мало моделей кораблей, автомобилей и железнодорожной техники. Конечно, у любителей этих видов моделизма есть свои клубы, тем не менее, отрадно, что некоторые экспонаты были представлены и на выставке, состоявшейся в музее Вооруженных сил.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации