НИКОЛАЙ БОРДЮЖА 'ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ НАДО ПЛАТИТЬ'
«Независимое военное обозрение», 19.09.2003 г.
НИКОЛАЙ БОРДЮЖА: "ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ НАДО ПЛАТИТЬ"
По словам генсека ОДКБ, главное для военно-политического блока - превентивные меры по предотвращению угроз
Александр Куранов
На саммите в Душанбе главы шести государств - России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана - подписали документы о создании Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Генсеком нового альянса назначен Николай Бордюжа - в прошлом секретарь Совета безопасности РФ и глава кремлевской администрации, а в последние три года - посол России в Дании. Свое первое интервью в новом качестве Николай Бордюжа дал "НВО".
Из досье "НВО" Николай Николаевич Бордюжа родился 20 октября 1948 г. в Орле. В 1972 г. окончил Пермское командно-инженерное училище. Служил в органах военной контрразведки. С 1991 г. - первый заместитель начальника Управления ФАПСИ. Через год назначен заместителем командующего Погранвойсками РФ. С 1995 г. - заместитель, а затем директор Федеральной пограничной службы РФ. В 1998 г. возглавил администрацию президента. В 1999 г. - председатель Государственного Таможенного комитета РФ. С декабря 1999 г. - посол в Дании. В апреле 2003 г. избран Генеральным секретарем Совета коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности. Генерал-полковник.
-НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ, против кого мы на сей раз дружим или, если говорить серьезно, каковы главные цели преобразования аморфного прежде Договора о коллективной безопасности в серьезный военно-политический блок?
- Я сразу хотел бы подчеркнуть, что ОДКБ - это сугубо оборонительный союз. А дружим мы, как вы выразились, против угроз, которые сейчас существуют как для России, так и для других стран, образовавшихся на постсоветском пространстве, прежде всего входящих в состав ОДКБ. Главные из этих угроз - терроризм, наркотики и оргпреступность, включая торговлю живым товаром.
Я убежден, что в наши дни ни одно государство, каким бы сильным оно ни было, не может обеспечить свою безопасность в одиночку. Это очень убедительно показали и трагические события 11 сентября 2001 г. в США.
Система международной безопасности, сформированная после Второй мировой войны, сегодня явно дает сбои. Развитие глобализационных процессов, события последних лет реально изменили расстановку сил на планете. В мире появились новые сильные "игроки", иной характер приобрели угрозы и вызовы - все это заставляет глав государств искать надежных партнеров и союзников для выработки совместных действий по обеспечению коллективной безопасности в том или ином регионе.
- Ускорила ли недавняя война в Ираке переоформление ДКБ?
- В Душанбе прежде всего были официально оформлены идеи прошлогодней сессии ДКБ, хотя иракские события, я думаю, волей-неволей заставили многих политических лидеров задуматься над безопасностью своих государств. Какие структуры могут сегодня реально влиять на ее обеспечение? Что будет происходить со странами, которые не смогут себя защитить и не имеют союзников, способных поднять голос в их защиту, да и не только голос?..
- После саммита в Душанбе многие западные эксперты пришли к выводу, что лидеры пяти меньших стран, вошедших наряду с Россией в состав ОДКБ, пытаются таким способом найти в Москве потенциальную защитницу от возможных внешних зачисток, подобных иракской. Ведь политические режимы в некоторых, ныне союзных России государствах тоже, по мнению Вашингтона, выглядят весьма проблематично с точки зрения демократии и прав человека.
- Я думаю, что страны - члены ОДКБ, в том числе и Россия, ищут друг у друга определенную помощь в противодействии существующим угрозам. Ведь россияне вряд ли способны решить проблему распространения наркотиков без участия, например, Таджикистана, через территорию которого проходят пути их доставки. А как рассматривать вопрос о незаконной миграции без участия Белоруссии? И подобных примеров можно привести множество.
- На территории СНГ сейчас существуют два пока не противостоящих друг другу, но все-таки альтернативных, нацеленных на разные задачи и разные мировые центры военно-политических альянса - ОДКБ и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Для участников второго весь "свет в окошке" - это США. Не входит ли в ваши планы переманить в будущем какие-либо страны из второго блока в ОДКБ?
- Думаю, что создание альтернативных группировок зависит от политических вкусов, пристрастий, возможно - от неких исторических реминисценций. Я уверен в одном: мы сможем решить проблемы на постсоветском пространстве только путем координации усилий всех расположенных здесь стран. Я выступаю за поддержание отношений со всеми государствами, но также и за то, чтобы эти отношения были ясными.
Если бы ДКБ с самого своего возникновения в 1992 г. стал работающей и объединяющей все постсоветские страны организацией, то, я уверен, очень многие из ныне волнующих всех нас в этом геополитическом пространстве проблем уже были бы минимизированы. Но для этого нужна была именно политическая воля со стороны руководителей государств. Фактически же все 90-е гг. были потрачены на напряженную, часто в одиночку, работу по одним и тем же проблемам безопасности.
Что касается расширения состава ОДКБ, то мы открыты для всех желающих пополнить наши ряды или (для начала) вести с нами диалог о взаимном решении схожих задач - как со странами СНГ, так и с другими государствами. Надеемся установить по своей линии необходимые контакты и с теми организациями, которые занимаются обеспечением безопасности в конкретных регионах мира.
- Не знаю, найдется ли где-либо еще в мире такой пример, когда на территории страны, входящей в некий военно-политический блок, расположена военная база страны, представляющей совершенно иную военно-политическую структуру... Я имею в виду присутствие американского подразделения в Киргизии, где теперь срочно расширяет свое военное присутствие и Россия.
- Я не вижу в этом никакой трагедии. У России существуют хорошие партнерские отношения с НАТО и с США. Киргизская база США создана под вполне конкретные задачи, до сих пор еще не решенные. Вы же знаете, что в Афганистане сейчас разворачивается фактически новый этап гражданской войны. И наше сотрудничество с американцами в регионе Центральной Азии отнюдь не закончено, там работы хватит для всех и, наверное, надолго - и в борьбе с терроризмом, и с наркоугрозой.
- Все ли участники душанбинского саммита однозначно подошли к созданию ОДКБ? Не было давления или сопротивления по каким-либо вопросам со стороны некоторых из президентов? Я спрашиваю это потому, что уж больно хмурые лица были у всех шести лидеров в те моменты, когда их показывали по телевидению.
- Я объяснил бы эту хмурость лиц прежде всего озабоченностью действительно чрезвычайно сложными проблемами, которые стоят сейчас перед нашими странами. Но как человек, участвовавший в организации саммита и присутствовавший на нем, я могу ответственно заявить, что у всех шести президентов и их соратников есть политическая воля, есть глубокий настрой на то, чтобы добиться полнокровного функционирования ОДКБ. Это проявилось, кроме прочего, и в создании важных межгосударственных органов.
- Большую часть расходов по функционированию ОДКБ прямо или косвенно берет на себя Россия?
- Да, Россия берет на себя в финансовом плане 50% проплат, ведь у нее экономический потенциал значительно выше, чем у партнеров. За безопасность надо платить.
- Какие обязанности у вас как у генсека ОДКБ?
- Генеральный секретарь - это высшее административное должностное лицо организации. Он призван координировать работу структур всех шести стран по решению задач, поставленных Советом безопасности, а также по наработке тех предложений для глав государств, которые необходимо принять для совершенствования интеграции в сфере безопасности.
В СМИ наш договор связывают, прежде всего, с военной составляющей. Но главное, на мой взгляд, - создать такие условия, при которых не было бы необходимости применять вооруженные силы. Мало говорить только о сфере военной безопасности. Ведь существуют и иные ее разновидности, например, экологическая. К вопросам безопасности относится и борьба с оргпреступностью, незаконной миграцией, наркоугрозой.И здесь необходимо взаимодействие всех наших силовых ведомств.