ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300П

Создание зенитно-ракетной системы, предназначенной для замены ЗРС С-75, началось в середине 60-х годов, практически одновременно с работами по созданию в США ЗРС SAM-D (прообраза системы “Пэтриот”). По инициативе командования войск ПВО страны и КБ-1 Министерства радиопромышленности развернулась разработка унифицированной для трех родов войск — ПВО, сухопутных войск и флота — противосамолетной зенитно-ракетной системы С-500У с дальней границей зоны поражения целей порядка 100 км. В дальнейшем, принимая во внимание индивидуальные особенности каждого рода войск, было решено разработать по единым тактико-техническим требованиям максимально унифицированную универсальную (противосамолетную и противоракетную) зенитно-ракетную систему, получившую новое название — С-300, предназначенную для армии (вариант С-300В, головной разработчик — НИИ-20), ВМФ (С-300Ф, ВНИИ “Альтаир”) и войск ПВО (С-300П,ЦКБ “Алмаз”). Однако глубокой межвидовой унификации систем, создание которых велось в различных коллективах под весьма противоречивые требования, в то время достичь так и не удалось. Так, в системах С-300П и С-300В было унифицировано лишь 50% функциональных устройств РЛС обнаружения.

Испытания

Испытания элементов зенитно-ракетной системы С-300П, разрабатывавшейся под руководством Генерального конструктора ЦКБ “Алмаз” Б.В.Бункина, начались на полигоне Сары-Шаган (Казахстан) в середине 70-х годов.

Особенности конструкции

Принципиальными особенностями новой системы должны были стать многоканальность — т. е. способность одновременного обстрела нескольких целей, что обеспечивало возможность отражения массированного налета авиации противника, а также высокая мобильность. Ни один существовавший к тому времени зарубежный зенитно-ракетный комплекс не обладал свойствами многоканальности. Отечественный многоканальной комплекс С-25, а также ЗРК “Даль” (так и не принятый на вооружение) были выполнены в стационарных вариантах.

Важнейшим элементом нового комплекса должна была стать многофункциональная РЛС с фазированной антенной решеткой с цифровым управлением положения луча, обеспечивающей быстрый просмотр воздушного пространства и одновременное сопровождение нескольких целей.

Модификации

В 1978 году на вооружение был принят первый вариант — транспортируемый С-300ПТ.Все элементы комплекса были установлены на колесных повозках, буксируемых автомобилями.

 
  Пусковая установка 5П85-1 ЗРК С-300ПТ
 

В состав системы входили ракеты типа 5В55, созданные КБ “Факел” (г. Москва) и выпускаемые на ПО “Северный завод” (г. Ленинград). Их пуск производился вертикально из транспортно-пускового контейнера, в котором ЗУР могла храниться в течение 10 лет. Ракета выбрасывалась из трубы ТПК при помощи пороховой катапульты на высоту 20 м, одновременно раскрывались ее управляющие аэродинамические поверхности. Газовые рули по командам автопилота разворачивали ракету на заданный курс, и после включения маршевого одноступенчатого двигателя, она устремлялась к цели. Модификации ЗУР 5В55К и 5В55КД имели традиционное радиокомандное наведение, а более совершенная 5В55Р наводилась по принципу “сопровождение цели через ракету”. ЗУР 5В55К имела максимальную дальность стрельбы 47 км, а 5В55Р — 75 км.

Выпуск ЗРС С-300ПТ продолжался до начала 80-х годов. В середине 80-х комплекс прошел ряд модернизаций, получив обозначение С-300ПТ-1.

Дополнительные иллюстрации ЗРК С-300ПТ

В 1982 году на вооружение войск ПВО был принят новый вариант ЗРС С-300П —самоходный комплекс С-300ПС, разработанный в НПО “Алмаз” под руководством главного конструктора Александра Леманского. Создание этого комплекса было обусловлено анализом опыта боевого применения зенитных ракет во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, где выживанию ЗРС в значительной степени способствовала их мобильность, возможность выйти из-под удара “перед самым носом” противника и быстро изготовиться к бою на новой позиции.

Новый комплекс имел рекордно короткое время развертывания — 5 минут, делающее его трудноуязвимым для авиации противника. В его состав вошла усовершенствованная ракета 5В55Р, дальность стрельбы которой была увеличена до 90 км, а также ЗУР 5В55КД.

Хотя комплекс С-300ПС и не предназначался для поражения тактических баллистических ракет противника (для решения этих задач создавался армейский комплекс С-300В), опыт войны в Персидском заливе в 1991 году заставил ПВО проверить возможности своего основного ЗРК и против этих целей. Полигонные испытания подтвердили высокий антиракетный потенциал комплекса, превосходящий возможности американского ЗРК “Пэтриот”.

Новые технические средства, введенные в состав ЗРС С-300ПС и модернизированной С-300ПТ, значительно расширили их боевые возможности. Для обмена телеметрической информацией с командным пунктом ПВО, расположенным на удалении более 20 км от дивизиона, было задействовано антенно-мачтовое устройство “Сосна” на шасси ЗИЛ-131Н. Для расширения “зоны видимости” радиолокатора управления огнем была создана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой 25 м, перевозимая на автомобиле МАЗ-537. В дальнейшем на ее базе была разработана еще более высокая (39 м) двухсекционная вышка 40В6М, которую, несмотря на солидную высоту, можно установить на необорудованной позиции в течение двух часов. Возможности по обнаружению маловысотных целей удалось значительно расширить, введя в состав комплекса низко-высотный обнаружитель 5Н66М, созданный в НПО “Утес” под руководством Л.Шульмана.

При автономном ведении боевых действий ЗРС С-300ПС в отрыве от командного пункта дивизиону С-300ПС может придаваться всевысотная трехкоординатная РЛС 36Д6 или 16Ж6. Для точного определения координат огневого дивизиона относительно командного пункта системы при смене огневых позиций дивизиону придан топопривязчик 1Т12-2М на шасси ГАЗ-66.

При действии в малонаселенных районах дивизион может оснащаться и модулем обеспечения боевого дежурства, в состав которого входит четыре блока, размещенных на шасси МАЗ-543: столовая, общежитие, караульное помещение (с башенной пулеметной установкой) и энергоблок.

Экспортный вариант системы С-300ПС, отличающейся незначительными изменениями в составе оборудования получил обозначение С-300ПМУ.

Дальнейшим развитием комплекса стал ЗРК С-300ПМ и его экспортный вариант — С-300ПМУ-1. Разработка усовершенствованного варианта комплекса началась в 1985 году, а в 1993 году С-300ПМ был принят на вооружение.

Основным отличием С-300ПМ и С-300ПМУ-1 от прежних “трехсоток” является новая ракета 48Н6 (экспортный вариант — 48Н6Е), разработанная НПО “Факел” и выпускающаяся ПО “Ленинградский Северный завод” и ММЗ “Авангард”. Ракета имеет усовершенствованную аппаратную часть и способна поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 6450 км/ч. Максимальная дальность поражения самолетов противника — 150 км, а малозаметных стратегических крылатых ракет, летящих на высотах 6—100м—28—38км.

Усовершенствовано также антенное устройство радиолокатора подсвета и наведения.

Комплекс выпускается как в мобильном варианте, на шасси автомобилей высокой проходимости МАЗ, так и в более дешевом буксируемом варианте, элементы которого размещены на трейлерах, буксируемых трехосными седельными тягачами повышенной проходимости КрАЗ.

Последней модификацией комплекса является ЗРК С-300ПМУ-2, получивший название “Фаворит”. Его испытания начаты в 1993 году, а поступление на вооружение, при должном финансировании программы, ожидается через полтора — два года. Создание нового комплекса, в значительной степени ориентированного на экспортные поставки, было обусловлено стремлением приблизить “антиракетные” возможности С-300П к потенциалу армейского комплекса С-300В и при одновременном увеличении “противовоздушного” потенциала.

Для увеличения боевых способностей системы в ее состав дополнительно введено автономное средство целеуказания нового поколения — трехкоординатная мобильная радиолокационная станция 96Л6Е, разработанная КБ “Лира”, входящим в состав НПО “Утес”, и выпускаемая Лианозовским электромеханическим заводом. РЛС смонтирована на шасси автомобиля высокой проходимости МАЗ-7390. При необходимости антенная система этой станции может быть поднята на универсальные вышки 40В6М или 40В6МД.

Возможности средств управления комплекса по обнаружению и сопровождению баллистических ракет значительно расширены.

Дальность поражения аэродинамических целей увеличена до 200 км, в том числе и при стрельбе вдогон, за счет оптимизирования траектории полета ЗУР.

Новая ракета 48Н6Е2 оснащена усовершенствованной БЧ, обеспечивающей увеличение вероятности поражения как баллистических, так и аэродинамических целей. Ракета имеет новые автопилот и радиовзрыватель. ЗРК может вести стрельбу и ракетами 48Н6Е комплекса С-300ПМ.

Комплекс С-300ПМУ-2 может также оснащаться новыми ракетами разработки МКБ "Факел" 9М96 м 9М96М (в экспортном исполнении 9М96Е и 9М96Е2). Смешанный вариант оснащения был продемонстрирован на выставке МАКС в августе 1999 года.

Модифицированный вариант пусковой установки ЗРК "Фаворит" с тремя ракетами 48Н6Е2 и четырьмя ракетами 9М96Е, продемонстрированный на выставке МАКС-99

По мнению специалистов, в настоящее время “Фаворит” является самой универсальной в мире системой ПВО, имеющей значительный экспортный потенциал. В этот вариант могут быть доработаны и ранее поставленные ЗРК С-300ПМ и С-300ПМУ-1.

Экспорт

Комплексы С-300П в различных модификациях находятся на вооружение кроме России и поставлялись в следующие страны:

  • Украина
  • Белоруссия
  • Казахстан
  • Словакия (бывш. ЧССР)
  • Болгария
  • Кипр (комплекс дислоцирован на территории греческого острова Крит)
  • Китай
  • США (ряд компонентов комплекса были приобретены спец. органами для детального изучения).

Технические характеристики ракет комплексов 
зенитной ракетной системы С-300П

Ракета:
5В55К 
(В-500К)
5В55Р 
(В-500Р)
48Н6Е
48Н6Е2
Разработчик
МКБ "Факел"
Изготовитель
ПО "ЛСЗ"
Состояние
на вооружении, сняты с производства
 
на вооружении
Максимальная дальность, км
47
75-90
150
200
Максимальная скорость ЗУР, м/с
до 2000
до 2000
до 2100
до 2100
Масса ракеты, кг
1480-1500
1664-1665
1800-1900
 
Масса БЧ, кг
133
130-133
143-145
 
Тип БЧ
осколочно-фугасная
Система управления
радио-командная
комбинирования через ракету
Длина ракеты, м
7,25
7,25
7,5
 
Диаметр корпуса ракеты, м
0,508
0,508
0,519
 
Размах оперения, м
1,124
1,124
1,134
 
Число ступеней
1
1
1
1
Тип двигателя
ТТРД
ТТРД
ТТРД
ТТРД
Время работы двигателя, сек
8-10
8-10
до 12
 
Располагаемые перегрузки
н/д
н/д
25
н/д
Гарантированный срок хранения в ТПК, лет
10
10
10
10

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации