Методология анализа и оценки военно-политической обстановки
Наука и военная безопасность, №2/2004, стр.3-5
Методология анализа и оценки военно-политической обстановки
Полковник
А.В. ВОЙТЕХОВСКИЙ,
заместитель
начальника кафедры
социальных наук
Военной Академии
Республики Беларусь,
кандидат философских
наук, доцент
Современный мир сложен, многообразен, противоречив. Наряду с этим он объективно становится все более взаимосвязанным и целостным. В этих условиях исключительно важна всесторонне взвешенная, ответственная оценка геостратегической ситуации. Особую актуальность сегодня, в условиях расширения НАТО на Восток, приобрела проблема системного анализа и оценки современной военно-политической обстановки
Обусловлено это рядом факторов. Во-первых, возрастание роли политических средств в обеспечении международной безопасности повысило ответственность военных кадров за результаты анализа и объективность оценки военно-политической обстановки.
Во-вторых, изменение современной военно-политической обстановки происходит в условиях, когда экономическое развитие государств и одновременное совершенствование оружия делают нашу планету как никогда ранее уязвимой. Война с применением всех видов оружия ставит под угрозу существование всей земной цивилизации.
В-третьих, развитие современной военно-политической обстановки оказывает воздействие на все сферы общественно-политической и экономической жизни государства. Степень военной опасности существенным образом влияет на объем военных расходов, финансирование государственных социальных программ, условия жизни и материальное положение населения.
В-четвертых, научная оценка современной военно-политической обстановки в мире, в регионах и отдельных странах оказывает влияние на политическое мышление, военную политику и военную доктрину государства. Особенно это важно в условиях перехода от сверхвооруженности к оборонной достаточности, так как возможные просчеты в оценках и прогнозах военно-политической обстановки могут существенным образом подорвать национальную безопасность и стратегическую стабильность.
В этих условиях весьма актуальными становятся методологические проблемы исследования военно-политической обстановки. Причем необходимо иметь в виду то, что методология научного познания не сводится к простой совокупности ни частных, ни общих методов исследования. Она изучает прежде всего возможности и границы применения этих методов в процессе достижения истины, их роль и место в познании.
Высокая степень овладения военными кадрами системой методологических знаний (всеобщей, общей и специальной методологией) и умение использовать их для решения проблем, обусловленных спецификой военно-политической обстановки, являются важным средством формирования методологической культуры офицера.
Будучи сложным системным образованием, в котором тесно переплетаются процессы и явления в сфере международных отношений, внутренней и внешней политики, происходящие в мировом масштабе и отдельных регионах мира, военно-политическая обстановка характеризуется динамизмом, многообразием тенденций, форм проявления и т. д. Среди целого ряда компонентов, детерминирующих военно-политическую обстановку, следует выделить военную политику и отношения между субъектами военной политики.
Военная политика выделилась в относительно самостоятельную отрасль политической деятельности на рубеже XVIII-XIX вв. Войны той поры стали отличаться значительно возросшими масштабами, широким вовлечением в них экономических ресурсов и появлением массовых армий. Войны как бы переросли военную стратегию. Руководство ими из рук полководцев-стратегов перешло в ведение специально возникавших для этих целей учреждений более высокого военно-политического ранга: различного рода государственных военных советов или комитетов, военных министерств, генеральных штабов и т.п. За военной стратегией оставалось руководство вооруженной борьбой в целом.
Вновь сформировавшийся уровень руководства войной и всем военным делом стали называть поначалу «стратегией с большой буквы», «большой стратегией», «политической стратегией», а затем утвердилось современное понятие - «военная политика».
В наше время в международной практике установился довольно устойчивый взгляд на военную политику как на одну из специфических частей (или направлений) в системе общей политики государства. Военная политика непосредственно связана с военным строительством, созданием вооруженных сил, их подготовкой и применением для достижения политических целей. Военная политика государств конкретизируется в их военных доктринах, военной стратегии и практике военного строительства.
Под военной политикой следует понимать деятельность государства, направленную на предотвращение любых войн с помощью создания военных структур, имеющих сугубо оборонительную направленность и предназначенных для обеспечения национальной безопасности.
В военной политике, осуществляемой государством, можно выделить две диалектически взаимосвязанные функции: научно-прогностическую и организационно-управленческую. Отсюда выработка и осуществление военной политики включают в себя, во-первых, разработку теоретических концепций и научное прогнозирование развития военного строительства, во-вторых, принятие и оперативную корректировку военно-политических решений. Организационно-управленческая сторона военной политики выражается в реализации концепции безопасности страны, военной доктрины государства, планов военного строительства и целевых военно-технических программ.
Основные положения военной политики, касающиеся определения характера современной войны, понимание задач государства в возможном военном столкновении, способов их решения, а также направления подготовки страны и вооруженных сил к войне составляют политическую сторону военной доктрины.
Реализация планов и программ военного строительства порождает определенный вид политических отношений. Эти отношения, не связанные непосредственно с военными действиями, представляют собой военно-политические отношения. Они складываются в соответствии с военно-политическими взглядами, в которых отражается международная и внутренняя обстановка, баланс сил и отношения между участниками международного процесса. В зависимости от масштабов и характера противоречий военно-политические отношения подразделяются на внутригосударственные и межгосударственные.
К военно-политическим отношениям внутреннего характера можно отнести отношения между политическими партиями и правительством; - между представителями различных социальных групп населения, если в них присутствует военная составляющая.
Межгосударственные военно-политические отношения образуют систему взаимосвязей и взаимодействий, возникающих между государствами, военными организациями, связанную с применением средств военного насилия.
Обычно выделяют три типа межгосударственных военно-политических отношений.
К первому типу можно отнести военно-политические отношения кооперационного (союзнического) характера.
Второй тип военно-политических отношений условно называют конфронтационным. Это, прежде всего, взаимоотношения между государствами или группами государств, находящимися в состоянии внешне скрытого или открытого конфликта.
Третий тип военно-политических отношений - кооперационно-конфронтационные. К ним можно отнести некоторые отношения между соперничающими государствами или группами государств, имеющими реальные параллельные интересы к предотвращению локальных вооруженных конфликтов и их неконтролируемой эскалации, сдерживанию дальнейшего распространения ядерного оружия, стабилизации военно-стратегического соперничества и т. д.
Военно-политические отношения представляют собой совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимно переходящих друг в друга особых состояний и ситуаций. Причем каждое такое состояние характеризуется определенной целостностью, своими специфическими особенностями и формами проявления.
По своему содержанию военно-политическая обстановка включает следующие основные элементы: субъекты политики и соотношение их сил; источники возникновения и причины развития конкретной обстановки: военно-политические интересы и цели, соответствующие им концепции, доктрины, программы и планы; военно-политические отношения; практические, военно-политические действия; тенденции развития, изменения военных угроз.
Под субъектами военно-политической обстановки подразумеваются такие носители военно-политической деятельности, которые реально и непосредственно влияют на изменение мировой (глобальной) обстановки и региональной геостратегической ситуации. В современном мире к ним прежде всего можно отнести страны - участницы блока НАТО и организации ДКБ. Военно-политические отношения между ними являются ключевым фактором в обеспечении военно-политической стабильности.
При выделении субъектов политики, определяющих развитие современной военно-политической обстановки в мире, необходимо также учитывать политику и конкретные политические и военные акции. Особенностью современной ситуации является увеличение числа активных субъектов международных отношений. Большинство из них поддерживают необходимость обеспечения безопасности политическими методами, призывают к налаживанию конструктивного сотрудничества стран и народов в масштабе всей планеты. Но есть и такие субъекты политики, которые ориентируются на традиционную политику силы. Все это усложняет картину мира, процесс формирования геостратегической ситуации в XXI веке.
Говоря о соотношении сил субъектов военной политики, следует отметить, что в современных условиях оно перестает быть прямолинейным и однозначным. Возник своего рода «парадокс безопасности», переворачивающий с ног на голову традиционное соотношение между военной силой, которой располагало то или иное государство, и его безопасностью. В самом деле, в новых условиях увеличение военной силы не только не приводит к увеличению безопасности, но, напротив, подрывает ее. Далее, политическое влияние государства на международной арене опять-таки уже не связано однозначно, как прежде, с потенциалом его военной силы. И, наконец, сама военная сила государства уже не может быть отождествлена с количеством и качеством наличного военного потенциала, и прежде всего потому, что практически он не может быть неограниченно использован.
Для выявления и анализа источников возникновения и причин обострения военно-политической обстановки исключительно важна всесторонне взвешенная, ответственная оценка военно-политических намерений и уровней военных приготовлений субъектов военной политики как без занижения, так и без завышения имеющихся и потенциальных угроз. Методологическим ориентиром определения источников возникновения и причин развития конкретной обстановки является характеристика противоречий в мировой политике.
В настоящее время прежде всего обращают на себя внимание противоречия между осознанием политическим руководством практически каждой страны недопустимости войны и традиционным набором средств и методов политической деятельности. Среди них ставка на военную силу еще играет немаловажную роль. Можно выделить и такие противоречия: между провозглашением приоритета общечеловеческих интересов и стремлением военно-политического руководства той или иной страны к достижению, прежде всего, гарантированной собственной безопасности: между провозглашением принципа терпимости, добрососедства и сотрудничества на взаимосвязанных началах в международных отношениях и необходимостью формирования ненависти к возможным агрессорам; между принципом доверия в военно-политических отношениях и сохранением в тайне военных приготовлений и т. п.
Современная военно-политическая обстановка в мире в процессе своего развития постоянно испытывает определенные воздействия тех или иных военно-политических концепций, военно-доктринальных установок, военных программ и планов: субъектов военной политики, в которых воплощаются их военно-политические интересы и цели.
В них раскрываются концептуальные идеи и взгляды на роль вооруженного насилия во взаимоотношениях между государствами, детализируются военно-доктринальные положения с учетом особенностей и характера возможной войны, соотношение сил, состояния и основных тенденций изменения геостратегической ситуации в мире.
Анализ военно-политической обстановки показывает, что несмотря на заявления целого ряда лидеров государств и правительств об их стремлении к строительству ненасильственного мира, тенденция силового подхода к решению международных проблем отнюдь не канула в Лету. Более того, она начинает приобретать «второе дыхание». Последнее связано с рядом обстоятельств мирового значения и прежде всего с реконструированием биполярного мира в монополярное внешнеполитическое пространство.
Что здесь вызывает опасение? Превращение США в единственную супердержаву испытывает их администрацию искушением взять на себя роль «мирового жандарма» и значительно расширить сферу так называемых жизненных интересов Америки (т. е. районов, где США готовы использовать силу для восстановления статус-кво по-американски). Уже сейчас заметно, что США не в силах выдержать это испытание. Так, не может не настораживать включение Литвы, Латвии и Эстонии в сферу жизненных интересов США, что определило непонимание и военную настороженность непосредственно у северо-западных границ Беларуси.
В содержании военно-политической обстановки важно выявлять также тенденции ее изменения, под которыми понимаются основные направления ее развития. К наиболее важным из них можно отнести возрастание сложности, динамичности и противоречивости геостратегической ситуации; усиление антиконфронтационных тенденций; возможность возникновения региональных очагов напряженности в связи с распадом СССР и осложнением межгосударственных отношений в СНГ; выход ряда стран из-под патронажа США и бывшего СССР и наметившееся перекраивание сфер влияния; нарастающее усиление воздействия субъективного фактора.
Более глубокому анализу военно-политической обстановки в современном мире способствует классификация военно-политических ситуаций, которую целесообразно осуществлять по наиболее общим и существенным признакам.
Так, по характеру социально-политических противоречий можно выделить следующие военно-политические ситуации: вызванные дестабилизацией международного порядка в связи с перестройкой международных отношений, переходом от биполярного мира к монополярному политическому пространству; порожденные нарастающим разрывом в уровне и качестве социально-экономического развития «богатых и бедных» стран; являющиеся следствием внутренней нестабильности в странах, где рушатся прежние централистско-тоталитарные режимы. Указанные противоречия нередко являются причинами политического экстремизма и национализма, возникновения и сохранения диктаторских режимов, применения традиционных силовых методов.
В соответствии с масштабами обстановка в мире может быть глобальная международная, региональная (в регионе, военно-географическом районе, стратегическом и операционном направлении), страновая (в стране или части страны), а по сфере действия - внутренняя и внешняя.
По степени остроты обстановки возможны следующие стадии (состояния) в ее развитии: спокойная (обстановка военно-политической разрядки); конфронтационная; кризисная (предвоенная); конфликтная; война как высшая стадия эскалации напряженности.
Военно-стратегические основания позволяют различать военно-политическую обстановку в условиях военно-стратегического равновесия (паритета) или превосходства в соотношении сил одной из сторон, а военно-технические признаки - обстановку, для которой характерно применение обычных средств или, возможно, использование оружия массового уничтожения.
Научная оценка военно-политической обстановки - дело исключительно сложное и многогранное, включающее в себя деятельность многих учреждений и специалистов. По своему содержанию оценка обстановки представляет собой специфический процесс познания наиболее существенных свойств и тенденций изменения геостратегической ситуации на основе определенной системы, принципов, методов и критериев в интересах военно-политической практики. Исходными, определяющими в познании военно-политической действительности являются общеметодологические принципы военно-политической оценки.
Принцип объективного и конкретно-исторического подхода предполагает рассмотрение не абстрактной, а реальной обстановки в тесной связи с общим положением в мире, характерными чертами, противоречиями и тенденциями мирового развития, особенностями ситуаций в других странах и регионах.
Например, конкретные акции Советского государства на международной арене в 70-х годах, приведшие к громадному распылению сил и ресурсов, во многом опирались на ошибочный вывод о том, что соотношение сил в мире решительным образом изменилось в пользу социалистического лагеря. В свое время такой же ошибкой, повлекшей за собой многие негативные последствия, была ориентация на мировую революцию. Исторический опыт свидетельствует, что объективный, ответственный анализ военно-политической обстановки способствует правильному пониманию реальностей современного мира, обеспечению безопасности государства.
Важное значение для оценки военно-политической обстановки имеет признание первенства экономического и политического подходов при рассмотрении военно-политических и собственно-военных явлений. В работе «Мозг армии» Б. М. Шапошников отмечал, что «без правильного понимания экономических и политических соотношений как внутри государства, так и на внешних его путях нельзя составить и верных военных предначертаний».
Влияние, престиж и благосостояние современного государства определяются не количеством солдат и вооружений. Одно лишь военное равновесие не гарантирует мира. Самое большое, на что оно позволяет рассчитывать, - это «холодная война».
С вышеизложенным непосредственно связан принцип социально-политического анализа, который важно применять в неразрывном единстве с общечеловеческим подходом. Он позволяет увидеть за сложными военно-политическими перипетиями конкретные интересы и цели вполне определенных социальных сил, политических партий и группировок. Социально-политический анализ продолжает сохранять свою актуальность и сегодня, позволяя понять истинные причины порой самых запутанных событий военно-политической действительности.
Однако в связи с той угрозой для земной цивилизации, которая исходит от оружия массового уничтожения, возникает необходимость уточнения границ применения социологического подхода к оценке изменений мировой военно-политической обстановки. Это обуславливается общими интересами выживания человечества, необходимостью спасения его от возможной глобальной военной катастрофы.
Большое значение для научной оценки имеет учет взаимосвязи и всесторонность анализа событий, процессов и конкретных ситуаций в их диалектическом сочетании с требованием нахождения главного звена, определения наиболее существенных моментов в развитии военно-политических явлений. Этот принцип позволяет адекватно отразить военно-политическую обстановку, выявить и свести в единую картину различные фрагменты, внутренние и внешние связи, дать ее целостную картину. Наряду с этим он предлагает поиск ключевых звеньев, которые могут оказать решающее воздействие на международную геостратегическую ситуацию. К одному из них в создаваемой системе международной безопасности относится приоритет ненасильственных и, прежде всего, политических средств в решении спорных межгосударственных проблем.
Одним из основных общеметодологических принципов является принцип развития. Этот принцип в значительной мере является отражением универсальных причинно-следственных связей объективного мира, имеющих своего рода внутренний механизм в природе, обществе, человеческом сознании. Знание такого механизма способствует освобождению мышления от догматизма, обуславливает творческий характер деятельности. Военно-политическая обстановка как процесс не находится в застывшем, статичном состоянии. Она постоянно изменяется и требует осуществлять оценку с учетом ее развития.
И, наконец, обязательным условием завершенности системного анализа военно-политических ситуаций является выполнение такого методологического принципа, как проверка предлагаемых прогнозов развития обстановки результатами ее действительного развития. Его требования непосредственно выходят на проблему исторически реальных военно-политических оценок, критерием которой выступает военно-политическая практика, причем не отдельного индивида, а больших социальных групп, государств, его институтов, партий, политических организаций и общества в целом. Результаты практической проверки оценочных суждений могут служить основой корректировки всего процесса принятия наиболее взвешенных решений.
При оценке военно-политической обстановки выделяются всеобщий философский метод, общенаучные и специальные методы. Всеобщий философский метод включает в свое содержание все богатство философских законов, категорий и принципов. Он неразрывно связан с философской теорией: с пониманием сущности мира, закономерностей его познания и закономерностей мышления. Иначе говоря, с конкретным решением основного вопроса философии, пониманием взаимосвязи материи и сознания. Соответственно можно говорить, о материалистическом и идеалистическом, о диалектическом и метафизическом философских методах.
Опора на всеобщий философский метод позволяет наиболее точно и всесторонне учитывать особенности современной эпохи, расстановку и соотношение политических сил в глобальном и региональном масштабах, диалектику общечеловеческого развития в условиях ядерно-космического века, новые социальные и военно-политические реалии в мире.
Общенаучные методы оценки военно-политической обстановки подразделяются на эмпирические (наблюдения и описание фактов, изучение документов, опрос экспертов, сбор информации и др.) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, мысленное моделирование и др.).
В числе специальных методов широко используются метод «мозговой атаки», «ситуационный анализ», разработка сценариев, математическое моделирование на базе ЭВМ, проведение военно-политических игр-имитаций. Однако они результативны и эффективны только тогда, когда сочетаются с квалифицированным социально-политическим анализом.
Истинность оценки военно-политической обстановки в значительной мере зависит от правильного выбора и обоснования системы критериев, под которыми понимаются субъективные эквиваленты наиболее важных сторон и аспектов обстановки, сложившиеся и нашедшие свое подтверждение в ходе военно-политической практики. При этом определение конкретных критериев и расстановка соответствующих акцентов на тех или иных сторонах обстановки будут зависеть от целей ее оценки. В одном случае необходимо выявить тенденции, которые ведут к качественным сдвигам в расстановке и соотношении сил на мировой арене, в другом - уточнить союзников, взаимодействие с которыми позволило бы нейтрализовать действие источников военной опасности.
Вместе с тем следует учитывать и общие требования к обоснованию критериев оценки военно-политической обстановки. При их выборе важно обеспечить выполнение таких условий, как сравнимость, соизмеримость, однотипность с объектом оценки, т. е. с обстановкой в целом или отдельными ее сторонами. Сравнение разнотипных явлений или вообще не дает результатов, или ведет к ошибкам. Крайне односторонние выводы получаются и тогда, когда с помощью одного вида критериев оценивают какое-то военно-политическое явление в целом без учета других его сторон. Так, для определения способности вооруженных сил к отражению агрессии явно недостаточно лишь одного военно-экономического анализа отношения ВС государства с вооруженными силами других стран.
Следует отметить, что оценка военно-политической обстановки пока в меньшей степени по сравнению с военно-стратегическими и военно-экономическими явлениями поддается формализации. Существующие ЭВМ, математические теории и знания в области геополитики еще недостаточно эффективны, чтобы результативно использоваться при исследовании такого сложного объекта разнородных знаний, обеспечивать точные, надежные, имеющие оперативное значение оценки геостратегической ситуации. И все же математические методы находят все более широкое применение и главным образом путем внедрения электронно-машинного поиска в обработку информации в процессе оценки обстановки.
Методика оценки военно-политической обстановки предполагает выработку определенной последовательности ее проведения. Прежде всего анализируется и оценивается военно-политическая обстановка в мире. В качестве основных критериев для этой оценки могут быть использованы следующие:
1. Существенные черты и противоречия современной эпохи.
2. Главные направления мировой политики.
3. Основные межгосударственные союзы и коалиции, их военно-политические курсы и военно-стратегические цели.
4. Наиболее опасные очаги напряженности, причины их возникновения и место в них военного противоборства.
Затем на основе имеющейся информации детально анализируются конкретные элементы содержания обстановки меньшего уровня - на континенте, в регионах, военно-географических районах. Для этого могут использоваться следующие показатели:
1. Роль и место возможного района военных действий в планах основных политических сил.
2. Значение геостратегических условий для безопасности страны.
3. Ключевые военно-политические проблемы в регионах предполагаемых военных действий.
4. Военно-экономические потенциалы государств, вовлекаемых в военные действия.
5. Экономические интересы и цели тех или иных государств в условиях военного конфликта.
6. Источники военной опасности.
Для оценки военно-политической обстановки в отдельной стране анализируются:
1. Общие и исторические сведения о стране.
2. Политическое и военно-стратегическое участие в военно-политических союзах.
3. Валовый национальный продукт (или национальный доход) и доля в нем военного бюджета.
4. Численность населения и процентное отношение к нему численности вооруженных сил.
5. Возможности перехода вооруженных сил и государства от состояния мирного времени к мобилизационной готовности.
6. Характер социально-политических отношений в государстве.
7. Степень и характер поддержки населением внутренней и внешней политики государства.
8. Общественные движения и политические партии и их вовлеченность.
9. Моральное состояние населения и личного состава армии.
10. Субъективные качества государственных деятелей (лидеров).
Целесообразно завершить оценку военно-политической обстановки обобщенными выводами, которые включают характеристику состава и расстановки военно-политических сил, определение уровня напряженности и стабильности отношений между ними, общего соотношения потенциалов военной мощи сторон, характера создаваемой ими военной угрозы, а в условиях военного времени - возможностей их конкретного воздействия на ход и исход войны.
Таким образом, успешное решение философских проблем анализа и оценки военно-политической обстановки предполагает глубже и всесторонне предвидеть ее возможное развитие, способствует заблаговременной подготовке вооруженных сил к ответственным действиям в любых условиях.
Объективно-реальная оценка обстановки дает возможность накапливать научную информацию, необходимую для эффективного использования ресурсов, выделяемых государством на военные цели, а овладение методологией анализа и оценки военно-политической обстановки позволяет исключить известное копирование курса тех или иных государств в военной области и перейти к принципу разумной достаточности для обороны.