К вопросу о необходимости разработки и реализации концепции военно-технической политики тыла Вооруженных Сил до 2015 года

Наука и военная безопасность, №3/2004, стр.46-47

К вопросу о необходимости разработки и реализации концепции военно-технической политики тыла Вооруженных Сил до 2015 года

Генерал-майор

В.В. СТАШКЕВИЧ,

начальник штаба -

первый заместитель

начальника тыла

Вооруженных Сил

Республики Беларусь

Полковник А.А. РОДИОНОВ,

начальник научно-исследовательского

отдела военно-тыловых

исследований Научно-

исследовательского

института

Вооруженных Сил

Республики Беларусь

Анализ системы тылового обеспечения Вооруженных Сил Республики Беларусь позволяет сделать вывод о наличии в соединениях и воинских частях ряда негативных тенденций в укомплектованности техническими средствами служб тыла (далее ТССТ) и их состоянии. При этом основными факторами, влияющими на техническую оснащенность войск ТССТ, являются: состояние экономики государства; изменения, происходящие в составе, структуре, задачах Вооруженных Сил и органов тыла; качественное состояние ТССТ; состояние ремонтно-восстановительной базы тыла; сложившиеся тенденции и принципы материально-технического обеспечения войск; уровень финансового обеспечения разработки новых и модернизации состоящих на вооружении тыловых соединений, воинских частей и подразделений образцов ТССТ; современные достижения научно-технического прогресса; степень соответствия показателей ТССТ характеристикам перспективного вооружения и военной техники, а также другие факторы

Исследования, проведен-ные в Научно-иссле-довательском институте Вооруженных Сил в 2003-2004 гг., показы-вают, что укомплектованность Вооруженных Сил Республики Беларусь ТССТ по основным номенклатурам (90%) обе-спечивает выполнение тылом Вооруженных Сил поставлен-ных перед ним задач. В настоящее время высокая укомплектован-ность войск ТССТ поддержива-ется в основном за счет их посту-пления из сокращаемых и рефор-мируемых соединений и воинских частей. Следует отметить, что с 1992 года ТССТ по ряду объек-тивных причин и факторов, пере-численных выше, практически не обновлялись. Свыше 70% средств заправки и транспортирования горючего, технических средств продовольственной и вещевой служб, около 60% подвижной медицинской техники, более 80% дорожной и автомобильной тех-ники, около 45% техники вете-ринарной службы находятся в эксплуатации и на хранении 15 и более лет. Прогнозные показатели изменения укомплектованности Вооруженных Сил техническими средствами службы горючего и смазочных материалов, продо-вольственной, вещевой и дорож-ной служб на период до 2010 года показаны на рис. 1.

Расчеты показывают, что к 2010 году укомплектованность соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил ТССТ по основной номенкла-туре может составить от 10 до 60 %. При этом доля современ-ных образцов ТССТ составляет 30-50% от общей численности. Из имеющихся на обеспечении войск ТССТ более 20% требует среднего ремонта, более 18% - капитального и не менее 25% подлежит списанию и утилиза-ции [1] (рис. 2).

К вопросу о необходимости разработки и реализации концепции военно-технической политики тыла Вооруженных Сил до 2015 года

В последние годы получила зна-чительное развитие и продолжает совершенствование тактика дей-ствий войск, возросла динамика боевых действий. Войска осна-щаются современными образцами боевой техники, обладающими высокой мобильностью, энерго-вооруженностью, автономностью и т. п. Все это требует сокращения времени на их всестороннее обе-спечение, а также укомплектова-ния войск современными, высо-копроизводительными образцами ТССТ. Кроме того, требованием времени является повышение ком-фортности условий жизни и быта военнослужащих в поле. В резуль-тате оценки степени соответствия характеристик ТССТ характери-стикам перспективных образцов вооружения, анализа тактики действий войск установлено, что имеется необходимость:

наращивания усилий по разра-ботке средств жизнеобеспечения военнослужащих в поле (созда-ние блочно-модульных помеще-ний контейнерного или иного типа для размещения военнослужащих, принципиально новых полевых теплогенераторов взамен печек для обогрева палаток и др.);

разработки средств помывки малочисленных команд, новых средств хранения и подвоза ско-ропортящихся продуктов, полевых кухонь на 10,20 и 30 человек, прин-ципиально новых средств механи-зации погрузочно-разгрузочных работ в полевых условиях;

совершенствования средств эвакуации раненых и больных, современных полевых средств для развертывания госпиталей и других медицинских учреждений с соответствующими современным требованиям модулями энерго- и жизнеобеспечения в полевых условиях;

совершенствования лаборатор-ной базы ветеринарной службы на основе современных электронных средств;

проведения НИОКР по соз-данию новых образцов ТССТ с использованием достижений отечественной автомобильной и электронной промышленности;

проработки идеологии бронезащиты технических средств тыла.

Анализ тенденций развития процессов в экономике Республики Беларусь показывает, что сло-жившаяся ситуация с финанси-рованием тыла Вооруженных Сил может продлиться еще достаточно долго. В этих условиях возможно снижение уровня его технической оснащенности и, как следствие, снижение боеспособности войск и тыла.

В результате проведенного анализа установлено, что в целях улучшения сложившейся ситуации с техническим оснащением войск и организаций тыла необходимо согласованное развитие вооруже-ния и ТССТ. Анализ принципов развития ТССТ позволил выявить ряд перспективных направлений обеспечения их развития. В част-ности, при создании новых образ-цов техники значительный эффект дает применение принципов модульного формирования, уни-фикации, повышения мобильности и энерговооруженности [3].

В связи с вышеизложенным счи-таем, что основная цель военно-технической политики (ВТП) тыла Вооруженных Сил должна заключаться в поддержании технической оснащенности служб тыла на уровне, позволяющем обеспе-чить боевую и мобилизационную готовность войск и тыла, их бое-вую подготовку и повседневную деятельность. При этом требуется обеспечение строгого соответствия проводимой ВТП следующим принципам системности; учета внешних факторов; эффективно-сти использования выделяемых ресурсов; соответствия расходов бюджетным ассигнованиям, выде-ляемым на техническое обеспече-ние войск по службам тыла; реа-лизуемости, преемственности ВТП; оптимального разделения задач и функций между органами, реали-зующими ВТП; максимального использования имеющейся научно-технической базы гражданского сектора экономики [4]. При этом основными задачами и приори-тетами ВТП тыла Вооруженных Сил на период до 2015 года могут являться:

поддержание ТССТ в постоян-ной готовности к использованию, обеспечение высокой эффектив-ности и надежности их работы посредством правильной эксплу-атации, восстановления и возвра-щения в строй;

модернизация существующих образцов в целях повышения их технического уровня, перевод ТССТ на отечественную автомо-бильную базу;

создание новых образцов ТССТ с учетом передовых достижений отечественной науки и техники;

совершенствование методов восстановления техники после длительного хранения, продление

сроков эксплуатации и увеличение технического ресурса;

наращивание научно-техниче-ской базы для обеспечения после-дующего переоснащения войск перспективными ТССТ;

недопущение разрыва в техни-ческой оснащенности боевых и обеспечивающих систем войск;

совершенствование системы заказов научно-технической продукции, заказов и поставок ТССТ;

наращивание технологического потенциала ремонтных организа-ций и подразделений тыла;

накопление до установленных норм и рациональное эшелони-рование запасов ТССТ на базах и складах [5].

Решение вышеперечисленных задач может быть обеспечено на основе разработки и реали-зации Концепции ВТП тыла Вооруженных Сил до 2015 года, которая будет являться логиче-ским продолжением ВТП, про-водимой тылом Вооруженных Сил. В Концепции должны быть сформулированы единые под-ходы к реализации ВТП тыла Вооруженных Сил, требующие активного и взаимосогласован-ного участия всех органов воен-ного управления. Она может явиться основой для разработки планов и программ по вопросам совершенствования технического обеспечения войск по службам тыла (основных направлений и программ развития ТССТ, планов НИОКР, производства и поставок техники, целевых комплексных программ и т. п.).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Исследование концептуальных направлений развития вооружений и военной техники ВС РБ. Отчет о НИР «Почин-1». - Минск: ГУ «НИИ ВС РБ», 2002. - 507 с.

2. Обоснование состава, средств и способов построения системы тылового обеспечения Вооруженных Сил: Отчет о НИР «Обеспечение». - Минск: ГУ «НИИ ВС РБ», 2003. - 117 с.

3. Проект Концепции совершенствования системы технического обеспечения Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2010 года: Отчет о НИР «Прогноз-УВ». - Минск: ГУ «НИИ ВС РБ», 2003. - 158 с.

4. В.И. Исаков. Концепция военно-технической политики тыла Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2010 года. //Военно-экономический вестник. - 2003. - № 4. - С. 38 - 56.

5. А.А. Родионов. Основные направления военно-технической политики тыла Вооруженных Сил на период до 2010 г. Сборник. VI ВНК ВА РБ 25 - 26 ноября 2003 г. Тезисы докладов. - Минск: УО «ВА РБ», 2003. - С. 221.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации