Начальный период войны
«Наука и военная безопасность», № 1, 2004 г., с. 18-21
Начальный период войны
Генерал-лейтенант запаса М.Г. КЕНДЮХОВ,
начальник Научно-исследовательского института
Вооружённых Сил Республики Беларусь, почётный член
Академии военных паук Российской Федерации
М.Р. КРИПИНЕВИЧ, ведущий научный сотрудник
Научно - исследовательского института
Вооружённых Сил Республики Беларусь,
кандидат военных наук, доцент
В настоящее время военная наука самое пристальное внимание уделяет начальному периоду войны. В Министерстве обороны прошёл научный семинар, в военной печати публикуются статьи по этой проблеме. И этому есть своё объяснение. История свидетельствует, что именно начальный период войны оказывал решающее влияние на ход, а иногда на исход войны в целом. Своё мнение высказывают и авторы данной статьи
Начальный период войны ни в коем случае нельзя рассматривать отдельно от сущности и содержания войны в целом. Именно цели войны определяют сущность и содержание её начального периода. Подтверждением этому является история. На начало XX века понятие войны определялось как "вооружённая борьба между государствами, народами, или же враждебными партиями одного и того государства" [1]. И в военной мысли того времени понятия "начальный период войны" не существовало. Впервые этот термин стал употребляться в 20-х годах XX века [2]. В различных странах он назывался по-разному: "первый период войны", "первая фаза войны", "вступительный период войны," "подготовительная операция", "начальная фаза войны", "начальный период войны" и т.д. [3]. В Советской России выдающийся военный теоретик А.А. Свечин в своем труде "Стратегия" (1923 -1924), а в последующем М.В. Фрунзе, В.К. Триандафиллов, Б.М. Шапошников и другие советские военные теоретики того времени также уделяли особое внимание начальному периоду войны. Объектом же исследования для них и иностранных учёных была Первая мировая война. В их суждениях начальный период связан с боевыми действиями и конкретно с первыми операциями вооружённых сил в войне в целом. И основной результат их исследования заключался в том, что с началом военных действий армии враждующих сторон вступят в сражение, имея крупные силы, не дожидаясь общей мобилизации. То есть в военном искусстве в период между Первой и Второй мировыми войнами под начальным периодом "понималось время от начала военных действий до вступления в операции основной массы вооружённых сил" [4]. В этот период в Советском Союзе придерживались марксистско-ленинского определения: "война - общественно-политическое явление, продолжение политики насильственными средства-ми"[2]. Во многих других странах предпочтение отдавалось высказыванию Клаузевица, что "война - это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю". В этих понятиях война предусматривала, прежде всего, физическое насилие, инструментом которого были вооруженные силы, ведущие боевые действия.
Новым объектом дальнейшего исследования сущности и содержания войны, её начального периода стала Вторая мировая война и её составная часть - Великая Отечественная. Во Второй мировой войне "начальный период представлял собой определённый, как правило, сравнительно короткий отрезок времени, насыщенный наступательными операциями огромного масштаба, в которых участвовали все развернувшиеся к началу войны соединения и объединения вооружённых сил для достижения ближайших стратегических целей и одновременно с которыми воюющие государства, с одной стороны, осуществляли целый комплекс первоочередных мероприятий по мобилизации на войну внутренних ресурсов страны, с другой - рядом внешне-политических акций по отношению к противнику, союзникам и нейтральным странам, добиваясь упрочения своих международных позиций"[3]. Основным же содержанием войны оставались боевые действия, но уже в сочетании со средствами борьбы не военного характера. В послевоенный период в связи с изменениями в военно-политической обстановке и созданием биполярного мира (страны социалистического лагеря и Варшавский договор - с одной стороны, а с другой -капиталистические страны и НАТО) советская военная наука трактовала понятия "война" и "начальный период войны" следующим образом.
Война - общественно-политическое явление, продолжение политики насильственным путём.
Начальный период войны - время, в течение которого воюющие государства ведут боевые действия группировками войск, развёрнутыми до начала войны, для достижения ближайших стратегических целей или для создания благоприятных условий вступления в войну главных сил и последующих военных действий [2]. В других трудах эти понятия изложены несколько по-другому (игра слов), но сущность - одинакова. Главным и в войне, и её начальном периоде являются боевые действия в сочетании с невоенными мерами борьбы.
В начале 90-х годов XX столетия геополитическая и военно-стратегическая обстановка в мире резко изменились. Распад социалистического лагеря и СССР, и как следствие, уход с арены мировой вооружённой борьбы объединённых вооруженных сил Варшавского договора - с одной стороны, и с другой - образование однополярного мира и усиление роли НАТО как военно-силового инструмента ООН в разрешении международных противоречий повлекли необходимость у вновь образовавшихся государств определения своих взглядов на военно-политическую обстановку в мире, своей роли в мировом строительстве и также своего отношения к войне.
"Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство ...в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права" [5].
В Военной доктрине Республики Беларусь, носящей сугубо оборонительный характер, отмечается, что "ни одно из государств в настоящее время не является для неё потенциальным противником" [6]. Республика Беларусь осуждает войну как средство реализации политики и придерживается принципа неприменения первыми сил и средств военной организации государства. Вместе с тем рассматривается «возможность применения военной силы и участия в военном конфликте (войне) исключительно с целью отражения нападения и защиты своей территориальной целостности" [6].
Не только Республика Беларусь, но и практически все другие государства мира осуждают и отрицают войну во всех её формах - вооружённый конфликт, локальная и региональная войны, крупномасштабная война. Вместе с тем военные действия всё же остаются одним из способов разрешения противоречий между государствами (коалицией государств) и в XXI веке. Свидетельством этому являются события последнего времени в Югославии, Ираке, Афганистане. И никто не сможет гарантировать, что и Республика Беларусь в какой-то период времени не станет объектом агрессии.
В современных условиях в разрешении противоречий между государствами всё большую силу набирают другие, не военно-силовые пути. Это и дипломатические, и политические, и экономические, и другие меры воздействия, прежде всего на страну (страны), нарушающие нормы международного права или против которых они заранее планируются. И значительная роль в поддержании мира и безопасности, устранении угрозы миру, подавлении актов агрессии, содействии мирному разрешению международных споров должна принадлежать созданной в 1945 году Организации Объединённых Наций. Именно ООН имеет право вводить различного рода санкции, в том числе и давать разрешение на применение военной силы против того или иного государства. Так было при проведении стратегической операции вооружённых сил 34-х государств - членов ООН против армии Ирака в 1991 году. Однако после разрешения этой проблемы военным путем под эгидой ООН руководство США в союзе с отдельными странами Североатлантического альянса по существу самостоятельно переложило на себя право ООН на применение военной силы против неугодного им государства при разрешении международных противоречий, чем фактически свело на нет функции Совета Безопасности ООН, подорвало авторитет и влияние этой международной организации в целом и ее генерального секретаря.
Оказывая давление на ООН, США и их союзники по НАТО без санкции Совета Безопасности ООН (правда, с молчаливого согласия) развязали войны против Югославии (1999 год) и Ирака (2003 год). И это явление уже начинает приобретать опасную тенденцию использования ими ООН в качестве оправдательного инструмента перед другими странами - членами ООН факта использования военной силы для решения своих военно-политических задач.
Исключим политические аспекты роли ООН, США и НАТО в разрешении этих проблем и рассмотрим эти события с военной точки зрения. Был ли в этих войнах начальный период? А если был, то какова его продолжительность и характерные черты? Для ответов на эти вопросы рассмотрим некоторую хронологию событий в войнах в зоне Персидского залива (1991 г.), Югославии (1999 г.), Ираке (2003 г.), а также современные взгляды на понятия войны и её начального периода в Российской Федерации и Республике Беларусь.
Война в зоне Персидского залива в 1991 году (17.01-6.03). Участвовало 34 государства.
-6августа1990 года по инициативе США Совет Безопасности ООН вводит экономические санкции против Ирака;
- 29 ноября 1990 года Совет Безопасности ООН даёт разрешение на применение военной силы против Ирака;
-с 6 августа 1990 года до января 1991года проводится стратегическое развертывание многонациональных сил ("Щит в пустыне");
- 17 января проведением воздушной операции началась стратегическая операция "Буря в пустыне".
Война в Югославии в 1999
году. Участвовало 14 стран НАТО.
- 9 сентября 1998 года совет НАТО утвердил планы подготовки различных вариантов военного вмешательства в косовский конфликт;
- 7 октября 1998 года совет НАТО принял оперативный план воздушной операции против Югославии и концепцию развёртывания наземных сил в Косово;
- 30 января 1999 года генеральный секретарь НАТО получает полномочия от совета НАТО на принятие решения о проведении ракетно-бомбовых ударов по Югославии;
- 17 февраля НАТО принимает оперативный план операции по вводу миротворческих сил альянса в Косово. Решено довести численность воинского контингента до 30 тысяч;
- 22 марта генеральный секретарь НАТО получил расширенные полномочия от совета НАТО. Теперь он может принимать решения о проведении воздушных операций против югославской армии в целом.
- 24 марта генеральный секретарь НАТО отдаёт приказ главнокомандующему силами НАТО в Европе начать военную операцию против Югославии;
- 24 марта 1999 года в 22.30 по югославскому времени нанесены первые ракетно-бомбовые удары.
Нанесением ракетно-бомбовых ударов по Югославии, сколь бы сложны и запутанны ни были проблемы Косово, окончательно сформирован военно-политический режим диктатуры НАТО в мире, репрессивным органом которого является его военная сила.
Война в Ираке в 2003 году. Участвовало 4 государства НАТО. Поддержало почти 40 стран - членов ООН.
-В марте 2002 года президентом США было принято окончательное решение о проведении силовой акции против Ирака;
- 12 сентября на 57-й Генеральной Ассамблее ООН президент США заявил, что режим С. Хусейна представляет угрозу для всего человечества и, следовательно, ООН должна решить эту проблему как можно быстрее;
- в сентябре 2002 года Министерство обороны США приступило к непосредственной подготовке военной операции. К 15 сентября создана группировка войск НАТО на границе с Ираком. Проводятся учения войск;
-8 ноября принятая Советом Безопасности ООН резолюция № 1441 явилась основой решения существующей проблемы по Ираку, не определив при этом вооруженный путь решения;
- 18 марта 2003 года по результатам экстренного совещания руководителей США, Великобритании и Испании на Азорских островах президентом США был предъявлен Ираку ультиматум, в котором С. Хусейну предлагалось в течение 48 часов покинуть страну вместе со своими сыновьями. Срок ультиматума истекал 20 марта в 4 часа утра.
- 28 марта 2003 года в 4 часа 32 минуты вооружённые силы антииракской коалиции приступили к проведению военной операции "Свобода Ирака".
Таким образом, анализ хронологии событий показывает, что началу боевых действий в выше рассмотренных войнах предшествовал период открытых активных действий невоенного характера и прежде всего политические, дипломатические, экономические и информационные меры воздействия противоположных сторон.
Понятия «война» и «начальный период войны» в Российской Федерации и Республике Беларусь несколько отличаются.
Так, в Российской Федерации приняты следующие понятия. Война - социально-политическое явление, представляющее собой крайнюю форму разрешения социально-политических, экономических, идеологических, а также национальных, религиозных, территориальных и других противоречий между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами средствами военного насилия [7]. А вытекающий из неё начальный период рассматривается как отрезок времени, в течение которого воюющие стороны ведут военные действия для достижения первоочередных стратегических целей группировками вооружённых сил, созданными до войны и дополнительно развёрнутыми с её началом [7]. То есть и в сущности войны, и в сущности её начального периода основной путь решения проблемы - это военные действия.
Несколько по-другому определяются эти понятия в Республике Беларусь.
Война - общественное явление, представляющее собой одну из форм разрешения социально-политических, экономических, идеологических, а также национальных, религиозных, территориальных и других противоречий между государствами, народами, нациями и социальными группами, как средствами вооружённого насилия, так и идеологическими, экономическими, дипломатическими и иными средствами борьбы [8].
Начальный период в крупномасштабной (региональной) войне может представлять собой отрезок времени с момента начала военных действий, в течение которого вступают в войну государства (коалиции государств), ведущие военные действия имеющимися или дополнительно развёрнутыми войсками [8]. Здесь в понятии сущности войны определены два пути решения её проблем - средствами вооружённого насилия (военные действия) и иными средствами (невоенные действия), а в сущности начального периода - только военные действия.
Общим в понятиях начального периода и войны является определение военно-силового пути разрешения противоречий. Вместе с тем в Республике Беларусь предусматривается и невоенный путь (понятие войны), что подтверждается и оборонительной направленностью её Военной доктрины.
В современном же измененном однополярном мире именно невоенный путь разрешения противоречий начинает играть решающую роль. И подтверждением этому являются вышерассмотренные войны, где на первое место в разрешении конфликтов между воюющими сторонами ставился не военный путь, а в первую очередь политические, дипломатические и экономические способы борьбы. И цели в них были бы достигнуты и невоенными средствами. Следовательно, и начальный период войны в крупномасштабной войне в современных условиях должен включать именно невоенный путь разрешения противоречий.
Исходя из вышеизложенного, точкой отсчёта начального периода войны для обороняющейся стороны в крупномасштабной войне следует считать разрешение (или решение) Совета Безопасности ООН на применение военной силы. (И тут уже обязанность ООН вернуть утраченные позиции и поставить руководство НАТО или отдельных его стран в рамки своих полномочий.) Только с этого момента обороняющаяся сторона официально может проводить весь комплекс подготовительных мероприятий по отражению агрессии без давления международной общественности. Окончанием же начального периода будет являться начало боевых действий наступающей стороны.
Используя такой подход, начальным периодом войны для обороняющейся стороны в последних войнах целесообразно считать:
- в войне в зоне Персидского залива в 1991 году - с 29 ноября1990года (разрешение СБ ООН) до 17 января 1991 года (начало боевых действий)
- 50 дней;
-в войне в Югославии в 1999 году - с 30 января 1999 года(получение разрешения генеральным секретарем НАТО полномочий на принятие решения о проведении ракетно-бомбовых ударов) до 23.30 часов 24 марта 1999 года (начало боевых действий)-почти 54 дня;
в войне в Ираке в 2003 году
- с 8 ноября 2002 года ( принятие Советом Безопасности ООН резолюции по Ираку № 1441, которая фактически давала разрешение НАТО на применение военной силы) до 04.32 часов 20 марта 2003 года (начало боевых действий) -133 дня.
А как считать начальный период для наступающей стороны? И есть ли он вообще? По анализу подготовительного' этапа этих войн наступающая сторона начала готовиться к боевым действиям задолго до официального объявления решения на применение военной силы. Проводился целый комплекс мероприятий и прежде всего разработка оперативного плана операции, информационное воздействие на мировую общественность, введение экономических санкций против обороняющейся стороны и ухудшение дипломатических отношений с ней, частичное развёртывание войск и демонстрация их силы и другие мероприятия как военного, так и невоенного характера. Следовательно, начальный период войны для наступающей стороны целесообразно определять с момента принятия ею решения на применение военной силы и считать:
- в войне в зоне Персидского залива в 1991 году - с 6 августа 1990 года (начало стратегического развёртывания) по 17 января 1991 года (начало воздушной операции)-165 суток;
- в войне против Югославии в 1999 году - с 7 октября 1998 года (принятие Советом ООН оперативного плана воздушной операции) - по 24 марта 1999 года (нанесение первых ракетно-бомбовыхударов)-168 суток;
-в войне против Ирака в 2003 году - с марта 2002 года (принятие президентом США окончательного решения на проведение силовой акции) по 28 марта 2003 года - почти год.
По анализу этих войн ни в коем случае нельзя говорить о тенденции увеличения срока начального периода войны по сравнению с Великой Отечественной войной. Его продолжительность будет зависеть от ряда условий, главным из которых, конечно, будет уровень боеспособности вооружённых сил государства. Но важным является то, что у наступающей стороны он будет в несколько раз большим (по опыту этих войн, в 2 - 3 раза), чем у обороняющихся.
Основными же общими характерными чертами начального периода будут являться (по опыту этих войн):
1. Достижение высших пределов политических и дипломатических разногласий между противоборствующими сторонами.
2. Продолжение действий экономических и других санкций против обороняющейся стороны.
3. Продолжение действий ООН по урегулированию конфликта между противоборствующими сторонами.
4. Мощное информационное противоборство сторон.
5.Завершение развёртывания группировок войск сторон.
6. Завершение планирования наступательной (оборонительной) операции.
7. Проведение учений войск с целью устрашения противника и другие.
В целом противоборствующими сторонами используется весь комплекс мероприятий по подготовке к боевым действиям.
Таким образом, в современных условиях сущностью начального периода в крупномасштабной войне целесообразно считать отрезок времени от момента принятия решения на применение военной силы Советом Безопасности ООН до начала боевых действий противоборствующих сторон. Тогда понятие крупномасштабной войны в современных условиях целесообразно иметь в следующем содержании. Война - общественное явление, представляющее собой одну из форм разрешения социально-политических, экономических, идеологических, а также национальных, религиозных, территориальных и других противоречий между государствами, народами, нациями, социальными группами как без применения военной силы, так и средствами вооружённой борьбы.
В Республике Беларусь различаются ещё два понятия войн - региональная и локальная войны.
Существующее определение региональной войны предполагает разрешение противоречий между двумя или несколькими государствами (группой государств) только национальными или коалиционными вооружёнными силами с применением средств вооружённой борьбы. Однако исследование некоторых региональных войн показало, что и им присущи пути решения возникающих проблем и невоенными средствами. И начальный период в региональной войне будет иметь такие же основные характерные черты, что и в крупномасштабной войне. И его определение целесообразно считать таким же, как и в крупномасштабной войне.
В локальной войне военные (боевые) действия ведутся, как правило, между двумя государствами и затрагивают интересы преимущественно этих государств.
Если в крупномасштабной и региональной войнах правом принятия решения на применение военной силы пользуется Совет Безопасности ООН (или руководящий политический орган групп государств), то в локальной - как правило, президент страны (или другой руководитель). Противоборствующие стороны также, каждая по своему плану, будут проводить комплекс подготовительных мероприятий, как правило, военного характера. Этот период целесообразно назвать угрожаемым. Действия международных организаций будут направлены на разрешение конфликта. И боевые действия могут быть, а могут и не быть. Если же боевые действия начнутся, и начнутся они, как правило, внезапно для обороняющейся стороны, то они послужат точкой отсчёта начального периода в войне. Противоборствующие стороны будут вести боевые действия группировками войск мирного времени и (или) дополнительно развёрнутыми в угрожаемый период. Следовательно, в локальной войне её начальным периодом целесообразно считать отрезок времени от момента начала боевых действий, в течение которого противоборствующие стороны ведут боевые действия для достижения первоочередных военно-политических целей группировками войск, созданными в мирное время и (или ) дополнительно развёрнутыми в угрожаемый период, до вступления в войну основной части вооружённых сил, развёрнутых в ходе боевых действий. То есть если в крупномасштабной и региональной войнах начальный период заканчивался началом боевых действий, то в локальной войне этим он только начинается.
Вышеизложенные суждения авторов основываются на анализе военно-политической обстановки в мире, последних крупномасштабных войн XX -XXI веков и других документов. Конечно, доказательная сторона суждений требует ещё дополнительных исследований, но идея авторов направлена на конкретизацию начального периода войны в зависимости от классификации войн.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Большая энциклопедия: С.-Петербург, книгоиздательство Т-во "Просвещение", 1901. - 794 с.
2.Военно-энциклопедический словарь. /Пред. гл. ред. комиссии Н.В. Огарков. - М.: Воениздат, 1983. - 863 с.
3.Начальный период войны. (По опыту первых кампаний и операций Второй мировой войны). Под общей редакцией генерала армии СП. Иванова. М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1974. - 358 с.
4.История военного искусства. М.: В А им. Фрунзе, 1961. -392 с.
5.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Мн.: " Полымя", 2001г.
6.Военная доктрина Республики Беларусь.
7.Военный энциклопедический словарь. Редкол.: А.П. Горин, В.А. Золоторёв и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, " Рипол классик", 2002. - 1664 с.
8.Сборник военных терминов и определений в Вооружённых Силах Республики Беларусь (проект).