Трансформация форм и способов применения Вооруженных Сил в современном военном конфликте

Наука и военная безопасность, №2/2004, стр.3-5

Трансформация форм и способов применения Вооруженных Сил в современном военном конфликте

Генерал-полковник

Л.С. МАЛЬЦЕВ,

министр обороны

Республики Беларусь,

кандидат

социологических наук,

член-корреспондент

Академии военных

наук Российской

Федерации

Несомненно, коренным вопросом военной науки является, прежде всего, характер будущих войн. Причина этому одна - только на основе глубокого осмысления и анализа всех тенденций развития военного искусства, правильной оценки облика вооруженной борьбы будущего можно научно обоснованно определить: какие оборонные задачи стоят перед нашим государством и какие для решения этих задач нужны Вооруженные Силы? Как они должны применяться, чтобы получить наибольшую эффективность? Какие формы и способы применения Вооруженных Сил наиболее целесообразны в современных условиях? Только такая последовательность решения вопросов является единственно правильной, в противном случае все наши теории и концепции реформирования Вооруженных Сил, их строительства и развития будут неустойчивы, подобно перевернутой пирамиде, которую пытаются поставить на острие вершины

Исторический опыт показывает, что формы и способы ведения войны всегда и во всех эпохах являлись производными от политических, экономических, географических, технических и прочих условий, в которых возникала военная угроза, провоцировавшая военные конфликты. Эти условия всегда были чрезвычайно различны и многообразны, порождая каждый раз свои, особые, оперативно-стратегические формы вооруженной борьбы.

Наша эпоха, отличающаяся исключительной сложностью международной обстановки, динамичностью ее развития, крайней нестабильностью, сохранением напряженности и периодическим обострением существующих и возникновением новых кризисных ситуаций, богатая исключительным разнообразием войн и военных конфликтов, это полностью подтверждает.

Анализируя противоречия, существующие в современном мире, внутренние возможности нашего государства (в том числе по обеспечению военной безопасности) и особенности нашего геополитического положения, можно сделать вывод о том, что Республика Беларусь может стать участницей военных конфликтов различного типа.

Именно поэтому Военная доктрина Республики Беларусь, в которой максимально учтены все сущностные аспекты современных войн, определяет, что сегодня Вооруженные Силы могут быть применены в трех видах военных конфликтов:

в вооруженных конфликтах - с целью демонстрации решимости защитить суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность границ государства, нейтрализации военной угрозы, блокирования района возможных военных действий (военных провокаций), разгрома группировок противника, осуществивших вооруженное вторжение, ликвидации незаконных вооруженных формирований, преднамеренно сформированных на территории Республики Беларусь, создания условий для урегулирования военного конфликта;

в локальной войне - с целью локализации очага напряженности и осуществления адекватных действий по предотвращению военной угрозы по мере ее усиления, нанесения противнику максимального ущерба и принуждения агрессора отказаться от планов вооруженного вторжения на территорию государства, создания условий для прекращения войны и урегулирования военного конфликта на условиях, отвечающих интересам Республики Беларусь;

в региональной войне - с целью вооруженной защиты суверенитета и территориальной целостности государства всеми имеющимися силами и средствами, в том числе с использованием боевого потенциала региональной группировки войск (сил) в рамках единого оборонного пространства с Российской Федерацией, отражения нападения и нанесения поражения противнику, принуждения его к прекращению военных действий на выгодных для Республики Беларусь условиях.

Исходя из этих целей применения Вооруженных Сил, определены и их задачи в мирное и военное время.

Говоря об определении задач Вооруженных Сил, целесообразно упомянуть и о том, что сегодня среди многих военных ученых идет бескомпромиссная полемика, связанная с широкой и узкой трактовкой содержания войны. В первом случае под войной подразумевается противоборство вообще (необязательно с применением оружия), такое, как холодная война, информационная война и др. Во втором - такая борьба, в которой главную роль играет вооруженное насилие. Применение оружия, а также структур, предназначенных для его эффективного использования, является в этих спорах точкой отсчета и главным сущностным признаком войны.

Однако, на наш взгляд, граница между широким и узким толкованием войны не такая уж резкая. Ведь абсолютно «чистого» применения вооруженного насилия практически не бывает, а война не сводится только к одной вооруженной борьбе. Возможности оружия, эффективность его применения всегда были тесно связаны с уровнем развития экономики, науки и техники, культурой, здоровьем, образованием и моральным духом народа.

Непосредственному применению вооруженных сил предшествуют широкомасштабная информационно-психологическая подготовка населения собственной страны и обработка вероятного противника, ожесточенное экономическое противоборство, радикальные шаги на дипломатическом фронте, активное создание военно-политических союзов и нейтрализация потенциальных противников.

Учитывая это, в нашей Военной доктрине определены задачи Вооруженных Сил в мирное и военное время, которые можно условно объединить по функциональным признакам в три большие группы.

1. Задачи обеспечения стратегической стабильности в регионе.

2. Задачи стратегического развертывания Вооруженных Сил.

3. Задачи непосредственного применения Вооруженных Сил (проведения стратегических операций).

К первой группе можно отнести такие задачи Вооруженных Сил, как:

- поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности войск (сил) на уровне, обеспечивающем отражение нападения локального масштаба;

- обеспечение информационной безопасности;

- упреждающее вскрытие подготовки нападения на Республику Беларусь;

- надежная защита и охрана Государственной границы Республики Беларусь в воздушном пространстве;

- создание многофункциональных оборонительных систем с целью комплексного решения задач обеспечения вооруженной защиты государства;

- полное выполнение программ и планов оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, внедрение в учебно-боевую практику войск новых форм и способов ведения боевых действий, новых военных технологий;

- содержание вооружения и военной техники в состоянии постоянной технической готовности к боевому применению по предназначению;

- совершенствование противовоздушной обороны как единой с союзными государствами боевой оборонительной системы;

- поддержание на высоком уровне морально-психологического состояния личного состава и убежденности в правоте выполнения им своего долга перед Республикой Беларусь.

Развернуто вторую группу задач представляют:

- проведение войсковой мобилизации;

- организация стратегического развертывания в рамках перевода страны на условия военного времени;

- проведение перегруппировок войск в районы оперативного предназначения;

- развертывание системы подготовки военнообученного резерва.

К третьей группе можно отнести:

- вооруженную защиту Республики Беларусь;

- отражение вооруженного нападения в любых условиях стратегической обстановки как самостоятельно, так и в составе региональной группировки войск (сил) совместно с вооруженными силами союзников;

- нанесение поражения и неприемлемого ущерба противнику и создание предпосылок для прекращения военных действий (заключения мира) на условиях, не противоречащих интересам Республики Беларусь.

Такая формулировка целей и задач, стоящих перед Вооруженными Силами, учитывающая выявленные особенности современных войн и вооруженных конфликтов, поднимает проблему определения соответствующих форм и способов применения в них собственно Вооруженных Сил. Эти формы и способы должны учитывать как уже проявившиеся особенности развития военно-политической обстановки в регионе и в мире в целом, характер вооруженной борьбы, так и возможные направления развития принципов ведения боевых действий с учетом изменения геополитической обстановки и совершенствования средств ведения войны.

Чтобы внести ясность в понимание взаимосвязи целей применения Вооруженных Сил и стоящих перед ними задач с формами и способами их применения в военном конфликте, необходимо осмыслить философские категории содержания и формы, которые неразрывно связаны друг с другом и отражают взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности: определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление.

Под содержанием принято понимать определяющую сторону целого, совокупность его частей, а под формой - способ существования и выражения содержания.

Необходимо также учитывать, что новое содержание может использовать ту или иную старую форму, не ломая ее, а проникая в нее, меняя ее природу, приспосабливая ее к своим целям.

Новые формы применения Вооруженных Сил уязвимы в том, что агрессор далеко не всегда отказывается от старых и по-своему нетрадиционных форм борьбы, когда не может применить современные. Современные военные теоретики все более склонны говорить о том, что если противоборствующая сторона не обладает оружием, которым располагает ее противник, то она, как правило, не отказывается от борьбы, а ведет ее на пониженном технологическом уровне. Подтверждением этому может служить тот факт, что незаконные вооруженные формирования в Чечне воевали не по тем правилам и планам, к которым была готова российская армия. Они диктовали свои приемы борьбы, свойственные феодальной и даже рабовладельческой эпохе, но использовали для этого современные технические средства и оружие - мины, средства связи, ПВО и др.

Таким образом, логично полагать, что цели применения Вооруженных Сил и решаемые ими задачи определяют содержание их действий, которые, в свою очередь, могут принимать те или иные формы. В данном случае под формами стратегических действий Вооруженных Сил необходимо понимать способы выражения (организации) конкретной структуры и содержания действий войск (сил), проводимых по единым замыслам и планам для достижения стратегических целей, в установленные периоды времени.

В свою очередь, формы стратегических действий Вооруженных Сил влияют на определение целей их применения и решаемых ими задач. Неадекватные для Вооруженных Сил формы их применения ведут к постановке заведомо невыполнимых целей и задач.

Возвращаясь к понятию «способ», следует отметить, что в данном нами определении форм стратегических действий Вооруженных Сил тоже присутствует данное понятие. И на первый взгляд может показаться, что форма и способ есть одно и то же. Однако это не совсем так. Способ - более узкое понятие, связанное скорее с практикой, чем с теорией.

В военной теории под способом военных действий понимается избранный субъектом вооруженной борьбы порядок и приемы применения имеющихся в распоряжении сил и средств в интересах решения стоящих стратегических задач. Здесь можно говорить, что теми или иными способами во многом реализуется та или иная форма военных действий.

В любом случае, обращаясь к формам и способам применения Вооруженных Сил в современном военном конфликте, необходимо прежде всего говорить о системах мер, мероприятий и действий, которые составляют сущность этих форм и способов, наполняют их конкретным содержанием.

Так, стратегическое сдерживание представляет собой комплекс проводимых государством согласованных политических, экономических, идеологических, научно-технических, военных и других мероприятий, направленных на поддержание международного мира и обеспечение стратегической стабильности в регионе, предотвращение угрозы развязывания войны и обеспечение безопасности Республики Беларусь от возможных угроз.

Следует обратить внимание, что в современных условиях граница между подготовительной фазой и непосредственным применением оружия становится не только расплывчатой, нечеткой, но и подвижной во всем диапазоне содержания войны (в широкой ее трактовке). Если удается достичь политической цели лишь угрозой применения силы, то необходимость в переходе к активной фазе применения оружия отпадает. Показательна в этом отношении история ядерного оружия.

Сегодня военные ученые отмечают, что не совсем точно утверждение об отказе использования в противоборстве двух социальных систем ядерного оружия. Уже сам по себе факт наличия, возможность применения ядерного оружия является преамбулой ядерной войны. Ее еще нет, но она уже существует, ведется в умах, на командно-штабных учениях вероятных противников, проигрываются ее варианты и последствия, определяются пороги и масштабы применения оружия. Да, стороны не обменивались ядерными ударами, но они обменивались жесткими выпадами, демонстрацией возможностей ядерного оружия. Примером тому может служить Карибский кризис середины XX века.

Вовсе не обязательно применять оружие на практике. Главное - оказать соответствующее влияние на противника, заставить его действовать в выгодном для себя русле, то есть продолжить политику иными, насильственными способами. Война непрерывно меняет формы, и не всегда оружие используется по своему прямому назначению и на полную мощность. Еще древние говорили о том, что лучшим проявлением военного искусства является способность победить противника еще до сражения.

Исходя из этого мы определили, что в мирное время и в период нарастания военной угрозы суверенитету Республики Беларусь в рамках реализации такой формы стратегических действий как стратегическое сдерживание должны предприниматься долгосрочные и срочные меры стратегического сдерживания и проводиться мероприятия как невоенного, так и силового характера, в том числе такие как: организация информационного противоборства; демонстрация военной силы и решимости ее применить для защиты суверенитета и территориальной целостности государства; усиление пограничного режима, организация охраны и обороны Государственной границы в воздушном пространстве и на суше; организация целенаправленной оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил как самостоятельно, так и совместно с государствами-союзниками и так далее.

Особыми способами сдерживающих действий в рамках стратегического сдерживания могут стать: выход (отказ, разрыв) из международных договорных обязательств (по решению политического руководства страны); усиление контроля за разоружением и контроля за вооружениями; развертывание элементов коалиционных группировок войск.

Учитывая особенности современной войны, следует исходить из того, что для ведения боевых действий потребуются полное использование всех военных, экономических возможностей страны и максимальное напряжение моральных сил народа.

Совершенно очевидно, что имеющимся в настоящее время боевым и численным составом Вооруженных Сил вести даже локальную войну проблематично.

Необходимо частичное или полное стратегическое развертывание. Так, для Российской Федерации внутренний вооруженный конфликт в Чечне потребовал передислокации в район конфликта соединений и частей практически из всех военных округов и даже флотов.

Поэтому в период возникновения и нарастания военной угрозы или с началом войны потребуется проведение стратегического развертывания вооруженных сил и других войск - частичное или полномасштабное, в зависимости от характера предстоящего (или начавшегося) военного столкновения.

Некоторые авторы (в том числе российский ученый В. Слипченко в своей работе «Война будущего - прогностический анализ») утверждают, что в будущей войне никакого стратегического развертывания не будет, эта форма стратегических действий вообще отпадет. Но жизнь опровергает такие утверждения. Известно, какой большой объем переброски и развертывания войск (плюс выполнение ряда мобилизационных мероприятий) осуществили коалиционные силы в 1991 году перед войной с Ираком. Переброска войск и техники осуществлялась и для новой войны с Ираком.

Понимая, что своевременность и полнота проведения всех мероприятий по организованному вступлению в войну вооруженных сил обеспечивает успех их действий, особенно в начальный период, в ее первых операциях, мы одной из форм стратегических действий Вооруженных Сил определяем стратегическое развертывание, которое представляет собой комплекс мероприятий и действий по их переводу с мирного на военное время, созданию группировок войск (сил) для ведения военных действий и завершения непосредственной подготовки к войне, в том числе войск (сил) коалиционных группировок (при их развертывании).

Содержание же стратегического развертывания, на наш взгляд, должны составить: перевод Вооруженных Сил с мирного на военное время; оперативное развертывание группировок Вооруженных Сил; стратегические перегруппировки войск на операционные направления; развертывание первоочередных стратегических резервов.

Такая форма стратегических действий отнюдь не нова. Выше уже говорилось о том, что иногда старая форма может менять свою природу, наполняться новым содержанием, приспосабливаться к новым целям.

Так и стратегическое развертывание, особенно перегруппировка и развертывание войск, будут осуществляться во многом по-новому. Прежде всего возрастает мобильность войск, появляются более совершенные средства их транспортировки, возрастают скорости переброски войск, возможности ее более скрытого осуществления.

Однако в любом случае стратегическое развертывание должно соответствовать замыслу и планам стратегических операций, что обуславливает взаимосвязь этих двух форм стратегических действий вооруженных сил.

Стратегические операции Вооруженных Сил представляют собой совокупность согласованных, взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени одновременных или последовательных действий группировок войск (сил) на одном или нескольких операционных направлениях, операций коалиционных группировок войск, самостоятельных операций объединений, проводимых в соответствии с планом применения Вооруженных Сил для отражения агрессии и достижения определенных военно-политических и стратегических целей в войне.

Невозможно не признать, что такая форма применения вооруженных сил как операция отличается, пожалуй, наибольшим многообразием. В связи с этим возникает необходимость систематизации по определенным критериям всех ее разновидностей. Мы полагаем, что иерархическое структурирование и функциональные связи системы операций в современных условиях, учитывая трансформацию сущности и содержания войны, могут быть представлены следующим образом.

По последовательности: первые и последующие (однако сейчас идет дискуссия среди военных ученых о целесообразности дополнения их упреждающими и завершающими операциями).

По масштабам: стратегические (операции Вооруженных Сил и коалиционных группировок войск), оперативно-стратегические (операции ВВС и войск ПВО), оперативные (проводимые оперативно-тактическими объединениями).

По типам: общевойсковые, совместные, самостоятельные.

По виду действий: оборонительные, контрнаступательные (наступательные) и специальные.

Особый интерес в плане наполнения новым содержанием стратегических действий Вооруженных Сил представляет такая новая форма, как специальные действия, проводимые как в рамках операций, так и самостоятельно, предусматривающие: участие в локализации и деэскалации вооруженных конфликтов; обеспечение во взаимодействии с другими войсками и воинскими формированиями режимов чрезвычайного и военного положения; участие в миротворческой деятельности; информационное противоборство и др.

Также дополняет формы и способы применения Вооруженных Сил, наполняет их новым содержанием такое новое направление, как территориальная оборона.

В заключение хочу сакцентировать внимание на том, что определение характера будущих войн крайне важно для решения практических задач по формированию военной политики государства. В истории есть немало примеров удачного «заглядывания в будущее», чтобы на основе анализа прошлого, тенденций развития средств вооруженной борьбы и военного искусства определить характер и содержание возможных войн. Их характер, а отсюда и военная политика, военное строительство государства, развитие Вооруженных Сил, определение их целей и задач, форм и способов их применения должно осуществляться на перспективу.

В наших руководящих документах мы попытались это учесть и, насколько возможно, более полно отразить все особенности современных военных конфликтов, учесть трансформацию их содержания и сущности в целях и задачах применения Вооруженных Сил, пересмотреть, исходя из них, традиционные и сформулировать новые формы и способы применения Вооруженных Сил. Однако без наполнения этих форм и способов конкретным содержанием, адекватными современным условиям комплексами мер, мероприятий, действий, порядком и приемами их осуществления - все это останется только декларацией, не несущей никакой практической целесообразности.

Именно поэтому, уважаемые читатели, призываю Вас к дискуссии на страницах данного издания. Ваши обоснованные мысли, рассуждения, наработки и предложения окажут нам значительную помощь в этой работе.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации