ОБЛИК АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК И АРТИЛЛЕРИИ

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 4/2008 , стр. 11-17

УПРАВЛЕНИЕ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ

ОБЛИК АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК И АРТИЛЛЕРИИ

УДК 358.111.6

Генерал-майор М.В. ПУЗИКОВ,

начальник ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил -

начальник управления ракетных войск и артиллерии

Генерального штаба Вооруженных Сил, кандидат военных наук

Полковник В.К. СИНЯВСКИЙ,

начальник отдела управления Генерального штаба

Вооруженных Сил, доктор военных наук

Опыт войн и вооруженных конфликтов современности свидетельствует, что одним из главных условий достижения успеха на поле боя является опережение противника в разведке и нанесении ракетных ударов и огня артиллерией. Одним из приоритетных направлений достижения этого является комплексное повышение эффективности управления родом войск. Повышение оперативности процессов управления в настоящее время рассматривается как самое приоритетное направление развития ракетных войск и артиллерии (РВиА). Уже сегодня очевидно, что будущее РВиА непосредственно связано с комплексной автоматизацией процессов управления на всех уровнях. В статье предложены основные подходы к определению облика автоматизированной системы управления (АСУ) РВиА как составной части АСУ Вооруженных Сил.

Анализ боевого применения РВиА в современных вооруженных конфликтах показал, что в настоящее время боевые возможности рода войск реализуются только на 40 - 50% [1]. Это обусловлено высоким динамизмом и неопределенностью складывающейся оперативной обстановки, ростом количества высокоманевренных объектов поражения и возрастающим их противодействием, а также низким уровнем развития подсистем разведки, управления и обеспечения.

Анализ вклада каждой из подсистем в реализацию боевых возможностей РВиА позволил сделать два принципиальных вывода [ 1 ]:

1. Реализуемая доля боевого потенциала подсистемы поражения определяется возможностями наиболее «слабой» из подсистем.

2. Никакое совершенствование более «сильных» подсистем не ведет к увеличению реализуемой доли боевого потенциала группировки РВиА в целом.

Из этих выводов вытекает важнейшее практическое следствие: поэтапное повышение боевой эффективности требует последовательного выявления наиболее слабого звена. Расчеты вклада каждой подсистемы в эффективность боевого применения РВиА показали, что при современном состоянии рода войск наиболее слабым звеном является подсистема управления [2]. Следовательно, ее совершенствование является первоочередным направлением повышения боевой эффективности РВиА.

В современных условиях управление родом войск может быть эффективным только в том случае, если оно практически мгновенно, в реальном масштабе времени, реагирует на неполностью определенную и постоянно изменяющуюся оперативную обстановку. Достижение такого уровня возможно только путем комплексной автоматизации процессов управления РВиА, как в мирное время, так и в военное время [3].

Уже сегодня становится очевидным тот факт, что без четкого определения целей автоматизации и научно обоснованного распределения функций управления между штабами различного уровня нельзя приступать к определению облика АСУ РВиА. В статье под обликом АСУ будем понимать структурно-функциональное состояние контуров системы, количественно-качественных показателей, а также сущности и содержания процессов управления, подлежащих автоматизации.

Анализ опыта оперативной и боевой подготовки войск свидетельствует, что наиболее полная реализация задач, стоящих перед штабами РВиА, возможна только в условиях широкой автоматизации процессов управления в рамках единой интегрированной АСУ Вооруженных Сил.

ОБЛИК АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК И АРТИЛЛЕРИИ

Рис. 1. Основные процессы управления ракетными войсками и артиллерией, подлежащие автоматизации

ОБЛИК АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК И АРТИЛЛЕРИИ

Рис. 2. Вариант расчетных задач управления, решаемых штабом ракетных войск и артиллерии на этапе выработки замысла операции

При этом основной целью автоматизации системы управления следует считать максимально возможное повышение эффективности решения задач управления и обеспечение тем самым заданного уровня оперативности и обоснованности процессов управления.

Одним из наиболее важных вопросов на пути к автоматизации является четкое определение перечня и содержания процессов и задач управления, подлежащих автоматизации. Анализ функциональной деятельности штабов показал, что задачи управления, решаемые в штабах различных уровней иерархии, по последовательности и своему содержанию в основном аналогичны. Они представляют собой ряд взаимосвязанных последовательных процессов, представленных на рисунке 1.

В АСУ все процессы управления войсками и оружием должны реализоваться через информационно-вычислительные процессы (ИВП), связанные с решением информационных, оперативно-тактических и расчетных задач на автоматизированных рабочих местах (АРМ) комплексов средств автоматизации (КСА).

При этом решение информационных задач должно быть направлено на наполнение баз данных информацией по соответствующим прикладным областям (свои войска, войска противника, условия ведения боевых действий и т.д.). Они реализуют механизмы отбора данных из баз с элементами обработки информации по заданным условиям.

В свою очередь, решение оперативно-тактических и расчетных задач должно обеспечить обработку накопленной информации по заданным алгоритмам и критериям. Результат их решения должен быть направлен на максимально возможную обоснованность принимаемых решений. Вариант, решаемых штабом РВиА расчетных задач на этапе выработки замысла операции, представлен на рисунке 2.

В совокупности все информационные и расчетные задачи целесообразно интегрировать в комплексы задач управления, вариант которых представлен на рисунке 3.

ИВП в АСУ РВиА должны строиться с учетом следующих принципов:

обработка и передача информации должна осуществляться в соответствии с едиными алгоритмами приема информации, решения задач управления, регистрации, документирования и обеспечения безопасности информации;

обеспечение устойчивости и целостности ИВП при выходе из строя отдельных элементов системы, а также отказах и сбоях программно-аппаратных средств;

применение распределенных локальных вычислительных сетей (ЛВС) как основы ИВП;

унификация специального математического и программного обеспечения в рамках АСУ;

определение номенклатуры и полномочий должностных лиц к прикладным функциям и оперативно-тактическим данным, а также автономность баз данных АРМ должностных лиц в пределах их прав доступа к информации;

объединение в базу данных сервера пункта управления локальных баз данных АРМ.

ОБЛИК АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК И АРТИЛЛЕРИИ

Рис. 3. Вариант комплексов задач управления ракетными войсками и артиллерией

ОБЛИК АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК И АРТИЛЛЕРИИ

Рис. 4. Вариант технологии принятия решения в условиях автоматизации системы управления

В настоящее время способ построения ИВП на пунктах управления с использованием ЛВС является наиболее перспективным. Он позволяет значительно улучшить характеристики передачи информации за счет использования стандартных сетевых протоколов, а также распределения функций обработки информации между узлами сети (сервером, шлюзом и клиентом). При этом технология обработки информации определяется ее видом и представляет собой набор типовых операций обработки данных в соответствии с функциональными обязанностями должностных лиц, реализуемых на АРМ. Следует заметить, что взаимодействие объектов внутри пункта управления должно осуществляется на базе технологий взаимодействия открытых систем.

Реализация на практике принципов организации ИВП позволит реально упростить процесс поддержки принятия решений в условиях автоматизации и, как следствие, повысить эффективность процесса управления. Вариант технологии принятия решений в условиях автоматизации системы управления представлен на рисунке 4 [2].

Рассмотрим контуры АСУ РВиА. На наш взгляд, она должна представлять собой комплексную, полностью сопряженную с АСУ Вооруженных Сил подсистему, обеспечивающую автоматизированное управление подчиненными формированиями в любых условиях оперативной обстановки. Она должна образовать полномасштабную интегрированную систему автоматизированного управления войсками, разведкой и оружием.

По своему структурно-функциональному предназначению АСУ РВиА должна включать в себя подсистемы ракетных формирований, реактивных артиллерийских формирований крупного калибра, РВиА объединений и общевойсковых соединений. При этом подсистема объединения должна представлять собой совокупность объединенных в единую интегрированную систему автоматизированных подсистем артиллерийских частей и артиллерии общевойсковых соединений, сопряженных с АСУ разведки, боевого, тылового и технического обеспечения.

В ней должны быть охвачены автоматизацией все звенья управления от стратегического до тактического, а в подсистеме поражения и разведки до конкретного средства разведки и поражения. Вариант структурно-функциональной схемы АСУ РВиА представлен на рисунке 5.

Для реализации своего предназначения АСУ РВиА должна отвечать следующим принципам построения и функционирования [4]:

создание интегрированной на основе унифицированного информационного, лингвистического, математического и программного обеспечения АСУ РВиА, объединяющей в единое целое все структурные подсистемы рода войск объединений, соединений и воинских частей, непосредственно до отдельного средства разведки и огневого поражения;

универсальность, обеспечивающая возможность ее работы в мирное время, период нарастания военной угрозы и в ходе ведения военных действий;

открытость, обеспечивающая устойчивость и адаптивность ее структуры к реконфигурации структуры войск, а также возможность расширения круга решаемых задач и функциональных возможностей;

комплексность автоматизации основных процессов управления;

рациональное распределение функций управления между пунктами управления, функциональными группами и должностными лицами штабов;

рациональное сочетание централизованного и децентрализованного управления с последовательным, по уровням иерархии, транзитным сбором и передачей информации;

обеспечение совместимости и взаимодействия с другими автоматизированными подсистемами АСУ Вооруженных Сил;

возможность поэтапного создания и внедрения подсистем и элементов АСУ в войска и включением в ее состав новых элементов.

Внедрение новых информационных технологий в предметную область боевого применения РВиА должно базироваться на едином информационном, математическом, алгоритмическом и программном обеспечении задач управления и обеспечивать:

адаптацию информационной базы к предметной области РВиА и ее интеграцию в общевойсковую систему;

использование наряду с типовыми математическими моделями и методами решения задач управления, новых методов решения формализуемых и недостаточно формализуемых задач на базе единых модулей представления знаний;

реализацию единой идеологии решения задач управления;

синтез программного обеспечения м совмещение моделей

предметной области РВиА с формальными моделями задач управления.

ОБЛИК АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК И АРТИЛЛЕРИИ

Рис. 5. Вариант структурно-функциональной схемы автоматизированной системы управления ракетных войск и артиллерии

Рассматривая вопросы автоматизации системы управления РВиА, следует также уделить внимание разработке машин управления. В качестве альтернативы можно предложить следующий вариант. Отказ от создания специализированных командно-штабных машин, ориентированных на конкретные задачи, и переход к унифицированным машинам управления (УМУ), имеющим одинаковый набор средств связи, передачи данных и документирования. В основе их создания должно лежать широкое применение современных средств обработки информации и новых информационных технологий. Это позволит, используя общие технологические подходы, разработать единую для всех звеньев управления УМУ, имеющую идентичные КСА, отличающиеся между собой только комплектами функциональных программно-технических модулей. В статье под функциональным программно-техническим модулем КСА понимается набор программно-аппаратных средств, выполняющих определенную функцию.

Среди функциональных программно-технических модулей КСА можно выделить модули, используемые во всех подсистемах рода войск, и модули, применяемые в функциональных модулях КСА ракетных и артиллерийских формирований, а также в подсистеме разведки. Вариант функциональных программно-технических модулей КСА РВиА представлен на рисунке 6.

Совокупность функциональных модулей в тсазклом KLCA

УМУ должна обеспечивать возможность решения следующих задач:

настройку на работу в составе различных пунктов управления с определением параметров обмена с внешними абонентами;

прием, обработку, отображение и документирование приказов, команд и сигналов боевого управления, полученных от вышестоящих инстанций, формирование и выдачу подтверждений о принятых приказах, сигналах и командах;

формирование и выдачу подчиненным (взаимодействующим) органам военного управления (циркулярно и избирательно) приказов, сигналов, команд и распоряжений, в том числе целеуказаний, прием от них, обработку и отображение подтверждений о принятых приказах, сигналах и командах, докладов о получении и выполнении поставленных задач, других докладов и донесений;

приоритетную обработку входной информации в соответствии с категорией срочности;

формирование и хранение бланков (макетов) формализованных документов в интересах должностных лиц органов военного управления;

набор, хранение и выдача в каналы связи формализованных и неформализованных сообщений с ведением документной базы данных и возможностью выбора требуемого документа по каталогу и запросу;

хранение и отображение на АРМ цифровой карты местности с элементами оперативно-тактической обстановки;

проведение оперативно-тактических расчетов и решение расчетных задач в интересах выработки и принятия решений;

ввод данных, получаемых от объектов и источников, не имеющих КСА;

контроль состояния составных частей АРМ и трактов обмена (каналов связи и передачи данных) с внешними абонентами.

ОБЛИК АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК И АРТИЛЛЕРИИ

Рис. 6. Вариант функциональных программно-технических модулей комплексов средств автоматизации ракетных войск и артиллерии

ОБЛИК АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК И АРТИЛЛЕРИИ

Рис. 7. Вариант технического оснащения унифицированной машины управления

В качестве базовой машины УМУ предлагается использовать отечественную командно-штабную машину, серийно выпускаемую предприятиями Республики Беларусь. Она должна иметь одинаковую структуру технических средств и отличаться только гибким прикладным программным обеспечением, реализующим функции управления. Состав средств автоматизации, связи, жизнеобеспечения и электроснабжения УМУ представлен на рисунке 7.

ОБЛИК АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК И АРТИЛЛЕРИИК особенностям ее средств автоматизации относится то, что в основе АРМ должны быть специализированные персональные компьютеры, печатающее устройство должно быть общего пользования и одно АРМ реализовано на базе переносного компьютера и использоваться как выносное. Все АРМ должны быть объединены в единую сеть, имеющую выход на другие УМУ в рамках создаваемой ЛВС пункта управления. Кроме того, все подключенные к системным блокам технические средства (аппаратура передачи данных, печатающее устройство и навигационная аппаратура) должны использоваться как сетевые устройства.

АРМ, размещенные в оперативном отсеке, по своему функциональному предназначению должны быть распределены следующим образом: АРМ 1 - для функционального контроля и безопасности информации, АРМ 2 - сервер, АРМ 3 - выносное рабочее место и АРМ 4 выступает как шлюз и рабочее место администратора сети [5].

Это позволит унифицировать и расширить информационные, вычислительные и сервисные услуги, предоставляемые должностным лицам, и реализовать модификационный ряд машин, отличающихся друг от друга только составом программного обеспечения.

Внедрение современных КСА в практику управления РВиА позволит обеспечить эффективность работы должностных лиц штабов за счет многофакторного учета данных обстановки и сокращения времени решения задач управления. В таблице приведен вариант основных временных параметров решения задач управления, которые должны быть достигнуты в результате автоматизации основных процессов управления РВиА [3].

Анализ опыта применения АСУ в Российской Федерации и результаты проведенных научных исследований показывают, что практическое применение средств автоматизации в процессе управления войсками позволит обеспечить повышение степени реализации боевых возможностей РВиА в тактическом звене до 15%, а в оперативном звене - до 10% [4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Синявский В. К. Проблемы управления ракетными войсками и артиллерией в современных операциях// Наука и военная безопасность. ~ 2004. - № 1.

2. Синявский В.К. Методологические аспекты поддержки принятия решений должностными лицами штаба ракетных войск и артиллерии // Наука и военная безопасность. - 2005. - № 3.

3. Пузиков М.В. Развитие теоретических положений и выработка практических рекомендаций по боевому применению ракетных войск и артиллерии региональной группировки войск (сил) в воздушной

операции на Западном театре военных действий // Дис. канд. военных наук. - М: ВАГШ. - 2005.

4 Новые технические решения в области развития систем и средств автоматизированного управления СВ США. - М..ГШ ВС СССР, 6 ЦНИИ, выпуск № 1721, 1989. - 108 с.

5. Кежаев В.А., Чварков СВ. Автоматизированные системы управления, 4.2 / Основы автоматизации процессов управления РВиА. - СПб.: МО РФ, 1999. - 74 с.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации