К вопросу разработки методики оценки смыслов выбора кандидатами на замещение должностей солдат и сержантов военной службы по контракту
«Наука и военная безопасность», № 1, 2004 г., с. 57-61
К вопросу разработки методики оценки смыслов выбора кандидатами на замещение должностей солдат и сержантов военной службы по контракту
Подполковник Н.А. ДЫМАР,
Заместитель начальника лаборатории
общественного анализа и социологических исследований
Военной академии Республики Беларусь
Одним из направлений проводимой военной реформы является использование смешанной системы комплектования белорусских Вооружённых Сил, где одним из её видов является привлечение добровольцев из числа гражданского персонала на военную службу. Речь идёт о создании прочного профессионального ядра в самом массовом армейском звене - сержантского и рядового состава. В этой связи актуальной становится проблема изучения смысла жизнедеятельности военнослужащих, проходящих службу по контракту. Ведь данная категория военнослужащих, в отличие от офицеров, прапорщиков, солдат и сержантов срочной службы, имеет свои особенности понимания смысла службы в рядах Вооружённых Сил
Эти особенности понимания смысла жизнедеятельности заключаются:
во-первых, в том, что эта категория людей приходит в армию добровольно, на первичные, довольно сложные должности солдат и сержантов,
во-вторых, данная группа военнослужащих имеет пёструю картину ментальных стратегий, мотиваций, установок, целей, интересов и т. д.,
в-третьих, как правило, в армию добровольно приходят достаточно зрелые люди с имеющимся различным социальным опытом,
в-четвертых, они различны по личностным особенностям, возрасту (от 20 до 40 лет), образованию, семейному положению, полу и т. д.
В основе теоретических и практических исследований проблемы смысла жизнедеятельности военнослужащих, проходящих службу по контракту, лежит целостное учение о человеческой психике. В этой связи важными являются взгляды С.Л. Рубинштейна на личность как объект нашего рассмотрения.
"Личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, своё ярко - выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришёл в итоге большой сознательной работы. У личности есть своё лицо... Личностью является лишь человек, который относится определённым образом к окружающему, сознательно устанавливает это своё отношение так, что оно выделяется во всём его существе", - пишет Рубинштейн о личности [5]. Долгое время преобладающими в психологии личности являлись описательные подходы, в которых структура личности характеризуется индивидуально-специфическим набором проявляющихся во внешнем поведении устойчивых черт разной степени выраженности. Позволяя более или менее успешно прогнозировать поведение человека в соответствующих ситуациях, такие подходы в принципе неспособны объяснить и предсказать изменения, происходящие с личностью в процессе её становления и развития. Для этого необходим содержательный анализ психологических механизмов функционирования и развития личности, лежащих в основе её поведенческих проявлений. В советской, российской и отечественной психологии за годы её существования был развит ряд подходов, в которых рассматриваются различные психологические механизмы интеграции и развития личности в единстве и взаимосвязи с механизмами деятельности, процессов реального взаимодействия индивида с миром. Структура личности в этих подходах описывается и объясняется в терминах механизмов регуляции деятельности, что позволяет перейти от структурно-статичного исследования психологической организации личности к процессуально-динамическому, ставя вопрос о динамике личности в связи с динамикой объективных условий жизнедеятельности.
Именно в таком понимании личности проблема её диагностирования приобретает не только практический, но и теоретический интерес, поскольку диагностика может представить экспериментально выведенные ее особенности. Психология и житейская практика называют немало таких особенностей личности. Для психологической диагностики в этом плане имеет место двойная трудность. Из всей массы личностных особенностей необходимо выбрать такие, которые с наибольшей полнотой отразят сущность личности и тенденцию её поведения в разных сферах деятельности. Такой особенностью человека должна быть названа смысловая сфера сознания личности.
Сегодня профессиональный психологический отбор кандидатов для прохождения службы по контракту выполняет только функцию оценки профессионально важных качеств.
Создано множество методик, которыми диагностируются такие свойства индивида, как мотивация, установки, ценности. Каждое из этих свойств исследуется само по себе, в их относительной изоляции друг от друга и помимо интегрирующего образования - смысловой сферы сознания. Именно смысл жизнедеятельности (жизни, деятельности) является той особенностью человека, благодаря которой он становится реализованной личностью. Понятно, что насколько бы ни был определён смысл своей жизнедеятельности, он не выводит индивида за рамки его общественного бытия. В смысле находят своё воплощение доминирующие мотивы, поэтому он всегда действенен, т.е. содержит в себе стремление к деятельности, которая всегда развёртывается в обществе. Самые наивные представления о своём возможном будущем непременно учитывают: смысл по своей природе социален и индивидуален. «Я не мыслю себя вне армии», «Я должен стать профессионалом», «Весь смысл моей жизни в службе и работе» - во всех этих, как и в других видах смыслов, индивид не мыслит себя вне общества и деятельностей, осуществляемых другими людьми.
При теоретическом анализе проблемы смысла обнаружилось, что с точки зрения практики вопросы смысла службы в рядах Вооружённых Сил изучались недостаточно. Не случайно на актуальность изучения Р структурно составляющих элементов смысла нацеливает министр обороны Республики Беларусь генерал-полковник Л.С. Мальцев. Он, в частности, подчёркивает: «Военно-социальная организация должна учитывать потребности и интересы военнослужащих. Согласование общественных целей и индивидуальных интересов военнослужащих, осознание и усвоение ими целей организации, а также учёт их индивидуальных потребностей и интересов осуществляется при помощи ценностно-нормативного механизма регуляции социального поведения. Его главная цель -формирование правомерной мотивации социального поведения» [4].
В изучении смысловой сферы личности принято выделять пять основных методических подходов: экспериментальный, психометрический, проективный, психосемантический и качественно-феноменологический. Специфика применения таких подходов зависит от решения задач, которые ставит перед собой исследователь. Изучение понимания смыслов жизнедеятельности военнослужащими, проходящими службу по контракту, и задача разработки методики оценки смыслов выбора кандидатами воинской службы по контракту диктуют необходимость использования психосемантического подхода. Существенным отличием является использование в рамках данного подхода синтеза идеографического и номотетического подхода, при котором личность понимается как особая уникальная целостность, в то время как при номотетическом подходе она понимается как некая совокупность общих закономерностей и универсальных характеристик [1]. И если второй подход предполагает рассмотрение личности с помощью изначально стандартизированных методов с заданными координатами, шкалами, то первый делает акцент на неповторимость отдельной личности, обнаруживая её характеристики у самого субъекта. И поскольку "смысловая регуляция конституирует личность" в целом [3], то любые особенности субъекта так или иначе будут опосредованы в семантике сознания.
Задача состояла в том, чтобы сначала «проникнуть» в понимание смыслов жизнедеятельности респондентов, реконструировать их собственную систему представлений, попытаться «взглянуть на мир глазами другого», не навязывая и не приписывая ему собственных конструктов. Бережное отношение к конструктам личности, стремление исключить саму возможность навязывания не свойственных ей смыслов - отличительная черта в разрабатываемой методике оценки.
На основе теоретического анализа смыслов жизнедеятельности военнослужащих, проходящих службу по контракту, был разработан подход к опытно-эмпирическому исследованию. Сущность подхода состоит в предположении, что оценка степени выраженности смыслов жизнедеятельности может бьть эффективной для решения задач профессионального отбора контрактников в Вооружённые Силы, если она будет базироваться на понимании проблемы смыслов данной категорией людей. Это предопределило соответствующее построение процедуры разработки методики.
Военнослужащим, проходящим службу по контракту, в зависимости от социального происхождения, образования, семейного положения, возраста, пола, опыта военной службы, а также занимаемой должности и воинской специальности было предложено в свободных текстах изложить своё личное понимание смысла военной службы. Исследованием были охвачены военнослужащие, проходящие службу по контракту в различных родах и видах Вооруженных Сил разных регионов республики. Полученный в результате этого исследования материал используется в последующей разработке.
Шкала 1 Таблица 1 |
||||||||
№ |
Пункт |
Факторный вес |
Содержание пункта оценки |
|||||
1. |
2 |
0,50668 |
Это мое призвание |
|||||
2. |
9 |
0,50916 |
Возможность иметь интересную работу |
|||||
3. |
12 |
0,50936 |
Набраться жизненного опыта |
|||||
4. |
16 |
0,50448 |
Это возможность познать новое |
|||||
5. |
17 |
0,49204 |
В оказании помощи воинам срочной службы |
|||||
6. |
20 |
0,50977 |
Сам процесс воинской службы |
|||||
7. |
26 |
0,49659 |
Общение с подчиненными |
|||||
8. |
31 |
0,51765 |
Защищать свою Родину |
|||||
9. |
35 |
0,49553 |
Что сбылась мечта стать военным |
|||||
10. |
38 |
0,49039 |
Есть возможность испытать себя |
|||||
Шкала 2 Таблица 2 |
||||||||
Пункт |
Факторный вес |
Содержание пункта оценки |
||||||
1. |
42 |
-0,50876 |
Неуважительное отношение командиров к военнослужащим, призванным по контракту |
|||||
2. |
53 |
-0,48669 |
Бессмысленные требования командиров |
|||||
3. |
98 |
-0,50967 |
Низкая, по сравнению с «гражданскими», заработная плата |
|||||
4. |
99 |
-0,53326 |
Несправедливое отношение со стороны командования |
|||||
5. |
105 |
-0,46883 |
Моральные и физические нагрузки |
|||||
6. |
106 |
-0,46550 |
Нет возможности продвижения по службе |
|||||
7. |
107 |
-0,55516 |
Неудовлетворительные условия службы |
|||||
8. |
108 |
-0,47739 |
Низкий престиж армии |
|||||
9. |
109 |
-0,51699 |
Выполнение несвойственных обязанностей |
|||||
10. |
110 |
-0,53831 |
Много нарядов |
|||||
Шкала 3 Таблица 3 |
||||||||
№ |
Пункт |
Факторный вес |
Содержание пункта оценки |
|||||
1. |
82 |
0,42299 |
Готовность в любое время выполнить качественно свои обязанности |
|||||
2 |
83 |
0,48014 |
Доверие, которое испытывает к контрактнику его командир |
|||||
3. |
87 |
0,46003 |
Уважение, внимание командиров |
|||||
4. |
89 |
0,43914 |
Морально-психологическая подготовка |
|||||
5. |
90 |
0,42416 |
Справедливо относиться к своим подчиненным |
|||||
6. |
92 |
0,42862 |
Служить по уставу |
|||||
7. |
93 |
0,46411 |
Быть честным |
|||||
8 |
94 |
0,49040 |
Трудолюбие |
|||||
9. |
95 |
0,35890 |
Добросовестность |
|||||
10. |
115 |
0,44864 |
Общение с людьми |
|||||
Шкала 4 Таблица 4 |
||||||||
№ |
Пункт |
Факторный вес |
Содержание пункта оценки |
|||||
1. |
6 |
-0,59004 |
Заработать деньги |
|||||
2 |
8 |
-0,63369 |
Достичь улучшения своего материального положения |
|||||
3 |
10 |
-0,54708 |
Это способ поддержать семью заработком |
|||||
4 |
11 |
-0,24975 |
В стабильности работы |
|||||
5. |
13 |
-0,54491 |
В стабильности получения заработной платы |
|||||
6. |
18 |
0,40566 |
Это возможность получить пенсию |
|||||
7. |
24 |
-0,54400 |
Стабильность выплаты денежного довольствия |
|||||
8. |
27 |
-0,20571 |
Стабильность в армейской службе |
|||||
9. |
34 |
-0,36675 |
Получение льгот |
|||||
10 |
64 |
-0,22465 |
Получение более высокой заработной платы |
|||||
Шкала 5 Таблица 5 |
||||||||
№ |
Пункт |
Факторный вес |
Содержание пункта оценки |
|||||
1. |
46 |
0,31671 |
Много ненужной, пустой работы |
|||||
2 |
49 |
0,47251 |
Устаревшая учебно материальная база |
|||||
3 |
60 |
0,28743 |
Наладить систему обеспечения служебным жильем |
|||||
4 |
62 |
0,31242 |
Улучшить обеспечение вещевым имуществом |
|||||
5. |
63 |
0,29411 |
Продумать систему стимулирования воинской службы контрактников |
|||||
6 |
69 |
0,41202 |
Улучшить материально-техническое оснащение войск |
|||||
7 |
70 |
0,28117 |
Поднять престиж воинской службы контрактника |
|||||
8 |
72 |
0,26785 |
Больше заниматься военно-профессиональной деятельностью |
|||||
9 |
74 |
0,31156 |
Повышать профессиональный уровень военнослужащего-контрактника |
|||||
10. |
79 |
0,32976 |
Совершенствовать навыки в боевой подготовке, чаще выходить на полевые занятия |
Общая схема разработки методики оценки смыслов выбора воинской службы по контракту состоит в следующем. С помощью контент-анализа свободных текстов и полученных при этом конструктов был разработан перечень характеристик смыслов жизнедеятельности. Учитывая определенный материал, полученный в ходе исследования, был составлен список оцениваемых параметров смыслов жизнедеятельности из 125 пунктов.
Далее на основании данных параметров составляется анкета, по которой проводится опрос военнослужащих, проходящих службу по контракту, по определению смыслов их жизнедеятельности. По каждому из этих параметров были оценены различные категории военнослужащих. Все военнослужащие использовали пятибалльную шкалу оценки (0, 1, 2, 3, 4). После этого были образованы массивы данных. Затем был проведен факторный анализ. Использовался метод главных компонент с последующим ортогональным вращением. По результатам факторного анализа были составлены шкалы оценок. С целью определения внутренней (структурной) валидности использовался приём проверки на единый фактор. Каждая группа характеристик включалась в отдельный массив обработки с помощью факторного анализа. Если в первый фактор все характеристики включались с большим и высокозначимым факторным весом, то принималось решение о правомочности использования этой шкалы для оценки выраженности основных смыслов жизнедеятельности военнослужащих. После проведения всех необходимых психометрических процедур были построены таблицы, содержащие шкалы оценки основных смыслов жизнедеятельности военнослужащих (таблицы 1-5).
В результате проведения факторного анализа в данную шкалу вошли показатели, которые способствуют формированию военно-корпоративных смыслов военной службы. Соответственно их наличие или отсутствие у военнослужащих позволяет нам определить их призвание к воинской деятельности. Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о выраженности призвания военнослужащих к службе по контракту.
В эту шкалу вошли характеристики условий, оказывающих воздействие на военнослужащих в ходе выполнения служебных обязанностей. Их наличие или отсутствие, а также степень понимания военнослужащими этих условий позволяют судить о неудовлетворенности военной службой по контракту. Более высокие показатели по данному фактору будут свидетельствовать о более низкой удовлетворённости условиями военной службы по контракту.
В данной шкале объединены параметры, оценка которых позволяет определить уровень развития морально-деловых качеств, необходимых военнослужащим, проходящим службу по контракту, для успешного выполнения задач по предназначению. Следовательно, по степени их выраженности можно судить об уровне воспитанности военнослужащих, проходящих службу по контракту.
В эту шкалу вошли показатели, характеризующие социальные и материальные аспекты смысла жизнедеятельности военной службы по контракту. Следовательно, по степени их выраженности можно судить об уровне социального прагматизма военнослужащих, проходящих службу по контракту.
В результате проведения факторного анализа в данную шкалу вошли характеристики условий, при которых можно повысить заинтересованность военнослужащих к военной службе по контракту. Их наличие или отсутствие, а также степень понимания военнослужащими этих условий позволяют судить об уровне совершенствования военной службы по контракту.
В среде военнослужащих существует своеобразие мнений по основным смыслам выбора службы по контракту. Данные ответов обусловлены как особенностями личностного порядка: социальным происхождением, образованием, семейным положением, возрастом, полом, опытом военной службы, так и особенностями той должности, специальности, по которой военнослужащие выполняют свои обязанности. Для изучения роли этих характеристик в выраженности выявленных факторами стратегий каждый из респондентов получил оценку во всех факторах, после чего результаты были интерпретированы.
-
Группы специальностей |
Факторы Таблица 6 |
|||||||||||||||||
1 |
2 |
|
4 |
5 |
||||||||||||||
X |
Sx |
X |
Sx |
X |
Sx |
X |
Sx |
X |
Sx |
|||||||||
Работа с людьми |
24,4 |
0,5 |
29,8 |
0,7 |
15,2 |
0,4 |
18,7 |
0,5 |
16,1 |
0,4 |
||||||||
Работа с техникой |
23,4 |
0,4 |
29,6 |
0,4 |
15,2 |
0,3 |
19,9 |
0,3 |
16,2 |
0,2 |
||||||||
Мед. работники |
20,2 |
1,6 |
33,4 |
2,1 |
12,6 |
1,1 |
17,0 |
1,1 |
15,5 |
0,3 |
||||||||
Военные музыканты |
23,0 |
2,4 |
27,2 |
3,1 |
13,9 |
1,3 |
17,0 |
0,6 |
17,3 |
1,3 |
||||||||
Военнослужащие тыла |
19,7 |
0,7 |
31,3 |
0,9 |
14,4 |
0,6 |
18.7 |
0,8 |
15,8 |
1,2 |
||||||||
Военнослужащие штаба |
20,3 |
1,4 |
31,7 |
1,4 |
14,0 |
0,7 |
18,3 |
0,6 |
15,2 |
0,9 |
||||||||
Таблица 7 |
||||||||||||||||||
Время поступления на контрактную службу |
Факторы |
|||||||||||||||||
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||||||||||
X |
Sx |
X |
Sx |
X |
Sx |
X |
Sx |
X |
Sx |
|||||||||
Сразу после сроч. ел |
25,4 |
0,3 |
30,6 |
0,4 |
16,8 |
0,2 |
18,1 |
0,3 |
15,9 |
0,2 |
||||||||
Через ... лет после ел. |
21,4 |
0,4 |
29,7 |
0,5 |
15,5 |
0,3 |
18,6 |
0,3 |
15,9 |
0,2 |
||||||||
Не служил в армии |
21,9 |
0,7 |
30,2 |
0,7 |
13,4 |
0,3 |
19,9 |
0,4 |
16,3 |
0,1 |
Статистически значимые различия между группами военнослужащих различных категорий и иерархических уровней по данной теме выявлены на основе определения достоверности по критерию Стьюдента и представлены в таблицах 6-7.
Среднеарифметические величины и их стандартные ошибки индивидуальных показателей по факторам
Как следует из табл. 6 - 7, по первой шкале, отражающей смыслы призвания, более высокие показатели оказались у военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях, связанных непосредственно с воспитанием и обучением подчиненных. Как правило, это сержанты, подписавшие контракт сразу после окончания срочной военной службы, которые имеют выслугу по контракту от двух до пяти лет, с высшим (н/высшим) или среднетехническим образованием, возраст 22 - 24 года, холостые. Социальное происхождение, место дислокации воинской части и жилищные условия по первой шкале особой роли не играют. Можно предположить, что данная категория людей ещё до службы в Вооружённых Силах выстраивала определённые планы связать свою дальнейшую судьбу с армией. По всей видимости, своевременная поддержка командиров и начальников таких людей во время службы усилила их смысловую интенцию стать профессиональными военными. Именно в армии благодаря своему образованию и интеллекту они реализовали свои способности по воспитанию и обучению подчинённых. Здесь они нашли своё призвание, реализовали свою мечту, приняв ценности военной службы. Низкие показатели оказались у двух групп контрактников. К первой группе относятся военнослужащие-женщины. Связано это с тем, что они не проходили срочной военной службы, и военно-корпоративные ценности военной службы им привиты не были. Вторую группу военнослужащих составляют мужчины, имеющие выслугу по контракту более пяти лет, возраст 25 - 27 лет, воинское звание - старшина. Связано это, по всей видимости, с тем, что с годами службы на смену романтических, внешне эмоционально окрашенных смыслов приходят смыслы прагматизма, патриотические устремления переходят в личную убеждённость данной категории людей.
По второй шкале, отражающей смыслы неудовлетворённости военной службой по контракту, наиболее высокие показатели продемонстрировали военнослужащие, служба которых связана с тыловым обеспечением. Различий в понимании смыслов военнослужащими по времени поступления на контрактную службу, сроку службы, возрасту, воинскому званию, социальному происхождению, образованию и т. д. по данной шкале не наблюдается1 Это связано, по всей видимости, со всеми теми утверждениями, которые содержатся во второй шкале. Низкие показатели по данной шкале продемонстрировали военные музыканты, связано это с теми условиями служебной деятельности, которые создали для них командиры и начальники. Кроме того, для военного музыканта в армии есть все возможности личного профессионального роста.
В третьей шкале, характеризующейся как шкала воспитанности, наиболее высокие показатели оказались у военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях, связанных с работой на технике и вооружении, а также работой с людьми. Это сержанты и старшины, имеющие срок службы по контракту до двух лет, среднеспециальное образование, холостые. Время поступления на контрактную службу особой роли не играет. Данная группа людей проходит службу, как правило, в областных центрах или городских посёлках, проживая у родителей или снимая квартиры. По социальному происхождению - рабочие. Это, по всей видимости, военнослужащие, которые приняли ценности военной службы во время прохождения военной службы. Для них воинская деятельность - по их способностям и по их восприятию жизни. И, конечно же, по тем нравственным критериям, которые привили им родители, школа: прежде всего трудолюбие, добросовестность, справедливость.
Эти качества во время прохождения службы имеют важнейшее значение, и они востребованы командирами и начальниками у данной категории лиц.
Низкие показатели по третьей шкале продемонстрировали медицинские работники. Связано это, по всей видимости, с тем, что большинство смысловых интенций, которые содержатся в шкале, являются необходимыми слагаемыми их трудовой деятельности и востребованы были ещё до службы в армии. Поэтому таким смыслам они не придают особого значения.
По четвёртой шкале, отражающей смыслы социального прагматизма, наиболее высокие показатели оказались у двух групп военнослужащих. Первую группу составляют военнослужащие, проходящие службу по контракту на должностях, связанных с эксплуатацией техники и вооружения. Это рядовые военнослужащие, подписавшие контракт через какое-то время после окончания срочной службы, имеющие среднее образование, возраст 25 - 27 лет, женатые. Как правило, они имеют детей, проживают в областных центрах или городских посёлках на частных квартирах или живут в общежитиях. Можно предположить, что основу смыслов данной группы людей четвёртой шкалы составляют два смысловых утверждения: стабильность работы и возможность заработать деньги. Связано это с тем, что в настоящее время проблематично найти постоянную работу на гражданском производстве, особенно в малых городах и посёлках. Поэтому, в силу жизненных обстоятельств, для решения проблемы материального обеспечения семьи данная категория людей проявляет стремление подписать контракт на военную службу. Вторую группу респондентов составляют военнослужащие-женщины, которые имеют выслугу на контрактной службе более десяти лет. Это связано, по всей видимости, с тем, что, имея большой опыт службы, хорошо освоив свою специальность (как правило, имеют высокую классную квалификацию), данная группа людей получает в сравнении с теми, кто работает на гражданском производстве, хорошую заработную плату. Этот факт в менталитете социального окружения женщин может быть определяющим как показатель удачного обустройства жизни. Низкие показатели продемонстрировали медицинские работники. Связано это, по всей видимости, с тем, что большинство смысловых интенций, которые содержатся в шкале, являются необходимыми слагаемыми их трудовой деятельности и востребованы были ещё до службы в армии. Поэтому таким смыслам они не придают особого значения.
В пятой шкале, характеризующейся как шкала совершенствования уровня военной службы по контракту, нет различий понимания смыслов среди военнослужащих основных групп специальностей и социального происхождения. Есть различия по сроку службы, возрасту, образованию, семейному положению, жилищным условиям. Наиболее высокие показатели продемонстрировали рядовые военнослужащие, которые находятся на контрактной службе до двух лет, имеющие возраст 20 - 21 год, образование ПТУ, СПТУ, холостые, проживающие на частных квартирах или в общежитиях. Можно предположить, что это группа военнослужащих, нацеленных на дальнейшую перспективу службы в Вооружённых Силах. Основательные и прагматичные, они меньше склонны к романтике службы, а выражают своё понимание смыслов в качественном решении задач боевой подготовки. Молодые по возрасту, они в глазах своих сверстников хотят выглядеть достойнее, а это зависит от того, в какой организации работает или служит человек. Поэтому они выражают ряд смыслов по поднятию престижа воинской службы контрактников.
Таким образом, своеобразие понимания военнослужащими основных смыслов службы по контракту при ответах на предложенные смыслы отличается вариативностью и подтверждает понимание смыслов, которые были высказаны в свободных текстах. Фактом подтверждения этого является интерпретация пяти шкал понимания смыслов при разработке методики оценки. Такими шкалами являются: шкалы призвания, неудовлетворенности, воспитанности, прагматизма, совершенствования.
Своеобразие понимания смыслов призвания характерно для военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях, связанных со службой по воспитанию и обучению подчинённых. Они больше всего зависят от интеллектуального потенциала военнослужащих, срока подписания контракта, возраста и тех условий, которые созданы для реализации их способностей. Смыслы, отражающие неудовлетворенность, ближе военнослужащим, служба которых связана с тыловым обеспечением. Связано это с характером труда данной категории военнослужащих. Различий в понимании смыслов военнослужащими по времени поступления на контрактную службу, сроку службы, возрасту, воинскому званию, социальному происхождению, образованию и т. д. по данной шкале не наблюдается. Своеобразие понимания смыслов воспитанности больше всего зависит от характера воинской деятельности, воинского звания, привитых социальным окружением нравственных качеств, образования военнослужащих. Смыслы, отражающие прагматизм, ближе тем военнослужащим, которые подписали контракт через какое-то время после окончания срочной службы, имеющим среднее образование, женатым, а также военнослужащим-женщинам, прослужившим на контрактной службе более десяти лет. Смыслы, отражающие совершенствование, ближе военнослужащим, которые находятся на контрактной службе до двух лет, имеющим возраст 20 - 21 год, среднеспециальное образование, холостым. Различий по сферам воинской деятельности, социальному происхождению, месту дислокации воинских частей не наблюдается.
Таким образом, проведённое опытно-эмпирическое исследование смыслов жизнедеятельности военнослужащих, проходящих службу по контракту, даёт основание для создания соответствующей методики выбора кандидатами на замещение должностей солдат и сержантов военной службы по контракту.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. - М.: Моск. ун - т, 1979. - 150 с.
2.Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. - Киев: «ПАНЛтд.», 1994. - 283 с.
3. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа строения и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.
4.Мальцев Л. С. Деятельность органов военного управления по поддержанию и укреплению воинской дисциплины. Мн.: Асобны Дах, 2002. - С. 43.
5.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.; 1999. - С. 638.
6.Секун В. И. Психология активности. Мн.: Ред. Журн. «Адукацыя i выхаванне», - 1996. -280 с.