ОЛИГАРХИ ВО ВЛАСТИ

Обозреватель - Observer 2001 №3

ОЛИГАРХИ ВО ВЛАСТИ

Развитие политического процесса в Российской Федерации характеризуется формированием и углублением ряда тенденций, имеющих принципиальное значение для настоящего и будущего страны. В последние несколько месяцев эти тенденции все активнее проявляют себя в обеих ключевых сферах - политической и экономической (причем в последней они нарастают опережающими темпами).

Ведущие ФПГ:

роль и место в структуре

экономических и политических интересов

В экономической сфере указанные тенденции определяют расстановку сил и интересов крупнейших финансово-промышленных групп.

Здесь основные процессы протекают на фоне обостряющегося соперничества двух основных ФПГ:

Абрамовича ("Сибнефть", "Русский алюминий") - Мамута ("МДМ-группа"), которые также поддерживается структурами "Евроазметалл-холдинга" (Абрамов) и Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Махмудова;

Потанина ("Интеррос"), поддерживающийся Чубайсом и группирующейся вокруг него частью руководства РАО ЕЭС.

Основной тенденцией здесь является последовательное укрепление позиций Абрамовича, которое выражается: 

  • в расширении влияния холдинга "Русский алюминий" в Иркутской области, где в сферу его интересов, наряду с БрАЗ, попал Иркутский АЗ;

  • в переходе к реализации нового стратегического проекта "Русская сталь" ("Евроазметалл-холдинг" + НЛМК1) по аналогии с "Русским алюминием"; обозначено предполагаемое направление дальнейшей экспансии - РАО "Норильский никель";

  • в попытках косвенного давления на другие ключевые предприятия черной металлургии - ММК (через дискредитацию Рашникова) и "Северсталь" (через установление контроля за частью сырьевой базы комбината - Ковдорским ГОК);

  • в создании предпосылок для расширения возможностей в нефтяной промышленности (прорабатывается проект перехода под контроль Абрамовича госкомпании "Славнефть" в обмен на выкупленные у Березовского акции ОРТ; под данный проект совместно с "Белнефтехимом" создана Славянская нефтяная компания);

  • в осуществлении экспансии в наиболее перспективных отраслях, и прежде всего в автомобильной промышленности ("Сибирский алюминий" уже владеет контрольным пакетом ГАЗа, ведутся переговоры о приходе группы на "АвтоВАЗ", а также на Голицынский автобусный завод);

  • в расширении сырьевой базы (покупка МДМ-банком контрольного пакета акций объединения "Востсибуголь");

  • в мерах по консолидации банковской сферы (МДМ-банк стал управляющей компанией "Конверсбанка" - главного держателя счетов Минатома и концерна "Росэнергоатом", контролирующего девять российских АЭС из десяти) и пр.

Показательно поведение еще одной крупной ФПГ - "Альфа-группы", имевшей существенные противоречия с обеими противоборствующими сторонами. Нарушив нейтралитет, "Альфа-группа" в последние недели: 

  • во-первых, пошла на сближение с группой Абрамовича (принято решение о совместном строительстве глиноземного комбината);

  • во-вторых, ужесточила конфронтацию с "Интерросом" по добывающим структурам НК "СИДАНКО" и Ковыктинскому газоконденсатному месторождению (Иркутская область);

  • в-третьих, избежала конфронтации с группой Абрамовича по ряду вопросов, связанных с переделом собственности в Кемеровской области (Сурков лично убедил Кудрина снять с обсуждения в Государственной Думе вопрос о 100-й статье закона "О бюджете"; тем самым была заблокирована приватизация госпакетов "Запсиба" и АО "Кузбассуголь", на которые одновременно претендовали бы как "Евроазметалл-холдинг" и УГМК, так и "Альфа-группа").

Аналогичной линии поведения придерживаются и остальные ФПГ, за исключением "Газпрома", где: 

  • во-первых, по-прежнему сильны позиции старой управленческой команды во главе с Вяхиревым;

  • во-вторых, сохраняется влияние "питерцев", представленных председателем Совета директоров Медведевым.

Что касается "Интерроса", то у него постоянно возникают все новые и новые проблемы.

В частности, группа подверглась жесткому давлению ФКЦБ, считающей незаконной сделку по реструктуризации РАО "Норильский никель" с разделением на контролирующую основные производственные активы Норильскую горную компанию (НГК) и трейдерскую компанию "Норимет".

Событием этого же логического ряда следует считать непрекращающуюся полемику вокруг реструктуризации РАО ЕЭС, широко используемую противниками Чубайса, как вне, так и внутри компании, для его дискредитации.

Тем не менее группа продолжает собственную контригру, стремясь максимально широко противодействовать интересам Абрамовича: 

  • во-первых, началось противодействие МДМ-группе на Ковдорском ГОК, где определенные позиции заняли менеджеры "Промстройбанка" Санкт-Петербурга, контролируемого приближенным Кудрина петербургским "олигархом" Коганом;

  • во-вторых, усилился контроль за компанией "Русиа Петролеум", контролирующей Ковыкту, а также предпринял попытки восстановить позиции на не входящем в систему РАО ЕЭС АО "Иркутскэнерго".

В политической сфере тенденции, определяющие противостояние групп Абрамовича - Мамута с "Интерросом", менее выражены, но развиваются в том же направлении. Об этом свидетельствуют: 

  • во-первых, события вокруг РАО ЕЭС, делающие вполне вероятной отставку Чубайса на годовом собрании акционеров 28 апреля с. г. (Порог голосования по этому вопросу снижен с 75 до 51%. Это означает, что решение по Чубайсу будет выноситься государственным пакетом.);

  • во-вторых, упомянутая операция между государством и Абрамовичем по фактическому обмену акций ОРТ на административные преференции при проведении будущего аукциона по НК "Славнефть";

  • в-третьих, лакмусовой бумажкой служит поведение близкой к властным структурам "Альфа-группы". Тесно связанный с ней Волошин получил президентское распоряжение "укрепить в кадровом отношении РАО ЕЭС". Это практически предопределяет, что Чубайса, в случае отставки, сменит именно Волошин (в настоящее время являющийся председателем Совета директоров РАО ЕЭС);

  • в-четвертых, в пользу усиления Абрамовича говорят настойчивые попытки получить максимально полный контроль над реорганизующимся Минэнерго;

  • в-пятых, существенно расширяется сфера влияния группы в региональной политике.

Так, "Русский алюминий" через контролируемое им Законодательное Собрание Иркутской области заблокировал перенос губернаторских выборов, что существенно осложняет положение Говорина. Имеется информация, что против него может быть выдвинута кандидатура Дерипаски, имеющая все шансы пройти при поддержке "олигархов". Второй, после Абрамовича, победившего на Чукотке, случай прихода к власти в регионах ключевых менеджеров данной группы, который можно будет считать знаковым, обозначающим весьма характерную тенденцию.

Проведенный анализ позволяет сделать ряд заключений.

1. Фактор корпоративных связей по-прежнему остается определяющим в российской политике. По этому показателю явным лидером становится группа Абрамовича, постоянно увеличивающая отрыв от конкурентов. В настоящее время группа успешно диверсифицирует свой бизнес, фактически не встречая при этом противодействия со стороны государства.

Ключевыми элементами этого бизнеса являются: 

  • алюминиевая промышленность и цветная металлургия в целом;

  • черная металлургия, где экспансия группы наиболее эффективна;

  • нефтяная промышленность, влияние в которой с установлением контроля над "Славнефтью" существенно расширится;

  • углепром (включая возможное назначение одного из протеже группы на Угольный комитет);

  • банковский сектор и прочные позиции в ряде СМИ.

Отставка близкого к Абрамовичу Гаврина ситуацию не меняет: 

  • во-первых, она никак не влияет на расстановку сил в правительстве и во властных структурах в целом; 

  • во-вторых, она связана с предстоящей реорганизацией правительства;

  • в-третьих, не ясен вопрос с возможными преемниками, а также с судьбой самого министерства.

2. Группа Абрамовича все активнее (и не без успеха) вмешивается в кадровую политику властей, стремясь провести на ключевые посты в исполнительных органах власти и президентском аппарате своих ставленников.

В ближайшей перспективе представляется неизбежным столкновение ее интересов в этой сфере с группировкой Чубайса, что может найти отражение в соответствующих кадровых решениях как по естественным монополиям, так и по правительству (прежде всего в ТЭКе). 

3. Рост влияния группы Абрамовича, кроме того, обусловлен некоторыми особенностями внешнеполитического положения РФ, в частности курсом новой администрации США, в значительной мере формируемого выдвиженцами мирового алюминиевого лидера - концерна "ALCOA". Его стремление подорвать позиции конкурентов, прежде всего "Русского алюминия", объективно сближает группу Абрамовича с интересами государства, что позволяет ей в PR- плане представлять свою линию как "общенациональную". Особенно демонстративно это происходит в ходе борьбы со сторонниками Чубайса, которые обвиняются в "пособничестве Западу" и "предательстве российских национальных интересов".

Воздействие международного фактора усиливается по мере использования администрацией Буша в антироссийских пропагандистских целях ряда скомпрометированных фигур нашей политики - Березовского, Гусинского, Живило (до его ареста во Франции).

4. Укрепляется влияние (прежде всего неформальное) Абрамовича в определенных кругах народно-патриотической оппозиции.

Это, в частности, уже отмечено газетой "Завтра" и ее главным редактором Прохановым, регулярно помещающим статьи, в которых данная группа относится к "национально ориентированному промышленному капиталу", противопоставляется капиталу финансовому, "компрадорскому" и на этом основании причисляется к числу "естественных союзников" народно-патриотической оппозиции.

Имеются достаточные основания полагать, что данная позиция является мотивированной и разделяется руководством ЦК КПРФ, в том числе лично Зюгановым, рассчитывающим опереться на ресурсы группы в случае возможного обострения внутрипартийной ситуации. Об этом, в частности, свидетельствуют некоторые итоги второго этапа третьего съезда НПСР, например:

введение упомянутого Проханова в число сопредседателей НПСР, особенно заметное на фоне отхода на второй план Чикина - главного редактора другой центральной оппозиционной газеты - "Советская Россия";

дальнейшее укрепление позиций Семигина, а также кадровые перестановки в руководстве НПСР, в ходе которых на ведущие роли выдвинулись политики не столько коммунистической, сколько государственно-патриотической ориентации (Глазьев, Романов и др.);

подчеркнуто резкое ослабление позиций Селезнева и жесткая критика в его адрес со стороны Зюганова.

Ситуация во власти:

проблемы и перспективы

Складывающаяся сегодня ситуация характеризуется: 

  • обострением междоусобной борьбы между различными группировками во властных структурах и стоящими за ними интересами ведущих финансово-промышленных групп;

  • нарастанием межгрупповых и межклановых противоречий, свидетельствующих о возможном приближении развязки, которую большинство наблюдателей связывают с предстоящими изменениями в правительстве и президентской администрации;

  • повышающимися амбициями региональных элит, пытающихся использовать в своих целях намечающееся ослабление вертикали полномочных представителей президента (обусловленное двойной схемой подчиненности полпредов - Совету безопасности и президентской администрации, то есть С.Иванову и А.Волошину).

Указанные процессы развиваются на фоне повышенной активности Путина, направленной на дальнейшую консолидацию и централизацию власти, конечной целью которой, по мнению большинства специалистов, является изменение Конституции: 

  • на федеральном уровне - путем проведения через лояльную Государственную Думу нового законодательства о партиях и о выборах2 , а также взаимным уравновешиванием противоборствующих группировок;

  • на региональном уровне - противодействием наиболее деструктивных поползновений региональных элит (например, кадровая "чистка" в Приморском крае, а также изменение темы заседания президиума Госсовета от 21 февраля с. г., вызванное неприемлемостью для Центра доклада о разграничении его полномочий с регионами, подготовленного руководителем соответствующей комиссии Шаймиевым);

  • кроме того, Кремль активизирует давление на Совет Федерации, прежде всего на вновь направленных в него представителей регионов, имея в виду обеспечение необходимой лояльности этого органа в преддверии изменения Конституции (так президентская администрация самым активным и непосредственным образом влияет на кадровый состав верхней палаты, а также пытается организовать его в политическом плане, мобилизовав на безоговорочную поддержку президента - проект группы "Федерация");

  • в международном плане - усилия направляются на ослабление тенденции к постепенной изоляции России от стран "большой семерки", что жизненно необходимо для укрепления внутренних позиций президента и обеспечения ему "свободы рук" для проведения более самостоятельной политики, в том числе в вопросах стратегии и ее кадрового обеспечения.

Все это свидетельствует о формировании и параллельном развитии в Российской Федерации двух взаимосвязанных процессов. 

С одной стороны, усилиями президента в рамках нового баланса сил между ведущими политическими группировками происходит укрепление федерального влияния и централизация власти. 

С другой стороны, сам этот баланс носит крайне неустойчивый характер, а связанная с ним ситуация подвержена динамическим изменениям. Это предопределяет формирование внутри системы власти ряда относительно самостоятельных центров политического влияния.

В настоящий момент к ним можно отнести: 

  • группу Волошина - Касьянова, опирающуюся на структуры, контролируемые связкой Абрамович - Мамут;

  • группу Чубайса и либеральных реформаторов, тесно связанных, во-первых, со своими контрагентами на Западе, прежде всего в США, а во-вторых, с ФПГ "Интеррос";

  • группу "силовиков", не обладающую влиянием в структурах большого бизнеса, но прочно опирающуюся на Совет безопасности и "силовые министерства".

Приближение весны и обещанных на это время года крупных перестановок во властных структурах побуждает противоборствующие группы совершать различные маневры.

Этим объясняется невнятность, противоречивость и неоднозначность действий власти, отмечаемая в последнее время практически всеми ведущими аналитиками. Власть действует спонтанно, как бы не имея четкой политической и экономической стратегии, а также единой команды, способной такую стратегию осуществить.

К числу таких противоречий следует отнести:

Во-первых, реорганизацию территориального управления президентской администрации, включая кадровое решение по подчиненности полпредов в федеральных округах. Их "двойное" подчинение - Совбезу и руководителю администрации - оправданно только в случае предстоящей отставки Волошина и назначения на его место кого-либо из представителей "силовой" группировки (например, Полтавченко или Черкесова).

В нынешних условиях это приводит к двоевластию и вовлечению полпредов в конкуренцию "силовиков" с группой Волошина - Касьянова.

Во-вторых, упомянутые дебаты вокруг перспектив приватизации и ее связки с коррекцией бюджета в Государственной Думе, отражающие крайнюю степень конфронтации "либерального" крыла, включая советника по экономическим вопросам Илларионова, с той же группой Волошина - Касьянова.

Актуальность этого противостояния особенно возрастает на фоне предстоящей реорганизации кабинета, которую каждая из группировок рассматривает с точки зрения укрепления собственного влияния и властных ресурсов.

В-третьих, продолжающееся распространение в СМИ слухов о скорой замене Касьянова Степашиным. Здесь обнаруживаются противоречия группы Волошина - Касьянова с "либералами" и "силовиками" одновременно.

В-четвертых, усиливающаяся конкуренция между Госсоветом и Советом Федерации, в ходе которой сталкиваются целые группы интересов - Центра в целом и региональных элит; "силовиков", выступающих за включение регионов в жесткую властную вертикаль, и "волошинцев", стремящихся перераспределить власть через внесение изменений в Конституцию.

В-пятых, борьба вокруг контроля за естественными монополиями прежде всего "Газпромом" и РАО ЕЭС. Если Вяхирев в итоге удержится, а Чубайс - нет, это будет означать серьезное усиление сторонников Волошина - Касьянова и пр.

 Выводы

1. Политическая ситуация в настоящее время отличается сложностью, неустойчивостью и складывается под воздействием ряда факторов: расстановки сил во властных группировках, противостояния основных ФПГ, взаимоотношений Центра и регионов, а также особенностей международной обстановки и внешнеполитического положения Российской Федерации.

2. Отсутствие у Путина собственной команды вынуждает его прибегать к тактике Ельцина, а именно к созданию системы "сдержек и противовесов", в рамках которой основные политические группировки уравновешивают друг друга, а их противоречия служат фундаментом устойчивости власти.

В нынешних условиях главный водораздел пролегает между усиливающей свое влияние "старой кремлевской" (или "семейной") командой и "силовой" группировкой, оспаривающими друг у друга право влияния на принимаемые властью политические решения.

При этом первые контролируют значительную часть экономики и опираются прежде всего на финансовые и промышленные ресурсы; вторые же делают основную ставку на "силовые" структуры, а в экономическом плане периодически заключают тактические союзы с наиболее умеренной частью "либералов", однозначно дистанцируясь от радикалов вроде Чубайса.

3. Анализ расстановки и действий основных политических сил и ФПГ позволяет предположить, что президент в ближайшее время продолжит попытки дальнейшей консолидации и централизации власти. Основные усилия при этом будут направлены на подготовку конституционной реформы, предполагающей резкое усиление личной власти главы государства. В этом контексте ключевыми задачами, на решении которых скорее всего сосредоточится Кремль, будут следующие: 

  • скорейшее проведение через Думу закона о партиях, а также поправок в закон о выборах;

  • ускоренная политическая структуризация Совета Федерации с целью усиления в нем позиций президента;

  • постепенная ротация членов президиума Госсовета с проведением на эти посты наиболее лояльных Путину губернаторов;

  • устранение дуализма властной вертикали в части, касающейся президентских полпредов в федеральных округах. При этом не исключаются как централизация этой вертикали, тесно связанная с изменениями в структуре и кадровом составе руководства администрации президента, так и постепенная деградация самого института полпредов, не демонстрирующего пока способность реализовать изначально заложенный в него властный потенциал.

Сроки принятия новой Конституции, учитывающей все новации и перестановки во властных структурах, по мнению наблюдателей, ограничены весной 2002 г. В этот период можно ожидать проведения конституционного референдума, а также досрочных выборов в Государственную Думу.

Информационно-аналитическая записка

подготовлена Центром прикладных

политических исследований

"ФОРУМ"

__________________

1 В попытках овладения НЛМК группа может столкнуться с интересами "Газпрома", ибо его сырьевую базу - Лебединский ГОК - контролирует "Газпроминвестхолдинг" (Усманов). Если Вяхирев сохранит должность (а этого требует правительство Германии), позиции Усманова могут укрепиться.

2 Соответствующие поправки к закону о выборах были внесены президентом в нижнюю палату 24 февраля с. г.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации