ЦЕНТРУ БЫТЬ

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 12/2009

ЦЕНТРУ БЫТЬ!

Павел ПОПОВСКИХ

полковник в отставке, председатель Центрального совета "Союза десантников России"

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ - ЗАБОТА ГОСУДАРСТВА

2009 год в России объявлен Годом молодежи. Что российские власти ждут от нее? Чем молодежь может помочь стране в одной из самых чувствительных сфер - в укреплении обороноспособности государства? В 90-е годы антиармейская кампания, слепая и яростная до самозабвения, привела к разрушению системы допризывной подготовки молодежи в образовательных учреждениях, а стремление всех государственных чинов к приватизации своих "наделов" привело к отделению от государства и от армии организации РОСТО (ДОСААФ), которая перестала выполнять госзаказ по военной подготовке граждан, занявшись извлечением прибыли из остатков своей инфраструктуры.

0x01 graphic

Фото Павла ПОПОВСКИХ

Вспоминаю, как 6 января 1995 года к 3-му корпусу 1-й горбольницы города Грозного, где располагался отряд 45-го полка СпН ВДВ, доставили 60 молодых солдат для пополнения мотострелкового полка 20 мсд, понесшего потери при вводе в Грозный. Запомнилась картина: в непролазной грязи, среди развалин и черной копоти от разрывов снарядов "зеленые и пушистые" птенчики в новеньких бушлатах, ошеломленные происходящим, с растерянными глазами, с оружием, которое они (это сразу бросилось в глаза) даже не умели держать в руках. Выяснилось, что эти 18-летние пацаны, призванные месяц назад, позавчера приняли присягу, вчера получили со склада пулеметы, автоматы, гранатометы, из которых они ни разу не стреляли, и сегодня направлены на передовую… Как-то само собой, без моей команды офицеры и сержанты 45-го полка, уже не однажды побывавшие в переделках, разобрали пацанов по группам и устроили им занятия, до позднего вечера обучая владению оружием. Надеюсь, что наша самодеятельность помогла кому-то сохранить жизнь. Через день, 8 января, офицеры 20 мсд, в том числе и штабные, без солдат сходили в атаку, заняли близлежащий квартал и только потом подтянули личный состав, в том числе тех самых "птенчиков".

В те тяжелые дни мы сполна оценили необходимость подготовки молодежи к военной службе. Позднее, в 1995-1999 годах разведчики ВДВ регулярно проводили соревнования молодежных клубов имени В. Ф. Маргелова на базе 45 опСпН (Кубинка), отбирая лучших для службы в этом полку. Такой метод себя оправдал: участвуя впоследствии во всех без исключения боевых операциях, полк признан лучшим - это единственный полк в России (и в СССР), ставший гвардейским после Великой Отечественной войны. За 10 лет в полку появились 10 Героев России.

Законодатели легко изменили гражданский, налоговый, уголовный, таможенный кодексы, законы об образовании, о воинской обязанности и прочие юридические основы государства. Однако значительно труднее оказалось изменить нравственные законы и традиции патриотизма народов, населяющих Россию. При отсутствии федеральных законов и структур благодаря общественному инстинкту самосохранения в российских городах и поселках сохранились и образовались новые общественные и/или муниципальные учреждения, различные военно-патриотические клубы, центры, кадетские школы, в которых молодежь добровольно занимается военной подготовкой. Именно эта молодежь в 1999 году пошла в строю батальонов 7-й гв. вдд в атаку на банды Басаева в дагестанских горах, именно эта молодежь в 2000 году геройски сражалась против отрядов Хаттаба в составе 6-й роты 104 гв. пдп 76 гв. вдд под Улус-Кертом. Молодежь в августе 2008 года остановила грузинскую агрессию. Молодежь сохранила Россию от распада и унижения, сохранит и от разложения.

За последний месяц мне дважды довелось участвовать в мероприятиях Комитета по делам молодежи Госдумы (на слушаниях при обсуждении проекта закона о молодежи и на "круглом столе" по проблемам проведения молодежных форумов). В обоих случаях я нашел одно обстоятельство, их объединяющее, а меня удручающее: полное игнорирование проблем оборонно-спортивной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи. В проекте закона о молодежи лишь вначале, при перечислении направлений молодежной политики в ряду других вскользь и как-то стыдливо однажды упомянуто нравственно-патриотическое воспитание молодежи. Но и здесь проектом не предусмотрено ни органов, ни механизмов реализации. Мое краткое выступление по проблемам военно-патриотического воспитания, военной подготовки молодежи было встречено с интересом представителями регионов. А руководству Комитета Госдумы и Федерального агентства по делам молодежи во всем процессе патриотического воспитания и оборонно-спортивной подготовки оказались важны только военно-полевые сборы молодежных команд, клубов, кадетских школ и корпусов. И это уже обнадеживает, хотя без четко работающей системы военной подготовки такие сборы попросту невозможны.

На практике самыми массовыми и целевыми молодежными военно-полевыми сборами являются войны, успех которых начинается и закладывается системной военной подготовкой во дворе, в школе, институте. Этот способ - оборонно-спортивная подготовка молодежи во время учебы в образовательных учреждениях и за их рамками в добровольных молодежных общественных военно-патриотических и военно-спортивных объединениях. Способ очевиден, не нов, сравнительно дешев и проверен временем в СССР, в России, в других странах и давно стучится в запертые двери Государственной думы, правительства и особенно министерств обороны и образования. Скаутское движение в свое время явилось источником для сплочения и подъема патриотизма многих европейских наций. Мы не являемся здесь изобретателями.

Боеспособность воинских частей может восстановить и обеспечить заранее военно-обученный и подготовленный к службе призывной контингент, который не нужно после призыва в войсках полгода обучать начальной военной подготовке, основам военной службы, простейшим воинским специальностям (стрелок, гранатометчик, пулеметчик, разведчик, радист и др.), которые непосредственно на поле боя добывают победу. Но на них военно-патриотическим клубам нет госзаказа. Тем не менее стихийно по этим специальностям в силу простоты их подготовки молодежь обучается в военно-патриотических и спортивных клубах, кадетских школах и классах. Анализ показывает, что юноши, добровольно прошедшие в них 3-4-летний курс (500-600 часов) дополнительного обучения, не подвергаются унижениям, быстро адаптируются к армейским условиям и успешно осваивают воинскую специальность.

Военной, оборонно-спортивной подготовкой сегодня занимаются:

- суворовские (нахимовские) училища и кадетские корпуса - государственные образовательные учреждения;

- кадетские школы и школы-интернаты - муниципальные образовательные учреждения;

- оборонно-спортивные, военно-патриотические, военно-технические клубы и классы - муниципальные учреждения дополнительного образования;

- молодежные военно-патрио-тические и военно-спортивные общественные объединения.

Первая и вторая группы реализуют обязательные учебные программы по образовательным стандартам, а факультативно готовят кадетов к военной или гражданской государственной службе. Учреждения второй группы образованы на муниципальном уровне и испытывают серьезные затруднения с организацией и обеспечением военной подготовки учащихся. Третья и четвертая группы - самые массовые и многочисленные, но они существуют благодаря энтузиастам на пожертвования граждан и муниципальных образований. Ни для одной из этих групп нет стандартов и программ военного обучения.

На федеральном уровне кадетское образование регулируется только типовым положением о кадетских школах, кадетских школах-интернатах. Законом "Об образовании" они игнорируются. О кадетском образовании, военно-патриотическом воспитании и военной подготовке молодежи не упоминается в приоритетном национальном проекте "Образование". Нигде и никак не определен статус учреждений дополнительного образования, где учащиеся добровольно занимаются военной подготовкой и которые успешно функционируют во многих школах; не определена роль федерального центра в военной подготовке и в военно-патриотическом воспитании, нет системы учета кадетских школ, военно-патриотических клубов и государственного контроля над их функционированием.

Эти учреждения разрознены, самодеятельны и слабо организованы. Военная подготовка и военно-патриотическое воспитание в них осуществляются, исходя из субъективного представления об этом самих инициаторов, исключительно на их энтузиазме и лишь иногда при поддержке муниципальной власти. Военные комиссариаты воспитанием молодежи не занимаются и даже не могут подготовленную клубами молодежь призвать в части согласно профилю ее клубной подготовки. Нет механизмов взаимодействия командований видов и родов войск, военных комиссариатов, ветеранских и молодежных организаций при подготовке, учете и призыве граждан на военную службу. Сегодня, несмотря на массовое и досрочное увольнение офицеров, сложился острый дефицит квалифицированных инструкторов и преподавателей, нет сертифицированных учебных программ, учебников, учебно-методических пособий, нет обмена информацией и опытом между субъектами добровольной военной подготовки граждан. Не определены оценочные критерии и требования военного ведомства к уровню и специфике вневойсковой подготовки, механизмы и нормы обеспечения предметами учебно-материальной базы.

Законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая подготовку молодежи к военной службе, практически отсутствует. Более того, базовые федеральные законы "О воинской обязанности и военной службе" и "Об образовании" в этом вопросе противоречат один другому и только мешают организовать военную подготовку молодежи на муниципальном и региональном уровнях. Молодежные военно-патриотические клубы и центры при аренде помещений для занятий с молодежью вынуждены безуспешно участвовать в конкурсе на их аренду наравне с коммерческими организациями.

В России не оказалось федерального центра - организатора оборонно-спортивной подготовки. У Росмолодежи и Рособразования нет законом определенных им для этого функций и стимулов заниматься военно-патриотическим воспитанием и военной подготовкой молодежи. Военное ведомство боится "гражданских" проблем. Несогласованность нормативно-правовой базы по организации вневойсковой подготовки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях ведет к дезорганизации этой работы, к неэффективному и нецелевому использованию средств, выделяемых государством на патриотическое воспитание.

Российский государственный военный историко-культурный центр при правительстве Российской Федерации (Росвоенцентр), к сожалению, не стал организатором военно-патриотического воспитания и оборонно-спортивной подготовки. За все эти годы даже не появилось давно ожидаемого учебника по военной истории России для молодежных военно-патриотических и оборонно-спортивных учреждений и организаций. Военно-патриотическая работа ни в одном ведомстве - исполнителе программы "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы", в том числе в Министерстве обороны, не выделена как самостоятельное направление работы.

В добровольной военной подготовке учащихся ее организаторы руководствуются подзаконными нормативно-правовыми актами, в том числе "Положением о подготовке граждан РФ к военной службе" и совместным приказом МО и Минобрнауки от 3 мая 2001 г. Но их требования выполняются фрагментами и лишь в той их части, которая не противоречит ведомственным или личным интересам чиновников. Во всех этих документах механизм финансирования вневойсковой подготовки молодежи глубоко законспирирован туманными ссылками на бюджет или некие заинтересованные в военной подготовке инстанции. Фактически заинтересованными инстанциями оказываются чаще всего родители, которые оплачивают РОСТО даже прыжки с парашютом.

Сегодня срочно необходим Методический центр оборонно-спортивной подготовки и патриотического воспитания как федеральное государственное образовательное учреждение или как подразделение такого учреждения. Главной целью деятельности центра должны стать методическая работа по подготовке организаторов "всевобуча", разработка и издание учебников, распространение опыта вневойсковой подготовки и объединение разрозненных военно-патриотических клубов ("Десантные", "Морские", "Летные", "Пограничные" и др.).

Казалось бы, начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант А. Башлаков более чем кто-либо в России должен быть озабочен военно-патриотическим воспитанием и военной подготовкой призывников. Однако в ответ на предложение содействовать ветеранским организациям в учреждении Методического центра военно-патриотического воспитания и вневойсковой подготовки А. Башлаков отослал их "на деревню к дедушке", хотя от него не требовалось никаких затрат и усилий, кроме одобрения и последующего "глубокого удовлетворения и гордости за содеянное".

Все материальные затраты и всю практическую работу собирались нести ветеранские общественные организации. Бывших десантников не бывает - ими еще в январе 2008 года образована некоммерческая организация "Союз детских, молодежных военно-патриотических организаций десантного профиля "Союз десантных клубов". Сегодня в ней состоит уже 116 молодежных организаций, где более 10 000 воспитанников, кадетов и курсантов добровольно готовятся к службе в ВДВ и их число растет. Взаимодействие по призыву в ВДВ организовано на уровне командиров частей. Однако командующий ВДВ генерал-лейтенант В. Евтухович в упор не видит десантные клубы и не позволяет оказывать им помощь, несмотря на то, что в организации предусмотрен контрольный орган - наблюдательный совет из представителей командования ВДВ, Росмолодежи, Рособразования и ветеранов ВДВ. Командование ВДВ может обеспечить клубы, кадетские школы и классы выслужившими сроки эксплуатации предметами учебно-материальной базы, сертифицировать программы военной подготовки по своему профилю, определить оценочные показатели и нормативные требования к кадетам и выпускникам клубов, организовать их учет и призыв в части по специфике допризывной подготовки в военно-спортивных клубах. По опыту десантников молодежные общественные объединения нужно создавать по профилю военной подготовки каждого вида Вооруженных Сил.

Ветеранские же организации способны организовать и привлечь офицеров запаса в качестве преподавателей и инструкторов, помочь разработать учебники и учебно-методические пособия для учреждений дополнительного образования, провести полевые сборы и соревнования с этими клубами, семинары с руководителями клубов, практически заниматься с молодежью.

Так что, несмотря на "кризис в голове" генералов, Центру оборонно-спортивной подготовки и патриотического воспитания быть. Об этом уже принято решение ветеранскими и молодежными общественными организациями - можно считать этот факт проявлением общественного инстинкта самосохранения. Однако без "руководящей и направляющей" роли Министерства обороны организовать учет и призыв кадетов и воспитанников клубов по специфике их подготовки (в РВСН, ВВС, СВ, ВМФ, ВДВ, ГРУ ГШ и др.), обновить неработающий сегодня приказ о порядке передачи клубам в качестве учебно-материальной базы военного снаряжения и имущества, выслужившего сроки и не используемого в войсках, согласовать подготовку молодежи с потребностями Министерства обороны и др. очень сложно, если вообще возможно. Придется решать эти вопросы на уровне командований видов и родов войск. Что делать? И кому-то нужно менять мозги, а может быть, всего лишь кресло одному начальнику?


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации