ПОГРАНИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

Обозреватель - Observer 2001 №3

ПОГРАНИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

А.ЩЕРБАКОВ,

статс-секретарь - заместитель директора

ФПС России, генерал-полковник, 

доктор политических наук

При каких обстоятельствах?

ПОГРАНИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИРеализуя и утверждая свое историческое право на экономическую, политическую и культурную самостоятельность, Россия (Древняя Русь - Российская Империя - Советский Союз - Российская Федерация) в общем русле государственной политики всегда решала вполне конкретные задачи защиты государственности на своих рубежах. Это естественно уже и потому, что само возникновение государства предполагает его обособление в геополитической картине мира, а государственная граница или ее элементы становятся первым зримым пределом сферы политического влияния социальных сил, которые из общности экономических и общественных интересов и родственности культурных и языковых устоев способны востребовать становление этого государства.

В этом отношении наше государство не является исключением из правил. Его становление объективно предполагало обеспечение контроля за безопасностью пределов сферы экономических основ государства, ключевыми торговыми путями (особенно в западном и южном направлении), защитой населения от набегов и обстановкой в приграничных областях. И уже тысячу лет назад на южных и северо-западных древнерусских рубежах появились первые пограничные заставы. Археологические раскопки и летописные источники свидетельствуют о широко разветвленном, продуманном и действенном комплексе мероприятий, включавшем строительство крепостиц-застав, налаживание системы оповещения, отбор ратников порубежья, разведку в приграничье и другие акции. Так нашими пращурами1 закладывались на границе основы пограничной безопасности Древнерусского государства.

В результате длительного периода развития и многочисленных преобразований исторически сложилось так, что к началу XXI в. институциональным ядром системы обеспечения пограничной безопасности нашего государства стала Пограничная служба Российской Федерации. По существу сегодня это законодательно закрепленный результат многовекового опыта защиты интересов государства на его границе, естественный и логичный итог развития межгосударственных отношений и событий общественной жизни последних лет.

Под национальной безопасностью Российской Федерации сегодня понимается "безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации"2 . В контексте практической государственной политики речь идет об активной защите интересов нашего государства по самому широкому спектру социальной жизни - во внешне- и внутриполитической, экономической, военной, информационной, пограничной, экологической и других сферах жизнедеятельности государства. Интересы государства в собственно пограничной сфере, интегрируя множество отдельных граней всех сфер общественной жизни, актуализируются в направлении, которое связано с обеспечением пограничной безопасности.

Уровень пограничной безопасности как состояние защищенности государственной границы и приграничной территории Российской Федерации, жизненно важных интересов личности, общества и государства от всего спектра возможных и реальных внешних и внутренних угроз в пограничной сфере - важный и весьма точный индикатор стабильности государства, тесно связанный с безопасностью границ и обстановкой в пограничном пространстве. По своей сути обеспечение пограничной безопасности - это стержневое, концентрированное выражение пограничной политики государства, формируемой на основе его национальных интересов. 

Угрозы пограничной безопасности

Анализируя современный уровень пограничной безопасности России, следует иметь в виду, что на исходе ХХ в. в нашей стране и в мире произошли значительные военно-политические и социально-экономические изменения. Они существенно повлияли на состояние национальной безопасности России и востребовали к жизни разработку и реализацию принципиально новых подходов к ее обеспечению, в том числе в пограничной сфере.

Как известно, пограничная сфера государственных интересов - кроме всего прочего, а возможно и прежде всего - характеризуется ее уникальным местоположением в ряду многих других сфер. Упрощенно говоря, пограничная сфера находится на пересечении двух крупных областей политико-экономической жизни любого государства - внутренней и внешней. Развитие любого государства на планетарном уровне в определенной степени также носит "пограничный" характер - как диалектическая результатирующая внутренних перемен и внешних условий и воздействий.

Стабильность ситуации, складывающейся в каждой из данных областей (внешней и внутренней), предопределяет достаточно устойчивый по времени и характеру, иногда даже "привычный", комплекс угроз пограничной безопасности любого государства.

Тем не менее Концепция национальной безопасности Российской Федерации сегодня не случайно выделяет угрозы национальной безопасности и основные задачи в пограничной сфере как в одной из важнейших сфер жизнедеятельности государства, общества и личности. Дело в том, что принципиальное отличие ныне существующих угроз пограничной безопасности России от угроз, существовавших еще только несколько десятков лет назад, заключается в их формировании на фоне резко возросшей внутренней социально-экономической и политической неустойчивости страны.

Оставляя в стороне основные причины внутренней нестабильности, отметим, что этот факт естественным образом повлек за собой "компенсирующее" изменение внешней среды. При этом в считанные годы возникли две группы основных факторов, повлиявших на состояние национальной безопасности государства, - соответственно внутреннего и внешнего характера. 

К первой группе следует отнести:

1. Распад системы социальнообразующих и целеполагающих политических, идеологических, правовых, нравственных, культурных и других групп ценностей.

2. Экономические и финансовые потрясения основ развития государства последнего десятилетия, и прежде всего несбалансированное и непродуманное разгосударствление экономики.

3. Центробежный и дезинтеграционный характер устремлений в социальном развитии большинства республик СССР, некоторых национальных окраин и отдельных регионов. 

Вторую группу факторов составляют прежде всего:

1. Утрата Россией традиционных союзников, резкое ухудшение геополитического положения государства, установление системы однополярного мироустройства3.

2. Активное "встраивание" России в общемировую систему социально-экономических отношений на роли поставщика сырьевых, экологических и территориальных ресурсов, дешевой рабочей силы, научно-интеллектуальных разработок и денежной массы; а также в качестве потребителя внешних товаров; производителя и утилизатора экологически небезопасной продукции и отходов и др.

3. Использование евразийского положения России в качестве буферной зоны "противостояния Запада и Востока" между так называемыми "свободными" и "тоталитарными" цивилизациями.

Данные факторы, влияющие на состояние национальной безопасности в целом, в пограничной сфере нашего государства объективно проявляются в угрозах пограничной безопасности, основными из которых являются: 

  • Передел сфер влияния в ряде регионов, богатых сырьевыми, продовольственными, энергетическими, транспортными, демографическими и иными ресурсами, а также имеющих важное военно-стратегическое значение.

  • Расширение НАТО на Восток, непосредственное соприкосновение России с государствами Североатлантического альянса или потенциальными кандидатами на вступление в него.

  • Незавершенность территориального разграничения с рядом сопредельных государств и незаконченность международно-правового оформления отдельных участков Государственной границы Российской Федерации.

  • Территориальные притязания к Российской Федерации со стороны ряда государств.

  • Деструктивное внешнее влияние на ряд государств Содружества, выведение отдельных его участников из системы выработки и решения общих для стран СНГ задач.

  • Создание "санитарного кордона", изолирующего наше государство с запада.

  • "Прозрачность" или неполная закрытость ряда участков восточных и южных границ Российской Федерации4.

  • Разведывательная и подрывная деятельность против России со стороны спецслужб иностранных государств; информационная (в том числе культурно-религиозная) экспансия.

  • Общая асоциализация общества на фоне экономических проблем; расширение потенциального круга лиц, вовлекаемых в противоправную деятельность на границе.

  • Активизация иностранных террористических организаций и течений, перенос ими своей деятельности через местных экстремистов на территорию отдельных постсоветских государств и регионов5.

  • Наличие "горячих точек" вблизи российских границ на территории России и сопредельных государств как основы возможной эскалации межэтнических, религиозных и других "тлеющих" конфликтов.

  • Рост незаконного оборота оружия через границу и в приграничье - как российском, так и сопредельных государств.

  • Нарастание потоков незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу России.

  • Незаконный оборот через границу Российской Федерации наркотических средств.

  • Незаконное перемещение через границу сырьевых ресурсов, товаров и денежной массы, наносящее значительный ущерб экономике и кредитно-финансовой системе России.

  • Неконтролируемый вывоз научных, архивных и культурных ценностей, составляющих информационный и духовный потенциал государства.

  • Нанесение ущерба растительному и животному генофонду государства, уничтожение природных запасов в целях получения сверхприбыли от добычи редких и исчезающих видов представителей фауны и флоры.

  • Вылов и неучтенная перепродажа морских биоресурсов в пограничном пространстве государства; браконьерство в приграничье.

  • Обострение конкретной криминогенной обстановки на границе, в некоторых регионах российского и сопредельного приграничья как следствие социальных проблем населения.

  • Непрочность традиционных связей между местным населением и низовыми звеньями системы обеспечения пограничной безопасности вследствие появления новых границ, утраты коллективистских начал в социальных связях и т.д.

  • Издержки многолетней тенденции к децентрализации властных полномочий на всех уровнях структуры системы обеспечения пограничной безопасности.

  • Объективная незавершенность разработки концептуальных целеполагающих положений перспективного развития системы обеспечения пограничной безопасности.

  • Неадекватные требованиям времени информационные связи между некоторыми элементами в структуре системы обеспечения пограничной безопасности.

  • Многолетнее недофинансирование и недостаточное техническое сопровождение работы отдельных элементов системы обеспечения пограничной безопасности как следствие экономических проблем государства.

  • Общая необеспеченность и отсутствие реальных социальных гарантий офицерского корпуса и сотрудников Пограничной службы - основы кадрового потенциала системы обеспечения пограничной безопасности.

  • Недостаток квалифицированных кадров в отдельных структурных звеньях и элементах системы обеспечения пограничной безопасности.

  • Реальное отставание в оптимизации и совершенствовании системы обеспечения пограничной безопасности от динамики изменения приоритетов угроз в конкретных регионах.

  • Рост внутренней социально-экономической напряженности в системе обеспечения пограничной безопасности как результат накапливающихся и нерешаемых проблем.

  • Неполное или искаженное информационное представление общества об остроте проблем пограничной безопасности страны и т.д.

Нет никаких сомнений, что перечисленные угрозы пограничной безопасности государства вполне могут быть дополнены. Как несложно заметить, они располагаются в весьма широком диапазоне интересов государства - от глобальных внешнеполитических и экономических сфер жизнедеятельности нашего государства до круга вопросов, связанных с региональными экологическими вопросами или ростом преступности в приграничье.

Заметим при этом, что для отдельных угроз пограничной безопасности характерна исключительно тесная взаимозависимость и взаимосвязь.

К примеру, асоциализация и криминализация населения, распространение наркотиков и оружия, эскалация социальной напряженности и конфликтов, экстремизм и терроризм, сепаратизм и угроза территориальной целостности - звенья одной цепи. Звенья другой - невнимание общества к границе, социальное пренебрежение проблемами офицерского корпуса, недофинансирование, утрата сопричастности к целеполагающим общественным ценностям, утечка кадров.

Эффективная локализация подобных подгрупп угроз пограничной безопасности, как показывает исторический опыт, может вестись только комплексно.

Отметим также, что углубление отдельных внешних, а особенно отдельных внутренних угроз пограничной безопасности объективно может подвести к серьезному кризису внутри самой системы обеспечения пограничной безопасности (СОПБ). Этот внутрисистемный кризис, в частности, уже проявляется в отставании развития СОПБ от динамики роста угроз пограничной безопасности, что само по себе является дополнительной угрозой. 

Пути решения проблем

пограничной безопасности

Проблема приведения системы обеспечения пограничной безопасности государства в соответствие всему спектру и масштабам уже перечисленных выше и вновь возникающих угроз и является самой насущной проблемой пограничной безопасности нашего государства.

Нейтрализация всего комплекса угроз пограничной безопасности - процесс многонаправленный, затрагивающий необходимость нормализации положения в целом ряде смежных сфер жизнедеятельности государства: внешнеполитической, экономической, правовой, социальной и др. При этом решение основной проблемы пограничной безопасности предполагает по меньшей мере три основных вектора деятельности:

1. Стабилизацию и укрепление системы межгосударственных отношений в пограничной сфере (как реагирование на доступные изменению внешние факторы, влияющие на состояние пограничной безопасности страны);

2. Приоритетный учет в пограничной сфере экономического аспекта интересов развития государства (как реагирование на ведущий внутренний фактор, определяющий состояние пограничной безопасности государства);

3. Совершенствование и развитие собственно системы обеспечения пограничной безопасности государства (для исключения возможности возникновения внутрисистемного кризиса).

Приведение системы обеспечения пограничной безопасности государства в соответствие угрозам пограничной безопасности в рамках данных направлений предполагает широкий диапазон конкретных действий. Обозначим только наиболее актуальные сегодня практические пути решения данной проблемы. 

  • Совершенствование мониторинга обстановки на границе и в пограничном пространстве с применением новейших информационных технологий, активизация работы по сбору, обобщению, систематизации, анализу необходимой информации и оперативности выработки следующих из нее актуальных рекомендаций как прикладного, так и теоретического характера.

  • Работа в рамках Совета государств Балтийского моря, Совета командующих Пограничных войск стран СНГ, Пограничного комитета Союза Беларуси и России; участие в формировании системы коллективной безопасности на внешних границах государств-участников СНГ на основе объединения межгосударственных усилий заинтересованных сторон при особом внимании к сотрудничеству с Беларусью; развитие пограничного сотрудничества с государствами - участниками Евразийского экономического сообщества в решении задач в пограничной сфере; региональное сотрудничество в Черноморском и Азиатско-Тихоокеанском регионах в интересах осуществления согласованных действий по обеспечению пограничной безопасности заинтересованных сторон.

  • Участие в завершении территориального разграничения с сопредельными странами, в решении вопросов, связанных с правовым статусом отдельных географических объектов, а также продолжение формирования договорно-правовой основы деятельности пограничных представителей, совершенствование форм и способов погранпредставительской деятельности, развитие системы официальных представительств ФПС России в сопредельных странах и других государствах.

  • Консультационное и иное участие (в рамках межгосударственного военно-технического сотрудничества) в пропаганде и распространении образцов пограничной техники для заинтересованных пограничных ведомств других стран, а также сотрудничество в области подготовки специалистов для пограничных ведомств и технического обеспечения охраны границы иностранных государств.

  • Формирование на границе современной системы обеспечения пограничной безопасности, способствующей созданию благоприятных условий для плодотворного экономического сотрудничества и международной интеграции российской экономики (как региональной, так и государственной в целом), в частности приоритетное развитие пунктов пропуска, работающих на перспективных с точки зрения развития экономики страны направлениях с одновременным повышением эффективности пограничного контроля в целом.

  • Усиление контроля за законностью перемещения через государственную границу товаров и грузов и совершенствование работы по предотвращению браконьерства и расхищения морских биоресурсов; обеспечение действенного контроля за выловом объектов рыболовства и внешнеторговыми операциями с продукцией из них; участие в совершенствовании системы мер стимулирования охраны и рационального использования биоресурсов.

  • Ужесточение принимаемых мер по противодействию незаконной деятельности через границу трансграничной организованной преступности в сферах контрабанды оружия, наркотических средств, спиртосодержащей продукции, массового вывоза капитала незаконного перемещения сырьевых и других стратегически важных ресурсов.

  • Участие в урегулировании региональных вооруженных конфликтов вблизи Государственной границы, противодействие зарубежным террористическим организациям, а также борьба с распространением и накоплением оружия и других средств вооруженной борьбы в приграничных регионах.

  • Укрепление взаимодействия Пограничной службы Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти на всех уровнях и организация работы во взаимодействии с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах.

  • Совершенствование механизма координационной деятельности Пограничной службы Российской Федерации в работе с другими министерствами, ведомствами и службами, представленными в системе обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации. 

  • Повышение уровня пограничной безопасности на основе реализации решений Совета Безопасности от 9 ноября по военному строительству и от 29 ноября 2000 г. "О мерах по защите национальных интересов Российской Федерации на Государственной границе"; разработка новой Концепции охраны Государственной границы и морских биологических ресурсов на 2001-2005 гг. и параллельная разработка федеральной целевой программы обустройства Государственной границы.

  • Повышение уровня пограничной безопасности России за счет достижения нового качества самой Пограничной службы. Разработка в соответствии с решением Совета Безопасности от 9 ноября 2000 г. Плана строительства и развития Пограничной службы на 2001-2005 гг.; поэтапное становление Пограничной службы как специальной государственной военной организации, максимально адаптированной к новым условиям и задачам; эффективное и рациональное использование имеющихся сил и средств как результат дальнейшей реорганизации войск и органов Пограничной службы.

  • Полноценное финансовое, тыловое и материально-техническое сопровождение функционирования всех элементов системы обеспечения пограничной безопасности; кадровое обеспечение служебно-боевой деятельности и сохранение офицерского состава на основе качественного решения вопросов, связанных с подбором и расстановкой кадров, решением жилищно-бытовых вопросов офицерского корпуса, социальной защищенностью и созданием соответствующих условий для реализации профессиональной деятельности офицеров, солдат и сотрудников Пограничной службы.

  • Совершенствование системы информационного обеспечения общества о роли и значении пограничной сферы жизнедеятельности государства, остроте проблем пограничной безопасности, политическом, экономическом, правоохранительном и социокультурном значении функционирования Пограничной службы как институционального ядра системы обеспечения национальной безопасности; работа с местным населением, казачеством, добровольными народными дружинами, молодежными, юношескими и детскими образовательными, общественными и спортивными учреждениями, клубами и организациями приграничья, в том числе погранично-патриотической направленности, и др. 

* * *

Таков, на наш взгляд, круг только самых актуальных вопросов обеспечения пограничной безопасности нашего государства и далеко не полный перечень основных путей решения накопившихся проблем.

Отдельным, сознательно не выделенным нами направлением корректировки процессов, происходящих в пограничной сфере, является нормативно-правовая деятельность, лежащая в основе всей работы по совершенствованию системы обеспечения пограничной безопасности нашего государства. Не случайно Концепцией национальной безопасности Российской Федерации первой задачей государства в пограничной сфере определяется именно создание необходимой нормативно-правовой базы. 

__________________

1 Любопытно, что "пращур" (т.е. предок), "Чур" или "Чура" (покровитель рубежей у ряда славянских племен), "чересчур" (т.е. слишком уж) и выражение "Чур, меня" (т.е. огради, сохрани) - это однокоренные слова.

2 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Красная звезда. 2000. 20 января.

3 Ярким проявлением последнего можно полагать идеи глобализации и "золотого миллиарда".

4 Совокупность двух последних угроз превращает Россию в "отстойник" для нелегальных мигрантов, международных террористов, преступников, наркокурьеров, торговцев оружием, усложняет демографическую и криминогенную обстановку в отдельных регионах и стране в целом.

5 В этом отношении очень показательны события в Чечне и Дагестане двухлетней давности.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации