С-75 (часть 2)

Серийный вариант пусковой установки CM-63-I выпускался ленинградским заводом N232 ("Большевик"), а в дальнейшем также заводами N13 в Усть-Катаве и N75 в Юрге. Транспортно-заряжающие машины семейства ПР-11 выпускались на заводе N464 в Долгопрудном.

Еще в январе 1957 г. на площадке N60 полигона Капустин Яр началось создание стыковочной базы, куда с заводов поставлялись элементы зенитных ракетных комплексов. Личный состав базы производил стыковку всех боевых элементов ЗРК, настройку систем и связей в условиях реальной работы и окончательно сдавал комплексы войсковым частям. С августа там же из поставлявшихся с заводов-изготовителей боевых и вспомогательных средств, оборудования комплектовались дивизионы системы СА-75. База была оборудована измерительной и регистрирующей аппаратурой, мастерскими для проведения стыковки серийных средств, их комплексной настройки и проверки ЗРК на соответствие техническим условиям. После освоения всего комплекса работ базой обеспечивалась стыковка нескольких комплексов одновременно. Работы проводились сотрудниками специального монтажного управления, военными специалистами базы и войсковых частей. Офицерский состав войсковых частей приобретал практические навыки в работе с системой на всех этапах, что позволяло углубить теоретическую подготовку и ускорить процесс освоения новой техники. Последовательно проводились прием техники с проверкой функционирования и соответствия техническим условиям, перевод комплекса в походное положение, марш на стрельбовую площадку, развертывание и настройка комплекса, боевая стрельба, перевод комплекса в походное положение с последующей погрузкой в эшелон и отправкой к месту дислокации. Все кабины комплекса проходили сдаточные испытания, включавшие'24-часовой прогон, дождевание, пробег по дорогам с различным покрытием.

Несмотря на принятие комплекса СА-75 на вооружение, еще при испытаниях выявились существенные недостатки, снижавшие боевые возможности нового зенитного ракетного оружия. Что поделаешь - сказались авральные методы выполнения заданий, да и ряд технических задач пришлось решать впервые.

При полете цели на малой высоте на угломестном экране (развертка на экране индикатора "угол места - дальность") возникала вторая - паразитная отметка, затруднявшая наведение ЗУР, в особенности в автоматическом режиме. При переключении масштаба дальности на экранах индикаторов происходил спад напряжения, что часто приводило к потере сопровождения цели.

Высокий уровень шума в кабинах СНР способствовал быстрой утомляемости операторов и боевого расчета. Большая зона падения стартовых ускорителей, расположенная на удалении от 2 до 5,4 км от пусковой установки, ставила дополнительные ограничения при выборе позиций для размещения огневых дивизионов в густонаселенных районах страны.

Форсированное по срокам проведение Государственных испытаний не позволило провести проверку работы комплекса при предельно допустимых (по техническому заданию) температурах эксплуатации; не были проведены испытания комплекса на длительное хранение.

Ряд особенностей средств комплекса затруднял его эксплуатацию в войсках. При проведении регламентных работ требовалось вскрытие всех лючков на ракете. Использование в двигателе трех компонентов топлива, включая ОТ-155, усложняло процесс заправки. При температуре окружающей среды более +40 °С требовалось устанавливать тент над стартовым ускорителем. Радиовзрыватель "Шмель" имел малую помехозащищенность, а у бортовой аппаратуры ФР-15А не хватало мощности при работе в восьми частотных каналах. Кроме того, выявилась опасность самозапуска ЖРД из-за несовершенства конструкции кабельной сети.

К началу апреля 1958 г. проявилось и низкое качество поступавших в войска станций наведения РСНА-75, выпускаемых заводом N304 МСНХ, кабин ПА, изготавливаемых заводом N710 МОСНХ и заводом N706 МСП, а также ряд других неполадок.

Для контроля работоспособности аппаратуры и проведения тренировок боевых расчетов в комплект аппаратуры станций наведения ракет была дополнительно введена аппаратура проверки функционирования, обеспечивавшая контроль включая и проведение "электронного выстрела". Радиолокационная часть СНР проверялась контрольной аппаратурой и по отражению сигнала от "контрольного" местного предмета в режиме излучения в пространство.

Но в целом, выявленные недостатки не носили решающего значения. Поэтому с 1958 г. комплексы СА-75 поставлялись в войска в массовом количестве и вскоре стали основным оружием Войск ПВО страны.

За создание первой перевозимой системы зенитного управляемого ракетного оружия Ленинской премии были удостоены создатели наземных средств системы: К.С. Альперович, Ю.Н. Афанасьев, Г.Ф. Добровольский, Е.Г. Зелкин, Б.С. Коробов, В.Н. Кузьмин, Ф.В. Лукин, А.В. Пивоваров, А.А. Расплетин, Н.В. Семаков, В.Е. Черномор-дик, создатели зенитной управляемой ракеты: Г.Е. Болотов, Р.С. Буданов, Е.С. Иофинов, A.M. Исаев, П.М. Кириллов, Ю.Ф. Красонтович, Ф.С. Кулешов, А.Н. Садеков, Н.И. Степанов, Б.А. Челышев. Б.В. Бункину и П.Д. Грушину было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Возглавляемое П.Д.Грушиным ОКБ-2 ГКАТ было награждено орденом Ленина.

Зенитный ракетный комплекс СА-75 "Двина"

В первые годы эксплуатации комплексов они поступали на вооружение полков, состоящих из штаба, трех зенитных ракетных (огневых) и одного технического дивизиона системы.

В состав средств станции наведения ракет РСНА-75 (или боевых средств радиотехнической батареи комплекса СА-75) входили следующие средства:

  • приемо-передающая кабина ПА (антенный пост, высоковольтная кабина), которая представляла собой контейнер с передающей и высокочастотной частью приемной аппаратуры, станцией передачи команд (РПК, радиопередатчик команд) с размещенной на крыше контейнера антенной системой;
  • кабина управления У (командный пункт дивизиона, КП);
  • индикаторная кабина И;
  • кабина управления стартом К3;
  • АСД-75 - кабина К5;
  • кабина стабилизаторов тока и управления дизель-электростанцией К6;
  • средства транспортировки кабины ПА с РЛС.

Кабина ПА монтировалась на поворотном основании на колесной артиллерийской повозке КЗУ-16, а остальные пять кабин размещались в КУНГах на пяти автомобильных шасси.

Подготовка к перевозке антенного поста требовала привлечения автокрана, с помощью которого производился демонтаж антенн с их укладкой в две специальные повозки - прицепы, буксируемые автомобилями ЗИС-150 или ЗИС-151. Повозка КЗУ-16 с размещенным на ней контейнером буксировалась гусеничным артиллерийским тягачом АТС-59. В кузов тягача АТС загружался комплект кабельных соединений радиолокатора. Одиночный ЗИП и средства для проведения мелкого ремонта в полевых условиях хранились в придаваемой комплексу передвижной ремонтной мастерской ПРМ, размещенной в фургоне на шасси прицепа 2-ПН-2.

Схема размещения боевых средств ЗРК С-75 © М.Первов
Схема зрдн ЗРК С-75 по мнению С.Залоги

Сканирование пространства антеннами кабины ПА велось в двух взаимно перпендикулярных плоскостях тонкими "лопатообразными" лучами. Антенны сопрягались с отдельными передающими и приемными устройствами. Вытянутая в вертикальном направлении угломестная антенна располагалась сбоку от контейнера, а азимутальная - над ним. Перемещение сектора сканирования обеспечивалось круговым вращением антенного поста по азимуту и поворотом антенной системы по углу места.

Для передачи высокочастотных и низкочастотных сигналов от аппаратуры антенного поста в кабины станции наведения ракет использовались специальные токосъемники. Отображение воздушной обстановки велось на индикаторах с развертками "дальность-азимут" и "дальность-угол места", где наблюдались эхо-сигналы целей, сигналы бортовых ответчиков наводимых ракет, а также засветки от активных и пассивных помех. Для уменьшения засветки экранов от пассивных помех и отражений от местных предметов создавалась система селекции движущихся целей с использованием потенциалоскопов - специальных электронно-лучевых трубок. Автоматическое сопровождение цели по угловым координатам велось путем электронного сопровождения внутри линейно-сканируемого пространства и электромеханического слежения центром сканирования за направлением на цель.

В комплексах семейства С-75 использовалось несколько режимов сопровождения цели:

  • ручное по всем координатам;
  • автоматическое по всем координатам;
  • автоматическое по угловым координатам и ручное по дальности (по каналу дальности достигалось наиболее точное определение координат и наилучшее разрешение целей).

Для ручного или полуавтоматического сопровождения цели в сложной помеховой обстановке, как и в системе С-25, были предусмотрены специальные рабочие места с индикаторами, на которых область сопровождаемой цели "вырезалась" по дальности и отображалась в более крупном масштабе.

Передача команд на ракеты велась передающим устройством - станцией передачи команд - с импульсно-временным кодированием передаваемой информации. По этой же линии производился запрос ответчиков ракет. Для обеспечения надежного поражения воздушных целей было решено использовать в составе комплекса три ракетных канала - устройств автоматического сопровождения ракет и счетно-решающих приборов, формирующих команды управления их полетом. Радиолокационное сопровождение ракеты велось по сигналу бортового радиоответчика в автоматическом режиме по всем координатам. Тарельчатая антенна передачи команд размещалась сбоку от азимутальной антенны.

Двухступенчатая ракета В-750 (изделие 1Д) - с твердотопливным стартовым ускорителем и маршевым ЖРД на второй ступени проектировалась в ОКБ-2 под руководством Главного конструктора П.Д. Грушина.

Ракеты 1Д, как и ракеты последующих вариантов комплексов семейства С-75, имели нормальную компоновочную схему с Х-образным расположением аэродинамических поверхностей.

В переднем отсеке размещался радиовзрыватель, передающие антенны которого находились под радиопрозрачными участками носового обтекателя. За обтекателем располагался предохранительно-исполнительный механизм. Следующий отсек образовывала боевая часть. Далее следовал топливный отсек. Несущие баки горючего и окислителя имели совмещенное двухстеночное разделительное днище, что позволило несколько сократить длину ракеты. В расположенном за баком окислителя приборном отсеке последовательно размещались шар-баллон - воздушный аккумулятор давления, блок управления автопилота, радиоаппаратура и источник питания -ампульная батарея. В хвостовом отсеке маршевой ступени ракеты находились рулевые машинки, вкладной бак "И" с пусковым горючим ОТ-155 и жидкостный ракетный двигатель. Снаружи отсека располагались цельноповоротные рули для управления по тангажу, рысканию и крену. Жидкостной ракетный двигатель с турбонасосной системой подачи компонентов С2.711 (позднее обозначался С5.711) в наземных условиях развивал тягу 2,65 т, в пустоте - 3 т. Величины удельного импульса в аналогичных условиях составляли 224 и 252,7 кг.с/кг. Сухой двигатель весил 43 кг, залитый - 47,7 кг. Диаметр двигателя составлял 480 мм, длина - 1030 мм.

Входящий в состав разгонной ступени ракеты стартовый двигатель состоял из стального корпуса со съемным днищем, многошашечного вкладного заряда из нитроцеллюлозного топлива и сопла с "грушей" для регулирования критического сечения сопла в соответствии с ожидаемой температурой заряда. На наружной поверхности стартового двигателя крепились стабилизаторы. Для стабилизации ракеты по крену на стартовом участке полета использовались элероны, размещенные в одной плоскости на стабилизаторах ускорителя. Углы и время поворота элеронов задавались автопилотом ракеты.

Механическая связь между ступенями обеспечивалась коническим переходным отсеком, сбрасываемым вместе со стартовиком.

Двигатель второй ступени запускался перед разделением ступеней. Наведение ракеты осуществлялось только при работающем двигателе. Подрыв ракеты при подлете к цели производился по команде, формируемой радиовзрывателем или поступающей от станции наведения ракет. В случае промаха, который определялся аппаратурой станции наведения ракет по превышению дальности до ракеты над удалением до цели, а также при выработке всего топлива на ракету подавалась команда на самоликвидацию. Ракета уводилась вверх с последующим подрывом боевой части.

На нижней поверхности стартового ускорителя и второй ступени размещались роликовые опоры и бугель, предназначенные для фиксации ракеты на направляющих пусковой установки и обеспечения ее устойчивого движения вдоль направляющих при старте. На верхней поверхности стартового ускорителя и второй ступени размещались бугели, предназначенные для крепления ракеты на такелажных приспособлениях.

На внешней поверхности ракеты наносилась разметка, указывающая места для установки опор технологической стыковочной тележки, транспортно-заряжающей машины и опор при транспортировке ракеты в таре и т.п.

Для проведения тренировок по заряжанию и разряжанию ПУ, вождению ТЗМ с ракетами промышленностью выпускались габаритно-массовые (габаритно-весовые) макеты ракет. Учебные ракеты выпускались в нескольких вариантах и предназначались для отработки навыков личного состава по сборке ракет и их снаряжению и обслуживанию на технологическом потоке, консервации и хранению, заправке компонентами топлива; проведению регламентных работ и проверок бортового оборудования. В ряде случаев в качестве габаритно-весовых макетов ракет и учебных ракет использовались боевые ракеты, списанные по какой-либо причине и переоборудованные соответствующим образом. Для обучения личного состава, подготовки офицерского состава использовались разрезные макеты ракет, учебные ракеты и различные тренажерные средства, выпускавшиеся малыми сериями на заводах, производивших серийные ракеты.

В составе наземных средств стартовой батареи РБ-75 использовалось до шести пусковых установок СМ-63-1 и 6-12 транспортно-заряжающих машин ПР-11 и средства их буксировки. Шесть пусковых установок, задействованных в составе ракетной батареи, располагались на удалении от 50 до 75 метров от станции наведения ракет.

При развертывании на стартовой позиции (с допустимым уклоном площадки до 2,5°) с помощью винтовых домкратов осуществлялось горизонтирование пусковых установок и их взаимное ориентирование с антенным постом, что позволяло вводить поправки на углы предстартового наведения с учетом размещения ПУ на позиции. Минимальный угол установки направляющей обеспечивал при стрельбе по маловысотным целям гарантированный сход ракеты и встреливание в зону захвата РЛС без касания поверхности земли и местных предметов. Максимальный угол пуска ракет составлял 75°. В режиме "боевая работа" пусковая установка синхронизировалась с СНР, чем обеспечивалось предстартовое наведение ракеты в заданную точку наведения. Пусковые установки могли буксироваться гусеничными тягачами АТС-59. Скорость буксировки по шоссе составляла 35 км/ч, по грунтовым дорогам - 10 км/ч.

Транспортно-заряжающие машины ПР-11А на базе полуприцепа и автомобиля-тягача ЗИЛ-151В обеспечивали возможность работы с ракетой 1Д и ее усовершенствованной модификацией 11 Д. Транспортно-заряжающие машины были оснащены баком емкостью 346 литров для транспортировки окислителя.

В ходе эксплуатации комплексов и совершенствования техники в войска поставлялись транспортно-заряжающие машины ПР-11Б на базе полуприцепа и автомобиля-тягача ЗИЛ-157КВ, которые использовались совместно с пусковыми установками CM-63-II, CM-63-IIA, СМ-90. Для дивизионов в "северном" исполнении или размещаемых в пустынных районах с песчаным грунтом взамен автомобильных поставлялись артиллерийские средние гусеничные тягачи АТС-59.

Процесс заряжания пусковой установки

Заряжание пусковой установки производилось с транспортно-заряжающих машин при повороте балки с ракетой на 90° относительно продольной оси прицепа, с ориентацией ракеты хвостовой частью в сторону пусковой установки. Сопряжение направляющих балки транспортно-заряжающей машины и пусковой установки обеспечивалось установкой на грунте подъездных мостков, фиксировавших положение ТЗМ относительно пусковой установки, а также другими специальными приспособлениями. Перевод ракеты с транспортно-заряжающей машины на пусковую установку осуществлялся за 1 минуту. Общее время перезаряжания пусковой установки с учетом времени подъезда из укрытия - 2-4 минуты. При работе слаженного расчета время заряжания ПУ на практике значительно уменьшалось.

В дальнейшем на позиции дивизиона 6 ракет находились на пусковых установках в состоянии ОГ (окончательная готовность) и до 18 ракет на транспортно-заряжающих машинах в состоянии ПГ (промежуточная готовность - без заправки окислителем) в хранилище ракет - сооружении N7, рассчитанном на 18 боевых и 2 учебных ракеты.

Для размещения дежурных сил во время несения боевого дежурства и при разряжении пусковой установки с передачей ракеты на транспортно-заряжающую машину (ТЗМ) они устанавливались на боевой позиции во взводных укрытиях, рассчитанных на две машины.

Перевозка зенитных ракет в транспортной таре. С-75 в Афганистане.
Выгрузка 2-й ступени зенитной ракеты из тары. С-75 в ГДР.

Прием ракет с баз хранения и с заводов-изготовителей, хранение ракет, подготовка ракет к боевому использованию осуществлялись техническим дивизионом полка (бригады). Технический дивизион при боевой работе производил сборку ракет, пристыковку крыльев, стабилизаторов, рулей; установку боевых частей, предохранительно-исполнительного механизма, пиропатронов; проверку бортового оборудования ракет; заправку сжатым воздухом, горючим и транспортировку ракет на стартовые позиции.

Вся техника зенитных ракетных (огневых) и технических дивизионов выполнялась в габаритах, обеспечивавших после перевода техники в транспортное положение возможность транспортировки автомобильным транспортом по шоссейным и грунтовым дорогам, по железным дорогам - на стандартных железнодорожных платформах. Транспортировка ракет осуществлялась в специальной таре в полувагонах.

При работе зенитного ракетного комплекса в составе полка или бригады для поиска воздушных целей использовались целеуказания, поступающие от командного пункта части. Кроме того, комплекс СА-75 мог вести боевые действия самостоятельно с использованием целеуказания от придаваемых ему радиолокационных средств - станции разведки и целеуказания П-12 "Енисей" и радиовысотомера ПРВ-10.

РЛС дальнего обнаружения метрового диапазона П-12 "Енисей" была разработана в 1954-1956 гг. в СКВ-197 ГКРЭ под руководством главного конструктора Е.В. Букалова. В 1962 г. производились полигонные испытания усовершенствованного варианта РЛС -П-12МП с повышенной надежностью, уменьшенным побочным излучением и возможностью сопряжения с РЛС обнаружения других типов, работающими в сантиметровом диапазоне, а также с комплексом автоматизированного управления группировкой ПВО "Воздух-1П". В 1970 г. вРЛСП-12МПбыли введены новые дополнительные элементы: аппаратура "мерцания" для защиты от противорадиолокационных ракет типа "Шрайк". Позднее были проведены работы по переводу станции П-12МП на новую элементную базу и сопряжению ее с новой системой опознавания государственной принадлежности самолетов ("Кремний-2М"). В результате такой модернизации станция получила наименование РЛС П-18 ("Терек", 1РЛ131) и после испытаний в 1971 г. была принята на вооружение.

Разработка передвижного радиовысотомера ПРВ-10 была начата в ОКБ завода N588 МГСНХ в первой половине пятидесятых годов. Опытный образец высотомера, созданный на базе высотомерной части опытного образца РЛС "Тополь-2" (разработчик - НИИ-244 MB), был испытан в 1956 г. Антенная система и приемо-передающая аппаратура радиовысотомера монтировались на колесной артиллерийской повозке, а индикаторная аппаратура и агрегат электропитания - на шасси автомобильного прицепа.

Нормативное время развертывания комплекса в составе антенного поста, кабины станции наведения ракет с настройкой аппаратуры, дизель-электростанций, РПУ, шести пусковых установок комплекса СА-75 было определено на полигоне на основании работ по развертыванию (переводу в боевое положение) и свертыванию (переводу в походное положение), проведенных разработчиками, изготовителями, представителями Заказчика, и составило 6 часов. Позднее это время сократили до 4 часов, а в шестидесятые годы довели до 2 часов 20 мин. В ряде случаев, на соревнованиях этот норматив многократно перекрывался - ракетчикам удавалось развернуться за 30-40 мин.

Последующая войсковая эксплуатация комплекса СА-75 "Двина" показала, что продолжительность перевода комплекса из походного положения в боевое и из боевого в походное определялись, в основном, временем на развертывание и свертывание антенного поста и пусковых установок. На боевой позиции все боевые элементы соединялись между собой кабелями для централизованного обеспечения электроэнергией, передачи команд и исходных данных, синхронной связи систем наведения.

Средняя скорость на марше колонны боевой техники дивизиона по дорогам составляла 20 км/ч и ограничивалась скоростью буксировки опять-таки пусковых установок и антенного поста.

Комплекс СА-75М "Двина" с ракетой В-750В

Станция наведения ракет СНР-75
Схема и фото СНР-75 © Невский Бастион
Схема и фото СНР-75 © Невский Бастион
Вид сзади на антенно-волноводную часть СНР-75

Ракета 1Д (В-750) обеспечивала поражение целей на высотах до 20-22 км. После ряда безнаказанных полетов высотных разведчиков U-2 над советской территорией это значение было признано недостаточным и Постановлением СМ СССР от 25 августа 1956 г. было предписано провести работы по повышению высотности системы С-75 с 22-23 до 25 км.

Основным средством увеличения верхней границы зоны поражения стало повышение тяги ЖРД С2.711 с 2650 до 3100 кг. Рост тяги был достигнут форсированием двигателя по давлению в камере сгорания, увеличенному с 45,1 до 52 кг/см". Модифицированный "высотный" вариант ракеты 10-см диапазона .получил обозначение 11Д (В-750В), двигателя-С2.711 В. В дальнейшем и на, всех серийных ракетах с бортовой аппаратурой 6-сантиметрового диапазона 13Д (В-750ВН) также устанавливались модифицированные двигатели С2.711В1.

Ввиду необходимости концентрации всех сил на скорейшей доводке и завершении испытаний ракеты 1Д, испытания "высотной" ракеты В-750В с бортовой аппаратурой 10-сантиметрового диапазона не были осуществлены до начала апреля 1958 г., хотя по плану ракета должна была быть представлена на заводские испытания еще в IV квартале 1957 г. Решением ВПК предписывалось ускорить разработку ракеты В-750В; закончить создание и испытания двигателя с модифицированной камерой для ракет В-750В и В-750ВН; изготовить в апреле-мае 39 ракет В-750В для проведения испытаний.

После окончания испытаний ракеты В-750В она была введена в боекомплект комплекса СА-75 и быстро заменила ракету 1Д (В-750). Этому способствовал также и крайне ограниченный в те годы гарантийный срок эксплуатации ракет.

Комплекс СА-75 с ракетой 11Д был принят на вооружение без оформления правительственного постановления Приказом МО СССР N00102 в 1957 г.

План на 1958 г. предусматривал выпуск наземных средств для 130 дивизионов, включая 78 дивизионов с аппаратурой 10-сантиметрового диапазона и 950 ракет В-750В, а также 52 дивизионов с аппаратурой 6-сантиметрового диапазона и 700 ракет В-750ВН. На московском заводе N41 подготовили все установленные планом 400 ракет (в том числе 40 ракет диапазона "Н"), на долгопрудненском N464 - 164 из 200 заданных (в том числе 5 ракет диапазона "В"). Производство ракет 11Д к этому времени было развернуто и на саратовском заводе N292. При выпуске ракеты 11Д кооперация предприятий-поставщиков практически не изменилась (по сравнению с производителями ракеты 1Д).

Ракеты 11Д строились в нескольких вариантах: 11Д (В-750В); 11Д (В-750ВК), 11ДА, 11ДУ, 11ДМ (В-750ВМ - вариант ракеты, доработанный для обеспечения стрельбы по самолетам-постановщикам помех).

С началом серийного производства и поставок в Войска ПВО страны комплекса С-75 "Десна" производство. комплексов СА-75 в СССР было постепенно свернуто, хотя ряд элементов этого комплекса еще много лет выпускался специально на экспорт.

Комплекс CA-75M "Двина-А"

В ОКБ завода N304 был разработан и в 1957 г. изготовлен в опытном образце трехкабинный вариант комплекса СА-75. Кабина П была оставлена без изменений. Остальное оборудование станции наведения ракет было смонтировано в кабинах, размещенных на двух автомобильных прицепах. По документации, подготовленной на заводе N304, Ульяновским автозаводом для размещения аппаратуры были переделаны двухосные прицепы (типа МАЗ-5206), на которых монтировались герметичные утепленные кабины, предназначенные ранее для размещения аппаратуры станций орудийной наводки СОН-4. В боевом положении прицеп устанавливался на домкраты и выносные дополнительные опоры. Общая масса прицепа - 14 тонн. Буксировка прицепов осуществлялась тягачами типа КрАЗ-214.

В состав комплекса была включена радиолокационная станция разведки и целеуказания П-12, выносной индикатор кругового обзора которой был размещен в кабине управления ЗРК.

Комплекс CA-75M "Двина-А" в серийное производство не передавался.

Комплексы CA-75M "Двина" и CA-75MК "Двина"

В конце 1950-х - начале 1960-х гг. возможности зенитных ракетных комплексов системы С-75 несколько раз были продемонстрированы при стрельбе по самолетам-нарушителям в Китае и СССР, а также на Кубе. Заинтересованность в приобретении у Советского Союза зенитного ракетного управляемого оружия проявили несколько стран.

Серийное производство зенитных ракетных комплексов СА-75 "Двина" и С-75 "Десна", работающих в различных частотных диапазонах, но с близкими боевыми возможностями, позволило в целях сокрытия характеристик состоявших на вооружении советских Войск ПВО страны ЗРК системы С-75 6-сантиметрового диапазона, производить до середины 1960-х гг. экспортные поставки только комплексов СА-75 с радиолокационными средствами 10-сантиметрового диапазона и ракетой 11Д. Специально для экспортных поставок в ОКБ завода N304 (МРТЗ) были созданы модифицированные варианты комплекса СА-75 "Двина": CA-75M, предназначенный для социалистических стран, и СА-75МК, экспортируемый в прочие зарубежные страны. Комплексы CA-75M и СА-75МК изготавливались промышленностью со станцией наведения ракет РСН-75МА в трехкабинном варианте и незначительно отличались между собой составом оборудования, комплектацией и исполнением, отвечающим климатическим условиям страны-заказчика. Изменение состава аппаратуры комплекса, а также комплектация кабин дополнительными элементами системы жизнеобеспечения и поддержания относительно комфортных условий для боевых расчетов в особых климатических условиях повлекло увеличение потребления электроэнергии. Была разработана и поставлена на серийное производство новая распределительная кабина "РМ".

Комплексы оснащались ракетами 11Д (В-750В) и 11ДА. Во Вьетнам и ряд других стран поставлялись комплексы также и с ракетами 11ДУ и 11ДМ.

Комплексу CA-75M (СА-75МК) придавалась радиолокационная станция разведки и целеуказания П-12МН с системой дистанционного управления и выносным индикатором кругового обзора (ВИКО). Помехозащищенность станции обеспечивалась использованием системы селекции подвижных целей (СПЦ).

ЗРК С-75 "Десна"

Как уже отмечалось, первоначально разработка системы С-75 велась применительно к аппаратуре 6-сантиметрового диапазона. Постановлением СМ СССР от 25 августа 1956 г., определившим ускоренную разработку упрощенного варианта комплекса 10-см диапазона (диапазона "В"), предусматривалось и продолжение работ по комплексу со средствами 6-сантиметрового диапазона. Совместные испытания комплекса должны были начаться в октябре 1957 г.

В мае 1957 г. опытный образец ЗРК 6-сантиметрового диапазона (диапазона "Н") с кабинами, размещенными на шасси автомобилей ЗИЛ, был отправлен на полигон Капустин Яр на площадку N32 для проведения испытаний. Дополнительным Постановлением СМ от 31 мая 1957 г. испытания новой зенитной ракетной системы предписывалось завершить в 1957 г. Однако из-за задержек в освоении новых изделий и загруженности испытателей доводкой комплекса 10-сантиметровго диапазона в декабре 1957 г. были завершены только заводские и начаты полигонные испытания комплекса диапазона "Н". При принятии СА-75 на вооружение был задан новый срок завершения совместных испытаний С-75 диапазона "Н" с ракетой В-750ВН -май 1958 г.

Решением правительственной Комиссии по военно-промышленным вопросам (ВПК) N20 от 3 апреля 1958 г. наряду с требованием обеспечить до 20 апреля полное изготовления комплекса системы С-75 диапазона "Н" была поставлена задача сокращения транспортных средств, предназначенных для размещения его боевых средств.

В первоначальном варианте комплекс проектировался в пятикабинном варианте, но в ходе работ по созданию серийного образца был принят и реализован трехкабинный вариант с размещением аппаратуры индикаторной и аппаратной кабин не в кузовах автомобилей ЗИЛ-150 (ЗИЛ-151), а на шасси автомобильных прицепов.

Отказ разработчиков комплекса от, казалось бы, прогрессивного размещения аппаратуры станции наведения ракет в КУНГах на шасси автомобилей носил вполне оправданный характер. Опыт эксплуатации комплекса СА-75 "Двина" показал, что время развертывания дивизиона в походное положение из боевого, как и обратного перевода из боевого в походное, намного превышало возможную продолжительность пристыковки прицепа к тягачу и определялось длительностью демонтажа или монтажа антенн на антенном посту, а также установки (демонтажа) подкатных ходов на пусковых установках. Кроме того, размещение аппаратуры в пяти кабинах и на антенном посту требовало длительной стыковки -отстыковки большого числа кабельных соединений. Да и скорость дивизиона на марше ограничивалась скоростью буксировки опять-таки пусковых установок и антенного поста.

При использовании зенитных ракетных комплексов СА-75 для обороны стационарных объектов смена их позиций производилась не чаще одного-двух раз в год - как правило, в ходе проведения учений. Размещение аппаратурной части комплекса в фургонах на автомобильном шасси привело к необходимости постоянного круглогодичного обслуживания базовых автомашин и содержания в готовности к возможному перебазированию при использовании их при смене позиций по прямому назначению в течение только нескольких часов в год. При этом КУНГи на автомобильных шасси, как правило, постоянно находились под открытым небом, подвергаясь неблагоприятным воздействиям всех атмосферных факторов.

В варианте размещения аппаратуры на прицепах автомобили-тягачи могли содержаться в сооружениях автопарков. Кабины на прицепах были просторнее тесных КУНГов на автомобильных шасси, что и позволило сократить число кабин. В соответствии с уменьшением числа кабин комплекса снижалось и число потребных автомобилей в составе комплекса - тягачей требовалось меньше, чем шасси КУНГов.

По сравнению с комплексом СА-75 в комплексе С-75 была существенно изменена аппаратура передающей кабины П; новыми были кабины управления огнем У и аппаратная А. Система энергообеспечения (дизель-электрические станции и распределительная кабина) размещалась на базе автомобильных прицепов.

В составе станции наведения ракет РСН-75 была наконец реализована первоначально предусмотренная система селекции движущихся целей, что позволило облегчить поиск маловысотных целей и работу в условиях постановки противником пассивных помех. Для борьбы с постановщиками помех была введена автоматизированная перестройка частоты радиолокатора наведения.

Аппаратуру станции наведения ракет дополнил автоматизированный прибор пуска АПП-75, позволивший автоматизировать выработку разрешения на пуск ракет в зависимости от параметров траектории полета цели при ее подходе к зоне поражения комплекса.

Комплексы С-75 комплектовались пусковыми установками СМ-63-I и СМ-63-II, транспортно-заряжающими машинами ПР-11БМ (на базе специального полуприцепа и автомобиля-тягача ЗИЛ-151КВ), которые обеспечивали возможность работы с новым вариантом ракеты - 13Д, а в дальнейшем - и с более поздними их модификациями.

Первоначально в качестве основной ракеты комплекса С-75 должна была использоваться ракета В-750Н, отличавшаяся от В-750 бортовой радиоаппаратурой 6-сантиметрового диапазона. Еще до завершения испытаний ее сменила ракета 13Д (В-750ВН) с "высотным" двигателем С2.711В1, которая и поставлялась в войска с конца пятидесятых годов.

Общая длина ракеты с приемником воздушного давления составляла 10841 мм, длина второй ступени - 8139 мм. Масса неснаряженной второй ступени - 629 кг, масса заправленной второй ступени - 1251 кг.

Постановлением СМ СССР N561-290 от 22 мая 1959 г. и Приказом МО СССР N0056 комплекс С-75 "Десна" (С-75Н) с ракетой В-750ВН (13Д) был принят на вооружение. Тем самым завершилась разработка первого отечественного перевозимого ЗРК с аппаратурой, работающей в 6-сантиметровом диапазоне, предусмотренном в первоначальном варианте "Системы-75".

После принятия комплекса "Десна" на вооружение осуществлялось крупносерийное производство ЗРК семейства С-75. Однако трудности создания и эксплуатации новой техники еще не были полностью преодолены. С октября 1958 г. по май 1959 г. при контрольных пусках ракет В-750В и В-750ВН комплексами СА-75 и С-75 было отмечено 25 неудачных, в том числе: 6 - из-за неисправности двигательной установки, 5 - из-за недостаточной протяженности активного участка траектории, 8 -из-за неисправностей аппаратуры радиоуправления и радиовизирования, 6 - из-за неисправностей радиовзрывателя. Отмечалось низкое качество двигателей, поставлявшихся заводом N66. При выпуске серийной продукции военная приемка по различным причинам не приняла более тысячи ракет 11Д (В-750В) и 13Д (В-750ВН). В результате 279 ракет скопилось на заводе N464, 391 - на заводе N41, 185 - на заводе N292, 83 - на заводе N8, 190 - на заводе N272.

В 1958 г. согласно приказу Госкомитета по авиационной технике N162 от 27 марта бригады с заводов N41 и N464 были направлены на заводы N272 и N8 для ускорения внедрения в серийное производство ракет, а на завод N32 Кировского СНХ - для передачи опыта по освоению автопилота АП-283.

Создание совершенного для своего времени ЗРК позволило начать планомерное размещение комплексов для обороны объектов по всей территории страны, в различных климатических зонах. Для подтверждения работоспособности техники при эксплуатации в заполярных условиях в 1960 г. были проведены "холодные" испытания комплекса С-75 "Десна" на полигоне Телемба под Читой.

В ходе эксплуатации и проведения ремонтных работ аппаратура комплексов С-75 постоянно дорабатывалась.

В 1960 г. были осуществлены мероприятия по снижению нижней границы зоны поражения комплекса С-75. В приказе Госкомитета по авиационной технике N463 от 12 декабря 1960 г. отмечалось успешное завершение пусков ракет В-750ВН по низковысотным целям. Проведенные работы и введение нового режима стрельбы для комплексов С-75 и СА-75 во второй половине шестидесятых годов позволили успешно применять ЗРК во Вьетнаме.

Серийное производство комплексов С-75 началось еще в 1958 г. -было изготовлено 52 станции наведения ракет (СНР) диапазона "Н", 700 ракет В-750ВН.

Ракеты 13Д выпускались заводом N41, а также подключенными с 1958 г. к ракетостроению ленинградским заводом N272 и свердловским заводом N8. Стартовые ускорители ПРД-18Р изготовлялись заводом N464.

В ходе серийного производства конструкция ракеты совершенствовалась. В 1964 г. для ракеты приняли новый импульсный радиовзрыватель, близкий по конструкции и характеристикам к взрывателю 5Е11, и новую боевую часть массой 191 кг. Ракеты 13Д выпускались в нескольких модификациях:

  • 13Д - базовый вариант;
  • 13ДА;
  • 13ДМ (В-753) - ракета для комплекса ПВО ВМФ М-2 "Волхов-М".

Усовершенствованный вариант пусковой установки СМ-63-11 выпускался серийно на заводе "Большевик" с 1960 г. по 1978 г. Дальнейшее совершенствование пусковой установки осуществлялось ОКБ этого завода, при этом была обеспечена возможность ее эксплуатации совместно с ракетами 11Д в комплексах экспортной поставки, а позднее и с серийными и опытными ракетами 15Д, 20Д(В-755), 17Д, 20ДП(В-755). Проведенные доработки ПУ СМ-63-II позволили эксплуатировать ее и в составе комплекса С-75В "Волхов".

ЗРК С-75М "Волхов"

Создание нового варианта комплекса было начато в 1957 г., когда по результатам проработок определилась возможность и целесообразность модернизации СНР С-75 для обеспечения характеристик, сопоставимых с характеристиками радиолокационных средств разрабатывавшейся в то время перспективной системы С-175. Работы по системе С-175, как более дорогой и сложной в производстве, было предложено прекратить, а основные усилия КБ-1 сосредоточить на большой новой работе - дальней системе с более высокими характеристиками - будущей С-200. Для обеспечения необходимой разгрузки КБ-1 А.А. Расплетин предложил провести модернизацию СНР комплекса С-75 при размещении ее в КУНГах на автомобильных прицепах силами возглавляемого Л.И. Горшковым ОКБ серийного завода N304.

Наряду с возможностью совершенствования станции наведения ракет и других наземных средств комплекса наметились также перспективы применения в модернизируемой С-75 усовершенствованных ракет с расширенными боевыми возможностями и улучшенными эксплуатационными свойствами при сохранении массогабаритных показателей, близких к В-750.

Модернизация комплекса С-75 -создание ЗРК С-75М была задана Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 июня 1958 г. N608-293 и последующим Постановлением СМ от 16 сентября 1959 г. N1048-499. В качестве основных направлений совершенствования комплекса и ракет предусматривались расширение зоны поражения, повышение помехозащищенности и точности наведения. Оговаривалось создание комплекса управляемого зенитного ракетного оружия с ракетами двух типов. Предписывалось представить на совместные испытания в III квартале 1959 г. ракету В-755 (20Д), оснащенную твердотопливным стартовым ускорителем и ЖРД на маршевой ступени, а во II квартале 1960 г. - твердотопливную двухступенчатую ракету В-757 (17Д). Доработка станции наведения РСН-75 для обеспечения возможности использования новых ракет была возложена на СКБ-304. Новый вариант станции наведения ракет получил обозначение РСН-75МВ.

Главным конструктором новой системы был назначен А.А. Расплетин, главным конструктором СНР -Л.И. Горшков. Работы по ракетам поручались ОКБ-2 главного конструктора П.Д. Грушина.

Для повышения помехозащищенности станции наведения ракет и увеличения дальности обнаружения целей без увеличения мощности передатчика в ОКБ-304 было предложено использовать две дополнительные тарельчатые антенны зондирующего цель "узкого луча". Одновременно предлагались и другие решения по совершенствованию аппаратуры СНР, созданию помехоустойчивой радиокомандной системы управления.

Создание ракеты В-755 задумывалось как основательная модернизация В-750ВН с заменой практически всех основных систем и агрегатов. Предусматривалось применение помехоустойчивого радиовзрывателя, приспособленных к новой станции наведения ракет блоков бортовой аппаратуры радиоуправления и радиовизирования, нового автопилота, усовершенствованного двухкомпонентного ЖРД с регулируемой тягой и более мощного стартового ускорителя. Последнее определило необходимость проектирования также и новой пусковой установки, способной выдержать более мощное воздействие струи продуктов сгорания нового ускорителя.

Разработка В-757 по существу являлась созданием принципиально нового изделия и ставила своей целью исключение из ракеты довольно опасного, как показал первый опыт эксплуатации, жидкого топлива. Уровень развития твердотопливной техники, освоенной отечественной промышленностью к концу пятидесятых годов, практически исключал возможность создания ракеты с требуемыми характеристиками на базе традиционных конструктивно-схемных решений. Поэтому ОКБ-2 приняло схему с использованием на маршевой ступени ракеты В-757 прямоточного двигателя на твердом топливе. Как показал ход последующих работ по этой ракете, а также по создававшимся в эти же годы зенитным ракетам для комплексов Сухопутных войск "Круг" и "Куб", получение работоспособного прямоточного двигателя являлось сложнейшей задачей, требующей многолетней доводки ракеты в процессе летных испытаний. В результате, работы по В-757 безнадежно отстали от процесса создания ракеты В-755 и, в итоге, В-757 превратилась в экспериментальную ракету, уступив с начала следующего десятилетия место принципиально другой конструкции - ракете В-758, также не доведенной до принятия на вооружения. Эти изделия будут рассмотрены ниже, среди других незавершенных или нереализованных вариантов, связанных с системой С-75.

Однако и разработка комплекса с ракетой В-755, создававшейся на базе уже отработанных технических решений, проходила далеко не гладко.

К плановому сроку передачи средств комплекса на совместные испытания, в III квартале 1959 г., еще не было закончено изготовление ни одной кабины ПВ, в стадии изготовления находились станция наведения ракет и ее элементы. Для бортовой аппаратуры ракеты не были отработаны новые электровакуумные изделия. Не были своевременно начаты автономные испытания ракеты В-755. Вместо 20 запланированных в ОКБ-2 было изготовлено всего 12 ракет В-755, на заводе N41 - 5 ЗУР вместо 40. Не было устранено отставание по аппаратуре радиоуправления ракеты В-755 и автопилоту АП-755 (завод N393). Решением ВПК от 20 октября 1959 г. N108 устанавливались сроки поставки на полигон кабины "ПВ" (к 20 октября) и СНР в полном составе (к 30 октября). Были назначены новые сроки окончания работ по новой пусковой установке СМ-90 (ЦКБ-34) и новой боевой части ракеты ДВР-755 (завод N804).

В какой-то мере задержки с разработкой С-75М определялись передачей работ по совершенствованию средств системы С-75 от головного разработчика КБ-1 в ОКБ-304, созданному на серийном заводе N304, выпускавшем станции наведения ракет.

Фактически только в декабре 1959 г. на полигон были поставлены опытные образцы станции наведения ракет. Заводские испытания продолжались до середины 1960 г., но и к этому времени не удалось завершить заводские испытания опытного образца магнетрона "Бисер-М" (разработчик НИИ-160) для передатчика кабины ПВ. Было изготовлено 38 ЗУР В-755 вместо запланированных 75 ракет. На полигон поставили только две транспортно-заряжающие машины ПР-11Б.

Летные испытания ракеты 20Д проводились на полигоне "С" в Капустином Яре и были продолжены в Казахстане на полигоне "А" под Сары-Шаганом. По результатам испытаний ракеты В-755 в составе системы С-75М был отмечен ряд недостатков. Выявилась низкая надежность радиовзрывателя 5Е11 "Овод" (НИИ-504 ГКОТ) и боевой части В-88М. Отмечалось, что в результате применения некачественного пороха в составе шашек заряда (разработчик -НИИ-125) стартового двигателя при его запуске часть заряда выбивалась из него и на газоотражателе пусковой установки образовывались выбоины. Не удалось обеспечить достаточно полную выработку топлива ЖРД маршевой ступени. При испытаниях возникали проблемы с обмерзанием трубки приемника воздушного давления, отмечалась нестабильность работы автопилота. Разработчики гарантировали для ракеты В-755 допустимый срок хранения на пусковой установке всего один год, хотя для ракеты В-750 ранее был установлен срок 1,5 года.

21 октября 1960 г. было принято Решение ВПК N153 о переходе для комплексов системы С-75 с окислителя АК-20Ф на АК-20К и о соответствующей доработке заправщика ЗАК-21 и части других заправочных средств.

В конце 1960 г. сохранялось отставание в отработке боевой части В-88М, автопилота АП-755, аппаратуры радиоуправления ФР-15М. Ход работ сдерживался и несвоевременной поставкой ракет - для завершения совместных испытаний комплекса С-75М не было поставлено в срок 18 ракет В-755.

Зимой 1961 г. ВПК было принято решение о проведении в апреле сверх ранее намеченной программы контрольных испытаний станции наведения и ракет при стрельбе по 4-5 самолетам МиГ-17. Требовалось завершить работы по системе забора топлива, увеличению дальности на малых высотах. Было решено выделить два комплекта аппаратуры ФР-15 для проведения работ с самолетом Ту-16, оснащенным блоками постановки помех "Резеда-Б".

Несмотря на встретившиеся трудности, совместные испытания успешно завершились.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 20 апреля 1961 г. N356-130 и Приказом МО СССР N0054 комплекс С-75М с ракетой В-755 был принят на вооружение Войск ПВО страны, а в 1962 г. поступил также и в части ПВО Сухопутных войск. Комплекс обеспечивал поражение целей, летящих со скоростью до 2300 км/час в диапазоне высот от 3 до 30 км на дальности от 12 до 40 км. Дальность стрельбы по дрейфующим аэростатам была доведена до 43 км.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации