Методологические аспекты обоснования облика системы вооружения вооруженных сил государства
Наука и военная безопасность, №2/2004, стр.32-35
Методологические аспекты обоснования облика системы вооружения вооруженных сил государства
Полковник А.А. ПЕТЬКОВ,
начальник отдела - заместитель начальника управления
Научно-исследовательского института
Вооруженных Сил Республики Беларусь
Система вооружения Вооруженных Сил Республики Беларусь (далее - система вооружения), являясь их материальной основой и одним из основных компонентов обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства, представляет собой совокупность подсистем, образцов (комплексов) вооружения и военной техники, объединенных организационно по выполняемым функциям и принципам управления [1, 2]
Количественный аспект системы вооружения определяется составом вооружения и военной техники, его соответствием потребностям Вооруженных Сил Республики Беларусь в вооружении и военной технике в мирное и военное время. Качественный аспект системы вооружения определяется требованиями к данной системе и выражается в показателях качества системы и эффективности ее функционирования.
К сожалению, наработанная в прошлом [3] методологическая база исследований по обоснованию облика системы вооружения оказалась практически недоступной для руководства и специалистов наших Вооруженных Сил, поскольку большинство работ по данной тематике выполнялось научно-исследовательскими институтами, ныне подчиненными Министерствам обороны Российской Федерации и Украины. Отсутствие целостной методологической базы по данным направлениям исследований является серьезной проблемой, с которой сталкиваются специалисты при разработке концептуальных и нормативных правовых документов в области военно-технической политики государства, определении приоритетных направлений развития системы вооружения, формулировании предложений по оптимизации ее структуры и состава.
Методологические подходы к обоснованию облика системы вооружения
Система вооружения является организационно-технической подсистемой системы более высокого уровня - вооруженных сил государства, она функционирует во взаимосвязи с другими подсистемами данной системы и связана с этой системой общностью целей. В свою очередь, вооруженные силы государства созданы и функционируют в рамках системы еще более высокого уровня - самого государства. Применительно к системе вооружения все системы более высокого уровня можно рассматривать в качестве факторов внешней среды.
В рамках методологии общей теории систем [4, 5] возможны два принципиально различных подхода к обоснованию системы вооружения вооруженных сил государства. Сравнение этих методологических подходов по основным позициям приведено в таблице 1.
Первый подход предполагает улучшение существующей системы вооружения, то есть эволюционное преобразование или же изменение системы, которое приближает ее к требуемым стандартам и условиям функционирования. Целью исследования в данном случае является обоснование направлений улучшения существующей системы вооружения.
Основными достоинствами данного методологического подхода являются предсказуемость результата и его реалистичность, а также, как правило, сохранение структуры системы вооружения без существенных изменений. Вместе с тем попытки решить проблемы путем поиска причин отклонений параметров системы вооружения от заданных требований в границах самой системы не обеспечивают длительного соответствия системы требуемым стандартам и устойчивого функционирования системы вооружения на уровне современных оперативно-стратегических (оперативно-тактических) требований, поскольку причины отклонения системы от заданных требований могут быть вне системы.
Методология улучшения достаточно часто используется государствами с ограниченными экономическими возможностями, которые в концептуальном плане стремятся не к достижению соответствия уровня своих вооруженных сил уровню внешних угроз в военной сфере, а к снижению внешних военных угроз политическими и иными средствами до уровня, соответствующего реальному уровню современности своих вооруженных сил.
Второй подход предполагает проектирование перспективной системы вооружения, включающее, как и в предыдущем случае, преобразование или же изменение системы, но отличающееся от аналогичных процессов улучшения системы целями, масштабами, методиками и результатами. Целью исследования в данном случае является обоснование облика перспективной системы вооружения.
Методология проектирования, как правило, используется экономически мощными государствами, способными выделить на развитие системы вооружения достаточные финансовые и материальные ресурсы. В концептуальном плане механизм реализации данной методологии базируется на последовательном претворении в практику последних достижений военной теории по принципу: концепция военных действий, базирующаяся на современной военной теории - постановка цели и выбор способа ее достижения - система вооружения, отвечающая заданной целевой установке. Кроме того, методология проектирования системы вооружения используется государствами, радикальным способом реформирующими свои вооруженные силы или же создающими собственные вооруженные силы после приобретения государствами соответствующего международного статуса.
Следует отметить, что, несмотря на существенные различия рассмотренных методологических подходов, общий подход к обоснованию облика системы вооружения может быть представлен как цикл исследований [6], отраженных на рисунке 1.
Если существующая система вооружения по каким-либо количественно-качественным показателям (количественным параметрам и качественным характеристикам) не соответствует предъявляемым к ней требованиям, то такую ситуацию можно определить как существующую проблемную ситуацию системы вооружения. Для разрешения данной проблемной ситуации требуется проведение системного исследования, включающего описание (формализацию), детальный анализ существующей и синтез перспективной системы вооружения.
На этапе описания (формализации) формируется обобщенная модель анализируемой системы вооружения, дающая общее представление о существующей системе. При этом осуществляется:
- выделение системы из внешней среды (надсистемы) на основе рассмотрения системы как составной части систем более высокого уровня, описание основных воздействующих факторов;
- определение и декомпозиция общей цели системы. Наиболее часто декомпозиция цели системы проводится путем построения дерева целей или дерева функций системы. На основе граф дерева целей (дерева функций) системы далее формулируется целевая функция системы:
- функциональная (по функциям), компонентная (по виду элементов) и структурная (по виду отношений между элементами) декомпозиция системы.
На этапе анализа формируется детальная модель анализируемой системы вооружения, дающая более глубокое представление о существующей системе. При этом осуществляется:
- функционально-структурный анализ существующей системы, включающий уточнение состава и законов функционирования элементов системы, алгоритмов функционирования и взаимовлияний подсистем, разделение управляемых и неуправляемых параметров (характеристик), задание пространства состояний и параметрического пространства системы, анализ ее целостности, формулирование требований к системе;
- морфологический анализ существующей системы, включающий уточнение взаимосвязей компонентов системы;
- генетический анализ существующей системы, включающий анализ предыстории, причин появления и развития проблемной ситуации, имеющихся тенденций, построение прогнозов;
- анализ аналогов системы (при необходимости);
- анализ эффективности существующей системы, включающий выбор шкалы измерения, формирование показателей эффективности, обоснование и формирование критериев эффективности, непосредственное оценивание и анализ полученных оценок.
На этапе синтеза перспективной системы вооружения осуществляется:
- разработка модели требуемой системы, включающая выбор математического аппарата, моделирование, оценку модели по критериям адекватности, простоты, соответствия между точностью и сложностью, баланса погрешностей, многовариантности реализаций, блочности построения и т.д.;
- синтез альтернативных структур и параметров системы, снимающих проблемную ситуацию;
- оценивание вариантов синтезированной системы, включающее обоснование схемы оценивания, реализацию модели, проведение эксперимента по оценке, обработку результатов оценивания, анализ результатов, выбор наилучшего варианта и обоснование предложений по его реализации.
Наиболее сложными в исполнении являются этапы описания (формализации) и анализа существующей системы. Это связано с высокой степенью неопределенности, которую требуется преодолеть в ходе исследования.
Основные факторы, определяющие облик системы вооружения, и алгоритмы обоснования ее структуры и состава
Известно [7, 8], что цели функционирования системы вооружения вытекают из стратегических задач вооруженных сил государства, а цель ее развития заключается в придании системе вооружения такого облика, который бы в общей системе вооруженных сил государства удовлетворял потребностям обеспечения вооруженной защиты его национальных интересов и соответствовал бы экономическим возможностям государства.
Следует отметить, что экономические возможности государства по обеспечению его национальной безопасности в военной сфере характеризуются допустимой степенью военно-экономического напряжения государства, под которой понимается отношение максимально возможного объема военного потребления к общему показателю экономической деятельности страны - валовому внутреннему продукту [7].
Уже в самой формулировке цели развития системы вооружения, как показано на рисунке 2, явственно проступает основное противоречие, с которым сталкиваются руководители и специалисты, обосновывающие и планирующие строительство вооруженных сил государства, - это противоречие между потребностями обеспечения вооруженной защиты национальных интересов и экономическими возможностями государства.
Применительно к системе вооружения указанное противоречие трансформируется в противоречие между оперативно-стратегическими (оперативно-тактическими) требованиями к системе вооружения и размерами финансирования ее содержания и развития. Именно это противоречие является источником развития системы вооружения, а его разрешение представляет не только научный, но и практический интерес и в определенной мере может быть обеспечено оптимизацией структуры и количественно-качественного состава системы вооружения.
Следует отметить, что достижение и поддержание такого облика системы вооружения, который бы обеспечивал баланс обозначенных компонент, является сложной задачей даже для экономически сильно развитых государств.
В зависимости от того, какие факторы выступают в качестве основных ограничений при формализации задач, подобных задаче обоснования облика системы вооружения, возможны две типовые постановки задачи [9-11].
В первом случае (прямая постановка задачи оптимизации) целью исследований является максимизация интегральной эффективности системы вооружения при фиксированном объеме имеющихся на данный период времени общих ресурсов. В этом случае исходят из экономических возможностей государства и размеров предельных объемов материальных и финансовых ресурсов, которые могут быть выделены на содержание и развитие системы вооружения его вооруженных сил.
Решением оптимизационной задачи по критериям «эффективность-стоимость» и «сбалансированность состава» с учетом рациональных форм и способов применения вооруженных сил определяются оптимальные структура и состав системы вооружения военного времени, а с учетом возможностей по мобилизационному развертыванию вооруженных сил - оптимальные структура и состав системы вооружения мирного времени. Учет требуемого уровня боевой и мобилизационной готовности вооруженных сил позволяет определить рациональные структуру и состав системы вооружения вооруженных сил военного и мирного времени.
Такой подход к обоснованию облика системы вооружения фактически предполагает решение оптимизационной задачи по максимизации эффективности системы вооружения при ограничениях на выделяемые материальные и финансовые ресурсы на ее содержание и развитие.
При этом может оказаться, что объемы выделяемых ресурсов, соответствующих предельным экономическим возможностям государства, могут оказаться недостаточными для создания и функционирования системы вооружения, соответствующей уровню военных угроз национальным интересам государства, что вполне реально при достаточно высоком уровне военных угроз или же при его априорно завышенной оценке. В этом случае задача достижения баланса между оперативно-стратегическими (оперативно-тактическими) требованиями к системе вооружения и размерами финансирования ее содержания и развития может стать неразрешимой.
Во втором случае (обратная постановка задачи оптимизации) целью исследований является минимизация потребных ресурсов при заданном уровне эффективности системы вооружения. В этом случае исходят из стратегических целей и задач вооруженных сил, вытекающих из анализа и оценки уровня военных угроз национальным интересам государства.
В соответствии со стратегическими задачами на основе критерия «адекватности противодействия вооруженных сил военным угрозам» обосновываются рациональные формы и способы применения вооруженных сил по нейтрализации (предотвращению) военных угроз национальным интересам государства, формулируются оперативно-стратегические (оперативно-тактические) требования к видам вооруженных сил (группировкам войск) и системе вооружения [7, 8].
Далее по критерию «объективной достаточности для обороны» обосновываются возможные варианты структуры и состава системы вооружения военного времени, а с учетом возможностей по мобилизационному развертыванию вооруженных сил - различные варианты структуры и состава системы вооружения мирного времени.
Решением оптимизационной задачи по критериям «эффективность - стоимость» и «сбалансированность состава» определяются оптимальные структура и состав системы вооружения для военного и для мирного времени.
Учет других значимых факторов (таких, как требуемый уровень боевой и мобилизационной готовности вооруженных сил, предельных экономических возможности государства) позволяет определить рациональные структуру и состав системы вооружения военного и мирного времени.
Такой подход к обоснованию облика системы вооружения фактически предполагает решение оптимизационной задачи по минимизации ресурсов при заданной эффективности системы вооружения. При этом также может оказаться, что объемы минимальных требуемых ресурсов превысят предельные экономические возможности государства, и задача достижения баланса между оперативно-стратегическими (оперативно-тактическими) требованиями к системе вооружения и размерами финансирования ее содержания и развития может стать неразрешимой.
Алгоритмы обоснования облика системы вооружения как материальной основы вооруженных сил государства при прямой и обратной постановках задачи оптимизации практически идентичны по своей структуре и, по сути, различаются лишь направленностью содержательной части (рисунки 3 и 4).
Процесс обоснования облика системы вооружения и в первом, и во втором случаях является итерационным, на каждом шаге алгоритма возможен возврат к предыдущим блокам решения задачи. Для удобства восприятия в схемах алгоритма обоснования облика системы вооружения на рисунках 3 и 4 показаны лишь наиболее существенные обратные связи между блоками решения задачи.
Следует отметить, что на определение количественно-качественных показателей состава системы вооружения мирного времени (независимо от используемого алгоритма) большое влияние оказывают принятые государством международные обязательства и установленные ограничения, определенные международными правовыми актами.
Таким образом, обосновывая структуру и состав перспективной системы вооружения, следует исходить из двух основных факторов: уровня реальных военных угроз национальным интересам государства, с одной стороны, и экономических возможностей государства, определяющих предельные объемы ресурсов, выделяемых на содержание и развитие системы вооружения, с другой стороны.
Сбалансированный облик системы вооружения может быть достигнут путем многократного итерационного решения задачи оптимизации структуры и состава системы вооружения в прямой и обратной постановках. При этом при ограниченных экономических возможностях государства целесообразно стремиться не к увеличению количественного состава системы вооружения, а к повышению ее качественного уровня при одновременном снижении уровня военных угроз национальным интересам государства политическими и иными средствами.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Военный энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М.: Воениздат, 1986. - 863 с.
2. Демидов Б.А. Методы военно-экономического анализа. Часть I. - Харьков: ВИРТА ПВО, 1985. - 619 с.
3. Буренок В.М., Журавлев А.В., Карпачев И.А. Становление и развитие методологии обоснования системы вооружения ВС и программы вооружения государства //Военная мысль. - 2002. - №6. -С. 69- 76.
4. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. : Пер. с англ. И.Ф. Шахнова. - М.: Мир, 1973. - 344 с.
5. ГигДж., ван. Прикладная общая теория систем. В 2-х книгах. : Пер. с англ. под ред. Б.Г. Сушкова, В.С. Тюхтина. - М.: Мир, 1981. -Т.1. - 336 с.
6. Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении: Учебное пособие /Под ред. А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 368 с.
7. Основы теории и методологии планирования строительства Вооруженных сил Российской Федерации /Под общ. ред. А.В. Квашнина. - М.: Воентехиниздат, 2002. - 232 с.
8. Квашнин А.В. Перспективная система планирования строительства Вооруженных Сил //Военная мысль. - 2001. - №6. -С. 2 -7.
9. Вентцель Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология. - М.: Наука, 1980. - 208 с.
10. Чуев Ю.В., Спехова Г.П. Технические задачи исследования операций. - М.: Советское радио, 1971. - 244 с.
11. Таха Хэмди А. Введение в исследование операций. - 6-е изд. : Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.