О некоторых тенденциях в современных вооружённых конфликтах
«Наука и военная безопасность», № 1, 2004 г., с. 22-25
О некоторых тенденциях в современных вооружённых конфликтах
Полковник В.И. ШАТЬКО, начальник цикла истории войн
кафедры военного искусства Военной академии
Республики Беларусь, кандидат военных наук, доцент
Подполковник Н.Е. БУЗИН,
старший преподаватель цикла тактики
кафедры военного искусства Военной академии Республики Беларусь,
кандидат военных наук
Дискуссии о сущности, характере, законах и динамике современных вооружённых конфликтов активно ведутся в различных научных изданиях. Поднимались они и на страницах нашего журнала. В статье В.И. Гринюка и С. А. Фомина в № 1 за 2003 год рассматриваются характер вооружённых конфликтов и применение соединений и частей в них. Кроме того, авторы раскрывают условия, причины возникновения конфликтов, их принципиальное отличие от войн, уточняют понятие «вооружённый конфликт». Однако в одной статье нельзя отразить все грани этой проблемы. В структуре современного вооружённого конфликта, на наш взгляд, просматриваются определённые тенденции, вскрытию которых и посвящена данная публикация
Распад мировой социалистической системы и Советского Союза на рубеже 90-х годов прошлого столетия не только не привел к уничтожению, но и ознаменовал всплеск вооружённого противоборства. География вооружённых конфликтов расширилась за счёт вновь образовавшихся государств на территории бывшего СССР и социалистических стран Восточной Европы [1]. У наиболее экономически мощных представителей «капиталистического лагеря» появилась реальная возможность усиления влияния и продвижения собственных интересов в ранее недоступные для этого районы планеты. В связи с этим изменился характер вооружённых противоборств, а также взгляды ведущих стран мира на цели войн и вооружённых конфликтов. Наиболее чётко они были выражены в новой стратегической концепции НАТО, принятой в 1999 году. В ней определено, что основными военно-политическими целями вооружённого противоборства в современном мире могут быть: уничтожение государства; ограничение его суверенитета и возможностей по реализации жизненно важных интересов; изменение его общественно-политического строя; коррекция курса государства на международной арене; изменение его внутренней политики [2].
Кроме того, важное значение приобретает возможность контроля над природными ресурсами интересующего государства и обеспечение в нем рынков сбыта для собственной продукции. В стратегической концепции НАТО утверждается, что в сегодняшних условиях для достижения данных целей не обязательно развязывать крупномасштабную войну, достаточно небольшого конфликта, который изменит соотношение сил внутри интересующего государства либо региона.
Таким образом, первой тенденцией, характеризующей современные вооружённые конфликты, следует считать ведение боевых действий в ограниченном (локальном) районе для решения, как правило, ограниченных задач политического или экономического характера.
Другой особенностью современного вооружённого противостояния является использование внутренних проблем в государстве для создания кризисных ситуаций и достижения собственных целей путём их эскалации. Как правило, наиболее часто причинами конфликтов являются территориальные притязания. Предпосылки для этого имеются практически в любой, на первый взгляд, благополучной стране. История подтверждает эти утверждения. Волна подобных конфликтов прокатилась по планете в 90-х годах прошлого века (табл. 1).
Анализ приведённых данных позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, противоречия имели место во всех регионах планеты, ежегодно более 30 из них перерастали в вооружённые конфликты. Во-вторых, при общем уменьшении количества конфликтов в год с 36 до 31 за данный период прослеживалось преобладание конфликтов за отделение или автономию над другими. В-третьих, особенно чётко выражена тенденция эскалации территориальных противоречий в азиатском и европейском регионах.
Региональное распределение, число и типы противоречий, вылившихся в крупные вооружённые конфликты в период с 1989 по 1994 г.
Таблица 1
Регион |
1989 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
||||||
п |
т |
п |
т |
п |
т |
п |
т |
п |
т |
п |
т |
|
Африка |
7 |
3 |
8 |
3 |
8 |
3 |
6 |
1 |
6 |
1 |
5 |
1 |
Азия |
6 |
8 |
5 |
10 |
3 |
8 |
5 |
9 |
4 |
7 |
4 |
7 |
Центр, и Южн. Америка |
5 |
- |
5 |
- |
4 |
- |
3 |
- |
3 |
- |
3 |
- |
Европа |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
2 |
- |
4 |
- |
6 |
- |
5 |
Бл.и Ср. Восток |
11 |
44 |
1 |
4 |
22 |
55 |
22 |
33 |
22 |
34 |
22 |
44 |
Всего: |
220 |
116 |
119 |
118 |
117 |
118 |
116 |
117 |
115 |
118 |
114 |
117 |
ИТОГО: |
36 |
37 |
35 |
33 |
33 |
31 |
Примечание: п - правительственные конфликты (из-за власти)
т - территориальные конфликты (за отделение или автономию) [3].
Феномен тенденции к увеличению территориальных противоречий пытаются объяснить многие исследователи, и все они сходятся в том, что одной из главных причин возникновения территориальных конфликтов являются этнические противоречия. Так, известный американский политолог З.Бжезинский отмечает: «В той мере, в какой территориальные споры остаются важным моментом в формировании внешней политики4 некоторых государств, они,
скорее, являются не стремлением к укреплению национального статуса путём увеличения территорий, а вопросом обиды в связи с отказом в самоопределении этническим братьям, которые... лишены права присоединения к «родине-матери», или проблемой недовольства в связи с так называемым дурным обращением соседа с этническими меньшинствами» [4].
Анализ причин возникновения территориальных этнических конфликтов даёт основание представить их типологию следующим образом:
- конфликты из-за исторически спорных территорий;
-между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством;
-конфликты, вызванные властным произволом в преобразовании административных границ;
- конфликты, связанные с отсутствием у народа своей национальной государственности и рассечённое его этнической территории политическими или административными границами;
- конфликты в результате насильственной инкорпорации земель какого-либо народа;
- конфликты в результате предшествующего изгнания народа со своей территории и возвращения депортированных людей к месту бывшего проживания(характерен для бывшего СССР) [3].
Таким образом, следующей тенденцией современных вооружённых конфликтов следует считать их возникновение вследствие обострения территориальных притязаний, обусловленных наличием этнических противоречий внутри отдельных государств. Как правило, многие из них усугубляются конфессиональными противоречиями.
Исторический опыт показывает, что религия особенно тесно связана с конфликтом. Многие религиозные течения претендуют на исключительность и активно используются как инструмент для разжигания внутренних противоречий и обострения ситуации [7]. Данные о некоторых конфликтах приведены в табл. 2.
Анализ приведённых данных (табл. 2) даёт основание говорить, что этнические и конфессиональные противоречия внутри государства являются одной из главных причин возникновения и развития конфликтов. Зачастую они перерастают в затяжные вооружённые противостояния и даже войны. Так, 91 из 96 вооружённых конфликтов, вспыхнувших в 1989 - 1996 годах, произошёл внутри того или иного государства [6].
Таким образом, прослеживается тенденция возрастания роли религиозных противоречий в возникновении вооружённых конфликтов. Зачастую они обостряются искусственно с применением современных технологий непрямых действий.
Под непрямыми действиями понимается искусство комплексного воздействия, направленного на дестабилизацию общества изнутри, создание управляемых извне локальных конфликтов, легитимное использование контингентов многонациональных миротворческих сил с целью приведения государства в состояние, соответствующее геополитическим интересам заинтересованных стран [5].
Набор способов воздействия на государство-объект весьма широк. Это информационное, экономическое, политическое давление, применение сил специальных операций. Цель всей описанной выше деятельности -дестабилизировать общество страны-объекта изнутри, создать кризисную ситуацию, а затем, используя официальные и неофициальные рычаги давления, добиться прихода к власти лояльного к заинтересованному государству (группе государств) правительства. Новому руководству создаётся режим наибольшего благоприятствования, оказывается политическая, финансовая, экономическая и другая помощь. В случае неудачи в осуществлении данных мероприятий готовится прямое военное вмешательство или проводится миротворческая операция «по принуждению к миру».
В соответствии с подобными воззрениями в последние десятилетия наметилась тенденция заблаговременного создания образов врагов и друзей, обоснования необходимости вооружённого вмешательства путём информационного воздействия на население. При этом объектами обработки выступают как жители страны-жертвы, так и собственные граждане. Успешно были решены эти проблемы накануне войны в Ираке (1991), Югославии (1999), операции НАТО в Афганистане (2001). Результатом подобной деятельности стала поддержка большинством населения развитых стран проведения данных акций. Примером проигранного информационного противоборства могут служить действия Вооружённых сил Российской Федерации в Чечне (1994 - 1996). Итогом неудачных шагов в данной области явился приток местного населения и иностранных наёмников в незаконные вооружённые формирования, обвинения в адрес России в геноциде чеченского народа, большие потери федеральных войск.
Крупневшие конфликты конца XX века на религиозной основе, переросшие в вооружённое противоборство
Таблица 2
№№ |
Регион возникновения (страна) |
Время прохождения |
Причина конфликта, участники |
11. |
Кипр (Греция) |
1975 - наст. вр. |
Этно-конфессиональный, греки-киприоты православные, турки-мусульмане. Образование самост.государства. |
22. |
Нагорный Карабах (Азербайджан) |
1987-1999 гг. |
Этно-конфессиональная почва. Ирредентистское движение армян. Армяне-католики против азербайджанцев-мусульман. |
33. |
Босния и Герцеговина |
1994 -1995 гг. |
Этно-конфессиональная почва. Сербы-православные против хорватов-мусульман. Национальные формирования. |
44. |
Хорватия |
1991 - 1995 гг. |
Попытка образования самостоят, государства. Этно-религ. конфликт. Хорваты-католики, сербы-православные. НВФ. |
55. |
Алжир |
1992 - 1999 гг. |
Религиозные фанатики-мусульмане против правительственных войск. |
66. |
Южная Осетия (Грузия) |
1992 - 2000 гг. |
Столкновения на этнической почве. Осетины с грузинами. Национальные вооружённые формирования. |
77. |
Абхазия (Грузия) |
1992- наст.вр. |
Столкновения на религиозно-клановой основе. Православные с мусульманами. Национальные НВФ и иррегуляр. формир. |
88. |
Таджикистан |
1992 - 2000 гг. |
Внутренние религиозные противоречия, НВФ и армия. |
99. |
Граница Осетии и Ингушетии |
Октябрь - ноябрь 1992 г. |
Этно-конфессиональные отношения, мусульмане и христиане. НВФ и армия. |
110. |
Пакистан и Индия (Пенджаб) |
1999 г. |
Этно-конфессиональный конфликт. Мусульмане и индуисты. Армия, формирования местных жителей. |
111. |
Чечня (Россия) |
1994 - наст. вр. |
Этно-конфессиональные противоречия. Мусульмане с православными. Попытка выхода из состава России. Армия и НВФ. |
112. |
Сомали |
1994 - наст.вр. |
Этно-религиозные группы внутри государства. Армия и НВФ. |
113. |
Косово и Метохия (Югославия) |
1998 - 1999 гг. |
Этно-конфессиональные противоречия. Сербы и черногорцы (православные) против албанцев (мусульман). НВФ и войска. Перерастание в войну. |
114. |
Македония |
2000 г. |
Этно-конфессиональные противоречия. Армия и НВФ. |
Примечание, составлено по материалам [1, 8, 9,12,13,14,15,16, 17,18]
Степень вовлечения населения в антиправительственные выступления
в этно-конфессиональных конфликтах за независимость и автономию в 90-х годах XX века
Таблица 3
№ |
Конфликт, страна |
Население |
Цель |
Результат выступлений |
||||
Всего тыс. чел.) |
% нм кор |
Беженцы |
Акт. Уч\соч. (тыс.) |
% участ. сочув. |
||||
|
Эстония 1991 |
35,3 64,7 |
Дан. отсут. |
Около 900 |
57,7* |
Гос. независимость |
Цель достигнута де-юре. Мирный путь |
|
|
Латвия 1991 |
42,5 53,7 |
Дан. отсут. |
Около 900 |
34,6* |
Гос. независимость |
Цель достигнута де-юре. Мирный путь |
|
|
Абхазия (Грузия) 1992 - наст.вр. |
47 18 |
200 тыс. чел. |
Около 8 - 12\50" |
1.56 -2,3* 10" |
Независимость от Грузии, союз с Россией |
26 тыс. погибших; Абхазия самостоятельна де-факто. Введены миротворцы |
|
4. |
Босния и Герцеговина 1994 - 1995 |
4000 |
31(с) 44(м) 17(х) |
Около 0,5 млн. |
Около З0\500* |
1,5 20 - 22* |
Гос. независимость |
Участие войск Хорватии, СРЮ, ООН, НАТО. Около 200 тыс. погибших |
5. |
Приднестровье (Молдова) 1993 - 1996 |
765* |
60 30 |
Дан. отсут. |
Около 10\250" |
1,3* 32,6* |
Независимость от Молдавии |
Гос. независимость де-факто. Боевые действия завершены. Ввод миротворческих сил |
6. |
**Хорватия 1995 - 1997 |
4800 |
22 78 |
343,4 тыс. чел. |
Около 10\200' |
1,1* 21* |
Создание самост. гос-ва |
Боевые действия. Погибло 20 тыс. чел. Ввод сил ООН, напряжённость сохраняется |
7. |
Косово и Метохия (Югославия) 1998- 1999 |
Около 2300 |
22 78 |
Около 860 тыс. чел. |
18 - 20\ 300 - 400 |
1,38* 22,2 - 29,17* |
Создание самост. гос-ва от Югославии |
Поддержка стран НАТО. Воздушные удары. Гос. независимость де-факто |
8. |
Чечня (Россия) 1994 - 1996 |
Около 1000 |
53 47 |
Дан. отсут. |
20 - 40\ около 300* |
2-4* 30* |
Образов, самост. государства |
Боевые действия продолжаются. Введены ВС РФ. Потери около 7 тыс. чел. |
9. |
**Македония 2000 - 2001 |
2284 |
66,6 22,8 |
Дан. отсут. |
4-6\* около 200 |
0,2 - 0,26* 8,8* |
Создание автономии |
Боевые действия продолжаются. Введены силы ООН, НАТО |
Примечание:* - данные расчетные,
** - отсутствуют сведения о численности проживающих непосредственно в районах конфликта, расчет произведен по отношению к общей численности населения,
*расчет по численности сербов с учетом беженцев и без численности контингентов войск;
Графа 4 - нм (национальные меньшинства); - кор (коренная национальность), выделены инициаторы конфликта,
Строка 5, графа 4: (с) - сербы, (м) - мусульмане, (х) - хорваты
Таблица составлена по материалам [9, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21].
Другим направлением непрямого воздействия, оказывающим существенное влияние на возникновение вооружённых конфликтов, являются действия сил специальных операций (ССО). По мнению западных военных специалистов, ССО - это инструмент, с помощью которого можно контролировать очаги военной напряжённости, обеспечивая внезапность боевых действий и продвижение своих интересов в "горячих точках" планеты [10].
В мирное время ССО способны создавать коммерческие прикрытия на территории иностранных государств, подпольные агентурные сети, осуществлять поставки оружия и военной техники, организовывать повстанческие и партизанские движения, проводить диверсионные акции, а также психологические операции. Одной из задач ССО США, например, является создание совместно с ЦРУ (в случае отсутствия в стране оппозиции или сопротивления) с помощью иммигрантов и их родственников агентурной сети [11].
Как свидетельствует исторический опыт, повстанческое и партизанское движение, развёртываемое под руководством и контролем ССО, может иметь скрытую и открытую фазы. В ходе последней ССО выдвигают руководителей, обучают, вооружают и, выплачивая денежное содержание, формируют иррегулярные войска (партизанские и повстанческие). В ходе скрытого периода активно проводятся психологические операции. Объектами воздействия в них является не всё население страны, а оппозиция, национальные и религиозные меньшинства. Перед проникновением подразделений ССО на территорию государства меньшинства должны быть психологически готовы начать вооружённую борьбу против существующего правительства [11].
Практика успешного использования данных методик имела место в ходе подготовки американских и натовских операций в Югославии (1999) и Ираке (2003). Таким образом, прослеживается тенденция комплексного применения ССО для разжигания и координации деятельности оппозиционных сил в период эскалации вооружённых конфликтов.
Особенностью большинства конфликтов на территории постсоветского пространства и бывших социалистических государств Европы в ходе последнего десятилетия XX века являлось их начало с требования либо провозглашения автономии, либо отделения местными законодательными органами. Впервые данная схема была опробована в Нагорном Карабахе (1987 -1989 гг.). Как отмечает политолог М. Раджан, то, что началось в 1987 году как сбор петиций, привело в июле 1989 года к принятию областным законодательным органом декларации о выходе Нагорно-Карабахской (НК) автономной области из состава Азербайджана и присоединении её к Армении [8]. Затем последовали десятки конфликтов и столкновений, поводом для эскалации которых послужили подобные решения либо народные референдумы. Аналогичное развитие событий характерно для Чечни (1991 г.), Южной Осетии (1992 г.), Приднестровья (1992 г.), Абхазии (1992 г.), Ингушетии (1992 г.), попытка возрождения национализма в Беларуси (1993 -1994 гг.).
Данная практика имела место и в большинстве государств Восточной Европы: Словении (1990 г.), Хорватии (1991 г.), Боснии и Герцеговине (1992 г.), Словакии и Чехии (1990 г.). В одних странах процессы провозглашения независимости проходили мирным путём, в других - вспыхивали гражданские беспорядки, столкновения с органами правопорядка и даже вооружённые противоборства. Зачастую участников подобных выступлений активно поддерживали диаспоры, живущие за границами государств, на территории которых происходили преобразования. Иногда поддержка центробежных тенденций возводилась в ранг внешнеполитических устремлений стран-соседей.
Анализ процессов переустройства в государствах Южной и Восточной Европы, а также на просторах бывшего СССР позволяет выявить тенденцию начала вооружённой фазы внутреннего конфликта вследствие провозглашения местными законодательными органами самостоятельности либо объявления о присоединении к другому государству. О роли местного населения в развитии и течении вооружённых конфликтов необходимо сказать особо.
Как свидетельствует исторический опыт, практически во всех войнах и конфликтах современности население принимало участие в боевых действиях. Широко использовались иррегулярные (партизанские) вооруженные формирования (табл. 2). Как правило, их основу составляли представители национальных меньшинств, воинствующих религиозных течений либо недовольные политическим курсом правительства. Иногда, как это было в странах советской Прибалтики (1990), удавалось решить глобальные проблемы, как-то установление государственности, без больших человеческих жертв. Однако чаще всего местное население активно участвовало в разрешении противоречий с оружием в руках. Степень вовлечения народных масс в противостояние по отношению к общей численности населения страны (региона) в большинстве конфликтов последнего десятилетия XX века была весьма высока (табл. 3).
Анализ данных, приведённых в таблице, позволяет выявить следующие особенности: 1. Подавляющее большинство конфликтов имело место в районах компактного проживания представителей определённой национальности. 2. Не всегда национальные меньшинства или титульные нации, инициировавшие конфликт, имели подавляющее большинство перед другими национальностями до начала борьбы за самоопределение. 3. Конфликты с целью обретения независимости либо автономии вовлекают в своё течение широкие слои местных жителей: от 1 до 2% национальных меньшинств активно участвовали в боевых действиях; от 4 до 30% населения поддерживали устремления своих наций или общностей, участвуя в выступлениях и оказывая посильную помощь. 4. Большинство выступлений, в том числе и вооружённых, привели к дроблению ранее существующих стран, фактической или юридической независимости новых государственных образований. Для нормализации обстановки чаще всего привлекаются иностранные (международные) вооружённые контингенты.
Исследуя современные вооружённые конфликты, нельзя оставить без внимания тенденцию перерастания открытых боевых действий в фазу террористических акций. Западные военные теоретики вводят для её описания термин «непропорциональные военные действия». Наиболее ярко эта тенденция прослеживается в мусульманских странах (регионах): Чеченской республике (Россия), Ираке, Турции. Однако не обходит она стороной Европу и Америку. Подтверждением тому являются события в Германии, Франции, Великобритании, Испании, Италии [22], трагедия в Нью-Йорке (2001 г.). Религиозный фанатизм и этнический сепаратизм перерастают в экстремизм и терроризм, не признающие границ и сеющие смерть на всех континентах. На наш взгляд, это один из наиболее опасных «рецидивов» и следствие вооружённых противостояний.
Таким образом, очевидно, что современные вооружённые конфликты, как правило, носят локальный характер и ограничиваются рамками решения отдельных задач. Основными из них являются: конкуренция за рынки сбыта, борьба за природные ресурсы и зоны влияния между ведущими государствами мира. На возможность возникновения конфликтов оказывают существенное влияние этнические и конфессиональные отношения внутри государств. В случае необходимости они могут быть искусственно обострены извне, вплоть до открытой конфронтации, и послужить поводом для вмешательства в дела государства. Для управления кризисами используются методы непрямого воздействия, такие, как информационное давление и действия ССО. Как правило, в современных вооружённых конфликтах активно участвует местное население. Зачастую одна или обе стороны прибегают к террористическим методам для достижения поставленных целей, а жертвами становятся мирные люди.
Изменения в геополитической картине планеты, активная борьба за сферы влияния между ведущими странами мира переносят зоны потенциальной напряжённости всё ближе к границам Беларуси. В этих условиях важнейшей составляющей политики нашего государства должно являться обеспечение военной безопасности Республики Беларусь путём предотвращения предпосылок для возникновения конфликтных ситуаций, как на международной арене, так и внутри страны.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Гринюк В.И., Фомин С.А. Вооружённый конфликт: его основные характеристики и некоторые аспекты боевого применения общевойсковых соединений и частей// Наука и военная безопасность. - 2003. - № 1. -С. 29 - 38.
2.Коалиционная военная стратегия НАТО// Зарубежное военное обозрение. - 1999. - № 6. - С. 2 - 7.
3.Серебрянников В.В. Социология войны. - М.: Ось-89, 1998. - 569 с.
4.3. Бжезинский. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. - М.: Международные отношения. 1999. - С. 51.
5. Тома Ю.А. Роль стратегии непрямых действий в решении геополитических задач// Информационная война: Сборник информационно-аналитических материалов/ под ред. В.Н. Суряева. Минск: ИСПИ, 1998. -С. 166 - 175.
6.Исраелян Е.В. Урегулирование региональных и внутригосударственных конфликтов. США, РАН. М.: Наука. - 1999. - № 6. ~ С. 16 - 31.
7.Бузин Н.Е. Межэтнические, религиозные отношения, их влияние на возникновение конфликтов в обществе. //Сборник научных статей. - Минск: В А РБ, 2002. - №5. - С. 121 -123.
8.М. Раджан. После империи: Россия и южная часть ближнего зарубежья. США, РАН. М.: Наука. - 1999. - № 6. - С. 59.
9.В. Ярёменко, А.Усиков. Послевоенные годы, полные огня/ Независимое военное обозрение. -1999 . - № 17.
10. А. Довгий. Взгляды командования НАТО на боевое применение сил специальных операций // Зарубежное военное обозрение. - 1996. -М8.
11.Б. Богдан. Силы специальных операций сухопутных войск США// Зарубежное военное обозрение. - 1999. - № 10.
12.В. Соловьев. Город-призрак взывает к благоразумию/ Независимое военное обозрение. -1999. - № 28.
13.В. Мухин. Приднестровье: ни мира, ни войны/ Независимое военное обозрение. - 2001. - № 32.
14.С. Шаткое. К обстановке в Македонии// Зарубежное военное обозрение. - 2002. - № 3. - С. 2 - 6.
15.Страны мира (полный универсальный информационный справочник). - М.: Олма-пресс, 2002. - 607 с.
16. Страны и народы (научно-популярное географо-этнографическое издание в 20 томах)/ Советский Союз - общий обзор. Российская Федерация. - М.: Мысль, 1984. - 460 с.
17.Босния и Герцеговина (справочный материал)//Зарубежное военное обозрение. - 1997. -Ml.
18.Задохин А.Г., Низовский А.Ю. Пороховой погреб Европы. - М.: Вече, 2000. - 568 с.
19.Батакович Д. Б. Косово-Метохия: сербо-албанский конфликт// Этнические и конфессиональные проблемы в современном мире: Науч.-информ. сб. Вып.1/ Гос.ком. по делам религий и национальностей РБ; Отдел науч. информации по гуманитар, наукам НАН Беларуси. - Мн.: Четыре четверти. 1999. -С. 76 - 89.
20. Положение беженцев в мире 2000: пятьдесят лет гуманитарной деятельности. У В КБООН. Под ред.М.Катса.- М.: «Интердиалект +», 2000. - 362 с.
21.Шатько В.И., Махоткин А.Ю., Бузин НЕ., Сухоруков В.Е. Операция НАТО «Союзническая сила» в Югославии (март - июнь 1999): Учебное пособие/ под.ред. Язепчика В. В. - Минск.: В А РБ, 2003. - 90 с.
22.Мартынов М.Ю. Этнические проблемы и политика государств Европы. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1998,-С.8-39.