ГЛОБАЛИЗАЦИЯ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

Обозреватель - Observer 2004 №6 (173)

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

"Золотой полумесяц" доминирует

А.Зеличенко,

полковник, кандидат исторических наук, руководитель международной группы

полицейских-инструкторов ОБСЕ в Сербии и Черногории

       Активное сотрудничество с местными коллегами-полицейскими все четыре балканских года*, изучение уголовной статистики, анализ местного фактического материала, наркоситуации, складывающейся в Афганистане, Центральной Азии и, параллельно, в некоторых государствах Балкан, позволяет утверждать о последовательном доминировании "Золотого полумесяца"** на европейских наркорынках.

       Такое положение, в свою очередь, говорит о необходимости акцентировать внимание силовых структур на обнаружении и пресечении "афганского следа", важности пресечения преступных связей двух континентов. В условиях дальнейшей глобализации наркопреступности такая попытка представляется немаловажной.

       Обращают на себя внимание следующие факторы:

       1. Отдаленность корней проблемы от главных маршрутов наркотранзита и стран-потребителей. Опиум и героин, например, производятся главным образом в Афганистане. Центральная Азия, Иран, Пакистан, Турция, Балканы, Россия превратились в ключевые пункты наркотранзита; последняя, наряду с США и Западной Европой относится также к основным странам-потребителям. При этом внимания именно корням проблемы повсеместно уделяется непропорционально мало.

       2. Недостаточное взаимодействие силовых структур как на региональном, так и на международном уровне. В качестве примера можно привести инициированную ООН долгосрочную стратегию, названную "Пояс безопасности вокруг Афганистана". Из-за множества "брешей" по всему периметру и, прежде всего в Туркмении и на многих отрезках афгано-таджикской границы, стратегия эта остается малоэффективной.

       3. Быстро растущее количество местных наркозависимых в каждой из стран транзита. В последние годы, по мнению экспертов, в странах транзита оседает порой до 20% переправляемых наркотиков. Эффективная антинаркотиковая политика должна предвосхищать такую трансформацию, отслеживать темпы роста наркопотребления, анализировать тенденции и разворачивать множественные обширные программы наркопревенции, лечения и реабилитации наркоманов, в том числе программы предотвращения ВИЧ-инфекции***.

       В Казахстане на передачу ВИЧ-инфекции при внутривенном введении наркотиков приходится 85% всех случаев (htpp://www.centrasia.ru/news 10.03.2004. Казахстан. "Лечение с обратным эффектом. СПИД в Казахстане").

       4. Мировой черный рынок все активнее берут под контроль этнически однородные организованные преступные группировки. Сформированные по принципу кровных связей, эти занимающиеся транзитом и распространением наркотиков криминальные структуры абсолютно закрыты и отделены от местных сообществ. Это весьма осложняет задачу правоохранительных органов по проникновению и обнаружению таких групп (например, чеченские, цыганские, таджикские преступные группировки в России, албанские криминальные группы в Косово).

       5. Ситуация в постконфликтных регионах, например, Афганистане, Косово: международные полицейские силы весьма слабо осведомлены о наркоситуации на местах, их личный состав постоянно меняется. Вновь создаваемые силовые структуры слабы и не имеют достаточного опыта борьбы с наркобизнесом.

       6. Черный наркорынок, так же как и все другие рынки мира, постоянно трансформируется и совершенствуется. Это развитие имеет свою специфику, которую необходимо своевременно выявлять и анализировать. Так, например, последние годы характеризуются весьма быстрым и агрессивным проникновением на традиционные рынки сбыта синтетических наркотиков, кое-где даже потеснивших традиционные опиум и героин. Наблюдается бурный рост количества лабораторий, производящих амфетамины, экстази. Это означает, что эффективная антинаркотиковая политика должна учитывать все изменения, и уже на ранних стадиях появления и развития новых тенденций должны проводиться их мониторинг, анализ и регулярная проверка.

       7. Буквально на наших глазах рождаются новые международные наркомаршруты, которые в перспективе могут поглотить или, по меньшей мере, составить альтернативу действующим. Уже сегодня соответствующие структуры должны приступить к выработке своего рода "тактики на опережение". В противном случае ситуация, как это не раз бывало прежде, грозит на долгие годы выйти из-под контроля.

       Представляется необходимым рассмотреть перечисленные выше факторы более подробно, с точки зрения определения приоритетов антинаркотиковой политики силовых структур.

Афганистан

       Обратимся к "корням", а именно ситуации в Афганистане. Как известно, в силу ряда причин географического, экономического, политического характера страна эта вот уже несколько лет лидирует в наркопроизводстве.

       По различным оценкам, в 2003 г. здесь было произведено от 3,5 до 4,5 тыс. тонн опия-сырца, или 75% его мирового производства для нужд черного рынка.

       Усилия мирового сообщества хотя бы стабилизировать ситуацию пока ни к чему не привели. Некоторые же мероприятия, такие, например, как попытка "подкупить" феллахов, платя им деньги за уничтожение маковых посевов, дала обратный результат. Чтобы пойти на такое, надо совершенно не знать ментальности, образа жизни и "философии" афганского крестьянина, реалий его повседневного бытия. В надежде получить больше, те на следующий год увеличили маковые территории.

       После многих лет бесплодных попыток реально сократить наркопосевы удалось лишь талибам. Некоторые эксперты считают, что это было лишь тактическим ходом для поднятия мировых цен на наркотики. Так или иначе, но сегодня опийные поля опять вне контроля Центра. Их подлинными хозяевами являются полевые командиры, региональные лидеры, террористические банд-формирования.

       Хорошо известный факт: Усама Бен Ладен передавал произведенный в регионе героин чеченским боевикам для его продажи и покупки оружия.

       А захват бандитскими формированиями в 1999-2000 годах части территории Республики Кыргызстан аналитики прямо называют "Баткенским нарковторжением": вооруженные группировки пытались проложить новые региональные наркомаршруты, создать на захваченных территориях значительные запасы опиума и героина для последующей их транспортировки в европейские страны через "центральноазиатский коридор".

       Пока еще робкая попытка сокращения наркопосевов предпринята и кабинетом Карзая. Изданы соответствующие указы, созданы спецформирования в МВД. Однако здесь все, включая американских и натовских советников, осознают, что широкомасштабная кампания по борьбе с производителями наркотиков сегодня наверняка ввергнет страну в пучину гражданской войны.

       Чтоб стимулировать афганских крестьян выращивать не только опийный мак, здесь принято решение прекратить экспортировать ряд пищевых продуктов и зерно. В далекой перспективе такая мера может дать эффект. Но если учесть, что в прошлом году от продажи опиума в Афганистане была получена прибыль, которой не получить и за 10 лет торговли зерном, становится ясно, насколько далека перспектива диверсификации - замены одних сельхозкультур другими.

       В результате становится очевидным, что в ближайшее время какого-либо улучшения ситуации с производством и продажей наркотиков в Афганистане не предвидится. Более того, заявлено о появлении здесь "местных" наркоманов, чего не наблюдалось десятки лет, с начала наркопосевов. Это свидетельствует о серьезном усугублении наркоситуации. И, значит, мировому сообществу и, в первую очередь, России, Западной Европе и Северной Америке с их наиболее перспективными рынками сбыта, надо всерьез готовится к новому витку "афганской наркоагрессии".

       Подписание 1 апреля с.г. меморандума о пресечении наркоторговли между Афганистаном и граничащими с ним Ираном, Пакистаном, Таджикистаном, Узбекистаном, Туркменией и Китаем1 в силу целого ряда причин особенно на первых порах вряд ли позволит достичь ощутимых результатов в региональной наркоборьбе. Однако такую попытку, несомненно, следует всячески приветствовать.

       По мнению экспертов, сегодня до 30% наркотиков "Made in Afghanistan" поступают в основные страны-потребители через "центральноазиатский коридор". Несмотря на принимаемые здесь меры, цифра эта постоянно увеличивается. Этому, как и в Афганистане, способствует ряд факторов географического, общественно-политического, экономического характера.

       С Афганистаном из государств-членов СНГ граничат Таджикистан, Узбекистан и Туркмения. Именно эти страны, особенно Таджикистан, по мнению ООН, должны являться "передовой линией", "фронтом" наркоборьбы. Реализуется стратегия, названная "Поясом Безопасности вокруг Афганистана".

       Что же происходит на самом деле?

Таджикистан

       В Таджикистане в 2003 г. изъято 9,6 т наркотических веществ, в том числе 5,6 т героина. Большая часть наркотиков конфискуется российскими пограничниками, охраняющими 1271 км таджикско-афганской границы. В боестолкновениях только в прошлом году ими уничтожено 45 наркокурьеров2. Еще в 1999 г. первым в СНГ под эгидой ООН здесь создано Агентство по контролю наркотиков при президенте республики.

       Однако, по данным Международной Группы по предотвращению Кризисов (IRG) со штаб-квартирой в Брюсселе, Таджикистан входит в число 20 беднейших стран мира. В докладе IRG говорится, что растущие объемы наркотрафика "подрывают политическую волю к осуществлению экономической реформы и оказывают коррумпированное воздействие на государственные структуры". "Наркоторговля мешает экономическому развитию, потому что незаконно полученные доходы не идут на внутренние инвестиции"3. Как и в соседнем Афганистане, таджикам становится выгоднее заниматься нарко, нежели легальным бизнесом и производством.

       Силовиков всерьез волнует сращивание афганского и таджикского наркобизнеса, рост количества наркопосевов и лабораторий по производству героина.

       Особую озабоченность вызывает факт скорого, уже к лету текущего года, вывода из Республики российских погранвойск. Их присутствие сильно сдерживало наркотрафик.

       Так, в 2003 г. ими было задержано 4,7 т наркотиков, 2,5 т из которых составляет героин4.

       Сопоставив эти цифры с приведенными выше данными о наркоизъятиях по Республике в целом, очевидно, что российские пограничники проводили почти половину от общего количества наркоконфискаций. Аналитики полагают, что за решением о выводе российских пограничников, охранявших таджикско-афганскую границу более 100 лет, стоят наркобароны, крайне заинтересованные в этом4.

Туркменистан

       Как стало известно совсем недавно, в наркобизнес долгое время были вовлечены госструктуры Туркменистана5. По некоторым данным, во время правления талибов те рассчитывались наркоденьгами за поставляемые из Республики газ и бензин. Когда эти факты стали достоянием гласности, разразился грандиозный скандал, под суд был отдан председатель комитета национальной безопасности, "курировавший" наркоторговлю и транзит наркотиков через территорию Туркмении. Вместе с ним перед судом предстали и другие высокопоставленные чиновники, высшие офицеры спецслужб.

       Совсем недавно, уже в марте 2004 г., с заявлением о том, что Туркменистан, имеющий более 700 км общей с Афганистаном границы, не предпринимает достаточных усилий по борьбе с экспортом оттуда наркотиков, выступила Международная комиссия ООН по контролю за распространением наркотиков. Особое беспокойство комиссии вызвал тот факт, что с 2000 г. Туркмения не сообщала о каких-либо захватах грузов опиатов или используемых при изготовлении опиатов6.

       Комиссия, кроме того, указывает, что Туркменистан - единственная граничащая с Афганистаном страна, которая не участвует в начатой в 2001 г. "Операции Топаз", направленной на отслеживание поставок уксусного ангидрида, являющегося ключевым химикатом, используемым при изготовлении героина6.

Узбекистан

       В прошедшем 2003 г. почти 9 000 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, выявлено в Узбекистане. За их совершение осуждено 7 тыс. чел., более 900 из них - женщины. За наркобизнес задержано 177 иностранцев, большинство из них - жители Таджикистана. Как и другие страны региона, Узбекистан испытывает натиск наркотиков афганского происхождения.

       Между тем необходимо отметить, что существующие схемы регионального взаимодействия наркобизнесу часто не срабатывают. Вот только один пример: в начале текущего года МИД Узбекистана выступил с предложением создать Центральноазиатский информационный центр по борьбе с наркотиками и преступностью7 . Однако, еще в середине 90-х годов по инициативе Международной программы ООН по контролю за наркотиками центрально-азиатские государства подписали Меморандум о сотрудничестве, предусматривающий в том числе и создание подобной базы данных. Более того, начался сбор информации, но в последующем весьма полезное начинание было забыто.

Кыргызстан

       Последовательным наркоборцом по праву считается Кыргызстан. Здесь впервые в регионе была разработана "антинаркотиковая стратегия", согласно которой реализовано ряд государственных антинаркотиковых программ, впервые создана самостоятельная Служба по борьбе с наркобизнесом, Государственная комиссия по контролю наркотиков при Правительстве Республики, преобразованная в прошлом году в Агентство по контролю наркотиков при Президенте Республики.

       По данным МВД республики, в 2003 г. здесь по фактам незаконного оборота наркотиков возбуждено 3062 уголовных дела, изъято 3 т 548 кг наркотических веществ, в том числе около 150 кг произведенного в Афганистане опиума и героина8.

       По экспертным оценкам, суммарная прибыль от незаконного оборота наркотиков в Республике оценивается в 40-50 млн. долл. США9.

       Львиная доля наркоприбыли достигается за счет оборота и реализации наркотических средств афганского происхождения.

       По некоторым данным, через территорию Кыргызской Республики транзитом проходит почти 3000 кг героина и 5000 кг опиума, для наркоконтрабанды могут использоваться свыше 100 различных маршрутов10.

Казахстан

       Проведя специальную операцию под кодовым наименованием "Барьер", в которой участвовали все силовые структуры, в Казахстане только за 4 недели октября-ноября 2003 г. из незаконного оборота было изъято 3 т наркотиков, из них почти полтонны героина афганского происхождения11. По мнению сотрудников Комитета национальной безопасности, координировавших ход операции, ее результаты подтверждают существование крупных контрабандных каналов перевозки "тяжелых" наркотиков (героина и опия) через территорию Казахстана.

Россия

       При этом следует отметить, что Казахстан является "форпостом" на пути наркотиков в Европу, имея общую протяженность границы с Российской Федерацией свыше 7 тыс. км. Россия же, в свою очередь, согласно статистике, становится как крупнейшим рынком сбыта, так и узловым транзитным пунктом транспортировки произведенных в Афганистане опиума и, большей частью, героина, в страны Восточной и Западной Европы. Его поставки в Российскую Федерацию, по заявлению специалистов Таможенного Комитета РФ, носят характер наркоэкспансии.

       Выступая на коллегии Федеральной службы по наркоконтролю 30 марта с.г., Президент РФ В.В.Путин поставил задачу "прекратить транзит наркотиков через Россию". Он поручил российским Совбезу и МИД выработать с партнерами по СНГ "единые и ясные подходы по взаимодействию в борьбе с наркоугрозой в пограничной сфере". "Мы должны четко понимать, на что можем рассчитывать в работе с нашими партнерами в Средней Азии", - сказал президент12.

Балканские государства

       Наркотики афганского происхождения поступают сюда главным образом по "Балканскому маршруту", уже пережившему после "заморозков" времен конфликтов 90-х свой ренессанс. Известно, что до 80% героина, конфискованного в странах Западной Европы в 2003 г., поступило сюда именно по Балканскому маршруту.

       КОСОВО. Особую обеспокоенность вызывает ситуация в Крае. Несмотря на присутствие здесь значительных международных полицейских сил и военного контингента, Край превращается в настоящий Клондайк для наркодельцов. Пользуясь частой сменяемостью международных полицейских и их весьма слабой осведомленностью о планах наркодиллеров, отсутствием должного опыта у создаваемой практически с нуля собственной полицейской службы, неэффективностью действующего законодательства, организованные, действующие по принципу этнического родства, а потому сложно разоблачаемые, преступные группировки, проводят здесь многочисленные операции наркопоставок и отмывания денег. Случаи пресечения наркотрафика относительно немногочисленны и случайны. Неуклонно растет и количество местных потребителей наркотиков.

       СЕРБИЯ. Определенных результатов в противостоянии наркомафии добилась Сербия. Сообщается, что только за первые шесть месяцев 2003 г. одного только героина здесь было изъято больше, чем за предыдущие 5 лет13. Повышению результативности правоохранительных структур во многом способствовало взаимодействие с Администрацией по борьбе с наркотиками США. Следует подчеркнуть и роль ОБСЕ, привлекшую к обучению местной полиции и персонала тюрем специалистов из разных частей света с богатым практическим опытом.

       К несомненным успехам силовиков следует отнести последовавшую после убийства в марте 2003 г. бывшего сербского премьера Зорана Джинджича нейтрализацию Земунского преступного клана - крупнейшего распространителя наркотиков в странах экс-Югославии. Однако заявления некоторых, после недавней смены правительства, теперь уже экс-руководителей МВД о том, что мафия разгромлена, явно не обоснованны, о чем свидетельствуют многочисленные факты. Так, например, официальные лица из Чешской Республики считают, что сербская мафия активно выходит на героиновый рынок Чехии, который до того годами был монополизирован албанцами-косоварами. "Позиции косовских албанцев как элиты "Балканского наркомаршрута" ослабевают. В то же время влияние сербских криминальных групп также как и албанских из Албании возрастает"14 - заявляют они.

       АЛБАНИЯ также активно используется как один из крупнейших транспортных узлов наркотрафика. Об этом свидетельствуют многочисленные конфискации значительных партий героина на всех албанских границах*.

       В начале февраля 2004 г. на пограничном контрольно-пропускном пункте Врбница (Албания - Косово) было конфискован наркогруз стоимостью свыше 2 млн. евро по ценам черного рынка. (Drug haul at Kosovo border // LED News Bulletin. Thursday. 05 February 2004. OSCE Mission to Serbia and Montenegro. Law Enforcement Department. Strategic Development Unit).

       МАКЕДОНИЯ сообщает о перекрытии 5 крупнейших каналов поступления наркотиков. Так, только летом 2003 г. там было изъято 210 кг наркотических веществ, в том числе 54 кг героина15.

       Необходимо отметить, что в последнее время балканский наркорынок пополняется синтетическими наркотиками из местных подпольных лабораторий. Местные исследователи считают даже, что вскоре они вытеснят героин. Не оспаривая таких предположений, следует иметь в виду, что по опыту других европейских наркорынков героин, плотно занявший свою нишу, несмотря на агрессивность амфетаминов и экстази, своих позиций не сдает.

       Следует принимать во внимание и еще одну, достаточно новую, "наркотенденцию". Наряду с традиционными маршрутами, например "Балканским маршрутом" поставок наркотиков, буквально на наших глазах рождаются новые, весьма и весьма перспективные. Выше нами уже упоминался "Центральноазиатский коридор", через который афганские опиум и героин поступают в Россию и далее в страны Европы. По мнению грузинских аналитиков, альтернативу "Балканскому маршруту" также вполне может составить маршрут, создаваемый в течение последних 10 лет в рамках финансируемой Евросоюзом программы "TRACEKA" (от Transport Corridor Europe- Caucasus-Asia - транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия).

       Программа предусматривает строительство и восстановление железнодорожных, автомобильных и морских коммуникаций, связывающих европейское побережье Северного моря и китайские порты в Тихом океане, а также упрощение бюрократических процедур, в том числе и таможенных, на этом пути.

       По некоторым данным, 13 стран-участниц, начиная с 1993 г., затратили на инфраструктуру ТРАСЕК более 700 млн. евро. Ожидается, что благодаря этой программе, Кавказ и Центральная Азия перейдут на новый уровень развития, превратятся в важные транспортные центры, то есть фактически вернут себе функции, утраченные еще в средние века, когда товары из Китая шли в Европу по суше. Потому-то и называют новый транспортный коридор "Великим шелковым путем". Недавно, преодолев расстояние в 6000 км, по нему в Афганистан впервые были доставлены 200 т гуманитарных грузов16.

       Возможность задействования нового транспортного коридора, призванного облегчить сообщение между Европой и Азией, для широкого наркотранзита, не может не вызывать опасений. Именно поэтому, с учетом четко прослеживаемой глобализации наркопреступности, странам-участницам "TRACEKA" параллельно с его созданием следует совместными усилиями выработать "тактику на опережение", начать реализацию комплекса мероприятий, препятствующих наркотранзиту.

Примечания

       * С 2000 г. автор статьи, гражданин Кыргызстана, работает на Балканах (Косово, Македония) под эгидой ООН, ОБСЕ. С мая 2002 г. руководит группой международных полицейских инструкторов ОБСЕ в Сербии и Черногории.

       ** "Золотой полумесяц" - общепринятое название обширного труднодоступного района на стыке границ Ирана - Афганистана - Пакистана.

       *** Так, например, по данным Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, более 90% известных случаев ВИЧ и СПИД связаны с употреблением наркотиков внутривенно (http://www.centrasia.ru/news 17.03.2004. Кыргызстан. "Госдеп США негативно оценивает усилия властей…".

       1 ТВ-информация агентства CNN. 01.04.04. 21:15.

       2 http://www.centrasia.ru/news 21.01.2004. Таджикистан. "На таджикско-афганской границе убито три пограничника".

       3 http://www.centrasia/ru/news 21.11.2003. Таджикистан. "На игле, или особенности таджикского наркотрафика".

       4 http://www.centrasia.ru/news 27.01.2004. Таджикистан. "Наркобизнес в государственном масштабе".

       5 http://www.centrasia.ru/news 27.05.2003. Туркменистан. "Газ вместо наркотиков".

       6 http://www.centrasia.ru/news 03.03.2004. Туркменистан. "Туркмения недостаточно борется с потоком героина из Афганистана".

       7 http://www.centrasia.ru/news 02.02.2004. Узбекистан. "Ташкент предлагает создать в ЦА новую правоохранительную структуру".

       8 Мешкова Е. Анаша - старт для стирания интеллекта // Комсомольская правда в Кыргызстане. 2004. 27 февраля.

       9 Локтева С. Поговорим об экономии и угрозе // Вечерний Бишкек. 2003. 26 июня.

       10 htpp://www.centrasia/ru/news 17.03.2004. Кыргызстан. "Госдеп США негативно оценивает усилия властей…".

       11 Сообщение информагенства "Хабар". htpp://www.centrasia.ru/news 28.11.2003. Казахстан. "Барьер для 500 кг "дури".

       12 htpp://www/centrasia/ru/news 31.03.2004. Туркменистан. "Чего ждать Москве от Ашхабада…".

       13 Вечерние новости. Белград. 2003. 09 июля.

       14 "Serbian mafia makes it to heroine market in Czech Republic". LED News Bulletin, Friday, 06 February 2004. OSCE Mission to Serbia and Montenegro, Law Enforcement Department, Strategic Development Unit.

       15 "Прекинуто пет нарко-канала". Газета "Политика", Белград, 22.09.2003.

       16 Гирсиашвили Л. Шелковый путь: опасные возможности // htpp://www.centrasia.ru/news 07.11.2003.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации