СПОСОБЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 2/2009, стр. 25-31

СПОСОБЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

Полковник юстиции М. ГАЦКО,

кандидат философских наук,

профессор Академии военных наук

Начало см.: Зарубежное военное обозрение. -2009. -№ 1. -С. 28-31.

В первой части статьи было раскрыто само понятие комплектования, приведены основные способы его проведения, отмечены их сильные и слабые стороны. Кроме того, рассматривались особенности комплектования личным составом Армии обороны Израиля, вооруженных сил Швейцарской Конфедерации, ФРГ и Республики Беларусь.

Народно-освободительная армия Китая (НОАК) комплектуется смешанным способом: по призыву и на контрактной основе. Однако приоритетным способом комплектования вооруженных сил по-прежнему является призыв граждан для прохождения обязательной военной службы. В соответствии со статьей 55 конституции страны «защита Родины и сопротивление агрессии являются священной обязанностью каждого гражданина КНР. Прохождение военной службы и участие в народном ополчении -почетная обязанность гражданина КНР в соответствии с законом». По действующему законодательству все граждане КНР мужского пола в возрасте от 18 до 35 лет являются военнообязанными. Поскольку численность мужчин призывного возраста значительно превышает численность мобилизационного контингента, в стране наблюдается высокая конкуренция среди желающих быть призванными на действительную военную службу. Поэтому в Китае нет необходимости в переходе на полную профессионализацию вооруженных сил.

Комплектование армии регулируется законом КНР от 29 декабря 1998 года «О военной службе». Призыву на действительную военную службу подлежат лица мужского пола, которым в год призыва исполняется 18 лет. При предоставлении отсрочки военнообязанные подлежат призыву до 22-летнего возраста. При чрезвычайных обстоятельствах Госсовет КНР и Центральный военный совет могут принять решение о призыве в НОАК граждан мужского пола в возрасте до 45 лет. Кроме того, на военную службу могут призываться или поступать по собственному желанию лица женского пола в возрасте от 18 до 22 лет. Срок прохождения обязательной военной службы составляет два года во всех видах ВС. Упразднена свехсрочная служба продолжительностью 8-12 лет и введена служба по контракту на срок от трех до 30 лет.

В целях подготовки населения страны к ведению широкомасштабной народной войны в Китае создана массовая вооруженная организация - народное ополчение, насчитывающее около 36,5 млн человек, которое является резервным компонентом ВС. Согласно закону КНР «О военной службе» все граждане мужского пола в возрасте 18-35 лет, которые соответствуют условиям выполнения воинской обязанности, кроме тех, кто призван на действительную военную службу, включаются в систему народного ополчения и состоят на службе в запасе. Отряды ополчения включают кадровых и обычных народных ополченцев. Кадровые народные ополченцы (6,5 млн человек) - это лица в возрасте до 28 лет, включая отставных солдат, прошедших действительную военную службу, а также отобранные лица, прошедшие военную подготовку или намеченные для ее прохождения. Остальные мужчины в возрасте 18-35 лет, соответствующие условиям службы в запасе, считаются обычными народными ополченцами (30 млн).

СПОСОБЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

Комплектование Народно-освободительной армии Китая осуществляется смешанным способом

Республика Казахстан, будучи одним из самых динамично развивающихся государств СНГ, стремится создать современные вооруженные силы, занимающие по боевому потенциалу первое место среди центрально-азиатских республик. Численность ВС страны около 65 тыс. человек.

Всеобщая воинская обязанность установлена казахстанской конституцией, в соответствии с которой «защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина» (п. 1 ст. 36). Общественные отношения, касающиеся воинской обязанности и военной службы, регулируются законом Республики Казахстан от 8 июля 2005 года «О воинской обязанности и военной службе» и постановлением правительства 2006 года «Об утверждении правил организации призыва граждан на военную службу».

В мирное время вооруженные силы республики комплектуются военнослужащими на основе воинской обязанности по призыву при сочетании экстерриториального и территориального принципов, а также путем добровольного поступления на военную службу по контракту. При введении военного положения и в военное время комплектование армии осуществляется полностью на основе призыва на воинскую службу. Для доукомплектования и развертывания ВС до состава и численности военного времени в мирное время создается военно-обученный резерв из числа военнообязанных.

Призыву на срочную военную службу подлежат граждане этой страны в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на отсрочку или освобождение от призыва. Офицеры запаса в возрасте до 29 лет, годные к военной службе, призываются в мирное время на основании постановления Правительства Республики Казахстан для прохождения ее на должностях офицерского состава.

Сроки военной службы по призыву составляют: для военнослужащих срочной военной службы 12 месяцев; для офицеров - выпускников гражданских вузов, проходящих службу по призыву, 24 месяца.

В республике считают нецелесообразным переходить к полностью профессиональной армии. По мнению ее руководства, профессионалами в армии должны быть прежде всего офицеры и весь младший командный состав. С 1996 года сержантский корпус казахстанской армии комплектуется только по контракту.

Армия Финляндии (по финской терминологии - оборонительные силы) комплектуется смешанным способом. Доля профессиональных военнослужащих и граждан, проходящих военную службу по призыву, составляет соответственно 55 и 45 проц. В мирное время численность сил самообороны Финляндии около 23 тыс. человек, включая 7 тыс. гражданских служащих. Кроме того, каждый год на переподготовку призываются около 36 тыс. резервистов. В военное время численность сил самообороны может достигать 300 тыс. человек.

В соответствии со статьей 127 основного закона (конституции) Финляндии обязанностью каждого гражданина является участие в защите родины или содействие этому согласно предписаниям закона. Всеобщая воинская повинность была введена в этой стране еще законом «Об обязательной военной службе» от 1878 года.

На военную службу граждан Финляндии призывают по достижении ими 19 лет. Срок службы зависит от должности и военной специальности военнослужащего: простого солдата (стрелок, радист, водитель категории Вит. п.) - шесть месяцев; солдат, служба которых требует специальной подготовки (санинструкторы, водители категории С, метрологи, корректировщики огня), -девять месяцев; солдат, исполняющих обязанности младшего командного состава (командиры отделений, расчетов, боевых машин и т. п.), а также проходящих службу на должностях высококвалифицированных специалистов (механики, водители категории Е, водолазы и т. п.), - 12 месяцев.

Добровольное комплектование вооруженных сил осуществляется в семи странах НАТО: США, Франции, Великобритании, Испании, Италии, Канаде и Люксембурге, двух нейтральных-Ирландии и Мальте, в восьми из 23 государств регионов Ближнего Востока и Северной Африки, в 14 из 26 стран Азии и Австралии, а также в 11 из 26 расположенных в Латинской Америке и Карибском бассейне.

Опыт ведущих западных государств показывает, что переход к добровольному способу комплектования вооруженных сил на контрактной основе является чрезвычайно сложным процессом, связанным с решением ряда политических, военных, социальных, экономических, демографических и других проблем. Одновременно кардинально изменяются подходы к способам подготовки рядового и сержантского состава, требующие (наряду с резкой их интенсификацией) использования новейших методов обучения, основанных на самых передовых технологиях и достижениях науки и техники. Анализ общих принципов реформирования системы комплектования регулярных вооруженных сил (США, Франция) выявил ряд преимуществ, позволяющих резко сократить их численность, а также повысить уровень подготовленности и обученности личного состава при переходе к формированию современных армий на контрактной основе.

Королевские вооруженные силы Великобритании (The Armed Forces of the Crown) в мирное время традиционно комплектуются на добровольной основе. В период Первой и Второй мировых войн вводилась обязательная воинская повинность. После окончания Второй мировой войны действие закона об обязательной воинской повинности было продлено и на мирное время. Однако в 1960 году этот закон был отменен, и национальные ВС стали комплектоваться полностью путем добровольного набора.

Полная профессионализация королевских вооруженных сил Великобритании требует значительных расходов. Согласно данным военного ведомства, Соединенное Королевство находится на втором месте в мире по военным расходам, хотя численность британской армии менее 200 тыс. военнослужащих (28-е место в мире). Сегодня в сухопутных силах насчитывается более ПО тыс. человек, в королевских ВВС - 45 тыс., а в королевских ВМС - более 40 тыс. Комплектование рядовым составом осуществляется за счет вербовки добровольцев в возрасте от 17,5 до 33 лет.

Наличие высокопрофессиональной мобильной армии позволяет МО Великобритании успешно решать множество боевых задач в различных регионах мира (в Афганистане, Косово, Боснии, Ираке и в районе Персидского залива, а также в Сьерра-Леоне и на Кипре). Кроме того, контингенты британских войск размещены в Северной Ирландии, Германии и на Фолклендских о-вах. Однако в последние годы в условиях дестабилизации обстановки в ряде подконтрольных Великобритании регионов и активизации действий международного терроризма ее войска испытывают значительное напряжение при решении поставленных перед ними задач. В недавно обнародованном докладе национальной счетной палаты страны отмечается, что существует реальная опасность, что вооруженные силы, могут просто с ними не справиться.

По сообщению британской газеты «Дэйли телеграф», начальник ГШ ВС Великобритании генерал Ричард Даннэтт признал, что у страны практически не осталось не задействованного в операциях резерва военнослужащих, за исключением одного батальона численностью 500 военнослужащих. По оценке главы генштаба, в настоящее время британская армия почти неспособна реагировать на новые и неожиданные угрозы для национальной безопасности страны.

Вооруженные силы Французской Республики с 2002 года комплектуются полностью добровольцами. Призыв в мирное время был отменен в 1996 году, однако юноши, родившиеся до 1979-го, должны были завершить свою службу в рядах национальных вооруженных сил.

27 июля 2001 года решением президента был издан декрет, согласно которому с 1 декабря 2001-го Пятая республика перешла полностью к комплектованию армии на добровольной основе. Военнослужащие последнего набора по призыву (лето 2001-го) были досрочно уволены с военной службы.

В настоящий момент в вооруженных силах Франции начитывается 250 тыс. военнослужащих. На действительную военную службу в качестве добровольцев принимаются граждане в возрасте от 18 до 32 лет, а на учебу для получения военной специальности и в унтер-офицерские школы - с 17 лет. Контракты могут продлеваться рядовыми в течение 15 лет, унтер-офицерами - до предельного возраста или при общей выслуге 21 год.

Вооруженные силы США (The United States Armed Forces) полностью комплектуются путем найма добровольцев.

28 сентября 1971 года президент США утвердил закон, по которому с 1 июля 1973 года вводилась контрактная система комплектования ВС. Переход к профессиональной армии подтолкнула проигранная Соединенными Штатами война во Вьетнаме. В результате перехода к добровольному способу комплектования численность регулярных американских вооруженных сил уменьшилась на 213 тыс. человек, снизился уровень сменяемости военнослужащих первого срока службы, увеличилась доля рядовых и сержантов, а также повысился интеллектуальный уровень новобранцев. Однако профессиональная армия обходится дороже призывной.

Численность ВС США без учета резервных сил составляет более 1,4 млн человек. Кроме кадровых военных в американских войсках находятся около 700 тыс. гражданских служащих. Руководство Пентагона в любой момент может призвать еще примерно 1,3 млн резервистов. На военную службу принимаются годные по состоянию здоровья и уровню профессиональной подготовки граждане мужского и женского пола в возрасте от 17 до 40 лет.

СПОСОБЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

СПОСОБЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

СПОСОБЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

Вооруженные силы Казахстана комплектуются военнослужащими как по призыву, так и по контракту

В ВС Великобритании служат только добровольцы

Благоприятные экономические условия позволяли США до недавнего времени успешно решать задачи по материальному стимулированию привлечения и удержания добровольцев на военной службе. Однако с 2001 года в ходе проводимых американскими ВС операций в рамках «глобальной войны с терроризмом» в системе комплектования возникли серьезные проблемы. Трудности, с которыми сталкиваются американские военнослужащие в Ираке и Афганистане, а также довольно высокий уровень потерь среди них обусловили сокращение числа добровольцев, изъявляющих желание проходить службу в вооруженных силах США.

Наиболее тяжелое положение с комплектованием войск военнослужащими сложилось в сухопутных войсках. Так, в 2004 году нехватка офицеров в частях и подразделениях тактического звена управления СВ составила около 30 проц. В 2005 году недокомплект военнослужащих сухопутных войск превысил 2,15 тыс. человек. Основными причинами такого положения в вооруженных силах страны являются: снижение популярности военной службы, несоответствие уровня материальных доходов военнослужащих современным условиям, а также пробелы в нормативно-правовых актах, регулирующих порядок прохождения военной службы личным составом резерва американской армии.

В 2001 году президент США Дж. Буш вынужден был издать указ о принудительном продлении срока службы добровольцам, у которых истек срок первоначального контракта. Политика принудительного удержания на военной службе добровольцев получила в этой стране название «stop-loss». Многие военнослужащие на недобровольной основе отслужили сверх срока, установленного в первичном контракте, по два года. По расчетам руководства Пентагона, продление президентским указом срока военной службы затронуло 20 тыс. военнослужащих США. Кроме того, из-за нехватки контингента для пополнения американских войск в Ираке было призвано на военную службу 5 600 резервистов.

С целью привлечения большего количества добровольцев на военную службу Пентагон вынужден был принять ряд мер. В последние годы существенно снижены требования к добровольцам, набираемым для прохождения службы в сухопутных войсках. Так, сделаны серьезные послабления при приеме на военную службу для лиц, привлекавшихся ранее к юридической ответственности за совершение правонарушений. В стране разрешена вербовка на военную службу даже заключенных американских тюрем, осужденных за мелкие правонарушения, в первую очередь миграционного законодательства. Начиная с 2003 года через американские вербовочные пункты прошло более 125 тыс. лиц, имевших проблемы с соблюдением законодательства США. По экспертным оценкам, в настоящее время порядка 40 тыс. американских военнослужащих в той или иной степени имеют отношение к криминальным группировкам.

Вербовщикам разрешено также снизить долю новобранцев со средним образованием и увеличить число добровольцев, показавших при тестировании их общего уровня подготовки низкие результаты. Кроме того, были введены послабления в правилах натурализации для американских военнослужащих, получивших вид на жительство в США и проходящих военную службу за границей. Порядка 40 тыс. лиц, завербованных на военную службу, не имели гражданства США, в том числе 17 тыс. человек, вообще не имели никакого гражданства. С 1 октября 2004 года для них срок, необходимый для получения гражданства США, был сокращен с трех лет до года.

Однако принимаемые меры являются недостаточными. Существующая система комплектования вооруженных сил США в современных условиях уже не способна обеспечить необходимый уровень укомплектованности войск и сил флота личным составом требуемого качества для решения задач, сформулированных в «Национальной военной стратегии США» 2004 года: защита своей территории; ведение боевых действий в четырех передовых зонах с целью сдерживания агрессии, создание условий для проведения операций в будущем, а также в случае задействования войск в нескольких конфликтах небольшого масштаба; сохранение способности в короткие сроки нанести поражение противникам в двух совпадающих по времени военных кампаниях.

СПОСОБЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

СПОСОБЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

Законодательство Франции предусматривает добровольное комплектование вооруженных сил

В США военная служба граждан осуществляется только на контрактной основе

Таблица

СИСТЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

СПОСОБЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

СПОСОБЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

В Финляндии военнослужащим можно стать добровольно или по призыву

Зарубежный опыт комплектования вооруженных сил свидетельствует, что в условиях отсутствия угрозы широкомасштабной войны с применением сил общего назначения, в которой во многом исход боя зависит от использования крупных (многомиллионных по численности) армий, в зарубежных странах отмечается тенденция сокращения численности вооруженных сил и роста уровня их профессионализации.

В настоящее время большинство экономически и политически стабильных стран мира придерживаются смешанного способа комплектования своих вооруженных сил, сочетая набор граждан на военную службу по контракту с их призывом на срочную службу на основе всеобщей воинской обязанности.

Таким образом, абсолютизировать тот или иной способ комплектования нецелесообразно, лучше сбалансированно сочетать преимущества каждого из них. Например, в государствах НАТО на долю контрактников приходится порядка 45 проц. общей численности военнослужащих. В частности, в Германии они составляют около 85 проц., Греции и Норвегии - около 30 проц., Дании - 60-65 проц. При этом допускается дифференциация соотношения призывников и контрактников в различных видах вооруженных сил. В ФРГ численность военнослужащих по призыву составляет: в сухопутных войсках - около 20 проц., в ВВС - 15, в ВМС - 10. Соотношение призывной и контрактной частей ВС определяется в каждом государстве исходя из приоритетов национальной безопасности, характера угроз, а также с учетом экономических возможностей.

В вооруженных силах зарубежных стран хорошо обученные и инициативные профессиональные военнослужащие привлекаются для борьбы с терроризмом и экстремизмом, а также для выполнения задач за пределами национальных территорий. Кроме того, профессиональные военнослужащие необходимы в войсках специального назначения и высокотехнологичных войсках, прежде всего имеющих на вооружении стратегическое оружие, высокоточное оружие и современные информационные системы.

В большинстве государств не отказываются от комплектования части вооруженных сил на основе призыва граждан на военную службу. Призывной контингент необходим в первую очередь для подготовки массового военно-обученного резерва, который может быть востребован в случае крупномасштабного военного конфликта или широкомасштабной войны. Призыв на военную службу как система, охватывающая всю страну, является важным средством консолидации нации и социальной интеграции представителей различных этнических и социальных групп. Кроме того, сохранение призыва обуславливает и наличие альтернативной гражданской службы, посредством которой в обязательном порядке комплектуются дешевые людские ресурсы, обеспечивающие функционирование социальных служб государства. Наконец, содержание призывных армий требует от государства значительно меньших расходов, чем профессиональных армий.

Вопреки распространенным представлениям комплектование вооруженных сил исключительно добровольцами не является непременным атрибутом развитого демократического государства. Если в США, Великобритании, Франции и ряде других государств военнослужащие набираются в армию только по контракту, то в Германии, Финляндии, Греции, Норвегии, Швеции и еще нескольких странах наряду со службой по контракту сохраняется обязательный призыв граждан на военную службу.

В Финляндии и прочих развитых демократических государствах призыв на военную службу не утратил для граждан своей привлекательности. В них обеспечиваются достойные условия оплаты воинской службы по призыву, создаются хорошие бытовые условия для военнослужащих, реально соблюдаются их права и свободы, им предлагаются социальные льготы, и они имеют льготы при поступлении на учебу и трудоустройстве после завершения службы.

В то же время в США и Великобритании, где имеется многолетний опыт комплектования вооруженных сил в мирное время только на добровольной основе, в условиях нарастания вовлеченности их зарубежных воинских контингентов в «глобальную борьбу с терроризмом», ощущается острый дефицит призывных ресурсов. Таким образом, в случае возрастания военной или террористической угрозы, при необходимости длительного участия значительных воинских контингентов в боевых действиях либо выполнения задач в чрезвычайных ситуациях добровольный способ комплектования становится менее эффективным и уже не в состоянии без принудительного привлечения дополнительных военно-обученных людских ресурсов обеспечить решение всех задач, стоящих перед вооруженными силами страны. Даже такие государства, как США и Великобритания, для того чтобы одновременно решать боевые задачи в двух крупных (Ирак и Афганистан) и нескольких локальных военных конфликтах, вынуждены создавать коалиционные группировки войск и сил флота, привлекая к участию в них своих союзников по НАТО.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации