Военная опасность и военная угроза методологический аспект и некоторые выводы

Наука и военная безопасность, №3/2004, стр.15-17

Военная опасность и военная угроза: методологический аспект и некоторые выводы

Полковник С.В. ЗАСЬ,

слушатель Военной академии Генерального штаба

Вооруженных сил Российской Федерации, кандидат

военных наук, профессор Академии военных наук

Российской Федерации

Осознай, что происходит вокруг тебя, - и ты победишь.

Из жизненного опыта автора.

Уже не первый год прогрессивно настроенные люди пытаются ответить на вопрос: почему развалились Советский Союз и Организация Варшавского договора? Что это - неизбежный финал развития социалистической системы или результат целенаправленного воздействия противников (а таковых в те годы было немало)?

Ряд аналитиков считают геополитические изменения, произошедшие в начале 90-х годов на одной трети Земли, результатом Третьей мировой войны. Безусловно, оснований для такого вывода более чем достаточно. Но интересно мнение по этому поводу другой стороны. В связи с этим заслуживает внимания высказывание бывшего директора ЦРУ Джеймса Вулси в его выступлении в Лос-Анджелесе (апрель 2003 года): "Иракская кампания - это на самом деле не что иное, как начало Четвертой мировой войны, и вполне возможно, что она продлится несколько десятилетий". Из этого высказывания априори можно сделать вывод, что Третья мировая война уже закончена, и победившая сторона в этой войне явно не мы.

Можно ли было избежать поражения в этой войне?

На мой взгляд - можно, если бы мы в то время ясно осознали, что происходит вокруг нас и что делают с нами.

Можно ли было прекратить галопирующую гонку вооружений, аккумулировать ресурсы и перенацелить их на реформу и оздоровление экономики и технологическое перевооружение производства?

Наверняка мы так бы и сделали, если бы в то время осознали, что гонку вооружений нашей стране целенаправленно навязывают и ведут страну к экономическому перенапряжению и краху.

"И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище…" А. Даллес, 1945 г. Нам следует освободиться от заблуждений и учиться, в том числе на своих ошибках и уроках поражений, делать из них выводы, чтобы не допустить повторения ситуации, но уже в отношении Беларуси. И первый вывод, который надо сделать, заключается в том, что в вопросах обеспечения военной безопасности государства необходимо объективно оценивать геополитическую ситуацию вокруг Республики Беларусь и реально осознавать, какая военная опасность и какие угрозы существуют для суверенитета, независимости и территориальной целостности нашего государства.

На основе результатов этой оценки должны осуществляться строительство Вооруженных Сил, подготовка войск и планирование их применения в случае перерастания военной угрозы в вооруженную агрессию.

Более того, на основе этой оценки необходимо ясно и аргументированно ответить на вопросы: существует ли военная опасность или реальная военная угроза для Республики Беларусь; каков характер и степень этой опасности и угроз; представляет ли угрозу Республике Беларусь произошедшее расширение НАТО? И четко обозначить позицию государства в этой области.

К сожалению, в различных публикациях и выступлениях некоторых авторов, в том числе и тех, кому по долгу службы положено глубоко разбираться в этих вопросах, зачастую просматривается непонимание сущности категорий военной безопасности страны, незнание методологии оценки военной опасности и угроз (потенциальных и реальных) и способов применения этой методологии в практической деятельности.

Цель данной статьи - теоретическое осмысление и конкретизация некоторых основных понятий обеспечения военной безопасности страны, раскрытие одного из возможных подходов к оценке степени военной опасности1 .

Процесс выявления источников военной опасности, оценки ее уровня и определения реальных военных угроз требует ясного понимания их общности и специфических различий.

Под военной опасностью понимается состояние военно-политической обстановки, характеризующееся совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к вооруженному конфликту или войне.

Наличие и характер военной опасности зависят от множества условий и обстоятельств, которые в определенном сочетании выступают в роли факторов.

Основными факторами, определяющими наличие военной опасности, являются:

1. Существующие противоречия в общественно-политической, экономической или других областях внутри государства или между государствами, для разрешения которых допускается возможность использования вооруженных сил.

2. Наличие вооруженных сил, способных вести наступательные действия, а также инфраструктуры, обеспечивающей их эффективное применение.

3. Согласие военно-политического руководства отдельных государств с возможностью вооруженного насилия как средства разрешения существующих противоречий в свою пользу.

4. Наличие и возможность создания военно-политических союзов государств и их коалиций как субъектов военно-политических отношений.

Даже поверхностный анализ военно-политической обстановки и геостратегической ситуации в центральноевропейском регионе позволяет утверждать: в настоящее время все вышеперечисленные факторы имеют место быть. Следовательно, можно сделать вывод, что в настоящее время СУЩЕСТВУЕТ РЕАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

Этот вывод не претендует на новизну и оригинальность. К сожалению, современная военно-политическая обстановка в мире такова, что наличие военной опасности для подавляющего большинства государств, в том числе для Республики Беларусь, - очевидная реальность.

Возможно ли создать такие условия, при которых военная опасность для Республики Беларусь или любого другого государства будет отсутствовать? Если рассматривать с позиций взаимосвязи военной опасности и вышеперечисленных факторов военно-политической обстановки, то можно выделить минимум три задачи, которые необходимо будет решить для достижения этой цели.

Во-первых, устранить любые противоречия, для разрешения которых возможно применение военного насилия. Но человеку не дано устранить противоречия, поскольку они появились и существуют в силу жизнедеятельности самого человека. Человеку не дано также создать идеально равные условия существования всех людей и государств на Земле, а это главное условие устранения противоречий как источника военной опасности.

Во-вторых, необходимо добиться, чтобы все государства и другие субъекты политики расформировали свои армии, уничтожили оружие, разрушили военную инфраструктуру и ликвидировали базу военного производства. Очевидно, что практически решить эту задачу в настоящее время и в обозримой перспективе невозможно. Можно теоретически допустить, что в результате осознанной деятельности субъектов мировой политики эти явления могут стать реальностью. Но и при этом условии говорить о полном и гарантированном устранении военной опасности было бы неправомерным, так как, уничтожив оружие, никто не сможет уничтожить знание о нем. Оружие можно будет легко воспроизвести.

В-третьих, убедить руководство всех государств в аморальности применения вооруженного насилия для разрешения существующих или появляющихся противоречий и добиться от них соответствующих официальных заверений. Но история подтверждает ту мысль, что все обязательства при необходимости с легкостью нарушаются.

Но это не более как абстрактные умозаключения и соображения общего порядка, которые позволяют говорить о военной опасности как объективном явлении в жизни общества.

При определенных условиях напряженность военно-политической обстановки, уровень военной опасности могут возрастать. О возрастании уровня военной опасности как тенденции развития военно-политической обстановки свидетельствует ряд косвенных признаков: дипломатические демарши, усиление военно-экономической изоляции, резкая активизация информационной борьбы и т.д.

В зависимости от степени вероятности развязывания войны определяются соответствующие уровни (степени) военной опасности. В различных публикациях по военно-политической проблематике выделяют разное количество уровней военной опасности. Но, на мой взгляд, с достаточно четко очерченными границами просматриваются три уровня (степени) военной опасности.

1-й уровень: отсутствие военной угрозы, когда при наличии всех вышеперечисленных факторов, свидетельствующих о наличии военной опасности, нет конкретно обозначившегося противника.

2-й уровень: направленная военная угроза, когда те или иные государства или другие организованные антиправительственные силы демонстрируют свои враждебные намерения против объекта агрессии, что дает основание рассматривать их в качестве вероятных противников.

3-й уровень: непосредственная военная угроза, когда обозначившийся противник, завершив проведение основных мероприятий по военным приготовлениям, решительно настроен реализовать в кратчайшие сроки свои агрессивные планы.

Исходя из приведенной классификации, военную угрозу следует рассматривать как высший (третий) уровень военной опасности.

Таким образом, военная угроза - это также состояние военно-политической обстановки, характеризующееся наибольшей напряженностью военной опасности и наличием большой вероятности возникновения вооруженного конфликта или войны.

В отличие от военной опасности военная угроза указывает не на потенциальную возможность, а на обозначившееся явное намерение одной из сторон (вероятного противника) использовать военную силу. О наличии такого намерения и, следовательно, о наличии военной угрозы государству можно судить по ряду признаков (факторов), основными из которых являются:

1. Резкое обострение противоречий и вступление их в кризисную стадию.

То есть когда предпринимаемые для разрешения конфликта политико-дипломатические и другие меры исчерпаны и положительных результатов не дали.

2. Непосредственное создание противостоящей стороной группировок вооруженных сил, необходимых для ведения военных действий.

Основными признаками этих действий являются: проведение противостоящей стороной мобилизации, осуществление стратегических и оперативных перегруппировок войск и перебазирование авиации в район напряженности, развертывание элементов системы управления войсками и оружием, наращивание объема запасов материальных средств и возможностей инфраструктуры региона по обеспечению военных действий и другие мероприятия.

3. Заявления военно-политического руководства противостоящей стороны о решимости использовать военную силу и поддержка общественностью избранного курса на силовое разрешение противоречий.

Убежденность военно-политического руководства противостоящей стороны в целесообразности вооруженного насилия как средства разрешения существующих противоречий.

Убежденность государственного руководства в целесообразности применения военной силы, как правило, формируется в случае, если есть уверенность в том, что:

а) применение военной силы позволит разрешить противоречия в свою пользу;

б) возможный ущерб (потери, разрушения, экономические затраты, ущерб для политического авторитета и т.д.) не превысит допустимый уровень и будет оправдан политическими, экономическими и другими выгодами от победы.

Если рассматривать военно-политическую обстановку и геостратегическую обстановку вокруг Республики Беларусь с целью выявления вышеперечисленных признаков военной угрозы государству, то можно утверждать, что:

у Республики Беларусь ни с одним из государств или коалиций государств нет противоречий, которые не могут быть разрешены мирными средствами;

в настоящее время вблизи границ Республики Беларусь нет признаков непосредственной подготовки группировок вооруженных сил других государств или их коалиций для ведения военных действий;

ни одно из государств не заявляет о возможности использовать военную силу против Республики Беларусь, и очевидно, что в случае проявления таких намерений они не будут поддержаны мировой общественностью.

На основании этих утверждений правомочно сделать вывод, что в настоящее время НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ УГРОЗЫ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

Вместе с тем налицо ряд косвенных признаков, свидетельствующих о нарастании напряженности военно-политической обстановки вокруг Республики Беларусь. Это и предпринимаемые в последнее время руководством ряда стран дипломатические демарши, и некоторое усиление экономических санкций, и активизация информационного давления на политическое руководство Республики Беларусь, и попытки дискредитации проводимого им курса. Все эти деструктивные действия опасны тем, что, количественно накапливаясь, они, при определенных условиях, могут привести к перерастанию военной опасности в новое качественное состояние - военную угрозу.

Формат данной статьи не предполагает непосредственной оценки военно-политической обстановки вокруг Республики Беларусь, в том числе действий других стран, затрагивающих интересы и безопасность Республики Беларусь. Вместе с тем хочется отметить одну особенность современной политики в отношении Республики Беларусь. В свое время К. фон Клаузевиц дал классическое определение:

"Война есть продолжение политики, только иными средствами".

Под "иными средствами" видный немецкий военный теоретик подразумевал средства вооруженной борьбы.

Сегодня, наблюдая за тем, что происходит вокруг моего Отечества, приходит на ум другое определение:

"Политика есть война, только иными, невоенными средствами".

Последнее (вернее будет сказать - крайнее) расширение блока НАТО за счет приема в состав ряда восточноевропейских стран само по себе не представляет военной угрозы для Республики Беларусь, но этот шаг, безусловно, способствует нарастанию напряженности военно-политической обстановки в регионе и переходу военной опасности для Республики Беларусь на новый уровень.

Нередко полагают, что армии и оружие сами по себе не представляют угрозы и не являются причинами войн, которые происходят не от них, а от политических или иных противоречий, ведущих к использованию оружия. Этим игнорируется воздействие армий и вооружений на политику. Вооруженные силы своей огромной мощью подталкивают политиков к их применению и зачастую питают политический авантюризм. Уж слишком велико оказывается искушение решить проблемы «быстро и эффективно», заодно продемонстрировав всему миру свою силу. Наличие сверхмощных армий, готовых к широкомасштабным и внезапным наступательным действиям, сеет недоверие, усиливает возможность случайных войн и конфликтов. То есть реальные и потенциальные угрозы формируются не только на основе неудовлетворенных интересов (противоречий), но и баланса сил и подвержены изменению по мере эволюции этого баланса.

Реальность такова, что с вступлением наших соседей в блок НАТО баланс сил в регионе изменился. У границ Республики Беларусь оказалась военно-политическая машина, военная мощь которой многократно превышает силы Беларуси, которая не входит в этот блок и далеко не всегда одобряет методы деятельности этого военно-политического союза.

Возрастание разрыва в соотношении военной мощи соседних государств или коалиций государств всегда являлось дестабилизирующим фактором и способствовало нарастанию напряженности в их отношениях - таков исторический опыт. Этот же опыт учит, что

"Нападают лишь на слабых, на сильных - никогда".

А.А. Керсновский, "Философия войны".

Вряд ли кто-либо будет оспаривать это умозаключение русского военного писателя. Его можно принимать как аксиому, или закономерность. Если рассматривать эту закономерность применительно к теме статьи, можно сделать еще один вывод, касающийся направленности военной опасности или военной угрозы:

"Военная опасность (военная угроза) всегда исходит от более сильного более слабому, но не наоборот".

Из размышлений автора над "Философией войны".

Таким образом, вступление ряда восточноевропейских стран в блок НАТО способствует нарастанию напряженности военно-политической обстановки в центральноевропейском регионе и формирует направленность военной опасности для Республики Беларусь, то есть способствует переходу военной опасности на новый (второй) уровень.

Результаты приведенного рассуждения имеют прямое отношение к практике. Определение степени (уровня) военной опасности и ее направленности - достаточно важный вопрос для практической деятельности военного и политического руководства Республики Беларусь. Обусловлено это тем, что в современных условиях постоянное поддержание боевой и военной мощи на максимальном уровне требует огромных средств и неизбежно приводит к перенапряжению и однобокому развитию экономики и самого государства (чему немало примеров в истории, и об этом уже говорилось в начале статьи). Отсюда следует, что одними из главных требований к системе военной безопасности Республики Беларусь являются ее максимальная гибкость и оперативность, обеспечивающие наращивание боевой и военной мощи страны адекватно с возрастанием уровня военной опасности (конечно же, в пределах оборонной достаточности). Удовлетворение этого требования возможно только на основе непрерывной оценки и прогнозирования военно-политической обстановки, в ходе которой, используя приемы факторного анализа, определяются направленность и уровень военной опасности для Республики Беларусь.

В связи с этим представляется вполне обоснованным, что первым принципом обеспечения военной безопасности Республики Беларусь определена "своевременность определения и классификации реальной военной угрозы".

Таким образом, суть предлагаемого подхода к выявлению военной опасности и ее классификации заключается во всесторонней оценке военно-политической обстановки и определении с позиций вышеперечисленных признаков направленности и степени военной опасности. Такая оценка должна осуществляться постоянно, и в случае выявления признаков возрастания напряженности военно-политической обстановки, а соответственно, роста уровня военной опасности и появлении военной угрозы, - следует немедленно принять конкретные решения по предотвращению или противодействию ей.

В целом определение характера, уровня и направленности военной опасности должно стать одним из главных вопросов оценки и прогнозирования военно-политической обстановки и одним из условий обеспечения безопасности страны. Нам нельзя забывать предостережение генерал-майора русской армии, профессора Академии Генерального штаба Красной Армии Александра Андреевича Свечина:

"Что может быть опаснее для государства того опиума, который представляет сознание безопасности?"

ЛИТЕРАТУРА

1. При написании статьи автором использованы материалы различных открытых публикаций по вопросам военной опасности и военной безопасности и прежде всего работы профессора кафедры стратегии ВА ГШ ВС РФ генерал-лейтенанта в отставке Н.П. Клокотова.

2. Клаузевиц К. О войне. М. - Л, 1932. - С. 19.

3. п. 11 Закона Республики Беларусь «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь».


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации