ФИНАНСИРОВАНИЕ ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ФРАНЦИИ В 2006 ГОДУ

«Зарубежное военное обозрение» №1. 2006 (стр. 23-29)

ФИНАНСИРОВАНИЕ ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ФРАНЦИИ В 2006 ГОДУ

Подполковник Т. РЖЕЧИЦКАЯ

По данным зарубежной печати, европейские страны НАТО в 2005 году израсходовали на военные цели 221,3 млрд евро, или 53 проц. всех затрат стран Евросоюза. При этом доля Франции в совокупных военных расходах составляет (в проц.) 21, Великобритании - 20, Германии -15, Италии - 14. По уровню расходов на военные цели Франция занимает первое место в Европе, а по уровню милитаризации экономики (доля расходов в ВВП 2,5 проц.) - третье после Турции (3,3 проц.) и Греции (3,1 проц.). В Великобритании этот показатель составляет 2,3 проц., в ФРГ - 1,4, в Италии - 1,8.

Во Франции принят проект военного бюджета страны на 2006 год. Как полагает министр обороны Мишель Аллио-Мари, «угроза глобального терроризма» и «распространение оружия массового поражения в мире» являются основными факторами, влияющими на безопасность государства. Гарантией поддержания на должном уровне места Франции в рамках «европейской обороны и укрепления влияния в Североатлантическом союзе служит обеспечение безопасности страны, укрепление боевого потенциала ее вооруженных сил, а также поддержание мира за пределами национальной территории».

Всем этим требованиям, по мнению министра обороны, соответствует принятый на следующий год проект военного бюджета страны, структура которого представлена в новом виде. Средства распределяются по четырем целевым задачам, а те, в свою очередь, делятся на программы. Две из бюджетных задач являются министерскими (средства направляются только по линии МО), а две - межминистерскими. В целом на военные цели в 2006 году выделено 47 млрд евро (в 2005-м - 45,8 млрд). 92 проц. всех средств (42,7 млрд евро) отпущено на реализацию двух целевых задач - «Оборона» и «Внутренняя безопасность страны». Около 8 проц. (3,9 млрд евро) пойдет на увековечение памяти и пособия ветеранам войн, развитие связей между «армией и нацией», на компенсации жертвам Второй мировой войны; 200 млн выделено на проведение научных исследований двойного назначения и развитие военной науки.

В настоящее время во Франции насчитывается около 4 млн ветеранов войн и военных пенсионеров, из них 1 875 тыс. имеют удостоверения ветеранов и 1 417 тыс. получают пенсию. На эти цели в проекте бюджета на 2006 год предусмотрено направить 639 млн евро. В 2005 году количество пенсий по инвалидности составило 413 тыс., из них 280 тыс. - непосредственно пенсии по инвалидности военнослужащим и 133 тыс. - вдовам и сиротам. В проекте бюджета на 2006 год на эти цели выделено 2 143 млн евро.

Одна из приоритетных целевых задач бюджета - «Оборона» включает четыре программы: боевая подготовка и текущая деятельность ВС, на реализацию которой ассигновано 20,9 млрд евро; техническое оснащение ВС - 10,6 млрд; обеспечение проведения военной политики - 2,9 млрд евро; прогнозирование военной политики с учетом развития международной обстановки -1,6 млрд. Первая межминистерская целевая задача - «Внутренняя безопасность» - включает две программы: «Национальная полиция» и «Национальная жандармерия», а вторая - «Научные исследования и высшее образование» - пять программ: научные исследования двойного назначения (гражданские и военные), на которые выделено 200 млн евро; НИР в различных областях; проведение исследований в промышленности; исследования в области развития космоса; исследования в области развития культуры и науки.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ФРАНЦИИ В 2006 ГОДУ

С 2005 года в военный бюджет включено финансирование участия вооруженных сил Франции в военных действиях вне национальной территории. На эти цели в 2006 году будет выделено 250 млн евро (в 2005-м -100 млн).

На содержание личного состава и на пенсионное обеспечение направлено 23,9 млрд евро. Из этих средств 57 проц. приходится на денежное содержание личного состава и различные пособия, 36 проц. (8 672 млн) - на выплаты пенсий военнослужащим и гражданским служащим, 6 проц. - на взносы социального страхования, 1 проц. - на выплаты по социальному обеспечению. Всего в настоящее время определенная бюджетом численность личного состава ВС Франции- 432 314 человек, из них 352 110 - военнослужащие и 80 204 - гражданские служащие. За последние семь лет во французской армии возросло количество женщин: среди призывного контингента их доля составляет 25 проц., среди офицеров - 27,3 проц. В целом доля женщин составляет 12 проц. военнослужащих и 40 проц. гражданского персонала.

Одним из важных направлений военной политики остается повышение привлекательности военной службы, рост профессионального уровня военнослужащих и гражданских служащих, а также улучшение их уровня жизни и социального положения в обществе. На эти цели выделено 66,94 млн евро, из которых 22,57 млн предназначено для «Фонда содействия профессионализации военнослужащих», созданного одновременно с принятием закона о переходе к профессиональной армии; 25,96 млн выделено на реализацию программы по улучшению условий военной службы; 18,41 млн - на реформу жандармерии.

Ежегодно более 28 тыс. военнослужащих увольняются из армии, из них 16 тыс., как правило, прослужили свыше четырех лет и имеют право на получение в полном объеме денежных дотаций на обучение. Так, в 2004 году уволился 28 621 человек, из них 15 683 прослужили более четырех лет (в том числе более 2 проц. - офицеры и 17 проц. - унтер-офицеры). В течение года на получение другой профессии и поиски новой работы было предоставлено 13 808 денежных компенсаций, позволивших 88 проц. военнослужащих, имеющих право на дотации, воспользоваться ими. Размеры пособий в связи с увольнением составляют 125-140 млн евро, а компенсаций - от 128 до 142 млн. На переобучение увольняемых из армии расходуется 15-25 млн евро в год.

На реализацию основных программ закупок вооружений, развитие начальной стадии НИОКР и поддержание в постоянной боевой готовности военной техники в 2006 году выделено 15,7 млрд евро (в 2005-м - 15,2 млрд). Кроме того, оплачена поставка в войска следующих ВВТ: 14 самолетов «Рафаль» (12-для ВВС и двух - для ВМС); восьми «Супер Этандар»; 160 крылатых ракет «Скалп EG»; 16 новых управляемых авиабомб AASM; девяти боевых вертолетов (в том числе семи «Тигр»); 34 танков «Леклерк»; 66 БРМ; 32 БМТВ AMX-10RC; 358 комплектов автономного снаряжения пехотинца FELIN; 306 БТР VAB; одного фрегата проекта «Горизонт»; 60 ракет ASTER; 272 УР MICA класса «воздух - воздух» (192 - для ВВС и 80 - для ВМС); системы спутниковой связи SYRACUSE IIIB; 26 комплектов систем связи RITA.

Значительно увеличены в 2006 году ассигнования на реализацию программ НИОКР и развитие передовых технологий. Они выделяются на решение двух целевых бюджетных задач: «Оборона» и «Научные исследования и высшее образование» и составляют 1 467 млн евро, из них 601 млн (по сравнению с 2004 годом сумма увеличилась на 60 проц.) предназначен для проведения исследований на стадии промышленной разработки. По заявлению министра обороны, сделанному в июне 2005 года, к 2008-му эти расходы достигнут почти 700 млн евро.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ФРАНЦИИ В 2006 ГОДУ

ФИНАНСИРОВАНИЕ ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ФРАНЦИИ В 2006 ГОДУ

ФИНАНСИРОВАНИЕ ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ФРАНЦИИ В 2006 ГОДУ

Рост затрат позволит расширить фундаментальные исследования и активнее внедрять инновационные методы, в частности ускорить запуск крупномасштабных демонстрационных моделей боевых беспилотных летательных аппаратов, разрабатываемых в рамках европейской кооперации.

В действующем с 1 июля 2005 года новом «Законе о статусе военнослужащих» подчеркивается важность получения военнослужащими новой профессии, даются основные направления работы по привлечению на военную службу молодых французов.

Одним из приоритетных направлений военной политики остается поддержание уровня технической надежности вооружения и военной техники в состоянии боевой готовности, уровень которой в настоящее время превышает 90 проц. Определенные трудности сохраняются из-за устаревших образцов ВВТ в сухопутных войсках и надводном флоте. Требуют вложения финансовых средств парк авиационной техники всех видов ВС и бронетанковая техника жандармерии. На эти цели проектом бюджета предусмотрено выделение 3 млрд евро.

Важное место в перспективном плане отводится Европейскому агентству по вопросам обороны, созданному в 2004 году и предназначенному для обеспечения сотрудничества между странами в области создания и производства различных видов ВВТ, совместного проведения научных исследований (как военных, так и гражданских) и решения других вопросов европейского сотрудничества. Первый бюджет агентства, принятый в ноябре 2004 года министрами обороны стран-участниц, предусматривал выделение на 2005-й 19,9 млн евро, из них 16 проц. всех затрат, то есть 3,21 млн, приходится на Францию. В 2006 году на деятельность этой структуры выделены 23 млн евро. Основными партнерами агентства являются Аппарат генерального уполномоченного по вооружению МО (DGA) (со стороны Франции) и объединенная организация сотрудничества в области вооружений (OCCAR). DGA работает с агентством по конкретным проблемам, в число которых входят, в частности, прогнозирование боевых возможностей, создание систем разведки, оптимизация европейской базы оценки обстановки и тестирования ВВТ, европейский рынок ВВТ. Вторая организация в составе Франции, Германии, Италии, Великобритании, Бельгии и Испании является головной по многим крупным совместным программам разработки и производства ВВТ, таких как: военно-транспортный самолет нового поколения А400М, боевой вертолет «Тигр», технические системы, комплексы и средства ПВО, управляемая ракета «Метеор» класса «воздух - воздух», а также технологические демонстрационные образцы. К 2010 году, по мнению международных экспертов, возможна интеграция OCCAR в Европейское агентство по вопросам обороны.

Основные финансовые средства, направляемые на исследования перспектив развития стратегической обстановки, сбор разведывательной информации, а также на развитие перспективных технологий, сосредоточены в двух бюджетных программах: «Прогнозирование военной политики с учетом развития международной обстановки» и «НИОКР двойного назначения».

На реализацию первой программы выделено 1,8 млрд евро, 0,3 проц. из которых предназначены для проведения анализа стратегической обстановки, 2,6 проц. - на прогнозирование строительства вооруженных сил, 30,2 проц. средств направлено на сбор и использование данных, связанных с безопасностью Франции, 59,5 проц. - на обеспечение развития технологий и возможностей промышленности, 0,8 проц. - на обеспечение экспорта вооружений, 6,6 проц. - на развитие военно-дипломатических связей.

В 2005 году во Франции впервые был опубликован перспективный план развития технического оснащения вооруженных сил, рассчитанный на 30-летний период (2005-2035). В нем дается подробный анализ развития новых технологий, а также приводятся сценарии возникновения конфликтов и вероятных угроз, указаны основные направления, принципы, а также приоритетные области научных исследований.

На развитие НИОКР из 200 млн евро 82,5 проц. направлено на исследования в области авиации и космоса, 10 проц. - на исследования в области наук о «живых системах», 2,5 проц. - на исследования в области развития информатики и связи, 5 проц. - на развитие прочих видов исследований и технологических разработок двойного назначения. За проведение научных разработок в области авиации и космоса несет ответственность Национальный центр космических исследований (CNES). Исследования по другим направлениям проводятся под руководством Комиссариата по атомной энергии (СЕА), Национального центра научных исследований (CNRS), научных лабораторий университетов и Национального агентства содействия научным исследованиям (ANVAR).

Приоритет в финансировании целевой бюджетной статьи «Оборона» отдан программе «Боевая подготовка и текущая деятельность вооруженных сил». В ее рамках из общей суммы расходов (20,9 млрд евро) 15,4 млрд евро направлено на содержание личного состава, 4,9 млрд - на текущую деятельность ВС, 511 млн составляют инвестиционные расходы, 115 млн -затраты на участие вооруженных сил в боевых действиях в случае возникновения кризисных ситуаций и конфликтов. Кроме того, в соответствии с программой строительства и технического оснащения ВС на 2003-2008 годы определены годовые нормативы боевой подготовки: для полевых занятий частей и подразделений СВ- 100 сут; продолжительность подготовки ВМС с выходом кораблей в море- 100 сут; налет летчиков боевых самолетов - 180 ч, а летчиков транспортной авиации - 400 ч.

Основными целями, на которые направлена эта программа, являются: укрепление координации действий между видами вооруженных сил и между союзниками по Североатлантическому союзу; развитие «стратегии ядерного устрашения»; укрепление боевых возможностей ВС для участия в военных действиях за пределами национальной территории; обеспечение защиты национальной территории, воздушного и морского пространства страны; привлечение на военную службу заинтересованных высокопрофессиональных кадров с наименьшими издержками; совершенствование боевой подготовки и оперативных возможностей; поднятие уровня технической надежности вооружения и военной техники; улучшение положения административно-хозяйственных служб всех видов ВС.

На реализацию этих целей и выполнение ВС поставленных перед ними задач из бюджета выделены 21,6 млрд евро. Из этой суммы 4 проц. (866 млн евро) предназначены для планирования использования средств вооруженной борьбы и ведения боевых действий, 46 проц. (9,9 млрд евро) - для текущей деятельности сухопутных войск, 21,4 проц. (4,6 млрд евро)-ВМС, 22,1 проц. (4,8 млрд евро) -ВВС, 5,3 проц. (1,2 млрд евро) - МТО видов ВС, 1,2 проц. (250 млн евро) -для проведения боевых операций за пределами национальной территории.

Второй важной программой в рамках целевой задачи «Оборона» явля» ется программа технического оснащения вооруженных сил. По бюджету на 2006 год оплачена поставка ВВТ на сумму 10,5 млрд евро. 17,6 проц. из этих средств направляется сухопутным войскам, 28,4 проц. - ВМС, 12,7 проц. - ВВС, 21,5 проц. составляют средства, не классифицированные по видам ВС, 19,8 проц. - на финансовое сопровождение разработки программ вооружений. Вопросы реализации программы технического оснащения ВС являются компетенцией руководства начальника штаба вооруженных сил, Аппарата генерального уполномоченного по вооружению МО (DGA) и решаются в соответствии с основными направлениями военной политики и программой строительства и технического оснащения ВС.

В 2006 году для французских вооруженных сил заказано 30 проц. необходимого количества ракет ASMP-A, один авианосец, ПЛА «Барракуда», 5 045 комплектов автономного снаряжения пехотинца FELIN, 44 модернизированных БМТВ AMX-10RC, 55 легких БМП VBL, 50 крылатых ракет морского базирования, 11 модернизированных самолетов-заправщиков С-135, 130 УР MICA класса «воздух - воздух» для ВВС.

Новая ПЛА «Барракуда» предназначена для замены шести ПЛА типа «Рубис». Спуск первой лодки запланирован на 2006 год, ввод в боевой состав ВМС страны - на 2014-й.

Таким образом, по мнению многих зарубежных военных экспертов, выделяемые по проекту бюджета министерства обороны в 2006 году средства «гарантируют внутреннюю и внешнюю безопасность Франции, необходимый уровень технического оснащения вооруженных сил и развитие тесных военно-экономических и военно-технических связей в рамках европейского сотрудничества».


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации