ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 3/2008, стр. 46-52

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УДК 340.13 (043.3)

Подполковник юстиции В.А. ШАРШУН,

заместитель начальника управления правового обеспечения

Министерства обороны, кандидат юридических наук

В процессе строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь (далее - Вооруженные Силы) все более актуальным становится вопрос совершенствования организации и ведения хозяйственной деятельности органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил для обеспечения их повседневной жизнедеятельности, боевой и мобилизационной готовности.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» Вооруженные Силы предназначены для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности. В то же время нормальное функционирование органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил невозможно без осуществления ими определенной хозяйственной деятельности.

Хозяйственную деятельность в Вооруженных Силах следует рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, понятие «хозяйственная деятельность» используется для определения внутрихозяйственной, постоянной деятельности органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, направленной на обеспечение их повседневной жизнедеятельности. Данные вопросы регламентированы Инструкцией о порядке организации хозяйственной деятельности в органах военного управления, соединениях, воинских частях, военных учебных заведениях и организациях Министерства обороны Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 3 октября 2005 г. № 43, и другими правовыми актами. В соответствии с пунктом 2 данной Инструкции под хозяйственной деятельностью понимается деятельность должностных лиц по использованию материально-технической базы, материальных и денежных средств в ходе боевой подготовки и повседневной деятельности органа военного управления, соединения, воинской части, военного учебного заведения и организации Вооруженных Сил, соединений и воинских частей транспортных войск Республики Беларусь, направленная на поддержание их боевой и мобилизационной готовности.

Основными задачами внутрихозяйственной деятельности являются всестороннее и бесперебойное обеспечение жизнедеятельности, боевой подготовки, поддержание в постоянной боевой и мобилизационной готовности органов военного управления, соединений, воинских частей и создание условий для быстрого их перевода с мирного на военное положение.

Внутрихозяйственная деятельность включает:

планирование и осуществление работы на объектах материально-технической базы;

своевременное определение потребности, истребование, получение, учет и хранение всех видов материальных средств, их распределение, выдачу (отправку, передачу) по назначению, правильное и экономное расходование материальных средств и ведение отчетности по ним;

накопление и содержание установленных запасов материальных средств, обеспечение их сохранности;

правильную эксплуатацию, сбережение, своевременное техническое обслуживание и ремонт вооружения, военной техники и других материальных средств;

создание условий для организации и проведения боевой подготовки, идеологической работы и других мероприятий повседневной деятельности личного состава;

безопасную эксплуатацию объектов государственного технического надзора;

реализацию и передачу по назначению казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений, земельных участков, различного оборудования, инвентаря и имущества;

своевременное выявление нарушений и ошибок, допущенных в хозяйственной деятельности при проведении внутреннего контроля, оперативное принятие мер по их устранению и профилактике;

оценку деятельности должностных лиц, отвечающих за войсковое хозяйство, и др.

Хозяйственная деятельность в Вооруженных Силах может быть направлена на получение внебюджетных средств, и отношения, возникающие в результате осуществления такой деятельности, связаны с субъектами, которые не входят в состав Вооруженных Сил. В этом смысле понятие «хозяйственная деятельность» имеет второй, внешний аспект. Выполняя свои задачи и функции по обеспечению национальной безопасности и защите суверенитета государства, органы военного управления, воинские части и организации Вооруженных Сил в своей повседневной жизнедеятельности должны вступать в гражданско-правовые отношения - заключать договоры, принимать участие в судебных рассмотрениях дел, вытекающих из причинения вреда, других гражданских и хозяйственных споров и др.

Указом Президента Республики Беларусь от 1 июня 2007 г. № 251 «О некоторых вопросах деятельности воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь» установлены пределы осуществления «внешней» хозяйственной деятельности органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. В соответствии с пунктом 1 данного Указа государственные органы, имеющие воинские формирования и военизированные организации Республики Беларусь, а также подчиненные им воинские части, организации и подразделения с правами юридического лица не вправе:

являться учредителями (участниками) коммерческих организаций, за исключением республиканских унитарных предприятий, созданных (создаваемых) в соответствии с законодательством и находящихся в подчинении (ведении) Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Государственного центра безопасности информации при Президенте Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям;

сдавать в залог государственное имущество;

сдавать в аренду (безвозмездное пользование) имущество, являющееся носителем государственных секретов или относящееся к продукции военного назначения (за исключением отдельных типов и моделей боевого оружия и боеприпасов к нему, выдаваемых органами внутренних дел во временное пользование юридическим лицам с особыми уставными задачами и республиканским государственно-общественным объединениям в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь).

Кроме того, государственные органы, имеющие воинские формирования и военизированные организации, а также подчиненные им воинские части, организации и подразделения с правами юридического лица могут сдавать в аренду (безвозмездное пользование) находящиеся в республиканской собственности и переданные им в оперативное управление или хозяйственное ведение здания, сооружения, изолированные помещения (за исключением жилых домов и жилых помещений), не завершенные строительством капитальные строения (кроме не завершенных строительством жилых домов и жилых помещений), передаточные устройства, иное недвижимое имущество, машины, оборудование, транспортные средства, относящиеся к основным средствам, иное движимое имущество по решению руководителей государственных органов, имеющих воинские формирования и военизированные организации, согласованному с Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь. Учреждения, входящие в систему (состав) воинских формирований и военизированных организаций, в том числе учреждения здравоохранения и образования, имеют право в порядке, установленном законодательством, выполнять работы (оказывать услуги) на возмездной основе, если это соответствует их уставным целям и предмету деятельности.

Одним из направлений «внешней» хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах является оказание платных услуг. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 9 сентября 1996 г. № 592 «О порядке и условиях реализации материально-технических средств, оказания платных услуг и сдачи вторичных ресурсов, осуществляемых Министерством обороны» Министерство обороны осуществляет реализацию материально-технических средств, оказание платных услуг и сдачу вторичных ресурсов через соответствующие структурные подразделения центрального аппарата Министерства по правовым актам министра обороны и ценам, принятым в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В настоящее время действует более 18 нормативных правовых актов Министерства обороны, регламентирующих осуществление хозяйственной деятельности, а также оказание органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил платных услуг физическим и юридическим лицам [1].

Отдельно следует остановиться на вопросах лицензирования деятельности органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, связанной с оказанием платных услуг. В соответствии с пунктом 1 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности», действие данного Положения не распространяется надеятель-ность, осуществляемую воинскими частями (учреждениями) Вооруженных Сил в соответствии с задачами, возложенными на них законодательством. Поскольку оказание платных услуг для органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил не является задачей, возложенной на них законодательством, а правом, то если для оказания соответствующей платной услуги требуется лицензия в соответствии с указанным Декретом, орган военного управления, воинская часть, организация Вооруженных Сил должны ее получить в установленном порядке.

Органы военного управления, воинские части и организации Вооруженных Сил могут оказывать безвозмездную (спонсорскую) помощь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи». При этом оказание безвозмездной (спонсорской) помощи в виде выполнения работ (оказания услуг), например, при оказании помощи сельскохозяйственным организациям в уборке урожая, возможно только на основании соответствующего договора, согласованного с министром обороны Республики Беларусь. Оказание безвозмездной (спонсорской) помощи путем передачи имущества или в виде денежных средств, по мнению автора, возможно только на основании соответствующего постановления Правительства Республики Беларусь, поскольку все имущество, закрепленное за органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил, является собственностью Республики Беларусь и находится в оперативном управлении Министерства обороны. В соответствии с абзацем третьим пункта 9 Указа Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300, в данном случае безвозмездная спонсорская помощь может быть оказана только с согласия Правительства Республики Беларусь (см., например, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 сентября 2007 г. № 1152 «О предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи республиканскому унитарному предприятию «Национальная киностудия «Беларусьфильм» и др.).

Оказание платных услуг органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил предполагает для их выполнения отрыв личного состава от основной служебной деятельности. В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона Республики Беларусь «О статусе военнослужащих» привлечение военнослужащих в период прохождения военной службы к работам и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой, допускается в порядке и на условиях, определяемых законодательством. Согласно пункту 2 Инструкции о порядке привлечения военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь в период прохождения военной службы к работам и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 29 ноября 2004 г. № 71, военнослужащие в период прохождения военной службы могут привлекаться к работам (оказанию услуг) и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой при наличии обоснованной необходимости проведения указанных работ (оказанию услуг) и соблюдении безопасных условий труда. Порядок привлечения военнослужащих при оказании воинскими частями платных услуг (выполнении работ) устанавливается правовыми актами Министерства обороны, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. При этом выполнение военнослужащими работ не должно влиять на снижение качества их служебной деятельности и боевой готовности воинской части.

Таким образом, выполняя специфические функции, возложенные на них государством, органы военного управления и воинские части являются одновременно в случаях, предусмотренных законодательством, субъектами гражданско-правовых отношений со всеми вытекающими последствиями.

Если осуществление хозяйственной деятельности организациями Вооруженных Сил, которые являются предприятиями или учреждениями, достаточно подробно урегулировано законодательством Республики Беларусь и определено их уставами, то при осуществлении хозяйственной деятельности органами военного управления и воинскими частями возникает вопрос об их гражданско-правовом статусе.

В юридической литературе СССР и Российской Федерации данный вопрос исследовался достаточно подробно. К данной проблеме обращались А.А. Беспалов, В.В. Бараненков, Я.Л. Гейвандов, А.В. Дозорцев, В.Н. Лейба, В.В. Лесовой, В.В. Манов, И.А. Нагорный, А.Ю. Виноградов [2].

Впервые вопрос о гражданско-правовом статусе воинских частей и возможности их самостоятельного участия в имущественном обороте в советской юридической литературе поставил А.В. Дозорцев [3]. Однако теоретической разработки этот вопрос тогда не получил.

Комплексным исследованием, внесшим весомый вклад в теоретическую разработку данной темы, явилась диссертация А.А. Беспалова «Воинская часть как юридическое лицо (понятие и признаки)» [4]. Предложенные им подходы к решению данного вопроса более чем два десятилетия предопределяли теоретические взгляды на гражданско-правовой статус воинских частей и практические подходы к методам разрешения споров с их участием в гражданском обороте.

Однако указанные работы относятся к исследованию гражданско-правового статуса воинских частей в условиях огосударствленной, нерыночной экономики, характеризовавшейся преобладающей ролью государства в регулировании имущественных отношений. К настоящему времени коренным образом изменилось гражданское и военное законодательство, что требует новых теоретических разработок, касающихся обоснования статуса воинской части как субъекта гражданского права. В этих условиях в Российской Федерации В. В. Бараненковым, В.В. Мановым, А.Ю. Виноградовым были предприняты попытки дальнейшего исследования гражданско-правового статуса воинской части [5].

В.В. Бараненковым правосубъектность воинской части рассматривалась в основном применительно к военному образовательному учреждению профессионального образования, причем необходимость наделения его гражданской правосубъектностью объяснялась автором условиями рыночной экономики. В.В. Манов рассматривал в своем исследовании признаки воинской части как юридического лица, а также гражданские правоотношения, в которые вступает воинская часть. А.Ю. Виноградов исследовал правосубъектность воинской части как участника гражданских правоотношений.

Вместе с тем, несмотря на вышеуказанные теоретические исследования, в законодательстве СССР вопрос гражданско-правового статуса органов военного управления и воинских частей урегулирован не был, также как и в настоящее время в законодательстве Российской Федерации.

В Республике Беларусь законодательными актами гражданско-правовой статус органов военного управления, воинских частей не регламентирован, за исключением статуса Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил, Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны, главного управления командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также воинских частей, подчиненных органам государственной безопасности, соединений и воинских частей транспортных войск Республики Беларусь.

Согласно пункту 4 Положения о Министерстве обороны Республики Беларусь, Министерство обороны является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в банках, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием, Знамя Министерства обороны Республики Беларусь и геральдический знак - эмблему Министерства обороны Республики Беларусь. В соответствии с пунктом 4 Положения о Генеральном штабе Вооруженных Сил Республики Беларусь, утвержденного названным Указом, Генеральный штаб Вооруженных Сил является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием, флаг и геральдический знак - эмблему Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» органы государственной безопасности и подчиненные им учреждения образования, организации здравоохранения и воинские части являются юридическими лицами, имеют печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь, счета в банках.

Согласно пункту 5 Положения о транспортных войсках Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2006 г. № 312, орган военного управления, соединения и воинские части транспортных войск являются юридическими лицами, имеют самостоятельный баланс, счета в банках, действительное и условное наименования, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своими действительным и условным наименованиями, соответствующие печати и штампы.

В соответствии с пунктом 5 Положения о военных комиссариатах, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2005 г. № 624, военный комиссариат является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием, текущие счета в банке.

Согласно Положению о главном управлении командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. № 187, главное управление командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел является органом военного управления, обеспечивающим управление внутренними войсками Министерства внутренних дел. Главное управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Положением о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 2007 г. № 611, к числу полномочий министра внутренних дел отнесено право утверждать положения о соединениях и воинских частях внутренних войск Министерства внутренних дел. Согласно пункту 4 Положения о соединении, воинской части внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 18 февраля 2008 г. № 66, соединение, воинская часть внутренних войск Министерства внутренних дел является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

В соответствии с пунктом 1 Инструкции о порядке организации хозяйственной деятельности в органах военного управления, соединениях, воинских частях, военных учебных заведениях и организациях Министерства обороны Республики Беларусь воинская часть (соединение, орган военного управления), осуществляющая хозяйственную деятельность как организационно самостоятельная административно-хозяйственная единица Вооруженных Сил, транспортных войск Республики Беларусь, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в обслуживающем учреждении банка, действительное и условное наименования, печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своими действительным и условным наименованиями, соответствующие печати и штампы.

На практике возникают вопросы, связанные с определением гражданско-правового статуса органов военного управления и воинских частей, в частности, при рассмотрении гражданских и хозяйственных споров в судах. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь в своем письме от 3 июня 1996 г. № 01-10/380, адресованном областным хозяйственным судам, отмечает, что «...воинские части обладают статусом юридического лица. Вместе с тем судам при принятии исковых заявлений нужно выяснять факт наличия у воинских частей признаков юридического лица» [ 1 ].

Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет два основных вида субъектов гражданского права - физические и юридические лица (особым субъектом гражданских правоотношений является государство). Поэтому участие коллективного образования в гражданских правоотношениях возможно только при условии, если оно является юридическим лицом. Таким образом, для того, чтобы заключать договоры, осуществлять определенные полномочия, связанные с закрепленными за ними имуществом, защищать свои права и законные интересы в судах, т. е. быть субъектом гражданско-правовых отношений, орган военного управления, воинская часть должны иметь статус юридического лица.

Для признания органа военного управления, воинской части юридическим лицом они должны иметь ряд признаков. Статья 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь определяет следующие признаки, наличие которых позволяет относить коллективные образования к юридическим лицам:

экономический - наличие у организации в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества;

материально-правовой - организационное единство, а также способность нести самостоятельную ответственность по своим обязательствам, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности;

процессуально-правовой - способность быть истцом и ответчиком в судах.

Кроме того, органы военного управления, воинские части обладают некоторыми специфическими признаками (благодаря наличию которых они являются участниками специальных военно-административных отношений):

финансирование исключительно за счет средств республиканского бюджета;

самостоятельность органа военного управления, воинской части проявляется, прежде всего, в возможности осуществления боевой деятельности, и, как следствие этого, орган военного управления, воинская часть обладают необходимой для этого административно-хозяйственной самостоятельностью;

повседневная деятельность органов военного управления, воинских частей регулируется специальными нормативными правовыми актами - общевоинскими уставами и иными актами военного законодательства;

наличие Боевого Знамени воинской части и связанный с этим особый порядок формирования воинской части и специфическое (более нигде не присутствующее) основание для расформирования воинской части, предусмотренное пунктом 4 Положения о Боевом Знамени воинской части Вооруженных Сил Республики Беларусь (приложение 2 к статье 71 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 июня 200! г. №355);

наличие, как правило, двойного собственного наименования (действительного и условного).

Органам военного управления и воинским частям свойственен бюджетно-сметный характер обособленности имущества, основная особенность которого по сравнению с имущественной обособленностью, например, предприятий, заключается в том, что у них отсутствует самостоятельный баланс, который отображает стоимость имущества субъекта в целом. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 августа 2007 г. № 1071 «О некоторых вопросах государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в государственных органах, имеющих воинские формирования, а также в подчиненных этим органам воинских частях и организациях, финансируемых из бюджета» государственные органы, имеющие воинские формирования, а также подчиненные этим органам воинские части и организации, финансируемые из бюджета, ведут учет активов и обязательств по упрощенной форме, учет материальных средств - в натуральных показателях. Имущественная обособленность органов военного управления и воинских частей выражается и в том, что они имеют счета в учреждениях банков, их руководители пользуются правами распорядителей бюджетных средств по смете Министерства обороны.

Основными имущественными правами органов военного управления, воинских частей являются:

право на имущество, необходимое для выполнения задач и функций, возложенных на них законодательством Республики Беларусь;

в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, вести хозяйственную деятельность, заключать договоры с другими субъектами;

право распоряжаться имуществом в установленных законодательством пределах.

К основным имущественным обязанностям органа военного управления, воинской части следует отнести обязанность бережно относиться к закрепленному имуществу, использовать его только по целевому предназначению, соблюдать договорные обязательства с другими субъектами хозяйствования.

К личным неимущественным правам органов военного управления, воинских частей необходимо, прежде всего, отнести право на свое наименование (действительное и условное). Наименование присваивается органу военного управления, воинской части в момент их создания и является способом индивидуализации этих образований, в том числе и в гражданском обороте, поскольку должно содержать реквизиты, позволяющие отличать их от других юридических лиц. Общими личными неимущественными правами органов военного управления, воинских частей является право на неприкосновенность их деловой репутации и тайну корреспонденции, на доступ к информации и др.

Способность органа военного управления, воинской части от своего имени участвовать в хозяйственных правоотношениях, самостоятельно приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести соответствующие обязанности обуславливает их самостоятельную ответственность по своим обязательствам. Органы военного управления, воинские части как бюджетные государственные организации отвечают по своим обязательствам средствами, имеющимися в их распоряжении. В случае недостаточности этих средств ответственность по обязательствам органа военного управления, воинской части несет собственник имущества, т. е. государство в лице вышестоящих органов военного управления. Участие органов военного управления, воинских частей в хозяйственных отношениях, возможность возложения на них гражданско-правовой ответственности за неисполнение обязательств, причинение вреда другим лицам вызывают потребность в защите нарушенных прав, а в связи с этим и необходимость обращения с иском в суд, хозяйственный или третейский суд. Орган военного управления, воинская часть могут быть стороной - истцом или ответчиком - в гражданском, хозяйственном процессе или в ходе третейского рассмотрения спора.

Таким образом, все отмеченные признаки органа военного управления, воинской части как юридического лица взаимосвязаны и должны рассматриваться в совокупности. По мнению автора, по своей сути орган военного управления, воинская часть, обладающие всеми признаками юридического лица, являются учреждением - организацией, созданной собственником (государством) для осуществления управленческих и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

С определением органа военного управления, воинской части как юридического лица тесно связан вопрос их гражданской правосубъектности, составными элементами которой являются правоспособность и дееспособность. Правоспособность органов военного управления, воинских частей - это способность иметь гражданские права и гражданские обязанности. Данный элемент правосубъектности органов военного управления, воинских частей может носить исключительно специальный характер, который состоит в том, что в сфере гражданского оборота органы военного управления, воинские части могут действовать только в соответствии с целями, которые определены в правовых актах, регулирующих их деятельность. Невозможность применения общей правоспособности к органам военного управления, воинским частям обусловлена, во-первых, спецификой задач, стоящих перед Вооруженными Силами, - обеспечением военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности. Во-вторых, общая правосубъектность не может быть применена к органам военного управления, воинским частям в связи со специфическим характером имущества, которое за ними закреплено государством. Данное имущество, кроме имущества общего назначения, состоит из имущества, относящегося к продукции военного назначения, выделенного из гражданского оборота, требующего специального контроля за его хранением и использованием (вооружение, боеприпасы и др.). Дееспособность органа военного управления, воинской части заключается в их способности своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности, в том числе гражданско-правовую ответственность.

Необходимым условием участия в гражданских правоотношениях органов военного управления, воинских частей как юридических лиц является их государственная регистрация. Государственная регистрация юридических лиц является обязательным юридическим действием. Она установлена статьей 47 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования определен Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11, а также Положением о Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2003 г. № 359.

Регистрация воинской части, соединения, органа военного управления Вооруженных Сил и транспортных войск Республики Беларусь осуществляется Министерством обороны при их создании по установленному штату, месту дислокации в соответствии с пунктом 1 Инструкции о порядке организации хозяйственной деятельности в органах военного управления, соединениях, воинских частях, военных учебных заведениях и организациях Министерства обороны Республики Беларусь.

Согласно пункту 5 Положения о соединении, воинской части внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь государственная регистрация воинской части внутренних войск в качестве юридического лица осуществляется в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, т.е. в общем порядке. Полагаем, что это не совсем обоснованно, поскольку для воинских частей и органов военного управления, исходя из их специфики, должен быть установлен особый порядок государственной регистрации в отличие от процедуры государственной регистрации других, в том числе коммерческих, юридических лиц. По нашему мнению, государственная регистрация органов военного управления и воинскими частями должна осуществляться в соответствующих государственных органах, в которых предусмотрена военная служба. Кроме того, Законом Республики Беларусь от 20 июня 2008 года «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь» в статью 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь внесены дополнения, предусматривающие возможность признания организации юридическим лицом законодательным актом без ее государственной регистрации.

Представляет интерес правовое регулирование гражданско-правового статуса органов военного управления, воинских частей и их хозяйственной деятельности в других странах. В частности, в Украине действует Закон от 21 сентября 1999 г. «О хозяйственной деятельности в Вооруженных силах Украины» [6]. В соответствии со статьей 3 данного Закона в Вооруженных силах Украины субъектами хозяйствования и юридическими лицами признаются не все воинские части, а только те, которые содержатся за счет средств Государственного бюджета Украины, ведут обособленное хозяйство, имеют смету поступлений и расходов, счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием, осуществляют хозяйственную деятельность с целью получения дополнительных источников финансирования своей жизнедеятельности для поддержания на надлежащем уровне боевой и мобилизационной готовности. Обязательным условием осуществления хозяйственной деятельности воинских частей Вооруженных сил Украины является их регистрация, которая регламентирована Порядком регистрации воинских частей как субъектов хозяйственной деятельности, утвержденным постановлением Кабинета министров Украины от 3 мая 2000 г. № 749 [7]. В соответствии с данным постановлением регистрация воинских частей осуществляется путем включения их Министерством обороны Украины в соответствующий реестр. Перечень видов хозяйственной деятельности, осуществление которой разрешается воинским частям Вооруженных сил Украины, установлен постановлением Кабинета министров Украины от 25 июля 2000 г. № 1171 [8]. Хозяйственная деятельность воинских частей предусматривает ведение подсобного хозяйства, производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, передачу в аренду движимого и недвижимого военного имущества (за исключением вооружения, боеприпасов, боевой и специальной техники). Деятельность, которая в соответствии с законодательством Украины подлежит лицензированию, осуществляется воинскими частями после получения в установленном порядке соответствующей лицензии без взимания платы за ее выдачу.

Несколько иной подход содержится в проекте Федерального закона Российской Федерации «О правовом положении военных организаций», который был разработан в Комитете Государственной Думы Российской Федерации по обороне [91- Указанный проект предполагает наделение статусом юридического лица не всех воинских частей, а только некоторых, по решению соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Кроме того, законопроект предполагает включение сведений о воинских частях в единый государственный реестр юридических лиц и предоставление возможности ознакомления заинтересованным с данными сведениями с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Законопроект предусматривает создание военных организаций как юридических лиц в форме федерального государственного учреждения и федерального казенного предприятия. При этом воинская часть как юридическое лицо может создаваться в форме федерального государственного учреждения и может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Также следует отметить, что министром обороны Российской Федерации 12 сентября 2003 г. был издан приказ № 324 «О государственной регистрации юридических лиц», которым созданы федеральные государственные учреждения: главные командования видов и командования родов Вооруженных сил, управления военных округов (флотов) (приложение № 1 к приказу министра обороны Российской Федерации 2003 г. № 324) и утверждено Общее положение о федеральном государственном учреждении (приложение № 2 к приказу министра обороны Российской Федерации 2003 г. № 324) [10].

Некоторые ученые отмечают, что единственная возможная форма гражданской правосубъектности организации, в том числе органов военного управления и воинских частей, - это институт юридического лица [11], приводя в обоснование то, что в соответствии с Гражданским кодексом участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане, юридические лица, государство, административно-территориальные единицы. Они предлагают для легализации участия в гражданском обороте военным организациям придавать статус юридических лиц. По мнению Р.Н. Ярмака, с этим «в полной мере согласиться нельзя, так как всеобщее придание органам военного управления статуса юридического лица не может рассматриваться только с точки зрения «облегчения» участия в гражданско-правовых отношениях, это далеко не первоочередная задача и предназначение органов военного управления» [10, с. 153].

По нашему мнению, на современном этапе строительства и развития Вооруженных Сил целесообразно на законодательном уровне, с учетом дополнений, внесенных Законом Республики Беларусь от 20 июня 2008 года «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь» в статью 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь, наделить органы военного управления, воинские части Вооруженных Сил, обладающие всеми соответствующими признаками, гражданско-правовым статусом юридического лица, что позволит обеспечить необходимое их участие в гражданских правоотношениях. Это обусловлено тем, что органы военного управления, воинские части в той или иной степени участвуют в осуществлении хозяйственной деятельности. В то же время можно согласиться с мнением Р.Н. Ярмака о необходимости, в перспективе, четкого деления всех органов военного управления и воинских частей на «боевые» (непосредственно привлекающиеся к выполнению основного предназначения Вооруженных Сил) и «обеспечивающие» (с точки зрения участия в гражданско-правовых отношениях с невоенными организациями) и наделения статусом юридического лица только «обеспечивающих». Это позволит, в свою очередь, освободить «боевые» органы военного управления и воинские части от не свойственных им функций, а «обеспечивающие» - от участия в решении боевых задач (хотя бы и в мирное время) и направить все усилия на деятельность, связанную с хозяйственными отношениями, обеспечивающими повседневную жизнедеятельность Вооруженных Сил [10, С. 155-156].

В соответствии с пунктом 35 плана подготовки законопроектов на 2008 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 666, в настоящее время осуществляется подготовка проекта закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» в целях приведения данного Закона в соответствие с законодательными актами Республики Беларусь, совершенствования его норм с учетом правоприменительной практики. В связи с этим, в целях урегулирования вопросов гражданско-правового статуса органов военного управления, соединений, воинских частей, полагаем необходимым дополнить статью 4 указанного Закона нормой, предусматривающей, что органы военного управления, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил являются юридическими лицами, имеют печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своими наименованиями, счета в учреждениях банков. Внесение указанных дополнений позволит обеспечить полноправное участие органов военного управления, воинских частей в гражданских правоотношениях при осуществлении хозяйственной деятельности.

Таким образом, совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности органов военного управления, воинских частей требует надлежащего законодательного закрепления их гражданско-правового статуса, так как организационно-правовая форма органов военного управления и воинских частей является правовой основой обеспечения деятельности Вооруженных Сил.

ЛИТЕРАТУРА

1. Консультант-Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2008.

2. Беспалов, А.А. Воинская часть как участник гражданских правоотношений. М: ВПА, 1972. - 47 с; Гейвандов, Я.А. Организации, обеспечивающие вооруженную защиту Российской Федерации (некоторые аспекты соотношения публично-правового содержания и организационно-правовой формы)// Государство и право. - 1999.

- №2. С. 5-13;Лейба, В.Н. Ответственность воинской части по обязательствам вследствие причинения вреда: дис.... канд. юрид. наук/ В.Н. Лейба. - М. - 1973. - 210 с; Лесовой, В.В. Правовой режим имущества военных организаций: дис...канд. юр. наук: 20.02.03/ В.В. Лесовой. - М. - 1997. - 211 с.

3. Дозорцев, А.В. Имущественная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный войсковой части// Труды Военно-политической академии. - 1949. - Выпуск IX.

4. Беспалов, А.А. Воинская часть как юридическое лицо (понятие и признаки): автореф. дисс... канд. юрид. наук / А.А. Беспалов; Военно-политическая академия им. В.И. Ленина. - 1973. - 26 с.

5. Бараненков, В.В. Военная организация как юридическое лицо в системе Федеральной пограничной службы Российской Федерации: автореф. дисс... канд. юрид. наук: 20.02.03/В.В. Бараненков; ВУ.

- 1995; Манов, В.В. Воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации как участник гражданских правоотношений: автореф. дисс... канд. юрид. наук: 12.00.03/В.В. Манов; ВУ. - 2000; Виноградов, А.Ю. Гражданская правосубъектность воинской части: автореф. дисс... канд. юрид. наук: 20.02.03/ А.Ю. Виноградов; ВУ. - 2000.

6. Про господарську д'тльностъу Збройних Силах Украши: Закон Украти, 21 верасня 1999р., № 1076-XIV// BidoMOcmi Верховно! Ради Украти. - 1999. - № 48. - ст. 408.

7. Про затвердження Порядку реестрацн вшськових частин як суб'ект1в господарськог д1ялъност1 у Збройних Силах: постанова Кабтет Minicmpie Украши, 3 травня 2000р., № 749// BidoMocmi Верховно! Ради Украти. - 1999. - № 48. - ст. 408.

8. Про затвердження перелжу вид'т господарсько! дгяльностг, здшснення яко1дозволяеться вшськовим частинам Збройних Сил: постанова Кабтет Mmicmpie Украши, 25липня 2000р., № 1171// BidoMocmi Верховно! Ради Украши. - 1999. - № 48. - ст. 408.

9. О правовом положении военных организаций: проект Федерального закона № 244662-3// Консультант-Плюс [Электрон, ресурс]/ ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2008.

10. Ярмак Р.Н. Правовое регулирование положения органов военного управления, объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в XXI веке//Российский военно-правовой сборник № 9: Военное право в XXIвеке. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». - М.: «За права военнослужащих», 2007. -Вып. 73. С. 153-156.

11. Хозяйственный механизм и гражданское право / Н.А. Бари-нов, Б.А. Волгин, Ю.Х. Калмыков и др.; под ред. докт. юрид. наук Ю.Х. Калмыкова. - Саратов: Изд-во ун-та, 1986. - С. 26-27.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации