ВОЙСКА 'МИРОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА'
«Независимое военное обозрение», 30.05.2003 г.
ВОЙСКА "МИРОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА"
За 55 лет существования "голубые каски" провели 55 операций
Юрий Сердюк
Об авторе: Юрий Олегович Сердюк - преподаватель кафедры геополитики Военного университета.
ООН учредило новый праздник - Международный день миротворцев ООН. Их первая акция - наблюдение за выполнением условий перемирия (ОНВУП) в Палестине. За это время до начала 2003 г. первая Организация по поддержанию мира (ОПМ) ООН организовала и провела символичное число операций - 55 - равное количеству лет со дня рождения миротворчества под голубым флагом.
ООН сегодня не является единственным организатором миротворческого процесса в мире, но тем не менее проводившиеся и продолжающиеся в наши дни ОПМ НАТО, Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации африканского единства (ОАЕ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейского союза (ЕС), Экономического сообщества западно-африканских государств (ЭКОВАС) и ряда других международных организаций и объединений во многом дублируют функции "мирового правительства" в деле нормализации отношений между странами и поддержания мира в отдельных регионах.
Термин "поддержание мира", по определению Международной академии мира, означает "предотвращение, сдерживание, смягчение и прекращение военных действий между государствами или в пределах государства посредством вмешательства третьей стороны, организуемого и проводимого международным сообществом с использованием многонациональных сил, состоящих из военнослужащих, полиции и гражданских лиц, с целью восстановления и поддержания мира". Операции по поддержанию мира - это особые действия войск, военных наблюдателей, представителей гражданской полиции и других участников миротворческой миссии, которые не принимают участия в боевых действиях (единственное исключение - в случае самообороны войскам дается возможность применить оружие для отражения нападения) и выполняют роль нейтрального наблюдателя.
За 55 лет своей истории операции по поддержанию мира ООН проводились на всех континентах. В них приняли участие более 1 миллиона военных и гражданских служащих из более чем 140 стран мира. До 31 августа 2002 г. в ОПМ погибли 1762 участника. С 1948 по 2002 г. на их проведение было истрачено приблизительно 26,1 млрд. долл. Утвержденные бюджеты действующих миротворческих миссий ООН на период с 1 июля 2002 по 30 июня 2003 г. должны составить еще 2,63 млрд. долл.
Наибольшее число ОПМ, организованных ООН за эти годы, проведено в Азии и Африке - по 19 операций на каждом из континентов (38 из общего числа - около 70% всех операций ООН). Начавшись 55 лет назад, самая старая миссия, созданная ООН для наблюдения в Палестине и урегулирования арабо-израильского конфликта, продолжается и сегодня. На полгода ее моложе еще одна из ныне действующих миссий - Группа военных наблюдателей Организации Объединенных Наций в Индии и Пакистане (ГВНООНИП), - призванная наблюдать за урегулированием индо-пакистанского конфликта из-за Кашмира.
В течение первых 30 лет ООН учредила всего 13 операций по поддержанию мира, 10 из которых проводились в Азии, по одной - в Африке, Латинской Америке и Океании. 6 операций в это время были связаны с миротворчеством в арабо-израильском конфликте. Период после окончания Второй мировой войны и до конца 80-х годов прошлого столетия был связан с распадом западной колониальной системы в Азии и Африке. Существовавшая в это время биполярная политическая система была сама по себе хорошим механизмом урегулирования политических и военных конфликтов в различных регионах мира путем создания баланса сил противоборствующих сторон любого конфликта. СССР и США поддерживали противоборствующие стороны. СССР - арабов и индусов, США - израильтян и пакистанцев. Система принятия решения, позволявшая великим державам (СССР, США, Китаю, Великобритании и Франции) налагать вето на решения Совета Безопасности по учреждению новых миротворческих миссий, предохраняла от вмешательства ООН в большинство из войн и конфликтов того времени.
Начиная с 1988 г. государства - члены ООН увеличили свои усилия по восстановлению мира в большом количестве стран. На стыке 80-90-х годов в географии миротворческой активности отмечается крен в сторону "постсоветского пространства". Распад социалистической системы сопровождался многочисленными политическими, этническими и религиозными конфликтами, переросшими в вооруженные столкновения. Основное внимание ООН в 90-е годы было сконцентрировано на евразийском пространстве. Почти половина ОПМ ООН в 90-е годы проводилась в Африке - 18 миссий.
В августе 1993 г. ООН начала первую свою операцию на территории бывшего СССР. Была учреждена Миссия ООН по наблюдению в Грузии, ведущая свою работу совместно с российским воинским контингентом миротворческих сил СНГ до сегодняшнего дня. В декабре 1994 г. в условиях продолжающейся гражданской войны в Таджикистане ООН учредила миссию наблюдателей в этой стране. Благодаря совместной деятельности миротворцев ООН, СНГ и ОБСЕ, сопровождавшихся активным поиском политического решения внутритаджикского конфликта всеми заинтересованными сторонами, включая Российскую Федерацию, вооруженная стадия конфликта закончилась, и в мае 2000 г. работа Миссии наблюдателей ООН в Таджикистане была завершена.
Советский Союз, а затем и Россия получили огромный опыт проведения операций по поддержанию мира, как в составе международных организаций, так и самостоятельно. Первая группа советских военных наблюдателей прибыла на Ближний Восток почти сразу же после окончания арабо-израильской войны 1973 г. В составе этой группы, прибывшей в Египет в ноябре 1973 г., было 36 военных наблюдателей из СССР. С того времени советские и российские военные принимали участие в ОПМ в следующих азиатских и африканских странах: Египте, Сирии, Ливане, Иордании и Израиле; Камбодже; Намибии; Западной Сахаре; Ираке и Кувейте; Анголе; Мозамбике; Руанде и Уганде; Грузии; Сьерра-Леоне; Конго; Эфиопии и Эритрее и на Восточном Тиморе.
Современный спад миротворческой активности ООН связан с завершением ОПМ в Боснии и на Превлакском полуострове (декабрь 2002 г.), приостановлением работы миссии ООН в демилитаризованной зоне на иракской и кувейтской границе в марте 2003 г. Но тем не менее основная причина происходящего в настоящий момент уменьшения числа участников - очередной финансовый кризис в системе ООН, напрямую связанный с экономической ситуацией в большинстве развитых государств мира. На 30 ноября 2002 г. долг различных государств - членов ООН на взносы для операций по поддержанию мира составил 1 млрд. 458 млн. долл. К 31 марта 2003 г. численность военных участников миротворческих операций ООН сократилась до 37 105 человек.
Международное сообщество накопило опыт в деле поддержания мира: во-первых, ООН разработала правовой механизм урегулирования международных и внутренних конфликтов на различных континентах и во множестве стран. Более 100 стран мира выделяли и продолжают выделять ООН гражданский и военный персонал для ведения операций по поддержанию мира.
Во-вторых, были созданы органы планирования и контроля миротворческой деятельности ООН. Непосредственное руководство миротворческими операциями осуществляют Генеральный секретарь, Секретариат ООН, Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ), личные представители Генерального секретаря в зоне конфликтов, Командующие силами, Главные военные наблюдатели (начальники штаба). Созданная система управления позволяет осуществлять политический, административный и военный контроль за действиями миротворцев, а также получать объективную информацию из района действия миссии в режиме реального времени.
В-третьих, были расширены функции и полномочия участников миротворческих операций. Помимо "классического" разделения противников, наблюдения за выполнением сторонами конфликта условий соглашения и доклада Генеральному секретарю о всех их нарушениях, участники ОПМ стали принимать участие в оказании гуманитарной помощи, разоружении, сборе и складировании оружия и боевой техники враждующих сторон, разминировании местности, восстановлении гражданской инфраструктуры, поддержании порядка, административном управлении, проведении выборов и референдумов, решении проблем беженцев, наблюдением за соблюдением прав человека, поиске и аресте военных преступников, оказании помощи в восстановлении экономики и т.д.
В-четвертых, Объединенные Нации накопили уникальный опыт взаимодействия ОПМ между различными агентствами и управлениями ООН, а также региональными международными организациями, неправительственными организациями и фондами в вопросах привлечения их сил и средств для решения оперативных и стратегических проблем.
ООН обладает на сегодняшний день финансовыми, материальными и другими ресурсами, позволяющими в короткий срок развернуть миротворческую миссию в любой части земного шара. В распоряжении ООН имеются подготовленные резервы и материальные запасы, необходимые для такого развертывания. Созданным в 1992 г. Департаментом операций по поддержанию мира разработана концепция развития материально-технической базы миротворчества. Отдельными государствами созданы резервы для быстрого пополнения людских и материальных ресурсов для операций по поддержанию мира.
Однако наряду с положительным в миротворческой деятельности ООН накопилось большое количество "шлаков", мешающих очистке международного организма от негативных явлений и качественному выполнению задач по поддержанию и восстановлению международного мира. К числу наиболее ярких отрицательных черт операций по поддержанию мира под флагом главной международной организации относятся:
Во-первых, слишком большая бюрократическая машина ООН, требующая на свое поддержание огромных материальных средств. Так, зарплата трех старших гражданских руководителей Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия, работающих в Иерусалиме, составляет около 500 тыс. долл. в год (бюджет миссии на 2003 г. - 25,9 млн. долл.), что превышает сумму командировочных выплат за один месяц 154 военным наблюдателям почти в два раза. Бюрократический аппарат ООН, задействованный в миротворческих операциях, обслуживает сам себя, производя на свет огромное количество второстепенных документов, затрудняющую работу "в поле".
Во-вторых, проблема отставания в принятии оперативных решений от развития ситуации в зоне ответственности миссии. Можно сказать, что политические решения ООН являются следствием изменения ситуации, и практически никогда ее не опережают. Представители ООН в зоне конфликта предпочитают пассивно наблюдать за развитием обстановки, чем создавать условия для ликвидации причин конфликта. Подобное "невмешательство", как это было в Боснии и Герцеговине и Хорватии, ведет к увеличению жертв конфликта, снижая и без того невысокий у конфликтующих сторон авторитет ООН.
В-третьих, наличие в Совете Безопасности 5 постоянных членов, обладающих правом вето на принятие решения по вопросам проведения миротворческих операций, а также зависимость бюджета операций по поддержанию мира от взносов наиболее богатых стран, как правило, не всегда лично заинтересованных в результатах операций (или наоборот, заинтересованных в их срыве), является причиной снижения эффективности ОПМ. Взносы 7 наиболее экономически развитых держав мира в бюджет ООН составляют почти 71% от всего объема взносов. Принцип "кто платит, тот и заказывает музыку" наиболее ярко проявляется при решении конкретных оперативных вопросов в миротворчестве. В руководстве ОПМ находятся представители наиболее влиятельных мировых держав или те, кто их поддерживает. На долю России приходится только 1,2% взносов в бюджет ООН, Китая - около 1,5%. Для сравнения, Корея платит почти 1,9%, Нидерланды - около 1,7%, Япония - 19,5%, а США должны оплачивать 22% расходов этой международной организации.
В-четвертых, ряд стран, в том числе США, делают условия своего участия в миротворческих операциях практически неприемлемыми для других партнеров, решая свои личные задачи в том или ином регионе мира. Именно операции в Боснии и Сомали, где использовались ВС США, считаются самыми неудачными из ОПМ первой половины 90-х годов. Отказ США выполнять распоряжения командующих силами из "ненатовских" стран снижает оперативную эффективность миссий ООН, заставляет США и их союзников выходить за рамки этой международной организации и решать свои национальные задачи, зачастую игнорируя решения ООН.
В-пятых, кризис, разразившийся во всей системе международных отношений в период подготовки США и их антииракской коалиции к ведению войны, вызвал раскол в сложившейся мировой системе, который уже ударил по авторитету ООН. Вероятно сегодня мир стоит на грани крупнейшего системного кризиса в главной международной организации земного шара. Этот кризис не может не задеть ооновскую систему миротворчества. В Ираке (а еще чуть раньше - в Афганистане) США проверили на практике свои возможности по самостоятельному решению задачи смены политического режима в отдельных странах. Действуя подобным образом, прибегая при этом к помощи только ограниченного числа членов международного сообщества, США могут попытаться взять на себя также ответственность за миротворчество в "жизненно важных" для себя регионах мира, заменив там силы ООН.
Безусловно, подвергнется ревизии и философия миротворчества. Анализ причин неудач при проведении ОПМ позволит скорректировать работу задействованных в миротворчестве организаций. На национальном уровне (это относится в первую очередь к России) ощущается отсутствие сбалансированной концепции миротворчества, отражающей реальные возможности государства в проведении ОПМ. Наиболее ярко это проявляется в позиции военно-политического руководства России по отношению к участию Вооруженных сил нашей страны в составе миротворческих операций НАТО в Косово и Боснии и Герцеговине.
Действия ООН доказали на практике аксиому международной политики - невозможно решить проблему, используя только военную силу (даже в случае ее мирного использования). Любой из существующих военных конфликтов требует комплексного подхода в их урегулировании, где операция по поддержанию мира - только одна из важнейших его составляющих.
Хронология операций ООН по поддержанию мира.1948-2003 годы |
||||
# п/п |
Континент |
Место проведения |
Название операции |
Сроки проведения |
1 |
Азия |
Ближний Восток |
Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП) |
Июнь 1948 года - настоящее время |
2 |
Азия |
Индия/Пакистан |
Группа военных наблюдателей Организации Объединенных Наций в Индии и Пакистане (ГВНООНИП) |
Январь 1949 года - настоящее время |
3 |
Азия |
Ближний Восток |
Первые чрезвычайные вооруженные силы Организации Объединенных Наций (ЧВСООН I) |
Ноябрь 1956 года - июнь 1967 года |
4 |
Азия |
Ливан |
Группа Организации Объединенных Наций по наблюдению в Ливане (ГООННЛ) |
Июнь - декабрь 1958 года |
5 |
Африка |
Конго |
Операция Организации Объединенных Наций в Конго (ОНУК) |
Июль 1960 года - июнь 1964 года |
6 |
Океания |
Папуа-Новая Гвинея |
Силы безопасности Организации Объединенных Наций в Западной Новой Гвинее (Западном Ириане) (СБООН) |
Октябрь 1962 года - апрель 1963 года |
7 |
Азия |
Йемен |
Миссия Организации Объединенных Наций по наблюдению в Йемене (МООННЙ) |
Июль 1963 года - сентябрь 1964 года |
8 |
Азия |
Кипр |
Вооруженные силы Организации Объединенных Наций по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК) |
Март 1964 года - настоящее время |
9 |
Америка |
Доминиканская Республика |
Миссия Представителя Генерального секретаря в Доминиканской Республике (ДОМРЕП) |
Май 1965 года - октябрь 1966 года |
10 |
Азия |
Индия/Пакистан |
Индо-пакистанская миссия Организации Объединенных Наций по наблюдению (ЮНИПОМ) |
Сентябрь 1965 года - март 1966 года |
11 |
Азия |
Ближний Восток |
Вторые чрезвычайные вооруженные силы Организации Объединенных Наций (ЧВСООН II) |
Октябрь 1973 года - июль 1979 года |
12 |
Азия |
Сирия (Голанские высоты) |
Силы Организации Объединенных Наций по наблюдению за разъединением (СООННР) |
Июнь 1974 года - настоящее время |
13 |
Азия |
Ливан |
Временные силы Организации Объединенных Наций в Ливане (ВСООНЛ) |
Март 1978 года - настоящее время |
14 |
Азия |
Афганистан/Пакистан |
Миссия добрых услуг Организации Объединенных Наций в Афганистане и Пакистане (ЮНГОМАП) |
Май 1988 года - март 1990 года |
15 |
Азия |
Иран/Ирак |
Ирано-иракская группа военных наблюдателей Организации Объединенных Наций (ИИГВНООН) |
Август 1988 года - февраль 1991 года |
16 |
Африка |
Ангола |
Контрольная миссия Организации Объединенных Наций в Анголе I (КМООНА I) |
Январь 1989 года - июнь 1991 года |
17 |
Африка |
Намибия |
Группа Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в переходный период (ЮНТАГ) |
Апрель 1989 года - март 1990 года |
18 |
Америка |
Центральная Америка |
Группа наблюдателей Организации Объединенных Наций в Центральной Америке (ГНООН в ЦА) |
Ноябрь 1989 года - январь 1992 года |
19 |
Африка |
Западная Сахара |
Миссия Организации Объединенных Наций по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС) |
Апрель 1991 года - настоящее время |
20 |
Азия |
Ирак/Кувейт |
Ирако-кувейтская миссия Организации Объединенных Наций по наблюдению (ИКМООНН) |
Апрель 1991 года - настоящее время* |
21 |
Африка |
Ангола |
Контрольная миссия Организации Объединенных Наций в Анголе II (КМООНА II) |
Июнь 1991 года - февраль 1995 года |
22 |
Америка |
Сальвадор |
Миссия наблюдателей Организации Объединенных Наций в Сальвадоре (МНООНС) |
Июль 1991 года -апрель 1995 года |
23 |
Европа |
Бывшая Югославия |
Силы Организации Объединенных Наций по охране (СООНО) |
Март 1992 года -декабрь 1995 года |
24 |
Азия |
Камбоджа |
Передовая миссия Организации Объединенных Наций в Камбодже (ПМООНК) |
Октябрь 1991 года - март 1992 года |
25 |
Азия |
Камбоджа |
Временный орган Организации Объединенных Наций в Камбодже (ПМООНК) |
Март 1992 года - сентябрь 1993 года |
26 |
Африка |
Сомали |
Операция Организации Объединенных Наций в Сомали I (ЮНСОМ I) |
Апрель 1992 года - март 1993 года |
27 |
Африка |
Мозамбик |
Операция Организации Объединенных Наций в Мозамбике (ЮНОМОЗ) |
Декабрь 1992 года - декабрь 1994 года |
28 |
Африка |
Сомали |
Операция Организации Объединенных Наций в Сомали II (ЮНСОМ II) |
Март 1993 года - март 1995 года |
29 |
Африка |
Руанда/Уганда |
Миссия наблюдателей Организации Объединенных Наций Уганда-Руанда (МНООНУР) |
Июнь 1993 года - сентябрь 1994 года |
30 |
Азия |
Грузия (Абхазия) |
Миссия Организации Объединенных Наций по наблюдению в Грузии (МООННГ) |
Август 1993 года - настоящее время |
31 |
Африка |
Либерия |
Миссия наблюдателей Организации Объединенных Наций в Либерии (МНООНЛ) |
Сентябрь 1993 года -сентябрь 1997 года |
32 |
Америка |
Гаити |
Миссия Организации Объединенных Наций в Гаити (МООНГ) |
Сентябрь 1993 года -сентябрь 1996 года |
33 |
Африка |
Руанда |
Миссия Организации Объединенных Наций по оказанию помощи Руанде (МООНПР) |
Октябрь 1993 года - март 1996 года |
34 |
Африка |
Чад/Ливия |
Группа наблюдателей Организации Объединенных Наций в полосе Аозу (ГНООНПА) |
Май - июнь 1994 года |
35 |
Азия |
Таджикистан |
Миссия наблюдателей Организации Объединенных Наций в Таджикистане (МНООНТ) |
Декабрь 1994 года - май 2000 года |
36 |
Африка |
Ангола |
Контрольная миссия Организации Объединенных Наций в Анголе III (КМООНА III) |
Февраль 1995 года - июнь 1997 года |
37 |
Европа |
Хорватия |
Операция Организации Объединенных Наций по восстановлению доверия в Хорватии (ОООНВД) |
Март 1995 года - январь 1996 года |
38 |
Европа |
Македония |
Силы превентивного развертывания Организации )Объединенных Наций (СПРООН |
Март 1995 года -февраль 1999 года |
39 |
Европа |
Босния и Герцеговина |
Миссия Организации Объединенных Наций в Боснии и Герцоговине (МООНБГ) |
Декабрь 1995 года - декабрь 2002 года |
40 |
Европа |
Хорватия |
Временная администрация Организации Объединенных Наций для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема (ВАООНВС) |
Январь 1996 года - январь 1998 года |
41 |
Европа |
Хорватия |
Миссия наблюдателей Организации Объединенных Наций на Превлакском полуострове (МНООНПП) |
Январь 1996 года - декабрь 2002 года |
42 |
Америка |
Гаити |
Миссия Организации Объединенных Наций по поддержке в Гаити (МООНПГ) |
Июль 1996 года -июль 1997 |
43 |
Америка |
Гватемала |
Контрольная миссия Организации Объединенных Наций в Гватемале (МИНУГУА) |
Январь-май 1997 года |
44 |
Африка |
Ангола |
Миссия наблюдателей Организации Объединенных Наций в Анголе (МНООНА) |
Июль 1997 года - февраль 1999 года |
45 |
Америка |
Гаити |
Переходная миссия Организации Объединенных Наций в Гаити (ПМООНГ) |
Август 1997 года - ноябрь 1997 года |
46 |
Америка |
Гаити |
Гражданская полицейская миссия Организации Объединенных Наций в Гаити (ГПМООНГ) |
Декабрь 1997 года - март 200 |
47 |
Африка |
Сьерра-Леоне |
Миссия наблюдателей Организации Объединенных Наций в Сьерра-Леоне (МНООНСЛ) |
Июль 1998 года - октябрь 1999 года |
48 |
Европа |
Хорватия |
Группа Организации Объединенных Наций по поддержке гражданской полиции (ГППООН) |
Январь-октябрь 1998 года |
49 |
Африка |
Центрально-Африканская Республика |
Миссия Организации Объединенных Наций в Центрально-Африканской Республике (МООНЦАР) |
Апрель 1998 года - февраль 2000 года |
50 |
Европа |
Косово (Югославия) |
Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНВАК) |
Июнь 1999 года -настоящее время |
51 |
Азия |
Восточный Тимор |
Временная администрация ООН в Восточном Тиморе (ВАООНВТ) |
Октябрь 1999 года - май 2002 года |
52 |
Африка |
Сьерра-Леоне |
Миссия Организации Объединенных Наций в Сьерра-Леоне (МООНСЛ) |
Ноябрь 1999 года - настоящее время |
53 |
Африка |
Демократическая Республика Конго |
Миссия Организации Объединенных Наций в Демократической Республике Конго (МООНДРК) |
Ноябрь 1999 года - настоящее время |
54 |
Африка |
Эфиопия/Эритрея |
Миссия Организации Объединенных Наций в Эфиопии и Эритрее (МООНЭЭ) |
Июль 2000 года - настоящее время |
55 |
Азия |
Восточный Тимор |
Миссия ООН по поддержке в Восточном Тиморе (МООНПВТ) |
Май 2002 года - настоящее время |
* Приостановлена в марте 2003 года в связи с началом боевых действии США и их союзников против Ирака