Принцип целостности и его применение для оценки возможностей систем вооружения

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 2/2008, стр. 3-6

Принцип целостности и его применение для оценки возможностей систем вооружения

УДК 355.42

В.И. РЕУТСКИЙ,

главный научный сотрудник Научно-исследовательского

института Вооруженных Сил Республики Беларусь,

доктор технических наук, профессор

В статье излагается подход к оценке возможностей систем вооружения, базирующийся на расширенном толковании принципа целостности систем. В частности, в качестве целостной системы предлагается понимать совокупность всех подсистем, т.е. подсистем, не только способствующих, но и препятствующих выполнению боевой задачи противостоящей стороной. На этапе создания новых оборонительных систем вооружения предлагается основное внимание разработчиков сосредоточить не на традиционном уничтожении (разрушении) тела носителя боеприпаса, а на нарушении функционирования его системы управления. При таком воздействии на средство нападения противника, последнее лишается возможности выполнить поставленную перед ним боевую задачу.

Существует ряд проблем, определяющих низкую эффективность оборонительных систем в их противоборстве с современными средствами нападения. Наиболее существенными из них являются три. Во-первых, это недостаточные возможности технических средств по обнаружению объектов высокоточного оружия и даже практически полное их отсутствие (особенно в приграничной зоне) в условиях применения противником активных помех. Средства же разведки противника, размещенные на земле, в воздухе и на космических платформах, позволяют в реальном времени разведывать, подавлять, уничтожать или обходить радиотехнические и радиолокационные средства. Во-вторых, это ограниченная помехозащищенность и скрытность собственных средств обнаружения, наведения и связи. В-третьих, роль средств ведения радиоэлектронной борьбы с противником явно занижена, и противнику создаются условия для ведения разведки, подавления и огневого поражения радиоэлектронных средств, близкие к идеальным условиям. В совокупности эти проблемы предопределяют объективное превосходство противника, подготовленного к ведению боевых действий, над обороняющейся стороной.

Логика развития средств нападения и способов ведения боевых наступательных действий вынуждает по-новому взглянуть на проблему разработки перспективных образцов и систем вооружения военного ведомства. К сожалению, до сих пор нет четкой иерархии понятий, на которых должна базироваться теория вооружения, нет и устоявшихся определений самих терминов, напрямую относящихся к вооруженческой тематике [ 1 ]. Во избежание путаницы, которая в такой ситуации почти неизбежна, будем пользоваться только устоявшимся в теории сложных систем термином «система».

Под ней будем понимать функционально полную систему любого уровня. В частности, не претендуя на полноту перечня, в качестве системы может рассматриваться конкретный образец вооружения, система вооружения некоторого формирования, рода или вида войск, система вооружения военного ведомства, система оборонного ведомства государства, наконец, система безопасности государства в целом. Особое место в этом перечне занимают образцы и системы вооружения, которые непосредственно взаимодействуют с противником во время боевых действий. Будем называть их просто системами вооружения. Основной особенностью сложной системы является то, что ее невозможно рассматривать изолированно, в отрыве от соседних систем сверху и снизу. Это следует из того, что любая система по определению сама является подсистемой более высокого уровня иерархии.

Чтобы заглянуть в перспективу развития, надо сначала научиться оценивать характеристики и реальные возможности систем вооружения, которыми располагает военное ведомство государства на момент проведения оценки. Особое значение приобретает объективность оценки. Теоретически всегда существует опасность смещенной в ту или другую сторону оценки, независимо от истинных характеристик самой оцениваемой системы. Наибольшую опасность представляет завышенная оценка. В то же время такая оценка является и наиболее вероятной потому, что она, в сущности, запрограммирована самим существованием системы.

Дело в том, что высокая и низкая оценки воспринимаются, как правило, не одинаково. Высокая оценка всем нравится и всех устраивает. За низкой же оценкой, за редким исключением, следуют меры и расплата. Необоснованно завышенная оценка возможностей системы всегда вредна, но удобна тем, что не порождает новых проблем, вплоть до того времени, когда ее завышение явно превысит критический порог. Этот отрезок времени мнимого благополучия системы в условиях мирного времени может быть долгим и составлять годы или даже десятилетия. В условиях военного времени под влиянием разрушительных внешних воздействий неадекватность оценки будет обнаружена мгновенно. Последние военные конфликты служат тому более чем убедительным подтверждением.

Низкая оценка боевых возможностей системы в оперативном порядке может вызывать множество вопросов, на которые, как правило, непросто, а иногда и невозможно найти ответы. Например, почему проблема до сих пор не решена, почему о ней не было известно ранее, почему еще вчера все было на должном уровне, а сегодня стало хуже, а то и совсем плохо, и, наконец, извечный вопрос «что делать?». Другими словами, реально ситуация складывается таким образом, что обнажение проблем через низкую истинную оценку боевых возможностей системы перед вышестоящим уровнем иерархии ведомства всегда будет «себе дороже».

Если предположить, что устранение завышенных оценок боевых возможностей систем вооружения является актуальной задачей в масштабах государства, то способ ее решения можно предложить. Например, программу испытаний, включающую в себя постановку задач, регистрацию характеристик и параметров, как и формирование самой оценки боевых возможностей системы вооружения, можно возложить на специализированную структуру. В случае чрезмерной сложности или невозможности реализации таких программ в натурных условиях, такая структура могла бы взять на себя разработку имитационных моделей целостных систем вооружения с последующей оценкой боевых возможностей. Подчиненность этой структуры другому ведомству представляется очевидной.

Возможности систем вооружения определяются не только и не столько собственными тактико-техническими характеристиками, рассчитанными на применение их в простейших условиях, сколько возможностями противника. Естественно, справедливо и обратное утверждение, поскольку, по определению, любая из сторон при ведении боевых действий не может достичь большего результата, чем позволяет ей противостоящая сторона. Практически неуязвимые средства нападения, такие, например, как высокоточное оружие самых разных модификаций и самые современные устройства постановки помех привели к существенному снижению боевой эффективности оборонительной системы вооружения, вплоть до полной невозможности борьбы с таким оружием. Вместе с тем само признание этого очевидного факта пока сопряжено с немалыми сложностями.

В течение двух-трех последних десятилетий в области военных знаний поменялось практически всё. Другими стали представления о войне, победе, поражении, противнике, фронтах, театрах военных действий, средствах и способах ведения боевых действий, средствах нападения, оборонительных средствах и т.д. Расчет на бездарного противника уже недопустим. Он ни при каких условиях не станет безрассудно подставлять свои пилотируемые средства нападения под удар другой стороны.

Естественно предположить, что в условиях военного времени, в полной мере используя возможности современных средств разведки, в том числе и космической, противник будет заранее знать размещение всех или большинства подсистем противоборствующей стороны. Особенно это относится к радиоэлектронным средствам обнаружения целей и наведения ракет, источникам мощного электромагнитного излучения, которые и будут первоочередными «идеальными» целями для управляемого высокоточного оружия противника. Значение только одного фактора - фактора психологического воздействия на боевые расчеты, управляющие такими средствами, настолько огромно, что его трудно даже представить. А это одна из важнейших характеристик, если не самая важная (по крайней мере, она должна быть такой), современной системы вооружения.

Высокоточное оружие требует от противостоящей стороны как разработки адекватных средств возмездия (приобретения их на рынках вооружения), так и разработки собственных оборонительных средств. Противосамолетные оборонительные средства не способны обеспечить ни самозащиту, ни защиту обороняемых объектов от такого оружия.

В паспортах на эти средства прописано все, для чего они предназначены. Сегодня нет «равномерного, прямолинейного, на постоянной высоте из заданного диапазона высот» движения, нет тех значений эффективной отражающей поверхности, практически нет беспомеховых носителей боеприпасов. Сами оборонительные средства из средств борьбы с целями противника превратились в цели для уничтожения их противником. Сопоставление плотностей налета средств высокоточного оружия и высот их полета с пропускными способностями систем вооружения противовоздушной обороны позволяет сделать вывод не в пользу последних.

Поэтому вопросы модернизации, продления сроков эксплуатации, как и самой эксплуатации такого типа образцов вооружения, свою актуальность утратили. Необходимы радикальные перемены и действия. Требуется формирование новой методологической основы для объективной оценки боевой эффективности систем. Главная цель состоит в том, чтобы обеспечить в перспективе создание современной системы вооружения, позволяющей эффективно противостоять противнику, на которого она рассчитана.

В вопросе о противнике никакие упрощения, как и уклонение от самой постановки вопроса, недопустимы. Не имея среди исходных данных сведений о реальном противнике, создание системы вооружения теряет смысл. Рассчитанная на ныне модного «эвентуального» противника, система, вооружения тоже будет «эвентуальной».

Система вооружения является типичным представителем сложных систем. Под сложной системой понимается совокупность элементов и связей между ними, обладающая определенной целостностью. Целостность предполагает, прежде всего, структурную целостность системы [2]. Если рассматривается, к примеру, техническая, экономическая или некоторая другая система, она представляется в виде совокупности взаимосвязанных подсистем более низких уровней той же природы, функционирование которых направлено на достижение непротиворечивой целевой функции всей системы в целом. Такое понятие целостности можно трактовать как понятие целостности структурной или конструктивной.

В конечном счете, по параметрам подсистем оцениваются характеристики исходной системы. По умолчанию предполагается, что среда, в рамках и условиях которой функционирует система, не препятствует реализации возможностей системы. Например, такая абсолютно не агрессивная среда, как правило, создается при выполнении боевых задач подразделениями в условиях полигона. Успешное выполнение боевой задачи подразделением в таких условиях (без организации мощного противодействия, свойственного современным средствам противника) практически ни о чем не свидетельствует. Оно подтверждает несущественный для боевых действий факт: система вооружения обладает характеристиками, заложенными в нее на этапе проектирования, и способствует искусственному завышению оценки возможностей системы вооружения. Нередко такую оценку приходится «подтверждать» в течение всего срока эксплуатации.

Если задачу оценки истинной эффективности системы вооружения вывести на передний план, то понятие целостности должно получить иную сущность. Она заключается в том, что система вооружения функционирует в неразрывном единстве не только с окружающей средой, но и с соответствующими системами вооружения противоборствующей стороны. Другими словами, целостную систему образует только полная совокупность всех подсистем (как способствующих, так и препятствующих выполнению боевой задачи) своего уровня.

Разумеется, всякая целостная система состоит из собственных подсистем и подсистем противника своего уровня и является подсистемой целостной системы соседнего уровня сверху и т.д., вплоть до целостной системы самого верхнего уровня. Системой такого уровня является система вооружения военного ведомства государства с его организационно-штатной структурой, всей совокупностью вооружения и военной техники, включая транспортные средства, запасы топлива, средства связи, энергообеспечения, пополнения боеприпасов, коммуникационные сети и т. д. Безусловным компонентом ее должен быть ожидаемый противник с реальными возможностями его средств нападения. Оценка боевой эффективности нецелостной системы по определению бессмысленна, поскольку любая система способна реализовать свои возможности только в той мере, в которой позволяет ей противостоящая сторона.

Представление любой системы в виде целостной при таком толковании целостности позволит качественно, а, при необходимости, и количественно, оценить реальную эффективность системы в целом и каждого входящего в нее компонента при выполнении боевой задачи на своем уровне. В течение многих десятилетий ученые различных областей науки решали проблему повышения надежности сложных технических систем, какими являются вооружение и военная техника. Бесспорно, решения в области этой проблемы не потеряют актуальности и в будущем. Однако, с точки зрения целостности противостоящих друг другу систем, они уже не будут играть той решающей роли, которая принадлежала им при представлении системы в виде целостной непротиворечивой структуры.

Оценка боевой эффективности целостных систем будет выглядеть не всегда оптимистичной. Более того, она будет весьма пессимистичной. Например, подобная оценка неизбежно должна «всплыть на поверхность» в гипотетически возможной ситуации, когда, при широчайшей номенклатуре образцов вооружения и техники и их полном штатном комплекте, возможности по борьбе с противником, супероснащенным новейшими средствами нападения, окажутся устремленными к нулю. В борьбе с таким противником в разряд неперспективных систем вооружения могут попасть новые, и даже новейшие, системы.

Основное достоинство целостного рассмотрения систем в том, что оно в состоянии предостеречь от системных ошибок при формировании военного ведомства государства и его структур. Оно позволяет освободиться от вооруженческого «хлама» не по срокам его эксплуатации, а по существу, т.е. по их возможному реальному вкладу в результат противоборства с противником. Системы вооружения, боевая эффективность которых при их целостном рассмотрении ниже некоторого заданного порогового значения, должны выводиться из эксплуатации, поскольку они не просто неэффективны, но и требуют с каждым годом всё больших финансовых и ресурсных затрат на поддержание их в состоянии фактически мнимой боевой готовности.

Образующей базовой компонентой целостной системы является соответствующий ей образец вооружения в штатной комплектации, заданной условиями боевого применения. Для образования самой целостной системы своего уровня эту компоненту следует «окунуть в среду», т. е. дополнить функционально необходимыми компонентами, как собственной окружающей среды, так и противника с его возможностями по противодействию на том же уровне.

С системной точки зрения, не существенно, почему не выполнена боевая оборонительная задача. К этому могла привести неисправность самого вооружения, выход из строя боевого расчета или его основных штатных единиц, отсутствие ракет или солярки в дизелях при уже поврежденных линиях электропередачи и т.п. Каждой из таких причин могли, безусловно, способствовать атакующие действия противника. Важно то, что достаточно одной причины, любой из них, чтобы борьба с противником была проиграна. В то же время для победы над противником ни одна из собственных подсистем не должна быть поражена.

Нетрудно заметить очевидные преимущества нападающей стороны. У нее есть все возможности активного воздействия на любую из подсистем другой стороны. Ей же угрожает опасность только при ее собственной пассивности по применению всего арсенала средств организации противодействия и нормальном функционировании всех подсистем другой стороны.

Следовательно, поиск путей хотя бы относительного (более-менее) выравнивания возможностей противоборствующих сторон становится центральной проблемой при функционировании целостных систем. При явном рассогласовании возможностей противоборствующих сторон целостная система становится просто бессмысленной и не имеет права на существование, как не имеют такого права и все образцы вооружения, не способные породить целостную систему соответствующего уровня.

Разумеется, простое отсутствие какого-либо из собственных компонентов целостной системы и снижение работоспособности любой из ее подсистем до некоторого критического значения тождественны с точки зрения их влияния на конечный результат ее боевого применения.

В подобной ситуации на современном этапе оказались многие государства мира. Она автоматически и объективно порождена вниманием производителей оружия к развитию средств нападения. Не могли не сказаться новейшие достижения научно-технического прогресса. Совершенствование и развитие оборонительных средств, в сущности, непреднамеренно, оказались отодвинутыми на второй план. К тому же, в большей мере субъективно, формировалось мнение о достаточном запасе прочности характеристик многих оборонительных систем вооружения. Казалось, что их должно было хватить надолго. Не хватило. В историческом плане здесь нет никаких неожиданностей - в своем развитии средства нападения неоднократно выходили далеко вперед. Такова диалектика самого развития. Можно указать несколько конкретных причин, по которым обороняющимся государствам, в случае развязывания против них военной агрессии, придется нелегко.

Во-первых, это чрезмерно широкая номенклатура и связанная с ней сложность боевого совместного применения систем вооружения, особенно у военных ведомств государств, входивших в недалеком прошлом в распавшуюся мировую державу. Проявилось закономерное следствие практически неограниченных возможностей, которые в пору разработки всей номенклатуры были предоставлены генеральным конструкторам систем вооружения. Каждый из них, наделенный огромными полномочиями, мог использовать и активно использовал все рычаги влияния, в том числе и на властные структуры, чтобы разработанная под его руководством система вооружения получила государственный заказ на производство и практическое применение.

Например, разработку ракетных проектов, комплексов и боевых ракет вели десятки (до полуста) головных организаций, а вместе со смежниками - разработчиками систем управления, двигательных установок, топлива и топливных зарядов, систем транспортировки и заправки их число составляло несколько сотен. По причине понятной конфиденциальности таких разработок обмен информацией между организациями отсутствовал. Примерно такая же ситуация складывалась и с другими образцами вооружения и техники [3].

Во-вторых, все острее становятся проблемы подготовки кадров, технического обеспечения и эксплуатации образцов вооружения и техники. Характеристики всех образцов вооружения без их уточнения с учетом возможностей противостоящей стороны неизбежно и закономерно превращаются в категорию мнимых характеристик. Для многих государств выход из такой объективно сложившейся ситуации будет долгим и очень трудным. Вполне можно ожидать, что государства, располагающие достаточным научным, экономическим и промышленно-технологическим потенциалом, пойдут по пути разработки и производства собственных образцов вооружения как наступательного, так и оборонительного.

В-третьих, нарушаются размерности задач, возлагаемых на военные ведомства. При необоснованном упрощении задач страна будет обречена на беззащитность в возможном конфликте, а необоснованное завышение рано или поздно приведет к разрушению экономики и обнищанию собственного народа [4]. Такой задачей может быть, например, задача успешного противостояния несоизмеримо более сильному во всех отношениях, в том числе и в военном, противнику. С учетом таких ограничений правительства многих государств организуют проведение реформ своих военных структур. Суть их состоит в кардинальных переменах как в военной стратегии и тактике, так и в обеспечении войск современными образцами вооружения. Конечной же целью реформирования является приведение статуса военных ведомств в соответствие со статусом самих государств и с требованиями времени.

В-четвертых, меняются философские основы взглядов на само содержание борьбы. Ее все меньше представляют как столкновение боевых единиц в огневом противоборстве. Речь идет о столкновении функциональных боевых систем, цель которых - лишение противостоящей стороны способности к действию. Появляется широкий набор видов оружия на новых физических принципах, в частности, нелетального. Грядет принципиально новый вид противоборства с противником - противоборство информационное. Пока нет теории и обособленного рода войск информационного противоборства, но дело это совсем недалекого будущего. О такой борьбе говорят, более того, ее уже организуют не только на стратегическом, но и на тактическом уровне [5].

Лаконично и понятно изложена национальная военная стратегия США. Она включает в себя четыре задачи: защита территории от нападения; беспрепятственный доступ и свобода действий в глобальном масштабе; формирование благоприятного международного порядка (естественно, с их собственной точки зрения); укрепление альянсов и развитие партнерства для противодействия общим вызовам [6]. При неприкрыто агрессивном характере задач просматривается полное согласование их со статусом государства. В современной геополитической обстановке другие государства так коротко и ясно изложить свою военную стратегию не в состоянии.

Их действия в вопросах военного строительства подчинены достижению единой глобальной цели: формированию нового мирового порядка по собственному усмотрению. Реальной силы для создания существенных препятствий в этой сфере деятельности сегодня нет. Более того, ими уже сформированы концепция и архитектура армии будущего. Официально принята государственная научно-техническая программа «Боевые системы будущего». Программа учитывает кардинальные перемены во всем. Решающая роль в ней отводится фактору времени: стратегическая инициатива должна перехватываться мгновенно. Результатом ее реализации станет не модернизация существующей, а создание новой армии. Формирование первых подразделений, экспериментальных, по этой программе планировалось уже к началу текущего года.

В последних военных конфликтах силы коалиций, возглавляемых и ведомых США, широко использовали средства ведения войн 6-го поколения. В конфликтах будущего будет происходить неизбежное наращивание таких и еще более совершенных средств нападения.

Сегодня многие государства, исходя из собственных возможностей, проводят реформирование вооруженных сил, направленное на подготовку их к ведению боевых действий 6-го поколения. Разумеется, программы глубокого реформирования удается реализовать только экономически сильно развитым и бурно развивающимся странам. Появился ряд стран, которые заметно меньше средств используют на развитие обычных сил и средств ведения вооруженной борьбы и направляют их все больше на развитие высокотехничных электронных и информационных средств, а также средств высокоточного оружия.

Противника совсем не обязательно разрушать физически, достаточно не позволить ему выполнить боевую задачу. Структурная реализация средств нападения противника при этом уже не имеет никакого значения. Главная суть состоит в том, что все средства нападения являются управляемыми объектами. А в основе управления, независимо от того, откуда оно осуществляется, лежит электромагнитная волна, со всеми ее достоинствами и недостатками. И пока эта тенденция не будет нарушена, все усилия ученых должны быть направлены на бескомпромиссную борьбу с самой электромагнитной волной, а не с телом (носителем боевого заряда), параметры движения которого ею регулируются. Уже вряд ли можно сомневаться в том, что в обозримой перспективе появится электронная бомба. Основным ее предназначением наряду с другими средствами борьбы, например, электромагнитными пушками, и будет нарушение управления, взамен традиционному разрушению тела.

Вместе с тем в основе мировоззрения многих специалистов по-прежнему лежит вульгарный материализм [6]. С его позиций, суть вооруженной борьбы воспринимается как разрушение и захват различных видов материи, точнее - вещества. Это и позволяет военным и разработчикам систем вооружения делать ставку на модернизацию и реставрацию устаревших и совершенно неперспективных образцов вооружения вместо разработки новых: оборонительных по форме и атакующих - по сути.

Таким образом, характеристики систем вооружения должны задаваться с учётом возможностей противостоящей стороны по противодействию в условиях боевой операции. Только целостное представление возможностей системы вооружения в единстве с возможностями средств нападения противника может привести к разработке перспективных систем. Принцип борьбы со средствами нападения противника в таких системах должен быть другим: бороться надо не с телом носителя боеприпаса, а с системой управления носителя. Иначе появления новых по форме, но устаревших по содержанию систем вооружения не избежать. Что касается боевых возможностей физически и морально устаревших систем вооружения, то они должны быть подвергнуты объективной оценке в системе независимого мониторинга с последующим принятием взвешенных решений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буренок В.М., Ляпунов В.М., Мудров В.И. Теория и практика планирования и управления развитием вооружения / Под ред. A.M. Московского. - М, 2005.

2. Анфилатов B.C., Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении, учебное пособие. - М. - Финансы и статистика, 2002.

3. Конюхов И.С., Филиппенко А.А., Клышевский СВ. Некоторые вопросы использования перспективных принципов и передовых технологий при разработке вооружения и военной техники // Вестник АВН. - 2005. - № 4(13).

4. Модестов С.А. Военные потенциалы стран мира // Вестник АВН. - 2003. - № 4(5).

5. Сивков К.В. Основные проблемы фундаментальных и прикладных исследований в России и за рубежом и их влияние на перспективные системы вооружения // Вестник АВН. - 2006. - № 1(14).

6. Лелехов А.А. Новая национальная военная стратегия США-2004. Стратегия на сегодня, взгляд в будущее // Вестник АВН. - 2005. - № 3(12).


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации