Кроме экспериментального по сути легкого танка К-90, после окончания второй мировой войны советская промышленность разработала всего одну модель легкого танка. Проектирование машины велось в Волгограде в 1948-51 г.г. Базой для машины послужил созданный для использования в Антарктике гусеничный трактор. Легкий танк представлял собой уникальную комбинацию относительно высокой огневой мощи и хороших амфибийных характеристик. Высокую маневренность на воде машине обеспечивали установленные в кормовой части корпуса два водометных движителя. За счет регулирования протока воды через водометы можно было управлять движением танка по курсу на плаву.Под обозначением «легкий плавающий танк
ПТ-76» машина в 1951 г. была принята а вооружение. На воде
ПТ-76 развивал максимальную скорость в 10 км/ч. На первых серийных танках ставились 76,2-мм пушки Д-56Т с многокамерными дульными тормозами. Начиная с машин
ПТ-76 модель 1954 г. танки вооружались усовершенствованными орудиями Д-76ТМ с двухкамерными дульными тормозами.На танках
ПТ-76 модель 1958 г. ставился стабилизатор «Заря». обеспечивающий стабилизацию пушки в вертикальной и горизонтальной плоскостях. С оснащением танков инфракрасными приборами ночного видения машины получили возможность вести боевые действия ночью. У командира и наводчика ставились наблюдательные приборы TПКУ-1 и инфракрасные наблюдательные приборы ТКН-1 (с 1964 г. ТКН-1С), механик-водитель получил инфракрасный наблюдательный прибор ТВН-2Б а вместо перископа ТНП-370 у него поставили наблюдательный прибор ПЕР-17Л.
Легкие танки-амфибии выпуска до 1967 г. комплектовались танковыми радиостанциями Р-113/26 и танковыми переговорными устройствами Р-120. Машины более позднего выпуска получили радиостанции Р-123 и переговорные устройства Р-124.В 1960 г. волгоградские конструкторы предложили новую форму корпуса танка-амфибии. Можно предположить, что причиной остановки работ по
ПТ-76М (модель 1960 г.) с измененной формой корпуса стало весьма незначительное увеличение скорости движения по воде при одновременном росте массы машины.В рамках работ по увеличению огневой мощи в 1963 г. был разработан легкий плавающий танк «объект 906», па котором устанавливалась 85-мм орудие.Появление в начале 70-х годов боевых машин пехоты БМП-1 положило конец серийному выпуску плавающих танков
ПТ-76. Тем не менее. в Волгограде в 1975 г. были созданы дне конструкции, которые можно отнести к преемникам
ПТ-76. Один из них - легкий плавающий танк «объект 934», второй - легкий танк обьект 685». предназначенный для воздушно-десантных войск, который также обладал амфибийными качествами. Установка 100 мм орудия значительно усиливало огневую мощь танков-амфибий, но в серию танки все равно не пошли.
Танк-амфибия ПТ-76 |
Производство: | СССР (Волгоград) |
Использовался: | СССР, Афганистан, Алжир, Ангола, Бенин, Болгария, Китай, Куба, Конго, ЧССР, ГДР, Египет, Гвинея, Гвинея-Бисау, Индия, Индонезия, Ирак, Израиль, Лаос, Мадагаскар, Никарагуа, Северная Корея, Пакистан, Польша, Сирия, Уганда, Вьетнам, Югославия, Замбия |
Выпускался: | 1952-75 г.г. |
Экипаж: | 3 человека |
Боевая масса: | 14.0 т |
Длина с пушкой: | 7625 мм |
Длина корпуса: | 6910 мм |
Ширина: | 3140 мм |
Высота: | 2195 мм |
Вооружение: | 1 пушка Д-65Т или Д-56ТМ калибра 76.2 мм (боекомплект 40 снарядов), 1 пулемет СПМГ или ПКТ калибра 7.62 мм (боекомплект 2000 патронов) |
Двигатель: | 6-цилиндровый дизель В-6 мощностью 240 л.с. |
Скорость по шоссе: | 44 км/ч |
Скорость по воде: | 10,2 км/ч |
Запас хода: | 250 км |