Источники угроз и направления обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 2/2007, стр. 3-13

Источники угроз и направления обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь

УДК 32.001

Генерал-лейтенант С.П. ГУРУЛЁВ,

начальник Генерального штаба Вооруженных Сил -

первый заместитель министра обороны Республики Беларусь

В статье приводится краткий обзор основных изменений, произошедших за последнее десятилетие в военно-политической, стратегической обстановке, факторов и процессов, влияющих на национальную безопасность Республики Беларусь.

С учетом изменений внешних и внутренних условий функционирования государства выделяется перечень новых источников угроз национальной безопасности в политической, военной, экономической, информационной и гуманитарной сферах.

Указывается на необходимость выделения новой самостоятельной сферы обеспечения безопасности государства - энергетической. Раскрываются основные источники угроз национальной безопасности в этой сфере и приоритетные направления деятельности государства по их нейтрализации. Предлагается новый концептуальный подход к обеспечению национальной безопасности. В основе его более активная наступательная деятельность субъектов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Суть: не защита от возникающих угроз, а выявление источников и заблаговременная реализация мер по их нейтрализации (недопущение появления угроз).

Определяются основные геополитические тенденции, которые в перспективе будут формировать характер мировых процессов, требующие к себе особого и безотлагательного внимания.

Республика Беларусь - современное европейское государство, проводящее независимую и миролюбивую внешнюю и внутреннюю политику. Очевидно, что мирное созидание невозможно без надежной защиты государства и общества от реальных и потенциальных внешних и внутренних угроз.

Методологическая и правовая основа обеспечения национальной безопасности определены Конституцией Республики Беларусь и Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь.

Концепция является основополагающим документом, регламентирующим деятельность государственных органов, организаций и отдельных граждан по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства. В ней раскрыты угрозы национальной безопасности и приоритетные направления ее обеспечения в различных сферах: политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной.

Однако с момента разработки Концепции:

с одной стороны - определенные в ней жизненно важные интересы личности, общества и государства сохранили свою значимость и актуальность и должны оставаться незыблемыми;

с другой стороны - изменились внешние и внутренние условия, значительно поменялся характер вызовов и угроз во всех сферах, что обуславливает необходимость уточнения соответствующих положений действующей Концепции.

В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Главной отличительной чертой современной политической обстановки является высокая динамика происходящих процессов на фоне непрерывной эволюции взаимоотношений между субъектами международной политики. Систематически появляются предпосылки к обострению этих отношений. Результатом подобного столкновения интересов зачастую становится эскалация напряженности с переходом в затяжные кризисы и вооруженные конфликты локального и регионального масштабов.

Развитие геополитических процессов в конце XX - начале XXI века наглядно продемонстрировало неэффективность однополярной архитектуры мироустройства и ее неспособность нейтрализовать угрозы и вызовы, гарантировать военно-политическую стабильность и равную безопасность для всех государств. Все более очевидным становится тот факт, что суррогатная американская модель «управления кризисами» была придумана и применяется исключительно для обеспечения доминирования одних - «богатых мира сего» над другими - «всеми остальными».

Термин «новая холодная война» уже занял свое место в политическом лексиконе современности, а вооруженная сила неуклонно выдвигается в разряд наиболее часто используемых инструментов государственной политики по отстаиванию «жизненно важных интересов». Закономерным следствием этого становится снижение порога применения насильственных методов разрешения споров в межгосударственных отношениях с использованием всего арсенала средств вооруженной борьбы.

Значительно расширены сферы стратегического влияния и ответственности Североатлантического союза, и этот процесс продолжается. Наиболее характерно в этом контексте наращивание масштабов проникновения НАТО на постсоветское пространство. С рядом постсоветских республик подписаны т.н. «Индивидуальные планы партнерских действий», представляющие собой более продвинутую стадию сотрудничества соответствующих стран с НАТО в рамках ПРМ (Молдова, Армения, Азербайджан, Казахстан). Принято решение о начале «Интенсифицированного диалога» с Грузией, что, фактически, означает выход Тбилиси на получение статуса «кандидата» на вступление в альянс.

В одну из острейших глобальных проблем современности, связанных со сферой обеспечения безопасности как мирового сообщества в целом, так и отдельных государств, превратилась проблема международного терроризма.

Природа и специфика международного терроризма заслуживают отдельного изучения и должны рассматриваться в комплексе общечеловеческих, глобальных проблем, вне рамок данной статьи.

Однако, рассматривая международный терроризм как источник угроз национальной безопасности Республики Беларусь, следует отметить несколько новых тенденций, наметившихся в трансформации этого явления и в подходах к пониманию его сущности.

Первая тенденция заключается в демонизации терроризма, расширении, иногда неоправданном, сферы применения этого термина. Под терроризм постепенно втягивают все действия, хоть как-то несоответствующие конвенционным, «дозволенным» способам и направленные против «расширения демократических западных ценностей» и существующего однополярного мира. На наших глазах происходит утверждение нормы международных отношений, согласно которой доказанное и даже не доказанное обвинение в спонсорстве терроризма оказывается достаточным основанием для силовых акций против любого государства, вплоть до свержения правящего руководства и смены власти.

Если эту особенность не замечать сейчас, то в недалекой перспективе, по мере укрепления атлантического полюса и соответствующей ему системы ценностей в ущерб геополитическому балансу, категория «терроризм» будет постепенно эволюционировать и расширяться. Со временем подозрения в причастности к терроризму могут распространиться на все социально-политические, религиозные, конфессиональные и другие группы, которые не вписываются в систему «западных ценностей». В однополярном мире, если он окончательно и бесповоротно утвердится, борьба с международным терроризмом станет, по сути, борьбой с теми человеческими измерениями, которые выходят за границу либеральных ценностей.

Вторая тенденция - участившиеся факты проявления государственного терроризма, связанные с попытками устранения глав иностранных государств и других политических деятелей, с акциями, направленными на свержение правительств зарубежных стран, создание паники среди населения иностранных государств и т.д.

Бесспорно одно: международный терроризм, к сожалению, получает все более широкое распространение в планетарном масштабе. Он проявляется как в регионах традиционных международных конфликтов (Ближний Восток, Южная Азия), так и от этого опасного явления оказались не застрахованы и более развитые и благополучные государства (в частности США и Западная Европа). Со стороны международных террористических организаций усилились попытки получить доступ к технологиям создания и производства ядерного оружия.

Учитывая усиление напряженности между исламским миром и западной цивилизацией, углубление социальных, экономических и политических проблем в бедных регионах планеты, а также технологические и финансовые возможности террористических организаций, уже в ближайшей перспективе человечество подвергнется их атакам с использованием химического, биологического и, возможно, радиоактивного оружия. Главными объектами нападений, как наиболее уязвимые, станут крупнейшие города и мировые финансово-экономические центры.

Для борьбы с международным терроризмом недостаточно усилий одного или даже группы государств. Требуются коллективные усилия большинства государств и народов, всего мирового сообщества.

В политико-дипломатических отношениях с Республикой Беларусь и другими странами, проводящими самостоятельную политику, США и ряд стран Запада перешли к бесцеремонному применению «двойных стандартов» и агрессивному вмешательству во внутренние дела.

Повышенное внимание к Республике Беларусь, отмечавшееся со стороны США, достигло своего апогея в январе 2007 г., когда президент Дж. Буш подписал закон о продлении действия так называемого «Акта о демократии в Беларуси» 2004 г., значительно ужесточивший условия двусторонних отношений.

Санкционная политика в отношении нашей страны стала характерна и для Европейского союза. От попыток «мягкой» корректировки внутриполитической ситуации в Беларуси ЕС перешел к методам активного принуждения. Так, в ноябре 2006 г. была запущена процедура исключения Республики Беларусь из Генеральной системы преференций ЕС.

Четко обозначилась тенденция к задействованию механизмов НАТО для оказания давления на Беларусь. Беспрецедентной по своей сути стала негативная реакция руководства альянса на прошедшие в нашей стране президентские выборы. Наряду с критикой белорусского руководства, Совет НАТО счел возможным пересмотреть формат отношений с нашей страной в рамках программы «Партнерство ради мира», понизив уровень белорусского участия в заседаниях Военного комитета евро-атлантического партнерства.

Активное участие в антибелорусской кампании принимают государства Балтии и Польша. При этом Варшава стремится закрепить за собой роль координатора в процессе формирования консолидированной политики Евросоюза в отношении Беларуси. Прибалтийские государства, в свою очередь, продолжали практику предоставления своей территории для проведения различных мероприятий с участием представителей белорусских оппозиционных партий и неправительственных организаций.

Сложностью и, в известной мере, непредсказуемостью отличается военно-политическая обстановка на южном направлении. Несмотря на внутренние передряги в Украине, международные приоритеты политической элиты в Киеве коренным образом не изменились. Произошедшая в прошлом году рокировка во властных структурах привела к некоторому замедлению темпов сближения с НАТО, однако практические шаги в направлении углубления сотрудничества с альянсом показывают, что Украина вряд ли откажется от намеченных ранее стратегических целей и прозападной ориентации. О перспективе членства страны в Североатлантическом союзе к 2010 г. говорится в утвержденной в феврале 2007 г. новой Стратегии национальной безопасности. Свидетельством приверженности Киева заявленным военно-политическим целям является трансформация национальных вооруженных сил, в основе которой - их приведение к стандартам НАТО. Данное направление деятельности украинского руководства отражено в 1оспрограмме развития вооруженных сил на 2006-2011 гг.

Как новый и неблагоприятный фактор, с точки зрения обеспечения национальной безопасности нашего государства, в политической сфере следует расценивать переход на новые, «рыночные» принципы отношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.

Несмотря на то, что формально на первый план в отношениях между странами вышли якобы сугубо экономические вопросы, эти проблемы не что иное, как информационное прикрытие попыток дестабилизации политических отношений двух государств с последующим моделированием управляемых кризисов в Беларуси и в России.

Противостояние Республики Беларусь с Российской Федерацией в области цен на углеводородное сырье и условий торгово-экономических отношений гипотетически может повлечь за собой ряд негативных последствий. Так, переход в политико-конфронтационное русло отношений может быть использован деструктивными силами для остановки интеграционных процессов, что будет способствовать политической, экономической изоляции Беларуси.

Всесторонняя оценка политической обстановки позволяет выделить новые факторы, оказывающие дестабилизирующее воздействие на ее развитие и являющиеся источниками угроз безопасности Республики Беларусь в политической сфере. К таковым следует отнести:

использование «двойных стандартов» в межгосударственных отношениях, открытое вмешательство одних стран во внутренние дела других с целью навязывания чуждых моделей социально-политического и экономического развития под предлогом «продвижения демократии» и «развития гражданского общества»;

жесткое политико-дипломатическое давление на государства, проводящие самостоятельную политику, в том числе и Республику Беларусь, и блокирование их интересов на международной арене;

расширение военно-политических союзов, деятельность которых противоречит принципам государственно-экономического устройства и политики Республики Беларусь;

произвольное применение военной силы отдельными странами и военно-политическими блоками в нарушение существующего международного права и в обход механизмов санкционирования подобных действий на уровне Совета Безопасности ООН;

стремление ряда государств получить доступ к технологиям создания и производства ядерного и других видов оружия массового уничтожения, совершенствование имеющегося ядерного потенциала, доктринальное закрепление возможности его применения;

деятельность международных террористических сетей и организованная трансграничная преступность;

потеря управляемости и дезинтеграция отдельных государств вследствие спонтанной эскалации или преднамеренного разжигания межнациональной розни, этно-религиозных противоречий и сепаратистских устремлений;

создание препятствий и ограничение возможностей по равноправному участию Республики Беларусь в решении проблем международной безопасности.

Анализ международной политической обстановки свидетельствует о том, что в настоящее время угрозы развязывания агрессии против Республики Беларусь нет. В то же время ряд негативных тенденций позволяет сделать вывод о появлении новых источников и возрастании военной опасности для нашего государства.

В ВОЕННОЙ СФЕРЕ

Конкретным подтверждением этого вывода являются военно-политические процессы, развивающиеся в мире и в Европе.

Вполне очевидно, что в геополитическом соперничестве государств в мире, в реализации политических планов происходит явное смещение центра тяжести с открытых силовых методов и средств к скрытым, тонким, не силовым. Причем эта трансформация борьбы не ведет к ее ослаблению, к снижению ожесточенности и решительности. Скорее наоборот, под прикрытием риторики о переходе к ненасильственному миру борьба обостряется и становится более вероломной. Международная правовая норма, требующая объявления войны перед ее началом, канула в Лету. Собственно военные действия все чаще становятся последним актом в разыгрываемом сценарии войны на уничтожение или захват противника. Однако эта тенденция отнюдь не умаляет роли вооруженной борьбы и вооруженной силы. Отстаивание национальных интересов по-прежнему происходит с опорой на военную силу и военное превосходство.

За последнее время произошло выхолащивание традиционных механизмов поддержания военной безопасности, девальвирована создававшаяся десятилетиями международно-договорная база в области контроля над вооружениями. Так, вполне реальная перспектива размещения в Восточной Европе позиционного района системы стратегической противоракетной обороны (ПРО) США является прямым следствием выхода Соединенных Штатов из советско-американского Договора по ПРО 1972 г.

В предмет российско-американского торга по противоракетной проблематике постепенно превращается Договор о ракетах средней и меньшей дальности 1988 г.

Адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) ратифицировали только четыре страны (Беларусь, Казахстан, Россия, Украина), в то время как группа государств НАТО продолжает обставлять данный шаг целым рядом условий. Формально США и НАТО продолжают увязывать свой отказ ратифицировать Соглашение об адаптации Договора с невыполнением Москвой так называемых «стамбульских соглашений» 1999 года, предусматривающих вывод российских войск из Грузии и Молдовы. Однако очевидно, что основной причиной затягивания странами - членами НАТО ратификации соглашения, является несоответствие его положений интересам альянса.

Недавнее заявление Президента Российской Федерации В.В. Путина (26 апреля с.г.) о возможности введения Россией моратория на исполнение своих обязательств в рамках ДОВСЕ следует рассматривать как реакцию на последние действия и заявления Соединенных Штатов Америки и их союзников по НАТО о возможном размещении на их территориях элементов системы противоракетной обороны.

Заявление Президента Российской Федерации свидетельствует о возрастании уверенности Российской Федерации в возможностях своего влияния на мировые военно-политические процессы, и в частности, происходящие в Европе. Его, по всей видимости, не следует расценивать как фактическое начало действий по выходу из ДОВСЕ. Скорее, оно носит предупредительный характер.

В целом, понимая действия Российской Федерации, направленные на отстаивание своих национальных интересов и снижение военного присутствия сторон в Европе, Республика Беларусь, как, впрочем, и Россия, обязана учитывать, что возможная дальнейшая «цепная ре акция» по сворачиванию действия ДОВСЕ способна привести к разрушению всей сложившейся системы контроля над вооружением.

В большей степени на обеспечение безопасности Республики Беларусь в военной сфере оказывает влияние расширение и трансформация блока НАТО.

Реальность такова, что с расширением блока НАТО за счет приема в свой состав ряда восточноевропейских стран баланс сил в регионе изменился. У границ Республики Беларусь оказался военно-политический блок с боевым потенциалом, многократно превышающим силы нашего государства, которое не входит в этот блок и далеко не всегда одобряет методы деятельности этого военно-политического союза. Этот шаг, безусловно, способствует нарастанию напряженности военно-политической обстановки в регионе и переходу военной опасности для Республики Беларусь на новый уровень.

Исторический опыт свидетельствует, что возрастание разрыва в соотношении военной мощи соседних государств или коалиций государств всегда являлось дестабилизирующим фактором и способствовало нарастанию напряженности в их отношениях.

В рамках наращивания оперативных возможностей НАТО следует отметить приведение в полную оперативную готовность сил первоочередного задействования альянса. Этот контингент общей численностью 26 тыс. военнослужащих уже в мирное время несет боевое дежурство, находясь в готовности (от 5 до 30 суток) к переброске в любой регион мира для выполнения широкого спектра задач в автономном режиме.

Идет формирование собственного военного потенциала Европейского союза. Началась реализация «Концепции создания многонациональных боевых тактических групп», по аналогии с силами первоочередного задействования НАТО.

На создание новой, более эффективной системы базирования, сокращение сроков подготовки и развертывания группировок войск в стратегически важных районах направлена трансформация американского военного присутствия в Европе. Так, в Германию переброшена боевая бригадная группа «Страйкер» - новое формирование сухопутных войск США, обладающее повышенной мобильностью и ударной мощью. Соединение составит костяк американской сухопутной группировки в Западной Европе. Под эгидой командования сухопутных войск США в Европе создается система объектов в Румынии и Болгарии, которые войдут в состав Восточноевропейской тактической группы (Констанца, Румыния).

Продолжается совершенствование оперативного оборудования территории Польши и стран Балтии, а также приведение их военной инфраструктуры в соответствие со стандартами НАТО. Это значительно повышает возможности блока по развертыванию группировок войск в непосредственной близости от границ Беларуси. Характерным примером успешного освоения потенциального театра военных действий является миссия НАТО по охране воздушного пространства прибалтийских государств.

В области национального военного строительства основные усилия сопредельных государств направлены на решение задач, связанных с завершением интеграции в евро-атлантические структуры. Бесспорным приоритетом при этом является техническая модернизация вооруженных сил. Так, в Польше в текущем году на эти цели выделено на 24 процента больше средств по сравнению с предыдущим годом. Латвия первой из стран Балтии выполнила требование НАТО о выделении на нужды обороны двух процентов от ВВП, увеличив военные ассигнования в 2007 г. на 13,6 процента.

Продолжается реформирование органов военного управления. На новую организационно-штатную структуру переведены министерство национальной обороны и генеральный штаб вооруженных сил Польши. Как первый результат в процессе интеграции вооруженных сил Литвы в систему ОВС НАТО следует рассматривать завершение реорганизации мотопехотной бригады «Железный волк» с ее передачей в оперативное подчинение мотопехотной дивизии Дании из состава германо-датско-польского корпуса «Северо-Восток» (Щецин, Польша).

Анализ мероприятий оперативной и боевой подготовки вооруженных сил Республики Польша и стран Балтии позволяет сделать вывод об изменении направленности учебно-боевой деятельности с целью приведения войск в соответствие с требованиями коалиционной военной стратегии НАТО и завершения их интеграции в военную структуру альянса. Особое внимание уделяется задействованию национальных вооруженных сил в совместных учениях и операциях НАТО по урегулированию кризисов.

В части, касающейся наращивания интенсивности разведывательной деятельности против нашей страны с территории сопредельных государств, необходимо отметить присоединение Польши к Организации по управлению программой дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией «АВАКС-НАТО». Это существенно расширило ее возможности по контролю воздушного пространства Республики Беларусь. В этом же контексте следует рассматривать планы по строительству на польской территории основной оперативной базы Объединенной системы разведки ОВС НАТО AGS, которая будет задействована в интересах многонациональных оперативных формирований альянса.

Продолжается противодействие со стороны как США, так и стран ЕС формированию системы коллективной безопасности стран - членов ОДКБ.

Глобально оно обусловлено, прежде всего, стремлением к осуществлению полного контроля над сокращающимися запасами и потреблением углеводородного сырья и других природных ресурсов.

В качестве же главного препятствия на этом пути выступает Российская Федерация, которая становится центром интеграционных процессов не только для ряда стран СНГ, но и стран Азиатского региона. Именно поэтому против России, как и прежде, сосредоточено целенаправленное экономическое, политическое, информационное, военное и иное давление.

Одной из задач на пути к достижению стратегических целей является расшатывание устоев Союзного государства и ослабление связей внутри стран - членов ОДКБ, активным членом которой является Республика Беларусь - традиционный и наиболее верный и последовательный союзник России.

Все предпринимаемые действия, в том числе и по наращиванию военных потенциалов стран НАТО, и размещению в Европе элементов системы ПРО, направлены прежде всего против Российской Федерации. Это очевидно. Очевидно и то, что и другие деконструктивные действия Запада в отношении Беларуси также направлены с дальним прицелом против нашего партнера.

Стратегическая цель Запада - это Россия. Беларусь в этой геополитической игре - хоть и достаточно важное, но промежуточное звено. Понимание этих устремлений является основой наших союзнических отношений и формирования единой стратегии.

Анализ рассмотренных военно-политических процессов позволяет выделить ряд новых источников угроз национальной безопасности Республики Беларусь в военной сфере. Чаще их называют источниками военной опасности:

стремление ряда государств девальвировать нормы международно-договорной базы в области контроля над вооружениями;

наращивание численного состава, боевой мощи и расширение «зон ответственности» существующих военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Республики Беларусь, создание межгосударственных военно-политических коалиций субрегионального уровня потенциально враждебной по отношению к Беларуси направленности;

появление очагов военно-политической нестабильности в непосредственной близости от границ Республики Беларусь;

оформление законодательной и нормативной правовой базы для размещения и присутствия в сопредельных с республикой государствах иностранных военных контингентов;

совершенствование военной инфраструктуры и оперативного оборудования территории сопредельных стран в целях наращивания возможностей по приему группировок войск;

изменение характера и направленности учебно-боевой деятельности вооруженных сил зарубежных государств и блоков, наращивание интенсивности мероприятий оперативной и боевой подготовки по тематике «кризисного реагирования» в непосредственной близости от границ Республики Беларусь;

формирование в составе коалиционных вооруженных сил высокомобильных войсковых группировок с минимальными сроками готовности к их применению, наращивание возможностей по переброске войск;

совершенствование системы управления и организационно-штатной структуры вооруженных сил сопредельных государствл разработка и внедрение новых форм и способов вооруженного противоборства, современных систем вооружения и военной техники, их апробирование в ходе локальных конфликтов;

наращивание всех видов разведки против Республики Беларусь, использование в этих целях территории и воздушного пространства сопредельных государств;

противодействие формированию систем коллективной безопасности с участием Беларуси.

Одним из перспективных направлений противостояния современным военным вызовам и угрозам является коалиционное обеспечение безопасности.

Весь мир сегодня поделен на союзы, в основе которых лежит интерес: экономический, политический, военно-стратегический, решения энергетических проблем и др. Ни одно государство в настоящее время не может эффективно противостоять современным вызовам и угрозам в одиночку.

Членство Беларуси в СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ также направлено на дифференцированное, взаимовыгодное использование огромного интеграционного, энергетического, рыночного, оборонного потенциала государств-участников.

Союз Беларуси и России объясняется не только всеми вышеперечисленными выше обоюдными интересами, но и родством двух наших народов.

Доля прагматизма в отношениях наших государств должна быть, но нельзя переводить это в разряд постулата, что «нет вечных друзей, есть постоянные интересы».

Интеграция в военной сфере носит стратегический характер и играет важнейшую роль в системе обеспечения национальной безопасности Беларуси. Наличие региональной группировки войск (сил) значительно снижает военную опасность для нашего государства и призвано сдерживать потенциального агрессора.

Интеграция с Республикой Беларусь приносит немалую выгоду и Российской Федерации.

Сточки зрения геополитики:

обеспечивается непосредственное присутствие России в Центральноевропеиском регионе;

устраняется потенциальная угроза создания так называемого Балтийско-Черноморского пояса изоляции России;

происходит ослабление военно-стратегической изоляции Калининградского особого оборонительного района.

С военной точки зрения:

происходит увеличение военного потенциала Российской Федерации за счет интеграции с белорусской армией, обладающей высокой боеспособностью;

осуществляется прикрытие западных границ Союзного государства в воздушном пространстве, а в случае развязывания агрессии - защита территории Российской Федерации региональной группировкой войск (сил).

С экономической точки зрения:

обеспечиваются льготные условия размещения российских военных объектов на территории Республики Беларусь;

осуществляется размещение заказов на предприятиях Российской Федерации на производство продукции и услуг военного (и не только военного) назначения для Республики Беларусь.

Наконец, сам факт установления союзнических отношений и способности взаимовыгодного сотрудничества укрепляет позиции России в ее взаимоотношениях с другими государствами, блоками и союзами с политической точки зрения.

Успешное сотрудничество России и Беларуси в военной сфере способствует развитию сотрудничества государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ).

В перспективе ОДКБ может и должна стать рычагом увеличения политического веса государств-участников Договора и укрепления их позиций в международном сообществе, эффективным инструментом обеспечения стабильности и безопасности на международном и региональном уровнях.

Приоритетными направлениями развития ОДКБ как фактора обеспечения безопасности в Восточноевропейском регионе коллективной безопасности являются:

налаживание эффективной системы внешнеполитической координации;

оптимизация боевого потенциала региональной группировки войск (сил) в Восточноевропейском регионе коллективной безопасности. Происходящее наращивание военного потенциала приграничных с Республикой Беларусь и Российской Федерацией стран НАТО требует адекватного увеличения военного потенциала региональной группировки войск;

налаживание эффективного взаимодействия в сфере военно-технического сотрудничества.

Таким образом, коллективное обеспечение безопасности стало реалией нашего дня и перспективным направлением обеспечения национальной безопасности Беларуси. Это обуславливает необходимость законодательного закрепления в Военной доктрине Республики Беларусь нового принципа обеспечения военной безопасности - принципа коалиционности.

Наряду с перечисленными выше источниками военной опасности все заметней вызовы в сферах, напрямую с применением вооруженной силы не связанных: преднамеренно-деструктивное применение современных информационных технологий, т.н. «кибертерроризм», или использование компьютерных технологий, электромагнитного спектра и электронного пространства в разрушительных целях; проблемы обеспечения экономической и энергетической безопасности; демографическая ситуация и т.д.

Анализ проводимых рядом иностранных государств и международных организаций мероприятий деструктивной направленности свидетельствует о высоком уровне координации усилий по направлениям, времени и методам информационного давления на Республику Беларусь.

В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Вопросы влияния современных информационных технологий на военную мощь и геополитический статус государства в мире, на политическую власть и ее распределение стали, пожалуй, центральными в современной политической жизни.

В короткие сроки произошло расширение применяемых в процессе информационного противоборства технологий и средств:

первоначально - использование средств (технологий) письма и печатной продукции;

в последующем - проводной и радиосвязи;

в настоящее время - помимо освоенных средств (технологий), активно применяются телекоммуникационные технологии; начинается массированное использование компьютерных коммуникационных сетей и Интернет - технологий.

Расширение применяемых средств способствовало развитию форм и способов противоборства в информационной сфере.

Методология информационного противоборства освоена в мере, достаточной для внесения масштабных и долговременных коррективов в параметры процесса общественного развития не только отдельных государств, но и всего международного сообщества.

Несомненно, что информационные технологии стали способны перестраивать сознание людей. Это значит, что противоборство государств теперь и впредь будет проходить не только в пространстве, но и в ином измерении - в сознании людей.

В конце прошлого века радикально трансформировалась сущность противоборства государств, в том числе и вооруженной борьбы, что потребовало необходимости пересмотра укоренившихся традиционных представлений о войнах, формах и способах их ведения и применяемом оружии. Сегодня можно констатировать, что современная война есть продолжение политики насильственными методами, в которых вооруженная борьба не является единственным и основным средством. Важнейшую роль в современных войнах стала играть информационная составляющая противоборства.

Это, в свою очередь, привело к принципиальным изменениям в приоритетах перечня угроз национальной безопасности. Произошедшее резкое снижения порога устойчивости общества к информационным воздействиям - как внешним, так и внутренним, в том числе и в нашем государстве, ставит угрозу в информационной сфере на первый план, что уже отражено и в политологической теории, и в политической практике, и в военной области. В связи с этим информационная сфера должна получить свое развитие и в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.

Еще к концу 80-х годов прошлого века в политической практике ряда государств были выработаны достаточно эффективные технологии целенаправленной дестабилизации и смены власти в самых разных странах. В самое последнее время эти технологии были применены на территории бывшего СССР.

Эти же технологии дестабилизации, испытанные во многих государствах, применяются в настоящее время против Беларуси. Наиболее активно и агрессивно они использовались накануне и в ходе выборов Президента Республики Беларусь в 2006 г.

В информационную кампанию по дискредитации политического курса и государственного руководства были вовлечены как официальные структуры, так и общественные организации. Среди наиболее одиозных заявлений выделялись:

опубликование ежегодного отчета правозащитной организации Human Rights Watch, где особо указано на ухудшение ситуации с правами человека в 2005 г. в Беларуси (январь 2006 г.);

доклад миссии БДИПЧ ОБСЕ о несоответствии президентских выборов в Беларуси обязательствам ОБСЕ по демократическим выборам и согласии с этими выводами Евросоюза (22 марта 2006 г.);

рассмотрение 31 марта 2006 г. на заседании Совета НАТО на уровне постоянных представителей стран-членов вопроса послевыборной ситуации в Республике Беларусь, по результатам которого 5 апреля пресс-службой НАТО распространено заявление о пересмотре в сторону снижения уровня отношений с Республикой Беларусь;

утверждение на заседании Совета ЕС по общим вопросам внешней политики на уровне министров иностранных дел списка белорусского руководства (31 человек) «причастных к фальсификациям результатов выборов», которым запрещен въезд на территорию Европы (10 - 11 апреля 2006 г.);

резолюция ПАСЕ по Беларуси, признающая белорусские выборы сфальсифицированными (13 апреля 2006 г.);

прозвучавшие на Брюссельской конференции «Евросоюз и Беларусь: новые вызовы» призывы заместителя помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Д. Крамера и председателя Европейского парламента Г. Петтеринга к странам ЕС придерживаться более жесткого подхода в отношении Республики Беларусь (8 февраля 2007 г.);

выступление в конгрессе США члена парламентского комитета по иностранным делам сейма Литвы Э. Зингериса с требованием дальнейшего наращивания давления на руководство Республики Беларусь (15 марта 2007 г.).

В этом году, с обозначившейся напряженностью в отношениях между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, центр тяжести информационного давления сместился в сторону вопросов дальнейшей интеграции в рамках Союзного государства.

Сложившаяся напряженная ситуация в полной мере используется странами Запада и оппозицией, главное место в идеологии которых занял вопрос дискредитации белорусско-российских отношений, а основным его содержанием является максимальное освещение экономических противоречий между Республикой Беларусь и Российской Федерацией и трансформация их в сферу противоречий между народами.

С достаточно высокой степенью эффективности используется манипуляционный потенциал эмоционально насыщенной информации, проявляется умение выстраивать художественную композицию, сценарий к крайне невыгодному для стабильности варианту развития событий.

По степени охвата и эффективности воздействия на граждан Республики Беларусь наиболее значимым источником получения информации является телевидение (80%). Это и было использовано в ходе деструктивного воздействия на наше население с использованием, к сожалению, ряда российских телеканалов.

В рейтинге популярности телеканалов в Республике Беларусь первое место занимает ОНТ (80%). 50% опрошенных смотрит Первый канал (БТ), 30% - канал «НТВ в Беларуси».

Данные показатели в очередной раз подтверждают важность осуществления контроля над информационной сферой государства.

Вместе с тем информационное пространство Республики Беларусь по-прежнему характеризуется открытостью для воздействия зарубежных радио- и телекоммуникационных средств и глобальной сети Интернет.

По-прежнему недопустимо высок уровень зависимости государства от зарубежного программного обеспечения и средств информатизации.

Сохраняются и другие, определенные в Концепции источники угроз национальной безопасности в информационной сфере.

Принципиально изменилась роль глобальной сети Интернет в деструктивном информационном воздействии на личность, общество и государство. Информационным технологиям, и прежде всего Интернету, как основному источнику информационного воздействия на соответствующую аудиторию, отводится одно из приоритетных мест в информационной сфере. В этой аудитории (среди пользователей) не менее 65% наиболее активной части населения в возрасте 18 - 34 лет. При этом применяются эффективные формы информационного воздействия: флеш-анимация, листовки, мультфильмы, видеоролики, распространяемые с помощью глобальной сети и т.д.

Новым источником угроз национальной безопасности нашему государству в информационной сфере является кибертерроризм.

Кибертерроризм в современном высокоинформатизированном обществе перешел из разряда «футуристических измышлений» в плоскость непосредственной угрозы самим основам этого общества. Учитывая эти реалии, в США уже принята и действует «Национальная стратегия защиты киберпространства». В качестве основной угрозы в Стратегии идентифицируются «организованные кибернетические атаки на критическую инфраструктуру в области экономики и национальной безопасности». На основе упомянутого документа разработана «Национальная военная стратегия киберпространственных операций», в соответствии с которой задача борьбы с кибертерроризмом возлагается на вооруженные силы, а в системе ВВС создается специальное киберпространственное командование.

По мере развития в нашем государстве информационных технологий и повышения информатизации общества опасность кибертерроризма будет возрастать и для Республики Беларусь.

В качестве нового источника угроз национальной безопасности нашему государству в информационной сфере следует рассматривать начало деструктивного радио- и телевещания с территории сопредельных государств на население Республики Беларусь. Уже с прошлого года начато радиовещание с территории Польши и Литвы. 23 апреля 2007 г. подписано соглашение между Польским общественным телевидением и министерством иностранных дел Республики Польша об учреждении спутникового телеканала «ТВ - Беларусь», нацеленного на вещание деструктивного характера с охватом всей территории Беларуси (длительность вещания - до 15 часов в сутки). Средства на этот проект выделены из государственного бюджета, зарезервированного польским парламентом, в размере 5,7 млн. долларов. Согласно соглашению трансляция передач начнется в октябре 2007 г.

В целом, комплексное информационное давление на Республику Беларусь приобрело характер тщательно скоординированной по времени, месту и событиям информационной агрессии с целью насаждения мнения о необходимости радикальных внутриполитических преобразований в нашем государстве. Конечным результатом должны стать приход к власти прозападных политических сил, смена государственной власти в соответствии с моделями, реализованными в других республиках постсоветского пространства, что является прямой и непосредственной угрозой безопасности Республики Беларусь.

Из изложенных выше источников угроз вытекают приоритетные направления обеспечения безопасности Республики Беларусь в информационной сфере:

дальнейшая интеграция структур, занимающихся обеспечением информационной безопасности и обеспечение координации усилий ведомств, занимающихся информационным противоборством, идеологическим и морально-психологическим обеспечением. Целое всегда больше, чем сумма частей - поэтому приоритетным направлением обеспечения информационной безопасности государства является интеграция и координация действий всех ведомств и структур, решающих эту задачу;

обеспечение доминирования отечественных СМИ на территории государства, в особенности телевидения, и в сети Интернет;

развитие компьютерной безопасности, которая в перспективе станет важнейшим приоритетом в обеспечении информационной безопасности государства (по мере перехода всей информационной техники на компьютерные (цифровые) технологии) и будет включать защиту от проникновения в свои компьютерные сети, системы связи и управления, максимальное снижение информационного ущерба от использования перспективных сетевых технологий противником и т.п.;

учитывая возрастание роли и значения информационной безопасности, бурную информатизацию общества и военного дела, необходимы неотложные меры по подготовке кадров и специалистов в области информационной безопасности, наращиванию научных исследований и развитию отечественных информационных технологий.

С целью укрепления информационной безопасности требует совершенствования система информационного противоборства на государственном уровне. Существует острая необходимость в принятии Концепции информационной безопасности Республики Беларусь, Положения о взаимодействии государственных органов при ведении информационного противоборства.

С полной уверенностью можно утверждать, что искусство информационного противоборства уже в ближайшей перспективе станет частью военного искусства, притом весьма важной. Поэтому разработка вопросов организации, планирования и ведения информационного противоборства, его форм и способов - неотложная задача для военной науки.

Наряду с борьбой за контроль над информационными ресурсами и обострением противоборства в информационной сфере наблюдается резкое обострение борьбы за ресурсы планеты. По степени актуальности данная проблема на настоящий момент, пожалуй, затмила пресловутый международный терроризм, под знаменем борьбы с которым были развязаны самые крупные военные конфликты последнего времени.

Положения об обеспечении бесперебойного снабжения энергоресурсами являются сегодня неотъемлемой составной частью стратегий национальной безопасности и военных доктрин большинства государств. Более того, концептуальные выкладки материализуются в конкретных оперативных планах применения вооруженных сил для достижения соответствующих целей.

Противоборство двух встречных тенденций - обеспечение беспрепятственного доступа к источникам энергетических и других ресурсов для тех, у кого их нет, с одной стороны и использование таковых в качестве средства получения не только экономических, но и политических дивидендов для тех, кто этими ресурсами обладает, с другой, - становится на современном этапе определяющей особенностью развития ситуации в сфере энергетической безопасности.

В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В конце 2006 - начале 2007 г. в геополитической игре в Европе найдено наиболее уязвимое место Республики Беларусь, обусловленное объективной зависимостью экономики страны от зарубежных энергоносителей.

Ясно осознавая эти угрозы и предвидя возможные, неблагоприятные для Беларуси, варианты развития обстановки, глава государства 25 августа 2005 г. утвердил Концепцию энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларуси и Государственную комплексную программу модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006 - 2010 годах (Указ № 399).

Вместе с тем оценка состояния энергетической безопасности позволяет сделать вывод, что по ряду показателей Республика Беларусь по-прежнему находится в критической области:

доля доминирующего энергоресурса (природного газа) в электроэнергетике республики составляет 95%;

доля доминирующего поставщика энергоресурсов (России) составляет 99%, при критически допустимых 40%;

низкая обеспеченность собственными топливно-энергетическими ресурсами (обеспеченность запасами газа и мазута составляет 22 суток);

недостаточный объем хранилищ основного для Беларуси энергоресурса - газа (для обеспечения энергетической безопасности объем хранилищ газа должен составлять до 30% его годового потребления);

отношение инвестиций в предприятия топливно-энергетического комплекса к стоимости основных производственных фондов составляет 4,7% (уровень износа составляет 60,7%, средневзвешенный срок службы генерирующих источников - 29,7 года при нормативном - 27 лет).

Таким образом, в качестве основных источников угроз национальной безопасности Республики Беларусь в сфере энергообеспечения следует выделить:

низкую обеспеченность собственными природными ресурсами;

большую долю природного газа в топливно-энергетическом балансе;

монозависимость от импорта энергоресурсов.

Нет смысла в объяснении возможных геополитических последствий для государства, которое находится в условиях устойчивой энергетической зависимости: это и потеря суверенитета и даже территориальной целостности.

Ситуация с обеспечением энергетической безопасности Республики Беларусь сложная, но не безвыходная.

Возможными для нашего государства путями перелома ситуации в сфере обеспечения энергетической безопасности являются:

модернизация энергетических объектов;

внедрение энергосберегающих технологий;

развитие малой энергетики;

создание атомной энергетики;

разработка и выполнение республиканской, региональных и отраслевых программ энергосбережения;

более широкое использование собственных альтернативных видов топлива - сланцев, торфа, древесины и т.д.

На решение проблем обеспечения энергетической безопасности Республики Беларусь направлена Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006-2010 гг.

В соответствии с этой программой предусмотрено получение не менее 25% объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и других источников энергии. Предстоит модернизация и создание новых энергетических объектов - торфяных ТЭС и мини-ТЭЦ.

Проводятся подготовительные работы и аккумулирование инвестиций в строительство атомной электростанции. Возведение АЭС позволит снизить себестоимость производимой электроэнергии за счет уменьшения затрат на топливо и повысить энергетическую безопасность страны.

Таким образом, на рубеже столетий важнейшее значение для Республики Беларусь приобрели вопросы обеспечения энергетической безопасности, и окончательно сложилась самостоятельная сфера деятельности государства. Все это должно найти отражение и законодательное развитие в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. Назрела необходимость выделения в ней соответствующей (энергетической) сферы обеспечения национальной безопасности, определения источников угроз и приоритетных направлений деятельности государства по их нейтрализации.

В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Важнейшей сферой обеспечения защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз является экономика. Состояние экономики государства напрямую влияет на обеспечение безопасности во всех других сферах деятельности.

Преодолев последствия экономического кризиса, связанного с развалом СССР, наше государство перешло к устойчивому экономическому росту.

Однако ряд важнейших экономических показателей в Республике Беларусь не достигает пороговых значений обеспечения экономической безопасности, что может привести к неблагоприятным социально-политическим и экономическим последствиям (таблица 1).

Таблица 1

Важнейшие показатели экономической безопасности

Источники угроз и направления обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь

Анализ показателей, представленных в таблице, позволяет сделать вывод, что, несмотря на произошедшие положительные изменения в состоянии экономики и положительную динамику ее развития, основные источники (факторы) угроз национальной безопасности Республики Беларусь в этой сфере, определенные в Концепции национальной безопасности, по-прежнему сохраняются. Это, прежде всего:

высокая степень изношенности производственных мощностей, что влечет за собой использование несовременных технологий, характеризующихся повышенной энергоемкостью и ресурсоемкостью и низкое качество продукции;

низкая доля новой продукции в общем объеме промышленной продукции, что негативно сказывается на конкурентоспособности продукции;

недостаточный объем золотовалютных резервов, что приводит к снижению кредитного рейтинга страны;

снижение инвестиций в реальный сектор экономики, ведущее к замедлению темпов экономического роста.

Интересы обеспечения национальной безопасности Беларуси в экономической сфере требуют обеспечения высоких темпов экономического роста нашего государства. Они должны быть, и потенциально могут быть, выше существующих (таблица 2). Только в этом случае наше государство в перспективе сможет избежать участи рынка сбыта дешевой продукции и найма дешевой рабочей силы.

Таблица 2

Индексы валового внутреннего продукта

(в процентах к предыдущему году)

Источники угроз и направления обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь

Сохранение положительных тенденций в экономике и обеспечение более высоких темпов экономического роста в настоящее время является первоочередной и чрезвычайно сложной задачей для нашего государства. Ее сложность увеличивается произошедшими в течение последних месяцев неблагоприятными для Республики Беларусь изменениями условий торгово-экономических взаимоотношений как с Россией, так и со странами Западной Европы:

в ноябре 2006 г. запущена процедура исключения Республики Беларусь из Генеральной системы преференций ЕС;

сначала 2007 г. произошло изменение цен на поставляемые из Российской Федерации энергоресурсы, а фактически реструктуризация всего комплекса торгово-экономических связей между нашими странами.

В связи с повышением цен на энергоносители экономика Беларуси оказалась в очень сложном положении: более чем в два раза повысились цены на газ. Нефть, даже с учетом колебаний цены, подорожала на 20-25% за счет ввозной пошлины и необходимости раздела повышенных экспортных пошлин на нефтепродукты.

Основа для преодоления последствий, связанных с произошедшим ростом цен на энергоносители, решения других проблем экономической и энергетической безопасности в Беларуси есть: это накопленный в предыдущие годы финансовый и экономический потенциал нашего государства. Кроме того, у Беларуси есть дополнительные преимущества, которых нет у многих стран сходной экономической ориентации: наличие одновременно преимущества в стоимости труда и в технической, инженерно-научной квалификации персонала.

За последние годы качественно изменилась ситуация с обеспечением продовольственной безопасности Республики Беларусь.

Если в 2000 году было произведено 0,485 т зерна на душу населения при пороговом значении - 0,55, то в 2006 году этот показатель составил ~ 0,7 т.

Своевременная помощь государства, оптимизация структуры посевных площадей, поддержка многоукладности и многообразия форм хозяйствования, концентрация материальных и финансовых средств на важнейших направлениях, освоение новых технологий позволили повысить производительность сельскохозяйственного труда и эффективность сельхозпроизводства.

В настоящее время объемы производства важнейших видов сельскохозяйственной продукции превышают объемы, необходимые для обеспечения продовольственной безопасности страны (таблица 3).

Таким образом, Беларусь относится к тем странам, которые обеспечивают население основными продуктами питания собственного производства в необходимых объемах.

Источники угроз и направления обеспечения национальной безопасности Республики БеларусьВыполнение мероприятий Государственной программы возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы, дальнейшее развитие агропромышленного комплекса обеспечат поддержание продовольственной безопасности государства.

Несмотря на положительную динамику развития промышленности и аграрного сектора, рост благосостояния и предпринимаемые социальные меры, демографическая ситуация в стране остается сложной.

В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ

В гуманитарной сфере наиболее важными источниками угроз национальной безопасности Республики Беларусь по-прежнему являются проблемы демографии. Среди них следует выделить три основных:

депопуляция (уменьшение численности населения в результате превышения смертности над рождаемостью);

старение нации;

обострение проблем семьи.

Демографическая ситуация в стране считается благополучной, если в среднем на каждую женщину детородного возраста приходится более двух детей. Этот показатель называется коэффициентом суммарной рождаемости.

В Беларуси коэффициент суммарной рождаемости равен 1,2 (в 1990 году - 1,9). При этом в сельской местности ситуация несколько лучше, чем в городах: 1,6 рождения на женщину, в городах - 1,1.

Следует отметить, что аналогичные проблемы переживают и другие страны. Примерно в каждой третьей стране мира коэффициент суммарной рождаемости не достигает нормы, в том числе - во всех европейских государствах. Так, в Германии данный коэффициент составляет 1,37; Швейцарии - 1,42; Великобритании - 1,74; Франции - 1,9.

Таблица 4

Основные демографические показатели

Источники угроз и направления обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь

На 1 января 2007 г. численность жителей республики составила 9 млн. 714 тыс. человек. Постепенно убыль населения, которая отмечается с начала 1990-х годов, сокращается. Количество родившихся в 2006 году увеличилось по сравнению с 2005 годом, в то время как число умерших - сократилось. Это привело к уменьшению естественной убыли населения республики в 2,5 раза.

Несмотря на уменьшение естественной убыли населения, демографический кризис сохраняется и ситуация оценивается как представляющая угрозу национальной безопасности Республики Беларусь.

Сохраняется тенденция к уменьшению численности жителей республики (ежегодно численность населения страны сокращается примерно на 50 тыс. человек), ухудшаются демографические показатели (таблица 4).

Наряду с депопуляцией наблюдается ухудшение качественных параметров населения: физического, психического и социального здоровья. Особенно тревожным являются негативные сдвиги в состоянии здоровья женщин. В 2006 году более 75 % будущих мам имели те или иные заболевания, которые приводят к ухудшению состояния здоровья детей.

Экспертами Всемирной организации здравоохранения доказано, что здоровье населения обусловлено примерно на 50 - 54% условиями и образом жизни человека, около 18 - 20% - качеством окружающей среды, на 20 - 22% - наследственностью и совокупностью генетических факторов и на 8 - 10% - уровнем развития медицинского обслуживания и развитием системы здравоохранения. То есть более 70% факторов, определяющих здоровье нации, являются управляемыми.

Важнейшим резервом укрепления здоровья населения является борьба с алкоголизмом, наркоманией и формирование здорового образа жизни. Необходимо иметь в виду, что ежегодно от отравления алкоголем в Беларуси умирает около 3 тысяч человек. В наркологических учреждениях на учете состоят 18 тысяч подростков.

Вызывает тревогу негативная тенденция уменьшения числа детей и увеличение доли лиц, старше трудоспособного возраста. Как и в других государствах Европы, население Беларуси «стареет».

Согласно классификации ООН, население считается старым, если доля пенсионеров в общей массе составляет 7%. В Беларуси этот показатель в два раза выше.

Последствием этих тенденций может быть ослабление экономики, осложнение ситуации с выплатами пенсий, сокращение мобилизационных ресурсов и другие.

Несколько исправляет ситуацию миграция населения. Всего за 1996 -2006 гг. миграционный прирост составил 104 тыс. человек. Около 80% прибывших - дети и лица трудоспособного возраста. Но необходимо учитывать, что страну покидают, прежде всего, молодые, образованные и энергичные люди, а приезжают в основном люди среднего возраста, пожилые, с относительно низкой квалификацией.

Неблагоприятная ситуация вынуждает акцентировать внимание демографической политики государства на семьях, имеющих детей. В республике насчитывается свыше 2,8 млн. семей, в том числе 1,41 млн. - с детьми в возрасте до 18 лет. Среди них преобладают семьи, имеющие одного ребенка (64%). Двоих детей имеет 31% семей, троих и более детей - 5%. Примерно каждая пятая семья - неполная.

Рост экономики и социальная политика нашего государства приносят некоторые положительные результаты в демографической обстановке. В республике наметилась положительная тенденция увеличения числа браков. В 2006 году их было зарегистрировано на 5,6 тыс. больше, чем в 2005 г. Улучшилось соотношение регистрируемых и расторгаемых браков: если в 2005 году на 1 тыс. браков приходилось 416 разводов, то в 2006-м - 403.

Однако в целом сложившаяся демографическая ситуация представляет реальную опасность будущему благополучию нации, определяя необходимость государственного вмешательства в данную сферу.

Осознавая это, Республика Беларусь еще в 2001 году, первой из стран СНГ, приняла закон «О демографической безопасности».

Обеспечение демографической безопасности может быть достигнуто соответствующей государственной социальной политикой, направленной на формирование значительного и устойчивого роста рождаемости.

В этих целях принята Национальная программа демографической безопасности на 2007-2010 гг., в которой предусматривается решение следующих задач:

повышение качества жизни семей с детьми путем принятия мер социально-экономического, правового, организационного характера;

улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана здоровья матери и ребенка;

снижение заболеваемости и смертности населения за счет мероприятий по формированию здорового образа жизни и устранения влияния неблагоприятных экологических факторов;

ежегодное поэтапное снижение смертности населения от всехпричин (среди мер, которые позволят достигнуть этого, - повышение качества жизни людей, совершенствование социального обслуживания пожилых людей, улучшение условий и охраны труда, снижение преступности на бытовой почве).

Планируется, что в результате реализации Национальной программы демографической безопасности средняя продолжительность жизни в республике увеличится до 72 лет, а показатель рождаемости возрастет до 10-11 на 1000 населения.

Таким образом, в настоящее время складывается новый перечень источников угроз национальной безопасности Республики Беларусь, что требует переосмысления как сфер деятельности государства, так и направлений ее обеспечения.

Построение Концепции 2001 г. осуществлялось в соответствии с той обстановкой, которая сложилась в середине 90-х годов прошлого столетия, а именно: отсутствие стройной системы государственной власти, кризис экономики, рост организованной преступности и коррупции и т.д.

Произошедшие изменения внешних и внутренних условий требуют не только скрупулезного их анализа, но и пересмотра ряда ключевых положений в документах, регламентирующих основы обеспечения безопасности Республики Беларусь.

Новые реалии требуют разработки и новой Концепции национальной безопасности, которая учитывала бы современную геополитическую ситуацию, сложившуюся вокруг Республики Беларусь, новые вызовы и источники угроз и определяла бы приоритетные направления обеспечения ее безопасности.

Назрела необходимость в пересмотре общего подхода к обеспечению национальной безопасности Республики Беларусь.

В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь «под обеспечением национальной безопасности понимается деятельность государственных органов, организаций, в том числе общественных объединений, а также отдельных граждан по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства».

Это оборонительная и, как показывает мировой опыт, зачастую проигрышная позиция.

В современном мире при обеспечении национальной безопасности необходима активная наступательная позиция.

В связи с этим в логику действий субъектов обеспечения национальной безопасности целесообразно закладывать следующую последовательность: определение жизненно важных интересов личности, общества и государства - выявление источников угроз национальной безопасности - распределение ресурсов для их нейтрализации - заблаговременное определение и реализация комплекса мер, направленных на недопущение их перерастания в непосредственную угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь должна учитывать геополитические тенденции, которые в перспективе определят характер изменений мира. К таким тенденциям следует отнести:

Глобализацию мировой экономики, которая наряду с положительным влиянием может привести к кратному увеличению зарубежных инвестиций в экономику нашего государства и увеличению ее зависимости от внешних факторов.

Расслоение мирового сообщества, увеличение разрыва между сверхбогатыми государствами и экономически менее развитыми странами, которые будут испытывать всевозрастающее давление со стороны «сильных мира сего» и играть роль рынка сбыта товаров и найма дешевой рабочей силы.

Резкий рост населения в странах Ближнего Востока и Африки и непременное углубление в них социальных, экономических и политических проблем. Беларусь должна быть готова к масштабной миграции населения из этих стран в Европу.

Переход мира от однополярного к многополярному. Быстрый экономический рост, усиление политических позиций Китая и России и их усиливающиеся претензии на роль регионального и глобального лидера в перспективе могут привести к созданию противовесов западной (американской) однополярной архитектуре мироустройства. Борьба за мировое лидерство непременно затронет интересы Республики Беларусь, находящейся на рубеже соприкосновения двух цивилизаций: западной и восточной.

Бурное технологическое развитие, которое уже сейчас остро ставит проблему модернизации нашего производства, освоения новых суперсовременных технологий, в том числе биотехники, генной инженерии, роботостроения, нанотехнологий и др.

Вместе с тем новейшие технологические разработки могут иметь катастрофические последствия для обеспечения безопасности. В перспективе следует ожидать широкого распространения оружия на новых физических принципах, появления новых средств уничтожения, поражающее действие которого будет сравнимо с ОМП.

Бурное технологическое развитие и рост мировой экономики в ближайшие десятилетия приведут к обострению борьбы за природные ресурсы. Уже сейчас мы становимся свидетелями разгорающейся борьбы за доступ к природным богатствам.

Стремительное увеличение населения и его потребностей, бурное развитие промышленности в самом ближайшем времени обострят проблему нехватки питьевой воды и поставят вопрос о перераспределении запасов пресной воды. Уже в настоящее время в мире более 70% регионов испытывает недостаток питьевой воды. Наиболее острый дефицит питьевой воды наблюдается в Африке и Азии. С достаточной серьезностью данный вопрос рассматривается в ЕС. Вода наряду с углеводородным сырьем уже в ближайшем будущем также станет не менее важным, чем углеводороды, стратегическим сырьем.

Беларусь занимает второе место по запасам питьевой воды в Европе: по оценке зарубежных специалистов на территории нашего государства сосредоточено 37% запасов питьевой воды Европы. Это как раз и будет еще одним новым источником угроз национальной безопасности нашего государства и не далее чем через 15 - 20 лет.

Изменение климата Земли, что может привести к череде природных катастроф и катастрофических изменений. Необходимо уже сейчас осуществлять исследования и прогноз возможных последствий этих изменений для Беларуси.

Военные специалисты ряда стран уже работают над вопросами анализа и прогнозирования влияния изменяющихся природно-климатических условий на сферу безопасности - как в плане прямого физического воздействия на оборонную инфраструктуру различного рода природных катаклизмов, так и с точки зрения потенциального изменения принципов применения систем вооружения и военной техники. В тех же Соединенных Штатах готовится к внесению в конгресс проект законодательства, которое обяжет спецслужбы переориентировать на соответствующие нужды часть своего аналитического потенциала, а министерство обороны - разработать, апробировать и иметь в своем арсенале конкретные механизмы противодействия соответствующим угрозам и минимизации возможных негативных последствий.

Изменение климата Земли в совокупности с резким ростом населения неизбежно приведет к дефициту продуктов питания и росту их цены. В связи с этим особое внимание необходимо уделять развитию собственного агропромышленного комплекса и проблемам обеспечения продовольственной безопасности Республики Беларусь.

Перечисленные геополитические тенденции и связанные с ними вызовы качественно нового характера требуют к себе особого и безотлагательного внимания.

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 8 января 2007 г. №4 «Об утверждении расчетных балансовых показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2007 год»

п.3.2. Концепции национальной безопасности Республики Беларусь

Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2006

Таблица составлена на основании данных переписи населения и Статистического ежегодника Республики Беларусь, 2006

Лиходиевская Л.Н. Эффективная демографическая политика как важнейшее условие устойчивого развития Республики Беларусь // Материалы международной научной конференции // Мн.: «БИП-С ПЛЮС», 2007.

Человеческий потенциал Беларуси: экономические вызовы и социальные ответы. Национальный отчет о человеческом развитии. Мн.: «Юнипак», 2003.

См.п.5.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации