ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ ЮАР

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 7/2009, стр. 31-34

ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ ЮАР

Полковник К. КАНАРЕВ

Начавшийся в конце 1980-х годов процесс ослабления международной напряженности и полный выход Южно-Африканской Республики из международной изоляции в результате падения режима апартеида в 1994 году привели к изменению взглядов военно-политического руководства страны на характер и источники внешних угроз. Результатом новой государственной политики стало достаточно сильное сокращение реальных объемов финансирования военных приготовлений и перераспределение бюджетных средств на решение социально-экономических проблем. Этот процесс сопровождался уменьшением удельного веса военных расходов в ВВП и госбюджете.

В период с 1990 по 1998 год в реальном исчислении военные расходы ЮАР сократились на 50 проц., что стало основной причиной приостановки или полной отмены ряда программ военного строительства. Вместе с тем динамичная и сложная военно-политическая обстановка в Южноафриканском регионе по-прежнему обуславливала необходимость поддержания высокого уровня боеспособности национальных ВС, которые рассматривались в качестве важного элемента национальной безопасности и стабильности в регионе. Для выполнения этой задачи в условиях ограниченного финансирования военных программ руководство ЮАР пошло по пути реформирования ВС, в рамках которого наряду с сокращением численного состава и преобразованиями в организационно-штатной структуре началось их переоснащение новейшими образцами вооружения и военной техники (ВВТ).

Финансирование ВС ЮАР на современном этапе осуществляется в соответствии с «Белой книгой о национальной обороне» 1996 года, где представлены основные направления военного строительства в условиях демократических преобразований, и «Военным обзором» 1998-го, детализирующим требования к современному составу и структуре национальных воинских формирований.

Вместе с тем провозглашенные в этих документах направления военного строительства и требования к ВС далеко не в полной мере обеспечиваются современным уровнем финансирования. О необходимости устранения такого дисбаланса говорится в законе «Об управлении государственными финансами» 1999 года и законе «О национальной обороне» 2002-го. Однако отсутствие достаточного количества средств не позволяет добиться комплексного решения проблемы и предопределяет поэтапное совершенствование боевых возможностей ВС в соответствии с вырабатываемыми приоритетами их развития.

Таблица 1

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ МО ЮАР ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ В 2001-2007 ГОДАХ (МЛРД РАНДОВ)

ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ ЮАР

Таблица 2

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ МО ЮАР ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ В 2001-2007 ГОДАХ (ПРОЦ.)

ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ ЮАР

Таблица 3

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ МО ЮАР НА ЗАКУПКИ ВВТ ПО ВИДАМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В 2001-2007 ГОДАХ (МЛРД РАНДОВ)

ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ ЮАР

Таблица 4

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ МО ЮАР НА ЗАКУПКИ ВВТ ПО ВИДАМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В 2001-2007 ГОДАХ (ПРОЦ.)

ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ ЮАР

ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ ЮАР

ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ ЮАР

Шведские истребители JAS-39 «Грипен» поступают на вооружение ВВС ЮАР

Противолодочный вертолет «Супер Линкс» ВМС ЮАР

На основе имеющихся приоритетов формируются долгосрочные программы военного строительства, как правило, сроком на семь-десять и более лет. Основное внимание в них уделяется капитальным вложениям, вопросам закупок ВВТ, совершенствованию организационно-штатной структуры ВС и подготовке квалифицированных кадров. К таким программам относятся «Программа закупок стратегических ВВТ», принятая в 1999 году и рассчитанная на период до 2011 года, «Стратегия совершенствования людских ресурсов», утвержденная в 2003 году на период до 2010-го, и ряд других.

Среднесрочное и краткосрочное планирование осуществляется в рамках ежегодной подготовки национального бюджета страны, в котором оцениваются военные расходы за прошедший финансовый год и корректируется их распределение на текущий и два последующих финансовых года. Как правило, в данном случае уточняются вопросы финансирования текущих потребностей ВС, связанных с повседневной деятельностью, проведением миротворческих операций и учений. Однако могут вноситься незначительные изменения и в ежегодное распределение средств, предусмотренных некоторыми долгосрочными программами закупок крупных систем ВВТ.

Основная часть военных расходов проходит по бюджету МО, на долю которого приходится в среднем более 95 проц. всех выделяемых на военные цели средств. Остальные 4 проц. проходят по линии министерства общественных предприятий, которое финансирует поддержание и развитие производственной базы военной промышленности. В ближайшей перспективе эту статью расходов планируется проводить по бюджету МО, как это принято в странах НАТО.

В 2005 году расходы военного ведомства превысили уровень 2001-го на 40,6 проц., увеличившись с 15,8 до 22,5 млрд рандов; реальный прирост составил 10,1 проц. Динамика расходов министерства обороны в 2001-2005 годах характеризуется достаточно сильными колебаниями, которые были обусловлены главным образом изменением ежегодных объемов финансирования закупок ВВТ. Как показывает практика последних лет, суммарный объем средств, предусмотренный «Программой закупок стратегических ВВТ», и сам ход ее осуществления оказывают решающее влияние на ежегодный уровень военных расходов.

Увеличение расходов МО в 2006 году оценивается в 0,4 проц. (на 0,1 млрд рандов). В постоянных ценах они сократились на 6,1 проц., что обусловлено значительным уменьшением средств, выделяемых на закупку ВВТ. По той же самой причине сокращение продолжилось и в 2007 году как в номинальном (на 1,8 проц.), так и в реальном (на 6,5 проц.) исчислении. Расходы МО в 2007 году оцениваются в 22,2 млрд рандов; их реальный объем ниже показателя 2001-го на 3,4 проц.

Проявляется тенденция снижения уровня милитаризации экономики и государственных финансов. В 2007 году доля расходов МО в ВВП составила 1,2 проц. по сравнению с 1,6 проц. в 2001-м. Доля военных расходов в государственном бюджете снизилась в этот период с 6,1 до 4,5 проц.

Начиная с 2006 года в целевой структуре бюджета МО отмечаются изменения, отражающие сдвиги в приоритетах финансирования. Первое место заняли расходы на содержание личного состава, доля которых в бюджете МО возросла с 38,2 проц. в 2005 году до 43,2 проц. в 2007-м. Затраты на закупки ВВТ переместились с первого (40,9 проц. в 2005 году) на второе (31,5 проц. в 2007-м) место. Расходы на боевую подготовку и МТО войск традиционно находятся на третьем месте, однако их удельный вес впервые с 2001 года превысил 20 проц. и достиг 23,4 проц. в 2007-м. Это объясняется главным образом активизацией миротворческой деятельности ВС ЮАР. Доля расходов на строительство военных объектов по-прежнему невелика - как и в предыдущие годы, она не превышает 0,5 проц.

ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ ЮАР

ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ ЮАР

Подводная лодка S102 «Шарлотте Максеке» ВМС ЮАР (германский проект 209/1400)

Учебно-боевой самолет «Хок-100» ВВС ЮАР

Для бюджета МО ЮАР в 2006 году характерно увеличение реального объема финансирования только по статье «Боевая подготовка и МТО войск» (на 2,4 проц.). Затраты на содержание военнослужащих и гражданских служащих остались практически на прежнем уровне, сократившись на 1,0 проц.), а финансирование закупок ВВТ уменьшилось на 13,6 проц. Эта тенденция сохранилась и в 2007 году: расходы на боевую подготовку и МТО войск увеличились на 7,8 проц., содержание военно-служащих и гражданского персонала - на 0,6 проц., а на закупки ВВТ уменьшились на 21,5 проц.

Содержание и порядок реализации «Программы закупок стратегических ВВТ» определяют в значительной степени и распределение бюджета МО по видам ВС. Наиболее крупными проектами, предусмотренными данной программой, являются те, что предполагают приобретение:

- в Швеции 28 истребителей JAS-39 «Грипен» (сроки поставок в войска 2005-2012 годы);

- в Великобритании 24 учебно-боевых самолетов «Хок-100» (2006-2008);

- в Италии 30 многоцелевых вертолетов А-109М «Агуста» (2005-2009);

- в ФРГ трех дизельных подводных лодок проекта 209/1400 (2005-2008), а также четырех корветов типа «Аматола», построенных по кораблестроительной программе МЕКО А-200 (2004-2005);

- во Франции 64 тактических УР «Экзосет» ММ 40 класса «поверхность - поверхность» для оснащения фрегатов УРО проекта МЕКО А-200 (2004-2006);

- в Великобритании в 2006-2007 годах четырех противолодочных вертолетов «Супер Линкс», предназначенных для базирования на корветах МЕКО А-200.

В период с 2001 по 2007 год в бюджете МО была довольно стабильной только доля сухопутных войск, в интересах которых не предусматривалось приобретение крупных систем оружия (колеблется в пределах 21-26 проц.). Доля ВМС в 2001-2003 годах находилась на уровне 24 проц., а затем, после закупки корветов и оплаты основной стоимости контракта на поставку подводных лодок, стала снижаться, сократившись до 10,0 проц. в 2007-м. Одновременно в 2004-2005 годах происходит увеличение доли ВВС, связанное с началом программ приобретения многоцелевых вертолетов и учебно-боевых самолетов (с 25,8 проц. в 2001 году до 34,8 проц. в 2005-м); в 2007-м она составила 28,5 проц. В 2007 году бюджет закупок МО распределяется следующим образом: около 53 проц. получают ВВС, 23 проц. - СВ и 13 проц. - ВМС.

Анализ динамики расходов МО по видам вооруженных сил показывает, что в период с 2001 по 2007 год отмечалось увеличение реальных объемов финансирования СВ (на 5,7 проц.) и ВВС (на 7,9 проц.) при значительном сокращении (в 2,5 раза) бюджета ВМС.

Таблица 5

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ МО ЮАР ПО ВИДАМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В 2001-2007 ГОДАХ (МЛРД РАНДОВ)

ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ ЮАР

Таблица 6

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ МО ЮАР ПО ВИДАМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В 2001-2007 ГОДАХГПРОЦ.)

ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ ЮАР

В целом объем и направленность военных расходов ЮАР в 2001-2007 годах показывают, что военно-политическое руководство страны сосредоточило усилия на качественном совершенствовании боевых возможностей национальных ВС, главным образом, за счет повышения их технической оснащенности. Однако реальное сокращение военных расходов в последние годы не позволяет в полной мере удовлетворять имеющиеся потребности. К настоящему времени частично решены проблемы ВМС и ВВС, но пока не получили достаточного финансового подкрепления планы по перевооружению СВ современными образцами танков и ББМ. Кроме того, требуется обновление парка транспортной авиации, состава минно-тральных кораблей, ракетных катеров и кораблей боевого обеспечения. Необходимо принятие на вооружение новых образцов ракетного оружия, БЛА, минометного и артиллерийско-стрелкового оружия, боеприпасов, радиоэлектронной техники, а также замена транспортных средств тылового обеспечения.

Помимо приобретения достаточно дорогостоящих современных ВВТ больших затрат требует содержание военнослужащих, подготовка высококвалифицированных кадров, а также участие национальных ВС в миротворческих операциях. Все это обуславливает необходимость увеличения реальных объемов финансирования ВС, пересмотра имеющихся планов военного строительства или удлинения сроков реализации принятых программ.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации