НОВЫЕ ПРАВИЛА ИММИГРАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В ГЕРМАНИИ
Обозреватель - Observer 2004 №11 (178)
НОВЫЕ ПРАВИЛА ИММИГРАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В ГЕРМАНИИ
Олег Дамаскин,
доктор юридических наук
В последние десятилетия на изменение облика Германии существенное влияние оказывает иммиграция. Характерным признаком этого стало этническое и культурное многообразие общества. Однако, несмотря на это, стране потребовалось много времени для того, чтобы признать реальность формирования иммиграционного общества.
Продолжавшаяся около пяти лет дискуссия о современном миграционном законодательстве для Германии завершилась 1 июля 2004 г. одобрением Бундестагом (всего при 4 голосах "против"), а затем и Бундесратом, Закона об иммиграции.
Новый Закон об иммиграции, вступающий в силу в начале января 2005 г., может таким образом опираться на широкий политический консенсус.
Основой консенсуса стал курс на:
- ограничение иммиграции,
- повышение требований к квалификации иммигрантов,
- форсирование процесса интеграции иностранцев,
- учет экономической рентабельности иммиграции при наличии в Германии в настоящее время 4 млн. безработных.
Регулирование иммиграции с помощью нового закона способствует открытию рынка труда для высококвалифицированных иностранных специалистов, студентов, ученых, современной интеграционной политике и усовершенствованию права на убежище.
Основные положения закона устанавливают:
- два вида на жительство: временный и бессрочный;
- возможность для лиц с высокой квалификацией сразу получить бессрочный вид на жительство;
- возможность для иностранцев, после завершения учебы в германских вузах, поиска работы в Германии;
- усовершенствование права на пребывание в стране жертв негосударственного преследования и преследования по признакам пола;
- обязанность для новых иммигрантов не из стран Европейского Союза посещать языковые и интеграционные курсы.
Закон об иммиграции приходит на смену грин-карте, с которой иностранные специалисты могли работать в Германии.
Всего было выдано 20.000 "грин-карт", использованы 17.337.
Распределение грин-карт для иностранных специалистов составило:
по континентам:
- Азия - 38,8%,
- Африка - 6,3%,
- Америка - 6,2%,
- Австралия - Океания - 0,7%,
- Европа - 48,0%;
по странам:
- Индия - 4346,
- Румыния - 1306,
- Россия - 1144,
- Польша - 977,
- Китай - 7631.
Германский рынок труда будет более открыт для высококвалифицированных иностранцев по сравнению с тем, что позволяло уже существующее положение о грин-картах для специалистов в области информационных технологий. При наличии соответствующих предпосылок иностранцы с самого начала могут получить бессрочный вид на жительство и осесть в Германии. Высококвалифицированным иностранцам может быть предоставлен долговременный вид на жительство, если у них имеется конкретное предложение относительно работы и гарантировано финансовое обеспечение жизненного существования без помощи государства.
Новым законом впервые четко регулируется иммиграция лиц, имеющих собственное дело. Они получают вид на жительство, если Германия видит в этом свой экономический интерес и обеспечено финансирование проекта. Состоятельные иностранцы, способные инвестировать в Германии минимально 1 млн. евро и создать при этом, по меньшей мере, 10 рабочих мест, могут рассчитывать на поддержку в качестве иммигрантов.
Создаются более привлекательные условия для учебы в германских вузах. Прежде после завершения учебы они должны были возвращаться в свои страны. По новому закону после успешного завершения учебы в вузе разрешение на пребывание в стране может быть продлено на срок до одного года, чтобы они могли найти себе работу, отвечающую уровню их образования. Если появится в том потребность, то высококвалифицированным выпускникам вузов должна быть также предоставлена возможность для приобретения гражданства.
Новым законом закреплено изучение языка и посещение интеграционных курсов всеми новыми иммигрантами не из стран Европейского Союза. В будущем они могут и должны после въезда в Германию изучать немецкий язык на курсах, которые финансирует государство.
Условия иммиграции облегчены только для названных категорий лиц: ученых, учащихся вузов и лиц, имеющих собственное дело.
В отношении остальных лиц продолжает действовать запрет на наем иностранной рабочей силы, действующий с 1973 г. Правда, со стороны руководства германских предприятий эти ограниченные возможности на наем иностранной рабочей силы подвергаются критике. В условиях резкого падения рождаемости они прогнозируют в ближайшее время ощутимую нехватку квалифицированной рабочей силы и молодых ученых в Германии. Однако действительным мотивом их позиции является стремление сохранить и увеличить свои доходы и прибыль за счет более низкой оплаты труда иностранных рабочих.
Кроме того, на фоне 4 млн. безработных в Германии ни правящая коалиция, ни оппозиция не могут допустить, что общественность, а это и потенциальные избиратели, будет готова пойти на еще более либеральные условия для иммиграции.
Усовершенствованное право на убежище предоставляется тем, кто ходатайствует о предоставлении убежища из-за преследований по причинам пола или из-за преследования негосударственными группами и должны признаваться беженцами. Лица, ходатайствующие об убежище, которых, например, нельзя выслать на родину из-за того, что там идет война, могут теперь уже в первый год получить ограниченный по сроку вид на жительство и тем самым приобрести более выгодный статус. На практике это означает возникновение права на работу.
Правила, касающиеся воссоединения семей, продолжают в основном действовать. Дети в возрасте до 18 лет имеют право приехать в Германию для воссоединения с родителями, если те имеют право на убежище или статус беженцев в духе Женевской конвенции о беженцах, однако при этом должны также изучать немецкий язык.
Правительство и оппозиция пришли к согласию по поводу целенаправленной интеграционной политики, которая включает в себя обязанность посещения языковых и интеграционных курсов как для иммигрантов, так и для иностранцев, уже давно проживающих в Германии. Их посещение будет носить обязательный, а не добровольный характер. Такой подход будет способствовать преодолению языковой изолированности национальных общин и перспективной интеграции иммигрантов в немецкое общество.
Иностранцы, которые будут квалифицированы как "опасные", могут быть в силу нового "Предписания о высылке из страны" выдворены за пределы Германии, если такое решение будет принято высшими земельными или федеральными органами. Юридическим основанием должен стать "прогноз об опасности". Выдворение из страны "проповедников ненависти", призывающих к террористической деятельности или угрожающей меньшинствам, будет еще более облегчено по сравнению с уже имеющимися возможностями. Несмотря на все возражения по поводу того, что к иностранцам в принципе нельзя относиться с недоверием, иммиграционные власти должны будут запрашивать в ведомстве по охране конституции (федеральной службе безопасности) данные обо всех потенциальных иммигрантах.
Содержание и правовое регулирование иммиграционной политики Германии позволяет констатировать ее курс на интеллектуализацию предпринимательства в стране за счет развития науки.
На мировом рынке по числу патентов, зарегистрированных в США, Японии и Европе, Германия входит в группу лидеров, имея 127 патентов на 1 млн. чел. (Япония - 164; США - 111; Великобритания - 92; Франция - 66). Особенно активен в этой сфере германский малый и средний бизнес2.
С 1998 г. правительство повысило бюджетные расходы на науку больше, чем на 20%, а до 2010 г. они вырастут с 2,5% до 3% от совокупного общественного продукта.
Германия занимает третье место в мире по расходам на науку и разработки в размере 2,51% от валового национального продукта (Япония - 3,06%; США - 2,74%; Франция - 2,23%; Великобритания - 1,89%).
Был заложен фонд рискового капитала и собрана команда крупных экспертов. Ведущие представители политики, экономики и науки пытаются определить решающие рынки будущего. На рынке передовых технологий доля Германии опережает Великобританию, Японию и Францию, уступая лишь США (США - 28,0; Германия - 10,6; Япония - 9,5; Франция - 7,3).
В настоящее время в Германии действует около 22.000 иностранных фирм, среди них около 500 крупнейших в мире. В них работают более 2,7 млн. сотрудников, а их инвестиции, по оценке Германского федерального банка, только за прошедший год составили свыше 11 млрд. евро.
В стране развивается промышленность, ориентированная не на трудоемкость, а на наукоемкость. Инвесторы все больше вкладывают в науку и разработки, превращая Германию в один из ведущих "мозговых центров" мировой экономики. Развитие ключевых технологий будущего требует умных голов, людей способных преодолевать границы, в прямом и переносном смысле, географически и интеллектуально.
Можно считать социальной инновацией в германскую экономику Закон об иммиграции, ориентированный на качественное развитие трудовых ресурсов, за счет рационального использования процесса иммиграции в условиях глобализации.
Такой подход целесообразен для использования в специфических условиях современной России, продолжающей утрачивать свой научный, образовательный потенциал, трудовые ресурсы, испытывающей криминальные последствия нелегальной миграции.
Примечания
1 Deutschland. 2004. № 4.
3 ФРГ. Федеральный отчет по науке. 2004.;