Некоторые особенности применения высокоточного оружия по опыту военных конфликтов

Наука и военная безопасность, №3/2004, стр.21-23

Некоторые особенности применения высокоточного оружия по опыту военных конфликтов

Генерал-лейтенант запаса М.Г. КЕНДЮХОВ,

начальник Научно-исследовательского института

Вооруженных Сил Республики Беларусь,

почетный член Академии военных наук Российской Федерации

М.Р. КРИПИНЕВИЧ, начальник отдела военной безопасности

Научно-исследовательского института

Вооруженных Сил Республики Беларусь,

кандидат военных наук, доцент

Подполковник С.К. ГУЛЬБИС, старший научный сотрудник

Научно-исследовательского института

Вооруженных Сил Республики Беларусь

Конец XX - начало XXI века знаменательны бурным развитием научно-технического прогресса. Это период применения новых технологий практически в каждой сфере деятельности человека. В военной сфере появились совершенно новые образцы военной техники и вооружения, на их основе создаются новейшие системы вооруженной борьбы. Это и самолеты-«невидимки», и «умные» боеприпасы, и «несмертельное» оружие, и высокоэффективные разведывательно-ударные комплексы. Реально человечество подошло к порогу новой «революции в военных делах»

Начало третьего тыся-челетия и XXI века ознаменовалось еще и первым крупным военным конфликтом в Ираке, в котором нашли применение новейшие средства и системы поражения.

Современная обстановка в мире вряд ли может гарантиро-вать мирное развитие человече-ской цивилизации. История сви-детельствует, что за почти 6000 лет ее существования на земле произошло более 14 500 боль-ших и малых войн (в том числе - две мировые войны в ХХ веке), жертвами которых стали более 3,6 миллиарда человек, убитых и умерших от голода и эпидемий [1]. Можно предположить, что пер-вый конфликт нового века вряд ли будет последним и впереди чело-вечество еще ждет немало такого рода потрясений. Угроза возник-новения широкомасштабной ядер-ной войны маловероятна, ибо она грозит взаимным уничтожением не только противоборствующим сторонам, но и, возможно, практи-чески всему человечеству. Угроза же безъядерных войн и вооружен-ных конфликтов и особенно с при-менением новых систем вооруже-ний вполне реальна.

Военно-промышленному ком-плексу (в основном США) для проверки и подтверждения пра-вильности своих новых разрабо-ток необходимы реальные условия боевой обстановки. И ими служат в первую очередь военные кон-фликты «низкой интенсивности» (по терминологии НАТО). Это, как правило, войны против «сла-бых» и «неугодных» государств, то есть против государств, политика которых не удовлетворяет США и НАТО, против более бедных в эко-номическом отношении государств, вооруженные силы которых по своему состоянию и возможностям не могут дать агрессорам достой-ный отпор. Подтверждением этому явились военные конфликты в Югославии, Афганистане и Ираке, то есть войны сильных государств во главе с США и НАТО против слабых.

Оснащение войск высокоточ-ным оружием (ВТО) в значитель-ной степени расширяет их боевые возможности и в целом способ-ствует повышению эффективно-сти выполнения ими поставленных боевых задач как в современных общевойсковых операциях, так и в целом в войне или вооруженном конфликте. Анализ действий коа-лиционных группировок НАТО в последних войнах позволил выявить следующие направления применения ими ВТО:

поражение группировок войск и военных объектов противника (в большей степени - войны в Афганистане и Ираке);

разрушение инфраструктуры государства.

При этом опыт показывает, что объектами поражения становятся электростанции, заводы, фабрики, узлы связи и коммуникаций, раз-личного рода склады и так далее, то есть ключевые гражданские объекты, которые обладают боль-шей или меньшей военной значи-мостью, но в тоже время влияют в определенной мере на обороно-способность и жизнедеятельность государства в целом.

Так, при проведении операции в Югославии, по официальным данным Пентагона, для нанесения ударов примерно по 900 объектам экономики были использованы 1,2 - 1,5 тысячи крылатых ракет. В ходе воздушной фазы операции только крылатыми ракетами мор-ского и воздушного базирования были разрушены: 100% нефтепе-рерабатывающей промышленно-сти, 50% индустрии боеприпасов, 70% авиационной промышленно-сти, 40% танковой и автомобиль-ной промышленности, 40% нефте-хранилищ, 80 автомобильных и железнодорожных мостов, вклю-чая и все три моста через Дунай, 70% автомобильных и железных дорог [2]. В результате неизбежен и рост потерь среди гражданского населения. Исследованиями уста-новлено: в Первой мировой войне эти потери составили только 5% от общего числа погибших, в то время как в войне против Югославии уже почти 100%, при практически полном отсутствии военных потерь. Поражая объекты экономики, США жертву агрес-сии ставят перед неизбежностью капитуляции. И высокоточное оружие в современных условиях становится важным средством подрыва военно-экономического потенциала противостоящего государства (государств).

В современной военной терми-нологии все возрастающее внима-ние уделяется осмыслению такого понятия, как «бесконтактная» война. Ее содержанием пред-полагается иметь создание возможностей для поражения противника (в первую очередь, высокоточным оружием) без вовлечения основной массы своих войск в прямые военные действия и, следовательно, без больших потерь в живой силе. Соответственно основным сред-ством вооруженной борьбы в ней является высокоточное оружие. Однако термин «бесконтактная» война по сегодняшнему состоя-нию и развитию вооружений и их систем применим не ко всей войне в целом. Анализ военных кон-фликтов последних десятилетий позволяет выделить следующие этапы ведения боевых действий нападающей стороной с приме-нением ВТО в воздушно-назем-ной наступательной операции (в данном случае вооруженными силами США и НАТО). Концепция «воздушно-наземной операции» предполагает две фазы ведения боевых действий - соответственно воздушная фаза и фаза ведения боевых действий сухопутной группировкой (наземная фаза), при условии достижения постав-ленных целей в воздушной фазе операции.

Воздушную фазу операции можно условно разделить на три этапа.

Первый этап. Целями этапа являются: главным образом пода-вление и уничтожение группиро-вок войск ПВО, завоевание пре-восходства (господства) в воздухе, дезорганизация государственного и военного управления, подрыв военно-экономического потенци-ала государства, а также пораже-ние войск в районах сосредоточе-ния и средств возможного ответ-ного удара. Объекты поражения уничтожались в ходе нескольких МАРУ. В проведении МАРУ были задействованы КР воздушного и морского базирования и авиация. Для выполнения поставленных задач ВС НАТО использовали бом-бардировщики В-1, В-2 (изготов-ленные по технологии «Стелс»), В-52, тактическую и палубную авиацию с применением ими высокоточных боеприпасов типа противорадиолокационных ракет «Харм», управляемых авиацион-ных кассет AGM-154, управляемых авиабомб GBU-37 (калибра 5000 фунтов), GBU-24,-29,-39, а также КРВБ AGM-86C и других средств поражения. Надводные корабли и подводные лодки использовались для пусков КРМБ «Томагавк».

Второй этап. Цель этапа - уни-чтожение других важных в оборо-нительной структуре государства военных и промышленных объ-ектов, а также объектов, которые не были поражены в ходе первого этапа, и вновь выявленных объек-тов ПВО для полного подавления ПВО обороняющейся стороны. Для достижения этих целей при-менялись тактические истреби-тели F-15Е, F-16, F-111, F-117Е, штурмовики А-10А, «Торнадо», самолеты палубной авиации F/A-18, F-14, малозаметные самолеты F-117Н, В-2А, ОТР «АТАКМS», КР ТSSАМ c даль-ностью поражения до 500 км.

На третьем этапе преследо-валась цель уничтожения (пора-жения) пилотируемой авиацией с применением как высокоточных, так и обычных боеприпасов вновь назначенных или выявленных объектов в условиях отсутствия противодействия сил и средств ПВО.

Наземная же фаза операции, согласно концепции ВНО, насту-пает, как правило, после того, как в первой (воздушной) фазе решена задача завоевания господства в воздухе в районе (на направлении) проведения операции. Очевидно, что в случае достижения целей ВНО наземная фаза может не проводиться, и сухопутные вой-ска могут вообще не применяться (операция «Решительная сила» в Югославии,1999 год).

При проведении контртеррори-стической операции «Несгибаемая свобода» в Афганистане в 2001 году цели военных действий были достигнуты благодаря примене-нию принципа «центрально-сете-вого ведения боевых действий», суть которого заключается в воз-можности с помощью системы разведки детально изучать и оценивать обстановку в районах бое-вых действий в режиме реального масштаба времени и использовать наиболее оптимальные средства поражения, позволяющие нано-сить удары непосредственно при обнаружении объектов.

При проведении активной фазы операции «Свобода Ирака» в 2003 году действия ВВС США и Великобритании значительно отли-чались от действий ВВС коалици-онных сил в Югославии и в Ираке в 1991-м и 1998 годах. Отсутствие организованного сопротивления со стороны ВС Ирака и практически полное отсутствие ПВО позволило МАРУ заменить на сосредоточен-ные ракетно-авиационные удары, которые сериями наносились как в темное, так и в светлое время суток. Всего было нанесено более трехсот серий ракетно-авиацион-ных ударов по объектам государ-ственного и военного управле-ния, позициям иракских войск, республиканской гвардии и опол-чения [3]. Также произошло зна-чительное увеличение масштабов применения беспилотных лета-тельных аппаратов.

В целом, если рассматривать ход военных действий в вышепе-речисленных конфликтах с точки зрения «бесконтактной» войны и применения ВТО, то этому поня-тию соответствует в большей степени только первый этап ВНО. «Бесконтактное» ведение военных действий возможно лишь при пол-ном превосходстве нападающей стороны в воздухе, практически при полном радиоэлектронном подавлении средств управления и связи, отсутствии у обороняю-щихся системы ПВО и, следова-тельно, полном отсутствии долж-ного противодействия агрессору. Если же государство обладает системой ПВО и определенными средствами ответного (или пре-вентивного удара), то вполне оче-видно, что и нападающая сторона понесла бы потери в живой силе и технике (и неизвестно, как бы закончились эти войны в целом). И как тогда называть такую войну, если имеются потери? По нашему мнению, «бесконтактная» война, в таком понимании, как ее пред-усматривается вести сегодня, вряд ли возможна против сильных в военном отношении государств, в том числе и против Республики Беларусь в ближайшие 10 -15 лет. Вооруженные Силы Республики Беларусь во взаимодействии с союзниками и другими войсками и воинскими формированиями государства способны отбить желание агрессора установить выгодный для него «демократи-ческий порядок».

Таким образом, анализ послед-них военных конфликтов позво-ляет выделить некоторые особен-ности (или уже закономерности) ведения боевых действий с при-менением ВТО.

Первое. Уже сейчас в армиях США и НАТО при подготовке и в ходе боевых действий важ-нейшее значение для повышения эффективности действий войск приобретают данные космиче-ской разведки. Наличие большой орбитальной группировки косми-ческих средств позволило перейти на спутниковые системы наведе-ния, что обеспечило значительное увеличение точности применения ВТО. Очевидно, уже сейчас можно говорить о космическом обеспе-чении операций.

Второе. Действия ВВС харак-теризуются переходом от веде-ния боевых действий по заранее составленному плану к ведению боевых действий, когда распре-деление объектов п1оражения между высокоточными сред-ствами поражения осущест-вляется незадолго или даже непосредственно перед при-менением. Этому способствует развитая система всех видов раз-ведки и управления во всех зве-ньях управления (тактическом, оперативном).

Третье. Все большую значи-мость в операциях приобретает тщательная подготовка и ведение разведки противника в реаль-ном масштабе времени. Боевые действия в Афганистане подтол-кнули руководство вооруженных сил США и НАТО к «принятию новой концепции обращения с данными разведки» [4]. Суть ее в общих чертах заключается в следующем. Развединформация, полученная из различных источ-ников, в том числе от датчиков боевых средств, и распростра-нявшаяся ранее по заявкам войск, вводится в единую сеть. При этом разведорганы обязаны постоянно информировать войска о том, какой информацией они обла-дают. Специалисты же разведки, как предполагается, будут обмени-ваться не готовыми и уже обрабо-танными данными, а сведениями, полученными непосредственно от первоисточников, что позволяет в целом более эффективно с раз-личных направлений оценить добытые сведения и выдать их при необходимости на соответствую-щие средства поражения.

Четвертое. Высокоточное ору-жие применялось в сочетании не только с обычными осколочно-фугасными и кумулятивными, но и так называемыми «нетра-диционными» средствами поражения. Некоторые УАБ и КР имели «специальные» боевые части с пылевым графитом и металлизированным наполнением для поражения трансформаторных подстанций, средств автоматики электростанций.

В последнее время также воз-рос интерес к «нелетальному оружию». В публикациях на эту тему обозначились наиболее перспективные, с точки зрения ближайшей во времени практи-ческой реализации, направления его создания. С помощью суще-ствующих технологий в насто-ящее время возможно создание достаточно эффективных средств поражения (нейтрализации) живой силы путем применения дозированного бароакустического воздействия (вызывает нарушение психомоторных функций, потерю пространственной ориен-тации, болевой стресс у человека) и инкапаситирующих составов (временный вывод из строя живой силы с помощью синтетических или природных соединений (ирританты, физиканты, эметики), способных вызвать у здоровых людей психические аномалии или физическую неспособность к выполнению стоящих перед ними задач), а также вывода из строя систем энергоснабжения путем применения электропроводящих наполнителей (металлизирован-ные волокна, клеевые и мелко-дисперсные составы), создающих короткое замыкание в высоковольтных устройствах [5].

Пятое. Высокоточное оружие применялось в основной его массе, как правило, в темное время суток (сумерки, ночные и предрассветные часы), что значительно снижало боевые воз-можности средств ПВО обороня-ющейся стороны. Так, например, первый массированный удар по военно-промышленным объек-там Ирака в ходе операции «Лис в пустыне» был нанесен амери-кано-британской группировкой в период с 00.49 по 06.2117 декабря 1998 года, второй с 18.50 17 дека-бря по 00.04 18 декабря 1998 г., третий в период с 20.00 18 дека-бря по 05.20 19 декабря 1998 г. и четвертый (заключительный) с 18.38 19 декабря по 01.50 20 дека-бря 1998 года.

Это лишь некоторые особен-ности применения ВТО в послед-них военных конфликтах. Но и их анализ позволяет уже сейчас предположить влияние ВТО на характер действий войск. В совре-менных условиях развития средств вооруженной борьбы появление ВТО не исключает и практи-чески не изменяет сущность основных видов боевых дей-ствий. И оборона, и наступление в своем теперешнем понимании будут присутствовать на поле боя. Но в условиях постоянного увеличения средств ВТО на поле боя будет происходить их посте-пенное выравнивание. Вместе с тем применение высокоточного оружия в комплексе с другими средствами поражения на поле боя и связанный с ним переход от площадного метода пораже-ния группировок и объектов противника к избирательному не может не сказаться на харак-тере действий войск. В наземных операциях всегда будет присут-ствовать большое количество раз-нородных объектов, обладающих различными характеристиками «заметности», что потребует от войск принятия необходимых мер противодействия ВТО. Сегодня для защиты от ВТО войска при-меняют различного рода способы действий, и поиск путей повыше-ния их эффективности продол-жается. Избирательный метод поражения объектов системами ВТО (отклонение от центра пора-жения составляет порядка 4-10 метров) потребует от войск их рассредоточения и тем самым снижения оперативно-тактиче-ских плотностей. Причем рассре-доточение потребуется не только при расположении на месте, но и при перемещении войск (высоко-точные боеприпасы уже сейчас способны поражать движущиеся объекты, которые имеют скорость порядка 50 км/час).

Следовательно, уже сейчас при действиях сухопутных войск в условиях применения ВТО можно предположить значитель-ное повышение роли тактики малых подразделений, что повлечет за собой постепенную трансформацию форм и спосо-бов ведения ими боевых действий. Возможности для противостояния в условиях применения ВТО даже при очевидном техническом пре-восходстве ведущих государств НАТО имеются. Действия ВС государств НАТО в последних конфликтах сводятся, главным образом, к желанию избежать непосредственного огневого кон-такта с противником, к ведению боевых действий на расстоянии (операции в Югославии в 1999 году и в Ираке в 2003 году). Однако боевые действия в ходе операции «Свобода Ирака» также пока-зали много уязвимых сторон в действиях войск коалиции, что должно стать предметом деталь-ного изучения специалистами всех родов войск. В борьбе с системами (комплексами) ВТО сегодня на первый план выдвигаются активные формы противодей-ствия не только с поражающими элементами ВТО (бомбами, раке-тами, БЛА), но и противодействие системам управления, разведки, наведения ВТО. Это могут быть действия специально подготовлен-ных для этих целей подразделений или же других (мотострелковых, танковых и так далее), способ-ных к автономным действиям в отрыве от главных сил. В противо-действии ВТО на поле боя сейчас важно умело управлять не объ-ектами поражения, а процессами в системах ВТО противника, где именно системы разведки, управ-ления, наведения и собственно средства поражения становятся первоочередными объектами противодействия.

Таким образом, критическое осмысление сущности «бескон-тактных» войн в современных условиях, опыт применения ВТО в военных конфликтах последнего времени и дальнейшее совер-шенствование комплексов ВТО потребуют от вооруженных сил обороняющейся стороны поиска новых активных форм и способов противодействия в первую очередь системам разведки, управления и наведения, а также поражающим элементам ВТО.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. /Главный научный редактор и составитель С.Ю. Солодовников. Мн.; МФЦП, 2002. - 1008 с.

2. Слипченко В. Бесконтактное истребление [Еще раз о войне в Югославии - спустя год после агрессии НАТО] //Независимое военное обозрение. - 2001. - № 21.

3. Ноговицын А. Действия ВВС США и Великобритании по уничтожению точечных целей и разгрому наземной группировки ВС Ирака в ходе операции «Свобода Ирака» //Вестник АВН РФ. - 2003. - № 3(4).

4. Владимиров С., Горев В. Некоторые направления совершенствования систем вооружений ВВС США //Зарубежное военное обо-зрение. - 2003. -№ 9.

5. Байдак В., Ганжа А., Корчаков А. Нелетальное оружие и направления его реализации. //Вооружение. Политика. Конверсия. - 2003. - № 5.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации